Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минтруд предложил продлить на год результаты СОУТ для безопасных рабочих мест». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно пункту 4 приложения к приказу № 699н, выявлять потенциально опасные и вредные производственные факторы может сам работодатель либо его представитель вместе с сотрудниками. Для этой задачи не нужно обращаться за услугами в стороннюю организацию.
На каких микропредприятиях начнут действовать новые условия СОУТ
Приказ № 699н Минтруда утвердил правила СОУТ на микропредприятиях некоторых категорий по ОКВЭД2. В пункте 2 приложения к приказу перечислено 12 сфер, где будут действовать новые особенности СОУТ:
- Класс 62 и 63 раздела J ОКВЭД, в частности компании, занятые разработкой компьютерного ПО, консультациями в этой сфере или деятельностью в информационных технологиях.
- Раздел K — финансовые и страховые компании.
- Раздел L — организации, занятые операциями с недвижимостью.
- Класс 69 раздела M — микропредприятия, работающие в сфере бухучета и права.
- Класс 70 раздела М — головные офисы, консалтинговые компании в сфере управления.
- Класс 71 раздела M — компании, занятые архитектурным и инженерно-техническим проектированием, техническими испытаниями, исследованиями и анализом.
- Класс 73 раздела M — рекламные фирмы и микропредприятия, занимающиеся исследованием рыночной конъюнктуры.
- Раздел N — административные организации.
- Раздел P — организации, занятые в сфере образования.
- Класс 90 раздела R — архивы, музеи, библиотеки и другие объекты культуры.
- Класс 94 раздела S — общественные организации.
ВТОРОЙ ШАГ: создание списка рабочих мест для проведения проверки условий труда
Перед составлением графика следует определиться с количеством рабочих мест на предприятии. В этом поможет штатное расписание. После его изучения необходимо отсеять аналогичные, поскольку трудовое законодательство позволяет не проводить поголовную оценку, а исключить аналогичные места, но оставить не менее двух аналогичных. Грамотный подход к составлению списка позволит рационально распределить время и сэкономить средства. Поскольку сторонней организации для проведения СОУТ нужно оплачивать. А оплата формируется из расчета за каждую проверочную точку.
Как понять, какие рабочие места являются аналогичными? Очень просто, для трудящихся должны быть одинаковыми следующие моменты.
- Наименование должности.
- Марка и название оборудования.
- Идентичные должностные обязанности и перечень заданий.
- Сотрудники располагаются в одном помещении.
Спецоценка рабочих мест в 2022 году: последние изменения
Власти скорректировали порядок проведения экспертизы условий труда. Изменения начнут действовать с 1 марта 2022 года. По-новому надо будет считать сроки действия СОУТ. Но и это еще не все. Рассмотрели, что нового в спецоценке условий труда. Понятие «спецоценка условий труда» введено в оборот с 2014 года. Эта экспертная процедура заменила устаревшую аттестацию рабочих мест. По результатам СОУТ конкретному рабочему месту присваивается класс или подкласс трудовых условий. На основании экспертного заключения: Устанавливают размеры страхового обеспечения , уплачиваемого работодателем в пользу наемных работников . Чем более лучшие условия труда обеспечит работодатель, тем меньше ему придется доплачивать в бюджет. Применяют дополнительные гарантии и компенсации к персоналу , занятому на «особых» условиях (опасность, вредность). В частности, денежные надбавки, дополнительное время отдыха и сокращенный рабочий день.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ устанавливает единый порядок, по которому производится оценка условий труда на рабочем месте в 2021 году. Кто должен проводить СОУТ, прописано в ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Это все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ.
Соут водителя автомобиля
Инфо
Например, при занятости водителя управлением транспорта в течение 80 процентов времени в условиях превышения ПДУ однозначно будут установлены вредные условия труда. А если перегоны короткие и между ними есть перерыв на ожидание или погрузку, при небольшом превышении ПДУ возможно установить допустимые условия труда. В каких случаях нужно оценивать условия труда при смене автомобиля? Если водитель переходит на другой автомобиль, это означает замену оборудования и изменение условий труда.
В этом случае нужно провести внеплановую спецоценку. Если же водитель в течение года управляет разными автомобилями, работодатель должен четко определить их перечень. Например, в течение года водитель работает на Зил-130, Зил-131 и КАМАЗ. Это разные автомобили. Если все время работы взять за 100 процентов, то можно определить периоды управления каждым авто.
Стационарное рабочее место (далее также – СРМ)
При аттестации рабочего места по условиям труда водителей проводятся инструментальная и экспертная оценки условий труда.
Согласно Трудовому кодексу, дистанционной (удаленной) работой признается исполнение определенных трудовых обязанностей вне территории нахождения работодателя, любого обособленного структурного подразделения, вне стационарного рабочего места, а для поддержания связи и общения с работодателем используется связь через интернет.
При аттестации рабочего места по условиям труда водителей проводятся инструментальная и экспертная оценки условий труда.
Что можно считать оборудованным стационарным рабочим местом в обособленном подразделении? Под оснащенностью рабочего места принято понимать создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, и как следствие, возможность исполнения таких обязанностей в созданных условиях.
Спецоценка условий труда водителей автомобилей
В случае если водитель работает на нескольких машинах, изучается распределение рабочего времени на каждый автомобиль. Далее организация, проводящая СОУТ, производит все необходимы измерения в рабочей зоне водителя, исходя из предоставленной хронологии рабочего процесса, то есть измерения выполняются там, где находится работник в течение трудового дня. Если один сотрудник работает на нескольких транспортных средствах, то замеры производятся в каждом автомобиле. Измеряются факторы общей и локальной вибрации, шум от двигателя и агрегатов транспортного средства, химический состав воздуха в кабине машины, также анализируются параметры тяжести и напряженности. Все измеряемые и исследуемые параметры фиксируются в протоколах первичных измерений.
Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?
1. Дело в том, что в процедуре СОУТ появилась так называемая идентификация.
В рамках данной процедуры эксперт определяет все факторы, которые могут воздействовать на водителя (здесь очень похоже на АРМ). Но вот далее он сравнивает определенные факторы с классификатором (приложение №2 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года).
И этот классификатор говорит следующее:
- виброакустический фактор можно оставить только там, где есть технологическое оборудование, являющееся его источником; микроклимат можно оставить лишь, если есть технологическое оборудование, являющееся его источником (причем различные кондиционеры, печки к нему относить нельзя); освещенность можно оставить, лишь если выполняются особо точные (прецизионные работы).
Что это значит? А значит это то, что из оценки условий труда водителей можно исключить весь виброакустический фактор, освещенность и микроклимат.
Все дело в том, что:
- автотранспортное средство не относится к технологическому оборудованию, (согласно ГОСТ 3.1109-82 ЕСТД технологическое оборудование – это лишь средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку. Примерами технологического оборудования являются литейные машины, прессы, станки, печи, гальванические ванны, испытательные стенды); водитель прецизионные работы не выполняет; все, что может быть искусственным источником микроклимата – это оборудование для создания комфортных условий, которое учитывать нельзя.
Что делать, чтобы сохранить вредный класс водителю?
Уделите особое внимание оценке напряженности трудового процесса.
Допустимый класс устанавливается при среднем количестве сигналов не более 175/час. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток). Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на долю реального управления автомобиля в смену. И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс.
Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу.
Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителей
Потому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки (цифры от региона к региону более-менее известны), а от количества часов управления в день.
Вносите предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ.
Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, так как идентификация запрещает, обращайте их внимание на п. 9 приложения №1 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года, в котором говорится о том, что итоговый перечень вредных факторов, подлежащих оценке, формирует комиссия, а не эксперт. Один нюанс, перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда.
Поэтому, для обоснованное внесения, к примеру, виброакустического фактора в перечень необходимо:
— учесть жалобы и предложения работников по идентификации на их рабочих местах вредных факторов;
— проанализировать случаи установления проф. заболеваний у работников (для организаций с большим автопарком, тем более городского пассажирского транспорта это может быть очень актуально);
— подкрепить свои умозаключения требованиями СП 4616-88 (к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся… санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).
Проанализируйте результаты АРМ, если они были.
Если АРМ проводилась, и условия труда были признаны вредными, то идентификация на рабочем месте водителя не проводится.
Перечень же подлежащих исследованиям факторов определяет эксперт без учета ограничений идентификации.
Те факторы, по которым был установлен вредный класс, обязательно будут добавлены в перечень, а для внесения остальных используйте свое право формировать итоговый документ исходя из государственных нормативных требований охраны труда.
Минтруд озаботился оценкой условий труда водителей городского пассажирского транспорта и запустил процесс разработки особенностей оценки их труда.
Хотя проекта документа еще нет, сама ситуация сдвинулось с мертвой точки. И хочется верить, что большинство проблем будут в той или иной мере отражены в этом приказе.
Но в любом случае, если приказ и будет утвержден, то не ранее чем через год. А за это время работники транспортной сферы могут увидеть свои карты СОУТ, в которых напротив графы «льготы и компенсации» будет слово «отсутствует». А это приведет к недовольству, жалобам, судам, увольнениям.
Чтобы этого не было, необходимо подходить к процессу СОУТ тщательно и всесторонне:
- уведомлять работников о том, что на их рабочих местах проводится СОУТ;
- скрупулёзно собирать исходную документацию;
- требовать от лаборатории измерений, соответствующих утвержденным методикам;
- до ознакомления с картами СОУТ водителей проверять их самостоятельно.
Что делать, чтобы сохранить вредный класс водителю?
Первое:
Уделите особое внимание оценке напряженности трудового процесса. Допустимый класс устанавливается при среднем количестве сигналов не более 175/час. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток). Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на долю реального управления автомобиля в смену. И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс. Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу. Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителей Потому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки (цифры от региона к региону более-менее известны), а от количества часов управления в день.
Второе:
Вносите предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ. Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, так как идентификация запрещает, обращайте их внимание на п. 9 приложения №1 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года, в котором говорится о том, что итоговый перечень вредных факторов, подлежащих оценке, формирует комиссия, а не эксперт. Один нюанс, перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда. Поэтому, для обоснованное внесения, к примеру, виброакустического фактора в перечень необходимо: — учесть жалобы и предложения работников по идентификации на их рабочих местах вредных факторов; — проанализировать случаи установления проф. заболеваний у работников (для организаций с большим автопарком, тем более городского пассажирского транспорта это может быть очень актуально); — подкрепить свои умозаключения требованиями СП 4616-88 (к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся… санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).
Трудовой договор с водителем-экспедитором
3.5.3. Сверхурочная работа оплачивается в размере рублей, при этом за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. По желанию Работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
- незаконного лишения Работника возможности трудиться;
- причинения Работнику ущерба в результате увечья или иного повреждения здоровья, связанного с исполнением им своих трудовых обязанностей;
- причинения ущерба имуществу Работника;
- задержки заработной платы;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
В случаях, предусмотренных в законе, Работодатель обязан компенсировать Работнику моральный вред, причиненный неправомерными действиями Работодателя.
Принимаем водителя-экспедитора
При этом выполнение работы по управлению автомобилем связано с наличием ограничений. В частности, работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (часть первая ст. 329 ТК РФ). Режим рабочего времени и времени отдыха таких работников устанавливается с учетом установленных нормативными актами особенностей (часть вторая ст. 329 ТК РФ). Так, для водителей автомобилей приказом Минтранса РФ от 20.08.2021 N 15 установлены максимальная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность перерывов в работе и другие особенности. Работа, непосредственно связанная с движением транспортных средств, требует пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение, а также обязательный предварительный медицинский осмотр (ст. 328 ТК РФ).
Водитель экспедитор в месте погрузки контролирует размещение груза на транспортном средстве с целью обеспечения равномерного распределения массы груза по всей площади кузова транспортного средства или контейнера. При этом более крупные и тяжелые грузы размещаются в нижней части и ближе к продольной оси симметрии кузова автомобиля, при загрузке бестарных грузов разных размеров более длинные грузы размещаются в нижних рядах. Зазоры между штабелями груза и стенками кузова и другие свободные пространства заполняются при помощи различных прокладок.
Рекомендуем прочесть: Льготы многодетным семьям в лнр 2021
Графики работы водителей
В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.
Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.
Существует 2 типа учета рабочего времени:
- Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
- Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.
Ненормированный рабочий день
Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:
8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее — еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.
Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.
В какие сроки нужно провести спецоценку
ФЗ № 426-ФЗ определил, что в части ряда рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и ее необходимо закончить к 31.12.2018. Эта же дата является разрешенной для применения результатов ранее проведенной аттестации мест труда (Письмо Минтруда от 01.06.2018 № 15-4/10/В-40).
СОУТ нужно проводить не позднее 12 месяцев с момента создания нового места работы. В случае если учреждение работает более года, а спецоценка не проводилась ни разу, необходимо срочно инициировать процедуру. В целом, советуем соблюдать правило о том, что проводить СОУТ на вновь организованном рабочем месте лучше не позднее полугода с даты создания. В соответствии со статьей 212 ТК РФ, наниматель должен обеспечить безопасные условия работы, охрану труда работников и надлежащее их информирование в части вредности на производстве. Это значит, что сотрудник вправе потребовать предоставить сведения о степени вредности влияния на его организм окружающих условий. Непредоставление нанимателем требующейся информации является нарушением действующего законодательства. Срок действия спецоценки — 5 лет.
Расскажем подробнее, как провести СОУТ в организации.
Шаг 9. Подать декларацию
Работодатель обязан подать в госинспекцию по труду декларацию о соответствии условий труда по результатам СОУТ. Подается она в отношении мест, на которых вредные, опасные факторы не определены. Форма установлена Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н. Документ дает возможность уменьшить суммы взносов нанимателя за счет снижения числа мест с опасными, вредными факторами. Декларация не предоставляется по следующим местам:
- включенным в перечень, установленный Постановлением Кабмина СССР от 26.01.1991 № 10, труд на них позволяет досрочное назначение страховой части пенсии;
- рабочим местам, по которым предоставлены гарантии и компенсации из-за вредных, опасных условий;
- тем, где по итогам ранее проведенных аттестаций определены вредные, опасные условия.