- Коммерческое право

Юристы назвали главные опасности для бизнесменов в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Юристы назвали главные опасности для бизнесменов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для начала стоит обратить внимание на статистику оборота малых предприятий с 2008 по 2021 гг. Так, оборот малых предприятий в первом полугодии 2021 года составил 13,7 трлн руб., что на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 10% больше, чем в первой половине 2019 г.

Сравнение рынка предпринимателей в России 2020-2021 и 2022 гг.

При этом, стоит отметить, что доля малого бизнеса в совокупном обороте малых, средних и крупных предприятий составила 11,5%, что является минимумом с 2008 г. Показатели первого полугодия 2020 г. были зафиксированы на уровне 12,6%, а в 2019 г. – 13,4%. Максимальные показатели вклада малого бизнеса в суммарной выручке были зафиксированы в первом полугодии 2017 г. (показатель составил 18,2%).

Общий оборот всех предприятий в первой половине 2021 г. превысил 119 трлн руб., что на 26,5 трлн (27%) больше, нежели ранее. Показатели средних и крупных предприятий составили 3,8 и 84,7% выручки соответственно, за аналогичный период 2020 г. – 3,3 и 84,1% соответственно, в 2019 г. соотношение составило 3,4 и 83,3%.

Влияние санкций на ведение предпринимательской деятельности в новых экономических реалиях

Санкции являются чистейшим правовым документом. На данный момент территория Российской Федерации обладает двумя пакетами санкций. В сложившейся ситуации ни одна сфера деятельности не может считать себя в безопасности. Безусловно, существуют виды деятельности, на которые санкции оказали меньшее влияние, но тот удар, который мы имеем с 24 февраля, особенно сильно отразился на финансовом рынке, крупнейших банках и государственном долге.

Помимо финансового сектора Российской Федерации, значительный ущерб был нанесен и по российским бизнесменам. Были изменены нормативно-правовые акты, которые являются первичными основаниями введения санкций.

Ситуация по введению санкций коснулась не просто владельцев компаний, а топ-менеджеров. Сравнительно недавно под санкционные действия попали 10 топ-менеджеров правления банков ВТБ. Это говорит о том, что все больше и больше директоров подсанкционных компаний попадают в санкционный список.

В современных условиях наиболее простым вариантом получения государственной поддержки для малого предпринимательства в России остается вариант с Центром занятости; 58 и даже 300 тысяч рублей – не самые большие суммы, но в отдельных случаях они могут быть необходимы. Если же требуется больший стартовый капитал, то здесь все становится гораздо сложнее. Нужно смотреть федеральные программы поддержки именно для вашего вида бизнеса, на уровне регионов они есть далеко не всегда.

Рассчитывать на получение гранта на миллионы рублей можно только в том случае, если вы планируете создать бизнес в сфере инноваций. Говоря простыми словами, на открытие очередного магазина вам никто денег не даст. Здесь можно получить только налоговые льготы, гарантийные обязательства, которые помогут получить банковский кредит, да и то не всегда, не во всех регионах и не для всех видов бизнеса.

Прорывы и отставания

— Вы говорите о зависимости от импорта. В бюджете предусмотрены специальные средства на развитие импортозамещения — 1 трлн 700 млрд рублей. Подразумевается, что в первую очередь в стране должны решаться проблемы с авиастроением и электроникой. Эти траты могут дать положительный результат?

— Где-то, вероятно, смогут. Например, вместо Volkswagen производить китайские аналоги, но есть болезненный пример именно из авиастроения. У нас последний дальний магистральный гражданский самолёт был выпущен в 2011 году. Фактически надо начинать с нуля. Даже тот самолёт был ещё советской разработки с какими-то модификациями.

Читайте также:  Когда ставить зимнюю резину по закону в 2022 году?

Возьмем, например, замечательный проект Sukhoi Superjet 100. Без всякой иронии говорю. Хороший был символ международной интеграции и кооперации. В нём 40% — импортные составляющие. Тут, на самом деле, даже неважно 40% их или 3%. Если, например, у вас нет двигателя, самолёт не полетит. Неважно, какую часть его стоимости двигатель составляет: 5%, 7% или 12%. Если у вас нет электроники, самолёт не полетит. Опять же неважно, какую долю эта электроника составляет. Тут хоть триллион влей, хоть два — она не появится.

Какие-то позиции Китай может заместить, на что сейчас в значительной степени делается ставка. В Индию наш Минпромторг обратился с целым списком из более 500 товаров, которые мы бы хотели там закупить. Позиции связаны с высокотехнологичной продукцией. Но они боятся вторичных санкций. Понятно, что для этих стран европейский и американский рынки (при всей заинтересованности в российском) существенно важнее по объёму. Поэтому, когда возникают риски, что можно налететь на вторичные санкции и потерять позиции на тех рынках, боюсь, что Индия и КНР будут делать выбор не в нашу пользу.

Ну и последнее, что меня больше всего смущает в нынешней ситуации, это то, что, скорее всего, будет взят курс на мобилизационную экономику советского типа. Значительная часть бюджета будет связана с военно-промышленным комплексом. Сторонники этого направления всегда говорят: Советский Союз первым запустил спутник, первый космонавт был из СССР. Это правда. На каких-то отдельных направлениях можно достичь серьёзных прорывов, но я в таком случае всегда отвечаю: к сожалению, туалетную бумагу в СССР начали производить только в 1969 году, лучшим автомобилем 25 лет были разные модели «Жигулей», каждая из которых была перепевом итальянского «Фиата» начала 1960-х годов. Я боюсь, что сейчас произойдёт то же самое. Будет концентрация на каких-то приоритетных направлений, где действительно возможен прорыв, но производство товаров длительного пользования окажется в положении аутсайдера. Тут мы будем всё больше отставать от развитых стран.

Показатели экономики в России

Современная российская экономика постоянно находится в активном движении и развитии. Она не стоит на месте, динамично наращивая производство и объемы производства в различных сферах.

В следующей таблице представлены основные показатели российской экономики:

экономический показатель Показатели За какой отрезок времени
Уровень валового внутреннего продукта в экономике России 1776 миллиардов долларов. 2021
годовой рост валового внутреннего продукта -4,2% За второй квартал 2022 года.
Темпы роста валового внутреннего продукта -0,81% За 3 квартал 2021 года.
Валовой внутренний продукт на человека 10 220 долларов США На 2021 год.
Сумма инфляции в годовом выражении 13,6% На сентябрь 2022 года.
Безработица в стране 3,8%. На август 2022 г.
Международные валютные резервы 540 687 миллионов долларов На сентябрь 2022 года.
Национальный долг 15 503 млрд руб За второй квартал 2022 года.

Российская экономическая модель

открытость экономики дает возможность новых достижений на основе технического прогресса, расширения торговых отношений, но в то же время увеличивает степень влияния глобального капитала мировых финансовых рынков на формирующуюся финансовую систему Российской Федерации. Все это требует мер по защите национальной экономики, в том числе и протекционистских.

Важно:

Введение санкций против России наглядно показало, что отечественная экономика должна развиваться как самодостаточная экономическая система, но в то же время быть очень открытой, чтобы иметь возможность в полной мере использовать собственные конкурентные преимущества.

Следует отметить, что в настоящее время продолжается процесс формирования национальной экономической модели. Ее дальнейшее развитие предполагает, что необходимо уделить особое внимание устранению деформаций, возникших при формировании этой модели, а также учитывать объективные факторы экономического развития и обеспечения самодостаточного воспроизводства.

Высокая налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка продолжает расти с 2017 года. В 2019 году эта проблема беспокоила 46% опрошенных бизнесменов. В 2020 году налоговая нагрузка вырастет еще на 4,9%, что, по мнению предпринимателей, приведет к катастрофическим последствиям для малого бизнеса.

Читайте также:  Нижний И Верхний Возраст Трудоспособного Населения В России

Не успели предприниматели отойти от повышения НДС, которое привело к значительному росту цен, оттоку клиентов и снижению суммы среднего чека, Правительство подготовило еще один сюрприз. Речь идет индексации коэффициентов-дефляторов, в результате чего выплаты по единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), патентной системе налогообложения (ПСН) и торговому сбору увеличатся на 4,9%.

Кроме того увеличится сумма обязательных взносов ИП в Пенсионный фонд и ФОМС. Отчисления в ПФ вырастут на 10,5%, а в ФОМС — на целых 22,4% (расчеты ИКСИ на основе ст. 430 п. 1 НК РФ). При этом далеко не все ИП могут учесть эти суммы при уплате своих налогов на доходы.

Получается, что малый бизнес продолжает работать в неблагоприятных условиях внешней среды, а внутренние резервы роста практически исчерпаны.

Как оценить перспективы

Тут нужно понимать: даже если бизнес кажется со стороны привлекательным и показывает прибыль, ситуация на рынке как флюгер — легко может поменяться даже при небольшом ветре.

Объективная оценка — дело экспертов. Мы не готовы примерять их шкуру на себя — у нас тут кружок по интересам, а не серьезное экономическое издание. Мы тут делимся опытом, а не исследования проводим. Так вот, с высоты своего опыта работы, при оценке перспектив мы бы сначала смотрели на:

  1. Динамику выпуска новых продуктов. Если предприятие не обновляет линейку, вероятнее всего, интерес аудитории скоро упадет. А с ней и рентабельность
  2. Ориентацию бизнеса на продукт. Как рынок реагирует на предложение бизнеса? На чем подкован спрос: растущим интересом к продукту или усилиями маркетологов? Куда склоняется вектор развития предприятия: к рекламному увеличению продаж или совершенствованию продукта?
  3. Динамику внедрения новых технологий. Как предприятие внедряет инструменты автоматизации? Если работает в интернете — есть ли CRM, иные инструменты повышения продаж. Обычно бизнес, который не спешит идти в ногу с современными тенденциями и работает по-старинке, в перспективе нескольких лет рискует не справиться с растущей конкуренцией

Это поверхностные критерии. Если углубляться, нужно оценивать емкость и динамику рынка, долю компании в «общем пироге» и уровень конкуренции.

Для борьбы с контрафактом и предотвращения резкого усиления теневого рынка табака в России необходим системный подход, включающий изменение действующего законодательства и усиление правоприменения со стороны контрольно-надзорных и правоохранительных органов.

Одна из рассматриваемых мер – введение единой минимальной цены на сигареты.

Как рассказал директор по работе с органами государственной власти компании «JTI Россия» Василий Груздев, сейчас цена нелегальной пачки составляет 50–60 руб., что даже ниже, чем уровень минимальных налоговых обязательств – 64 рубля (акциз и НДС) которые должны быть заплачены с любой пачки. В текущем году средняя цена легальной пачки в России составляет порядка 120 руб.

Размер минимальной цены мог бы быть определен по прозрачной формуле на основании минимальной налоговой составляющей (акциз и НДС, которые должны быть заплачены с любой пачки сигарет) и дополнительного коэффициента, который бы отражал минимальные расходы на производство, логистику и реализацию. Если цена на полке будет ниже минимальной, это будет дополнительным индикатором для потребителя и контролирующих органов.

Среди других мер по борьбе с нелегальной торговлей спикер отметил необходимость повысить штрафы за продажу нелегальной табачной продукции. «Действующие штрафные санкции слишком низкие и неэффективные – 4–5 тыс. руб. – для физлиц и 10-15 тыс. руб. – для должностных лиц, – считает Василий Груздев. – Кроме того, в законодательстве отсутствуют нормы об уничтожении изъятого нелегального оборудования и изъятой продукции. Согласно законопроекту который рассматривается Думой, предлагается кратно увеличить штрафы в КоАП и предусмотреть уничтожение контрафактной продукции».

Необходимо также ввести уголовную ответственность за незаконное перемещение табачной и алкогольной продукции в крупном размере через государственную границу РФ с государствами-членами ЕАЭС. По данным Nielsen, более 55% нелегальных сигарет попадает из стран ЕАЭС. Сейчас в УК РФ предусмотрена только ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза, что позволяет контрабандистам безнаказанно перемещать нелегальную подакцизную продукцию на территорию России из других государств-членов ЕАЭС.

Читайте также:  Нужно ли начислять страховые взносы на премию

Как рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов, собираемость налогов на табачную продукцию в I полугодии 2020 года выросла на 58 млрд руб., что связано с ограничением перемещения через границу. Но такое состояние не сможет продолжаться долго, пока границы закрыты, увеличивается внутреннее производство нелегальной продукции, а когда границы откроются, контрабандисты из других стран попытаются компенсировать паузу.

Госдума работает над рядом нормативных актов. В первом чтении уже принят проект закона, устанавливающий для физических лиц лимит на ввоз и перевозку для личного потребления немаркированной табачной продукции. Также внесены на рассмотрение Госдумой законопроекты о кратном повышении размеров административных штрафов за оборот нелегальной табачной продукции и законопроект о введении единой минимальной цены табачной продукции, ниже которого производители табачной продукции не могут реализовывать сигареты.

Проблема контрафакта актуальна и для никотинсодержащей продукции. Как рассказал вице-президент по корпоративным вопросам «Филип Моррис Интернэшнл» в России и Белоруссии Сергей Слипченко, рынок стал насыщаться контрабандой и некачественной продукцией, что требует ускорения работы по принятию технического регламента на никотинсодержащую продукцию и усиление мер контроля.

Сейчас на площадке Евразийской комиссии при поддержке Минпромторга России ведется разработка технического регламента на никотинсодержащую продукцию, таким образом наша страна может выступать локомотивом этого процесса на всем пространстве ЕАЭС и способствовать защите легального рынка от контрафакта.

Купальники по индивидуальному дизайну

Сколько слёз пролито после получения заказов с китайских магазинов, которые показывают как купальники выразительно и эффектно сидят на моделях. Вот уж где действительно можно сделать множество фотографий в стиле «ожидание и реальность».

Но австралийская компания Kini Swimwear придумала, как можно решить эту проблему. Она сделала упор на индивидуальный подбор купальника для своих покупателей. Естественно от обычной системы никто отказываться не собирался. Но фирме удалось показать, как простой инструмент становится отличительной особенностью.

В их онлайн-магазине клиент может заказать себе купальник по обычной схеме, как и в других онлайн-магазинах, а может выбрать специальную услугу и создать себе дизайн сам.

Успех этого проекта в том, что разработчикам удалось совместить простое управление конструктором и возможность менять дизайн так, как захочется – от цвета и рисунков до параметров, которые сделают купальник идеально подходящим вашей фигуре. Естественно, потребителю это очень понравилось, а фирма доказала, что такой подход может привести к успеху.

Малое предпринимательство в России

С точки зрения содержательной роли малого предпринимательства в экономике Российской Федерации выхода данного сектора национальной экономической системы на траекторию устойчивого роста требуют изменяющиеся условия хозяйствования. Малому предпринимательству уделяется повышенное внимание со стороны государства: в последние годы существенно облегчена процедура регистрации новых предприятий и индивидуальных предпринимателей, включая возможность электронной регистрации бизнеса, реализуются программы поддержки малого бизнеса в целевых и приоритетных отраслях и сферах деятельности, снижены административные барьеры, проверки и т.д.

В последние годы бюрократические операции в государственных учреждениях для малых предприятия стали менее продолжительными, чем в финансово-кредитных учреждениях.

Вместе с тем субъекты малого предпринимательства должны занимать более серьезные позиции в структуре экономики России, улучшая макроэкономические показатели. Соответственно, на данном направлении требуется продолжение реализации государственной политики стимулирования развития малого бизнеса. Сегодня перед государством стоит задача развития производства и поддержки малого предпринимательства. Малый бизнес не должен быть сосредоточен в только крупных городах страны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *