Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социальная работа как профессиональная деятельность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социальные профессии больше всего подходят тем, кто имеет склонность к работе с другими людьми, способен сострадать и готов посвятить свое время решению чужих проблем. Уровень владения школьными предметами зачастую отходит на второй план.
Обязанности на работе
Основной функцией представителей социальных профессий является оказание услуг своим клиентам. Обязанности заметно отличаются в зависимости от рода деятельности, поэтому назовем лишь самые важные из них:
- определение категорий лиц, нуждающихся в поддержке;
- консультирование их по различным вопросам;
- защита их прав и интересов;
- помощь на дому;
- реабилитационные услуги;
- общение с целью психологической поддержки;
- содействие в оформлении официальных документов;
- посредничество в решении конфликтов;
- адаптация в социуме инвалидов, подростков с девиантным поведением, выпускников интернатов, жертв насилия, лиц, вышедших из мест лишения свободы, мигрантов и др.
Обязанности на работе
Основной функцией представителей социальных профессий является оказание услуг своим клиентам. Обязанности заметно отличаются в зависимости от рода деятельности, поэтому назовем лишь самые важные из них:
- определение категорий лиц, нуждающихся в поддержке;
- консультирование их по различным вопросам;
- защита их прав и интересов;
- помощь на дому;
- реабилитационные услуги;
- общение с целью психологической поддержки;
- содействие в оформлении официальных документов;
- посредничество в решении конфликтов;
- адаптация в социуме инвалидов, подростков с девиантным поведением, выпускников интернатов, жертв насилия, лиц, вышедших из мест лишения свободы, мигрантов и др.
Существуют профессии, представители которых оказывают широкий спектр услуг, и узкоспециализированные специалисты, концентрирующие свое внимание на отдельных направлениях.
В обыденном сознании с социальной работой зачастую связаны представления, которые не соответствуют действительности, но они, тем не менее, очень живучи. Возьмём, к примеру, вопрос об истоках социальной работы. Нередко можно услышать мнение, что социальная работа – это просто современный светский вариант религиозной благотворительности, уходящей корнями в средневековье. На самом деле благотворительность и социальную работу объединяет лишь общая альтруистическая установка. По всем прочим основным параметрам – целям, методам и структуре, которые связаны с особой подготовкой работников-исполнителей, – они существенно различаются.
Важнейшей движущей силой для людей, занимавшихся благотворительностью, были их чувство морального долга и стремление делать добро, обычно проистекающие из веры в бессмертие души. Акцент делался в данном случае на человека, творящего добро, а вклад его измерялся величиной и долгосрочностью оказываемой помощи. Современный же социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха.
Процесс, посредством которого этого пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте. Для этого будущих социальных работников обучают разбираться в индивидуальной психологии клиентов, в характере связи человека с семейным и более широким социальным окружением, обучают приёмам развития у своих подопечных активности и самостоятельности. Можно сказать, что благотворительность как вид социальной активности ставит во главу угла стремления помогающих и их убеждения. В социальной работе центральной фигурой является клиент, а целью – освобождение его от нужды в социальных работниках.
Социальная работа — это профессия для тех, кто хочет помогать людям, улучшить условия жизни и изменить общество. Социальные работники помогают людям действовать лучшим образом в своем окружении, строить свои отношения с другими людьми, решать семейные и личные проблемы.
Социальные работники традиционно работали в двух уровнях помощи людям:
микроуровень непосредственной работы с людьми и макроуровень, который включает гражданскую активность, программирование общественной деятельности и развитие социальной политики. Социальные работники зачастую стараются оказывать воздействие на политику правительства путем непосредственной работы в правительстве или путем общественных выступлений с тем, чтобы улучшить экономические и социальные условия жизни маргинальных слоев общества. Эти группы могут включать пожилых людей, детей, малообеспеченные семьи, расовые и этнические меньшинства, а также инвалидов. Социальная работа как профессия служит «открытого общества» посредством борьбы за социальную и экономическую справедливость, чтобы с помощью этих усилий направить людей на борьбу за создание более справедливого и гуманного общества.
Социальные работники часто работают с клиентами, страдающими от заболеваний, опасных для жизни, либо от социальных проблем. Эти проблемы могут быть следствием неудовлетворительных жилищных условий, безработицы, недостатка профессиональных навыков, финансовых затруднений, серьезных заболеваний, инвалидности, насилия, нежелательной беременности и др. Социальные работники также помогают семьям с серьезными внутренними конфликтами, включая насилие над детьми или супругами.
