Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила обучения охране труда с 1 сентября 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с Правилами, утвержденными Приказом №6 Минэнергетики, работники, трудящиеся на электроустановках, обязаны обладать соответствующим уровнем знаний и компетенций — эта норма закреплена п. 1.4.3 Правил. Работодатель, в свою очередь, обязан эти компетенции проверять, при необходимости обучать сотрудников, определять, в частности, состав квалификационной комиссии по проверке знаний работников в энергетической сфере.
Плюсы и минусы создания комиссии
Возможность организации собственных групп проверяющих имеет как плюсы, так и минусы. Плюс состоит в том, что компания располагает собственным аттестационным органом, не зависит от Ростехнадзора, не подстраивается под его расписание проведения аттестаций, не тратится на организацию обучения и экзаменовки большинства работников, имеет возможность в любой момент провести внеочередную аттестацию. Минусы:
- Ростехнадзор вправе вмешиваться в деятельность проверяющих, поэтому полностью независимой ее считать нельзя, так, в соответствии с п. 1.4.36 представители контролирующего органа вправе принимать участие в работе комиссии по своему решению;
- не в каждой организации может быть создана внутренняя комиссия по электробезопасности на предприятии — необходима определенная численность штата;
- обучение членов — статья расходов компании.
Группы по электробезопасности
В соответствии с утвержденной на государственном уровне системой квалификации лиц, прошедших обучение по эксплуатации различных энергоустановок, выделяются следующие группы ЭБ:
- I группа — присваивается персоналу, использующему электрооборудование, не требующее специальных навыков для работы с ним;
- II группа — присваивается сварщикам, электромонтерам и иному электротехническому персоналу после прохождения специального обучения и аттестации в Ростехнадзоре;
- III группа — присваивается электротехническому персоналу и предоставляет ему право на работу с сетями до 1000 В и свыше 1000 В и право самостоятельно подключать и отключать энергоустановки от сети;
- IV группа — присваивается только электротехническому персоналу, как правило, ответственному за электрохозяйство в организации;
- V группа — присваивается персоналу, работающему с установками напряжением выше 1000 В.
Проверка уровня знаний работников, имеющих группу I, проводится комиссией по электробезопасности организации. Для проверки знаний квалификационной группы I в комиссию должен быть включен сотрудник, имеющий допуск не ниже уровня III.
В качестве председателя комиссии выступает, как правило, главный инженер или лицо, ответственное за электрохозяйство организации. В качестве членов комиссии в нее могут быть включены иные лица, обладающие необходимыми знаниями (начальники служб, инженеры и т.п.).
Структура и объём ПТЭЭП
Первое, что замечаешь при сравнении старых и новых ПТЭЭП – это объем. Он сократился на 90%! В старых Правилах было 274 страницы, а в новых их всего 27.
Кроме того, новые Правила меньше приложений и они менее объёмные. В старых ПТЭЭП большую 146 страниц занимали именно приложения, а сами Правила всего 128.
Второе – структура. Новые ПТЭЭП проще по структуре – в них есть только главы, тогда как в старых были не только главы, но и разделы и более трёх десятков приложений, на которые приходился больший объем документа.
В новые ПТЭЭП не включены требования, рассматриваемые в ПОТЭУ, ПТЭЭС, Правила работы с персоналом, Правила переключений в электроустановках и прочих.
Так, в новые ПТЭЭП не вошли требования всех 12 глав раздела 2 старых ПТЭЭП, регламентирующие требования по организации и осуществлению эксплуатации электрооборудования и электроустановок общего назначения потребителей:
- силовых трансформаторов и реакторов;
- распределительных устройств и подстанций;
- воздушных линий электропередачи и токопроводов;
- кабельных линий;
- электродвигателей;
- устройств релейной защиты, электроавтоматики, телемеханики и вторичных цепей;
- заземляющих устройств;
- защит от перенапряжений;
- конденсаторных установок;
- аккумуляторных установок;
- средств контроля, измерений и учёта;
- электрического освещения.
Эксплуатацию указанного оборудования следует выполнять в объёме, предусмотренном для указанных видов оборудования и устройств в ПТЭЭСС.
До минимума сокращены нормы, регламентирующие переключения в электроустановках, диспетчерское и оперативное управление, а также требования к персоналу, которые перекочевали в Правила работы с персоналом, где раскрыты глубоко и подробно.
Кроме ранее указанного раздела 2, в новые ПТЭЭП не вошли:
- главы 1.5 – 1.8 из раздела 1 старых Правил;
Глава 1.5. Управление электрохозяйством |
Глава 1.6. Техобслуживание, ремонт, модернизация и реконструкция |
Глава 1.7. Правила безопасности и соблюдения природоохранных требований |
Глава 1.8. Техническая документация |
Область регулирования
В новых и старых Правилах область регулирования описывается по-разному.
