Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неисполнение решений суда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физическое лицо, не исполняющее требование исполнительных документов, может быть привлечено к различным видам ответственности в рамках административного или уголовного производства. Также взыскатель может обратиться в суд для привлечения должника к различным видам гражданской ответственности — выплате неустойки или взысканию процентов. Также потерпевшее от действий нарушителя лицо вправе рассчитывать на выплату денежной компенсации со стороны органа власти, не обеспечившего своевременное исполнение решения.
Ответственность за неисполнение решения суда
Форма ответственности | Инициатор привлечения к ответственности | Виды наказания |
---|---|---|
Административная | Орган принудительного исполнения (ФССП) | Штраф, административный арест, обязательные работы |
Уголовная | Орган принудительного исполнения (ФССП) | Штраф, арест, обязательные или исправительные работы, лишение свободы |
Гражданско-правовая | Истец (взыскатель), третьи лица | Выплата неустойки (штрафа), взыскание процентов, выплата компенсации |
Комментарии к ст. 17.15 КОАП РФ
1. В соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 указанного выше Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
2. К содержащимся в исполнительном документе требованиям неимущественного характера относятся неисполнение исполнительного документа о восстановлении на работе, о выселении должника, о вселении взыскателя, об административном приостановлении деятельности должника.
В главе 13 Закона «Об исполнительном производстве», которая посвящена исполнению требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в ст. 105 определены общие условия исполнения таких требований. Так, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный комментируемой статьей, и устанавливает новый срок для исполнения.
В случае неисполнения должником требования о восстановлении на работе уволенного или переведенного работника судебный пристав-исполнитель принимает меры, предусмотренные ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве».
В случае когда должник в течение установленного срока для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о его выселении не освободил жилое помещение, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, устанавливает должнику новый срок для выселения и предупреждает его, что по истечении указанного срока принудительное выселение будет производиться без дополнительного извещения должника.
При исполнении содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности (см. комментарий к ст. 3.12 КоАП) судебный пристав-исполнитель производит наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных касс должника, а также применяет другие меры по административному приостановлению деятельности должника. При этом судебный пристав-исполнитель не вправе применять меры, влекущие необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (ч. 2 ст. 32.12).
Административное приостановление деятельности производится с участием понятых (в необходимых случаях — при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением акта.
Судебный пристав-исполнитель в случае возобновления должником деятельности до окончания срока его административного приостановления вправе применить к должнику штраф и иные меры, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
3. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в разнообразных действиях, так и бездействии, создающих различные препятствия реализации судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера.
4. Субъектом ответственности по данной статье могут быть граждане, должностные лица, а также юридические лица, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
5. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом.
6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов (ст. 23.68). Рассматривать эти дела от имени указанного органа вправе судебные приставы-исполнители. В случае совершения правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, протокол об административном правонарушении не составляется (ст. 28.6).
Действующее в России законодательство наделяет сотрудников ФССП серьезными полномочиями. Это распространяется и на взыскание в рамках административной или уголовной ответственности, и на самостоятельно наложение на должника санкций в ходе ИП. Что наглядно демонстрируют примеры из судебной практики.
Самостоятельная защита должником собственных интересов представляется очень сложной задачей. Ее успешное решение предусматривает не только досконального знания нормативно-правовой базы, но и опыта участия в подобных делах. Чтобы избежать вероятных проблем с судебными приставами или минимизировать их негативные последствия, необходимо следовать двум простым рекомендациям.
Во-первых, если штраф наложен справедливо, имеет смысл уплатить деньги добровольно — в установленный срок и с обязательным информированием сотрудника ФССП. Во-вторых, имеет смысл обязательно проконсультироваться с опытным юристом, который занимается делами такой тематики. Еще лучше — заключить с ним договор на защиту интересов доверителя.
Административная ответственность
Административная ответственность за нарушение требований законодательства об исполнительном производстве и, соответственно, за неисполнение решения суда, установленная Кодексом РФ об административных правонарушениях, предусматривается для физлиц, должностных лиц и организаций.
Мера наказания выражена в форме штрафа:
- Для должника по делу при:
- игнорировании законных требований судебного пристава-исполнителя;
- предоставлении недостоверных сведений о правах на имущество;
- непредставлении сведений об увольнении с места работы;
- непредставлении данных о смене места работы, обучения, получения пенсионных выплат или иных доходов, адреса проживания (п. 1 ст. 17.14 закона № 195-ФЗ).
