- Коммерческое право

Штраф за отсутствие и неправильное использование тахографа в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие и неправильное использование тахографа в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.

Можно ли обжаловать штраф за тахограф?

Да, можно.

Но для обжалования штрафа за тахограф у вас должны быть веские аргументы. Право на оспаривание наказания доступно как водителям, так и подвергнутым санкции ИП или юридическим лицам.

Приведём пример:

ИДПС остановил фуру для проверки документов. Требование распечатать данные с тахографа водитель выполнить не смог – по его словам, он потерял ленту. Сотрудник ГИБДД выписал штраф водителю, а заодно должностному лицу и транспортной компании – за то, что те допустили нарушения в эксплуатации контрольного прибора. Однако ни механик, организация не согласились с наказанием. Они оспорили выписанные штрафы, а в жалобах указали, что лента для тахопринтера была утеряна из-за невнимательности самого водителя, а до выпуска фуры на линию комплектующие устройства были проверены (о чем имеется опись). Аргументы заслуживают внимания. Суд обязан отменить оба штрафа должностному лицу и транспортной компании. А штраф водителю обоснован.

Жалоба подаётся в течение 10 дней с момента получения постановления. Обращение нужно адресовать либо вышестоящему начальнику сотрудника ГИБДД, либо в суд по месту совершения правонарушения. Подробнее о том, как обжаловать штраф ГИБДД читайте в другой нашей статье.

Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха

В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:

  1. Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
  2. Автобусы, принадлежащие физлицам.
  3. Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
  4. Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.

В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.

Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России

Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.

Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.

У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:

  • закупить тахограф;
  • заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
  • зарегистрировать прибор;
  • заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
  • назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.
Читайте также:  Платёжное поручение по страховым взносам

Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.

Размер штрафа зависит от тяжести нарушения, связанного с отсутствием или некорректным использование тахографа. Всего существует две группы:

  • Первая группа — назначается штраф за неисправный тахограф, то есть, когда он фактически имеется, но не может эксплуатироваться согласно инструкции и требований. Например, на момент проверки выключен или применяется без карты водителя. В этом случае вступают в силу положения первой части статьи 11.23, которые касаются водителя, а также второй части этой же статьи, которые касаются самой организации или должностного лица организации.
  • Вторая группа — тахограф присутствует и используется по назначению, но при этом водитель нарушает режим труда и/или режим отдыха. Речь идет об отклонении от рабочего времени водителя, нарушения времени управления транспортным средством, игнорировании определенным графиком перерыва для отдыха и питания, межсменным отдыхом. В этом случае в силу вступает третья часть статьи 11.23

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

На данный момент Министерство транспорта и перевозок уже занимается подготовкой нового федерального закона, основные положения которого регулируют деятельность юридических и физических лиц, которые занимаются перевозкой, а также частных владельцев грузового транспортного средства.

К подобному положению водители относятся по-разному, но основное предназначение закона об устройствах способно благосклонно сказаться на общей транспортной ситуации.

Устройства такого плана эффективно контролируют скорость движения, оптимизируют время работы и отдыха, рассчитывает заработную плату и оптимизирует маршрут.

Автолюбителям настоятельно рекомендуется позаботиться о наличии данного приспособления. Вопрос, обязателен ли тахограф на грузовое авто при осуществлении коммерческой деятельности, является положительным.

Какова Актуальность Данного Материала?

Конечно, законодательство в области тахографии регулярно меняется. Тематика для России относительно новая и только развивается. В этой связи, достаточно часто изменяются (откладываются) сроки оснащения тахографами для различных категорий автомобилей. Также постоянно сокращается список исключений — кому не надо ставить тахограф! Политика выстроена таким образом, чтобы планомерно и поэтапно оснастить устройствами контроля режимов труда и отдыха все коммерческие типы автомобилей. Если Вы хотите получать объективную и актуальную информацию по вопросам кому нужно устанавливать тахограф, а кому не надо его ставить — рекомендуем сохранить ссылку на эту статью. Мы будем постоянно следить за нововведениями в нормативно-правовых документах и регулярно обновлять материал этой страницы.

Актуальность материала на данный момент: Февраль 2020 года.

Что делать, если тахограф сломался в пути?

В том случае, если сотрудники ГИБДД во время проверки выявили поломку тахографа, водителю придется доказывать тот факт, что прибор сломался уже после выхода на маршрут. В противном случае ситуация будет квалифицироваться как выезд на линию без тахографа, а за это правонарушение по закону положен штраф.

Чтобы доказать факт поломки после выезда, нужно сделать распечатку с прибора. Также в путевом листе должна стоять соответствующая отметка, подтверждающая факт исправности тахографа перед выездом на маршрут.

Тахограф помогает фиксировать соблюдение графика отдыха и труда, поэтому, во избежание штрафа за несоблюдение этого пункта нужно вручную вести график управления автомобилем и перерыва на отдых.

Читайте также:  Договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей

Движение с неисправным тахографом допускается, но лишь до ближайшего ремонтного пункта или места, в котором проходило регистрацию данное транспортное средство.

На устранение поломки дается семь дней. За этот период водитель обязан устранить возникшую неисправность. В этот период инспекторы ГИБДД не имеют право выписывать штраф за данное нарушение. Но по истечении этого срока штраф будет выписан в обязательном порядке. При этом штрафные санкции будут применены как к организации, на которой зарегистрирован данный автомобиль, так и к должностному лицу, которое допустило данное транспортное средство до работы.

Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2022 году

Если в 2022 году транспортное средство будет обязано быть оборудовано тахографом, а у человека его не окажется, водитель будет оштрафован в первую очередь. Штраф составит от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 11.23. КоАП РФ). Исключением является случай, когда устройство повреждено после выпуска автомобиля на линию.

Лица, ответственные за выпуск автомобиля без тахографа, могут быть привлечены к ответственности. Размер штрафов в 2022 году составит:

  • 7000-10000 рублей для официальных лиц;
  • 15 000-25 000 рублей для индивидуальных предпринимателей;
  • 20 000-50000 рублей для юридических лиц.

Если установлен тахограф, то осуществляется строгий контроль режимов труда и отдыха. Это необходимо для того, чтобы свести к минимуму риск несчастных случаев. Например, максимально допустимое время вождения составляет 10 часов в день. Перерыв следует делать каждые 5 часов. Это должно быть не менее 45 минут. Если эти правила не соблюдаются, водитель будет оштрафован на 1 500-2 000 рублей за тахограф.

Должностные лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели также могут быть привлечены к ответственности. Это возникает, если будет установлено, что нарушение было вызвано тем, что компания установила требования к вождению, которые нарушают закон. Соответственно, штраф за тахограф в 2022 году составит:

  • 7000-10000 рублей для официальных лиц;
  • 15 000-25 000 рублей для индивидуальных предпринимателей;
  • 20 000-50000 рублей для юридических лиц.

Какие автомобили обязаны ездить с тахографом

Устройством контроля должны быть оснащены не все виды транспортных средств (ТС), а только некоторые из них:

  • автомобили с разрешенной массой перевозки от 3,5 тонн;
  • автобусы, которые могут транспортировать более 8 пассажиров.

Это прописано в Приказе Минтранса № 440 от 28.10. 2020 г. В этом же документе указаны и исключения из общего правила (ТС, на которые не нужно устанавливать контролирующие устройства, даже если их разрешенная масса превышает 3,5 т):

  • автобусы, осуществляющие ежедневные пассажирские перевозки в пределах населённого пункта и пригорода;
  • автобусы международного сообщения при наличии у них спец. разрешений;
  • автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы;
  • автокраны и автоэвакуаторы;
  • машины скорой медицинской помощи и передвижных мед. комплексов;
  • передвижные лаборатории, библиотеки, сцены и т. д.;
  • пожарные автомобили;
  • ТС аварийно-спасательных служб, полиции, органов оперативно-розыскной деятельности;
  • троллейбусы;
  • ТС для обслуживания ЖКХ и автодорог, нефтяных и газовых скважин;
  • инкассаторские авто;
  • автодома;
  • автолавки;
  • машины ритуальных услуг;
  • бронированные авто;
  • спецтранспорт (молоковозы, для перевозки животных, птиц, рыбы и пчёл);
  • сельскохозяйственный транспорт для внутрихозяйственных перевозок;
  • ТС, зарегистрированные в военной автоинспекции;
  • машины, предназначенные для перевозок не по дорогам общего пользования;
  • ТС старше 50 лет, при условии, что они не используются для коммерческой деятельности;
  • автомобили, использующиеся для учебы или при прохождении дорожных испытаний.
Читайте также:  Брачный договор при покупке жилья в ипотеку

Требования и нормы отечественного законодательства

Необходимость использования тахографических устройств, оснащённых сертифицированной криптозащитой СКЗИ, регламентируется приказом Минтранса №0273 и №0470 (от 13.08.2013 и 17.12.13 соответственно). Согласно этим документам, тахографы должны присутствовать на следующих категориях автотранспорта:

  • занимающихся перевозками опасных грузов;
  • ТС категории М2 (разрешённой массой до 5 тонн, оснащённые сиденьями для перевозки от 8 пассажиров);
  • ТС категории М3 (разрешённой массой, превышающей 5 тонн, предназначенные для осуществления пассажирских перевозок);
  • ТС категории N2 (разрешённой массой в пределах 3,5-12,0 тонн);
  • ТС категории N3 (разрешённой массой свыше 12,0 тонн).

Как видим, легковые автомобили в этот перечень не входят. Тахографы старого образца, не оснащённые средствами криптографической защиты информации, в настоящее время запрещены к эксплуатации. Не запрещено использование приборов, соответствующих нормативам Евросоюза, если они были установлены на ТС в заводских условиях (но только те, которые изготовлены до 01.04.14). Автотранспорт категории N2 должен оснащаться тахографами с криптозащитой с апреля 2015 года.

Применение в городских автобусах

Городской автобус – пассажирский общественный транспорт, который перемещается на небольшие расстояния по установленному маршруту в пределах города. Служит для перевозки 8 и более пассажиров.

Требования установить тахографы на городские автобусы прописаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 1998. Согласно нормативному документу, все автобусы, которые относятся к категориям М2 и М3, должны обязательно оснащаться приборами контроля.

К установке подлежат тахографы с блоками СКЗИ, произведенные в РФ. Например, модели:

  • ШТРИХ-ТахоRUS;
  • Меркурий ТА-001;
  • DTCO 3283;
  • АТОЛ Drive 5;
  • EFAS V2 RUS и другие.

Кто может выписать штраф

Согласно законодательству, выписывать штраф за отсутствие или неисправность тахографа могут регулировщики — то есть фактически любые сотрудники ГИБДД. У каждого из них есть карточка с чипом, позволяющая считывать историю вождения. А вот инспекторы УГАДН не могут сверять режим водителя и проверять его тахограф. Они могут только проверять соблюдение норм ЕСТР у тех водителей и ТС, которые занимаются международной перевозкой. Таким образом, они могут выписать штраф только за несоответствие ЕСТР, но не за несоблюдение рабочего режима.

Если штраф был выписан ГИБДД, то проверить его (и оплатить) можно на сайте ГИБДД или через специальные приложения — такие, как OnlineГИБДД или ГосУслуги. Штрафы от УГАДН можно проверить и оплатить на сайте Ространснадзора.

Кто должен ездить с тахографом в 2023 году?

устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2023 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:

  • М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
  • М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
  • N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
  • N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.

Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2023 году при езде не требуются:

  • Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
  • Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
  • Строительные автомобили, используемые на объектах.
  • Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
  • Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
  • Автомобили, проходящие испытания.
  • Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
  • Машины военного назначения.
  • Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *