- Миграционное право

Новые штрафы ГИБДД в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые штрафы ГИБДД в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сумма штрафа за непропуск пешехода, имеющего преимущество движения, установлена в КоАП статьей 12.18. Сумма штрафа за это нарушение составляет 1500 — 2500 рублей. Столько придется уплатить, если не пропустить пешехода либо выехать за стоп-линию (наехать на “зебру”), создав препятствие для прохода пешехода. Если нарушение было допущено впервые, то водитель получит минимальную сумму штрафа, а именно 1500 рублей.

Какой штраф предусмотрен за непропуск пешехода в 2023 году?

К сожалению, не все водители внимательны и вежливы на дорогах, поэтому ДТП с пешеходами на “зебре” не редкость. Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе увеличился в сравнении с предыдущей редакцией КОАП объясняется тем, что законодатели уделили особое внимание проблеме безопасности пешеходов и постарались вынудить недобросовестных водителей соблюдать ПДД.

Я собираюсь получать права в будущем – повлияет ли штраф на это?

По закону тоже нет. Но на практике бывали случаи, когда инспекторы МРЭО, принимающие экзамены на получение водительских прав могли специально «заваливать» кандидатов в водители.

Тем не менее, и это тоже непроверенная информация. Она может не соответствовать правде, а описанные случаи чаще касаются очень грубых правонарушений (если вы неоднократно попадались в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, скрывались с места ДТП, будучи без прав и подобных).

Чем вызваны новые штрафы ГИБДД с 2022 года?

Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.

У нас другой взгляд на вещи – российские водители охотно нарушают правила, если их соблюдение требует «наступить на горло собственной песне». Особенно, когда поблизости не наблюдается сотрудника ГИБДД.

Между тем ДТП в России случается много и часто. Страдают и гибнут люди, в том числе и «правые», и «виноватые». О материальных потерях и говорить нечего. Да и корректное взаимовежливое поведение водителей на дороге пока еще является редкостью.

В новых правилах даются более точные определения пешеходного перехода, велосипедистам вводится запрет на езду по нему, запрещается обгонять по пешеходному переходу.

Рассмотрим поподробнее каждое изменение:

  • Отныне пешеходом является не только тот, кто находится на «зебре», но и тот, кто переходит дорогу на трассе вне специальной разметки.
  • Ранее водители не имели права обгонять на пешеходном переходе, если на нем находятся люди (пункт 14.1). Теперь же на обгон стоит жесткий запрет, и неважно, переходит человек дорогу в это время или нет.
  • По новым правилам водитель в любой ситуации обязан пропустить пешехода, даже если он одной ногой стоит на переходе.

Как избежать ответственности

Поскольку именно водитель несет повышенную опасность на дороге и на него возложена обязанность по пропуску пешеходов, практически всегда наступит тот или иной вид ответственности. Единственный вариант получить полное освобождение доказать отсутствие вины в действиях водителя. Например, если пешеход умеренно кидается под колеса автомобиля.

Читайте также:  Обозначения и коды в табеле учета рабочего времени

В остальных случаях приходится рассчитывать на снижение назначаемого наказания. Для этого стоит совершать все действия, предписываемые законом. Сразу после аварии необходимо включить аварийные сигналы, выставить знак. Как можно быстрее следует обратиться за медицинской помощью, а если это невозможно самостоятельно доставить пострадавшего в больницу. Виновному стоит идти на встречу и компенсировать причиненный вред добровольно путем оплаты всех расходов на лечение и иные затраты.

Соблюдение этих правил позволит расположить суд на свою сторону. Если в действиях водителя не присутствует иных нарушений, то в административном порядке можно рассчитывать на штраф. Если содеянное квалифицируется по УК РФ, то шансы на получение наказания в виде реального лишения свободы становятся минимальными.

Штраф за непропуск пешехода в 2022 году

Рассмотрение статьи 12.18 Административного кодекса:

Статья 12.18 Непредоставление преимущества пешеходам или другим участникам дорожного движения

Невыполнение предусмотренной правилами дорожного движения обязанности предоставить преимущество пешеходам, велосипедистам или другим участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), имеющим право на приоритет, — является

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.

В 2022 году размер штрафа составляет от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Выбор штрафа в указанном диапазоне осуществляется сотрудником ГИБДД. В то же время он должен принять во внимание смягчающие и отягчающие обстоятельства. Таким образом, если водитель совершил нарушение впервые, он, как и раньше, получит минимальный штраф в размере 1 500 рублей.

Расшифровка понятия «Непропуск пешехода»

Многие люди по-своему интерпретируют слово «уступить». Четкое объяснение содержится в Правилах дорожного движения РФ (1.2). Этот термин относится к обязанности водителя остановиться, чтобы не вынудить пешехода изменить скорость или направление движения.

Кроме того, 29.11.2014 были внесены изменения в Правила дорожного движения. Они регулируют порядок пересечения пешеходных переходов, где нет светофоров или регулировщиков. Теперь, согласно разделу 14.1 правил дорожного движения, мотоциклист, приближающийся к такому участку дороги, должен снизить скорость, если на «зебре» находятся пешеходы или они только что вступили на нее.

Изменения также затронули п. 14.2 ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Согласно нововведениям, если автомобиль, движущийся по соседней полосе, снизил скорость или затормозил перед перекрестком, не оборудованным светофором или регулировщиком, другие водители также будут вынуждены остановиться или снизить скорость.

Ранее пара. 11(4) Правил дорожного движения запрещает обгон на пешеходном переходе только в том случае, если на переходе находились люди. Изменения полностью исключили возможность совершения такого маневра на «зебре», даже если на ней никого нет. Невыполнение этого требования может привести к штрафу для пешехода.

Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?

Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.

Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.

Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.

В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:

Требование к водителю (в общем случае – ко всем участникам движения) не начинать или не продолжать движение, если такие действия могут привести к изменению направления или скорости движения других участников (в нашем случае – пешеходов), имеющих в данный момент преимущество.

Если создать препятствие пешеходу, нарушив правила проезда перекрестков, пешеходных переходов и прочее, то к водителю будет применена административная мера. Кодекс предусматривает штраф, за то, что не пропустил пешехода на переходе в 2021 году, который варьируется от 1500 до 2500 руб.

Но это самое безобидно наказание. Если происшествие будет иметь более серьезные последствия, то водителю грозит более суровая ответственность:

ситуация наказание
человек получил легкие травмы штраф 2500-5000 руб. или лишение прав до 1,5 лет
вред здоровью средней тяжести штраф 10 тыс.-25 тыс. руб., либо лишение до 2 лет
тяжкий вред здоровья тюремное заключение до 2 лет, а если водитель был нетрезвый, то до 4 лет
смертельный исход лишение свободы до 5 лет, а в состоянии опьянения — до 7 лет
Читайте также:  Правила и основы оформления налогового вычета для пенсионеров

Безусловно, пешеходам надо уступать дорогу на зебре. Однако во многих городах России существует множество нерегулиру­емых переходов, по которым идет нескончаемый людской поток. В итоге сложился принцип поочередного прохода и проезда через такие участки. Пешеходы, несмотря на наличие у них преимущества, останавливаются и пропускают автомобили, потом автомобили пропускают пешеходов, и это позволяет участку хоть как-то ехать. В случае установки у подобного перехода камеры фотовидеофиксации нарушений его без штрафа не проехать. Строгое формальное следование Правилам дорожного движения не всегда отвечает реальным ситуациям, когда разные участники движения договариваются не использовать приоритет или преимущество, чтобы не создавать друг другу проблем.

Что раздражает водителей больше всего

С помощью различных опросов удалось выяснить, что же чаще всего выводит из себя автовладельцев, что им не нравится в пешеходах? Вот список самых распространенных ответов:

  • попытка перебежать дорогу в неположенном месте перед самым носом машины;
  • «витающие в облаках» подростки с наушниками в ушах, не смотрящие по сторонам;
  • идущие по дороге и не замечающие ничего вокруг люди, разговаривающие по телефону;
  • пожилые люди, шагающие под колеса с уверенностью: все автомобили, которые двигаются по дороге, не трамвай (троллейбус) – объедут;
  • родители, не следящие за своими детьми, не держащие их за руку при переходе автотрассы.

Какие камеры фиксируют проезд на запрещающий сигнал?

Далеко не все средства фото- и видеофиксации нарушений Правил фиксируют проезд на красный. Так, на 2023 год практически ни одна переносная камера этого не делает, потому как на практике устанавливают специальные комплексы, которые работают вкупе с чтением режима работы светофора – фаз запрещающего и разрешающего сигналов.

Точно не фиксируют проезд на красный такие камеры:

  • Крис-П,
  • Ураган,
  • Кратон,
  • Скат.

Какие камеры могут висеть с целью фиксации проезда на запрещающий сигнал:

  • Одиссей – висит чаще всего на горизонтальном ответвлении от столба прямо над проезжей частью и «смотрит» на начало перекрёстка с выездом на него с фиксируемого участка дороги,
  • Автодория – висит непосредственно на столбе после перекрёстка (либо до, если «стреляет» в заднюю часть автомобиля).

Новые штрафы (таблица) за нарушение водителей правил ПДД на пешеходных переходах с 2020-2021 года: сколько платить, последние новости сегодня

Скан письма с разъяснениями для инспекторов за подписью начальника ГИБДД Михаила Черникова был опубликован в ряде телеграм-каналов, в МВД «Ъ» подтвердили подлинность документа. «Документ касается применения норм ПДД и КоАП, связанных с проездом пешеходных переходов», — пишет издание.

Согласно ПДД, водитель, подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, должен уступить дорогу пешеходам, переходящим улицу, или «вступившим на проезжую часть». Под термином «уступить дорогу» подразумевается, что автомобилист не должен начать или продолжать движение, если это заставит пешехода «изменить направление движения или скорость», поясняет издание.

В 2012 году Верховный суд (ВС) РФ постановил, что если траектории пешехода и машины не пересекаются, то уступать дорогу водитель не обязан, и штрафовать его нельзя. В письме инспекторам за подписью Черникова еще раз разъясняются эти правила.

«Обязанность водителя уступить дорогу пешеходу поставлена в зависимость именно от необходимости не создавать помех в его движении», — говорится в документе. Если водитель не вынуждает пешехода, «имеющего по отношению к нему преимущество», изменить скорость или направление движения, в действиях автомобилиста нет никакого правонарушения, поясняет начальник ГИБДД.

В МВД «Ъ» пояснили, что упомянутое письмо было направлено в региональные подразделения ГИБДД «в целях выработки единой государственной политики в области безопасности дорожного движения» и «разъяснений порядка применения положений пунктов ПДД с учетом позиции Верховного суда».

Источник издания, знакомый с подготовкой документа, сказал, что дополнительные инструкции понадобились потому, что некоторые инспектора по-прежнему некорректно штрафуют водителей за их действия на пешеходных переходах, несмотря на озвученную еще в 2012 году позицию ВС РФ по данному вопросу.

Читайте также:  В России с 2023 года оформить прописку через портал госуслуг смогут все желающие

«Ъ» напоминает, что водителей, не уступающих дорогу пешеходам на переходах, штрафуют на 1,5 — 2,5 тыс. руб. по ст. 12.18 КоАП (Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения). В 2019 году было возбуждено 1,37 млн дел по данной статье, за девять месяцев этого года — 874,5 тыс., отмечает издание.

Когда разрешается проезд на красный свет

Существуют исключения, когда выезд на запрещающий сигнал светофора не является нарушением и не наказывается штрафом. Так, ПДД разрешает проехать на красный:

  • когда вы находитесь за рулем спецтранспорта (но только если авто едет с включенной мигалкой и сиреной);
  • по указанию регулировщика (в соответствии с пунктом 6.15 ПДД);
  • когда для остановки на светофоре необходимо экстренное торможение (как правило, доказать необходимость экстренного торможения достаточно сложно);
  • в случае необходимости завершения маневра на перекрестке на красный (например, когда водитель выехал в медленном потоке на перекресток на зеленый, но красный свет включился до того, как он повернул);
  • во время крайней необходимости (например, когда в авто находился человек, требующий экстренной медицинской помощи).

Уточнен срок привлечения к ответственности за нарушение ПДД

Этот же законопроект уточняет время начала отсчета срока привлечения к ответственности за ДТП. Дело в том, что в настоящий момент в его определении есть неточности, которые приводят к разным судебным решениям в отношении водителей, совершивших схожие нарушения.
Поводом для разбирательства стало решение Конституционного суда по делу автомобилистки Ольги Мельниковой. В декабре 2020 года она создала помеху для движения автобуса. Водитель успел затормозить, и столкновения не произошло. Однако несколько пассажиров в салоне автобуса упали, а один сломал руку. Это стало поводом для оформления ДТП с пострадавшим. Мельникова инцидент не заметила и проехала дальше, что было квалифицировано как оставление места ДТП. Суд назначил дату разбирательства и лишил автомобилистку прав на год. Только получилось так, что к административной ответственности ее привлекли спустя три месяца и один день. Мельникова такое решение оспорила, отметив, что судебный акт вынесли уже по истечении срока давности.
«Согласно оспоренной норме, день, с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности, является днем совершения/обнаружения административного правонарушения. В то же время в силу ст. 4.8 «Исчисление сроков» КоАП течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, если другими статьями КоАП не установлен иной порядок исчисления сроков», — сказано в решении Конституционного суда.
В итоге КС потребовал, чтобы законодатели незамедлительно устранить эту неопределенность. Для этого в законопроекте четко прописали: «Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. А если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде

  • Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).

  • Обратиться в медучреждение и зафиксировать повреждения.
  • Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.

  • Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *