- Жилищное право

Должностная инструкция директора школы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция директора школы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


О смене директора муниципального образовательного учреждения уведомляется ИФНС. Предусмотрен трехдневный срок для внесения изменения в реестр. О смене директора необходимо уведомить внебюджетные фонды, банк и других заинтересованных лиц.

Увольнение директора школы работодателем без объяснения причин

Осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения.

В состав бюджетного учреждения входят три обособленных подразделения, расположенных в разных городах. Учредителем принято решение о прекращении деятельности одного из обособленных подразделений, работникам которого предложена работа в двух оставшихся обособленных подразделениях.

Доказать ущерб можно, например, с помощью платежного документа и договора на ремонт (восстановление, замену, покупку) оборудования, которое сломалось из-за руководителя.

Руководитель структурного подразделения имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися деятельности подразделения.

3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

3.4. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности структурного подразделения.

3.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех (отдельных) структурных подразделений организации.

3.6. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя организации).

3.7. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.8. Вносить предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей трудовой дисциплины.

3.9. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

Руководитель структурного подразделения несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.3. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Информирование ФНС и банков

1. ФНС.

Налоговики в течение 3 дней с момента вступления нового директора в занимаемую должность должны быть проинформированы об этом посредством формы Р14001. На основании данного документа ФНС внесет изменения в ЕГРЮЛ — о новом руководителе организации.

Форму Р14001 в общем случае подают в налоговую службу сами учредители (поскольку у нового директора на тот момент — до изменений в ЕГРЮЛ — с точки зрения административного законодательства нет полномочий подавать какие-либо документы в ФНС). Но в некоторых случаях ФНС согласна принять данный документ и от прежнего директора (поскольку он, несмотря на прекращение работы в фирме по ТК РФ, с точки зрения ФНС все же остается руководителем организации).

Если налоговиков своевременно не уведомить о смене директора, фирма может быть оштрафована на 5000 рублей (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

2. Обслуживающую кредитно-финансовую организацию.

Банк, в котором открыт расчетный счет фирмы, также должен знать, что в ней сменился директор и, следовательно, лицо, которое, вероятно, имеет полномочия по совершению платежных операций в данном банке (в частности, с использованием ЭЦП). Кроме того, на момент выхода на работу нового директора для него нужно будет оформить необходимые для получения доступа в банк документы, например сертификат и носители ЭЦП.

Увольнение одного директора из компании предполагает заключение трудового договора с другим директором. А сведения о директоре, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, содержатся в ЕГРЮЛ. Соответственно, о смене директора нужно уведомить налоговый орган в срок не позднее 3 рабочих дней с момента возложения полномочий на нового директора (п. 5 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Требования к руководителю образовательной организации

Кандидаты на должность должны (п. 2 ст. 51 закона № 273-ФЗ):

  • иметь высшее образование;
  • соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках (далее — КС), по соответствующим должностям и (или) профстандартам (далее — ПФ).

Порой требования по одним и тем же должностям в КС и ПФ отличаются между собой. В такой ситуации решение, какими правилами пользоваться, принимает сам работодатель по своему усмотрению, за исключением предусмотренных законом случаев (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253, вопрос № 5).

Читайте также:  14.12.2022 Реформа и зарплаты МВД России — последние новости

Вот еще несколько важных правил для того, кто в образовательном учреждении является руководителем:

  • обязанности главы государственного или муниципального учебного заведения не могут исполняться по совместительству;
  • совмещение должностей ректора и президента в вузе не допускается;
  • есть категории лиц, которых закон запрещает брать на рассматриваемую должность (ст. 331 ТК).

Например, к исполнению обязанностей в должности единоличного исполнительного органа не допускаются лица:

  • лишенные судом права заниматься педагогической деятельностью;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными;
  • имеющие заболевания, которые предусмотрены перечнем, утв. постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний…» от 01.12.2004 № 715 (например, туберкулез, гепатит В и С, ВИЧ, коронавирусную инфекцию и др.).

Профстандарт руководителя образовательной организации — 2020

Единственным действующим на 2020 год был профессиональный стандарт руководителя образовательной организации — ПФ № 798н. Документ в силе по настоящее время. Фактически он подходит только для тех, кто занимается управлением деятельностью и развитием физкультурно-спортивных заведений.

Состоит он из четырех частей, таких же как вышеуказанные. Включает 8 обобщенных функций, среди которых в т. ч. руководство:

  • планированием, аналитической и методической деятельностью;
  • деятельностью по консультированию и тестированию;
  • спортивной подготовкой.

Каждая имеет описание возможных названий должностей, требований к образованию, обучению, опыту работы и т. п.

Например, для руководства спортивной подготовкой:

  1. Возможные наименования должностей:
  • директор спортивной школы;
  • директор детско-юношеской спортивной школы;
  • директор училища олимпийского резерва и т. д.
  1. Наличие высшего образования (бакалавриат, специалитет) по профилю профессиональной деятельности.
  2. Стаж — не менее 5 лет.
  3. К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость.
  4. Прохождение обязательных предварительных, внеочередных и периодических медицинских осмотров.

Аттестация руководителя образовательной организации

Согласно п. 4 ст. 51 закона № 273-ФЗ в государственном или муниципальном учебном заведении предусмотрена обязательная аттестация:

  • для действующих работников (повторная);
  • кандидатов на рассматриваемую должность (первичная).

Исключение из этого правила предусмотрено только для лиц, которые назначаются лично Президентом РФ или Правительством РФ.

Аттестация руководителей образовательных учреждений проводится в целях подтверждения соответствия занимаемой им должности. А кандидатов — в целях оценки их знаний и квалификации для назначения на должность.

Порядок и сроки проведения процедуры устанавливаются учредителями в положении об аттестации, приказе по ведомству и т. п.

Аттестация на должность руководителя образовательного учреждения проводится согласно следующим принципам:

  • гласность;
  • открытость;
  • коллегиальность;
  • объективность.

Руководитель структурного подразделения имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися деятельности подразделения.

3.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

3.4. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности структурного подразделения.

3.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех (отдельных) структурных подразделений организации.

3.6. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя организации).

3.7. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

3.8. Вносить предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей трудовой дисциплины.

3.9. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

Уйти, чтобы вернуться. Другой конец истории

По смыслу Закона «Об образовании» (гл. 5) и Постановления Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», директор школы при отсутствии педагогической нагрузки не является педагогическим работником. Однако в случае, если директор преподает, он является также и педагогическим работником, и нарушения, допущенные им в педагогической работе, также являются основанием для его увольнения в соответствии со ст. 336 Трудового кодекса РФ: повторное в течение одного года грубое нарушение устава школы; применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. Однако эти основания предмет не для нашего исследования. Коротко только могу заметить, что в принципе расторжение трудового договора даже с директором школы для последнего отнюдь не приговор и зачастую успешно оспаривается в суде.

Не хлебом единым… Немного о справедливости

Следующее основание для увольнения устанавливается для директора государственной школы исключительно в государственном интересе: за несоблюдение предусмотренных законодательством и Уставом школы требований о порядке, условиях использования и распоряжения имуществом, денежными средствами школы, в том числе при совершении крупных сделок и сделок, в отношении которых имелась его заинтересованность, о порядке подготовки и представления отчетов о деятельности и об использовании имущества школы.

Абсолютно верное условие: отвечай за бюджет и не самовольничай, хотя и прецедентов таких нет, ибо уже сформированы и формы электронной отчетности, и порядки исполнения госзадания.

Невыполнение государственного задания как причина увольнения — в принципе декларативная норма, поскольку школа, работающая в рамках госпрограмм образования, просто-таки не имеет такой возможности.

Читайте также:  Повышение пенсии инвалидам 1, 2 и 3 группы и индексация ЕДВ в 2023 году

Увольнение директора за невыполнение школой установленных Уставом целей и видов деятельности, для которых оно создано, фактически повторяет условие за невыполнение госзадания, только применительно к частным школам, реализующим образовательный процесс не по госзаданию, а в соответствии с самостоятельно принятыми бюджетом и программой.

Особого внимания заслуживает условие увольнения директора за неэффективное использование имеющихся ресурсов для обеспечения педагогическим работникам заработной платы в законном размере, поскольку распределение бюджета для государственной школы — сфера самостоятельных решений, как и управление педагогическими ресурсами. Так, например, школа вправе заключать гражданско-правовые договора с педагогами не только допобразования, но и обязательных дисциплин — запретов тому нет.

