- КОАП

Ставки подоходного налога с физических лиц в 2024 году РБ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки подоходного налога с физических лиц в 2024 году РБ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Согласно действующей редакции НК при установления таких фактов налоговыми органами, выявленные доходы облагаются подоходным налогом по ставке 26%. Теперь в Проекте закрепляется, что в таких случаях налоговая база будет определяться за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов, а налоговые льготы и вычеты, предусмотренные статьями 208 – 212 НК, не применяются (подп.8-1 ст. 199 НК).

В статье 209 НК традиционно проиндексированы размеры стандартных налоговых вычетов:

Вид стандартного налогового вычета

Налоговый вычет, белорусских рублей

2023

2024

в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению (подп. 1.1 п. 1 ст. 209 НК)

в сумме, не превышающей доход в месяц

156

174

944

1054

в месяц на ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ч. 1 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

46

51

предоставляемый вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю – в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (ч. 5, абз. 1 ч. 7 и ч. 9 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

87

96

предоставляемый родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет – на каждого ребенка в месяц (ч. 8 и 9 подп. 1.2 п. 1 ст. 209 НК)

87

97

некоторым лицам в месяц, в т.ч. инвалидам I и II группы, инвалидам с детства, “афганцам”, отдельным категориям “чернобыльцев” и др. (подп. 1.3 п. 1 ст. 209 НК)

220

246

для молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) (подп. 1.4 п. 1 ст. 209 НК)

620

Повышенные ставки налога

Главным новшеством, пожалуй, является изменение ставок подоходного налога.

Для индивидуальных предпринимателей ставка подоходного налога от осуществления предпринимательской деятельности в прошлом году была увеличена с 16 до 20%. Теперь для тех ИП, у которых в текущем налоговом периоде доходы нарастающим итогом с начала календарного года превысят 500 тыс. белорусских рублей, ставка подоходного налога устанавливается в размере 30% в течение всего налогового периода. (п. 3 ст. 214 НК, п. 100 Проекта).

Кроме того, в новом году вводится ставка подоходного налога 25%. По этой ставке будет облагаться совокупность доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, и полученных плательщиками от источников в Республике Беларусь в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, в размере, превысившем за налоговый период 200 тыс. белорусских рублей (п. 8-2 ст. 199, п. 8 ст. 214 НК, п.п. 92, 100 Проекта).

При этом в течение налогового периода удержание налога налоговыми агентами с доходов плательщиков будет осуществляться по ныне действующим ставкам. А плательщики, получившие доходы, превышающие 200 тыс. белорусских рублей, будут обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу в порядке, установленном статьей 222 НК (абз. 2 ч. 1 п. 2 ст. ст. 219 НК). Такая налоговая декларация представляется не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст.222 НК). При этом к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие право на получение налоговых вычетов, зачет налога, уплаченного за рубежом с полученного там дохода, а также иные документы.

Подоходный налог удержанный и перечисленный в бюджет налоговым агентом, или уплаченный плательщиком с доходов, начисленных за календарные месяцы налогового периода, в которых имеется такое превышение, подлежит зачету (подп. 1.9 ст. 219 НК). А вот налоговые льготы, предусмотренные статьями 208 – 212 НК, в том числе предоставленные налоговым агентом в течение налогового периода, к сумме доходов, превышающих 200 тыс. белорусских рублей, не применяются.

Таким образом, физлицам, получившим в течение года высокие доходы, вероятно придется собрать сведения обо всех выплатах из каждого источника, включая вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам и дивидендам. Налоговые агенты, у которых выплачивались эти доходы, обязаны предоставлять в инспекции МНС сведения о таких выплатах (п. 6 ст. 85 НК, постановление Совмина от 07.04.2021 № 201).

Перечень применяемых в 2024 году ставок подоходного налога представлен в таблице:

Ставка, %

общая стандартная ставка

13

доходы физлиц по трудовым договорам от резидентов ПВТ до 1.01.2025 г.