Было | Стало |
1.1.2. Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно – правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а так же граждан – владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее – Потребители).
Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок – станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей. |
1. Настоящие Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (далее – Правила) устанавливают требования к организации и осуществлению технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии (далее – электроустановки) и распространяются на потребителей электрической энергии – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании электроустановками, за исключением потребителей – физических лиц, указанных в пункте 3 Правил (далее – потребитель).
Правила не распространяются на потребителей – физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании электроустановками напряжением ниже 1000 В и использующих данные электроустановки для удовлетворения личных или бытовых нужд. |
В старых ПТЭЭП не было определения ключевого понятия «потребитель», оно появилось только в новых ПТЭЭП.
Управление электроустановками
В новых ПТЭЭП управление электроустановками это не есть только назначение ответственного лица. Сделана попытка прописать его именно, как процесс управления, введена норма, регламентирующая управление электроустановками.
Организационно-распорядительным актом потребителя должна быть определена организационная структура управления электроустановками, распределены границы эксплуатационной ответственности и функции по обслуживанию и контролю за техническим состоянием ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок между структурными подразделениями и должностными лицами потребителя – юридического лица, определены должностные обязанности персонала, отвечающего за эксплуатацию и контроль состояния ЛЭП, оборудования, устройств, зданий и сооружений электроустановок потребителя (п. 8).
Организационно-распорядительная документация (ОРД) – это обширный пласт документов, фиксирующих права и обязанности работников и их работодателей, их задачи, цели и функции. Они оформляются по определённым требованиям, которые сведены в ГОСТ по оформлению ОРД 7.0.97-2016 (ГОСТ Р 7.0.97-2016 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу (СИБИД). Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов (с Изменением № 1), утв. Приказом Росстандарта от 8 декабря 2016 г. № 2004-ст). Несоблюдение этих требований влечёт недействительность организационно-распорядительных документов.
Организационные документы необходимы для регламентирования деятельности организации. Именно с их помощью фиксируются права и обязанности работников и работодателей, закрепляется их взаимная ответственность.
Организационная документация – это уставы, штатные расписания, трудовые договоры, правила внутреннего распорядка, многие другие документы, создаваемые внутри компании на основании действующего законодательства.
Распорядительные документы создаются при постановке конкретных задач внутри организации. В эту категорию входят распоряжения, решения, приказы, постановления и другие документы, издаваемые для решения тех или иных практических задач.
Ниже приведён перечень распространённых видов организационно-распорядительной документации. В него входят:
- приказы о назначении;
- положения;
- руководства;
- правила;
- должностные инструкции персонала;
- регламенты;
- описания технологических процессов;
- трудовые договоры и дополнения к ним;
- инструкции по обеспечению охраны помещений;
- объяснительные записки;
- приказы о премировании и депремировании;
- распоряжения о мерах, необходимых для непрерывности технологических процессов;
- расписания несения дежурства на объектах.
Знания, полученные при обучении, можно проконтролировать, используя две основные схемы. Первичную проверку применяют к новичкам непосредственно перед началом работы или при прерывании стажа от 3-х лет.
Комиссия по проверке знаний по электробезопасности
Внеочередной тип необходим, если:
- сотрудника переводят на другую должность (иные обязанности);
- внедряют новые технологии, нормы или оборудование;
- работник грубо нарушил правила, или Ростехнадзор требует уволить сотрудника или перевести его на другую должность;
- стало необходимо получить высокую группу по электробезопасности;
- при назначении переэкзаменовки;
- при небольшом перерыве от 6 месяцев до 3 лет.
Важно! Если в правила внесены небольшие изменения, тогда внеочередной контроль не проводят. Здесь становится необходимо ознакомить работников и в специальном журнале регистраций сделать об этом запись или отметку.
Проверки имеют следующую периодичность:
- один раз в 3 года – инспектора и административно-технические работники;
- ежегодно – сотрудники, обслуживающие и ремонтирующие электроустановки и оформляющие выполнение работ (документально).
Как составляется приказ
Комиссия по проверке знаний по электробезопасности: состав и регламентирующие документы
Существует единый образец приказа о создании аттестационной комиссии, которого придерживаются все предприятия в стране. Кроме правильного указания типа документа, следует соблюдать следующий порядок:
- Требуется обоснование создания аттестационной комиссии. Обычно для этого используется подходящий нормативный документ или оставляется ссылка на него.
- Кроме самого приказа, в документе должен указываться состав комиссии. Обычно эта информация размещается первым пунктом. Кроме имен и фамилий членов комитета, указываются их действующие должности, а также обозначаются назначенные председатель комиссии и его заместитель.
- Помимо основного текста приказа о создании комиссии, в данном типе документа можно добавить какие-либо указания к последующим действиям. Но не нужно описывать незначительные оперативные вопросы и информацию, которая не касается деятельности проверяющих лиц.
Чтобы легче было сформировать правильный приказ, необходимо тщательно ознакомиться с приведенным ниже примером, который является единым образцом для предприятий любого рода деятельности.
Как проводить обучение и проверку знаний персонала
Перечень работ по эксплуатации электроустановок приведен в п. 7 Правил. В числе прочего нужно обеспечить обучение и проверку знаний работников, выполняющих работы в электроустановках, в соответствии с Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики, утвержденных Приказом Минэнерго России от 22.09.2020 № 796.
Это означает, что потребитель должен использовать те же формы подготовки, что и сетевые компании:
- стажировка;
- подготовка по новой должности (рабочему месту);
- предэкзаменационная подготовка;
- проверка знаний;
- дублирование;
- противоаварийные тренировки;
- специальная подготовка;
- производственный инструктаж.
Новое в Правилах — обязательное проведение противоаварийных тренировок для оперативного и оперативно-ремонтного персонала потребителя, в том числе совместно с сетевой компанией или РДУ.
Особенности подготовки работников, занятых на обслуживании ЭУ 0,4 кВ и ниже, присоединенных к электрическим сетям 0,4 кВ, и энергопринимающих установок, определены в п. 40-45 Правил. Кратко перечислим некоторые из них.
Первичная проверка знаний проводится для работников, впервые поступающих на работу по обслуживанию ЭУ, или при перерыве в работе более трех лет. С разрешения руководителя можно освободить от нее сотрудника, принимаемого по совместительству для выполнения функций ответственного за электрохозяйство, если соблюдаются одновременно три условия:
- он прошел проверку знаний по эксплуатации ЭУ по месту основной работы менее 6 месяцев назад;
- энергоемкость и сложность электроустановок по месту совмещения не больше, чем на основной работе;
- у потребителя нет ЭУ выше 1000 В.
Пункты 1.4.30 и 1.4.31 Правил, утвержденных Приказом №6 устанавливают:
- сколько человек в комиссии по электробезопасности — пять;
- вся комиссия обязана пройти аттестацию в Ростехнадзоре. В отдельных случаях допускается аттестация членов группы проверяющих на месте, но не более, чем двоих и при условии, что председатель имеет аттестацию Ростехнадзора;
- председатель имеет группу по электробезопасности не ниже четвертой, если в организации используются энергоустановки мощностью до 1000 В, и не ниже пятой, если свыше 1000 В;
- правомочна комиссия по ПТЭЭП из трех аттестованных человек — в таком составе она вправе принимать экзамен на знание энергоустановок и присваивать на его основе группу по электробезопасности — присутствие полного состава не требуется.
Плюсы и минусы создания комиссии
Возможность организации собственных групп проверяющих имеет как плюсы, так и минусы. Плюс состоит в том, что компания располагает собственным аттестационным органом, не зависит от Ростехнадзора, не подстраивается под его расписание проведения аттестаций, не тратится на организацию обучения и экзаменовки большинства работников, имеет возможность в любой момент провести внеочередную аттестацию. Минусы:
- Ростехнадзор вправе вмешиваться в деятельность проверяющих, поэтому полностью независимой ее считать нельзя, так, в соответствии с п. 1.4.36 представители контролирующего органа вправе принимать участие в работе комиссии по своему решению;
- не в каждой организации может быть создана внутренняя комиссия по электробезопасности на предприятии — необходима определенная численность штата;
- обучение членов — статья расходов компании.
Ростехнадзор разъясняет: I группа по электробезопасности
Письмо Ростехнадзора от 30.08.2019 N 10-00-12/2678 «О рассмотрении обращения»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 30 августа 2021 г. N 10-00-12/2678
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Управление государственного энергетического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение и сообщает.
Согласно примечанию 2 Приложения 1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 24.07.2013 N 328н, зарегистрированным Минюстом России 12.12.2013, рег. N 30593 [] (далее — ПОТЭЭ) присвоение I группы проводится работником из числа электротехнического персонала, имеющего группу III по электробезопасности, назначенным распоряжением руководителя организации.
Нормы законодательства
Электроэнергетика — сложная область, работа в которой требует специальных знаний и строгого соблюдения техники безопасности. Для обеспечения безопасного использования электроустановок издан целый пул нормативных актов, в их числе:
- Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
- Приказ Минтруда РФ от 24 июля 2013 г. №328-н и утвержденные им Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок;
- Приказ Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. №6 и принятые им Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, который регулирует базовые вопросы энергетической сохранности организаций и требования к членам комиссии по электробезопасности в частности.
Что представляет собой приказ о создании комиссии по проверке знаний по электробезопасности
Чтобы правильно понимать официальные требования, необходимо учитывать особенности персонала предприятия, который подразделяется на несколько групп:
- Административно-технический – включает сотрудников, осуществляющих руководящую и контрольную деятельность. Как правило, из них формируется состав проверочной комиссии.
- Оперативный и оперативно-ремонтный персонал часто объединяют в одну категорию. Эти сотрудники занимаются непосредственной эксплуатацией электрооборудования и устраняют при возникновении такой необходимости мелкие неполадки.
- Ремонтный персонал, как следует из названия, обеспечивает хорошее функциональное состояние установок, производит регламентные работы по техническому обслуживанию.
В зависимости от принадлежности к группе определяется порядок и периодичность инструктажа, особенности подготовки, тренировочных занятий, курсов повышения квалификации, проверок.
Работникам нужны профильные знания
Несколько важных правил:
- Если установлено сложное оборудование, то для работы с ним понадобятся технологические знания. Персонал обучают методам безопасного выполнения рабочих операций.
- Руководящие сотрудники, которым подчиняются электротехнические службы, обязаны иметь группу (электробезопасности) выше, чем подчиненные.
- Любые работники, которые могут быть поражены электротоком, должны быть аттестованы на первую группу.
- При больших перерывах в трудовой деятельности проводится непосредственно на рабочем месте стажировка. Для обучения, изучения новых правил, инструкций предоставляется достаточный срок. Допуск к этому процессу оформляется документально.
- Программы подготовки утверждаются человеком, ответственным за соответствующую часть хозяйства предприятия.
Периодичность обучения
Документы по электробезопасности, принятые на федеральном уровне, устанавливают требование ежегодного обучения и сдачи экзаменов для всех работников предприятия, кто занимается монтажом, обслуживанием или ремонтом установок, работающих от электрической сети. Также такие курсы и контроль знаний следует проходить всем электромонтерам и другим категориям персонала, чья деятельность связана с электротехникой.
Руководители подразделений, где трудятся такие работники, тоже обязаны проходить ежегодные курсы по электробезопасности. В противном случае они не имеют права занимать соответствующую должность или выполнять определенный перечень обязанностей.
В некоторых случаях на предприятии может возникать необходимость внеочередного обучения. В частности:
- Принятые новые нормативные документы, либо в существующие внесены изменения. Это касается, как государственных, так и внутренних нормативных актов;
- Сотрудник переведен на должность, для работы на которой требуется допуск определенного уровня по электробезопасности;
- В процессе выполнения своих обязанностей работник допустил нарушение правил по охране труда, что было зафиксировано соответствующим образом или привело к несчастному случаю;
- Проверка контролирующего органа выявила отсутствие необходимых документов или несоответствие уровня допуска выполняемым обязанностям;
- В процессе расследования несчастного случая или аварийной ситуации на предприятии контролирующие органы выдали предписание о необходимости проведения внеочередной проверки знаний;
- Сотрудник не выполнял работы на электроустановках на протяжении более полугода, что могло привести к потери квалификации, в том числе в части электробезопасности;
- Работник претендует на более высокий уровень квалификации и проходит соответствующую аттестацию;
- При пересдаче экзамена на знание норм и правил охраны труда.
Знания, полученные при обучении, можно проконтролировать, используя две основные схемы. Первичную проверку применяют к новичкам непосредственно перед началом работы или при прерывании стажа от 3-х лет.
Внеочередной тип необходим, если:
- сотрудника переводят на другую должность (иные обязанности);
- внедряют новые технологии, нормы или оборудование;
- работник грубо нарушил правила, или Ростехнадзор требует уволить сотрудника или перевести его на другую должность;
- стало необходимо получить высокую группу по электробезопасности;
- при назначении переэкзаменовки;
- при небольшом перерыве от 6 месяцев до 3 лет.
Важно! Если в правила внесены небольшие изменения, тогда внеочередной контроль не проводят. Здесь становится необходимо ознакомить работников и в специальном журнале регистраций сделать об этом запись или отметку
Проверки имеют следующую периодичность:
- один раз в 3 года – инспектора и административно-технические работники;
- ежегодно – сотрудники, обслуживающие и ремонтирующие электроустановки и оформляющие выполнение работ (документально).
Кто пишет и исполняет приказ
Любой распорядительный документ организации издаётся от имени её руководителя, однако далеко не всегда его составлением занимается директор лично. Имеет место устное поручение о подготовке проекта одному из подчинённых. Выбранный сотрудник должен обладать общими навыками работы с документацией. Обычно этой деятельностью занимается сотрудник юридического отдела, кадровик или секретарь. Руководитель получает на стол уже подготовленный вариант распоряжения. Проверив его на неточности и ошибки, начальник ставит свою подпись, тем самым объявляя о начале процедуры проверки.
Под исполнением приказа понимается приведение его в действие. В данном случае исполнение будет состоять в уведомлении всех членов комиссии о назначении. Заняться этим может то же лицо, что и составило текст.