- игнорировании законных требований судебного пристава-исполнителя;
- отказе получить конфискованное имущество;
- представлении неверных сведений о наличии у должника того или иного имущества;
- утрате исполнительной документации;
- несвоевременном отправлении исполнительной документации;
- невыполнении требований исполнительной документации (п. 3 ст. 17.14 закона № 195-ФЗ).
Ответственность за неисполнение решения суда в арбитражном процессе
В АПК РФ также имеется отдельная статья, которая позволяет наложить штрафные санкции на граждан и организации в случае уклонения от выполнения предписаний арбитражного суда.
Размер возможных санкций, согласно ст. 119 и 332 АПК РФ, для граждан — до 5 тысяч рублей, для организаций — до 100 тысяч. Вопрос о наложении штрафа рассматривается арбитражным судом на отдельном заседании по заявлению заинтересованного лица, например судебного пристава. О наложении штрафа арбитраж выносит определение, которое направляется приставу для исполнения.
Другой комментарий к статье 17.15 КоАП РФ
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с деятельностью институтов государственной власти, отправлением правосудия.
Общие условия и порядок исполнения требований неимущественного характера закреплены в гл. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
К содержащимся в исполнительном документе требованиям неимущественного характера относятся неисполнение исполнительного документа о восстановлении на работе, о выселении должника, о вселении взыскателя, об административном приостановлении деятельности должника.
С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено действиями (бездействием), создающими различные препятствия реализации судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера.
2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
Отмена штрафа по ст. 20.25 КоАП РФ
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.25 КоАП РФ в большинстве случаев рассматривают мировые суды. Поэтому возможности избежать наказание есть две – доказать невиновность в суде первой инстанции и получить прекращение дела на этой стадии, либо если в первой инстанции добиться успеха не получилось – обжаловать постановление суда в апелляционной инстанции.
Часто встречающимся основанием для прекращения/отмены постановления по ст. 20. 25 КоАП РФ являются неправильно подсчитанные сроки уплаты штрафа по правонарушению. Уполномоченный орган исчисляет 60-дневный срок с даты вынесения постановления, без учета того, что штраф на почте привлекаемое лицо могло получить не сразу, а например на 5-ые сутки после поступления документов в отделение почты.
Однако куда чаще встречается другая ситуация. Лицо, привлеченное к административной ответственности, успело в положенный 10-дневный срок обжаловать постановление о привлечении его к административной ответственности в суд. Жалоба принята судом к производству, однако из высокой загруженности судов рассматриваться жалоба может и 2, и 3, и даже больше месяцев. При этом обжалуемое постановление не вступило в законную силу, а значит течение срока на оплату штрафа не началось, но различные органы государственной власти, уполномоченные привлекать по ст. 20.25 КоАП РФ, таких мелочей зачастую предпочитают не замечать – составляют протокол по неоплате штрафа и направляют его для рассмотрения в мировой суд.
В этих случаях дела по ст. 20.25 КоАП РФ безусловно подлежат прекращению. Единственное, что требуется от привлекаемого лица – это доказать, что первоначальное постановление о его привлечении к ответственности действительно было обжаловано в 10-дневный срок и дело еще находится в стадии рассмотрения, решение не принято. Делается это обычно путем получения в суде, в котором рассматривается дело – справки.
Что значит обязательность?
Под данным термином следует понимать необходимость для всех субъектов на территории страны согласовывать свои действия с выводами суда по рассмотренному и разрешенному правоотношению. Обязательность предусматривает беспрекословное подчинение им. Пересмотр вступившего в силу решения может осуществляться только вышестоящим судом в рамках надзорного производства либо при наличии оснований, определенных в законодательстве, самой инстанцией, вынесшей определение. Органы местной и государственной власти обязаны в случае обращения граждан или организаций оформлять и регистрировать права, установленные в постановлении, а также способствовать их реализации. Решение суда должно быть исполнено ответчиком добровольно. При уклонении от данной обязанности к нему могут быть применены меры принуждения.
Ответственность за неисполнение решения суда
Судебное решение — одна из форм судебных постановлений. Судебное решение, вступившее в законную силу:
- является обязательным для абсолютно всех органов госвласти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных, юридических и физических лиц;
- подлежит безусловному исполнению на всей территории России (п. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ № 138-ФЗ от 14.11.2002).
Неисполнение судебного решения может проявляться в следующих формах:
- невыполнение действий, направленных на исполнение судебного решения (например, игнорирование требований выплатить компенсацию пострадавшему со стороны нарушителя и т. д.);
- выполнение активных действий, направленных на воспрепятствование реализации положений судебного решения (например, запрет работодателя отделу кадров восстановить на работе незаконно уволенного сотрудника и т. д.).
Судебное решение должно быть исполнено (ст. 210 закона № 138-ФЗ):
- Сразу после вступления в законную силу;
- Незамедлительно после вынесения в отдельных случаях:
- выплата алиментов;
- выплата зарплаты работнику в продолжение 3 месяцев;
- восстановление на работе;
- внесение физлица с российским гражданством в перечень избирателей или участников референдума (ст. 211 указанного закона).
Если не происходит добровольного исполнения судебного решения, задействуется система принудительного исполнения в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007.
За нарушение положений закона об исполнительном производстве лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности (ст. 113 закона № 229-ФЗ).
Утвержденного регламента регулирования добровольного исполнения предписаний, содержащихся в решении суда, не существует, в том числе в области последствий, возникших в связи с неисполнением или несоответствующим исполнением лицом судебного постановления.
Зачастую юридическая ответственность для лица за неисполнение судебного решения наступает после установления факта невыполнения им предписаний в рамках исполнительного производства.
- Судебный пристав получает исполнительный лист от суда или от взыскателя, и на его основании возбуждается исполнительное производство (п. 1 ст. 30 закона № 229-ФЗ). П. 5 указанной статьи предусматривает инициацию такого производства и без заявления взыскателя.
- Если должник не выполнит предписаний исполнительного документа в установленный срок, судебный пристав-исполнитель устанавливает для данного лица новый срок для исполнения предписаний судебного решения и формирует постановление о взыскании исполнительного сбора (п. 1 ст. 105 закона № 229-ФЗ). Таким образом, неисполнение или ненадлежащее исполнение судебного постановления чревато возложением на нарушителя имущественной ответственности.
- Если должник в течение нового срока без уважительных причин не выполнит предписаний судебного решения, то судебный пристав-исполнитель оформляет протокол об административном правонарушении (п. 2 указанной статьи).
Помимо административной ответственности за нарушение норм исполнительного производства может быть предусмотрена уголовная ответственность, а также иные виды ответственности, регламентированные отраслевым законодательством (Трудовым кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом и т. д.).
Например, ст. 332 Арбитражного процессуального кодекса РФ № 95-ФЗ от 24.07.2002 предусматривает наказание за неисполненное решение арбитражного суда для граждан, должностных лиц и организаций, органов госвласти, местного самоуправления и иных органов в виде наложения судебного штрафа.
В действующем законодательстве нет четкой расшифровки термина «злостность», однако сложившаяся судебная практика позволяет говорить о злостном неисполнении судебного решения, если установлена следующая совокупность факторов:
- лицо умышленно не предпринимало реальных действий / препятствовало осуществлению реальных действий в течение установленного срока для исполнения судебного постановления (кассационное определение Магаданского облсуда от 15.02.2012 по делу № 22-112/2012);
- у лица в этот период имелись все необходимые условия и отсутствовали видимые препятствия для выполнения предписаний суда (апелляционное определение Ростовского обл. суда от 23.09.2015 по делу № 33-14680/2015);
- лицо было неоднократно уведомлено в письменной форме о возможной уголовной ответственности или привлечено к ответственности по ст. 17.15 закона № 195-ФЗ (апелляционное определение суда ХМАО — Югры от 23.10.2012 по делу № 33-4593/2012).
Однако в каждом конкретном случае суд с учетом всех обстоятельств дела самостоятельно оценивает наличие признака злостности, и указанный выше перечень характеристик носит весьма обобщенный характер.
Злостность является обязательной частью объективной стороны состава преступления, квалифицируемого по ст. 315 закона № 63-ФЗ.
Например, если должностное лицо препятствовало своими действиями исполнению решения суда, но в этих действиях отсутствовал признак злостности, то работодатель такого лица может применить к нему один из видов дисциплинарной ответственности, предусмотренной трудовым законодательством РФ, в соответствии со ст. 192 ТК РФ № 197-ФЗ от 30.12.2001.
Таким образом, вступившее в законную силу судебное решение обязательно для всех лиц (физических, должностных, юридических), а также органов госвласти, местного самоуправления и общественных объединений. Неисполнение судебного решения трактуется как неуважение к суду.
Если лицо, в отношении которого судом вынесено какое-либо определение, добровольно в установленный срок не выполнит его предписаний, в целях реализации судебных предписаний против такого лица возбуждается исполнительное производство.
Ответственность за неисполнение судебных решений предусмотрена различными отраслями права.
За нарушения в сфере исполнительного законодательства предусмотрена административная ответственность.
За неисполнение судебного решения может быть применена уголовная ответственность, если в действиях нарушителя судом будут усмотрены признаки злостности.
Российская судебная система включает в себя несколько разновидностей судебных инстанций:
- Мировые судьи.
- Общей юрисдикции.
- Арбитражные.
- Конституционные.
По итогам рассмотрения дел в них принимаются разного рода акты. Процессуальные акты подразделяются на:
- приказы;
- постановления;
- решения;
- приговоры;
- определения;
- исполнительные листы.
Исполнение любого из вышеперечисленных актов обязательно. Уклонение или отказ выполнить указание суда, влечет для лица, разные виды ответственности:
- гражданскую (материальную);
- административную;
- уголовную.
Законодательно установлено два варианта соблюдения актов судебных инстанций:
- Незамедлительное – достаточно редкий случай исполнения. Обычно суд предоставляет сторонам право на ознакомление и обжалование вынесенного акта, руководствуясь правилом о «разумном сроке соблюдения решения». Однако случаются ситуации, когда решение вступает в силу сразу после опубликования. Соответственно и исполняться оно должно сразу же. В число решений, требующих незамедлительного исполнения входят:
- по алиментным обязательствам;
- восстановление сотрудника на месте работы;
- выплата зарплаты при ее задержке (3 месяца);
- внесение человека в список избирателей.
- Исполнение в соответствие установленному порядку. Стандартный подход к выполнению предписаний судебной инстанции, характеризующийся следующим:
- до вступления в силу (обычно 10 дней, но суд может определить другой срок) соблюдение указаний не требуется, отодвинуть срок можно посредством апелляции;
- по подобным решениям обычно дается время для добровольного выполнения предписаний, который определяется самим судом либо сотрудниками ФССП.
Неисполнение судебного решения – правонарушение, характеризующееся полным либо частичным отказом от исполнения. Отказ от выполнения предписаний проявляется в двух формах:
- Действие – препятствование выполнению (например, наниматель запрещает кадровому отделу восстановить на работе сотрудника, уволенного незаконно).
- Бездействие – открытое игнорирование предписаний (к примеру отказ нарушителя возместить ущерб пострадавшему).
Принудительное исполнение решения в таких случаях наказанием не считается. Санкции на нарушителя будут наложены как при исполнении акта сотрудниками ФССП, так и без него.
Если приставами либо судом принято решение о предоставлении человеку дополнительного времени (отсрочки) или исполнения по частям (рассрочки), то не полное или частичное выполнение предписаний не будет считаться нарушением.
Однако, если гражданин исполнил решение не до конца, не тем способом, что указан в предписании либо нарушил сроки выполнения, он понесет ответственность как нарушитель.
Комментарии к ст. 20.25 КОАП РФ
Согласно ст. 115 Закона постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении.
В. от 19 февраля 2018 года отказано в удовлетворении заявления Самошиной Н.Ю. о прекращении исполнения постановления и.о. мирового судьи судебного участка №222 Рузского судебного района Московской области мирового судьи судебного участка №224 Рузского судебного района Московской области от 31 июля 2014 года о назначении административного штрафа в размере 30000 рублей.
Книга рассказывает о том, как подготовиться к проверке правоохранительных органов, на какие моменты обратить внимание и что можно сделать, чтобы избежать внимания правоохранителей и налоговиков.
В большом числе случаев государственную защиту прав и интересов физических и юридических лиц обеспечивает решение суда, вынесенное по конкретному делу. Судебный акт, вступивший в силу, является обязательным для его исполнения и влечет определенную ответственность при нарушении предписания.
Другой комментарий к статье 17.15 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. В соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 указанного выше Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
2. К содержащимся в исполнительном документе требованиям неимущественного характера относятся неисполнение исполнительного документа о восстановлении на работе, о выселении должника, о вселении взыскателя, об административном приостановлении деятельности должника.
В главе 13 Закона «Об исполнительном производстве», которая посвящена исполнению требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в ст. 105 определены общие условия исполнения таких требований. Так, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный комментируемой статьей, и устанавливает новый срок для исполнения.
В случае неисполнения должником требования о восстановлении на работе уволенного или переведенного работника судебный пристав-исполнитель принимает меры, предусмотренные ст. 105 Закона «Об исполнительном производстве».
В случае когда должник в течение установленного срока для добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о его выселении не освободил жилое помещение, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании с должника исполнительского сбора, устанавливает должнику новый срок для выселения и предупреждает его, что по истечении указанного срока принудительное выселение будет производиться без дополнительного извещения должника.
При исполнении содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности (см. комментарий к ст. 3.12 КоАП) судебный пристав-исполнитель производит наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных касс должника, а также применяет другие меры по административному приостановлению деятельности должника. При этом судебный пристав-исполнитель не вправе применять меры, влекущие необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (ч. 2 ст. 32.12).
Административное приостановление деятельности производится с участием понятых (в необходимых случаях — при содействии сотрудников органов внутренних дел) с составлением акта.
Судебный пристав-исполнитель в случае возобновления должником деятельности до окончания срока его административного приостановления вправе применить к должнику штраф и иные меры, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
3. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть выражено как в разнообразных действиях, так и бездействии, создающих различные препятствия реализации судебным приставом-исполнителем исполнения исполнительных документов по спорам неимущественного характера.
4. Субъектом ответственности по данной статье могут быть граждане, должностные лица, а также юридические лица, которые не исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
5. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умыслом.
6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов (ст. 23.68). Рассматривать эти дела от имени указанного органа вправе судебные приставы-исполнители. В случае совершения правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, протокол об административном правонарушении не составляется (ст. 28.6).
Неисполнение судебного решения. Основные положения
Судебное решение — одна из форм судебных постановлений. Судебное решение, вступившее в законную силу:
- является обязательным для абсолютно всех органов госвласти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных, юридических и физических лиц;
- подлежит безусловному исполнению на всей территории России (п. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ № 138-ФЗ от 14.11.2002).
Неисполнение судебного решения может проявляться в следующих формах:
- невыполнение действий, направленных на исполнение судебного решения (например, игнорирование требований выплатить компенсацию пострадавшему со стороны нарушителя и т. д.);
- выполнение активных действий, направленных на воспрепятствование реализации положений судебного решения (например, запрет работодателя отделу кадров восстановить на работе незаконно уволенного сотрудника и т. д.).
Судебное решение должно быть исполнено (ст. 210 закона № 138-ФЗ):
- Сразу после вступления в законную силу;
- Незамедлительно после вынесения в отдельных случаях:
- выплата алиментов;
- выплата зарплаты работнику в продолжение 3 месяцев;
- восстановление на работе;
- внесение физлица с российским гражданством в перечень избирателей или участников референдума (ст. 211 указанного закона).
Если не происходит добровольного исполнения судебного решения, задействуется система принудительного исполнения в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007.
За нарушение положений закона об исполнительном производстве лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности (ст. 113 закона № 229-ФЗ).
Неисполнение судебных решений: основные положения
Судебные решения есть одна из форм судебных постановлений, которое при вступлении в законную силу:
- является обязательным для всех граждан и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений;
- подлежит безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебного акта проявляется в определенных формах:
- в невыполнении действий, непосредственно направленных на исполнение решения, например, игнорирование требований, выплатить компенсацию пострадавшему и другое;
- выполнение действий, направленных на воспрепятствование реализации положений судебного акта, например, запрет руководителя отдела кадров восстановить на работу сотрудника уволенного незаконно и другое.
Решение суда должно быть исполнено:
- сразу, как только судебное решение вступило в законную силу;
- сразу после вынесения решения, если оно касается:
- выплаты заработной платы работнику в продолжение 3 месяцев;
- выплаты алиментов;
- восстановления на работу;
- внесение гражданина РФ в перечень избирателей или участников референдума.