Не за горами, по всей видимости, то время, когда гарантии минимальных зарплат будут преодолены предоставлением возможности заключения контрактов с внешними образовательными организациями, подбирающими и направляющими в школу педагогический персонал. И что собой представляет в правовом смысле на данный момент норма об обеспечении нормированных зарплат — очевидное и невероятное: фактически ничего, и равенства зарплатных гарантий у педагогов допобразования по отношению к педагогам обязательных дисциплин абсолютно нет, поскольку кому как не директору знать, как уйти от излишней ответственности, как перевести педагога с трудового договора на гражданско-правовой…

В этом смысле возникает вопрос: действительно ли заданное условие опасно для директора и гарантирует права педагогического состава? Ответ лежит на поверхности: данное условие гарантирует права только педагогов обязательных дисциплин. Справедливо ли гарантировать трудовые права только части сотрудников школы? Но кто в наше время будет говорить о справедливости…

Раздел «Общие положения»

В этом разделе приводится характеристика должности и квалификационные требования к сотруднику, претендующему на занятие места руководителя подразделения. В большинстве случаев здесь указываются:

  • полное наименование должности в соответствии со штатным расписанием с указанием на то, что она относиться к категории руководителей;
  • порядок назначения и увольнения сотрудника (производится обычно по приказу гендиректора);
  • порядок подчиненности (руководитель структурного подразделения подчиняется гендиректору или одному из его замов);
  • порядок замены сотрудника на время его отсутствия;
  • указание сотрудников, которые находятся в подчинении у руководителя структурного подразделения;
  • перечень законов и других нормативных актов, которыми должен руководствоваться в своей работе руководитель структурного подразделения;
  • квалификационные требования (как правило, от сотрудника требуется высшее образование и стаж работы не менее 3 лет).

Какие бывают структурные подразделения в организации?

В первую очередь можно разделить структурные единицы на внутренние и обособленные. Первые не обладают всеми признаками организации и существуют исключительно как часть общего предприятия. В свою очередь, вторые часто даже находятся не только в отдельном здании, но и в другом городе и даже стране (филиал, представительство и т. д.).

Основной же классификацией считается следующее разделение:

1. Управления. Эти подразделения занимаются исключительно административными обязанностями. Они контролируют весь рабочий процесс и генерируют новые задачи для каждой отдельной группы. Фактически управления являются одним из немногих структурных элементов, в которых исключено появление каких-либо сотрудников производства. В этой нише трудятся менеджеры, управляющие, бухгалтеры и т. д.

Административные, финансово-учетные и вспомогательные службы

От них зависит работа основ и балансировка работы организации. К таковым относятся:

  1. Канцелярия.
  2. Секретариат.
  3. Служба делопроизводства.
  4. Отдел охраны труда.
  5. Служба управления персоналом.
  6. Отдел организации труда.
  7. Бухгалтерия.
  8. Служба оперативного управления.
  9. Финансовое подразделение.
  10. Отдел внешнеэкономических связей.
  11. Склады готовой продукции и материалов.
  12. Планово-экономический отдел.
  13. Служба стандартизации.
  14. Юридическая служба.
  15. Отдел кадров.
  16. Служба безопасности.
  17. Вычислительный центр.
  18. ВОХР – военизированная охрана.

Также часто можно встретить структурные подразделения образовательной организации. Часто они действуют в высших учебных заведениях, крупных инженерных, научных, аграрных, промышленных и других компаниях, где разрабатывается передовая продукция. Среди них выделяют исследовательски-технические и производственные отделы.

Объединение отделов путем создания нового отдела (слияние)

Для улучшения взаимодействия между работниками организация может принять решение по объединению отделов. Если из нескольких отделов создается новый отдел, то должности некоторых работников могут быть сокращены (например, должность руководителя отдела), а должности остальных могут остаться прежними.

В таком случае для объединения отделов путем создания нового необходимо:

  • внести изменения в организационную структуру и штатное расписание путем издания приказа об утверждении новой структуры и нового штатного расписания или о внесении изменений в уже действующие. Ввести в действие указанные изменения можно будет не ранее чем через два месяца после издания упомянутого приказа, так как при укрупнении отделов некоторых работников придется переводить на другую работу или сокращать (ст. ст. 74, 180 ТК РФ);
  • разработать и утвердить положение о новом отделе (при необходимости) и должностные инструкции по вновь создаваемым должностям;
  • уведомить работников, чьи должности не сокращаются, о предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, в письменной форме не позднее чем за два месяца. Данный порядок применяется в том случае, если изменения не касаются изменения трудовой функции работника, а также если у работника в трудовом договоре указано структурное подразделение (отдел) (ст. ст. 72.1, 74 ТК РФ).

Работникам, которые не согласны продолжать работу в новых условиях, необходимо письменно предложить другую работу, соответствующую их квалификации и состоянию здоровья. При отсутствии такой работы нужно предложить вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Если работник отказывается от предложенной работы или если отсутствуют вакансии, работник увольняется в связи с отказом от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (ст. 74, п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). При этом ему необходимо выплатить выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ).