Методы по объектам социальной работы подразделяются на:
- индивидуальные (социальный работник — клиент);
Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни.
В процессе работы этим методом социальный работник должен:
✓ установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах;
✓ изучить и уяснить проблему;
✓ мотивировать необходимость социальной помощи;
✓ концептуализировать проблему;
✓ определить и исследовать предполагаемое решение;
✓ выбрать стратегическое направление;
✓ реализовать решения проблемы и др.
- групповые (в группе семей и через семью);
Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе — с каждым из ее членов отдельно.
Социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение социального пространства индивидуума, развитие его умения решать личные проблемы с помощью социальных связей.
К групповым методам могут быть отнесены.
Дипломные работы от 1190 руб.
Курсовые работы от 238 руб.
Контрольные работы от 170 руб.
Рефераты от 170 руб.
Отчеты о практике от 510 руб.
Доклады от 170 руб.
Профессии социальной сферы подходят людям, жаждущим быть полезным для общества и каждого конкретного его представителя. Несмотря на невысокие зарплаты, частое отсутствие перспектив карьерного роста и откровенно сложную работу. Абитуриенту важно понимать, что специалисты этого профиля более всего востребованы государственными учреждениями.
В процессе работы придется сталкиваться с бюрократией, равнодушием коллег и не всегда корректным поведением людей, с их беспочвенными требованиями и обвинениями. Социальные специальности стоит выбрать абитуриентам, которые на 100% уверены в наличии следующих качеств и личностных черт:
- коммуникабельность;
- стрессоустойчивость;
- чуткость и доброжелательность;
- высокая работоспособность;
- целеустремленность.
Почему целеустремленность? Потому что без нее вам будет сложно противостоять бюрократии и равнодушию, часто свойственным деятельности государственных учреждений. Если же вы не собираетесь работать для людей, а для отметки в журнале учтенных часов, то профессия едва ли принесет вам моральное удовлетворение. Что же касается удовлетворения финансового, то на него может рассчитывать лишь малая часть специалистов. Преимущественно высокие зарплаты получают представители перспективных, редких социальных профессий.
Татьяна Телегина: Благодарность людей — высшая оценка нашей работы
Специалист по социальной работе территориального центра социального обслуживания «Ломоносовский»
— В социальной сфере я работаю с 1997 года. Называю эту дату счастливой семеркой: пришла на работу 17.07.1997. А до этого была инженером-проектировщиком, занималась чертежами. В перестройку при реорганизации нашего учреждения я оказалась перед выбором, в итоге пришла в социальную сферу и поняла, что это мое призвание — работать с людьми.
Уже более 20 лет тружусь в сфере социальной защиты, сейчас — в должности специалиста по социальной работе.
Получатели социальных услуг — а это более 20 тысяч человек — жители района Коньково. Среди них пенсионеры, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и труда, семьи льготных категорий — многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, малообеспеченные и неблагополучные. Они обращаются за помощью по мере необходимости. Чаще всего это связано с социально-экономическими вопросами: получением товаров длительного пользования, электронного социального сертификата на продукты питания, вещевой помощи и так далее.
Традиционно проходят общегородские благотворительные мероприятия «Семья помогает семье». В августе мы участвуем в проведении акции «Соберем ребенка в школу»[вот тут эти два мероприятия идут как одна акция. Неравнодушные горожане приносят портфели, канцелярские принадлежности и другие необходимые для учебы вещи, которые перед 1 сентября мы дарим тем, кому это особенно необходимо.
Благодаря акции «Подготовимся к школьному балу!» помогаем выпускникам из малообеспеченных семей найти костюм или платье для торжественного вечера, чтобы сделать этот день незабываемым. Счастливые улыбки, довольные лица школьников. Благодарность людей — высшая оценка нашей работы.
Социальный работник — и помощник, и психолог, и друг. Людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, особенно нужна поддержка. Приходится общаться с разными людьми. Многие находятся в тревоге, стрессе от потери близкого человека. А мы в любой ситуации должны быть спокойны и позитивно смотреть на мир, делиться добротой с другими. Есть хорошая история на эту тему.
Мы ездили на экскурсию в Подмосковье с нашими пенсионерами. Их было более 40 человек. Поездка прошла хорошо, но время в пути значительно затянулось. Казалось бы, пожилые люди должны были проявить недовольство, но… Они пели песни, читали стихи, делились друг с другом бутербродами. Вот в такой нестандартной ситуации проявилось чувство коллективизма. Я была очень удивлена, что никто не ворчал, а, наоборот, всех это объединило и сплотило. Те, кто участвовал в этой поездке, до сих пор приходят в гости и вспоминают путешествие с теплотой. Мы остались друзьями.
Факторы, которые влияют на эффективное выполнение профессиональной деятельности
Каждый человек готов трудиться в том случае, если у него есть интерес к работе. Для того чтобы профессиональная деятельность была на первом месте, необходима мотивация успеха. Если человек видит смысл в будущем, тогда он будет стремиться к улучшению.
Бытует мнение, что есть два фактора, которые помогут стимулировать личность к профессиональной деятельности:
1. Материальные факторы.
- Заключается договор о привязке материального вознаграждения. Если сотрудников стимулировать финансами, тогда эффективность работы будет повышена. Это сказывается на материальном благополучии всего предприятия в целом.
- Премиальные для сотрудников. Если человек будет знать, что за отлично выполненную работу он получит бонус, тогда он максимально выложится в своей профессиональной деятельности.
- Повышение зарплаты за квалификацию. Дополнительное финансирование лучших сотрудников даст стимул остальным людям работать более качественно.
- Предоставление льгот. Каждому человеку приятней работать, если за него будет оплачиваться проезд или питание (частично или полностью), путёвки на море, турбазы.
Профессиональная деятельность – карьера личности. Она связана с навыками, умениями и мастерством человека. В карьере очень важен не только служебный рост, но и постоянное самосовершенствование, то есть повышение квалификации и определённых знаний. Факторы, которые влияют на подготовку профессионализма, – это возраст, стаж и опыт.
Всегда необходимо помнить: только возможности и способности человека влияют на продвижение по служебной лестнице. Особенности профессиональной деятельности зависят от качества выполненной работы, а также от заинтересованности сотрудников. Поэтому их необходимо регулярно поощрять.
Процесс профессиональной деятельности происходит поэтапно. Это развитие человека, его здоровье и усовершенствование. Профессионализм появляется в зависимости от условий, области и отрасли производства.
Человек должен уметь правильно организовывать своё рабочее место, придерживаться технологической дисциплины, уметь определять эффективность трудовой деятельности, соблюдать технику безопасности. Вышеперечисленное определяет профессионализм каждого из нас.
Трудолюбие, интерес к работе, знания и умения помогут человеку стать успешным и быстро добиться поставленных целей.
Разновидности профессий
Рассмотрим некоторые специальности по профилю. Социально-экономическому направлению соответствует профессия кассира. Это понятие подразумевает масштабный круг специалистов, в том числе и кассиров супермаркетов, банков. Многие из них не имеют высшего образования, выполняя свои должностные обязанности. В банках такая должность называется кассир-операционист и валютный кассир. В задачу первого входит выполнение разнообразных банковских операций, а второй производит продажу и покупку иностранной валюты.
Банковским служащим называют специалиста, имеющего эконмическое образование, который является работником этого учреждения. В основном у каждого есть свои должностные обязанности, специализация определяется при трудоустройстве.
Социально-экономический профиль подразумевает и Им производится учет всех хозяйственных операций компании, своевременная уплата налогов, осуществление контактов с государственными учреждениями и органами.
Собственный бухгалтер есть в любой организации, независимо от ее размеров. Понятие «профессиональный бухгалтер» подразумевает сразу несколько видов экономических профессий.
В социально-экономический профиль входят такие специальности, как экономист и аудитор.
Школа перед выбором: «база» или « профиль » (видео).
Видео: Согласно новым программам все школьные дисциплины можно будет преподавать на двух уровнях. Базовые программы в разы проще профильных. По этой причине массовая школа неизбежно будет тяготеть к «базе», что предопределит её дальнейшую деградацию. Как мы уже писали , в настоящее время Минобр активно ведет разработку комплекса программ для старшей школы (ПООПСОО), который, вполне вероятно, будут внедрять в самое ближайшее время. В наше распоряжение поступила его…
Обсуждение
Никакого «базового обучения» (для «тупеньких») на государственном уровне в России никогда не было. У нас были и должны быть единые основные образовательные программы. А вот углубленное обучение регламентировать не надо. С этим вопросом без проблем разберутся сами «продвинутые» школы, имеющие признанный многолетний опыт, который Минобр охватить и осмыслить просто не в состоянии.
Противостоять современным экономическим угрозам может только профессионал, обладающий глубокими знаниями в области экономики предприятия и законов, по которым это предприятие ведет свою деятельность. Чтобы иметь возможность оценить все риски, необходимы знания как в области финансов, так и в сфере юриспруденции. Для получения должности специалиста по экономической безопасности необходимо высшее экономическое, финансовое или юридическое образование.
Пример блока об образовании:
- Высшее:
Московский юридический институт МВД РФ - Факультет:
Экономики - Специальность:
Экономическая безопасность - Год окончания:
2009
Специалисты в данной сфере высоко востребованы на рынке труда. Но для успешного трудоустройства и карьерного роста приходится прикладывать максимальные усилия. Кандидат должен обладать широкой базой знаний в области налогового законодательства, юриспруденции, права, информационной безопасности. А также уметь правильно применять эти знания на практике.
Нужная квалификация достигается при помощи дополнительного образования. У кандидата, зарекомендовавшего себя в роли квалифицированного специалиста, больше шансов получить высокооплачиваемую работу и подняться вверх по карьерной лестнице.
Образец раздела о дополнительном образовании:
- Год окончания:
2018 - Название:
Комплексный курс по проверке контрагентов - Проводившая организация:
Академия информационных систем - Год окончания:
2017 - Название:
Финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций - Проводившая организация:
Академия государственного и муниципального управления
В разделе дополнительное образование в резюме специалиста в сфере экономическая безопасность можно перечислить любые курсы повышения квалификации, в том числе и касающиеся soft skills.
Управление социальной сферой осуществляют институты власти и находящиеся в их ведомствах государственные учреждения.
Объекты, осуществляющие контроль по организации необходимых мер и выполнению социальных программ, которые необходимы для улучшения качества жизни населения страны, подразделяются на региональные, областные или местные учреждения.
К целям социальной деятельности государственных учреждений относятся:
-
охрана здоровья и жизни населения страны;
-
обеспечение равных прав на образование и работу для всех граждан страны;
-
обеспечение населения страны доступным жильем;
-
пенсионное обеспечение после выхода гражданина на пенсию;
-
право на самовыражение и творческое развитие.
Перспективы профессий
Перспективность профессий социального направления на сегодняшнем этапе не подвергается сомнению. Множество глобальных процессов происходит на наших глазах: открытие границ с расширением межнационального общения, трудовая миграция, увеличение продолжительности жизни населения. Для приспособления человека к меняющимся условиям ему все чаще нужна помощь извне. К тому же в последние годы наблюдается большая ориентация на отдельную личность, а не на общество в целом.
Автор: Алексей Кузнецов
Отзывы, комментарии и обсуждения
Ковалева Ольга Владимировна
Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».
Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.
Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.
Список из 10 передовых профессий, которые имеют высокую степень востребованности на рынке труда
Мы составили список профессий, которые входят в ТОП самых востребованных в ближайшем будущем, по мнению специалистов и менеджеров по подбору персонала. Основная их часть уже сейчас актуальна – сотрудник органов опеки и попечительства, общественный деятель.
1. Работник социальной сферы – осуществляет обслуживание различных слоев населения. Среди них – люди с ограниченной дееспособностью, инвалиды, сироты, и другие. Главными обязанностями работника социальной сферы являются консультирование, доставка медикаментов и продуктов, контроль за неблагополучными семьями.
Цель и задачи сотрудника – обеспечение социальной безопасности и повышение качества жизни людей. Средний показатель заработной платы специалиста в России – 18 000 рублей.
2. Сотрудник органов опеки и попечительства – прежде всего, специалист обеспечивает должную защищенность и охрану жизни детей. Также сюда относятся сироты, люди с ограниченными способностями, недееспособные граждане и т.п. Такой специалист реализует работу по исключению некорректных ситуаций и законодательных нарушений в отношении данных категорий граждан.
Также, он проводит государственные компании, которые должны поспособствовать повышению качества жизни всех групп людей, контролирует работу всех социальных органов, в том числе опеки и попечительства. Уровень заработной платы по России варьируется, но средняя планка установлена на 18 500 рублей.
3. Социальный педагог – организует подготовку несовершеннолетних ко взрослой жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми и функционированием в социальных группах. Основная задача сотрудников – работа над появлением общественных навыков у ребенка, помощь во взаимодействии с членами семьи, либо упрощение вхождения в семью к новым родителям.
Также целью являются консультации и обеспечение родителей информацией социальной сферы. Важно вовремя понимать, что может навредить физическому и психическому состоянию детей и устранять данные факторы. Если наработать опыт работая по профессии, показатель заработной платы составит 18 000 рублей.
