Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пособие по безработице. Кому положено и как оформить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После внедрения правительством ограничительных мер официально нетрудоустроенным украинцам начали переносить плановые визиты в отделениях ГСЗ на пост-карантинный период. В связи с привязкой начислений средств к дате последнего посещения Центра занятости, это автоматически отсрочило плановые выплаты по безработице.
В ГСЗ верхи и низы поменялись местами
Однако проблема с выплатами не появилась на повестке дня, если бы не задержка в утверждении Кабмином нормативно-правовых актов нового порядка работы ГСЗ на случай чрезвычайной ситуации.
Согласно предложениям, разработанными Минэкономики при участии подотчетной ведомству ГСЗ, уже зарегистрированные и только желающие стать на учет безработные смогли бы получать услуги, включая регистрацию и начисление средств, без необходимости личного посещения центра.
Приостановление выплаты пособия по безработице
Безработный может лишиться права на получение пособия по безработице в случаях, предусмотренных ст. 35 закона №1032-1. На основании положений документа, инспектор Службы занятости может временно приостановить выплату пособия при нарушении безработным порядка пребывания на учете в ЦЗН:
№ п/п |
Приостановление выплаты пособия |
|
Основания | Описание | |
1 | Отказ от предложенной работы | ЦЗН осуществляет непрерывный поиск работы для безработных граждан, которые являются получателями пособия по безработице. На основании ст. 4 закона №1032-1, гражданам предлагаются вакансии в соответствие с трудовым стажем, образованием, профессиональной квалификацией. Если безработный гражданин дважды отказывается от вакансии, предложенной Службой занятости, выплата пособия в его адрес приостанавливаются. |
2 | Отказ от предложенного обучения | Закон «О занятости населения» предоставляет ЦЗН право направлять на обучение безработных граждан без стажа и опыта работы. В случае 2-х отказов от предложенного обучения ЦЗН вправе приостановить выплату пособия в адрес безработного без стажа и опыта. |
3 | Нарушения порядка перерегистрации |
Пребывание на учете в ЦЗН предусматривает соблюдение порядка перерегистрации (явки) безработного в ЦЗН с целью поиска работы. Для сохранения права на выплаты безработным должен являться в ЦЗН не менее 2-х раз в месяц во время, установленное инспектором Службы занятости.
|
4 | Прекращение обучения/отчисление с места обучения |
ЦЗН приостанавливает выплату пособия гражданам, направленным на обучение, в случаях:
|
В первую очередь, прежде чем говорить о социальных гарантиях безработным, необходимо определить, что подразумевается под понятием «безработный». Дело в том, что для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Если гражданин не занят какой-либо деятельностью, то это еще не дает основания называть его безработным. Опять же, всегда существует категория граждан, которые способны, могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка государства направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям. [5]
В соответствии со ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032–1 (ред. от 18.10.2007), безработными могут быть признаны только трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Исходя из этого определения можно выделить следующие необходимые условия для признания граждан безработными: трудоспособность, отсутствие работы и заработка, регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовность приступить к работе.
Трудоспособность граждан оценивается по двум критериям: состояние здоровья и возраст. Так, например, инвалид не может считаться трудоспособным, если у него нет заключения медико-социальной экспертной комиссии, где конкретно указывается, какую работу данный гражданин может выполнять, рекомендуемый для него режим труда и отдыха. Граждане, не достигшие трудоспособного возраста (16 лет) или достигшие пенсионного возраста, также не принадлежат к категории трудоспособных граждан.
Под гражданами, не имеющими работы и заработка, подразумеваются граждане, не работающие и не имеющие каких-либо форм доходов. Доходы могут быть самыми разнообразными. Это не только заработная плата, но и получение процентов по ценным бумагам, получение дохода от участия в хозяйственных товариществах и обществах и т.д.
Готовность приступить к работе – такое условие, которое носит чисто субъективный характер и определяет отношение гражданина к труду, его желание трудиться. Если гражданин обращается в службу занятости не с целью поиска работы, а с одним лишь намерением получать пособие по безработице, то это четко проявляется в многократных отказах от подходящей работы, что дает право службе занятости отказать в регистрации данному гражданину или применить соответствующие санкции.
