Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в ОСАГО в 2023 году: краткий обзор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.
Как выплачивается страховка, если есть КАСКО и ОСАГО
Помимо обязательного автострахования, есть добровольное – это КАСКО. Прежде чем выбрать такой вариант, нужно разобраться, что покрывает КАСКО. Теоретически этот полис может покрывать любой страховой случай, на практике выплаты определяются стоимостью полиса и условиями договора. Клиент может самостоятельно определить перечень страховых случаев. Чем их больше, тем дороже страховка, в связи с этим полный перечень рисков страхуют немногие. Как правило, по КАСКО предусмотрены выплаты в случае:
- ДТП;
- угона машины;
- повреждения отдельных элементов или механизмов машины;
- намеренного нанесения ущерба автомобилю третьими лицами;
- пожара;
- стихийного бедствия.
Также нужно знать, как работает выплата по КАСКО при аварии. Порядок обращения в страховую компанию после ДТП такой же, как и при ОСАГО, но есть две особенности:
- За выплатой может обратиться и виновник аварии.
- Обращаться участник ДТП должен в свою страховую компанию. Хотя на практике, если речь идет о пострадавшем водителе, многие страховые компании пытаются отказать в выплате, ссылаясь на то, что ущерб должна оплатить страховая компания виновника.
Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.
Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).
В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.
Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.
Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:
- получение и пересылку документов;
- предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.
Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.
Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.
Ремонт с доплатой можно заменить на выплату
На случай, если первичный восстановительный ремонт с учетом существующего лимита затрат страховщика становится слишком дорогим для потерпевшего из-за доплат, он может от него отказаться «в разумный срок» после диагностики на СТО и попросить выплатить ему деньги. «При этом расходы на проведение диагностики оплачиваются страховщиком и не входят в объем страхового возмещения», — говорится в постановлении.
Также потерпевший может потребовать возместить убытки, если станция технического обслуживания «не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к (согласованному — ИФ) сроку становится явно невозможным».
Кроме того, потерпевший, согласно документу, имеет право самостоятельно отремонтировать транспортное средство и требовать компенсации убытков со страховой компании «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения» обязанности по организации и оплате ремонта. Размер компенсации должен быть равен «действительной стоимости восстановительного ремонта», который страховщик должен был организовать и оплатить. При этом в постановлении указывается, что действительная стоимость восстановительного ремонта определяется по рыночным ценам в субъекте РФ с учетом утраты товарной стоимости и без учета износа автомобиля на момент разрешения спора.
Либо потерпевший в случае нарушений со стороны страховщика может пытаться понудить его организовать и оплатить ремонт, либо требовать перечислить ему страховую выплату.
Также в постановлении говорится об обязанности страховщика выдать потерпевшему направление на повторный ремонт в случае выявления недостатков первоначально проведенного.
О финансовом уполномоченном
Конфликтность в сфере ОСАГО остается высокой. Так, согласно отчету службы финансового уполномоченного за 2021 год, с этим видом страхования было связано 123,37 тыс. обращений потребителей (68,6% от их общего числа). Число принятых по ним решений — 76,62 тыс.
При этом нагрузка на суды существенно снизилась. В 2017 году, когда ВС РФ утверждал предыдущие разъяснения по ОСАГО, в суды поступило почти 394 тыс. исков, связанных с этим видом страхования, а за первое полугодие 2022 года только 34 тыс., свидетельствует информация судебного департамента при ВС РФ.
Постановление напоминает о существовании досудебного разбирательства у финансового уполномоченного – как обязательного. В документе работе этого института уделяется большое внимание.
В частности, установлено, что финансовый уполномоченный не привлекается к судебному разбирательству, если потерпевший, не согласный с его решением, подал иск к страховщику. Он может только направить письменные объяснения по существу принятого им решения. Если же иск подает страховщик, не согласный с решением уполномоченного, то последний привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица, как и потребитель финансовых услуг.
Авторы постановления напоминают, что по закону с финансового уполномоченного не могут быть взысканы судебные расходы сторон, понесенные при оспаривании его решения, за исключением заведомо незаконного. В документе также говорится, что расходы уполномоченного, понесенные при рассмотрении судом дела об отмене его решения, не могут быть взысканы с лиц, участвующих в деле.
Для расходов страховщиков установлены другие правила. В случае, если суд отказал в удовлетворении заявления страховой организации об обжаловании решения финансового уполномоченного, то расходы граждан подлежат взысканию со страховщика. В случае же удовлетворения заявления страховщика понесенные им судебные расходы возмещению не подлежат, говорится в постановлении.
Итак, пострадавший в ДТП при выполнении ряда условий может обратиться в свою страховую компания для получения прямого возмещения убытков по ОСАГО. Наибольшее количество споров вызывает условие о том, что ПВУ подлежат лишь аварии, в которых произошло взаимодействие двух транспортных средств.
Суть проблемы кроется в том, что на законодательном уровне не раскрыто понятие «взаимодействие ТС». В связи с этим судебная практика показывает, что суды принимают различные решения по спорам о тех или иных ДТП. Обычно вопрос ставится следующим образом: нужно ли подтверждать наличие непосредственного контакта между ТС для того, чтобы доказать факт столкновения (или взаимодействия) автомобилей и получить основание для ПВУ? К примеру, спор может возникнуть о том, признаётся ли взаимодействием попытка спасения от возможного столкновения, в результате которой водитель врезался в столб.
Судебная практика по областным судам показывает, что чаще всего они принимают следующее решение – под взаимодействием можно понимать не только прямое столкновение, но и повреждения под влиянием возможной опасности (самих автомобилей). Это позволяет сделать вывод о том, что прямой контакт вовсе не обязателен.
Совсем иначе мыслит Верховный Суд РФ. Он говорит, что страховой случай, при котором вред был нанесён без непосредственного контакта между ТС, не является основанием для заявления на прямое возмещение убытков по ОСАГО. Этот вывод сделан на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ №25-КГ17-1.
Выходит, что практика по подобным делам говорит следующее: прямой контакт между двумя ТС является обязательным условием для получения ПВУ по ОСАГО. В любой другой ситуации за выплатой нужно обращаться в страховую компанию виновника аварии.
Ещё одним частым спором является отказ в ПВУ по ОСАГО по причине того, что не установлена вина конкретного участника, хотя на деле вина определена (даже если она обоюдная). Закон об ОСАГО говорит о том, что при обоюдной вине страховщик обязан выплатить ущерб с учётом степени вины участников аварии. Если таковая не установлена, то возмещение ведётся в равных долях.
Судебная практика подтверждает вышесказанное. Например, Верховный Суд указывает, что СК обязана возместить вред, учитывая ту степень вины, которую установил суд.
Что, если пострадавший после ДТП стал инвалидом?
Если в результате ДТП человек стал инвалидом, он получает компенсацию, в соответствии с полученной группой инвалидности.
Группа инвалидности | Размер возмещения (%) | Размер компенсации (тыс. руб) |
Первая | 100 | 500 |
Вторая | 70 | 350 |
Третья | 50 | 250 |
Если пострадавшим является ребёнок, ему полагается самая крупная из возможных выплат, то есть полмиллиона рублей.
Что делать, если назначенной суммы не хватило?
Существует два типа выплат, предоставляемых страховой пострадавшему в аварии:
- Компенсация – фиксированная сумма, обязательная к выплате. Рассчитывается с учётом полученных повреждений. Выплачивается до лечения, на основании заключения врача.
- Возмещение – дополнительная сумма, выплачивается после прохождения лечения и включает все подтвержденные расходы, которые понес пострадавший в его процессе.
500 000 рублей – максимальная сумма выплаты по ОСАГО, которая включает в себя и возмещение, и компенсацию.
Затратами на лечение считается следующее:
- покупка лекарств и специального питания;
- оплата услуг специалистов, например сиделок;
- реабилитация в санаториях и подобных им заведениях;
- изготовление протезов.
Чтобы получить дополнительную компенсацию, необходимо обратиться в страховую компанию. Кроме документов, которые подаются при получении возмещения, потребуется:
- история болезни (она выписывается в мед. учреждении);
- чеки, квитанции и другие платёжные документы, которые могут подтвердить размер понесённых расходов.
Лимит выплат по осаго в 2023 году
Принятый закон обеспечивает защиту страховых компаний от финансовых потерь и дает возможность потерпевшим в дорожно-транспортных происшествиях получать выплаты страховок без продолжительных судебных тяжб. При заключении договора ОСАГО имеет смысл обращать внимание на лимиты выплат по ОСАГО в 2023 году и сроки погашения.
Страховые случаи | Получатели | Правоустанавливающие акты | Максимальный размер |
---|---|---|---|
Возмещение ущерба имуществу потерпевшего от стороны ДТП | Все потерпевшие независимо от их количества | Федеральный Закон №223, с дополнением к подпункту «б» ст.7 Федерального Закона№40 | 400 000 рублей |
Возмещение расходов, затраченных на восстановление пострадавшего в ДТП транспортного средства | Потерпевший в ДТП, получивший повреждения автомобиля | Федеральный Закон № 40 | 50 000 рублей |
Возмещение расходов на погребение погибших в ДТП лиц | Близкий либо дальний родственник погибшего | Федеральный Закон №40 | 475 000 рублей либо 50 000 рублей |
Возмещение ущерба без вызова ГИБДД (составление европротокола) | Исключительно одному пострадавшему (при большем количестве составление европротокола невозможно) | Федеральный Закон №40 | 50 000 рублей |
Пошаговая инструкция внесения водителя в полис ОСАГО в страховой компании
Чтобы изменить список водителей в договоре ОСАГО, можно посетить офис страховой компании. При этом не важно, где владелец оформлял предыдущий документ. Внести изменения можно в любом из филиалов страховщика. Цена полиса от места внесения правок не изменится.
Самостоятельно вносить какие-либо записи в договор ОСАГО запрещено. Это расценивается как подделка документов и несет за собой ответственность.
Таким образом, вписать гражданина в ОСАГО можно за несколько простых шагов.
- В первую очередь необходимо направить СК заявление о желании внести изменения (в письменном виде). Как уже упоминалось выше, для этого достаточно обратиться в ближайший офис этой компании. В случае, если владелец страховки не может сам присутствовать при переоформлении, он может направить вместо себя другого человека. Однако в этом случае потребуется доверенность (последняя должна быть заверена нотариусом).
- Страхователю также следует подготовить документы, необходимые для изменения данных. Их список уже приводился выше.
- Далее все нужные данные вносятся в единую базу.
- После этого страховщик либо вернет водителю старую страховку с уже внесенными изменениями, либо выдаст новый бланк.
- В некоторых случаях может потребоваться доплата за внесение водителя в ОСАГО.
Для внесения изменений в ОСАГО требуется присутствие не владельца транспортного средства, а гражданина, заключавшего договор с СК.
Нововведения 2022 года не так сильно повлияли на порядок получения ОСАГО. Основным изменениям подверглись базовая ставка, а также стаж и возраст водителей. Для некоторых категорий граждан итоговая стоимость страхования увеличилась, а для некоторых – напротив, уменьшилась.
Существуют несколько важных нюансов при изменении полиса:
- После переоформления необходимо убедиться, что информация попала в базу данных АИС (особенно это актуально для электронных документов). Если водителя остановит сотрудник ГИБДД и увидит, что его нет в базе – будет наложен штраф.
- Вносить изменения без личного присутствия страхователя можно только по доверенности. И хотя допускается использование не заверенной бумаги, большинство СК их не принимают.
- Если владельцем ТС является юридическое лицо, для внесения изменений потребуется предоставить свидетельство о регистрации компании.
- Перед походом в офис СК следует убедиться, что все необходимые бумаги остаются действующими.
Как сделать страховку ОСАГО онлайн в Волгограде?
- Заполнить информацию по водителям, допущенных к управлению ТС;
- После этого выйдет весь перечень страховых компаний с указанием премий;
- Следует выбрать свой вариант, нажав на кнопку «оформить договор» напротив нужной фирмы;
- Система предложит занести данные ТС, личные персональные данные и адрес;
- Когда вся информация будет внесена полностью, программа выдаст список СК, в которой возможно выпустить документ;
- Останется выбрать и нажать на виртуальную кнопку «оплатить»;
- На экране появится окно для покупки страховки — ввод данных карты;
- После проведения оплаты, договор страхования будет отправлен на электронную почту покупателю.
🚙 Какой штраф за отсутствие полиса ОСАГО?
🚙 Работает ли ОСАГО за рубежом?В свою страховую компанию может обратиться только водитель транспортного средства, который не виновен в аварии, при условии оформления прямого возмещения убытков. При наличии серьезных травм компенсировать ущерб должен страховщик виновника ДТП. В законодательстве РФ не предусмотрено использование транспортного средства без полиса ОСАГО. Полис нужно купить сразу же, как только вы собираетесь передвигаться по дорогам общего пользования на новом автомобиле
Какие документы о дорожно-транспортном происшествии понадобятся?
🚙 Какой комплект документов выдается вместе с полисом ОСАГО?
Поэтому ремонт машины в своей мастерской оплачивает страховая водителя, не виновного в ДТП. Если между участниками аварии имеются разногласия, на месте даже ГИБДД не сможет определить виновника будет составлена схема происшествия, а участников вызовут в группу разбора для дальнейшей фиксации. Потерпевших интересует: если в ДТП 3 участника, в какую страховую компанию обращаться в 2023 году? До осени прошлого года такие споры невозможно было решить без обращения в СК виновника аварии. С сентября 2017 года ущерб от аварии с тремя участниками компенсируется в новом порядке.
В апреле следующего года коэффициент пересматривается в зависимости от наличия или отсутствия ДТП.
Порядок действий в аварии зависит от множества факторов – размера причиненного ущерба, числа участников, разногласий между сторонами. Оформление возможно по упрощенной процедуре (через европротокол) и с вызовом сотрудников ГИБДД.
Пошаговое руководство получения
Получение выплат в большинстве случаев происходит по идентичной схеме. Перед процедурой нужно подготовить все необходимые документы, среди которых обязательно должны быть ПТС, СТС, паспорт, в/у и справка о ДТП. Заявление можно написать дома или непосредственно в офисе страховщика.
Как действовать:
- Посетить страховую компанию со всеми документами, подать заявление.
- Обеспечить беспроблемное проведение технической экспертизы автомобиля.
- Дождаться решения, прийти в офис для получения денежной компенсации.
Критерии страхового случая
Деятельность по обязательному страхованию регулируется правилами, которые едины для всех участников рынка. Чтобы случай был признан страховым, необходимо выполнение нескольких обязательных условий.
Критерии страхового случая:
Полис | У виновника ДТП должен быть действующий бланк защиты. В противном случае производить выплату потребуется по согласованию или в судебном порядке. |
Характер случая | В данном случае необходимо, чтобы виновная сторона находилась в движение. К примеру:
|
Выплата по ущербу | Недопустимо получать компенсацию по убытку, которое произошло давно, при другой аварии. Часто на практике автолюбителям удается получить выплату за царапины и сколы, которые находятся вблизи поврежденного элемента. |
Наличие виновной стороны | Это очень важное требование. Если нет виновника аварии, то и спрашивать деньги за причиненный ущерб не с кого. На практике трудно найти виновника, который стукнул стоячую машину и скрылся. |
Все перечисленные критерии учитывают сотрудники урегулирования убытков, принимая документы на выплату от пострадавшей стороны.
Шаг 2: Проведение независимой экспертизы
По правилам полиса ОСАГО страховые компании не осуществляют выплаты деньгами, а производят ремонт пострадавшего автомобиля. Если сделать ремонт невозможно, то компания выплачивает денежную компенсацию.
Страховщик будет рассчитывать сумму на ремонт с учетом износа авто. И в любом случае поступает так, как выгодно ей: выдает направление на ремонт или выплачивает ущерб.
Если вы отдаете автомобиль на ремонт по решению страховой, то будьте готовы к тому, что сотрудники мастерской сообщат о нехватке суммы на полноценный хороший ремонт. Они могут предложить, чтобы вы доплатили за ремонт из собственных средств, причем рассчитывать на доплаты от страховой бесполезно.
Вы можете провести независимую экспертизу. Сделать это можно до визита в страховую, либо после. За проведение независимой экспертизы нужно заплатить, поэтому в данном случае будут приняты во внимание все ваши комментарии. По результатам экспертизы можно выявить все элементы, которые пострадали в аварии.
Благодаря такой услуге вы точно будете знать, какая сумма компенсации вам положена. Вы сможете выбрать СТО для ремонта автомобиля и в случае нехватки средств на ремонт, приводить аргументы независимой экспертизы.
Кто вправе рассчитывать на выдачу страхового возмещения
Ситуации бывают разные, но независимо от того, кто оформлял документ, кто водит авто и кто является владельцем машины, компенсация будет выплачена:
- Собственнику имущества, кто бы не находился за рулем при совершении ДТП;
- Лицо, имеющее доверенность на получение обеспечения;
- В случае трагической гибели владельца авто, возмещение выплачивается его наследникам.
Но существуют ситуации, когда оба автомобиля пострадали в аварии, а их водители получили травмы. В этом случае возможно:
- Получение компенсации от добропорядочных страховых агентов в половинном размере, устанавливаемом для такого страхового случая;
- Отказ в выплате ущерба обеим сторонам в связи с невозможностью выявить настоящего виновника. В соответствии со ст.1083 ГК РФ возмещение допустимо после установления степени вины правонарушителя, а при обоюдном получении вреда сложно это установить.