4. Социолог – исследователь общества, как целостного формирования и раздробленного на общественные процессы, группы, факторы и пр. Специалист осуществляет работу по выяснению текущего состояния общества, а также просчитывает дальнейшие события.
У такого профессионала работу заказывают органы власти, частные организации и общественные деятели. Часто ученые социальной сферы изучают редкие общественные случаи и отдельно взятые объекты. Если получить ученую степень в данной области, можно зарабатывать до 30 000 рублей.
5. Сотрудник, специализирующийся на адаптации мигрантов – специальность, которая должна появиться в 2020-м году. О нехватке профессионалов в данной сфере говорили еще в 2015 году, когда начали возникать проблемы с приспособлением приезжих трудовых мигрантов.
Их число становится все больше и больше, но нормальное взаимодействие нарушено, а попытки решить проблему практически не предпринимаются. Политические законы не ограничивают въезд мигрантов, поэтому можно говорить только о введении новой специализации.
Востребованность профессии постоянно будет возрастать из-за регулярного увеличения иностранных людей. Заработная плата, которую будут зарабатывать специалисты данной сферы – 40 000 рублей.
6. Социальный инженер – ученый в науке о действиях людей в сложных ситуациях. Исследователь изучает социологию, психологию, конфликтологию – все, что связано с человеческим поведением.
Междисциплинарный характер социальной работы как научной и учебной деятельности находит свое выражение в том понятийно-категориальном аппарате, которым пользуются специалисты в этой области.
Ключевые понятия и категории.
Под социальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека, населения в целом.
Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Социальная работа может быть рассмотрена как разновидность человеческой деятельности, цель которой заключается в оптимизации осуществления субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. В широком смысле социальную работу можно определить как научную, учебную и практическую деятельность, направленную на выработку и теоретическую систематизацию знаний и умений, их передачу и усвоение с целью решения проблем удовлетворения социально гарантированных и личностных потребностей и интересов различных, прежде всего социально уязвимых, групп населения, создания условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей групп (и слоев) или отдельных личностей к социальному функционированию.
Социальная реабилитация – процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.
«Социальные гарантии» – система мер, нормативных установок и условий, направленных на удовлетворение определенного набора благ и услуг, потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования людей.
Социальный работник – это специалист в области социальной работы; это профессия, специальность, совокупность специальностей в области социальной работы.
Главным объектом и одновременно субъектом социальной работы является человек. Однако не всегда человек может быть субъектом, а объектом выступает постоянно. Это связано с разными этапами его возрастного развития: ребенок, юноша (девушка), взрослый человек, пожилой человек. Ясно, что на первом и последнем этапах он выступает прежде всего в качестве объекта социальной работы, хотя в определенной ситуации и на разных этапах старости он может также быть субъектом (воспитателем, помощником, организатором, советчиком и т.д.).
Уже дети в старшем возрасте также могут выполнить роль субъекта (члена каких-либо организаций, помогающих старшим людям и маленьким детям, организатора спортивных, оздоровительных и других мероприятий и т.д.). Именно во взрослом состоянии, как правило, люди могут выполнить роль субъекта в социальной сфере, что предопределяется их зрелостью, получением образования, соответствующей профессии, специальности, участием в трудовой и общественной деятельности.
Человек является целостным биосоциальным существом, в котором биологическое (физиологическое и психическое) и социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействии и взаимопроникновении. Именно эти стороны (компоненты качества) человека обусловливают его положение и в качестве объекта, и в качестве субъекта.
Как объект человек имеет дело с социальными проблемами (трудоустройством, оформлением пенсионных и иных дел, помещением престарелых в дома-интернаты и т.д.). Но он же их может и сам решать (целиком или частично), тем самым выступая в роли субъекта. Роль субъекта социальной работы человек выполняет в качестве родителя в семье, члена трудового коллектива, той или иной организации и т.д.
Роль субъекта или объекта человека предопределяется его «личностью», т.е. совокупностью социально значимых качеств. И здесь следует учитывать, что человеку вообще, как известно, присуще диалектическое единство общего (общечеловеческого, родового), особенного (формационного, социально-классового) и единичного (индивидуального) способов существования. И от того, как и в каких условиях реализуются эти способы существования, человек выступает преимущественно либо объектом, либо субъектом, порой органически соединяя эти две роли. При этом роль субъекта может носить профессиональный либо непрофессиональный характер.