Одним из основных условий получения статуса безработного является регистрация гражданина в службе занятости населения.
Регистрация трудоспособных граждан, не имеющих работы и заработка (дохода), ищущих работу и готовых приступить к ней, обратившихся в органы по вопросам занятости осуществляется в 3 этапа: первичная регистрация безработных граждан, регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы и, наконец, регистрация граждан в качестве безработных;
Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы по вопросам занятости по месту жительства для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости, без предъявления ими каких-либо документов. [6]
Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами по вопросам занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения. Место жительства определяется наличием паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства или соответствующей справкой из органов внутренних дел.[7]
Для осуществления регистрации безработным гражданам надлежит представить следующие документы:
– паспорт или иной документ, заменяющими паспорт, которым является удостоверение личности и свидетельство о регистрации по месту жительства;
– трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж, Документом, заменяющим трудовую книжку, является дубликат трудовой книжки. Документами, подтверждающими трудовой стаж, являются справки о времени, засчитываемом в общий трудовой стаж, выписки из приказов, письменные трудовые договоры (контракты), договоры гражданско-правового характера с отметкой об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
– документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию;
– справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (службы), оформленную в установленном порядке (выдается работодателем). Порядок определения среднего заработка установлен Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.08.2003 №62 «О порядке исчисления среднего заработка».
Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
Инвалиды, в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.
Органы по вопросам занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера или план самостоятельного поиска работы, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), – два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
Согласно ст. 4 Закона о занятости подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Для некоторых категорий граждан предусматривается, что подходящей работой может быть любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных или иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде.[8] Это правило применяется в отношении граждан: – впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности); уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы; уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
– отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;
– состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих;
– обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
В заключении данной курсовой работы можно подвести следующие выводы:
Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью ищущим работу, но и одним из способов их трудоустройства.
Государство признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Поэтому при безработице (потере работы) государство берет на себя обязанность осуществлять соответствующую социальную помощь.
Пособие по безработице – денежная сумма, периодически выплачиваемая в порядке социальной защиты из соответствующего государственного фонда физическому лицу, признанному безработным по закону.
Несмотря на имеющиеся недостатки система основных гарантий социальной поддержки безработных, обеспечиваемая государством в нашей стране отлажена и довольно неплохо работает. Хочется посоветовать на низкую инерционность законодательной системы, не успевающую за изменением положения в сфере трудоустройства и занятости.
Что касается общественных работ, то считаю, что в целях урегулирования финансирования общественных работ на уровне субъектов федерации и местного самоуправления целесообразно было бы разработать нормативную базу по организации общественных работ и их финансирования на соответствующих уровнях.
В отношении оказания материальной и иной помощи безработным пока изменений не предвидится, хотя не мешало бы на местном уровне обеспечить дополнительные гарантии в этой форме поддержки в целях усиления социальной защищенности безработных граждан.
Считаю, что нам удалось достичь цели, поставленной в начале исследования, путем реализации поставленных перед нами задач и изучения данного вопроса.
Список используемой литературы
- Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года российская газета – 1993 – №237 (25 декабря).
- «Трудовой Кодекс российской Федерации» от 13.12.2001 №197 – ФЗ: (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. От 28.02.2008) Консультант плюс.
- О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 19 апреля 1991 года №1032 -1 ПС Гарант.
- О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №-178 – ФЗ Собрание законодательства РФ – 1999 г. №29.
- Власов В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации О занятости населения в Российской Федерации: учебник Власов В.И. – изд. Москва, 2006.
- Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник Сулейманова Г.В. – изд. Ростов – на – Дону, 2006.
- Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к Закону Российской Федерации О занятости и трудоустройстве населения: учебник Власов В.И., Крапивин О.М. – изд. Москва, 2007.
- Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник/ Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. – изд. Москва, 2001.
- Зущина Г.М., Султанова Р.М. Занятость и безработица на рынке труда России: учебник/ Зущина Г.М., Султанова Р. – изд. Москва, 2003.
- Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения [ТЕКСТ]: учебник/ Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. – изд. Москва, 2001.
- Пашин Н.П. Занятость и безработица: учебник/ Пашин Н.П. – изд. Москва, 2003.
- Яковлев С.Н. Право социального обеспечения: учебник/ Яковлев С.Н. – изд. Москва, 2001.
- Пашков А.С., Магницкая Е.В. Правовой статус безработного. Правоведение: учебник/ Пашков А.С., Магницкая Е.В. – изд. Москва, 2004.
- Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: учебник/ Гусов К.Н., Толкунова В.Н. – изд. Москва, 2007.
- Соловьев А.А. Вопросы занятости и трудоустройства: учебник/ Соловьев А.А. – изд. Москва, 2000.
- Сулейманова Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование: учебник/ Сулейманова Г.В. – изд. Москва, 2004.
- Сыроватская Л.А. Трудовое право: учебник/ Сыроватская Л.А. – изд. Москва, 2002.
- Цуриков В.В. Трудовое право: учебник/ Цуриков В.В. — изд. Москва, 2001.
Распределение рабочих мест для граждан со статусом инвалида
Работодателей обязывают предусматривать наличие рабочих мест для имеющих рассматриваемый статус людей. При этом квотирование базируется на касающемся отдельного субъекта РФ законодательстве.
Минимальный размер лимита зависит от штатного расписания: в случае превышающего 100 человек количества сотрудников он составляет от 2% до 4 относительно среднего числа работающих, и до 3% лимит снижается в ситуации, когда число сотрудников колеблется от 35 человек до 100. При этом занятые опасным либо вредным в плане здоровья трудом сотрудники при расчете квоты не учитываются.
Лимитирование не применяется в отношении:
- имеющих общественную направленность объединений инвалидов;
- образованных этими объединениями учреждений;
- обществ, уставный капитал которых образован на базе вклада вышеуказанных объединений.
Как долго можно получать пособие?
Общая продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 360 календарных дней в течение двух лет. Лицам предпенсионного возраста (за 2 года до получения права на пенсию) пособие по безработице может выплачиваться до 720 календарных дней. После окончания учебных заведений или увольнения со срочной службы – 180 дней.
Безработный может трудоустроиться сам. Однако в этом случае нужно сразу сообщить в службу занятости, даже если работа временная, человек подрабатывает неофициально или получает доход как самозанятое лицо (например, оказывает нотариальные или юридические услуги). Конечно, о нелегальной подработке вряд ли кто-то узнает, но вот работу по договору (даже на протяжении одного или двух месяцев) можно «вычислить» с помощью Пенсионного фонда.
В этом случае сроки выплаты пособия по безработице сокращаются — либо на то время, в течение которого безработный по факту работал, либо на срок до 90 календарных дней (по решению службы). Если же все сделать правильно, то выплату помощи можно просто «заморозить». К примеру, пока человека взяли на время отпуска другого сотрудника, пособие начисляться не будет, а затем возобновится в положенном объеме.
Пример 1. Иванов И.Н. встал на учет в качестве безработного 01.10.2018 года. С этого дня он получает пособие по безработице. 30.11.2018 гражданин явился на перерегистрацию – явку к сотруднику ЦЗН в состоянии алкогольного опьянения. По распоряжению учреждения ему были приостановлены выплаты в течение 3 месяцев. Таким образом, за январь – март 2020 пособия ему не будут начисляться. С апреля платежи будут происходит в обычном порядке как до приостановления. Восстановление их происходит автоматически, регулярность сохраняется – раз в месяц. Подавать заявление или другие подтверждающие бумаги, заново писать заявление об установлении статуса безработного не требуется. В течение всего срока с января по март 2020 Иванов числился как нетрудоустроенный и поставленный на государственный учет с таким статусом.
Пример 2. Зубов И.И. состоял на учете как безработный с августа 2020 года. Размер полагающегося к выплате пособия был рассчитан на основании среднего заработка за прошлые периоды до назначения статуса как безработного на основании распоряжения Центра занятости. В течение 1-3 месяцев отсутствия трудовой занятости назначается пособие в размере 75% от среднего заработка за прошлые периоды, с 4 по 7 – 60%, с 8 по 12 – 45%. За три месяца прошлого периода до обращения в ЦЗН средний заработок составил 8 330 руб. При расчете в 75% сумма составит 6 075 руб. поскольку максимальный размер пособия, установленный государством, составляет 4 900 руб., то выплаты составят 4 900 руб. ежемесячно. В связи с отказом дважды от предложенной вакансии специалист ЦЗН приостановил выплату пособия на срок 3 месяца. Платежи будут восстановлены только начиная с 01.02.2020.
Как долго совершаются выплаты?
Согласно украинскому законодательству, общая продолжительность выплаты пособия по безработице не может превышать 360 календарных дней в течение двух лет. Однако существует ряд нюансов (в частности, статья увольнения), которые влияют на продолжительность предоставления финансовой помощи безработным.
Период, в течение которого производятся выплаты пособия по безработице, зависит от страхового стажа застрахованного лица и составляет:
- до 3 лет – 180 календарных дней;
- от 3 до 6 лет – 210 календарных дней;
- от 6 до 12 лет – 240 календарных дней;
- от 12 до 18 лет – 270 календарных дней;
- от 24 до 30 лет – 330 календарных дней;
- более 30 лет – 360 календарных дней.
Законом предусмотрены некоторые категории граждан, которым установлены иные сроки выплаты пособия по безработице.
Гражданам, которые уволились с последнего места работы по соглашению сторон или по собственному желанию, выплата пособия начинается с 31 дня. Также определены категории лиц, уволенных по основаниям, которые определены соответствующими законами, выплата пособия начинается с 91 дня.
В свете последних событий и реформ многие украинцы побаивались того, что выплату вообще могут отменить. Но вице-премьер-министр Украины успокаивает, что его никто отменять не собирается, а вот расчет и порядок выплаты пособия по безработице может немного измениться.
Иногда право на пособие не теряется, а приостанавливается (ч. 3 ст. 35 Закона РФ №1032-1). Решение о приостановлении – так же, как и о прекращении выплат – принимается органами службы занятости. Безработный при этом обязательно уведомляется.
Период, на который выплаты приостанавливаются, засчитывается в период выплаты пособия по безработице. Приостановка осуществляется на срок 1 месяц. Среди причин такого решения:
- отказ от двух вариантов подходящей работы;
- явка на перерегистрацию в состоянии опьянения;
- отказ от направления на обучение для граждан, не имеющих квалификации и впервые ищущих работу;
- нарушение сроков перерегистрации в качестве безработного и т. д.
О временном интервале действия выплат
После того, как статус безработного получен – назначение выплат происходит с первого дня. В этом отношении 2019 год не принесёт никаких изменений. 200% от среднего заработка, в отличие от остальных, получают люди, лишившиеся работы из-за обстоятельств, которые ни от кого не зависят. В таких ситуациях деньги поступают сразу, как только прекращаются поступления по другим видам выплат.
Стаж и время увольнения определяют, на протяжении какого времени в целом выплачивается материальная помощь от государства.
По каким правилам в 2020 году начисляется пособие по безработице?
Чтобы понять основную суть этого пособия, достаточно взглянуть на его название. На него имеют правоте, кто лишился работы. Но для того, чтобы действительно получать деньги, необходимо, чтобы гражданина официально признали безработным. Если вы потеряли работу, обратитесь с заявлением и необходимыми документами в ЦЗН по месту жительства.
Внимание! Через 10 дней требуется еще раз прийти туда, чтобы зафиксировать и получить официальный статус безработного.
Предписания для пособия таковы:
- начисления насчитываются с первого дня с момента фиксации гражданина как безработного;
- максимальный общий срок выплат равен двум годам;
- перерегистрация безработного должна проводиться дважды в месяц;
- деньги приходят раз в месяц;
- если получающий пособие гражданин не соблюдает хотя бы одно из условий, ЦЗН имеет право приостановить выплаты либо вовсе их прекратить.
Список документов, необходимых для регистрации в службе занятости
Услуги по поиску подходящей работы и трудоустройства, которые оказывают Центры занятости населения, регламентируются Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.07.2006 г. № 513 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости населения по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников». Для регистрации в органе службы занятости по месту жительства необходимо предоставить следующие документы: 1. Для тех, кто впервые ищет работу через службу занятости:
- паспорт и документ об образовании;
2. Для тех, кто уже имел постоянную работу:
- паспорт гражданина РФ (либо заменяющий его документ);
- анкета – заявление, написанное собственноручно соискателем;
- трудовая книжка;
- документы, подтверждающие наличие профессиональной квалификации;
- справка о среднем заработке с последнего места работы (исчисляется за последние 3 месяца);
3. Для безработных граждан с ограниченными возможностями:
- к общему списку документов дополнительно необходимо предоставить индивидуальную программу реабилитации инвалида, которая выдается специалистами медучреждений в установленном законом порядке.
Прекращение или приостановление выплаты пособия по безработице
Решение об изменении размера, приостановке или прекращении выплаты пособия по безработице может быть принято органом службы занятости с обязательным уведомлением безработного гражданина.
Прекращение выплаты пособия по безработице и вместе с тем снятие с гражданина статуса безработного осуществляется:
- если гражданин был признан официально занятым;
- если гражданин получает стипендию в связи с прохождением профессиональной подготовки или повышением квалификации в организации, куда он был направлен органом службы занятости;
- если гражданин более 1 месяца не посещал орган службы занятости по месту жительства без уважительной на то причины;
- в случаях, если признанный безработным гражданин переехал в другую местность;
- в случаях выявления факта попытки получения пособия по безработице обманным путем;
- в случаях, если безработный гражданин был осужден за преступное деяние с наказанием в виде лишения свободы;
- в случае назначения безработному гражданину пенсионных выплат (трудовая пенсия по старости, досрочно либо пенсия по выслуге лет по программе государственного пенсионного обеспечения);
- в случае отказа самого безработного гражданина от услуг органа службы занятости (необходимо личное заявление в письменной форме);
- в случае смерти безработного.
В последнем случае выплаты пособия по безработице, причитающиеся умершему, в соответствии с гражданским законодательством РФ производятся наследникам.
Приостановление выплат пособия по безработице на срок не более 3-х месяцев осуществляется, если:
- гражданин отказался от 2-х вариантов работы, предоставленных органом службы занятости, на протяжении периода безработицы;
- гражданин отказался принимать участие в оплачиваемых общественных работах по истечении 3 месяцев безработицы;
- гражданин отказался от направления на переподготовку или прохождения обучения, предлагаемые органом службы занятости;
- гражданин явился на перерегистрацию в службу занятости в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, о чем специалисты органа службы занятости должны составить акт, и при необходимости должно быть проведено медицинское освидетельствование с выдачей письменного заключения;
- гражданин был уволен с последнего места работы за какое-либо нарушение трудовой дисциплины либо за совершение правонарушений был отчислен с места учебы по направлению органа службы занятости;
- гражданин нарушил сроки прохождения перерегистрации, как безработного, без уважительных на то причин (в данном случае приостановка выплаты пособия по безработице осуществляется со дня, следующего за днем последней заявки на перерегистрацию в качестве безработного);
- гражданин самостоятельно прекратил прохождение обучения в учреждении, куда он был направлен органом службы занятости.
Важно! Срок приостановления выплаты пособия по безработице идет в зачет общего периода выплат.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% в период до 1 месяца:
- если безработный гражданин без уважительной причины пропустил встречу с работодателем в период 3-х дней, начиная того дня, когда ему органом службы занятости было отправлено направление;
- если безработный не явился в орган службы занятости за направлением на работу или учебу без уважительной на то причины.
Приостановкой выплаты пособия называется мера, когда деньги в тот или иной месяц не приходят. Статус безработного остается за обладателем, и не исключено, что выплаты пойдут вновь. Максимальный срок приостановки пособия равен месяцу. Через месяц после приостановки станет ясно, пойдут выплаты вновь или уже нет.
Приостановление пособия тоже входит в срок его выплаты. Более того, срок выплаты пособия безработным в 2020 году значительно уменьшили. В обычной ситуации максимальный суммарный срок приостановления равен 6 месяцам за год, иногда, к примеру, у никогда ранее не работавшего лица, 3 месяца за год — п. 4-5 ст. 31 закона №1032-1.
Внимание! Получается, что при приостановке выплаты ее срок не продляется.