13

по доходам, исчисленным в случае выявления превышения расходов над доходами, не удержанных налоговыми агентами, по не выплаченными выигрышам, по незаконной предпринимательской деятельности

26

по доходам от осуществления предпринимательской деятельности

20

по доходам от осуществления предпринимательской деятельности, если они нарастающим итогом с начала календарного года превысили 500 000 рублей

30

по совокупности доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, и полученных от источников в РБ в виде дивидендов, по трудовым договорам, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание ОИС, в размере, превысившем 200 000 белорусских рублей в год

25

по выигрышам в азартные игры

4

дивиденды, получаемые физлицами — налоговыми резидентами РБ от белорусских организаций, если прибыль не распределялась:

в течение 3 предшествующих календарных лет

6

в течение 5 предшествующих календарных лет

доходы физлиц по трудовым договорам от юрлиц и ИП, зарегистрированных с 1.07.2015 по 31.12.2025 г. в юго-восточном регионе Могилевской области (п. 1 указа от 08.06.2015 № 235)

10

по доходам от аренды жилых/нежилых помещений, машино-мест – в фиксированных суммах

приложение 2

Читайте также:  Должностная инструкция руководителя проекта

Отмена льгот и преференций

Это далеко не все налоговые новации, которые будут введены в 2024 году. «Оптимизация» приведет к отмене или пересмотру следующих льгот:

  • отменяется льгота по налогу на прибыль в отношении валовой прибыли от операции с корпоративными облигациями, условиями эмиссии которых предусмотрен срок обращения менее одного года, или предусмотрена возможность осуществления эмитентом досрочного их погашения либо выкупа в течение года с момента их размещения
  • повышается льготная ставка с 5 до 10%, от реализации высокотехнологичных товаров собственного производства
  • отменяется льгота для производителей продуктов питания для детей раннего и дошкольного возраста с введением налогообложения прибыли по реализации такой продукции по ставке 5%
  • обменяется льгота и вводится налогообложение по пониженной ставке 0,1% по налогу на недвижимость в отношении законсервированных капитальных строений зданий и сооружений организации, а также зданий и сооружений РУП «Белпочта».

В статьях 240, 241 изменены величины базы для расчета земельного налога и увеличены ставки.

Примечание: ставка земельного налога на земельные участки, по которым в качестве налоговой базы земельного налога применяется площадь земельных участков производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 21 531 бел. руб. за гектар в 2024 году против 20 029 бел. руб. за гектар в 2023 г.

Приостановлена до 1 января 2027 года льгота по земельному налогу на земельные участки, занятые объектами основных средств, участвующими в производстве либо приеме (получении), преобразовании, аккумулировании и (или) передаче электрической энергии, производимой возобновляемыми источниками энергии, земельные участки, занятые водохранилищами и берегоукрепительными сооружениями, используемыми для производства энергии гидроэлектростанциями, а также земельные участки, предоставляемые для строительства, реконструкции таких объектов основных средств.

Электронные счета-фактуры, налоговые вычеты и сроки возврата НДС

ЭСЧФ не создается при реализации услуг в электронной форме как иностранными организациями, так и иностранными индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц и состоящими на учете в налоговом органе Республики Беларусь (подп. 3.12 ст. 131 НК-2024).

Налоговые вычеты будут уменьшаться на суммы НДС, принятые ранее к вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, в случаях безвозмездного получения средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов (п. 63 Проекта, подп. 24.4 ст. 133 НК-2024).

Право вычета сумм НДС в полном объеме будет предоставлено по товарам, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория Республики Беларусь (подп. 27.9 ст. 133 НК-2024).

При определении процента удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса, в сумму оборота не будут включаться операции по реализации плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства – члена ЕАЭС товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, действие которой завершается таможенной процедурой таможенного транзита, в случае когда перевозка (транспортировка) этих товаров начата с территории Республики Беларусь и завершена в другом государстве – члене ЕАЭС (п. 64 Проекта, ч. 2 п. 2 ст. 116, подп. 4.3.4 ст. 134 НК-2024).

Будут установлены сроки возврата суммы НДС, оставшейся после проведенных зачетов, в случае назначения проверки и (или) ее проведения, после вынесения решения о возврате (отказе (полностью или частично) в возврате) разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации. Срок возврата – не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта (справки) проверки (п. 66 Проекта, п. 5-1 ст. 137 НК-2024).

Планируется введение обязанности для иностранных посредников в расчетах с белорусским поставщиком услуг в электронной форме представлять сведения о таких поставщиках услуг покупателям услуг Республики Беларусь, их оборотам по реализации. Аналогичная норма предусмотрена в отношении электронной дистанционной продажи товаров (п. 68 и 69 Проекта; п. 10 ст. 141, п. 10 ст. 141-1 НК-2024).

Электронные счета-фактуры, налоговые вычеты и сроки возврата НДС

ЭСЧФ не создается при реализации услуг в электронной форме как иностранными организациями, так и иностранными индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц и состоящими на учете в налоговом органе Республики Беларусь (подп. 3.12 ст. 131 НК-2024).

Читайте также:  Как оспорить решение общего собрания собственников?

Налоговые вычеты будут уменьшаться на суммы НДС, принятые ранее к вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, в случаях безвозмездного получения средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов (п. 63 Проекта, подп. 24.4 ст. 133 НК-2024).

Право вычета сумм НДС в полном объеме будет предоставлено по товарам, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория Республики Беларусь (подп. 27.9 ст. 133 НК-2024).

При определении процента удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса, в сумму оборота не будут включаться операции по реализации плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства – члена ЕАЭС товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, действие которой завершается таможенной процедурой таможенного транзита, в случае когда перевозка (транспортировка) этих товаров начата с территории Республики Беларусь и завершена в другом государстве – члене ЕАЭС (п. 64 Проекта, ч. 2 п. 2 ст. 116, подп. 4.3.4 ст. 134 НК-2024).

Будут установлены сроки возврата суммы НДС, оставшейся после проведенных зачетов, в случае назначения проверки и (или) ее проведения, после вынесения решения о возврате (отказе (полностью или частично) в возврате) разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации. Срок возврата – не позднее 5 рабочих дней со дня составления акта (справки) проверки (п. 66 Проекта, п. 5-1 ст. 137 НК-2024).

Планируется введение обязанности для иностранных посредников в расчетах с белорусским поставщиком услуг в электронной форме представлять сведения о таких поставщиках услуг покупателям услуг Республики Беларусь, их оборотам по реализации. Аналогичная норма предусмотрена в отношении электронной дистанционной продажи товаров (п. 68 и 69 Проекта; п. 10 ст. 141, п. 10 ст. 141-1 НК-2024).

Упрощенная система налогообложения

Глобальных изменений в налоговом законодательстве проектом закона на 2024 год не установлено — они носят корректирующий характер.

  1. Работать по упрощенной системе налогообложения не имеют право:
  • Организации, у которых есть один или более филиалов, которые не являются юридическими лицами, но состоят на учете в налоговой.
  • Фирмы, которые на возмездной основе предоставляют в пользование капитальные строения либо их отдельные территории, которые не являются их собственностью. Исключение составляют помещения, которые сдаются на выходные или на короткие сроки.
  • Компании, которые получили безналичные или наличные средства, не составляющие валовую выручку.
  1. Также увеличили максимальные размеры валовой выручки, для которых применяется упрощенная система.
  2. Подкорректировали и порядок установления налоговой базы при упрощенке, в том числе правила расчета налога.
  3. С 2024 года вести обязательный бухгалтерский учет и составлять финотчетность теперь должны открытые акционерные общества и эмитенты облигаций.

Если налогоплательщик, который применял УСН в РБ, начал вести бухучет только после перехода на иной режим, должен предъявить в налоговую службу учетную политику не позже последнего числа месяца, с которого он начал вести бухучет.

Отмена льгот и преференций

Это далеко не все налоговые новации, которые будут введены в 2024 году. «Оптимизация» приведет к отмене или пересмотру следующих льгот:

  • отменяется льгота по налогу на прибыль в отношении валовой прибыли от операции с корпоративными облигациями, условиями эмиссии которых предусмотрен срок обращения менее одного года, или предусмотрена возможность осуществления эмитентом досрочного их погашения либо выкупа в течение года с момента их размещения
  • повышается льготная ставка с 5 до 10%, от реализации высокотехнологичных товаров собственного производства
  • отменяется льгота для производителей продуктов питания для детей раннего и дошкольного возраста с введением налогообложения прибыли по реализации такой продукции по ставке 5%
  • обменяется льгота и вводится налогообложение по пониженной ставке 0,1% по налогу на недвижимость в отношении законсервированных капитальных строений зданий и сооружений организации, а также зданий и сооружений РУП «Белпочта».

Электронные счета-фактуры, налоговые вычеты и сроки возврата НДС

ЭСЧФ не создается при реализации услуг в электронной форме как иностранными организациями, так и иностранными индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги в электронной форме для физических лиц и состоящими на учете в налоговом органе Республики Беларусь (подп. 3.12 ст. 131 НК-2024).

Налоговые вычеты будут уменьшаться на суммы НДС, принятые ранее к вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, в случаях безвозмездного получения средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов (п. 63 Проекта, подп. 24.4 ст. 133 НК-2024).

Право вычета сумм НДС в полном объеме будет предоставлено по товарам, местом реализации которых при их электронной дистанционной продаже не признается территория Республики Беларусь (подп. 27.9 ст. 133 НК-2024).

При определении процента удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса, в сумму оборота не будут включаться операции по реализации плательщиком Республики Беларусь плательщику другого государства – члена ЕАЭС товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, действие которой завершается таможенной процедурой таможенного транзита, в случае когда перевозка (транспортировка) этих товаров начата с территории Республики Беларусь и завершена в другом государстве – члене ЕАЭС (п. 64 Проекта, ч. 2 п. 2 ст. 116, подп. 4.3.4 ст. 134 НК-2024).

Документы и сроки подачи

Для подачи налоговой декларации по подоходному налогу в Белоруссии необходимо заполнить следующие документы:

  • Форма 300 «Декларация по налогу на доходы физических лиц»
  • Копии документов, подтверждающих доходы (трудовой договор, справка о доходах от предпринимательской деятельности, договор аренды и т.д.)
  • Копия паспорта
  • Справка о доходах и удержаниях, выданная работодателем
  • Другие необходимые документы, связанные с доходами и налоговыми скидками
Читайте также:  Что такое социальное положение в анкете школы

Срок подачи налоговой декларации зависит от формы налогообложения:

  1. Форма 300-А (упрощенное налогообложение) — до 15 апреля следующего года.
  2. Форма 300-Б (обычное налогообложение) — до 1 мая следующего года.

Если срок подачи налоговой декларации приходится на выходной или нерабочий день, то декларация может быть подана в следующий рабочий день.

Перспективы развития подоходного налога в Беларуси

В последние годы Беларусь активно работает над улучшением системы подоходного налога, внедряя различные изменения, направленные на повышение прозрачности и справедливости данной системы.

Год Ставка налога Облагаемая база
2020 13% Весь доход
2021 10% Весь доход
2022 10% Весь доход
2023 10% Весь доход
2024 10% Весь доход

В 2024 году планируется сохранение текущей ставки подоходного налога на уровне 10%. Облагаемая база останется без изменений и будет включать весь доход работника. Это означает, что налог будет начисляться с суммы, полученной работником в виде заработной платы, премий, вознаграждений и других доходов.

Сохранение стабильной ставки подоходного налога позволяет работникам легко планировать свои финансы и быть уверенными в том, что их налоговая нагрузка останется примерно на одном уровне.

Однако, в будущем возможны изменения ставки и облагаемой базы подоходного налога, в зависимости от экономической и социальной ситуации в стране. Государство всегда стремится к постепенной оптимизации налоговой системы, чтобы сделать ее более справедливой и эффективной.

Сколько нужно платить по новым ставкам

Введение новых ставок подоходного налога в Беларуси с 1 января 2024 года означает изменение в размере налоговых платежей работников.

Согласно новой системе, ставки подоходного налога будут зависеть от размера заработной платы. Расчет производится путем умножения ставки на превышение дохода над минимальной заработной платой.

Если ваш ежемесячный доход не превышает 25 базовых величин (сейчас это около 9 400 000 белорусских рублей), то подоходный налог составит 13%. Если заработок выше этой суммы, но не достигает 40 базовых величин (около 15 000 000 белорусских рублей), налог составит 15%. Ну а если доход превышает 40 базовых величин, то налог будет составлять 20%.

Важно отметить, что налоговая ставка применяется только к превышению заработка над минимальной заработной платой. Например, если ваш доход составляет 12 000 000 белорусских рублей (27 базовых величин), то налог будет начислен только на разницу между 12 000 000 и 9 400 000 рублей (25 базовых величин).

Порядок уплаты подоходного налога работодателями

Работодатели в Беларуси обязаны уплачивать подоходный налог с зарплаты своих сотрудников в установленные сроки и размеры в соответствии с действующим законодательством. Порядок уплаты подоходного налога работодателями включает следующие аспекты:

1. Расчет налоговой базы

Работодатель обязан правильно рассчитать налоговую базу – сумму дохода каждого сотрудника, подлежащую обложению подоходным налогом. Налоговая база определяется как разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения.

2. Применение ставки подоходного налога

После расчета налоговой базы работодатель должен определить ставку подоходного налога, которая применяется к налоговой базе для расчета суммы налога, подлежащей уплате. Ставки подоходного налога могут меняться в зависимости от дохода сотрудника и действующего законодательства.

3. Уплата налога в бюджет

Работодатель обязан своевременно уплачивать сумму подоходного налога в соответствующий налоговый орган. Обычно уплата налога производится в течение определенного срока, установленного налоговым законодательством.

Важно отметить, что работодатель несет ответственность за правильный расчет и своевременную уплату подоходного налога. Невыполнение этих обязательств может повлечь за собой штрафные санкции со стороны налоговых органов.

Актуальные ставки подоходного налога в Белоруссии

В Белоруссии действуют различные ставки подоходного налога в зависимости от уровня дохода налогоплательщика. Ставки подоходного налога могут изменяться каждый год в зависимости от экономической ситуации и политики правительства.

Согласно последним изменениям закона, с 1 января 2024 года, ставки подоходного налога в Белоруссии будут следующими:

  • Для лиц, получающих доходы менее 2 500 рублей: ставка подоходного налога составляет 13%.
  • Для лиц, получающих доходы от 2 500 до 5 000 рублей: ставка подоходного налога составляет 15%.
  • Для лиц, получающих доходы от 5 000 до 10 000 рублей: ставка подоходного налога составляет 17%.
  • Для лиц, получающих доходы свыше 10 000 рублей: ставка подоходного налога составляет 20%.

Ставки подоходного налога применяются к сумме дохода после вычета социальных отчислений и других расходов. От каждого работника удерживается подоходный налог автоматически, и он перечисляется в государственный бюджет.

Если вам необходимо рассчитать сумму подоходного налога, вы можете воспользоваться специальными калькуляторами, доступными на сайтах налоговых органов. Такие калькуляторы помогут вам правильно рассчитать сумму налога в зависимости от вашего дохода и применяемой ставки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *