- Коммерческое право

Тема 7. Социальная защита семьи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема 7. Социальная защита семьи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Что такое органы опеки и попечительства многие знают не понаслышке. Но чем отличаются два этих понятия? И то, и другое – это предусмотренные законодательством правовые формы защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, которые не способны полностью или частично реализовать их самостоятельно.

Что собой представляет опека и попечительство

Попечительство устанавливается над лицами, которые имеют ограниченную дееспособность, а вот опека – над теми, кто полностью недееспособен.

Общая характеристика органов опеки и попечительства указывает на то, что к их компетенции относят случаи, когда дети по тем или иным причинам остаются без присмотра родителей, или лицо признается судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

Хотя опекуны и попечители в юридическом смысле не приравниваются к родителям, они выполняют те же функции.

Существуют разные модели формирования вышеупомянутых органов, а непосредственный статус органов опеки и попечительства со временем претерпевал изменения.

Принципы работы в области социальной защиты семьи

Работа в сфере социальной защиты семьи основана на определённых принципах:

  • уважительное отношение к достоинствам, правам, интересам ребёнка, а также всеобъемлющее развитие ребёнка являются приоритетными;
  • социальные службы обязаны быть компетентными и объективными при оценке внутрисемейного климата, уважая при этом неотъемлемые права родителей;
  • сотрудники служб социальной помощи, работая с семьями, обязаны неукоснительно соблюдать конфиденциальность в тех случаях, когда риск совершения над детьми физического и психологического насилия отсутствует;
  • применение контролирующих мер должно иметь обоснование;
  • необходимо постоянно отслеживать возникновение потенциально неблагоприятных ситуаций в семьях.

Выплата за постановку на учет в ранние сроки беременности

Выплата при постановке на учет в женской консультации сейчас составляет 708,23 рубля (с 1 февраля 2021 года). Встать на учет надо в первые три месяца беременности.

Также нужно работать по трудовому договору или, если вы были уволены, стоять на бирже труда. К этой выплате в зависимости от региона могут быть надбавки.

В апрельском Послании Федеральному Собранию Владимир Путин предложил предусмотреть для женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности и находящихся в трудной материальной ситуации, ежемесячную выплату. «В среднем по стране размер такой выплаты составит 6 350 рублей в месяц», — сказал он.

Поправки об этом могут рассмотреть на заседании Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов в Госдуме 19 мая.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

  • Доступное здравоохранение и образование;

  • Пенсионное обеспечение;

  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;

  • Предоставление льгот;

  • Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

  • Благотворительность;

  • Добровольное социальное страхование;

  • Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

  • обеспечение пенсиями;

  • обеспечение пособиями;

  • бесплатное медицинское обслуживание;

  • предоставление санаторно-курортного лечения;

  • социальная помощь семьям, имеющим детей;

  • обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

  • пенсионеры, в том числе одинокие;

  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;

  • безработные;

  • чернобыльцы;

  • инвалиды;

  • дети сироты;

  • многодетные семьи;

  • малообеспеченные граждане;

  • матери-одиночки;

  • граждане, не имеющие постоянного места проживания;

  • инфицированные ВИЧ.

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Пенсионное обеспечение семей с детьми

Назначение пенсии по случаю потери кормильца семьям, имеющим детей, предусмотрено федеральными законами от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»1, от 15 декабря 2001 года № 166 — ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе-дерации» и законами Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»3 и от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Если следовать определению понятия «трудовая пенсия» и понятию «пенсия по государственному пенсионному обеспечению», данным в соответствующих законах, то пенсию по случаю потери кормильца можно определить, как ежемесячную денежную выплату, которая представляется членам семьи умершего гражданина при наличии предусмотренных законодательством условий в целях компенсации им дохода, утраченного в случае потери кормильца, производимую из Пенсионного фонда или федерального бюджета.

