Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экономические преступления: понятие и классификация». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начнем с главного — с определений. Общее определение преступления, установленное уголовным законом, сформулировано следующим образом. Экономическое преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее УК РФ) под угрозой наказания. Если с виновностью и запрещением все более-менее понятно, то понятие общественной опасности вызывает вопросы.
Понятие преступлений в сфере экономики
Общественная опасность — материальный признак преступления, раскрывающий его социальную сущность. Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. Закон не содержит подробного перечня тех групп общественных отношений, которые взяты под защиту уголовного закона. Виды этих общественных отношений можно увидеть в статье 2 УК РФ: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
Для целей этой статьи уяснение понимания общественной опасности, как мне кажется, имеет ключевое значение.
Экономические преступления: определение и виды
Экономические преступления или преступления в сфере экономики — это виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные УК РФ под угрозой наказания и посягающие на нормальное функционирование экономики России.
К преступлениям в сфере экономики УК РФ относит следующие:
1) преступления против собственности (т.е., те, которые посягают на чужие имущественные интересы). Их перечень дан в главе 21 УК РФ (ст. 158 — 168), сюда относятся: кража, мошенничество, грабеж, разбой и др.;
2) преступления в сфере экономической деятельности (они посягают на установленный законодательством порядок осуществления предпринимательской, финансовой и иной экономической деятельности). Такие преступления содержатся в главе 22 УК РФ (ст. 169 — 200.7), например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, незаконное предпринимательство, принуждение к совершению сделки, фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов, различные виды контрабанды и т.д.;
3) преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (умышленные преступления в отношении нормального (законного) функционирования отдельных коммерческих или иных организаций в различных сферах деятельности, которые могут нанести или нанесли существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства). Будучи перечисленными в главе 23 УК РФ (ст. 201 — 204.2), они включают: злоупотребление полномочиями руководителем организации, коммерческий подкуп и некоторые другие.
Идея появления в российском уголовном законодательстве проступка не нова. Еще в 2018 году ВС РФ вносил в Госдуму законопроект о переводе в эту категорию 80 уголовных составов, которые не предусматривают наказания в виде лишения свободы. Однако правительство высказалось против — не определены источники финансирования реализации этой идеи, и не учтены интересы потерпевших, которым причинен вред. Как следствие, проект так и не был принят, а ВС РФ решил и вовсе отозвать его в связи с разработкой нового.
На этот раз идеи ВС РФ оказались еще более смелыми — уголовными проступками должны стать 112 видов преступлений, совершенных впервые. Среди них не только относящиеся к небольшой тяжести, но и ряд преступлений их категории средней, за которые полагается лишение свободы.
«С учетом статистических данных о судимости за 2019 год категория уголовного проступка потенциально может быть распространена на 82 668 лиц, в том числе на 60 698 (71,22%) лиц, совершивших преступления в сфере экономики», — говорится в сопроводительных материалах к проекту.
При этом ВС РФ убежден, что реализация его инициативы не потребует дополнительного финансирования.
Позитивные предложения
Эксперты положительно оценивают проект ВС РФ. Советник Федеральной палаты адвокатов (ФПА) РФ Евгений Рубинштейн считает, что отказ от привлечения к уголовной ответственности «позволит снизить уровень влияния правоохранительной системы на бизнес». Он надеется, что суды смогут «более свободно и независимо отправлять правосудие, понимая, что приговоры за совершение уголовного проступка не повлекут значимых последствий для судьбы человека».
По мнению адвоката из коллегии «Муранов, Черняков и партнеры» Антона Киреева, инициатива ВС РФ «носит позитивный характер и соотносится с политикой последних лет, направленной на декриминализацию преступлений в сфере экономики». Более того, она выгодна потерпевшим, так как проект стимулирует виновных возмещать причиненный ущерб. «На сегодняшний день интересы потерпевшего от преступления зачастую уходят на второй план, а обвинительный приговор не приводит к возмещению причиненного ущерба», — констатирует он. Между тем в случае, если правонарушение будет классифицировано как проступок, совершивший его человек не сможет избежать выплаты компенсации. «Институт уголовного проступка предлагается применять только в случае возмещения виновным ущерба», — объясняет Киреев.
«Введение в уголовный кодекс категории «уголовный проступок» дает шанс на исправление без применения таких серьезных последствий, как уголовное наказание и судимость», — указывает управляющий партнер юркомпании «Проценко и партнеры», адвокат Татьяна Проценко.
При этом Киреев считает, что в законопроекте нужно расширить права подозреваемого и обвиняемого и разрешить им обращаться в суд с ходатайством о прекращении уголовного дела за совершение проступка и назначения иной меры уголовно-правового характера. Сейчас такая возможность предоставлена только следователю и дознавателю.
Советник ФПА РФ Игорь Пастухов тоже позитивно оценивает новации, но признает, что предложения ВС РФ не смогут исключить полностью возможность давления на предпринимателей с использованием уголовного законодательства. «Но, по крайней мере, они максимально минимизируют причиняемый подобным давлением ущерб предпринимательской активности», — надеется он.
Захват предприятия: пробелы в законодательстве, пути решения
Неточная, а иногда и не отвечающая реальным действиям диспозиция норм УК РФ не дает достаточные правовые предпосылки ее применения. В качестве примера можно привести понятие «захват предприятия» (речь идет о рейдерстве).
Во всех ситуациях рейдерства в РФ можно увидеть нарушение норм гражданского, финансового, уголовного и административного права. В уголовно-правовом аспекте важно помнить о противоправных захватах компаний, о чем говорил и Д.А. Медведев. По его мнению, рейдерство – это крайне враждебная форма корпоративного захвата и поглощение чужой собственности, чужого бизнеса.
По мнению В.В. Староверова практически 90% незаконных действий такого типа обременены рядом правонарушений. Речь идет о том, что происходит злоупотребление должностными полномочиями, фальсифицируются доказательства, происходит самоуправство.
Речь идет об угрозе убийств и причинения тяжкого вреда здоровью, о похищении людей, мошенничестве, которое совершается группой людей по предварительного сговору, о вымогательстве, преднамеренном банкротстве, понуждении к совершению сделок или к отказу от их реализации, о нарушениях неприкосновенности частной жизни, о незаконном получении и разглашении информации, которая является коммерческой или банковской тайной, о нарушении тайны переписки, телефонных разговоров и других видов сообщений, о злоупотреблении во время выпуска ценных бумаг, о подделках, изготовлении и сбыте поддельной документации, штампов и печатей, о похищении или повреждении документов, штампов и печатей. Все из этого множества незаконных действий влекут за собой соответствующую, а в ряде ситуаций и не одну статью УК РФ.
Исходя из этого, кульминация экономического криминала этого рода связан с одной стороны с тем, что доход от рейдерства, по мнению юристов, намного выше доходов, которые получают от продажи наркотиков. Если потратить один миллион на то, чтобы осуществить корпоративный захват крупной компании, то можно получить до сорока миллионов в качестве прибыли. С другой стороны, данный процесс подпитывает высокий уровень коррумпированности представителей российской власти, в частности речь идет о правоохранительных и судейских структурах. Также не следует забывать и о том, что особое влияние на ситуацию оказывает несовершенство российского законодательства в направлении отношений корпоративной собственности.
В последнее время юридическая литература не раз поднимала тему внесения изменений и дополнений в УК РФ, которые будут направлены на совершенствование структуры правового регулирования противодействия рейдерству. И федеральный закон №147-ФЗ от 01.07.2010 разрешил данный вопрос.
Способы совершения преступлений
Современный криминальный мир может «похвастать» множеством схем совершения экономических преступлений, которые постоянно совершенствуются.
Способы совершения преступлений в сфере экономики | |
Схема | Описание |
Проведение формальной инвентаризации | Товар отсутствует на складе, но в документах он учтен |
Махинации с технологическим процессом | Нарушение технологических норм с целью скрыть недостачу |
Списание | Проводящее инвентаризацию лицо списывает большее количество сырья или товара, чем есть на самом деле |
Пересортица | Партия, состоящая из товаров разного качества, отображается в документах как товар одного (более высокого или более низкого) качества |
Это лишь некоторые из методов, используемые злоумышленниками. По мере того, как правоохранительные органы улучшают способы раскрытия экономических преступлений, криминальные элементы изобретают все более и более хитроумные схемы, привлекая к своей деятельности специалистов в сфере финансов, права и других областей.
Раскрытием экономических преступлений у нас в России сегодня занимаются экономические подразделения полиции, раньше эти подразделения назывались ОБЭП, а сегодня ОЭБиПК, УЭБиПК, ГУЭБиПК, что расшифровывается как Управление (отдел) экономической безопасности и противодействия коррупции.
Страшным словом здесь является «противодействие коррупции», хотя к налоговым преступлением это не относится.
Расследование экономических преступлений
В ходе расследования экономических преступлений, связанных с легальной деятельностью, используются следующие источники информации:
- Документация различного характера;
- Субъекты деятельности;
- Материальные объекты (например, орудия труда, товары, технические ресурсы).
Следователь устанавливает такие обстоятельства:
- Предприятие/ИП/участок предприятия/вид деятельности, с которыми связана незаконная деятельность.
- Какие нормативные акты нарушены;
- Обстоятельства преступления;
- Круг лиц, вовлеченных в правонарушение;
- Последствия нарушения законодательства;
- Причинная связь между деятельностью и последствиями;
- Мотивы и цели преступников.
Зачастую к процессу расследования привлекаются сторонние специалисты, знакомые с тонкостями деятельности, оказавшейся в поле зрения правоохранительных органов.
Схема расследования преступлений в сфере теневой экономики несколько иная.
Устанавливаются такие обстоятельства:
- Личность преступников;
- Цели и мотивы, не были ли они связаны с подготовкой/осуществлением других правонарушений;
- Процесс подготовки и сбыта незаконной продукции и ее объемы.
Специфика преступлений экономической направленности
У уголовного преступления в сфере экономической деятельности есть свои отличительные особенности. Это:
- совокупность интересов нескольких лиц, как физических, так и юридических;
- долгое и тщательное планирование;
- для расследования необходимо иметь актуальные знания в нескольких отраслях права – налоговом, таможенном, трудовом и прочее;
- необходимо разбираться в процессуальных тонкостях ведения дела. В противном случае, оно «развалится»;
- сам преступник может обладать знаниями бухгалтерского, налогового и экономического законодательства.
Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля
Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ)
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ
Объект преступления — общественные отношения, регулирующие порядок осуществления внешнеэкономической деятельности по поводу предметов, находящихся под экспортным контролем, в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Предметы преступления исчерпывающе перечислены в заголовке статьи.
Основное их свойство заключается в том, что они находятся под экспортным контролем и могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
Объективная сторона характеризуется следующими деяниями.
Незаконный экспорт указанных выше предметов означает их вывоз за пределы Российской Федерации без соблюдения порядка и установленных правил, которые определяются Правительством РФ (без лицензии, в результате предоставления поддельных документов и т. д.). Передача тех же предметов иностранной организации или ее представителю любыми способами, в результате чего они переходят в обладание других лиц. Незаконное выполнение работ и незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю — два самостоятельных деяния, которые могут совершаться как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.
Преступление окончено в момент совершения любого из перечисленных деяний.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления — лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность: руководитель юридического лица, имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, или индивидуальный предприниматель, постоянно проживающий в Российской Федерации.
В ст. 189 УК РФ содержится специальная оговорка: уголовно наказуемые деяния не должны содержать признаки контрабанды сильнодействующих, ядовитых и прочих предметов, перечисленных в ст. 226.1, или государственной измены (ст. 275 УК РФ).
При контрабанде предметы преступления перемещаются через таможенную границу с использованием способов, перечисленных в ст. 226.1 УК РФ, а при государственной измене виновный передает их иностранной разведке для использования в ущерб внешней безопасности.
Квалифицированные виды
В ч. 2 ст. 189 УК РФ установлена уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного ч. 1 указанной статьи, группой лиц по предварительному сговору, а в ч. 3 ст. 189 УК РФ — в отношении предметов, используемых для создания оружия массового поражения, средств его доставки, совершенные организованной группой.
Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190 УК РФ).
Объективные признаки
Объект преступления — общественные отношения, регулирующие порядок вывоза за границу и возвращения на территорию Российской Федерации культурных ценностей в целях их сохранения для последующих поколений. Предмет преступления — предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
В соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» они могут временно вывозиться за границу только на основании свидетельства, выданного федеральным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за их ввозом и вывозом (в том числе временным), например для выставок, но с обязательством обратного возвращения в установленный срок.
Деяние заключается в невозвращении, т. е. неисполнении обязанности возвратить указанные предметы на территорию Российской Федерации.
Преступление считается оконченным по истечении срока, на который был разрешен вывоз культурных ценностей, за исключением случаев, когда возврат их невозможен в силу объективных причин (стихийное бедствие и т. п.).
Лица, не возвратившие культурные ценности на территорию Российской Федерации, присвоившие их за ее пределами или передавшие третьим лицам, подлежат дополнительно уголовной ответственности за хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ).
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления — собственник культурных ценностей или уполномоченное им лицо, а также представитель организации (музея, библиотеки), уполномоченный на вывоз культурных ценностей и их возвращение.
Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ).
Объективные признаки
Непосредственный объект преступления — общественные отношения, направленные на соблюдение установленного Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» порядка зачисления либо репатриации (возвращения) денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета резидента в уполномоченном банке или банках, расположенных за пределами территории РФ.
Предмет преступления — денежные средства в иностранной валюте или валюте РФ.
В соответствии со ст. 1 указанного выше закона резиденты — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, а также юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, в том числе их филиалы и иные подразделения, находящиеся за границей; нерезиденты — иностранные граждане и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, находящиеся за пределами территории РФ.
Уполномоченные банки — это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции в иностранной валюте.
Объективная сторона преступления включает совершение любого из двух (или нескольких) альтернативных деяний, перечисленных в уголовно-правовой норме.
Первое из них состоит в нарушении требований валютного законодательства РФ, в соответствии с которыми, исходя из условий внешнеторговых договоров (контрактов), на счета резидента в уполномоченном банке или в банках, расположенных за пределами территории РФ, должны быть зачислены причитающиеся резиденту денежные средства в иностранной валюте или валюте РФ, полученные от одного или нескольких нерезидентов, за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в том числе информацию и результаты интеллектуальной деятельности, а также исключительные права на них.
Ответственность за различные экономические преступления
В статье 199 дается толкование понятия «экономические преступления», которое относится к налоговой отчетности. Согласно приказу статьи, любой субъект хозяйствования, не представивший в установленный срок в налоговой декларации объективную информацию, привлекается к уголовной ответственности.
Основанием для уголовного преследования является принцип Конституции, который содержит положение о том, что налог является обязательным к уплате, а его своевременная уплата является одной из прямых обязанностей предприятий и физических лиц в нашей стране.
В Уголовном кодексе Российской Федерации действия, выражающиеся в злоупотреблении властью, отнесены и к экономическим действиям. При квалификации таких действий важную роль играет субъективная сторона. В результате причинно-следственная связь должна способствовать тому, что представитель хозяйствующего субъекта предпринял действия не ради интересов организации, а только с целью получения выгоды для себя.
Статья 179 содержит запрет на принуждение лиц к заключению сделки или отказу от нее. Это преступление включает в себя одновременно признаки действий, направленных против личности, и нарушение экономических прав субъекта. Для суда здесь важен факт угрозы, поскольку основанием для уголовного преследования может быть только принудительное заключение договора под предлогом применения силы.
Классификация преступлений в сфере экономической деятельности осуществляется на основании объекта вмешательства. Тем не менее, существует большое число исследователей, которые установили в своих работах иную форму классификации, отличающуюся от общепринятой. В этой ситуации дифференциация каждой группы экономических актов строится на основе способа совершения преступления. В значительной степени эта классификационная модель заимствована из зарубежных источников.
Была также принята специальная схема, созданная экспертами Совета Европы. Суть этой классификации основана на принципе от большого до малого. Она включает в себя преступления на почве монополии в первой группе и мошенничество во второй. Затем перечисляются действия с меньшей степенью общественной опасности (например, нарушения в сфере купли-продажи иностранной валюты, невыполнение налоговых обязательств, нарушение таможенного законодательства).
В нашем государстве ответственность за экономические преступления выражается, прежде всего, в установлении мер наказания. Среди исследователей уголовной юриспруденции именно этот факт вызывает наибольшие дискуссии. Неоднократно предлагалось использовать тюремное заключение в качестве принудительной меры в отношении некоторых деяний вместо штрафов.
В то же время многие законы предусматривают возможность взыскания материальных ценностей из имущества правонарушителей. Например, суд может принять решение о наложении ареста на имущественные права с целью возмещения материального ущерба, причиненного государственным или частным предприятиям.
Для освобождения гражданина от уголовной ответственности за преступления экономического характера требуется выполнение нескольких условий:
- Компенсация за совершенное преступление.
- В случае незаконного присвоения государственных средств из федерального бюджета размер ущерба в пять раз превышает размер нанесенного ущерба.
В судебной практике экономических преступлений было много ситуаций, когда основанием для освобождения от наказания за одно из экономических преступлений послужило обстоятельство признания виновным самого преступника (активное раскаяние).
Как наказывают за экономические преступления в России и других странах
В России за экономические преступления наказывают в соответствии со статьями раздела VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики». Этот раздел состоит из трех глав: «Преступления против собственности (21), «Преступления в сфере экономической деятельности (22) и «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (23).
За уход от уплаты налогов в первом полугодии 2016-го было осуждено 269 человек, при этом за неуплату налогов с физических лиц — лишь 22 человека.
В Германии из 92 обвиненных в коммерческом подкупе 65 человек были признаны виновными. 55% получили реальные сроки, а 45% обязали выплатить штраф. Статьями главы 21 предусмотрены наказания за все виды преступлений против собственности, включая кражу и разбой, однако в контексте преступлений экономической направленности из статей этой главы наиболее актуальны статьи 159 («Мошенничество») и 160 («Присвоение или растрата»). За дачу взятки в первом полугодии 2016-го в России было осуждено 2352 человека, 12% из них получили реальные сроки.
В большинстве случаев заключение длится не больше года.
Статьи за экономические преступления
Чтобы читатель смог четко разграничить преступный акт материального характера от иных правонарушений, на жизненном примере рассмотрен один из видов экономического преступления.
Несмотря на массовый характер деяний в сфере экономической деятельности, расследование таких правонарушений часто заходит в тупик. Постоянное совершенствование механизмов фальсификации бумаг, сложность сбора доказательств и отсутствие универсальной системы раскрытия деяний серьезно затрудняет работу следственных органов.
Экономические преступления – это действия граждан или юридических лиц, которые существенно подрывают коммерческие интересы объекта посягательства.
Это лишь поверхностное определение, поскольку смысл статьи об экономических правонарушениях очень обширен. Ответственность за экономические преступления в России выражается, в основном, установлением штрафных санкций. Именно этот факт является наиболее дискуссионным среди ученых уголовно-правовой науки. Много раз предлагалось, за отдельные деяния, вместо установления штрафа, сразу принимать меру пресечения в виде лишения свободы. Любая экономическая деятельность в российском государстве должна осуществляться в свободной форме, о чем утверждает Конституция. Именно этот принцип был заложен еще в период перехода страны к демократической схеме построения государства.
Экономические преступления являются существенным препятствием не только для предпринимательской деятельности, но и для развития всех институтов государства в целом.
Виды экономических преступлений
Противозаконные действия, нарушающие общественные отношения в области экономики, охватываются главой 22 УК. Данная глава содержит 32 статьи — от 169 до 200. Описываемые ими нарушения можно подразделить на 6 видов, касающихся:
- Предпринимательской деятельности (ст.ст. 169–175, 191.1, 200.3 УК):
- препятствий со стороны должностных лиц;
- незаконных производства и сбыта товаров;
- ненадлежащей регистрации банковской деятельности, нанесшей ущерб клиентам;
- легализация имущественных ценностей, полученных противозаконным способом.
- Выдачи кредита (ст.ст. 176, 177, 195–197 УК):
- получения кредита посредством предоставления ложной информации;
- неуплаты кредиторских взносов;
- нарушений процедуры банкротства;
- преднамеренное или фиктивное банкротство.
- Монополизма и недобросовестной конкуренции (ст.ст. 178–180, 183, 184 УК):
- ограничения конкурентноспособности;
- принудительного заключения сделки или отказа от него;
- использования товарного знака без имеющихся на то оснований;
- Разглашение коммерческой тайны УК РФ
- Оборота денежных средств, акций, незаконные валютные операции (статьи УК РФ: 181, 185–187, 191, 192 УК):
- незаконной эмиссии ценных бумаг;
- изготовления и распространения поддельных банкнот или акций;
- нелегального оборота драгоценных металлов, камней, жемчуга.
- Таможенного контроля (ст.ст. 189, 190, 193, 194, 200.1, 200.2 УК):
- перевозки контрабандных товаров;
- неуплаты таможенных взносов.
- Уклонения от налоговых выплат (ст.ст. 198–199.4 УК).
Известные экономические преступления
В РФ 0,17% заключенных отбывают наказание за экономические правонарушения
Россия вошла в пятерку стран, где распространен экономический криминал против бизнеса. Ситуация с каждым годом только ухудшается – еще в 2016 году уровень экономических правонарушений был на 30% ниже, чем сейчас.
В 2012 году на Минском автомобильном заводе было украдено продукции более чем на миллиард рублей. Группа из 26 человек разделилась на 3 условные группы, каждая из которых имела свои обязанности: первые скрывали часть изготовленной продукции, вторые вывозили ее с территории завода, а третьи реализовывали.
К сожалению, это не единственный случай, когда люди, стоящие во главе крупных предприятий, занимаются подделкой документации с целью наживы.
Планируется смягчить уголовное наказание за экономические преступления, плюс новость для строителей
У меня информация о том, что в Госдуму внесен проект федерального закона о внесении изменений в Уголовный Кодекс РФ, в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и этим проектом Минэкономразвития предлагает расширить основания для освобождения от уголовной ответственности по делам об экономических преступлениях. То есть планируется снизить жесткость уголовного наказания по экономическим статьям. Ну что ж, слушайте, это отлично.
В том числе, планируется повысить значение крупного и особо крупного дохода ущерба по некоторым преступлениям в сфере эконмической деятельности. В том числе, уточняется «перечень состава преступлений, по которым возможно освобождение от уголовной ответственности по части 2 Статьи 76.
1 УК иснижение суммы возмещения причиненного ущерба и полученного преступным путем дохода. К таким составам предполагается отнести, в том числе, внесение заведомо ложных сведений в межевой план, внесение ложных сведений в технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка либо карту-план территории, причинившей крупный ущерб.
Предполагалось смягчить Статью 170.2 УК, а также предполагается смягчить наказание за контрабанду наличных денежных средств или денежных инструментов, Статья 200. 1 УК. Также предполагается предусматривать возмещение суммы, эквивалентной убыткам, которых удалось избежать в результате совершения преступления».
В общем, предполагается, что сажать будут меньше, и, конечно же, это хорошо.
И, коллеги, раз уж я заговорил о проектах — вот еще одна аннотация проекта федерального закона №954041-6 «О внесении изменений в Федеральный закон об участии в долевом строительстве». Как вам сказать. На первый взгляд, это должно навести больше порядка при строительстве жилья, при использовании №214-ФЗ «О долевом участии и в строительстве».
Но лишь на первый взгляд. Учитывая коррупционность этой системы, учитывая, что не требуется абсолютно никаких усилий для получения той же лицензии на строительство жилья (все это делается легко, быстро, весело и при этом не надо иметь никакого персонала, если знаешь, куда обратиться), я не думаю, что что-то здесь изменится в лучшую сторону.
Нужно действовать экономическими методами.
Вместе с тем, коллеги, проектом предусматривается, что для строителей с 1 марта 2016 года могут быть введены дополнительные требования к уставному капиталу застройщика, привлекающего денежные средства граждан.
Теперь, после выяснения основных определений, перейдем к изучению особенностей привлечения преступников, обвиняемых в рассматриваемой группе нарушений.
Срок давности по финансовым преступлениям – правовой институт, который регламентирует нормативы по времени, когда вероятно назначение наказания для преступника. Этот период стартует с момента совершения правонарушения.
Что касается продолжительности этого временного промежутка, здесь законодательство руководствуется тяжестью проступка. Эти моменты указываются в 78-й статье Уголовного кодекса. Общие правила устанавливают в таких ситуациях следующие критерии:
- мелкие нарушения предполагают 2 года ожидания;
- деяния средней тяжести нуждаются в шестилетнем сроке;
- тяжелые преступления предусматривают период в 10 лет;
- особо тяжкие проступки увеличивают срок давности до 15 лет.
Эти нормативы говорят, что на протяжении указанного времени следствие вправе собирать доказательства и передавать дело в суд. Если же этот период истек, уголовное разбирательство не инициируется за давностью лет.
Важно! В ситуациях, когда обвиняемый скрывается, рассматриваемый период приостанавливается. .