Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменятся правила социальных выплат инвалидам-чернобыльцам?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Индексация ЕДВ осуществляется на величину фактической инфляции, определенной по итогам прошедшего года. То есть с 1 февраля 2023 г. размер выплат увеличат на столько процентов, на сколько за 2022 год выросли потребительские цены.
На сколько повысят ЕДВ в 2023 году
По данным Минэкономразвития инфляция по итогам 2022 г. прогнозируется на уровне 12,4%. Эти прогнозы по величине инфляции были учтены Правительством при подготовке бюджета объединенного социального фонда. Этот документ и предусматривает индексацию ЕДВ с 1 февраля 2023 года на 12,4%.
Незадолго до даты плановой индексации глава Правительства подпишет Постановление, в котором будут утверждены точные параметры повышения выплат. Определены они будут на основании окончательных данных по инфляции от Росстата. Соответственно, процент повышения может как увеличиться, так и уменьшиться — все зависит от экономической обстановки в стране.
ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году
Выплаты для ВБД тоже проиндексируют с 1 февраля 2023 года (предварительно на 12,4%). После индексации ветеранам боевых действий будут ежемесячно выплачивать:
- по 3913,60 руб. в случае отказа от НСУ;
- по 2437,29 руб. при сохранении соцпакета полностью.
При частичном отказе от набора соцуслуг будут выплачиваться следующие суммы:
Какие льготы сохранены | ЕДВ ВБД с 01.02.2023 г. |
---|---|
Лекарства + санаторий | 2600,61 |
Лекарства + проезд | 2613,20 |
Лекарства | 2776,52 |
Проезд + санаторий | 3574,37 |
Санаторий | 3737,69 |
Проезд | 3750,28 |
Стоит также рассказать о законопроекте, который в начале 2022 года внесли на рассмотрение в Госдуму. В нем были предложены новые льготы и меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, а также изменение порядка индексации ЕДВ для ВБД начиная с 2023 года. Депутаты предложили определять процент повышения выплат по схеме «инфляция + 1%», то есть применительно к февралю 2023 года это была бы индексация на 13,4%.
Пошаговая инструкция для получения ЕДВ
Чтобы получить ЕДВ, нужно собрать папку документов (паспорт, заявление на оформление ЕДВ и т.п.). Кстати, для каждой категории льготников существует свой набор документов. Чтобы узнать какие бумаги принести, обратитесь в ПФР.
Подать документы можно там же – прямо в отделении ПФР. Либо же можно обратиться в МФЦ. На месте можно отказаться от НСУ, написав соответствующее заявление. Осталось дождаться, когда будет назначено ЕДВ. Денежная выплата будет получена вместе с пенсией.
Если вы относитесь к категории инвалидов или ЕДВ получает ребенок-инвалид, тогда назначение происходит автоматически. Такая практика работает с конца июля 2020 года. То есть, нести документы не понадобиться. На назначение выделяется 10 дней после того, как в реестр попадут данные об инвалидности человека. Узнать о назначении ЕДВ можно в личном кабинете на портале Госуслуг.
Получить юридическую помощь по вопросам, как рассчитать пенсию онлайн в пенсионном калькуляторе можно на нашем сайте.
Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:
- Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
- Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
- Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
- НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
Кто имеет право на получение льгот и выплат
В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.
Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.
Социальные льготы гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО “Маяк”, установлены Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” (в дальнейшем по тексту – Федеральный закон N 175-ФЗ), для категорий граждан, определенных статьей 1 Федерального закона N 175-ФЗ:
- гражданам (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 – 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также гражданам, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 – 1956 годах;
- гражданам (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1959 – 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также гражданам, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 – 1962 годах;
- гражданам, эвакуированным (переселенным), а также добровольно выехавшим из населенных пунктов (в том числе эвакуированным (переселенным) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащим, вольнонаемному составу войсковых частей и спецконтингенту, эвакуированному в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим гражданам относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк”, а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
- гражданам, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности);
- гражданам, проживавшим в 1949 – 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр);
- граждан, проживавшим в 1949 – 1956 годах в населенных пунктах, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр);
- гражданам, добровольно выехавшим на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).
При наличии у гражданина права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом N 175-ФЗ, по различным основаниям ему гарантируется предоставление мер социальной поддержки по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору.
