Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как защитить ребенка от травли со стороны учителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первым звоночком является нежелание ребенка идти в школу. Конечно, практически каждый ребенок хоть раз в жизни говорил, что не хочет идти в школу. Это нормально и естественно: дети устают, ссорятся с друзьями, забывают выполнить домашнее задание. Но если ребенок систематически отказывается посещать школу, начинает плакать, прогуливать, а на вопросы о причинах такого поведения не отвечает, стоит обратить внимание на школьную ситуацию.
Как бороться с учительским буллингом?
По словам Анастасии Поповой, первое и главное правило в борьбе с буллингом — фиксировать прецеденты такого поведения. Лучший способ — вести аудиозапись. «Такой способ фиксации более предпочтителен, поскольку видеозапись можно вести только с согласия присутствующих. Важно доносить о случаях неподобающего поведения со стороны педагога. Здесь работает правило “кто первый пожаловался, тот и прав”, потому что молчание — знак отсутствия претензий. Первое, что может сделать родитель, — обсудить ситуацию с преподавателем, например в чате мессенджера. Переписка может стать доказательством систематичности неподобающего поведения педагога в случае повторения ситуации. Если педагог не реагирует — жаловаться руководству школы, при необходимости в письменной форме. Если руководство никаких мер не предпринимает, то жаловаться в органы образования, что школа никак не реагирует на происходящее», — прокомментировала юрист.
Как проявляется учительский буллинг?
Учителя почему-то считают, что они вправе называть детей «идиотами», «недоумками», изо дня в день, внушая им, что «они ни на что не годятся», что «ничего в жизни не добьются».
Это такой способ мотивировать детей хорошо учиться по своему предмету?
Тогда учитель расписывается в своей полной профнепригодности, потому что — это известно всем — унижение и оскорбления никогда не приводят к повышению мотивации.
Но какой же тогда смысл в этом действии?
Только в желании получить дисциплину и подчинение. Учитель морально угнетает детей.
Разумеется, класс, который постоянно сталкивается с подобным, свыкается с оскорблениями в свой адрес. Никто не пытается сопротивляться. И самое печальное, что у детей и подростков вырабатывается определённая модель поведения в данной ситуации: «взрослый прав, даже когда он совершенно не прав, но не стоит ему перечить, а то будет ещё хуже». Часто эту мысль озвучивают родители, призывая своих детей… «потерпеть». Родители не хотят проблем для своего ребёнка, не хотят, чтобы учитель вымещала на нём свою злость, так как не собираются переводить ребёнка в другую школу. Их в этой школе всё устраивает.
И родителей можно понять. Они судят по своему школьному опыту, поэтому не хотят, чтобы именно их ребёнок стал «козлом отпущения» в классе. Пусть уж лучше весь класс прессуют, чем их сына или дочь. Но они не осознают, что утверждая это, они предают своего ребёнка, оставляют его один на один с проблемой, которая может разрастаться. И их ребёнок в любой момент при такой учительнице может стать жертвой травли. А ребёнок, взяв на вооружение этот тезис, не станет жаловаться родителям на учителя и будет воспринимать уже личные нападки на себя как норму. И всё это может продолжаться годами.
В результате учительского буллинга у ребёнка падает самооценка, ему не интересен предмет, он скатывается в учёбе. Ребёнок, которого постоянно шпыняют, теряет интерес ко всему.
Как психолог может помочь “жертве” буллинга?
• Уверить ребенка, что он не виноват в ситуации буллинга.
• Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят.
• Дать понять ребенку, ставшему “жертвой” буллинга, что его ценят. Очень часто такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.
• Глядя в зеркало, научить ребенка спокойно и уверенно говорить “нет” или “оставь меня в покое”. Таким образом, “агрессор” ищущий в “жертве” признаки слабости, получает решительный отпор.
• Помочь ребенку научиться ходить, держа себя прямо, уверенно, решительно, вместо того, чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.
• Научить ребенка использовать юмор. Отвечать на агрессию при помощи шуток, смешных стишков, анекдотов. Очень трудно обидеть того человека, который не хочет принимать издевательства всерьез.
• Помочь ребенку избавляться от плохих привычек, являющихся причиной буллинга (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать, скидывать с парты вещи других детей и т. п.).
• Поддержать школьника, опираясь на его положительные личностные качества характера и способности. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе, с которым он хорошо справиться, чтобы повысить его уважение к себе и получить признание со стороны других ребят.
Взрослые не могут отвечать насилием на насилие именно потому, что они взрослые, и должны показывать детям пример. Поддерживая травлю, мы, как взрослые, подписываемся под тем, что можно жить по законам волчьей стаи, что выигрывает тот, кто сильнее.
Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.
Школьный буллинг – проблема сложная, комплексная и во многом социальная.
Для того, чтобы ребенок не стал жертвой травли со стороны педагогов, тщательно выбирайте школу, разговаривайте с учителями, администрацией, школьным психологом. Учителя-агрессоры всегда отличаются тоталитарным стилем преподавания и ярко выраженной профессиональной деформацией – выгоранием. Такие педагоги не испытывают удовлетворения от своей работы и любви к ученикам – обычно такое отношение чувствуется сразу.
Ежедневно разговаривайте со своим ребенком, интересуйтесь его успехами, переживаниями, жизненными событиями – тогда вы быстро сможете заметить какие-то изменения в его поведении.
Признаки учительского буллинга
Первым звоночком является нежелание ребенка идти в школу. Конечно, практически каждый ребенок хоть раз в жизни говорил, что не хочет идти в школу. Это нормально и естественно: дети устают, ссорятся с друзьями, забывают выполнить домашнее задание. Но если ребенок систематически отказывается посещать школу, начинает плакать, прогуливать, а на вопросы о причинах такого поведения не отвечает, стоит обратить внимание на школьную ситуацию.
Второй симптом: у ребенка плохая успеваемость по одному конкретному предмету. Если ребенок способный, проблем с обучением не испытывает, а по одному предмету постоянно получается плохие оценки, стоит задуматься. Скорее всего, причина не в том, что школьник плохо понимает физику или биологию, а в том, что у него не ладятся отношения с педагогом.
Третий признак учительского буллинга – заниженная самооценка у ребенка. Учитель – всегда авторитет для школьника, поэтому от его мнения сильно зависит мнение ребенка о себе. Чем сильнее педагог будет давить на ученика, тем ниже у него будет самооценка.
Признаки буллинга со стороны учителя
Первое, что обычно замечают родители, — нежелание ребенка ходить в школу. Конечно, практически каждый ученик не горит желанием идти на уроки, но если такая ситуация наблюдается постоянно, а ребенок к тому же начинает плакать и прогуливать уроки, то скорее всего, проблема имеет более глубокое основание.
Второй явный признак – слабая успеваемость только по одному предмету. Это в первую очередь касается детей, которые не испытывают особых проблем с обучением, но по одному предмету регулярно получают только плохие оценки.
Третий признак – понижение самооценки ребенка. Любой учитель для ребенка – это авторитет, поэтому, чем сильнее оказывается давление на ученика со стороны педагога, тем ниже будет у него самооценка.
Четвертый признак – нежелание ребенка поднимать школьную тему, особенно это характерно для учеников начальных классов. Для них учебная деятельность является ведущей, поэтому о ней дети обычно говорят много. Если же этого не происходит, то стоит подробнее узнать, что происходит в классе.
Пятый признак – страх перед учителями и школой. Дети, которые становятся жертвой буллинга, обычно начинают бояться не только конкретного педагога, но и всех учителей школы.
Травля в коллективе детей и взрослых: что общего
-
На роль жертвы выбирается один, реже — два человека в одном коллективе. Если бы жертв было много, они могли бы объединиться и дать отпор.
-
Роли жертвы и преследователя жестко зафиксированы. Если человек однажды дал слабину и не отреагировал на интервенцию в его личные границы, то дальше психологический террор будет только нарастать.
-
Жертве может казаться, что все хотят, чтобы ее не было, ведь «если издеваются только надо мной, значит, это со мной что-то не так». Но в реальности участникам группы очень удобно, когда роль за кем-то закреплена. Все понимают, что если жертвы не станет, то любой может занять ее место.
Долговременные исследования показывают, что участие в буллинге вырабатывает у детей устойчивые паттерны поведения. Жертвы воспринимают себя беспомощными, а мир как угрозу. У агрессоров формируется опора на насилие в коммуникации и чувство безнаказанности. У свидетелей — невротизация из-за внутренней борьбы чувств (стыд и страх, эмпатия и гнев), а в результате — постепенное снижение восприимчивости к агрессии и эмпатичности.
На уровне нейрофизиологии буллинг сильно мешает учебе. В стрессе активируется самый глубинный слой мозга — «рептильный», где заложены стратегии выживания «бей, замри, беги». После выброса адреналина и кортизола все мышцы напрягаются, в крови повышается уровень глюкозы — тело готовится бежать или сражаться.
В норме после такой мобилизации должно прийти расслабление. Но школьники в ситуации буллинга не могут убежать, стресс становится постоянным, в течение учебного дня нет возможности расслабиться. Это забирает ресурсы у неокортекса — верхней части мозга, которая руководит вниманием, памятью, логикой. Учебная успеваемость резко падает.
Да и у взрослых последствия серьезные. Падает скорость мышления, речь, способность к адаптации в коллективе. Страдает физическое здоровье: под ударом сосуды и сердце, нервная и пищеварительная системы, надпочечники и почки. Нарушается сон. Часто, чтобы расслабиться, прибегают к алкоголю, никотину и другим психоактивным веществам. Человек теряет чувство безопасности, усиливается тревожность, повышается риск возникновения панических атак и другие проблемы с психическим здоровьем.
Зарубежные и российские данные показывают, что травля нередко заканчивается суицидом жертвы и с каждым годом таких случаев больше.
Что делать, если твой ребёнок — буллер
Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.
Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.
Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).
Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.
Как распознать, что ребенок стал жертвой травли
Дети не всегда признаются родителям, что подвергаются травле или издевательствам в школе. Поэтому взрослые могут попросту долгое время не замечать, что с их чадом творится неладное. Как же понять, что у ребенка проблемы?
Специалисты подчеркивают: имеются характерные особенности в поведении школьника. Например, он возвращается с занятий в подавленном настроении, с неохотой идет на уроки, старается их пропускать. При этом у ребенка может не быть друзей — он не общается ни с кем и чаще всего пребывает в одиночестве. Проблемы могут появиться и со сном, либо появляется стремление нанести себе вред. В целом, ребенок становится нервным и закрытым. Он не участвует в школьных мероприятиях, не делится историями из школьной жизни, не рассказывает об одноклассниках или уроках. И, конечно, все это может сказаться на успеваемости — она заметно снижается.
Буллинг: мнение психологов
Психологи уже давно изучают такой феномен, как буллинг в школах. Этот процесс крайне вреден для ребенка, ведь он еще только начинает познавать этот мир и учится общаться, когда сталкивается с таким недружелюбным отношением. К тому же, если у ребенка нет поддержки в лице родителей, если молчат учителя, то ситуация обязательно начнет ухудшаться.
При этом, отмечают эксперты, большинство детей переживают первую травлю еще со стороны старших братьев или сестер. И если это происходит в форме баловства, то такие обиды не наносят серьезного вреда. Однако когда такие «уколы» становится обидными, регулярными и злыми, то превращаются в издевательства. Их просто необходимо прекратить как можно скорее.
Специалисты считают: чтобы ребенок не стал жертвой буллинга, важно правильно его воспитывать, причем делать это уже с пеленок. В первую очередь, нельзя пренебрегать воспитательным процессом — ведь многие дети сегодня растут сами по себе, родители как бы отстраняются от этого процесса. Но чадом необходимо заниматься: следует узнать его предпочтения, склонности и особенности. Им нужно интересоваться искренне. Кроме того, не лишним будет изучить книги по психологии, чтобы быть готовым к такому развитию событий: если сегодня у вас на руках еще грудной ребенок, рано или поздно он пойдет в детский сад и школу — и вот тогда начнется «самое интересное». И если ребенок растет в адекватной семье, то он видит правильное поведение родителей, а, значит, в новом коллективе ему будет проще приспособиться и выбрать верную тактику общения со сверстниками. И если такой навык есть, то буллинг в школе ему не угрожает, отмечают психологи.
Проблема буллинга широко распространена, а учитывая стремительное развитие технологий и появление в нашей жизни Интернета, она обретает новые формы, шагая в ногу со временем. Постепенно общение со школьных дворов и детских площадок перемещается на страницы социальных сетей и интернет-мессенджеров. Вслед за этим появился новый вид травли – кибербуллинг. Агрессоры используют для своих целей интернет-ресурсы, которые позволяют преследовать человека путём распространения о нём негативной информации (например, выкладывая компрометирующие и порочащие его сведения, фотографии, сплетни; часто буллеры создают даже целые сообщества, посвящённые третированию жертвы). Также зачинщик травли может использовать против жертвы её личные данные (распространённая «забава» буллеров – выкладывание в сеть фотографии, телефона и адреса жертвы с предложением каких-либо услуг). Интернет позволяет проделывать такие вещи анонимно и с привлечением огромной аудитории. Кроме того, информация, размещённая в Сети, практически никогда оттуда не исчезает. По этой причине кибербуллинг представляется более опасным, чем просто травля в классе или в офисе.
Профилактика буллинга
Травля чревата тяжёлыми последствиями для всех её участников, все они нуждаются в помощи. Жертвы испытывают тревогу, постоянные страдания, у них нередко появляются суицидальные мысли. Агрессор чаще всего сам страдает от комплексов, пытаясь утвердиться за чужой счёт. Наблюдатели угнетены чувством вины и подавлены.
Поэтому проблеме буллинга среди детей должны противостоять взрослые. Очень хорошо, если классный руководитель чувствует настроения в классе, является авторитетом для детей и способен пресечь насилие в самом начале. Ещё лучше, если педагог занимается профилактикой буллинга. Для этого в школе должны проводиться тематические классные часы, обсуждения дружбы, товарищества, толерантности и терпимости людей по отношению друг к другу. Родители со своей стороны личным примером должны учить детей сопереживать, ставить себя на место обиженного и угнетаемого человека. Не нужно растить детей в тепличных условиях, необходимо рассказывать им, что есть боль и страдания, и наши поступки могут быть неприятны другим людям; что всегда нужно думать, прежде чем что-то сделать, ведь необдуманные обидные действия по отношению к более слабому человеку могут привести к страшным, порой необратимым последствиям. В целях профилактики буллинга очень полезны совместные просмотры с детьми художественных фильмов на эту тематику. Среди них:
- «Чучело» Ролана Быкова;
- «Кэрри» (экранизация романа Стивена Кинга);
- «Все умрут, а я останусь», «Школа» Валерии Гай Германики;
- «Садист» Ларри Кларка;
- «Мост в Терабитию» (одноимённой повести Кэтрин Патерсон) и многие другие.
Желательно обсудить с детьми после просмотра фильма его сюжет, чувства и переживания героев, а также дать возможность ребенку высказать свое мнение на счет увиденного.
Как понять, что буллинг коснулся вашего ребенка?
Не каждый ребенок может обратиться за помощью к учителю, психологу или родителю. Чем взрослее становится ребенок, тем сложнее ему открыто говорить о своих проблемах со взрослыми.
Родители должны помнить, как бы сильно не выросли их дети, они в первую очередь ДЕТИ, с которыми нужно поддерживать связь, в том числе и психо- эмоциональную. Искренне интересуйтесь как прошел день, что нового произошло за сегодня? Ребенок должен ощущать себя нужным, чувствовать заботу и понимать, что именно дома ему будет оказана максимальная поддержка.
Не путайте заботу с гиперопекой! Вторая отталкивает ребенка, а не показывает уровень любви и понимания окружающей проблемы.
Если у вас возникли подозрения, а ребенок не признается, понаблюдайте за его поведением в общественных местах, за тем как он ведет себя со сверстниками. Поделитесь вашими переживаниями с классным руководителем. Возможно он вас успокоит или даст полезный совет.
Не стесняйтесь обращаться к психологу – если вы не можете понять, что происходит с вашим ребенком, попросите помощи у специалиста.
Несколько советов для родителей пострадавшего ребенка
Ребенку нужна поддержка, он должен знать, что рядом есть люди, которые всегда готовы помочь. Все проблемы можно решить – это не конец света. Родители должны объяснить ребенку, что он личность, он заслуживает уважения, любви и заботы. Никому нельзя давать себя в обиду. Подчеркнуть достоинства своего ребенка. Напомнить за что именно его должны ценить и уважать. Развивайте самооценку ребенка. Он должен понимать свою значимость в обществе и рассчитывать на поддержку родных.
Объясните ребенку, что не следует идти на поводу агрессора. Он ждет негативной реакции, а если ее не будет, он отстанет.
Если травля продолжается, обратитесь за помощью к учителю. Вы можете настаивать на встрече с родителями агрессора и самим буллем. Не всегда такие встречи дают положительный результат, но порой это необходимо.
Перевод в другую школу или класс не всегда решает проблему травли. В этом случае необходима помощь психолога – нужно найти проблему в поведении ребенка. Скорее всего потребуется семейная консультация.
Какие опасности несет травля
Насилие – это не просто испорченное настроение и несколько синяков. Такое мнение априори не верно. Любую травлю нужно оперативно пресекать. Последствия могут стать губительными для психического и физического здоровья человека.
- Непрерывное давление может стать причиной сниженной самооценки, депрессии, серьезных расстройств психики и здоровья в целом.
- В отдельных случаях это подводит подростка мыслям о суициде.
- Важно, чтобы школьник был готов обратиться за помощью к взрослым.
- Родители должны создавать условия, в которых ребенку не страшно будет раскрыться, поделиться проблемами. Чрезвычайно необходимо, чтобы в сложном переходном возрасте чувствовалась поддержка и любовь семьи. В определенных условиях, может потребоваться помощь психолога. Если отношения в семье складываются не лучшим образом, на помощь должна прийти школа: школьный психолог, классный руководитель.
- Огромное значение имеет поддержка родственников и друзей.
- Особо сложный и деликатный вопрос – сексуальное насилие. Об этом готов рассказать не каждый подросток. Скорее всего чувство стыда будет серьезной проблемой. Важно создать условия, в которых подросток сможет раскрыться. Замалчивание может привести к повторению насильственных действий, а девушек – к ранней беременности.