Читайте также:  Налоговый вычет за покупку автомобиля

В отношении работников, которые согласны работать в новом отделе, оформляется перевод путем подписания дополнительного соглашения к трудовому договору и издания соответствующего приказа, например, по форме № Т-5 (ст. 72 ТК РФ). Запись о переводе необходимо сделать в трудовой книжке и личной карточке работника (ст. 66 ТК РФ, п. п. 4, 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (далее — Правила ведения и хранения трудовых книжек)).

Если у работника в трудовом договоре не было указано структурное подразделение, то в этом случае заключать дополнительное соглашение к трудовому договору или получать письменное согласие работника при объединении двух подразделений и переименовании структурного подразделения не требуется (ст. 72.1 ТК РФ).

Также в этом случае не потребуется вносить записи в трудовую книжку работника и его личную карточку. Работодателю достаточно издать приказ об объединении подразделений и о создании нового структурного подразделения и ознакомить с ним работника под роспись (ст. 22 ТК РФ);

— уведомить работников, чьи должности сокращаются, о сокращении численности или штата персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения. При этом работнику необходимо предложить другую работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья. При отсутствии такой работы необходимо предложить вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Если работник отказывается от предложенной работы или при отсутствии вакансий, работника увольняют в связи с сокращением численности или штата работников (ст. ст. 81, 180 ТК РФ).

Для увольнения работника необходимо издать приказ, например по форме № Т-8.

При этом увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и сохраняется средний заработок за второй месяц трудоустройства. В исключительных случаях, если работник не был трудоустроен и в двухнедельный срок после увольнения обратился в органы занятости в целях поиска работы, по решению указанного органа ему выплачивается работодателем средний месячный заработок за третий месяц трудоустройства (ст. 178 ТК РФ).

При увольнении из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, кроме выплаты выходного пособия за работником сохраняется средний месячный заработок за второй и третий месяцы трудоустройства, и в исключительных случаях по решению органа занятости, если работник в течение месяца обратился по вопросу поиска работы и не был трудоустроен, — за четвертый, пятый и шестой месяцы после увольнения (ст. 318 ТК РФ).

Если работник согласен на перевод на другую работу, то необходимо заключить соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора в письменной форме, издать приказ, внести запись в трудовую книжку и личную карточку работника (ст. ст. 66, 72, 72.1 ТК РФ, п. п. 4, 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек);

  • уведомить профсоюз (при его наличии) и территориальный орган занятости в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников, а в случае, если решение о сокращении может привести к массовому увольнению работников;
  • не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (п. 2 ч. 1 ст. 81, ст. 82 ТК РФ, п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Управление образовательной организацией: понятие и структура

Согласно ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. К компетенции образовательной организации относится также установление штатного расписания (п. 4 ч. 3 с т. 28 Федерального закон а «Об образовании в Российской Федерации»). Управление образовательной организацией, понятие и структура отражаются, прежде всего, в штатном расписании.

Сведения о структуре и об органах управления относятся к информации, в отношении которой образовательная организация должна обеспечить открытость и доступность (подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Перечень возможных структурных подразделений. В качестве структурных подразделений образовательных организаций могут выступать:

  • филиалы;
  • представительства;
  • отделения;
  • факультеты;
  • институты;
  • центры;
  • кафедры;
  • подготовительные отделения и курсы;
  • научно-исследовательские подразделения;
  • методические подразделения;
  • учебно-методические подразделения;
  • лаборатории;
  • конструкторские бюро;
  • учебные и учебно-производственные мастерские;
  • клиники;
  • учебно-опытные хозяйства;
  • учебные полигоны;
  • учебные базы практики;
  • учебно-демонстрационные центры;
  • учебные театры;
  • выставочные залы;
  • учебные цирковые манежи;
  • учебные танцевальные и оперные студии;
  • учебные концертные залы;
  • художественно-творческие мастерские;
  • библиотеки;
  • музеи;
  • спортивные клубы;
  • студенческие спортивные клубы;
  • школьные спортивные клубы;
  • общежития;
  • интернаты;
  • психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся;
  • иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации, структурные подразделения.

Применение учителем к учащимся насильственных действий

В данном случае насильственными действиями учителя по отношению к ученикам, нужно считать:

  • Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений. Такие действия педагога должны вызвать необходимость обращения за помощью как врача, так и психолога.
  • Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка.
  • Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики.
  • Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *