Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать если прокурор подал в суд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возможность подать жалобу на прокуратуру в Российской Федерации предусмотрена законодательством. Граждане имеют право обратиться в суд с жалобой на действия или бездействие прокуроров, которые нарушают их права или обязанности.
Участие прокурора в гражданском процессе
К лицам, участвующим в деле, ГПК РФ относит и прокурора. Статья 45 ГПК РФ предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Однако права прокурора обращаться в суд в защиту граждан весьма ограниченны. Такое заявление может быть подано только в том случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Прокурор всегда выступает в гражданском процессе как самостоятельный его участник. Он является представителем государства и защищает публичные интересы, чтобы законы страны соблюдались всеми. Прокурор не может быть стороной в процессе, так как не имеет в деле материально-правовую заинтересованность и на него не распространяется сила судебного решения; к нему не может быть предъявлен встречный иск. Прокурор также не может быть и судебным представителем стороны или третьего лица. Представитель всегда выступает в защиту интересов представляемого, а прокурор, даже если он предъявляет иск в порядке ст. 45 ГПК РФ, выступает в защиту интересов закона и совершенно не зависим от того лица, в интересах которого подает заявление.
Таким образом, прокурор участвует в гражданском судопроизводстве в двух формах: когда он начинает процесс и когда вступает в процесс, уже начатый другими лицами.
В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ не названы материально-правовые отношения, по которым прокурор может подать заявление в суд, а указываются лишь лица, в защиту прав которых может выступать прокурор. Такая формулировка процессуального закона открывает довольно широкий простор для прокурорского усмотрения.
Тем не менее, в ряде других законов и в самом ГПК РФ есть конкретные случаи, когда прокурору предоставлено право обращаться в суд исходя из особенностей материально-правовых отношений.
Обязанности прокуроров в РФ
Теперь поговорим об основных обязанностях прокурора. Ст. 27 ФЗ «О прокуратуре» устанавливает, что при осуществлении возложенных на него функций каждый прокурор обязан:
- Рассматривать заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
- Проверять полученные заявления и жалобы;
- Принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина;
- Привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон;
- Предъявлять и поддерживать в суде иск в интересах пострадавшего (если пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы).
Кроме того, прокуроры вправе использовать полномочия, предусмотренные ст. 22 ФЗ «О прокуратуре»:
- Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
- Вносить представления об устранении нарушений закона;
- Требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности.
Сколько времени суд рассматривает уголовное дело?
В какой срок передаются материалы в суд — Здесь стоит рассмотреть несколько различных аспектов данного вопроса. Во-первых, если мы говорим обо всем уголовном деле, то материалы в суд могут передаваться достаточно долго. Например, если мы рассматриваем дело с момента возбуждения уголовного дела, то тут дело до суда может дойти как через месяц, так и несколько лет.
- С другой стороны, если дело является сложным, например, лицо подозревается в десятке эпизодов кражи, мошенничества, подделке документов и т.д. Тут дело будет расследоваться достаточно долго, так как необходимо собрать доказательства и материалы для суда. В конечном итоге, такой процесс может затянуться на несколько лет. Стоит учитывать, что практике известны случаи, когда расследование шло чуть ли не десятилетие.
- Во-вторых, стоит поговорить о том, что если расследование уже было проведено, в какой срок материалы дойдут до суда? Если расследование закончено и выполнены все процедуры (было ознакомление участников, соблюдены иные процедуры), то материалы передаются прокурору. Прокурор по общему правилу рассматривает уголовное дело в течение 10 дней (статья 221 Уголовного процессуального кодекса), а в исключительных случаях 30 дней. За это время он принимает решение вернуть дело обратно, если в нем есть нарушения, либо передать материалы в суд.
- Таким образом, если прокурор принимает решение о передаче материалов в суд, то как мы видим с момента поступления уголовного дела к прокурору до передачи их в суд проходит до 10 дней, а если это особый случай, то до 30 дней.
- После рассмотрения дела прокурором дело сразу в суд.
Когда можно обратиться к вышестоящему начальству
Если прокурор, рассматривающий дело, бездействует или принимает решения, которые дают основания полагать, что будет нанесен ущерб гарантированным правам заявителя, то у последнего есть право на обращение в вышестоящие инстанции.
Фактически обратиться за помощью для восстановления справедливости разрешается в любой ситуации. Это может быть невыполнение прокурором своих непосредственных обязанностей или нарушение прав гражданина, заключенного под стражу. При этом обращение не является основанием для отказа в защите прав в судебном порядке.