Право на пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеют предусмотренные статьей 9 нетрудоспособные члены семей граждан Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, когда полностью отсутствует страховой стаж (хотя бы один день), а также, если смерть наступила вследствие совершения им умышленного уголовно-наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью и это установлено в судебном порядке.

По общему правилу право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Гражданским кодексом Российской Федерации предусматривается, что гражданская дееспособность возникает по достижении 18 летнего возраста, за исключением случая вступления в брак до достижения 18-летнего возраста, когда гражданин приобретает ее в полном объеме со времени вступления в брак.

Читайте также:  Удлиненный отпуск 42 и 56 дней: кому и какой вид предоставить

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети (в том числе усыновленные) умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они обучаются по очной форме в образовательных учреждениях (за исключением дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до 23 лет или старше этого возраста, если они до достижения 18 лет стали инвалидами.

При условии, что братья, сестры и внуки умершего кормильца не имеют трудоспособных родителей, находились на иждивении умершего, они также относятся к числу нетрудоспособных членов семьи умершего при соблюдении условий по возрасту, указанных по отношению к детям умершего.

К числу нетрудоспособных лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, закон относит также одного из родителей или супруга, деда, бабушку, независимо от возраста и трудоспособности, а также брата или сестру умершего кормильца либо его ребенка, достигших возраста 18 лет, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет. Обязательным условием в этом случае является, чтобы указанные лица не работали. В отношении лиц, занятых уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, факт иждивения не требуется.

Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено назначение этого вида пенсий лишь членам семей граждан, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, сержантов и старшин, а также членам семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф. Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные лица из числа граждан Российской Федерации или иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживавших на территории Российской Федерации, при соблюдения условий, предусмотренных статьей 8 — в отношении членов семей военнослужащих и статьей 10 — в отношении членов семей граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.

  1. Аверин, А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие/ А.Н. Аверин. — М.: РАГС, 2010. — 124 с.

    2. Волгин, Н.А. Социальная политика: учебник/ Н.А. Волгин.- М.: Экзамен, 2003. — 735 с.

    3. Журавлёва, Г.П. Экономическая теория / Г.П Журавлева. — М: Экономист, 2009. — 405 с.

    4. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник./ С.Н. Ивашковский. — М.: Дело, 2002. — 472 с.

    5. Игнатов, В.Г. Экономика социальной сферы: учебное пособие / В.Г. Игнатов. — М.: Издательский центр «МарТ», 2005. — 528 с.

    6. Лаврентьева, И.П. Социальная политика и управление в социальной сфере: учебное пособие/ В. В. Кузнецов, В. В. Григорьев. — Ульяновск: УлГТУ, 2009. — 129 с.

    7. Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х / Под ред. Т.М. Малевой / Н.В. Зубаревич, Д.Х. Ибрагимова и др.; Независимый институт социальной политики. — М.: НИСП, 2007. — 432 с.

    8. Радугин, А. А. Социология: Курс лекций/ А.А Радугин, К.А Радугин. — 3-е изд.- перераб. и доп. — М.: Центр, 2001. — 446 с.

    9. Трунин, С.Н. Экономика труда: учебник/ С.Н. Трунин. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. — 496 с.

    10. Управление персоналом: Учебник / Общ. ред. А.И. Турчинова. — М.: Изд-во РАГС, 2012. — 488 с.

    11. Фокина, О.А. Основы социальной защиты: Учебник/ О.А. Фокина. — М.: ВИА, 2013.- 290 с.

    12. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учебное пособие./ Е.И. Холостова. — 2-е изд. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и Ко », 2005. с. 532.

Социальная защита семьи в Российской Федерации на современном этапе

Работа в сфере социальной защиты семьи основана на определённых принципах:

  • уважительное отношение к достоинствам, правам, интересам ребёнка, а также всеобъемлющее развитие ребёнка являются приоритетными;
  • социальные службы обязаны быть компетентными и объективными при оценке внутрисемейного климата, уважая при этом неотъемлемые права родителей;
  • сотрудники служб социальной помощи, работая с семьями, обязаны неукоснительно соблюдать конфиденциальность в тех случаях, когда риск совершения над детьми физического и психологического насилия отсутствует;
  • применение контролирующих мер должно иметь обоснование;
  • необходимо постоянно отслеживать возникновение потенциально неблагоприятных ситуаций в семьях.

В кабмине с предложениями спикера Совета Федерации согласились. К 2024 году в России будет создана единая модель подчинённости организаций для детей-сирот и органов опеки и попечительства в регионах, рассказала вице-премьер Татьяна Голикова. Управление системой отойдёт одному министерству, а от части полномочий опеку освободят уже в ближайшем будущем. Впредь обеспечивать жильём детей-сирот будет Минстрой — такое решение кабмина, по словам Голиковой, уже фактически состоялось.

Минпросвещения со своей стороны запустит в педвузах отдельное направление по подготовке кадров для сферы опеки и попечительства. Готовить будут не только новых специалистов, но и повышать квалификацию уже работающим, уточнил глава ведомства Сергей Кравцов.

Межведомственное согласование в кабмине проходит проект закона, который установит понятие «сопровождения» в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сопровождение в данном случае подразумевает и консультативную, и психологическую, и педагогическую, и юридическую, и социальную помощь выпускникам детдомов и интернатов, а также опекунам и попечителям, принявшим на воспитание таких детей, уточнила Татьяна Голикова.

Организация социальной защиты семьи в РФ

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

  • Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;

  • Меры по преодолению безработицы;

  • Поддержка многодетных семей;

  • Выплата пособий на детей;

  • Контроль за соблюдением прав детей.

В результате проделанной работы приходим к следующим выводам.

Государственная семейная политика представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального характера, адресованных непосредственно семье. От эффективности этой политики зависит не только благополучие каждого человека, но и общества в целом.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют об углублении долгосрочных тенденций изменения семьи и влиянии на положение российских семей социально-экономических, политических, социокультурных условий переходного периода. На функционирование семей воздействуют объективные процессы изменения брачно-семейных отношений, характерные для всех экономически развитых стран: семья становится более независимой от социального окружения, растет доля семей, простых по структуре, состоящих из двух человек.

Динамика числа семей и семейная структура населения определяется снижением рождаемости и уменьшением числа детей в семьях, ростом числа разводов, увеличением доли внебрачных рождений.

По таким показателям уровня жизни, как имущественная обеспеченность и жилищные условия, российские семьи во многом отстают от семей развитых стран. Отрицательно влияет на экономический потенциал семей растущий уровень безработицы.

Тем не менее, ценность семьи и семейного образа жизни остается для россиян очень высокой. В весьма напряженной социально-психологической атмосфере, свойственной большинству семей, стали появляться и некоторые положительные тенденции, в частности формируется осознанное желание родителей иметь ребенка независимо от материальных условий.

Семья остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, социализации подрастающего поколения.

С принятием указа Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» впервые в нашей стране семейная политика получила государственный статус и официальное определение. В ряде регионов разработаны и осуществляются целевые программы семейной политики, расширяется сеть учреждений социальной помощи семье и детям.

Развитие системы социального обслуживания семей является необходимым звеном в целостной системе мер, ориентированных на улучшение сферы социального обслуживания населения. Важнейший шаг в этом направлении — Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения РФ».

Федеральные мероприятия семейной политики в России дополняются мерами, принимаемыми и реализуемыми на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Необходимость совершенствования семейной политики на региональном и местном уровне обусловлена, прежде всего, общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие. Однако интересы и возможности семьи реализуются сегодня крайне недостаточно. Становление полноценной семейной политики в стране осложняют неразвитость законодательной базы семейной политики, стратегий, практических механизмов и технологий ее реализации; недооценка семейной политики как самостоятельного направления государственной деятельности, прежде всего на федеральном уровне; отсутствие среднесрочной программы стабилизации, укрепления и развития социального института семьи, соответствующих механизмов и технологий ее реализации; совокупность объективных и субъективных факторов, вынуждающих сохранять остаточный принцип финансового, материально-технического, кадрового обеспечения политики в отношении семьи.

Читайте также:  Новый порядок применения пониженных тарифов страховых взносов с 2023 года

Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка и реализация стратегий и механизмов, позволяющих активно развивать потенциал семьи на основе совершенствования ее отношений с государством, более полной реализации институциональных прав и потребностей. Семейная политика, дополняя и углубляя общесоциальные меры, призвана содействовать решению специфических проблем семьи, что имеет особое значение в период проведения реформ.

Необходимо разрабатывать такие меры семейной и демографической политики, которые будут адекватными для разрешения существующих демографических проблем. Иначе семья как социальный институт будет все более и более разрушаться, а население страны — сокращаться в условиях низкой рождаемости.

Одним из путей совершенствования работы в данной сфере может стать создание попечительского совета с включением в его состав представителей не только муниципальных учреждений, но и представителей общественных, политических организаций, коммерческих структур. Попечительский совет возьмет на себя функции по созданию внебюджетного фонда социальной поддержке семей района.

Рассмотренный комплекс мероприятий позволили бы сделать работу муниципальных органов по социальной защите семьи более эффективной, адресной, что, безусловно, способствовало бы более успешной реализации государственной социальной политики в России.

Источник соцстраха — накопления на спец. счетах, созданных Правительством РФ. Целью финансирования служит предоставление государственных гарантий, когда наступят следующие ситуации:

  • временная нетрудоспособность;
  • беременность, роды;
  • рождение детей;
  • уход за ребенком;
  • похороны;
  • оздоровление при санитарно-курортном лечении.

Из фонда социального страхования компенсируются риски, из-за чего потеряна трудоспособность, заработная плата. Формируется капитал страховыми взносами, начисленными работодателями работникам. Обязательное страхование поддерживается государством. Добровольное, как коллективная взаимопомощь, служит дополнением к обязательному соцстраху.

Деятельность всех социальных служб на территории Российской Федерации, которые оказывают социальную поддержку уязвимым слоям населения, оказывают социально-бытовые, медицинские, педагогические и правовые услуги, а также материальную помощь на разных уровнях (пенсии, льготы, стипендии, выплаты) являются элементами социального обслуживания.
Также социальное обслуживание включает в себя проведение мероприятий по социальной адаптации и реабилитация граждан из уязвимых слоев населения, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а также вынужденные переселенцы, сироты, инвалиды, пенсионеры. Таким образом, разнообразие деятельности и пути ее реализации делают социальное обслуживание отдельное отраслью социальной сферы.

Замечание 1

Социальное обслуживание может быть успешно обеспечено только в том случае, когда все органы, выполняющие эту функцию, взаимодействуют друг с другом. К тому же, большую роль играет самый главный, высший орган, который регулирует работу более мелких учреждений (региональных, областных, городских, и даже тех, что существуют на территории сельской местности, хотя это происходит крайне редко).

В социальной защищенности остро нуждаются граждане в экономически нестабильном государстве. Признаки такой неустойчивости:

  • усиленное расслоение общества;
  • обнищание населения;
  • рост безработицы.

Одним обеспечением решить все проблемы СЗН нельзя, так как нужно устранить вопросы:

  • труда — снизить безработицу, установить МРОТ;
  • жилья — сократить очереди на социальные квартиры;
  • семьи и брака — установить государственную поддержку, разработать нормы прав и обязанностей между супругами, детьми с родителями.

В жизни много проблем, каждую из которых решает отдельный орган власти, но без управления социальной защиты населения, совместного взаимодействия различных структур для снижения материальной разницы между категориями граждан нельзя добиться государства с демократичным обществом.

Основным источником регулирования семейно-правовых отношений в нашей стране наряду с Конституцией РФ является СК РФ.

Действующий СК РФ пришел на смену Кодексу о браке и семье РСФСР. Целью СК РФ является закрепление основных принципов построения семейных отношений, прав и обязанностей членов семьи, гарантий защиты их прав и интересов.

В СК РФ отражены важнейшие вопросы семейного права: заключение и прекращение брака, признание его недействительным; права и обязанности супругов, родителей и детей; формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Введение
  • Глава 1.Теоретико-правовые характеристики социальной защиты семьи
  • 1.1. Понятие социальной защиты семьи и основы его сущности
  • 1.2. Группа риска, как фактор развития семейного неблагополучия
  • 1.3. Законодательство России в области социальной защиты семьи
  • Глава 2. Практико-правовые основы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении
  • 2.1. Социально–педагогическая помощь семье
  • 2.2. Работа в средней образовательной школе с детьми «группы риска»
  • 2.3. Модель социальной работы в технологиях комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав
  • 2.4. Документационное обеспечение работы с проблемными детьми
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семьи имеет государственная, экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семьи.

Главные ориентиры государственной политики в отношении молодой семьи определяются основными направлениями государственной семейной политики, закрепленными Указом Президента Российской Федерации от 14.05.96 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Исходя из этого документа субъектами государственной политики в отношении молодой семьи выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, международные организации, юридические и физические лица. Объектом государственной семейной политики является семья, в том числе и молодая семья. Однако ее статус как объекта этой политики не означает пассивной роли молодой семьи в решении разнообразных проблем. Молодая семья должна постепенно становиться одним из активных социальных субъектов процесса реализации мер государственной семейной политики.

Принципы государственной политики в отношении молодой семьи: партнерское взаимодействие государства, общества и молодой семьи; целостность и непротиворечивость государственной политики в отношении молодой семьи; единство социально-экономического, образовательно-воспитательного и правового пространства; дифференцированный подход к различным типам семей; социальная субъектность семьи; социальная преемственность поколений; гуманизм.

Совокупность указанных принципов определяет концептуальные основы государственной молодежной семейной политики, позволяет сформулировать ее цели и задачи, определить стратегические приоритеты.

Целью государственной политики в отношении молодой семьи является становление и развитие благополучной молодой семьи и улучшение качества ее жизни; обеспечение выполнения молодой семьей социально-демографических функций, в т.ч. стимулирование рождаемости детей и их воспитания.

Задачами государственной молодежной семейной политики являются:

  • законодательное предоставление молодой семье самостоятельного социального статуса объекта государственной семейной политики и практическая реализация потенциала этого статуса во всех сферах ее жизнедеятельности;
  • обеспечение государством соблюдения прав молодой семьи в решении социальных проблем;
  • совершенствование системы государственных социальных гарантий для обеспечения достижения уровня благосостояния молодых семей;
  • укрепление института российской семьи на основе народных традиционных социокультурных ценностей, духовности и национального образа жизни;
  • формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, пропаганда семейного образа жизни, повышение престижа социально-благополучной семьи;
  • обеспечение сохранения семейной среды как среды личностного саморазвития и самореализации супругов, воспроизводства, воспитания и развития детей — полноценных граждан российского общества;
  • учет интересов молодой семьи в процессе духовно-нравственного, экономического и социокультурного развития общества при разработке и реализации разнообразных федеральных и региональных программ, в деятельности органов власти и управления различных уровней;
  • оказание содействия молодой семье в подготовке и реализации ее воспитательной функции по социализации супругов и детей, в развитии культуры семьи, в том числе родовой культуры;
  • поддержка развития молодой семьи как субъекта собственности и предпринимательства, направленных на формирование новых источников доходов, обеспечивающих достижение экономического благополучия молодой семьи;
  • обеспечение возможности молодой семье самостоятельно достичь уровня доходов, достаточного для ее стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций и репродуктивных установок;
  • оказание молодым семьям необходимой информационной поддержки в ее становлении и стабильной жизнедеятельности;
  • развитие и поддержка общественных организаций молодых семей.

В частности, социальная защита семьи — это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержание в норме психологического здоровья семьи; взаимодействие со школой и производством, социальными службами; обучение детей ведению домашнего хозяйства и т.д.

Читайте также:  Повышение пенсии инвалидам 1, 2 и 3 группы и индексация ЕДВ в 2023 году

Социальная защищённость семьи формируется путём дифференциации проектов и программ развития различных категорий семей, создания разнопрофильных центров социальной помощи семье и детям, развитием сети специальностей и специализаций работников социальной сферы, повышения психолого-педагогической, медико-социальной и юридической грамотности семей в системе родительского всеобуча, сети консультационных пунктов и т.д.

Особое место в ней занимает социальная защита детства, включающая в себя предупреждения педагогического травматизма и эмоциональной отверженности, профилактику внутрисемейного (родительского) насилия, профориентацию детей и под��остков, демократизацию отношений взрослых и детей, регламентацию труда подростков и т.д.

Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Цель его работы — создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

  • Советник — информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
  • Консультант — консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
  • Защитник — защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально — педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

  • Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
  • Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая социально — педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально — психологическую поддержку и коррекцию.

  • Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
  • Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно — психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

Посреднический компонент социально — педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

  • Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок — продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
  • Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
  • Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
  • Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями — путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризис-интервентную и проблемно-ориентированную модели взаимодействия.

Кризис-интервентная модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

Такие неблагоприятные периоды сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого-педагогические проблемы.

Целью государственной поддержки семьи в Российской Федерации является обеспечение государством необходимых условий для исполнения семейных обязанностей и повышения качества жизни семьи.

Приоритетными направлениями государственной поддержки семьи в Российской Федерации являются:

-установление и реализация государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей;

-обеспечение экономической самостоятельности и стабильного материального положения семей, преодоление бедности;

-гарантия работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

-создание условий для развития индивидуальной трудовой деятельности и семейного предпринимательства;

-обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни;

-оказание помощи семье в области воспитания и образования детей;

-формирование социальной инфраструктуры для семей, системы социального обслуживания семей;

-обеспечение материальной и социальной поддержки семей;

-обеспечение условий для наиболее полной реализации потребностей семьи в детях;

-профилактика социального сиротства;

-предупреждение насилия в семье;

-проведение экспертизы законопроектов с точки зрения оценки влияния предлагаемых мер на улучшение положения семьи.

Государственная поддержка семьи в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

самостоятельность и автономность принятия семьей решений относительно своего развития. Экономические, правовые и иные меры государственной семейной политики способствуют саморазвитию семьи, предоставляют семье возможность выбора форм государственной поддержки;

равенство семей и всех членов семей в праве на государственную поддержку независимо от социального положения членов семей, их национальности, места жительства и религиозных убеждений;

приоритет интересов каждого ребенка независимо от того, в какой семье он воспитывается. Меры государственной поддержки семьи направляются на обеспечение выживания и защиты ребенка, его полноценного физического, психического, интеллектуального и социального развития;

равноправие мужчин и женщин в распределении семейных обязанностей, а также в предоставлении им возможностей самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности;

последовательность принятия мер по государственной поддержке семьи на федеральном и региональном уровнях; обеспечение предоставления семье установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот, их дополнение на региональном уровне;

партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;

принятие государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, вызванных вынужденной миграцией, войнами и вооруженными конфликтами, возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществление дифференцированного подхода к предоставлению гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на основе трудовой деятельности;

преемственность и стабильность в оказании государственной поддержки семье, сохранение достигнутых социальных гарантий и дальнейшее развитие системы социальных гарантий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *