Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О зачёте и возврате излишне взысканных сумм налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.
Возврат через суд также допустим.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).
Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.
По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне. При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.
Верховный суд в Определении от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.
Сославшись на правовые позиции, содержащиеся в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18, ВС РФ подчеркнул: положения Налогового кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поскольку организация уплатила суммы налогов на основании решения инспекции, она может ставить вопрос о возврате соответствующих сумм как излишне взысканных (в пределах сроков, установленных в ст. 79 НК РФ), не обжалуя отдельно вынесенное налоговым органом решение, а суд должен был исследовать вопрос законности решения (см. также Постановление АС СКО от 24.10.2016 № Ф08-6959/2016 по делу № А53-32154/2015).
Ставка рефинансирования при расчете процентов.
Пунктом 5 ст. 79 НК РФ установлено, что при исчислении процентов на сумму излишне взысканного налога процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Как указал Президиум ВАС, при определении ставки процентов должна применяться ставка рефинансирования, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, поделенная на количество дней в соответствующем году (365 или 366) (Постановление № 11372/13).
Напомним, что с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки ЦБ РФ, определенному на соответствующую дату. С 19.09.2016 размер ставки составляет 10,0% годовых (Информация ЦБ РФ от 16.09.2016).
Для расчета процентов используется формула:
П = Налог х СтавкаЦБ / 365 х Днфакт, где:
П – сумма процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога;
Налог – сумма излишне взысканного налога;
СтавкаЦБ – ключевая ставка ЦБ РФ;
Днфакт – число дней, за которые начисляются проценты.
B кaкиx cитyaцияx вoзвpaт дeнeг нeвoзмoжeн
Бывaeт и тaк, чтo ИФНC oтвeчaeт oткaзoм нa зaпpoc вepнyть нaлoгoвyю пepeплaтy. B бoльшинcтвe cлyчaeв этo cвязaнo c тeм, чтo плaтeльщики нaлoгoв пpoпycкaют oтвeдeнныe зaкoнoм для выпoлнeния этoй пpoцeдypы cpoки. Ecли винoвникoм пepeплaты выcтyпaeт пpeдпpиятиe – вpeмeннoй oтpeзoк cocтaвляeт тpи гoдa. Кoгдa винoвнa нaлoгoвaя – oдин мecяц.
B тaкиx cитyaцияx oгpoмнyю poль игpaeт дoкaзaтeльcтвo вpeмeни выявлeния нaлoгoвoй пepeплaты. Ecли y cyбъeктa имeeтcя вoзмoжнocть иx пpeдocтaвлeния, и oни yклaдывaютcя в paмки пoлoжeнныx пo зaкoнy cpoкoв, тo чepeз cyд мoжнo пoлyчить вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo НДФЛ.
Baжнo! Пpeдпpиятию мoжeт быть oткaзaнo в вoзвpaтe пepeплaтe, ecли y нeгo имeютcя дoлги пepeд бюджeтoм. Пpи тaкoм pacклaдe ИФНC впpaвe cпиcaть дeнeжныe cpeдcтвa бeз pacпopяжeния влaдeльцa.
Кaк вepнyть излишнe yплaчeнный нaлoг
Ecли пpeдпpиятиe или ИП oбнapyжили фaкт нaлoгoвoй пepeплaты, тo ecть 2 вoзмoжныx вapиaнтa дaльнeйшиx дeйcтвий:
- Boзвpaт дeнeжныx cpeдcтв к ceбe нa p/c.
- 3aчeт излишкoв нa дpyгoй нaлoгoвый взнoc.
Инcтpyкция кaк вepнyть пepeплaтy пo нaлoгaм ИП или opгaнизaции.
Ecли пpeдпpиятиe peшaeт вepнyть дeньги нa cвoй cчeт, a нe пpoизвecти зaчeт, тo oфopмляeт cпeциaльнoe зaявлeниe. Oнo фopмиpyeтcя пo фopмe 1150058. Пocлeднee oбнoвлeниe этoгo oбpaзцa былo в 2017 гoдy. Ceйчac oнo бoльшe пoxoжe нa дeклapaцию. B зaявкe дoлжны быть cлeдyющиe дaнныe:
- нaзвaниe opгaнизaции;
- КБК пo нaлoгoвoмy взнocy;
- paзмep пepeплaты;
- нoмep pacчeтнoгo cчeтa cyбъeктa.
Oфopмлeннoe зaявлeниe мoжнo пepeдaть в нaлoгoвyю paзными cпocoбaми.
Oдни пpeдпoчитaют личный визит в ФНC, дpyгиe oтпpaвкy пoчтoй, a тpeтьи элeктpoннyю. B cлyчae c пoчтoвым oтпpaвлeниeм тpeбyeтcя yвeдoмлeниe o вpyчeнии. Пpи иcпoльзoвaнии интepнeтa зaдeйcтвyют элeктpoннyю цифpoвyю пoдпиcь.
Кaк пoлyчить пepeплaтy пo нaлoгaм физичecкиx лиц? Пpoцeдypa вoзвpaтa пpoxoдит в нecкoлькo cтaдий.
Нaлoгoвaя нe жeлaeт ocyщecтвлять вoзвpaт – чтo пpeдпpинять
Нaлoгoвики мoгyт зaтянyть paccмoтpeниe пoдaннoгo зaпpoca и нe дeлaть вoзвpaт. B тaкиx cитyaцияx oжидaниe ничeгo нe дacт, нyжнo aктивнo дeйcтвoвaть.
Пepвым дeлoм cлeдyeт пpoвepить, пpaвильнocть peквизитoв, кoтopыe yкaзaны в зaявлeнии, нaпиcaннoм для вoзвpaтa дeнeг. Удocтoвepитьcя в этoм мoжнo, изyчив кoпию, ocтaвшyюcя y пoдaвaтeля.
Ecли пpeдcтaвитeль нaлoгoвoй oткaзывaeт в пpиeмe зaявлeния – этo нeпpaвoмepнoe дeяниe. Для oтпpaвки дoкyмeнтa cтoит вocпoльзoвaтьcя зaкaзным пиcьмoм или cпeциaльным cepвиcoм в интepнeтe.
Bo вpeмя oбщeния c coтpyдникoм ФНC cлeдyeт ccылaтьcя, чтo вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo нaлoгa cтaтья нaлoгoвoгo кoдeкca №78 – этo пpaвo любoгo нaлoгoплaтeльщикa. 3aкoн oтвoдит нa выпoлнeниe этoй пpoцeдypы oдин мecяц. 3a этo вpeмя зaявлeниe дoлжнo быть oбpaбoтaнo, a дeньги вoзвpaщeны. Пo иcтeчeнии oбoзнaчeннoгo cpoкa в cлyчae бeздeйcтвия пpeдcтaвитeлeй ФНC нaлoгoплaтeльщик мoжeт cфopмиpoвaть пиcьмeннyю жaлoбy. Oтвeт дaeтcя тaкoй жe фopмe. 3вoнкaми и paзгoвopaми в ycтнoй фopмe peшaть пpoблeмy нe peкoмeндyeтcя. Пoдoбныe oбpaщeния нe бyдyт зaфикcиpoвaны, a пo тeлeфoнy мoжнo дaть любыe oбeщaния и зaвepeния, ecли дeлo oкaжeтcя нa paccмoтpeниe в cyдe пoтpeбyютcя дoкaзaтeльcтвa.
Пoчти вce cyдeбныe paзбиpaтeльcтвa в пoдoбныx cитyaцияx зaвepшaютcя в пoльзy нaлoгoплaтeльщикa. Cyд пpинимaeт cтopoнy ФНC тoлькo пpи нaличии нapyшeний, дoпyщeнныx нa cтaдии oфopмлeния и пoдaчи дoкyмeнтoв.
Статья 79. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа
1. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
1.1. Сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
Возврат суммы излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
2. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму.
4. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
5. Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
6. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне взысканного налога и начисленных на эту сумму процентов, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
7. В случае, если предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне взысканного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.
8. Возврат суммы излишне взысканного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.
9. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
Положения, установленные настоящей статьей, применяются в отношении возврата или зачета излишне взысканных сумм государственной пошлины с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.
Суммы налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, излишне взысканные с участников этой группы, подлежат зачету (возврату) ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.
Проценты за излишне взысканную сумму налога
При установлении факта излишне взысканного налога, налоговый орган по заявлению от налогоплательщика принимает решение о возврате той суммы налога, которая была излишне взыскана, а также начисленных на нее процентов. Возврат суммы должен быть выполнен в течение месяца с момента получения заявления о возврате.
Проценты начисляются на сумму налога, взысканного сверх положенной суммы, уже со следующего дня после факта взыскания.
Начисляются проценты вплоть до того дня, когда фактически налоговая возвращает деньги организации. Процентная ставка при этом равна ставке рефинансирования ЦБ РФ на эти указанные дни.
Решение о возврате или отказе налогоплательщику в возврате суммы налоговый орган должен принять в течение 10 дней с момента получения заявления.
Комментарий к статье 79 НК РФ
Комментируемая статья регламентирует порядок зачета или возврата излишне взысканных налоговых платежей.
Вопросы возврата излишне уплаченной и излишне взысканной сумм налога урегулированы в статьях 78 и 79 НК РФ. В частности, ими установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами (статья 79 НК РФ), сумма же излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (статья 78 НК РФ).
Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, при том что такое требование направляется налогоплательщику по результатам налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении, то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога.
Данная позиция сформирована КС РФ в Определении от 27.12.2005 N 503-О.
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.11.2012 N А03-17256/2011 указал, что условием возврата налогов, пеней, штрафов является наличие факта излишнего взыскания этих налогов, пеней, штрафов, а также отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням и штрафам.
Поскольку налоговый орган доказал наличие у предпринимателя недоимки по налогам, а также задолженности по пени и штрафам, у суда отсутствовали основания для признания решения налогового органа об отказе в осуществлении зачета (возврата) недействительным.
В Постановлении от 05.10.2012 N А35-10857/2011 ФАС Центрального округа также указывает, что условиями возврата в порядке статьи 79 НК РФ налога, пеней с начислением на них процентов являются наличие факта излишнего взыскания данных налогов и пеней, отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, соблюдение налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявления, в пределах которого может быть произведен возврат.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06 указано, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Кроме того, Президиум ВАС РФ разъяснил в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, что из положений подпункта 5 пункта 1 статьи 21, пункта 7 статьи 78 и пункта 3 статьи 79 НК РФ следует, что моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться сам по себе момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.
При этом вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности надлежит установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на налогоплательщика.
На это указал и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 29.10.2012 N А21-1685/2012.
В Постановлении от 12.10.2012 N А01-51/2012 ФАС Северо-Кавказского округа пришел к выводу, что НК РФ предоставляет лицу, чьи права нарушены, выбор способа защиты нарушенного права. НК РФ не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии соблюдения порядка досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата взысканных сумм. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом. Отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований о возврате незаконно начисленных и уплаченных обществом сумм является неправомерным.
Положения НК РФ не позволяют определить, является ли излишне взысканной сумма налога (сбора, пеней, штрафа), уплаченная налогоплательщиком в соответствии с решением налогового органа, но до выставления требования об уплате налога (сбора, пеней, штрафа), если впоследствии решение налогового органа было признано недействительным.
Установленная статьей 79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.
Иное толкование норм НК РФ могло бы привести к нарушению прав налогоплательщиков, использующих право на зачет в качестве способа восстановления имущественного положения, нарушенного налоговыми органами.
По смыслу статьи 79 НК РФ при наличии оснований для возврата сумм налога начисление процентов в случае нарушения срока возврата является обязательным для налогового органа. Последующее заявление налогоплательщика об изменении способа возмещения действует на будущее время, не относясь к предшествующему периоду, когда срок возврата был уже нарушен, следовательно, не может иметь правовых последствий при решении вопроса о начислении процентов.
Законодательство о налогах и сборах нацелено на соблюдение баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает начисление процентов с незаконной задержкой возврата налоговым органом сумм, причитающихся налогоплательщику в качестве налоговой выгоды.
Предусмотренное НК РФ начисление процентов является компенсацией материальных потерь налогоплательщика от несвоевременного получения налоговой выгоды. Отказ инспекции выплатить проценты в качестве компенсации за просрочку причитающихся платежей нарушает справедливый баланс, который надлежит поддерживать между интересами частных лиц (налогоплательщиков) и интересами общества.
Данные выводы приведены в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 10848/04, от 29.11.2005 N 7528/05, от 06.06.2006 N 1363/06 и поддержаны в Письме ФНС России от 21.09.2011 N СА-4-7/15431.
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 24.04.2012 N 16551/11 сделал вывод, что налогоплательщик, который самостоятельно перечислил денежные средства в счет уплаты налога, доначисленного решением налогового органа, будучи не согласным с этим решением и обжалуя его в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате налога.
Тот факт, что организация самостоятельно перечислила доначисленные налоговым органом суммы налогов на основании решения налогового органа, но до направления ей требования об уплате сумм доначисленных налоговых платежей, не влияет на принудительный характер платежа.
Следовательно, признание решения налогового органа недействительным является основанием для начисления процентов на основании статьи 79 НК РФ в отношении сумм налогов, уплаченных налогоплательщиками самостоятельно во исполнение указанного решения.
Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Уральского округа от 05.03.2012 N Ф09-845/12, ФАС Московского округа от 16.02.2012 N А40-54626/11-99-247, ФАС Северо-Западного округа от 09.09.2008 N А05-992/2008.
Следует обратить внимание, что нормы статьи 79 НК РФ не предусматривают зачета излишне взысканных сумм в счет будущих платежей.
Порядок возврата излишне уплаченных налогов
- Составление заявления о возврате излишне уплаченного налога. Налогоплательщику сразу за погашением неоплаченного до этого остатка (в случае необходимости уплаты денег) следует изложить в письменном виде заявление о возврате излишне уплаченного налога.
- Подача заявления. В случае, если налогоплательщике в определенный временной период был извещен о том, что он должен произвести оплату в качестве налога, то он имеет возможность подачи в соответствующий орган заявления в любой день предстоящего месяца. Такой же расклад уместен и в случае определенного решения суда, вступившего в силу в конкретный день.
- Решение ИФНС. После того как конкретный гражданин предъявил заявление о возврате суммы излишне уплаченного взысканного налога налоговому органу следует распорядиться о переводе на счет налогоплательщика определенного количества денег в срок, равный одному месяцу. Также можно одновременно заняться налоговой реструктуризацией, которая поможет в получении дополнительных средств в оборот.
Три года на обращение в ИФНС
Порядок возврата излишне взысканного налога установлен ст. 79 НК РФ. В пункте 9 этой статьи определено, что правила, установленные ею, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафа и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков. Поэтому в дальнейшем будем говорить о возврате налога, но подразумевать под этим и возврат излишне взысканных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.
До сих пор в п. 3 ст. 79 НК РФ было установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган всего лишь в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. В связи со столь недолгим периодом для реализации данной возможности налогоплательщикам очень часто приходилось обращаться за возвратом названных переплат в суд, поскольку исковое заявление в суд можно подать в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Отметим, что согласно п. 7 ст. 78 НК РФ для возврата излишне уплаченных налогов отводится гораздо больший срок, равный трем годам. Для возврата излишне взысканных налогов налогоплательщикам обращаться в суд тоже не придется (если, конечно, не возникнет спора с налоговиками). Разрешено в течение тех же трех лет, считая со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, обращаться с заявлением о возврате именно в налоговый орган.
Но теперь в п. 3 ст. 79 НК РФ ничего не говорится о возможности обращения в суд по указанному поводу. Что это меняет?
Обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок (п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Как указали судьи, в противоположность такому порядку за возвратом излишне взысканных налогов налогоплательщик может обратиться в суд просто по факту того, что он узнал о наличии соответствующей переплаты, то есть без предварительного обращения в налоговую инспекцию с заявлением об этом.
В Определении ВС РФ от 11.08.2016 № 309‑КГ16‑5644 по делу № А76-8183/2015 по названному поводу отмечено, что налогоплательщику (плательщику сборов) в случае излишнего взыскания с него сумм налогов, сборов, пошлины предоставлено право выбора способа защиты своего нарушенного права: как путем обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением, так и посредством обращения в суд с имущественным требованием. Таково было решение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
Но, повторим, теперь в п. 3 ст. 79 НК РФ нет упоминания о возможности обращения налогоплательщика в суд о возврате излишне взысканного налога, то есть в точности так же, как и в отношении излишне уплаченного налога в п. 7 ст. 78 НК РФ. Разумеется, это не значит, что налогоплательщик лишен данной возможности, но, очевидно, теперь он в обоих случаях сможет ее реализовать, только предварительно соблюдя досудебный порядок этой процедуры и получив от налоговиков отказ в возврате.
Можно и проценты взыскать
Важно то, что в неизменном виде сохранится положение, согласно которому, если установлен факт излишнего взыскания налога, на основании указанного заявления налоговый орган принимает решение о возврате не только суммы излишне взысканного налога, но и сумм начисленных в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 79 НК РФ, процентов.
Согласно обозначенной норме сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Возврат денежных средств организации с упрощенной налоговой системой
ООО, применяющее в собственной деятельности упрощенную систему налогообложения, по закону должно получать разницу между суммой единого налога и уплаченной стоимостью патента. Однако возвращать такую разницу сообществу государственная налоговая инстанция отказалась. Данное решение было обжаловано в суде, а ППВС РФ стало придерживаться другой позиции. Согласно Пленуму, применение УСН субъектами малого предпринимательства предусматривает возврат из бюджета разницы между уплатой совокупности платежей, сборов и оплатой единого налога.
В соответствии с этим, организации производят выплаты по годовому патенту каждый квартал, распределяя платежи, которые установлены госорганами. После этого производится перерасчет единого налога и зачет уплаченного патента.
Таким образом, излишне уплаченная стоимость патента подлежит возврату плательщику либо зачету (при наличии налоговых обязательств).
При подаче заявления о возврате излишне уплаченного в налоговую службу или суд следует обратить внимание на законы, регламентирующие данную финансовую операцию. Несмотря на защиту прав плательщиков, есть вероятность отказа в рассмотрении заявления со стороны госорганов. Так, неправильная формулировка предмета иска может послужить преградой при защите собственных прав в судебном порядке, а преждевременная подача заявления в суд влечет отказ в рассмотрении дела. Поэтому, прежде чем обращаться к государственным властям за помощью, следует тщательно изучить нормативные документы и придерживаться правил.
Как осуществляется возврат переплаченного налога?
После получения информации о наличии переплаты налога естественным желанием каждого налогоплательщика является возврат своих средств. Что нужно для того, чтобы вернуть излишки налога? В первую очередь, необходимо подать заявление.
Благодаря появлению соответствующей услуги в кабинете налогоплательщика теперь возвращать переплату налога можно не только при помощи личного обращения в инспекцию, но и онлайн. При наличии переплаты в разделе «Переплата/задолженность» в личном кабинете вы увидите находящиеся рядом с переплаченным налогом «Заявление о зачете» и «Заявление о возврате».
Нужно обратить внимание, что в случае переплаты (после погашения задолженности) можно не только вернуть свои деньги, но и выполнить зачет средств в счет уплаты других налогов. Зачет, как правило, имеет смысл в том случае, если у вас остались неоплаченные налоги.
Возвращаем излишне взысканную налоговиками сумму налога — Статьи — Консалтинговая группа «Аюдар»
Организация уплатила налог по выставленному инспекцией требованию. Позднее решение о привлечении к налоговой ответственности, вынесенное контролерами по результатам проверки, на основании которого выставлено требование, было признано незаконным.
Как квалифицировать данную сумму налога: как излишне уплаченную или как излишне взысканную? На практике подобный вопрос представляется важным по причине того, что в последнем случае перечисленные в бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщику с начисленными на них процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ).
Сумма же излишне уплаченного налога в силу п. 6 ст.
78 НК РФ подлежит возврату налогоплательщику без процентов, кроме случая возврата суммы налога с нарушением установленного срока: тогда на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в срок, налоговым органом начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78).
Как в связи с вышесказанным отличить сумму излишне уплаченного налога от излишне взысканной? Как вернуть из бюджета последнюю? Каков механизм начисления процентов? За какой период их должны начислить налоговики? Ответы на эти и другие вопросы – в предложенном материале.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Названному праву корреспондирует обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет соответствующих сумм в установленном поименованным кодексом порядке (пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Излишне уплаченной или взысканной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (Постановление АС СКО от 07.12.2016 № Ф08-9153/2016 по делу № А32-44212/2014).