Любой заявитель должен помнить, что обжаловать действия или бездействие прокурора можно только в том случае, если есть абсолютная уверенность в своей правоте. Следует помнить, что ст. 306 УК предусматривает ответственность за ложный донос.
Памятка для обращающихся в органы прокуратуры
Как правильно написать и подать жалобу в прокуратуру?
Люди возлагают на государственные органы большие надежды и доверяют им решение сложных проблем. Диалог, как правило, ведётся в письменной форме, граждане и юридические лица направляют для рассмотрения чиновникам свои обращения.
Бытует мнение, что пускаться «по инстанциям» — бессмысленно, поскольку должностные лица относятся к обязанностям дежурно и без должного внимания, но это не так. Порой само обращение написано таким образом, что оставляет больше вопросов, чем ответов.
Как увеличить шансы на успех и привлечь внимание к своей проблеме?
Письменная форма коммуникации регламентирована законом «Об обращениях граждан и юридических лиц», принятым Палатой представителей Республики Беларусь 24.06.2011. Однако закон – это лишь руководство к действию, предусмотреть в его тексте все нюансы и тонкости невозможно.
Прокуратура также рассматривает жалобы и обращения в рамках уголовного, гражданского, административного законодательства и других видов права, и процедура, сроки разрешения заявления порой отличается от вышеуказанного Закона.
Мы хотим рассказать Вам несколько правил, которые помогут написать грамотное обращение, повысив вероятность его успешного рассмотрения.
Какое решение обжалуется?
Начать изложение проблемы следует грамотно, рассказав, с чем именно Вы не согласны. К примеру, у гражданина П. его знакомый Д. одолжил 300 долларов США, но в установленный срок деньги не вернул. В добровольном порядке исполнить свои обязательства отказался.
От встреч и телефонных разговоров уклоняется. Если гражданин П. обращался в милицию, и ему было отказано в возбуждении уголовного дела – жалоба подаётся в рамках уголовно-процессуального права.
Если же он подавал заявление в суд, но решение было вынесено не в его пользу – в рамках гражданско-процессуального законодательства.
Компетенция прокуратуры очень широка: надзорный орган рассматривает жалобы на действия и решения органов внутренних дел (в том числе милиции и ГАИ), судебные решения, решения Следственного комитета Республики Беларусь и многое другое. И всё же, перед подачей обращения будет нелишним уточнить, в чьей компетенции находится тот или иной вопрос.
Основная масса жалоб рассматривается безвозмездно, но для отдельной категории заявлений предусмотрено взимание госпошлины. Это касается постановлений по делам об административных правонарушениях.
Размер пошлины зависит от суммы штрафа, наложенного на лицо, в отношении которого ведётся административный процесс.
Даже если орган вынес решение о прекращении дела об административном правонарушении, госпошлина всё равно взимается – в размере одной базовой величины.
Почему данное решение является незаконным?
Закон не обязывает заявителя указывать основания для отмены решения, однако данное действие выглядит логичным и грамотным.
Если речь идёт о постановлениях районных УВД об отказе в возбуждении уголовного дела или прекращении проверки, необходимо указать доводы, которые не были исследованы в ходе проведения проверки.
Возвращаясь к вышеуказанному примеру, где гражданин П. имел несчастье одолжить денежные средства своему знакомому Д., можно указать следующие нюансы.
Так, органы внутренних дел в ходе первичной проверки могли не установить местонахождение лица, на которое жалуется заявитель, и попросту не опросить его по обстоятельствам проверки. Возможно, гражданин Д выманивал денежные средства под обещание выплаты больших процентов, и в кредиторах у него несколько сотен человек.
Если мы говорим о судебных решениях, то основаниями к их отмене могут быть любые нарушения процессуального законодательства (не допрошены все свидетели, стороны не уведомлены о проведении заседания и т.д.). Таким образом, в обращении нужно указать, почему решение, на Ваш взгляд, является неправильным. Ссылаться на конкретные правовые нормы необязательно, однако это будет желательным.
Обращались ли Вы с этой проблемой ранее?
Чтобы повысить эффективность рассмотрения обращений, нужно указать информацию о том, рассматривались ли аналогичные жалобы в других государственных органах.
Желательно приобщить к своему заявлению копии ответов, полученных ранее (данное требование приводит и закон «Об обращениях граждан и юридических лиц»). Это упростит понимание сути жалобы, а также поможет наметить пути к её оптимальному рассмотрению.
Так, если Вы обращаетесь в прокуратуру города Минска с заявлением о несогласии с решением районного прокурора, то необходимо приобщить копию последнего ответа, полученного из районной прокуратуры.
- Обязательные реквизиты обращения.
- Направляя жалобу в прокуратуру или другой государственный орган, обязательно укажите следующие данные:
- — Наименование органа, в который подаётся обращение.
- — Ваши полные анкетные данные или реквизиты лица, которое направляет жалобу (фамилия, имя и отчество – для физических лиц; полное название организации, должность заявителя и основания подачи – для юридических лиц).
- — Личная подпись (для юридических лиц – заверенная печатью).
- — Адрес места жительства, на который заявитель желает получить ответ.
Желательно также указать дату обращения, а также свои контактные телефоны. Возможно, должностное лицо, разрешающее жалобу по существу, захочет связаться с Вами и уточнить те или иные детали, вызвать для опроса в письменной форме. Отсутствие подписи гражданина, печати юридического лица, может повлечь отказ от рассмотрения обращения.
Распространенные причины
Чаще всего встречаются жалобы вышестоящему прокурору на бездействие прокурора. Под этим подразумевается, что должностное лицо затягивает предусмотренные законодательством сроки и не выполняет действия, которые необходимо осуществить, согласно требованиям нормативных актов. При этом нет никаких явных причин для отсрочки.
Вторая распространенная причина – необоснованный отказ в приеме жалобы. Для такого действия должны иметься основания со ссылками на статьи законов.
Третья причина – нарушение прав. При обращении в прокуратуру каждый заявитель рассчитывает на практические результаты. Человек предполагает, что нарушители будут привлечены к ответственности. Но если этого не последовало, то придется обжаловать действия прокурора. В эту категорию можно включить халатное отношение к служебным обязанностям, коррумпированность, вымогательство.
Жалоба на ответ прокуратуры вышестоящему прокурору, образец которой представлен ниже, должна быть рассмотрена в срок не более 30 дней. Это предусмотрено требованиями ст. 5 Приказа Генеральной прокуратуры от 30.01.2013 года. Такой порядок касается всех обращений граждан (не только жалоб на ответ прокурора).
Отсчет времени, предусмотренный инструкцией, начинается с момента регистрации обращения. Если не требуется дополнительная проверка информации, изложенной в жалобе, срок рассмотрения сокращается в 2 раза и составляет 15 дней.
Инструкцией также предусмотрены сокращенные сроки, если дело требует неотлагательной реакции вышестоящего органа. В этом случае ответ должен быть подготовлен и направлен в адрес заявителя в срок от 3 до 10 дней. Если человек ошибается и направляет обращение не по адресу, то такой документ не возвращается, а перенаправляется нужному получателю. Это органы прокуратуры должны сделать в течение 7 дней с момента получения жалобы.
В сложных ситуациях, когда требуется дополнительная проверка или уточнение фактов, срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
Куда и когда обращаться
Так как прокуратура – служба весьма влиятельная и изолированная от общего госаппарата, жаловаться на неё не так уж и просто. Существует всего два места, куда вы можете пожаловаться на прокуратуру при бездействии и нарушении ваших прав:
- Вышестоящее руководство;
- Различные судебные инстанции.
При этом для жалобы должны быть веские основания. В число причин для подачи заявления с жалобой можно отнести:
- Неподобающее общение сотрудника: хамство, угрозы, оскорбления;
- Необоснованный отказ принять ваше заявление с жалобой на нарушение прав;
- Бездействие при рассмотрении жалобы, умышленное неисполнение обязанностей;
- Отказ рассматривать важные материалы дела или показания свидетелей;
- Отказ заводить дело и передавать материалы в вышестоящие службы при необходимости;
- Распространение персональных данных участников дела;
- Нарушение гражданских прав участников дела с помощью имеющихся служебных полномочий;
- Использование служебных полномочий для получения личной выгоды;
- Получение или передача взяток.
Куда жаловаться на районную прокуратуру
Самая первая ступень, которая рассматривает нарушения гражданских прав – районная прокуратура. Именно в неё поступают жалобы от граждан, и именно с неё начинается большинство дел. Так же именно районная прокуратура наиболее часто выступает в качестве нарушителя прав граждан. Но при этом и пожаловаться на неё достаточно просто.
Для того, чтобы подать заявление с жалобой, нужно обратиться в отделение и найти уполномоченного представителя, ответственного за прием обращений. Так же в большинстве отделений есть специальные ящики и стенды, которые позволяют оставить жалобу не прибегая к помощи сотрудника.
Для того, чтобы пожаловаться на районную прокуратуру, нужно написать заявление на имя её руководителя. В заявлении нужно отметить, какой именно сотрудник, ведущий ваше дело, нарушил ваши права, и как именно он это сделал. Как правило, такой жалобы порой достаточно для того, чтобы привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности.
Но что делать в том случае, если само руководство районной прокуратуры нарушило ваши права или же отказалось рассматривать жалобу на её сотрудника, тем самым прикрыв его от последствий его правонарушения? В этом случае есть два варианта – можно либо пожаловаться в прокуратуру вашего города, либо подать исковое заявление в суд.
Выше мы не раз упоминали о том, что спор с прокуратурой можно уладить в суде. Эта практика применяется в двух случаях: если руководство прокуратуры отказывается с вами сотрудничать и если нарушения со стороны прокуратуры наносят вам какой – либо ущерб, который вы хотите компенсировать.
Исковое заявление в суд в целом очень сильно похоже на жалобу в прокуратуру. В нём так же три части, которые содержат следующие данные:
- Заголовок. Содержит данные по суду, принимающему дело, информацию по истцу (заявителю) и ответчику (сотруднику прокуратуры, нарушившему ваши права);
- Информационная часть. Аналогична той, что прописывается в жалобе в прокуратуру – содержит информацию о нарушении, с которым вы обратились, подробное описание возникших проблем с сотрудниками прокуратуры, описание ваших требований;
- Заключение. Включает в себя перечень приложенных к иску материалов дела, подпись истца и дату передачи иска в суд.
Бездействует следователь — обращайтесь в суд
Уголовно-процессуальный кодекс РФ посвящает стадии проверки сообщения о преступлении катастрофически мало текста – всего несколько статей (ст.ст. 140-145 УПК РФ). Большая часть регулирования осуществляется подзаконными инструкциями и приказами МВД, Прокуратуры и Следственного комитета. Отсюда произрастает самое распространенное заблуждение в том, что проверкой поступившего заявления о преступлении занимается следователь. Действительно, сообщения об особо опасных преступлениях отправляются в разработку напрямую к следователю. В то же время большинство обращений граждан и организаций направляется для проверки в оперативно-розыскной отдел, обслуживающий район предполагаемого места происшествия.
Помощь адвокатов из INTELLECT: подготовка, подача и сопровождение заявления о возбуждении уголовного дела, преодоление отказа в возбуждении уголовного дела. Подробная информация по ссылке.
Оперативный сотрудник (участковый или оперативник специального отдела) проводит проверку указанных в заявлении фактов, осуществляя оперативные мероприятия: опрос лиц, осмотр места происшествия и т.п. По истечении установленного законом срока на проверку (3 дня как общее правило либо 10 дней для более сложных случаев), оперативный сотрудник представляет собранные им данные вместе с первоначальным заявлением пострадавшего (материал проверки) следователю. Последний, изучив собранные материалы, принимает решение: либо возбудить уголовное дело, либо отправить его обратно оперативнику на доработку или попросту потому, что не видит состава преступления.
Во втором случае именно оперативник выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, хотя фактически данный вопрос решается следствием. В связи с этим, обжалуя подобный отказ, необходимо понимать, что, по сути, решение было принято не самовольно оперативным сотрудником (который лишь проводит проверочные мероприятия), а стоящим над ним следствием.
Далее отказ в возбуждении уголовного дела направляется оперативным сотрудником в прокуратуру для проверки на обоснованность. Если следствием были выявлены недостатки в проведенной работе оперативника и материал был возвращен ему на доработку, однако сроки на проведение проверки истекли, то он также ходатайствует перед прокуратурой об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и просит возвратить ему материал на доработку, продлив срок проведения проверки. Если же следствие не установило наличия в установленных фактах состава преступления, то такое ходатайство не составляется.
Прокурор вправе отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или признать его законным. В большинстве случаев прокуратура отменяет такие постановления, если они были вынесены в первый раз по отдельному материалу проверки. Зачастую материал начинает «вечное хождение» между оперативным сотрудником, следствием и прокуратурой, которые только выносят постоянно отменяемые постановления. Как не допустить подобного замкнутого бюрократического круга? И если он уже есть, как разорвать его?
Отмена очередного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не поможет прекратить бесконечный обмен материалом проверки между правоохранительными органами. Нужно не только добиться отмены, но и привлечь внимание к проблеме.
В этом направлении может помочь запись на личный прием к прокурору, где можно обратить более пристальное внимание надзорного органа на сложившуюся проблему. Также будет полезным записаться и изложить факты на приеме у начальства Управления МВД по городу или области:
- Порядок записи и даты приемных дней публикуются на сайтах соответствующих прокуратур и органов МВД или предоставляются по справочным телефонам.
- Явиться на прием необходимо с уже подготовленным письменным обращением: так будет легче обстоятельно рассказать о проблеме, а на сданный письменный экземпляр чиновнику будет легче ответить качественно и по делу.
- Если существуют еще пострадавшие от аналогичных действий, необходимо постараться объединиться, записавшись и явившись на прием вместе (либо делегацией, если пострадавших больше пяти, – как, например, при мошенничествах в сфере строительства).
Порядок подачи и рассмотрения таких обращений регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан». Согласно ст. 12 указанного закона, должностное лицо, которому подано обращение, обязано ответить на него в течение 30 дней.
Подобный подход позволит привлечь внимание начальствующего состава к бездействию сотрудников правоохранительных органов и увеличит эффективность проводимых проверочных мероприятий вплоть до возбуждения уголовного дела: ведь правоохранители будут знать, что любое необоснованное желание «спустить все на тормозах» будет обнаружено и доведено до непосредственного руководства и далее.
Важно: при обжаловании действий правоохранительных органов или подаче письменных обращений стоит учитывать принцип иерархии рассмотрения обращений. Это означает, что вышестоящее должностное лицо не обязано ответить по существу обращения или жалобы, если до этого они не были рассмотрены нижестоящими инстанциями. Так, например, обращения в центральные аппараты Следственного комитета или МВД, а также к Генеральному Прокурору останутся без ответа по существу, если до этого заявитель не обращался к руководителям данных государственных структур на региональном уровне. В таком случае обращение просто «спустят» в соответствующий региональный орган, что только продлит сроки его рассмотрения по существу.
Более редкими являются случаи отмены вынесенного следователем постановления о возбуждении уголовного дела прокурором. Согласно ч. 4 ст. 146 УПК РФ, копия постановления о возбуждении уголовного дела направляется прокурору, который в течение суток после получения акта может его отменить. Обычно прокурор отменяет постановление о возбуждении уголовного дела в связи с нарушением процессуального порядка вынесения постановления либо специальным статусом лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело (например, депутатский, адвокатский, судейский статус).
Между тем, конкретного перечня оснований отмены прокурором постановления о возбуждении уголовного дела УПК РФ не содержит, в связи с чем бывают случаи необоснованной отмены возбужденного дела. Как и в ситуации с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела, перед пострадавшим возникает дилемма ст. 125 УПК РФ: обжаловать отмену прокурора в суд или же вышестоящему прокурору. К сожалению, необходимо помнить, что в данном случае обращение в суд невозможно, так как в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 «О практике рассмотрения жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ», не подлежат обжалованию в суд решения прокурора, принятые им на стадии досудебного производства по делу. При подаче подобной жалобы суд возвратит ее, не принимая к производству.
Таким образом, единственным законным способом обжалования подобного решения прокуратуры является подача жалобы в порядке подчиненности: если постановление было вынесено заместителем прокурора – прокурору, если прокурором – вышестоящему прокурору.
В жалобе на постановление прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела необходимо:
- указать на обстоятельства, в соответствии с которыми принятое прокурором решение является необоснованным и незаконным;
- отметить, что оснований для отмены возбуждения уголовного дела не имеется, а все вопросы могут быть решены уже в рамках расследования уголовного дела;
- подчеркнуть, что принятое решение нарушает права пострадавшего, в том числе право на доступ к правосудию (ст. 46 Конституции РФ) и право на уголовно-процессуальную защиту лица, пострадавшего от преступления (ст. 6 УПК РФ).
Столкнувшись с отказом в возбуждении уголовного дела необходимо действовать и упорно защищать свои права как пострадавшего от преступления. Всецело полагаясь на возможности полиции и следователей, помните: чем больше у правоохранительных органов первоначальной информации от пострадавшего, тем меньше риск отказа в возбуждении уголовного дела. Поэтому вместе с заявлением о преступлении в полицию могут быть сданы дополнительные материалы (таблицы предполагаемых подозреваемых с контактными телефонами, данные личных средств аудио- и видеофиксации и т.п.). Указанные материалы можно предоставлять и на стадии обжалования постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в качестве дополнительного аргумента необходимости возбуждения дела.
Как уже было указано ранее, в ходе обжалования незаконного отказа в возбуждении уголовного дела обращение к вышестоящим должностным лицам и прокурору является более эффективным способом отмены такого решения, чем судебная жалоба. При этом необходимо использовать все возможности привлечения внимания к преступлению, дабы не допустить «бюрократического круговорота» постоянных отказов возбуждении уголовного дела и их отмен.
Хотя ФЗ о прокуратуре объединяет все виды обращений в прокуратуру граждан в одну группу, между ними есть определенные различия.
Так, согласно п. 1.9 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (далее – Инструкция о порядке рассмотрения обращений), под обращениями в прокуратуру граждан понимаются изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство.
- При этом, под заявлением понимается просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его прав либо сообщение о нарушениях закона.
- Согласно тому же пункту, жалоба в прокуратуру – это просьба гражданина о восстановлении уже нарушенных его либо прав иных лиц; ходатайство – это просьба гражданина о признании его прав, свобод и статуса.
- Также указанным пунктом выделяется и такой вид обращения, как предложение, под которым понимается рекомендация гражданина по совершенствованию законом, иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и их должностных лиц.
Наконец, различаются индивидуальные и коллективные обращения. Под индивидуальными, как это следует из самого названия, понимаются обращения, жалобы, заявления одного гражданина, под коллективными – нескольких (двух и более) граждан.
При этом, в случае, если обращение принято на собрании граждан, оно должно содержать сведения об организаторах собрания и быть подписано ими или участниками собрания.
Законом не предусмотрено какой-либо обязательной формы для заявлений в прокуратуру, однако практика показывает несколько моментов, которые желательно учитывать при их написании.
В чем важно разобраться до обращения в прокуратуру?
Направление жалоб в органы власти и их рассмотрение регулирует Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ). Он дает общие понятия, разъясняет права на обращение в госорганы и органы местного самоуправления и устанавливает порядок рассмотрения жалоб.
Но у прокуратуры, как и у других органов власти, имеется ведомственный акт – Приказ Генпрокуратуры России от 30 января 2013 г. № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» (далее – Приказ № 45). Этот документ конкретизирует требования Закона № 59-ФЗ.
Порядок рассмотрения жалоб на действия сотрудников правоохранительных органов установлен ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Что должно быть в обращении и чего там быть не должно, чтобы от него не отмахнулись?
- Четко опишите ситуацию: кто нарушил ваши права и при каких обстоятельствах. Незначительные мелочи и детали, которые не относятся к делу, не нужны. Допустим, неважно, в какой вы были одежде или как складывался жизненный путь до посягательства на ваши права.
- Укажите норму, которая была нарушена, если она вам известна. Но только это должна быть конкретная статья закона, все подряд перечислять не стоит. Бывает, человек вставляет в обращение цитаты из законов на 5, 10, а то и 20 страниц. Считаю, что это неразумно. Сотрудник прокуратуры будет читать только то, что написали вы, а не законодатель.
- Кратко изложите свои требования.
- Не забудьте указать свои Ф.И.О. и обратный адрес, хотя бы электронный. Иначе ответ не получите.
- Поставьте дату составления обращения и подпись.
- Не критикуйте работу прокуратуры. В противном случае опять же не получите ответ (ниже мы вернемся к этому вопросу).
Ваше обращение должно быть логичным и лаконичным. Лирические отступления, гневные излияния и мольбы о помощи только навредят, как и десятки ссылок на законы.
Куда подавать жалобу на прокуратуру?
Прокуратура представляет собой вертикальную систему, состоящую из Генерального прокурора, прокуроров субъектов федерации и прокуроров районов и городов. Жалобы подаются старшему прокурору или в суд.
Рассмотрим приведенную ниже таблицу, где необходимо рассматривать жалобы на прокуратуру.
Органы, рассматривающие жалобы на прокуратуру | Прокуратура в зависимости от уровня |
---|---|
Городская или районная прокуратура | Городская или районная прокуратура |
Прокуратура Российской Федерации | Городская прокуратура или районная бездействует во время расследования жалобы |
Прокуратура | Недействующий прокурор края, области, демократического или автономного округа (субъекта Российской Федерации) |
Председатель Российской Федерации | Бездействие по поручению Генерального прокурора |
Исследовательские комитеты | Конкуренция преступлений сотрудниками прокуратуры |
Суды | Ходатайство или прекращение Прокурорское бездействие в уголовном процессе |