Раздел 1. Влияние радионуклидов на организм человека
Радиация по своей природе вредна для жизни человека. Малые дозы облучения могут «запустить» не до конца еще установленную цепь событий, приводящих к онкологическим заболеваниям и генетическим повреждениям. Повреждения, вызываемые большими дозами облучения, обыкновенно проявляются в течение нескольких часов или дней. Онкологические же заболевания проявляются спустя много лет после облучения, как правило, не ранее чем через одно — два десятилетия. А врожденные пороки развития и другие наследственные болезни, вызываемые повреждением генетического аппарата, проявляются лишь в следующем или последующих поколениях. Постоянное разрушение оболочки живой клетки при малых дозах радиации, но действующих постоянно, снижает иммунитет организма (эффект Петко). В то время как идентификация быстро проявляющихся последствий от действия больших доз облучения не составляет труда, обнаружить отдаленные последствия малых доз облучения почти всегда оказывается очень трудно в связи с тем, что организм человека может подвергаться как воздействию внешних источников излучения, расположенных вне тела, так и действию внутренних источников, т.е. радионуклидов, попавших различными путями в органы и ткани. При равной активности источников внутреннее облучение представляет большую опасность, чем внешнее, вследствие меньшего расстояния между источником и облучаемым органом. Но даже обнаружив какие-то эффекты, требуется доказать, что они объясняются действием радиации, поскольку раковые заболевания и повреждения генетического аппарата могут быть вызваны не только радиацией, но и множеством других причин.
По данным Международного комитета по радиационной защите населения действие малых доз облучения сопровождается определенным риском возникновения отдаленных негативных последствий. К таким последствиям относятся злокачественные новообразования и лейкемия, наследственные заболевания и сокращение продолжительности жизни. Повсеместно на загрязненных радионуклидами территориях отмечен рост самых различных заболеваний. При этом негативные отклонения в состоянии здоровья людей регистрируются в форме заболеваний, которые обычно не связываются с уровнем облучения. Например, отчетливо регистрируется повышение заболеваемости ишемической болезнью сердца, язвенной болезнью, увеличивается число инсультов и нервных заболеваний. Вместе с тем отмечается рост заболеваний, которые могут быть связаны непосредственно с облучением — гиперплазия и рак щитовидной железы, лейкозы и возникновение катаракт. Кроме того, отмечается возрастание заболеваемости хроническим бронхитом, общее утяжеление протекания инфекционных заболеваний.
Только сейчас становится ясно, что задолго до чернобыльской катастрофы почти такая же авария произошла в 1957 году под г. Челябинском. Масштабы этой аварии колоссальны. Радионуклидами было загрязнено 20 тысяч кв. км территории Омской, Курганской, Тюменской, Челябинской и Свердловской областей. Даже сейчас от людей, живущих около реки Теча, идет радиационное излучение из-за стронция, который инкорпорирован в их костной ткани.
Раздел 2. Проблемы возмещения морального вреда при экологических правонарушениях
В 1995 г. в Озерский городской суд обратились Шагиахметова Сарвар и семья Нажмутдиновых, предъявив иск к ПО «Маяк» о возмещении морального вреда в связи с проживанием на радиационно-загрязненной территории Кунашакского района Челябинской области.
Суть исковых требований семей Нажмутдиновых и Шагиахметовой — моральный вред (физические и нравственные страдания) в связи с проживанием на радиационно-загрязненной территории, пострадавшей от производственной деятельности ПО «Маяк». В результате длительного проживания на радиационно-загрязненной территории всей семье Шагиахметовой Сарвар и нескольким поколениям семьи Нажмутдиновых нанесен вред здоровью, что и явилось причиной того, что вся семья Шагиахметовых погибает, а в семье Нажмутдиновых родился ребенок с тяжелейшей патологией (без ножки и с деформированными ручками).
Шагиахметовой Сарвар нанесен моральный вред в связи с тем, что ее муж умер от лейкемии, больна она сама и ее дети.
Возникновение болезней у всей семьи С. Шагиахметовой является последствием перенесенного радиоактивного воздействия и длительного проживания в местности, подвергшейся радиоактивному загрязнению. Муж умер, дети не в состоянии помогать — они больны и сами нуждаются в помощи. Все их заболевания подтверждены медицинскими учреждениями. Смерть мужа и двоих детей наступила в связи с радиоактивным облучением. Мать работала наблюдателем метеорологической станции. Ее дом находится в 100 метрах от берега реки Теча. Дети постоянно помогали ей в работе, брали пробы воды, ила. Пробы хранились у нее в доме по 2 — 3 дня. В семье было домашнее хозяйство: коровы, гуси. Местный сельский совет постоянно выделял ей покосы в пойме реки Теча.
С. Шагиахметовой нанесен моральный вред не только в связи со смертью мужа и двоих детей, заболеваниями оставшихся в живых, но и от осознания того, что она переживет их и останется одна. Эта мысль убивает ее последние надежды на спокойную старость.
Второй иск о возмещении морального вреда предъявлен к ПО «Маяк» супругами Нажмутдиновыми в связи с рождением 8 сентября 1992 г. сына Денислама с врожденными уродствами. Радость от рождения первого сына была омрачена целым рядом столь трагических обстоятельств, что мать ребенка долгое время находилась в состоянии психологического шока. Она не могла поверить, что у нее, здоровой женщины, родился инвалид. В дальнейшем стало известно, что помимо физической патологии у ребенка имеется целый ряд тяжелейших неизлечимых заболеваний. Эти обстоятельства после пережитого шока были для семьи еще одним страшным ударом. Родителей, безусловно, интересовали причины, и они пришли к единому мнению, что причина заключается в длительном воздействии радиации на организм всех родственников ребенка со стороны отца и матери. Все прямые родственники ребенка в двух поколениях жили на территории Челябинской области в районах, которые были подвергнуты радиационному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк» и сброса радиоактивных отходов в реку Теча. Проживание в зоне экологического бедствия нескольких поколений семьи отразилось на здоровье маленького Денислама.
Общеизвестно, что радиационное излучение является фактором, вызывающим возникновение генетических нарушений. Радиационное облучение получили все поколения семьи со стороны отца и матери ребенка. Кроме того, организмы матери и отца формировались на радиационно-загрязненной территории и постоянно подвергались облучению. В связи с этим в организме родителей произошли генетические изменения, повлекшие уже в третьем поколении рождение ребенка-инвалида.
Категории чернобыльцев
В социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, делят на 4 категории:
- Первая категория – лица, подвергшиеся максимальному облучению. Это привело к тому, что у пострадавшего диагностирована лучевая болезнь или инвалидность.
- Вторая категория – люди, которые участвовали в ликвидации последствий в зоне отчуждения. Период участия в ликвидации последствий – до 1 июля (вне зависимости от срока), с 1 июля до 31 декабря 1986 года (5 суток и более), в 1987 году (2 недель и более).
- Третья категория – люди, которые участвовали в ликвидации последствий, находившиеся в области отчуждения с 1 июля до 31 декабря 1986 года (5 суток и меньше), в 1987 году (2 недели и меньше), с 1988 до 1990 года (1 месяц и больше).
- Четвертая категория – люди, которые до 1993 года находились на участке постоянного радиологического контроля.
Также ко второй категории причисляются лица, которые были вывезены и выселены из этой зоны. Ко второй категории причисляются и дети, которые на тот момент еще не родились, а после достижения 18 лет получили официальный статус чернобыльцев.
Поддержка граждан, подвергшихся радиационным воздействиям
Государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г., либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, определяется Законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Гражданам Российской Федерации гарантируются установленные данным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При этом под социальной поддержкой граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, понимается система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая федеральными законами.
Размеры возмещения вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены в зависимости от того, к какой из категорий пострадавших относится тот или иной гражданин.
Так, гражданам, получившим суммарную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются следующие меры социальной поддержки:
- — внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках;
- — обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию;
- — ежемесячная выплата денежной компенсации в размере 200 руб. на приобретение продовольственных товаров;
- — доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу, осуществляемая работодателем до восстановления трудоспособности или установления инвалидности;
- — выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка, не превышающего максимального размера пособия, независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт;
- — назначение пенсии по старости с уменьшением на 10 лет возраста, дающего право на пенсию по старости;
- — оплата в размере 50% занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов и в приватизированных жилых помещениях.
Финансово-экономическая деятельность
Расходы по выплатам за вред здоровью, причиненный вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Категория граждан: граждане, подвергшиеся воздействию радиации.
Нормативные правовые акты:
- Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. № 607 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 г. № 439 «О Правилах предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
О доказывании факта участия в работах
В пункте 17 Постановления от 14.12.00 № 35 указывается на отсутствие каких бы то ни было ограничений в средствах доказывания факта участия в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Этот факт имеет юридическое значение, поскольку порождает права и льготы, закрепленные в Законе от 15.05.91 № 1244–1, в связи с чем он может быть установлен в судебном порядке в случае, если у заявителя отсутствуют документы, подтверждающие право на получение льгот и компенсаций, и такие документы невозможно получить в ином порядке.
Данное разъяснение основано на нормах ч. 1 ст. 55 и гл. 28 ГПК РФ.
Вместе с тем необходимо учитывать, что такое средство доказывания, как свидетельские показания, сопряжено с субъективным фактором и требует со стороны суда тщательной проверки и объективной оценки. В связи с этим в комментируемом пункте обращено внимание на следующее: если заявитель ссылается только на свидетельские показания, необходимо выяснить, имеются ли письменные доказательства, подтверждающие указанный факт, и, если они имеются, предложить представить их суду либо в необходимых случаях оказать содействие заявителю в истребовании таких доказательств.