Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы ликвидаторам 1988 года в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.
Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
-
Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
-
Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
Трудовые права чернобыльцев защищаются ТК РФ в усиленном режиме, а именно – они пользуются следующими трудовыми льготами:
- Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
- Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
- У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
- Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
- В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
- Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.
* — доплата производится за счет работодателя до полного восстановления трудоспособности или получения группы инвалидности.
- Люди, ставшие жертвами лучевой болезни из-за взрыва на Чернобыльской АЭС. Сюда входят как простые граждане, так и ликвидаторы, непосредственно устранявшие последствия аварии.
- Граждане, получившие инвалидность из-за последствий облучения. К этой категории также относятся гражданские лица, военнослужащие, военнообязанные, сотрудники ОВД и пожарных служб работавшие в зоне отчуждения. К ним приравниваются люди, ставшие донорами костного мозга для больных лучевой болезнью. Время трансплантации и время установления инвалидности во внимание не принимаются.
- Предоставляются льготы чернобыльцам добровольно выехавшим из зоны отселения.
- Граждане, занимавшие вывозом людей, материальных ценностей и скота непосредственно из зоны катастрофы. В эту категорию вместе с военнослужащими вошли и медики.
- Те, кто выехал из зоны отчуждения из-за аварии. Дети эвакуированных, которые в тот момент были ещё эмбрионами, также являются льготниками.
- На социальную помощь имеют право жители и работники территории с правом отселения.
- Жители 4 области (имеющей льготный статус).
- Люди, проживавшие и работавшие в зоне отселения.
- Мигранты из области с правом отселения.
Льготы по НДФЛ участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
Статьей 13 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены категории граждан, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. В частности, к данной категории отнесены граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986 — 1987, 1988 — 1990 гг., принимавшие участие в 1988 — 1990 гг. в работах по объекту «Укрытие».
— лиц, принимавших в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных)
Льготы ликвидаторам ЧАЭС
Закон от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», регламентируя право на преференции, констатирует, что данными привилегиями наделены дети первого и следующих поколений участников-ликвидаторов аварии на АЭС. Прямые потомки чернобыльцев обеспечиваются жильем во внеочередном порядке, в случае нуждаемости. При существующей очередности в ДОУ есть возможность оформить ребенка в учреждение вне очередности. На эту льготу вправе рассчитывать и внуки. Привилегию на половинную компенсацию оплаты ЖКУ дети сохраняют. Ближайшая родня чернобыльцев не может быть уволена при уменьшении штатной численности по месту работы. На работе этим льготным категориям положен добавочный отдых до 14 дней, который оплачивается работодателем.
Вдовы чернобыльцев и иные родственники, проживающие с ними, имеют право на оплату половины площади в государственных домах и в приватизированных квартирах. Одновременно с этим им полагается 50% оплаты коммунальных услуг или цены на топливо.
Льготы ликвидаторам чаэс России
Павлов же никого обманывать не стал: «Ребята похитрее давно оформили группу. Но надо в больнице поваляться месяца три. А семья на что жить будет?» Ликвидатор работает шофером на стройке и является единственным кормильцем. Жена Татьяна не работает из-за болезни и с трудом ходит по квартире. Но официально тоже не инвалид. «Мы законов всех не знаем, а нам никто не говорит. Я ходила к знакомой в суд, а она сказала, что надо было раньше судиться», – рассказывает Татьяна.
Когда чиновники перевели всех ликвидаторов на фиксированные выплаты, чернобыльцы не согласились и стали судиться. Вначале – индивидуально. Теперь Союз «Чернобыль» подал иск в Конституционный суд, чтобы всем ликвидаторам платили, исходя из их чернобыльской зарплаты. Еще в иске требуют, чтобы вдовам чернобыльцев платили половину этой большой отсуженной суммы, а не маленькой фиксированной. Действующий же с 2001 года порядок выплат чернобыльцы хотят признать неконституционным, потому что он ухудшил их положение, а Конституция запрещает принимать законы, ухудшающие положение граждан.
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Размеры пенсий для инвалидов-ликвидаторов будут установлены с учетом нескольких факторов, включая стаж работы на опасных объектах, уровень инвалидности и другие социальные условия. Государство стремится обеспечить достаточный уровень жизни для этих людей, учитывая их трудности и заслуги перед страной.
Условия получения пенсии для инвалидов-ликвидаторов несколько отличаются от общих правил: они могут получать пенсию вне зависимости от возраста, если у них есть установленная степень инвалидности, связанная с последствиями аварии на ЧАЭС. Также, они могут иметь право на дополнительные льготы и компенсации.
Государственная программа социальной поддержки инвалидов-ликвидаторов ЧАЭС продолжает развиваться и совершенствоваться с каждым годом, чтобы обеспечить достойные условия жизни этой категории граждан и признать их вклад в общее благо.
Степень инвалидности | Пенсионный коэффициент |
---|---|
I группа | 2,0 |
II группа | 1,8 |
III группа | 1,5 |
Пенсионный коэффициент является множителем, который умножается на размер базовой пенсии, получаемой лицами, не имеющими инвалидности в результате аварии на ЧАЭС. Таким образом, инвалиды-ликвидаторы получают пенсию, превышающую базовый размер, чтобы компенсировать их особые потребности и затраты, связанные с последствиями аварии.
— дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемых в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании стоимостью 400 руб. (с учётом индексации с 01.04.2021г.- 570 руб.);
Медицинские и лекарственные услуги гарантируются в объёме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации по предъявлению страхового медицинского полиса.
Льготы ликвидаторам ЧАЭС, льготы и выплаты (ЕДВ) Чернобыльцам в 2022 году
В ТОО работает специалист, который в 1988 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Работником представлено заявление на предоставление льготы при исчислении ИПН на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса и приложена копия документа — «Удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1988 г.». Льготы и социальная защита участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, предусмотрены Законом РК от 28.04.1995 г. № 2247. К лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны, согласно статье 6 Закона, отнесены лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах. К другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, в соответствии со статьей 9 Закона отнесены лица из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах. Льготы и гарантии, предоставляемые участникам войны, определены статьей 11 Закона, в т. ч. в пункте 34 статьи 11 предусмотрено льготное налогообложение в соответствии с действующим законодательством. Льготы и гарантии, предоставляемые лицам, приравненным по льготам и гарантиям к участникам войны, установлены статьей 14 Закона. При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона, на них распространяется действие пункта 34 статьи 11 — льготное налогообложение. Льготы и гарантии, предоставляемые другим категориям лиц, приравненных по льготам и гарантиям к участникам войны, предусмотрены статьей 16 Закона. Согласно пункту 3 статьи 16 Закона лицам из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах предоставляются льготы и гарантии в соответствии с пунктами 9, 18, 23 статьи 11 Закона. Таким образом, льгота, предусмотренная пунктом 34 статьи 11 Закона (льготное налогообложение), не предоставляется участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах. На основании рассмотренных положений Закона РК «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним» применить подпункт 13 пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса об освобождении от обложения индивидуальным подоходным налогом годового дохода в пределах 55-кратного МРЗП, действующей в текущем финансовом году, могут только участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 — 1987 годах, при этом участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 — 1989 годах право на льготное налогообложение их доходов не имеют. Так ли это?
Люди, получившие статус инвалида после аварии на Чернобыльской АЭС, имеют право на социальные выплаты. Данные выплаты предназначены для помощи в повседневной жизни и обеспечения необходимых условий для дальнейшего восстановления здоровья.
Социальные выплаты при инвалидности включают:
- Единовременное пособие — выплачивается инвалидам I, II или III группы с диагнозом, связанным с последствиями аварии.
- Пенсия по утрате трудоспособности — назначается инвалидам I или II группы на постоянной основе, если они утратили свою трудоспособность в результате аварии.
- Служебное жилье — предоставляется инвалидам I и II группы, если у них возникли проблемы с проживанием.
- Лекарственные препараты и медицинские изделия — инвалиды получают льготы на приобретение необходимых для их здоровья лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
- Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
- Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
В этой ситуации наиболее пострадавшая сторона, это члены семьи чернобыльцев и в основном вдовы. Против них дружным фронтом выступают законодатели, правоприменители, судебная власть, а также толкователи всех мастей и рангов. При этом приводится аргумент, что чернобыльским законом вдовы, как из рога изобилия засыпаны различными преференциями и льготами, в связи, с чем им и не стоит, и даже стыдно претендовать на такую мелочь, как выплату ежемесячной денежной суммы по потере кормильца, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Еще Минздравмедпром, в свое время, вопреки официальной точке зрения, вынужден был признать факт высокой смертности участников ликвидации аварии на ЧАЭС. Из Приказа Минздравмедпрома РФ от 19.04.1995 N 103: «…показатель смертности среди «ликвидаторов» в возрасте 35 — 45 лет превышает аналогичный показатель смертности мужчин этого возраста в целом по России»
Если гражданин не имел инвалидности, но его смерть была связана с ликвидацией аварии на ЧАЭС, для вдовы, как правило, ВС РФ применяет норму — часть четвертую статьи 14 закона от 15 мая 1991 года N 1244-1. Возможно применение ч. 2 ст. 2 закона 12.02.2001 N 5-ФЗ, но правоприменители и многие суды (особенно ВС РФ) это не признают. При этом смерть гражданина должна быть связана с работами по ликвидации аварии на ЧАЭС.
На практике возникают трудности с применением ч. 2 ст. 2 закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ. Согласно судебной практике последнего десятилетия, суды в большинстве случаев отказывают в назначении вдовам 50 % от выплат в возмещение вреда здоровью, которые получал инвалид при жизни. Назначают только 50 % от твердой фиксированной суммы в зависимости от группы инвалидности и независимо от размера ВВЗ, которое получал умерший. Незначительное количество положительных решений региональных судов отменяется Верховным судом.
То есть, закладывая дополнительные средства в Федеральном законе «О федеральном бюджете на (все равно, какой год)», необходимо также предусмотреть естественную (хорошо, если только естественную) убыль получателей мер социальной поддержки. Интересно, в какой статье данного закона это может быть отражено.
В первую очередь, необходимо продолжить мониторинг и анализ состояния здоровья ликвидаторов и проводить регулярные проверки на профессиональные заболевания. Также нужно обеспечить доступ к качественной медицинской помощи и реабилитации для всех пострадавших, включая пенсионеров. Важно создать комфортные условия для труда и отдыха ликвидаторов и предоставить им доступ к социальным и культурным мероприятиям.
Однако, главную роль в обеспечении социальной защиты ликвидаторов должно играть государство. Оно должно создать законодательные и финансовые основы для поддержки и компенсации ликвидаторов и их семей. Государство должно также обеспечивать повышение престижа ликвидаторской профессии и продвигать идею о необходимости сохранения исторической памяти о трагических событиях 1986 года.
Порядок назначения выплат:
Порядок назначения выплат вдовам чернобыльцев в 2024 году определяется на основе следующих критериев:
Критерий | Условия |
---|---|
Статус умершего супруга | Выплата доступна только вдовам умерших чернобыльцев. |
Доходы вдовы | Выплата осуществляется, если доходы вдовы не превышают установленный лимит. |
Возраст вдовы | Выплата осуществляется вдовам, достигшим определенного возраста (например, 50 лет). |
Продолжительность брака | Выплата учитывает продолжительность брака вдовы с умершим чернобыльцем. |