Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр автомобиля в 2023 году: новые правила». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Каждый день в российский Дальневосточный регион импортируется до 200-300 машин из Японии. Их регистрация и ранее была проблематична, но за техосмотром авто с осени 2021 года контролирующие органы следят более тщательно.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Основные проблемы с прохождением техосмотра у праворульных машин
Главный недостаток машин с правым рулем заключается в неправильной работе оптики. Фары, приспособленные к дорогам в Японии, в России функционируют некорректно. Фонари для левостороннего движения светят на встречную полосу и почти не освещают обочину, из-за чего слепят едущих навстречу водителей и не позволяют нормально рассмотреть пешеходов. Именно в этом заключается основное препятствие для прохождения ТО. Чтобы обойти его, владельцам японских машин придется менять фары на европейские или дорабатывать оптическую систему.
Устранить проблему можно следующими способами:
- Блокировать световой поток. Например, путем заклейки фар изолентой, как практиковали до недавнего времени некоторые предприимчивые автовладельцы. Однако, такой примитивный способ недостаточно эффективен в плен освещения обочины, поэтому ТО машина с обклеенной оптикой уже не пройдет.
- Поворот лампы. У больших галогеновых фонарей можно отклонить направление излучения на 10 градусов. Это помогает скорректировать угол освещения обочины, но запрещено по правилам ТО.
- Регулировка фар. Этот способ заключается в подтяжке крепежных болтов фар для изменения угла их наклона. Выполненная в хорошем сервисном центре, эта операция поможет технически решить проблему и с ослеплением встречных водителей, и с освещением обочины. Но прохождение ТО она автовладельцу не гарантирует.
Насколько в России распространены праворульные автомобили?
Тема нового закона беспокоит граждан РФ, которые проживают на Дальнем Востоке, поскольку именно в этом регионе люди эксплуатируют больше всего автомобилей с правым расположением руля. Эти ТС привозят из Японии, где подобное расположение руля является нормой. Поэтому владельцы рассматриваемого транспорта больше всего заинтересованы в получении актуальной информации по этому вопросу.
Их заинтересованность понятна, поскольку машины с правым рулем занимают около половины рынка. Как правило, это японские машины, что подержанными привезли на территорию РФ для перепродажи. Люди, которые их купили, остаются довольны качеством автопрома из соседнего зарубежья. Что касается граждан, которые проживают в Европейской части РФ, то праворульные автомобили здесь скорее редкость, чем привычное явление. Поэтому изменения правил их не слишком волнует.
А вот в дальневосточных регионах автомобили с правым рулем важный сегмент дорожного движения. Существуют автошколы, где людей учат ездить на японских автомобилях или переучивают водителей, которые привыкли к левому расположению руля и нуждаются в переучивании. Если автошкол мало, то частных автоинструкторов очень много.
Другими словами, каждая вторая семья пользуется праворульным авто, и не хотела бы менять его на классический аналог. Давайте разбираться, нужно ли это?
Как изменилась процедура прохождения техосмотра?
Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.
Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.
На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.
Требования для прохождения техосмотра в 2023 году
Процедура ТО регламентирована ПП РФ от 05.12.2011 № 1008 “О проведении техосмотра ТС” (далее – ПП № 1008). Основные узлы и агрегаты, которые проверяются экспертом, разделены на 7 групп:
- тормозные системы. Эксперт проверяет исправность, безопасность и эффективность её работы;
- рулевое управление. Проводится диагностика маневренности, люфта, гидроусилителя и подвески;
- внешние световые приборы. Проверяется их наличие, регулировка, функционирование, целостность, яркость и отсутствие загрязнений;
- стеклоочистители и стеклоомыватели. Оценивается их наличие, работоспособность, подача жидкости;
- шины и колёса. Проводится проверка целостности резины, высоты протектора, отсутствие трещин, наличие всех элементов крепления колёс и т.д.;
- двигатель и его системы. Проверяется уровень экологичности мотора, отсутствие подтеканий, правильное размещение, уровень шума.
- дополнительные агрегаты. Проверка замков, сцепления, ремней безопасности, аварийных сигналов, аптечки, огнетушителя.
С 12.02.2018 года вступили в силу изменения по части требований к проведению техосмотра машины. Обновлены и расширены основные требования к фарам и рассеивателям, шипованной резине, ГБО, стеклоочистителям, гидроусилителю руля, утечке масла, аптечке, огнетушителю и др. Рассмотрим каждое из новых требований операционно-постовых карт технического осмотра.
Этапы проведения техосмотра
Процедура диагностики технического состояния автомобиля предполагает простую последовательность действий.
Алгоритм такой:
- Удостовериться в работоспособности всех проверяемых узлов агрегата и укомплектованности необходимыми для осмотра автомобиля атрибутами.
- Подготовить пакет документов (паспорт или доверенность, ПТС и СТС).
- Записаться на станцию.
- Приехать на чистой машине и предоставить бумаги на проверку оператору.
- Оплатить услуги станции.
- Загнать авто на площадку.
- Дождаться завершения осмотра.
- Получить диагностическую карту.
Для прохождения техосмотра и получения разрешительного заключения специалистов, к процедуре ТО нужно готовиться заранее.
Сначала нужно проверить исправность автомобиля:
- фары, противотуманки и все осветительные приборы;
- шины;
- ГУР;
- систему торможения;
- стеклоочистительные моторчики и патрубки;
- наличие аварийного знака, аптечки и огнетушителя с действующими сроками годности;
- паспорт на ГБО (при наличии).
Планы на ближайшее будущее
Упростить введение правил призван переходный период, рассчитанный на 2023 – 2024 год. За это время операторы адаптируются к новым реалиям, модернизируют методы работы с учетом действующей законодательной базы.
Планируется, что дальнейший расчет стоимости услуг будет приближен к нормо-часам. Например, один нормо-час на московском СТО стоит 2 500 – 3 000 рублей. Нормо-час на СТО Воронежа стоит от 1 200 до 1 500 рублей. В дальнейшем соответствующая разница появится и в тарифах.
Государственные органы подготовили разъяснения и инструкции для операторов. Документы помогу избежать следующих проблем:
- нарушение требований ФАС в части организации процедур;
- некорректное заполнение отчетной документации;
- нарушения при сборе статистики;
- сложности при взаимодействии с представителями контролирующих организаций;
- установление необоснованно высоких цен.
Оказать дополнительное содействие призваны информационные центры. Их сотрудники проконсультируют владельцев пунктов по интересующим вопросам, предоставят актуальный сведения о нововведениях.
ВАЖНО. Запуск информационных центров – отложенное мероприятие. Планируемый период начала деятельности – первая декада 2023 года. До этого владельцам пунктов придется довольствоваться рекомендациями.
Где пройти технический осмотр согласно новым правилам
Для прохождения технического осмотра обратитесь в компанию «ДокАвто». Мы предлагаем выгодные условия сотрудничества всем категориям клиентов.
- Справедливые цены. Стоимость услуг не обременена сборами и комиссиями, соответствует государственным нормативам.
- Работа с любыми заказчиками. Воспользоваться помощью компании могут частные лица, коммерческие организации и государственные учреждения.
- Профессиональный подход. Проверку транспортных средств осуществляют компетентные специалисты. Они учитывают параметры эксплуатации транспорта, требования отраслевых нормативов и конструктивные особенности техники.
- Качественное оснащение. Пункты осмотра укомплектованы поверенным оборудованием, принимают легковые автомобили, мотоциклы и специализированную технику.
- Удобное расположение. Проверить транспортное средство можно в различных частях города. Обилие пунктов осмотра позволяет рационально использовать время, выбрав ближайший из них.
Информацию по организации и прохождению процедуры технического осмотра предоставляют штатные консультанты. Они расскажут, как подготовиться к мероприятию, сообщат о действующих ценах, ответят на имеющиеся вопросы.
Для общения со специалистами воспользуйтесь телефоном или функционалом сайта.
Почему был принят новый закон?
Эксперты говорят, что техосмотр в 2022 году превратился в формальность. В законе уже закреплена обязанность водителя следить за техническим состоянием транспортного средства. Если инспектор посчитает, что неисправность угрожает безопасности дорожного движения, он имеет право выписать штраф в 500 рублей и потребовать прекратить нарушение.
При сохранении прежних правил техосмотр в 2022 году должны были проходить порядка 30 миллионов автомобилей. Такая нагрузка не позволяет сотрудникам пунктов технического контроля проводить должный осмотр каждой машины. После принятия нового закона число процедур сократится до 5–6 миллионов в год. Это позволит уделить должное внимание автомобилям, у которых высок риск попадания в серьёзное ДТП.
Растаможка праворульных машин из Японии
Растаможка машин из Японии проводится по стандартной схеме: таможенную очистку или легализацию ввезенной из-за пределов РФ (ТС/ЕАЭС) техники можно провести путем уплаты целого ряда обязательных платежей. В их числе:
- таможенная пошлина,
- акциз,
- НДС,
- утилизационный сбор,
- оплата услуг таможенного оформления.
Основной элемент формулы – это пошлина, которая является тем слагаемым, которое, в принципе, и будет определять выгоду приобретения автомобиля за границей.
В этом отношении в категорию «проходных» машин можно отнести технику возрастом 3-5 лет, поскольку на нее будут действовать наиболее низкие расценки, которые станут зависеть от объема двигателя: от 1,5 до 3,6 евро за каждый «кубик». В случае с новыми машинами и автомобилями возрастом до 3 лет пошлина будет составлять от 48% стоимости, указанной в инвойсе, т. е. как минимум, сразу удвоит цену авто.
Покупая машину старше 5 лет, тарифы за кубические сантиметры объема вырастают в 2 раза: от 3,0 до 5,7 евро за «кубик». При этом будут и прочие обязательные расходы: на утильсбор, НДС, оформление документов, получение СБКТС (а также плата за технические работы, которые позволят привести автомобиль в техсостояние, которое позволит проходить техосмотр).
Нет… Если вы владелец обычного легкого автомобиля с правым расположением руля, то вас это не касается. Но уточним правдивую информацию!
В действующем на 2021 год Техрегламенте, на самом деле, существует запрет на использование машин с правым рулём. Этот запрет далеко не новый и действует ещё с начала 2015 года. Вот только касается он определённой категории транспортных средств.
Раздел 4, пункт 19 буквально предписывает следующее:
19. Запрещается выпуск в обращение транспортных средств с правосторонним расположением рулевого управления категорий M2 и M3.
Обратите внимание на обозначение категорий M2 и M3. Если подняться по тексту регламента немного выше, то можно найти таблицу их обозначений и выяснить, что:
- M2 – это автомобили для перевозки пассажиров с числом мест более 8 (кроме сиденья водителя) и допустимой массой до 5 тонн,
- M3 – всё то же самое, только с допустимой массой более 5 тонн.
То есть это автомобили, для которых требуется категория D водительского удостоверения, и на них, действительно, действует запрет праворульных машин. Но на легковые и даже грузовые авто этот запрет не распространяется, поэтому информация из заголовка статьи является неправдой.