- Коммерческое право

Правовые основы розыска пропавших без вести лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые основы розыска пропавших без вести лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц (на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5, утверждающий Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц).

Розыск подозреваемых и обвиняемых в Российской Федерации, что это и как работает. Часть 2

Продолжим наш разговор.

Формально процедура объявления в розыск подозреваемого или обвиняемого заключается в вынесении следователем постановления об объявлении в розыск и направлении данного постановления для исполнения в оперативное подразделение соответствующего правоохранительного органа (МВД РФ, ФСБ РФ).

Следователь выносит и направляет постановление о розыске в оперативное подразделение в трёхдневный срок с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Розыск может быть объявлен как во время производства следствия, так одновременно с приостановлением следствия.

Если следователь объявляет обвиняемого или подозреваемого в розыск одновременно с приостановлением предварительного следствия, то он вправе не составлять отдельное постановление об объявлении в розыск: в этом случае выносится единое постановление о приостановлении предварительного следствия и объявлении в розыск.

Для исполнения поручений следователя о розыске обвиняемых и подозреваемых в системе оперативных подразделений МВД РФ и ФСБ РФ созданы специальные розыскные подразделения, сотрудники которых после получения постановления об объявлении в розыск заводят розыскное дело на разыскиваемое лицо и принимают меры к установлению местонахождения последнего. Как правило, розыскное дело заводится по истечении 10 дней со дня поступления постановления следователя об объявлении обвиняемого или подозреваемого в розыск.

В течении указанных 10 дней оперативными сотрудниками проводятся первоначальные действия по установлению местонахождения разыскиваемого лица, и, если эти действия не дали результата, заводится розыскное дело.

Однако в случаях, не терпящих отлагательств, когда имеются сведения о том, что без проведения всего комплекса розыскных мероприятий обвиняемого не обнаружить, например, имеются сведения о том, что обвиняемый покинул пределы России, розыскное дело заводится сразу после объявления лица в розыск. О заведении розыскного дела выносится отдельное постановление, одновременно разрабатывается план розыскных мероприятий, который утверждается руководителем розыскного подразделения.

После заведения розыскного дела оперативный сотрудник незамедлительно заполняет на разыскиваемое лицо розыскную карточку в двух экземплярах, сторожевой листок, статистическую карточку установленной формы, которая направляется для постановки разыскиваемого на учёт в федеральных и региональных информационных центрах (ГИЦ МВД РФ, ЗИЦ ГУ МВД РФ и по всем субъектам федерации, также при необходимости в информационных центрах ФСБ и иных правоохранительных органов).

Также на разыскиваемое лицо заполняются опознавательные карты, которые хранятся в материалах розыскного дела, а по истечении гола направляются в информационные центры для проверки по картотекам неопознанных трупов (на без вести пропавших опознавательные карты направляются не позднее одного месяца).

О розыске информируется подразделение МВД РФ по месту выдачи паспорта, также органы ЗАГСа по месту получения свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака (делается это на случай обращения разыскиваемым за получением нового паспорта, за сменой фамилии, получением паспорта и др.).

В ходе розыска опрашиваются соседи, родственники и знакомые разыскиваемого лица, изымаются образцы почерка, фотографии и образцы для сравнительного исследования, подготавливаются и направляются в вышестоящие и иные подразделения органов внутренних дел, ФСБ РФ, в частности по месту возможного местонахождения разыскиваемого лица розыскные задания и ориентировки, информация для помещения сведений о разыскиваемом лице в оперативные сводки и ориентировки.

Анализ современной следственной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев следствие в один и тот же день выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановление об избрании меры пресечения, постановление о приостановлении следствия и объявлении лица в розыск.

Данная практика заочного предъявления обвинения в целях объявления лица в розыск уходит своими корнями в советскую эпоху, однако в современных условиях ее законность при рассмотрении во взаимосвязи действующих процессуальных норм вызывает сомнения, так как, к примеру, не позволяет уведомить лицо о предстоящей процедуре предъявления обвинения.

Итак, объявление в розыск в связи противоправным поведением лица возможно только в отношении подозреваемого или обвиняемого. С формальной точки зрения для объявления гражданина в розыск помимо факта наличия возбужденного уголовного дела должно быть хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • уголовное дело должно быть возбуждено в отношении разыскиваемого лица;
  • в отношении разыскиваемого лица должно быть вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
  • разыскиваемое лицо должно было быть ранее допрошено по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • разыскиваемое лицо задерживалось ранее по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • в отношении разыскиваемого лица применялась мера пресечения до предъявления обвинения;
  • разыскиваемое лицо уведомлялось о подозрении в совершении преступления при производстве расследования по уголовному делу в форме дознания.

Именно наличие одного из перечисленных обстоятельств подтверждает статус лица по делу как соответственно подозреваемого или обвиняемого.

О новом порядке розыска безвестно исчезнувших лиц

Вопрос: Что явилось причиной разработки приказа?

Ответ: Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнерской модели взаимоотношений с обществом.

Общественное доверие и поддержка граждан является важнейшим принципом деятельности полиции.

Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Прием, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

В настоящее время вызывает достаточно серьезную обеспокоенность в обществе тема поиска без вести пропавших граждан.

Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств.

Вопрос: Вы отметили, что особое значение придается розыску без вести пропавших несовершеннолетних. Это как-то связано с необходимостью издания приказа?

Ответ: Да, безусловно, для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика преступлений и иных правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних. Причем совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, является потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7 % ниже чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 4 года в среднем только по 1 из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, предусмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбужденного уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаимодействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что дает основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14.).

Вопрос: В чем принципиальное отличие нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан?

Ответ: Несомненным преимуществом новой Инструкции является четкая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приеме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения.

Условия признания безвестно отсутствующим

Жена может подавать в суд заявление о признании безвестно отсутствующим, если муж:

  • Не появляется по месту жительства и прописки больше 1 года;
  • Никак не проявляет своё присутствие: не пишет, не появляется в соцсетях, о нём ничего неизвестно коллегам, друзьям, родственникам. Сведения о нём никак невозможно получить никакими способами.
  • Его местонахождение не может установить ни полиция, ни служба судебных приставов (если он числится алиментоплательщиком).

Дополнительные основания для признания безвестно отсутствующим, которые принимает во внимание суд при вынесении решения:

  1. Никто не может подтвердить, что пропавший собирался сменить место жительства, переехать.
  2. Пропавший не забрал из дома или с работы ценные вещи и документы перед тем, как исчезнуть.
  3. Он уехал на своём автомобиле.
  4. Он не конфликтовал ни с кем, не имел проблем с законом, не преследовался коллекторами.

Что делать, если пропал ребенок

Если пропал несовершеннолетний, родителям необходимо немедленно проверить родственников и друзей, начать поиски и обратиться в полицию и к волонтерам. Предельный срок задержки из школы или дополнительных секций составляет 30-40 минут. Первые несколько часов могут оказаться решающими для жизни и здоровья ребенка.

При пропаже ребенка его родители или опекуны должны действовать по следующему алгоритму:

  1. Позвонить родственникам, друзьям семьи, крестным и другим знакомым, к которым мог пойти ребенок. Родителям следует заранее узнать имена, адреса и номера телефонов ближайших друзей ребенка, контакты и телефоны их родителей.
  2. Проверить электронную почту и странички ребенка в социальных сетях, если родителям доступны пароли от них. В большинстве случаев мобильный номер зарегистрирован на одного из родителей, поэтому они могут запросить детализацию звонков.
  3. Обследовать комнату ребенка на предмет подготовки к «побегу». Отсутствие всех гаджетов, скопленных денег и большего количества вещей, чем надето на ребенке, могут косвенно указывать на попытку убежать или уехать из дома. Также необходимо проверить сохранность денег и ценных вещей других членов семьи.
  4. Обратиться в бюро несчастных случаев. Если предыдущие действия оказались безрезультатными, а сведения о похожем ребенке в больницах и других учреждениях отсутствуют, то нужно обратиться в ОВД и написать заявление о пропаже. Если в семье были проблемы или ссоры, то полицейским требуется сообщить об этом.
  5. Пройти по маршрутам, по которым ребенок мог возвращаться домой.
  6. Обойти придомовую территорию, подвалы и подъезды. Проверить места, где часто собирается компания ребенка: палисадники, территории школ, компьютерные клубы, стадионы и др. Ребенок может находиться поблизости, но бояться возвращения домой из-за наказания за опоздание.
  7. Опросить соседей по дому и людей из соседних домов. Не следует отказываться от помощи в поисках. Для добровольных помощников рекомендуется заранее подготовить фотографию ребенка и подробное описание его внешнего вида и одежды.
  8. Обратиться к представителям добровольческих поисковых отрядов. Не следует откладывать обращение, надеясь только на свои силы и полицейских. Чем больше людей будут задействованы в поиске в течение первых 48 часов, тем выше шансы на возвращение ребенка домой.

Родственникам и близким пропавшего человека необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  • не отвлекать уполномоченных сотрудников и добровольцев от поиска;
  • определить круг поиска для каждого из членов семьи и методично исследовать выбранный маршрут;
  • каждому из участников поисковой группы взять с собой ориентировки и фотографии пропавшего человека, деньги, фонарик, воду и надежное средство связи;
  • завести отдельный мобильный номер для поисков (личный контакт рекомендуется давать только представителю волонтеров и сотрудникам ОВД);
  • попросить сотрудников управляющей компании обойти чердаки и крыши окрестных домов;
  • сообщить полиции и волонтерам о ежедневных маршрутах исчезнувшего человека, видах и номерах транспорта, которыми он пользуется.

Ст 315 ук рф основания розыска

Основания розыска В соответствии со статьей 210 УПК РФ, если местонахождение обвиняемого неизвестно, следователь поручает производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление. Розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. К постановлению о розыске прикладывается справка о личности разыскиваемого обвиняемого с указанием всех его анкетных данных, если имеется – то и фотография или дактокарта.

Под скрывшимися преступниками понимаются обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы, а также уклонившиеся от исправительных работ – после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания. При наличии оснований, перечисленных в ст. 97 УПК РФ (основания избрания меры пресечения), в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случае, если обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ, либо им нарушена ранее избранная мера пресечения, или обвиняемый скрылся, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу. По приостановленному в связи с розыском обвиняемого делу следователь регулярно направляет запросы органу, которому поручено производство розыска, о результатах предпринятых розыскных мероприятий, осуществляет координационную работу по направлению розыска. Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, справки о личности разыскиваемого не позднее трех дней (после вынесения постановления) передается через канцелярию в розыскное подразделение правоохранительного органа. При получении материалов объявления обвиняемого в розыск, сотрудник розыскного подразделения информирует личный состав правоохранительного органа о личности и приметах разыскиваемого, включая сведения об уклонении в суточную сводку о происшествиях и преступлениях. По месту жительства и работы разыскиваемого, а также в местах его вероятного нахождения выявляются лица, которым могут быть известны сведения о местонахождении обвиняемого либо иные данные, способствующие розыску. В оперативно-розыскные органы, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемого, и по маршрутам его возможного передвижения, направляются розыскные ориентировки. Если первоначальные проверочные мероприятия не дали результатов, по истечении 10 суток принимается решение о заведении розыскного дела (ст. 10 ФЗ об ОРД). При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска. В плане работы формулируются розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указываются необходимые общепоисковые мероприятия и конкретные мероприятия по проверке каждой выдвинутой версии. Если местный розыск не дает результатов, объявляется федеральный розыск. Сроки объявления федерального розыска скрывшихся преступников зависят от тяжести совершенных ими преступлений. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из исправительных учреждений и следственных изоляторов, вооруженные огнестрельным оружием либо взрывчатыми веществами, разыскиваемые за причастность к террористическим актам, члены террористических организаций, организованных преступных групп и сообществ объявляются в федеральный розыск немедленно после принятия процессуального решения о производстве розыска. Обвиняемые, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, объявляются в федеральный розыск по истечении трех месяцев со дня объявления местного розыска. Этих лиц разрешается объявлять в федеральный розыск ранее этого срока, если имеются достаточные данные полагать. Что меры местного розыска полностью исчерпаны. Если имеются основания полагать, что разыскиваемое лицо выехало за пределы данной страны в страну СНГ, объявляется межгосударственный розыск. На территории Российской Федерации объявление межгосударственного розыска происходит одновременно с объявлением лица в федеральный розыск без вынесения специального постановления. Международный розыск объявляется в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы РФ, либо достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации, либо получена информация о намерении разыскиваемого выехать за рубеж с деловой или другой целью. Предварительное следствие возобновляется по мотивированному постановлению следователя после того, как: 1) отпали основания для его приостановления; 2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия обвиняемого. Приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено также постановлением прокурора либо начальника следственного отдела в связи с отменой постановления следователя о приостановлении, в связи с его необоснованностью либо преждевременностью. О возобновлении предварительного следствия сообщается обвиняемому, защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, а также прокурору (ст. 211 УПК РФ). Если известно, что в отношении вашего мужа возбуждено уголовное дело и объявлен розыск, то необходимо явиться к должностному лицу, в производстве которого находится уголовное дело. Если считаете, что уголовное дело возбуждено незаконно и необоснованно, то вы вправе постановление о возбуждении дела обжаловать в прокуратуру или суд, в порядке ст.ст. 124, 125 УПК РФ. В жалобе излагаются основания, по которым, по вашему мнению, указанное постановление должно быть отменено. Такие же действия могут быть совершены и по отношению к постановлению об объявлении розыска. Поскольку, как указано выше, преступление, предусмотренное ст. 315 УК РФ, является преступлением небольшой тяжести, то избрание меры пресечения в отношения вашего мужа в виде заключения под стражу – маловероятно. В этом случае учитывается также те обстоятельства, что обвиняемый имеет постоянное место жительства, ранее не привлекался к какой-либо ответственности, положительно характеризуется по месту жительства, а также иные обстоятельства, положительно характеризующие его личность.

Как сделать запрос в полицию о пропавшем работнике

Так как, за нарушение процедуры увольнения за прогул суд может принять решение восстановить сотрудника на работе. Это может произойти даже в том случае, если отсутствие на работе было вызвано неуважительной причиной.

Если вы обратитесь в правоохранительные органы в целях поиска работника, то Вам могут дать информацию, что работник, например, находится в сизо или осужден к наказанию, исключающему возможность продолжения работы.

Читайте также:  Раздел имущества: всё, что нужно знать перед разводом

Эта информация также поможет Вам в решении вопроса со статусом работника и возможностью его увольнения. Подробности в материалах Системы:

  1. Ситуация: Как поступить, если сотрудник долгое время не появляется на работе и не дает о себе знать

Если сотрудник не появляется на работе и не дает о себе знать, работодателю следует предпринять действия по его поиску. Законодательством обязанность работодателя производить поиск сотрудника не предусмотрена.

Розыск работника через полицию образец

id=»obrazets-togo-kak-napisat-zayavleniya-po-faktu-moshennichestva-v-politsiyu-prokuraturu-i-drugie-pravoohranitelnye-organy» >Образец того, как написать заявления по факту мошенничества в полицию, прокуратуру и другие правоохранительные органы Исходя из направления деятельности, принимая решение о написании заявления по обстоятельствам, приведшим к утрате денег или имущества в результате обмана или собственной доверчивости, пострадавшему следует помнить следующее: Образец того, как составить, написать заявление в полицию о мошенничестве, а также о том, как его подать, читайте далее. Образец в полицию по факту мошенничества Как написать?

У нас вы можете в полицию о мошенничестве.

Важно! Дежурный в любом случае обязан принять заявление о краже, несмотря на то, что впоследствии будет принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Срок обращения в правоохранительные органы и рассмотрения Написав о краже, решение по нему должно быть принято не позднее трех суток со времени его регистрации.

Розыск скрывшихся преступников

Под скрывшимися преступниками понимаются обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, СИЗО, из-под конвоя подразделений уголовноисполнительной системы, а также уклонившиеся от исправительных работ — после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания.

Розыск скрывшихся преступников начинается с проведения первоначальных проверочных и поисковых мероприятий, направленных на обнаружение и физическое задержание разыскиваемых.

В зависимости от категории разыскиваемых и обстоятельств их сокрытия от правоохранительных органов первоначальные мероприятия по розыску могут осуществляться в безотлагательном либо обычном порядке.

Организационное обеспечение неотложных действий при побеге задержанного или арестованного из ИВС или от конвоя милиции возложено на дежурные части и оперативные подразделения органов внутренних дел.

Они организуют преследование бежавших по горячим следам; поиск на местности; выставление постов, заслонов на маршрутах наиболее вероятного движения и засад в местах возможного появления разыскиваемых; ориентирование на розыск по приметам личного состава; использование в розыске средств массовой информации.

В случае побега особо опасных преступников (обвиняемых в бандитизме, умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, вооруженных разбойных нападениях, хищениях в особо крупных размерах, вооруженных огнестрельным оружием особо опасных рецидивистов) по решению руководителя органа внутренних дел может вводиться в действие специальный план по розыску под условным наименованием «Сирена».

Этот план включает в себя предварительный расчет сил и средств, необходимых для проведения широкомасштабной операции по задержанию преступников, а также порядок оповещения, сбора и расстановки личного состава.

В нем с учетом особенностей местности устанавливаются конкретные места для выставления постов, заслонов и засад, позволяющие надежно блокировать территорию административного района; определяется состав поисковых групп и групп захвата; разрабатываются функциональные обязанности участников операции и предусматриваются меры по организации устойчивой связи между ними.

Планы розыскных операций «Сирена» имеются в каждом территориальном органе внутренних дел, они органически взаимосвязаны с аналогичными планами в масштабе республики, края, области и скоординированы с соответствующими планами соседних органов внутренних дел, в том числе и на транспорте.

В необходимых случаях они могут вводиться на территории нескольких административных образований либо на территории субъекта Федерации в целом.

В обычном порядке осуществляются первоначальные мероприятия по розыску обвиняемых, скрывшихся от следствия, в отношении которых была избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы.

Этот порядок предполагает активное участие в розыске следователей и дознавателей, в производстве которых находится уголовное дело.

При этом следует иметь в виду, что неявка обвиняемого по вызову или отсутствие его по месту постоянного проживания еще не являются основанием для вывода о сознательном уклонении от следствия или суда.

В таких случаях необходимо удостовериться, что отсутствие обвиняемого вызвано умышленным уклонением от привлечения к уголовной ответственности.

При подтверждении факта уклонения от следствия и неизвестности местонахождения обвиняемого следователь (дознаватель) проводит необходимые следственные действия, направленные на его обнаружение (допросы близких родственников и сослуживцев, обыски и осмотры его жилища, контроль и запись телефонных переговоров); накладывает арест на его почтово-телеграфную корреспонденцию; обобщает и анализирует имеющиеся в уголовном деле сведения о личности скрывшегося преступника, собирает дополнительные данные о его возможном местонахождении.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством при наличии оснований принимается процессуальное решение об объявлении розыска обвиняемого.

Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, справки о личности разыскиваемого не позднее трех дней передается через канцелярию в розыскное подразделение органа внутренних дел.

Поручение розыска розыскному подразделению не освобождает следователя (дознавателя) от процессуального участия в розыске обвиняемого.

При получении материалов объявления обвиняемого в розыск сотрудник розыскного подразделения информирует личный состав ОВД о личности и приметах разыскиваемого.

По месту жительства и работы разыскиваемого, а также в местах его вероятного нахождения выявляются лица, которым могут быть известны сведения о местонахождении обвиняемого либо иные данные, способствующие розыску.

В органы внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемого, и по маршрутам его возможного передвижения, направляются розыскные ориентировки.

Кроме того, следует провести проверку по учетам лиц, содержащихся в ИВС, СИЗО, спецприемниках для административно арестованных, а также по учетам неопознанных трупов и лиц, по состоянию здоровья не могущих сообщить о себе сведений.

После проведения первоначальных проверочных мероприятий не позднее 10 суток с момента поступления в розыскное подразделение постановления о розыске обвиняемого кроме случаев, не терпящих отлагательства, принимается решение о заведении розыскного дела.

Розыскное дело является одним из видов дел оперативного учета, заведение которых предусмотрено ст. 10 Закона об ОРД.

Оно служит для накопления информации о ходе и результатах розыска, ее анализа, систематизации, планирования работы, а также контроля за ее законностью и эффективностью.

В нем сосредоточиваются уголовнопроцессуальные документы, являющиеся юридическим основанием для объявления розыска и осуществления оперативно-розыскных мероприятий; общие планы работы по розыскному делу и частные планы решения отдельных тактических задач; справки об их выполнении; материалы служебной переписки и другие оперативно-служебные документы.

О заведении розыскного дела выносится постановление, которое утверждается руководителем правоохранительного органа.

Одновременно заполняются предусмотренные ведомственными нормативными актами учетно-регистрационные документы на разыскиваемое лицо, включающие в себя статистическую и розыскную карточки, информационно-поисковую и опознавательную карты, а также сторожевой листок.

Все учетно-регистрационные документы направляются в информационный центр МВД, УВД субъекта Федерации, а сторожевые листки помещаются в картотеке адресного бюро паспортно-визовой службы.

При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска.

План розыскных мероприятий утверждается руководителем правоохранительного органа.

Пропажа человека за рубежом

Посещая другое государство, люди часто забывают о безопасности, могут просто заблудиться, стать жертвой какого-либо происшествия или нападения. Большинство путешественников, особенно их дети, не знают дорог, языка.

Многие люди не понимают, что делать, куда идти, если человек исчез за границей. Кто-то обращается в туристическое агентство, что неправильно.

Сначала необходимо посетить российское консульство, работники которого обратятся в местную полицию, организуют поиски.

Не стоит предпринимать какие либо самостоятельные меры. Вас сначала вежливо предупредят об их невозможности, а потом могут изолировать на несколько суток до окончания официального поиска.

Пропал без следа. Верховный суд разъяснил, когда пропавшего человека можно признать скончавшимся

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ объяснила, в каких случаях пропавшего без вести человека можно законно признать умершим.

Такая ситуация касается немало количества семей. Ведь по данным правоохранителей пропавшими без вести числятся около 120 тысяч человек. По статистике только треть из них удается найти живыми.

В Верховный суд обратилась жительница Приморского края. До этого она в местном суде просила признать пропавшего 12 лет назад сына умершим, чтобы иметь возможность распорядиться его имуществом. Первая инстанция просьбу матери удовлетворила, вторая это решение отменила и женщине отказала. Пришлось спор пересматривать Верховному суду.

Эта история началась с иска матери в Дальнереченский райсуд Приморского края. Женщина написала, что осенью 2005 года сын ушел на занятия в профтехучилище и его больше никто не видел. Проведенный за эти годы правоохранительными органами розыск не дал никаких результатов, и в 2007 году молодого человека признали безвестно отсутствующим.

Истица в суде объяснила: признание пропавшего сына умершим ей нужно для того, чтобы получить права на квартиру, которая принадлежит ей и сыну в равных долях. Райсуд пошел ей навстречу и признал ее сына умершим.

Но судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда с мнением коллег не согласилась. Она отменила их решение и приняла новое — матери в ее просьбе отказать.

  • Так дело дошло до Верховного суда РФ, где спор изучили и с решением судей апелляции категорически не согласились, так как есть «нарушения норм материального и процессуального права».
  • В материалах дела Верховный суд увидел, что пропавший молодой человек зарегистрирован в квартире, которая принадлежит ему и матери в равных долях.
  • Из материалов дела следовало, что весной 2005 года молодой человек пришел с повинной в полицию и сознался в краже мобильного телефона.

Что будет, если не сказать нотариусу о других наследниках и забрать все наследство себе

«Хочешь рассорить родню — оставь им наследство». Чем больше сталкиваешься с наследственными делами, тем чаще убеждаешься в истинности этих слов.

Порой Открытие наследства сопровождается весьма жесткой игрой «на выбывание»: ведь чем меньше наследников, тем больше достанется. Поэтому далеко не многие заинтересованы помогать своим «конкурентам», сообщая о них нотариусу.

Хитрость проста: даже когда наследник имеет все законные основания получить наследство, он все равно останется ни с чем, если не успеет принять его в течение 6-ти месяцев со дня открытия. Восстановить этот срок очень сложно: нужно привести весьма уважительные причины, из-за которых он был пропущен.

А что, если не сказать нотариусу о других наследниках? В таком случае вырисовывается весьма заманчивая перспектива: забрать себе все наследство в обход остальных родственников.

По закону Нотариус, открывший наследственное дело, обязан известить всех наследников — обратите внимание — о месте жительства или работы, которых ему известно.

А откуда он может узнать такую информацию, если никто не обязывает его проводить розыск наследников? Конечно, прежде всего, от тех наследников, которые уже обратились к нему. Поэтому именно от них фактически зависит то, получат ли наследство остальные.

Предусматривает ли Закон какую-то ответственность за то, что наследник умолчит о других известных ему родственниках наследодателя? Этот вопрос недавно был на рассмотрении Верховного суда (дело 5-КГ18-268).

Ушел из жизни мужчина. Жил он одиноко в последнее время, общался только с сестрой. Из наследников первой очереди была родная дочь, но сестра не сообщила ей о смерти отца.

Как позже выяснилось, молчание хранилось не просто так: сестра обратилась к нотариусу и подала заявление о принятии наследства. Завещания не было, а по закону сестра относится ко второй очереди наследников.

Это значит, что она может наследовать лишь в том случае, если никто из наследников первой очереди не заявит о своих правах. Нотариус, как и полагается, спросил у нее, были ли у брата другие близкие родственники. Но та ответила, что ничего не знает о них.

Прошло 6 месяцев, никто к нотариусу больше не обратился, и он выдал сестре свидетельство о праве на наследство — она стала единственной наследницей квартиры, дома с участком и банковского вклада.

А примерно год спустя дочь стала интересоваться судьбой отца, выяснила, что его уже нет, и стала добиваться наследства. Разумеется, она обвинила тетю в том, что та специально не сказала нотариусу о том, что у брата была дочь, — иначе наследства бы ей никогда не видать.

Мосгорсуд признал, что сестра поступила недобросовестно, умолчав о наследнике первой очереди.

Расценив такое поведение как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ), суд отменил свидетельство о праве на наследство, выданное сестре, и восстановил срок на принятие наследства дочери.

То есть фактически на наследника возложили ответственность за то, что он не сообщил о других известных ему родственниках.

Но дело дошло до Верховного суда, и там оно приняло совсем иной поворот. Здесь суд не усмотрел нарушений со стороны сестры.

Действительно, нигде в законе на наследников не возлагается обязанность сообщать нотариусу о том, что есть еще другие Наследники. А раз такой обязанности нет — значит, нельзя и нести ответственность за ее неисполнение.

То, что дочь не знала о смерти своего отца, — исключительно ее вина. Она не поддерживала с ним общение, ссылаясь на сложные взаимоотношения. Но это не уважительная причина для того, чтобы восстанавливать ей срок для принятия наследства.

Иными словами, вердикт такой: наследник имеет полное право умолчать о других известных ему претендентах на наследство и забрать все себе. В делах наследства каждый сам за себя.

Розыск обвиняемых и подозреваемых возможен при наличии следующих условий:

  • имеется возбужденное уголовное дело;
  • статус разыскиваемого лица по уголовному делу – подозреваемый или обвиняемый (подсудимый).

Основой для розыска подозреваемого, обвиняемого является статья 210 УПК РФ, согласно которой при отсутствии сведений о месте нахождения подозреваемого или обвиняемого следователь поручает его розыск органам дознания.

Формально процедура объявления в розыск подозреваемого или обвиняемого заключается в вынесении следователем постановления об объявлении в розыск и направлении данного постановления для исполнения в оперативное подразделение соответствующего правоохранительного органа (МВД РФ, ФСБ РФ). Следователь выносит и направляет постановление о розыске в оперативное подразделение в трёх дневный срок с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Розыск может быть объявлен как во время производства следствия, так одновременно с приостановлением следствия. Если следователь объявляет обвиняемого или подозреваемого в розыск одновременно с приостановлением предварительного следствия, то он вправе не составлять отдельное постановление об объявлении в розыск: в этом случае выносится единое постановление о приостановлении предварительного следствия и объявлении в розыск. Для исполнения поручений следователя о розыске обвиняемых и подозреваемых в системе оперативных подразделений МВД РФ и ФСБ РФ созданы специальные розыскные подразделения, сотрудники которых после получения постановления об объявлении в розыск заводят розыскное дело на разыскиваемое лицо и принимают меры к установлению местонахождения последнего. Как правило, розыскное дело заводится по истечении 10 дней со дня поступления постановления следователя об объявлении обвиняемого или подозреваемого в розыск. В течении указанных 10 дней оперативными сотрудниками проводятся первоначальные действия по установлению местонахождения разыскиваемого лица, и если эти действия не дали результата, заводится розыскное дело. Однако в случаях, не терпящих отлагательств, когда имеются сведения о том, что без проведения всего комплекса розыскных мероприятий обвиняемого не обнаружить, например, имеются сведения о том, что обвиняемый покинул пределы России, розыскное дело заводится сразу после объявления лица в розыск. О заведении розыскного дела выносится отдельное постановление, одновременно разрабатывается план розыскных мероприятий, который утверждается руководителем розыскного подразделения.

После заведения розыскного дела оперативный сотрудник незамедлительно заполняет на разыскиваемое лицо розыскную карточку в двух экземплярах, сторожевой листок, статистическую карточку установленной формы, которая направляется для постановки разыскиваемого на учёт в федеральных и региональных информационных центрах (ГИЦ МВД РФ, ЗИЦ ГУ МВД РФ по г. Москве либо иным субъектам федерации, также при необходимости в информационных центрах ФСБ и иных правоохранительных органов). Также на разыскиваемое лицо заполняются опознавательные карты, которые хранятся в материалах розыскного дела, а по истечении гола направляются в информационные центры для проверки по картотекам неопознанных трупов (на без вести пропавших опознавательные карты направляются не позднее одного месяца). О розыске информируется подразделение МВД РФ по месту выдачи паспорта, также органы ЗАГСа по месту получения свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака (делается это на случай обращения разыскиваемым за получением нового паспорта, за сменой фамилии, получением паспорта и др.)

В ходе розыска опрашиваются соседи, родственники и знакомые разыскиваемого лица, изымаются образцы почерка, фотографии и образцы для сравнительного исследования, подготавливаются и направляются в вышестоящие и иные подразделения органов внутренних дел, ФСБ РФ, в частности по месту возможного местонахождения разыскиваемого лица розыскные задания и ориентировки, информация для помещения сведений о разыскиваемом лице в оперативные сводки и ориентировки.

Анализ современной следственной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев следствие в один и тот же день выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановление об избрании меры пресечения, постановление о приостановлении следствия и объявлении лица в розыск. Данная практика заочного предъявления обвинения в целях объявления лица в розыск уходит своими корнями в советскую эпоху, однако в современных условиях ее законность при рассмотрении во взаимосвязи действующих процессуальных норм вызывает сомнения, так как, к примеру, не позволяет уведомить лицо о предстоящей процедуре предъявления обвинения.

Итак, объявление в розыск в связи противоправным поведением лица возможно только в отношении подозреваемого или обвиняемого. С формальной точки зрения для объявления гражданина в розыск помимо факта наличия возбужденного уголовного дела должно быть хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • уголовное дело должно быть возбуждено в отношении разыскиваемого лица;
  • в отношении разыскиваемого лица должно быть вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
  • разыскиваемое лицо должно было быть ранее допрошено по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • разыскиваемое лицо задерживалось ранее по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • в отношении разыскиваемого лица применялась мера пресечения до предъявления обвинения;
  • разыскиваемое лицо уведомлялось о подозрении в совершении преступления при производстве расследования по уголовному делу в форме дознания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *