- Миграционное право

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Эти два понятия предполагают, что прокурор может затребовать проведение проверки от тех подразделений, которые осуществляют контроль, либо в ведении которых присутствуют проверяемые структуры. Так, к примеру, прокурор области дает распоряжение нижестоящим подразделениям в населенных пунктах о необходимости выполнить ревизию. После исполнения они составляют отчет и отправляют «наверх». Прокурор города осуществляет ведомственную проверку исполнительных надзорных органов муниципального образования. Служащие, выполняющие указания вышестоящих должностных лиц, могут потребовать от руководства объекта провести внутреннее расследование в связи с какой-либо чрезвычайной ситуацией (аварией, несчастным случаем, злоупотреблением, недостачей и прочим). Прокурор района, муниципального образования, субъекта Федерации может затребовать проведение экспертизы. Реализуется это посредством вынесения соответствующего постановления.

Комментарий к ст. 37 УПК РФ

1. Настоящий Кодекс определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37). Таким образом, прокурор в российском уголовном процессе совмещает сугубо процессуальную функцию уголовного преследования и государственно-правовую по своему происхождению функцию надзора за соблюдением законов. Притом вся глава 6 УПК называется «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения». Из этого можно заключить, что законодатель видит в прокурорском уголовном преследовании именно проявление состязательной функции обвинения. Следовательно, функция уголовного преследования (обвинения от имени государства) должна быть совершенно отделена в российском процессе от функции правосудия, а полномочия прокурора не могут подменять полномочий, свойственных в состязательном процессе суду. Надзор прокурора, по буквальному смыслу ст. 37, распространяется исключительно на деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, относящихся в России к исполнительным органам власти в уголовном процессе, и не затрагивает суд, а равно деятельность защитника.

2. Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования. Функция же уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если говорить о критерии разделения этих функций еще проще, то функция надзора следует лишь началу законности, в то время как функция уголовного преследования, кроме того, — и началу целесообразности. Представляется, что совмещение целей уголовного преследования и надзора за законностью ведет к внутреннему противоречию, поскольку законность неизбежно ограничивает достижение цели уголовного преследования лишь определенными средствами, учитывающими, в частности, и интересы другой стороны — защиты. Поэтому, ставя цель добиться наказания виновного, прокурор в случаях, предусмотренных законом, должен ограничивать ее достижение в интересах законности средствами надзорного реагирования на допущенные нарушения. Особенно остро это противоречие проявляет себя при возложении на прокурора руководства предварительным расследованием, когда он отвечает за его эффективность, которая в первую очередь определяется успехом уголовного преследования. При этом на практике надзорная цель неизбежно отходит на второй план, уступая первенство интересам уголовного преследования.

Теоретической основой новаций, внесенных в законодательство ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» явилось представление о необходимости освободить прокурора от ответственности за руководство предварительным следствием и тем самым очистить его надзорную функцию от наслоений чуждых ей интересов. Этим Законом прокурор полностью лишился полномочий по руководству предварительным следствием — они остались у него только в отношении производства дознания. Теперь функция уголовного преследования осуществляется прокурором на предварительном следствии большей частью постольку, поскольку он участвует в подготовке и формировании будущего государственного обвинения в суде. Эта функция проявляет себя здесь в основном на завершающем этапе расследования — в полномочиях прокурора при рассмотрении уголовного дела, поступившего к нему от следователя с обвинительным заключением (гл. 31 УПК) . Лишь с этого момента, но не ранее прокурор становится ответственным за качество обвинения, которое прокуратуре придется поддерживать в суде. Таким образом, он становится свободен для осуществления более объективного надзора на более ранних этапах предварительного следствия и в стадии возбуждения уголовного дела.

———————————

РГ. 2007. 8 июня. N 122.

Особняком здесь стоит право прокурора выносить постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37).

При обсуждении названного Закона часто высказывались мнения, что прокурорский надзор в отсутствие полномочий по руководству следствием (в том числе при невозможности давать следователю обязательные указания) потеряет свою эффективность , что гражданам придется обращаться за защитой своих прав не к прокурорам, а в суды, которые и без того загружены делами и не смогут обеспечить интересы участников процесса . Как представляется, опасность возникновения таких негативных последствий преувеличена. Обладая правом утверждать (или не утверждать) обвинительное заключение, прокурор имеет полную возможность добиться от следственных органов выполнения своих требований и указаний даже без обращения к руководителям вышестоящих следственных органов с требованием об устранении допущенных нарушений. Думается, что на практике такие обращения будут направляться редко и лишь в исключительных случаях. Если только работа прокуроров, ответственных за надзор над следственными органами, будет оцениваться не по-старому, т.е. по количеству дел, направленных в суд с обвинительным заключением, а лишь по количеству и качеству актов прокурорского реагирования на допущенные на досудебном производстве нарушения, прокурорский надзор сможет оказаться наиболее быстрым и действенным средством защиты прав и законных интересов участников процесса на досудебных стадиях. В противном случае он вряд ли сделается по-настоящему эффективным.

Процессуальные права и обязанности прокурора при обращении в суд прописаны в Настоящем законе. Поэтому при обращении в суд он является истцом и имеет все полномочия, включая:

  • право на заключение мирового соглашения сторонами;
  • обязанность по уплате всех необходимых судебных расходов.

Гражданский процесс отличается от других тем, что в суде рассматриваются только дела граждан Российской Федерации. В заседании участвует истец и ответчик. Они оба имеют право представлять доказательства, которые оправдывают или доказывают вину. Но если прокурор обращается с заявлением, он наделяется правом:

  • на полное или частичное изменение основания заявленного требования;
  • на изменение размера требования.

Гражданско-процессуальный кодекс в статье 394 гласит о том, что прокурор вправе подавать заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам в суде. Прописанные в гражданском процессе права и обязанности прокурора несильно отличаются от его основной деятельности.

Допуск к особо секретным документам

В функции прокурора входит работа не только с обычными предприятиями. При предъявлении удостоверения, а иногда специального разрешения, он может проверить материалы, в которых содержится секретная информация или государственная (военная) тайна. Как выше было сказано, такими возможностями может обладать Генеральный прокурор РФ. При этом необходимо отметить, что сотрудником движет не праздный интерес, а его профессиональный долг. В связи с этим никаких препятствий не должно и не может создаваться для реализации данной задачи.

В ряде случаев право прокурора на беспрепятственный вход в помещение или на территорию подконтрольного объекта может быть ограничено пропускным режимом, ведомственными инструкциями и прочими факторами. При возникновении физических барьеров сотрудник может прибегнуть к просьбе о содействии ему полиции. При этом он также может возбудить производство об административном нарушении против виновных. Право на беспрепятственный вход предполагает возможность проникновения служащего к определенному лицу в назначенное место. Ведомственные инструкции, так же, как и прочие акты, которые могут ограничить доступ сотрудника, должны немедленно опротестовываться вышестоящим должностным лицом. В качестве него, например, может выступать прокурор республики.

Иные участники уголовного судопроизводства

К иным участникам уголовного судопроизводства относятся лица, являющиеся источниками доказательственной информации либо привлекаемые для оказания технической или иной помощи (содействия) и удостоверения хода и результатов следственных действий.

В УПК названы пять таких участников — свидетель, эксперт, специалист, переводчик и понятой. В отличие от других категорий участников уголовного судопроизводства, они не являются сторонами, не наделены никакими властными полномочиями и не имеют по делу ни собственного, ни представляемого интереса. Напротив, незаинтересованность в исходе дела является для них (кроме свидетеля) обязательным условием привлечения к участию в деле.

Возбуждение уголовных дел

Объекты, имеющие право возбуждать уголовные дела, перечислены в статье 146 УПК. В перечне нет сотрудников прокуратуры. Решение об уголовном преследовании принимается:

  • следователями;
  • дознавателями;
  • руководителями соответствующих структур.

Полномочия районного/городского прокурора на стадии возбуждения уголовного дела сводятся к осуществлению надзора за указанными должностными лицами. Последние передают постановление о возбуждении преследования в течение 24 часов в прокуратуру. В обязанности ее сотрудников входит:

  • выявление несоответствия принятого решения нормам закона;
  • утверждение или отмена таковых.

На практике прокуратура не закрывает дело. Сотрудник госоргана издает документ, в котором обосновывает свою точку зрения. Требование направляется в органы правопорядка. На его основании принимается решение о закрытии дела. При этом следователь может возразить, если считает мнение прокурора неверным. Весь спор оформляется документально, так как от его итога зависят судьбы конкретных людей.

Прокуратура должна указать на процессуальное положение, нарушенное органами правопорядка. Если спорящие стороны не придут к согласию, то материалы направляются в вышестоящие структуры. На данном этапе процесса прокуратура обязана:

  • рассмотреть заявления граждан и должностных лиц о нарушении законодательства;
  • отследить соответствие процедуры нормам, указанным в УПК;
  • защитить права участников мероприятия.

Прокурор на этапе предварительного расследования

На этом этапе закон наделил прокурора правом:

  1. Осуществлять преследование и контролировать работу дознания и следствия.
  2. Использовать право и руководствоваться им, управлять ходом следствия.
  3. Давать разрешение на ходатайство в судебную инстанцию о каких-либо процессуальных действиях.
  4. Мотивировано отменять незаконно возбуждённое дело.
  5. Требовать исправления в установленные сроки недостатков, выявленных в следственных действиях.
  6. Давать органам дознания указания, в каком порядке необходимо расследовать преступление.
  7. Рассматривать изложенные в письменном виде аргументы следствия о наличии нарушений действующего закона.
  8. Отклонять несоответствующие правовым нормам постановления подчинённых работников прокуратуры.

Понятие и функции прокурора в уголовном процессе

Участники уголовного судопроизводства (процесса) — это все лица, которые участвуют в уголовно-процессуальных правоотношениях, то есть имеют здесь определенные права и обязанности. Они выполняют часть уголовно-процессуальной деятельности и являются субъектами отдельных уголовно-процессуальных действий и отношений.

Вместе с тем некоторые участники уголовного процесса играют в нем ведущую роль, состоя в главном, центральном процессуальном правоотношении, выполняя одну из основных процессуальных функций: обвинения, защиты или разрешения дела. Эти участники являются субъектами не только отдельных процессуальных действий, но и всего уголовного процесса. Таким образом, субъекты уголовного процесса — это такие его участники, уголовно-процессуальные права которых позволяют им влиять на ход и исход уголовного дела.

Пункт 58 ст. 5 УПК РФ определяет участников как лиц, принимающих участие в уголовном процессе. Совокупность прав и обязанностей данных лиц составляет их правовой (процессуальный) статус.

Процессуальное положение потерпевшего

При расследовании преступлений, направленных против прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в уголовном судопроизводстве появляется такой участник, как потер­певший от преступления.

Потерпевший — физическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен физический, имущественный или мораль­ный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступ­лением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ).

Решение о признании этих лиц потерпевшими оформляется по­становлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.

Гражданский истец

Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Материальным основанием признания лица потерпевшим явля­ется установление с помощью доказательств факта наличия у него вреда, а процессуальным основанием — наличие в уголовном деле соответствующего постановления или определения, составленных на основании имеющихся в уголовном деле доказательств.

Под вредом в уголовно-процессуальной теории по­нимается:

  • физический вред — нарушение телесной или психической целостности орга­низма личности;
  • моральный вред — причинение нравствен­ных страданий, унижение чести и достоинства, умаление авторитета и репутации;
  • имущественный вред — умаление (уменьшение) материальных благ.

По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть жертвы, права потерпевшего переходят к одному из ее близких родственников. При этом данное положение не может рассматриваться как ис­ключающее возможность наделения правами потерпевшего более одного близкого родственника погибшего.

Частный обвинитель — потерпевший или его законный представи­тель, представитель по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК РФ).

В то же время ст. 43 УПК РФ полагает, что частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу част­ного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, и под­держивающее обвинение в суде.

Процессуальное положение следователя

Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 41 ст. 5 УПК РФ).

Предварительное следствие производится следователями Следст­венного комитета Российской Федерации, в том чис­ле военной, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасно­сти и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 38, 151 УПК РФ).

Следователи всех министерств и федеральных служб обладают едиными полномочиями и процессуальной самостоятельностью.

Вторая категория полномочий

Вторая категория полномочий позволяет прокурору ликвидировать установленные правонарушения и привлекать замешанных в этом людей к ответственности перед судом, а именно:

  1. Оспаривать те нормативно-правовые акты, которые противоречат законодательству Российской Федерации, подавать обращение в суд, чтобы аннулировать их.
  2. Выявлять нарушения в подведомственных учреждениях.
  3. Выявлять административные правонарушения.
  4. При необходимости возбуждать или возобновлять уголовное дело.
  5. Привлекать нарушителей к дисциплинарной или уголовной ответственности согласно решению суда.
  6. Высвобождать лиц, находящихся в задержании незаконно.
  7. Предупреждать госслужащих о последствиях несоблюдения законов, тем самым государственный прокурор предостерегает чиновников от возможных последствий. В современных реалиях это крайне важно.

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

  • Cтороны — участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения;
  • Cторона обвинения — прокурор, а также следователь, руководитель следственного органа, дознаватель, частный обвинитель, потерпевший, его законный представитель и представитель, гражданский истец и его представитель;
  • Прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре;
  • Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом; Руководитель следственного органа — должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель;
  • дознаватель — должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;
  • частный обвинитель — потерпевший или его законный представитель и представитель по уголовным делам частного обвинения;
  • Потерпевший- гражданин, которому преступлением причинён моральный, физический или имущественный вред.
  • Законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства; Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением.
Читайте также:  Основания приостановления исполнительного производства

Есть частные лица, это потерпевший, законный представитель и представитель, гражданский истец, так как они не наделены госуд власными полномочиями, а выступают в своих интересах, за исключением представителя который выступает от имени потерпевшего. И также есть лица наделенные государственно властными полномочиями , это прокурор, руководитель след органа, следователь, дознаватель, так как они выступают в интересах общества. Их объединяет обвинение и уголовное преследование. Обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном УПК п. 55 ст. 5:

  1. Уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
  2. Понятие «преследование» шире, так как уголовное преследование это процессуальная деятельность , а обвинение это только утверждение.
  3. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.
  4. Cтороны — участники уголовного судопроизводства, выполняющие на основе состязательности функцию обвинения (уголовного преследования) или защиты от обвинения;
  5. Сторона защиты — обвиняемый, а также его законный представитель, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель и представитель;
  6. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого:
  7. 1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
  8. 2) вынесен обвинительный акт;
  9. 3) составлено обвинительное постановление.
  10. законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства;
  11. Защитник — лицо, осуществляющее в установленном настоящим Кодексом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу.
  12. В качестве гражданского ответчика может быть привлечено физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации несет ответственность за вред, причиненный преступлением.
  • Представителями гражданского ответчика могут быть адвокаты, а представителями гражданского ответчика, являющегося юридическим лицом, также иные лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации представлять его интересы.
  • Прокурор, его процессуальное положение на различных стадиях российского уголовного процесса.
  • Понятие дано в УПК, в Законе о прокуратуре.

Далее – функции, через них раскрывается процессуальное положение, ст.37. Их две: уголовное преследование и надзор на стадии досудебного производства. Вернуться к вопросу о соединении в одном лице соединять интерес обвинения и надзора за участниками процесса.

К вопросу о положении прокуратуры в Конституции. До сих пор идут споры: прокуратура – это надзирающий орган или это орган преследования и обвинения.

Ранее у прокуратуры был всеобщий надзор за законностью, сейчас он него остался лишь надзор на досудебном производстве, который также уходит из-под их полномочий. Особенно остро – в передаче ряда полномочий прокурора руководителю следственного органа.

Ранее, до 2007 года, уголовные дела возбуждались лишь с разрешения прокурора. Надзора за судами нет. Преследование же, обвинение процветает. Некоторые за то, чтобы был лишь надзирающим органом, другие – наоборот.

Далее – о конкретных полномочиях в рамках этих функций из ст.37 + описанные в особенной части (гл.30, 31 УПК), что может делать в судах (участие в прениях и др.).

Ст. 37, главы 30,31 – действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями. Понятие прокурора в УПК п. 31 ст. 5.

К вопросу о положении прокуратуры в Конституции.

О роли прокуратуры много споров, что она должна делать в правовом государстве. То, что мы назвали себя правовым государством, закрепили разделение властей, отсюда стали отнимать полномочия прокуратуры. Еще все усугубила состязательность, возник вопрос, что за надзор, раз состязательность, в том числе за судами? Раз три ветви над ними только Президент, который явл.

гарантом деятельности всех ветвей власти, поэтому прокуратура не может осуществлять надзор за судебной властью, начался спор может ли прокуратура осуществлять всеобщий надзор. Когда писали проект Конституции, что с прокуратурой сделать, одни предлагали убрать надзор за судами другие, что только поддерживает иски.

В 1995 году убрали надзор за судами, главу назвали участие прокурора в суде.

До сих пор идут споры: прокуратура – это надзирающий орган или это орган преследования и обвинения. Ранее у прокуратуры был всеобщий надзор за законностью, сейчас он него остался лишь надзор на досудебном производстве, который также уходит из-под их полномочий.

Особенно остро – в передаче ряда полномочий прокурора руководителю следственного органа.

До 2007 года все дела возбуждались прокурором, любые дела ФСБ, МВД должны были спрашивать разрешении на возбуждение. Теперь руководитель следственного органа, начальник могут возбуждать дело. Надзор только на досудебном производстве, обратить внимание как надзор за дознанием и дознавателем (больше полномочий), следователем (меньше).

  1. Если уберут надзор, то у прокуратуры останутся только уголовное преследование.
  2. Функции:
  3. · надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  4. · уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  5. · координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Уголовное преследование — процессуальная деятельность, осуществляемая в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК). По существу, прокурор возглавляет всю деятельность по уголовному преследованию, поскольку на нем лежит обязанность (см. ст. 37 п. по преследованию):

 участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично проводить отдельные следственные действия;

 давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

 он поручает органу дознания производство следственных действий, а также дает ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. п. 3, 5, 11 ч. 2 ст. 37 УПК).

Деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования неотделима от его деятельности по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Он вправе:

 отменить незаконное или необоснованное постановление нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя;

 возвратить уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования (п. п. 10, 15 ч. 2 ст. 37 УПК),

 передать дело от одного следователя другому,

Прокурор утверждает обвинительное заключение или обвинительный акт и направляет уголовное дело в суд, где поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность (п. 1 ст. 222).

Процессуальное положение прокурора в судебных стадиях существенно отличается от его положения в стадии предварительного расследования.

В них прокурор не наделен теми властно-распорядительными полномочиями, которые характерны для него на предварительном расследовании.

В судебном разбирательстве прокурор поддерживает перед судом государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства (ст. 35 Закона о прокуратуре РФ, ст. 15 УПК).

От других участников судебного разбирательства государственный обвинитель отличается тем, что он не только вправе, но и обязан реагировать на каждый факт нарушения законности в судебном заседании путем обращения к суду с просьбой об его устранении.

В тех случаях, когда государственный обвинитель не согласен с вынесенным в судебном заседании приговором, считает его незаконным и необоснованным, он вправе в пределах своей компетенции принести в соответствующую судебную инстанцию представление (ст. ст. 354, 375, 404 УПК).

В стадиях апелляционного, кассационного и надзорного производства участвующий в них прокурор поддерживает представление, принесенное им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности обжалованных решений и обоснованности принесенных жалоб другими участниками процесса.

В стадиях исполнения приговора прокурор принимает меры к своевременному и законному обращению приговора к исполнению, вносит на рассмотрение суда вопросы, возникшие в связи с исполнением приговора, и участвует в рассмотрении судьей этих вопросов.

Читайте также:  Пакет справок и документов для получения алиментов через суд

24.Процессуальная самостоятельность следователя, его полномочия.

Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (ст. 38 УПК). Предварительное следствие осуществляют следователи СК, следователи ОВД, следователи ФСБ и следователи органов ГНК. Процессуальное положение следователя одинаково независимо от его ведомственной принадлежности.

В гл. 6 УПК следователь отнесен к участникам процесса со стороны обвинения, однако это не означает, что его деятельность по выявлению обстоятельств дела носит односторонний обвинительный характер.

Он обязан осуществлять все следственные и иные процессуальные действия, направленные не только на раскрытие преступления и уголовное преследование лица, его совершившего, но и на выявление всех иных обстоятельств, имеющих значение по делу, следователь обязан обеспечить права всех участников процесса, в том числе подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и др. Это следует из ст. 6 УПК, в равной мере требующей обеспечения как защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления, так и защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод.

В соответствии со ст. 38 УПК следователь уполномочен возбуждать уголовные дела, принимать их к своему производству или передавать РСО для направления по подследственности, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или санкции прокурора.

Следователь вправе производить любые следственные действия, предусмотренные законом:

 производить осмотр, обыск и освидетельствование, следственные эксперименты и т.д.;

  •  осуществлять задержание подозреваемых,
  •  применять меры пресечения и иные меры процессуального принуждения,
  •  привлекать лиц в качестве обвиняемых;
  •  приостанавливать и прекращать уголовное преследование или уголовные дела, а также направлять их через прокурора в суд.

Процедура рассмотрения уголовного дела после заключения досудебного соглашения

После завершения действий в рамках предварительного следствия в соответствии со ст. 220 УПК РФ, уголовное дело передаётся в прокуратуру для вынесения обвинительного заключения и представления о соблюдении со стороны обвиняемого обязательств, взятых на себя при заключении досудебного соглашения.

Прокурор рассматривает уголовное дело в отношении обвиняемого, с которым заключено соглашение, а также материалы, подтверждающие выполнение обвиняемым своих обязательств в порядке и в сроки, установленные ст. 221 УПК РФ. В случае, если выносится обвинительное заключение, прокурор параллельно выносит представление об особом порядке слушания данного уголовного дела и вынесении по нему судебного решения.

В нём указывается:

  • характер содействия обвиняемого в расследовании рассматриваемого преступления, изобличении соучастников и розыске имущества, добытого преступным путём;
  • значение сотрудничества с обвиняемым для расследования рассматриваемого преступления, изобличения соучастников и розыска имущества, добытого преступным путём;
  • преступные деяния или уголовные дела, обнаруженные в процессе сотрудничества;
  • степень угрозы личной опасности, которой подверглись обвиняемый, члены его семьи, родственники или близкие в результате сотрудничества со следствием.

В представлении, помимо вышеперечисленных сведений, прокурор удостоверяет правдивость и полноту сведений, преданных обвиняемым по делу в рамках заключённого соглашения. Копия представления вручается обвиняемому и его адвокату для изучения, после чего они имеют право внести появившиеся замечания, которые при наличии веских оснований будут учтены прокурором. В течение трёх дней после ознакомления стороной защиты с прокурорским представлением, уголовное дело из органов прокуратуры передаётся в суд.

Уголовное дело, поступившее в суд с представлением прокурора, является основанием для рассмотрения судом вопроса о проведении дела в особом порядке.

Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела

Может ли прокуратура возбуждать уголовные дела? Начальным этапом судебного производства является возбуждение дела по уголовно наказуемому деянию.

Считается основной стадией процессуальных действий. Эффективность расследования зависит от первых шагов. Возбуждение дела должно быть обоснованным – это главное условие соблюдения конституционных прав граждан.

На рассматриваемом этапе судебного производства прокурор обеспечивает контрольные функции с задачей соблюдения органами следствия правовых гарантий граждан.

  • подразделениям дознания;
  • непосредственно представителю органов дознания;
  • лицу, возглавляющему следственный орган;
  • сотруднику следствия.

Может ли прокурор возбуждать уголовные дела? Анализ статьи показывает, что это должностное лицо не является уполномоченным на такое процессуальное действие. Установленные законом правила не требуют непосредственного участия прокурора в возбуждении дела по преступлению, его согласия не нужно. Таким образом, возбуждение уголовного дела прокурором не производится.

Вместе с тем прокурор в обязательном порядке получает постановление о возбуждении дела. Выявив нарушения законодательства, в течение суток с принятия документов он может отказать в возбуждении, предоставить письменное обоснование отказа инициатору, открывшему дело.

Следующим этапом является проверка фиксации информации о преступных проявлениях. Прокурор такие действия не проводит, а поручает их дознанию. Имеет право рассмотреть жалобу на непринятие заявления о преступных действиях.

  • определение законности возбуждения дела уполномоченными органами;
  • рассмотрение заявления о незаконных действиях;
  • гарантировать соблюдение гражданских прав, участников процесса.

По статье 148 процессуального законодательства вынесение постановления с отказом в открытии уголовного дела производится уполномоченными лицами соответствующих органов. Документальное подтверждение вручается обратившемуся и руководителю прокуратуры. На отказ существует возможность подачи жалобы.

Отличительной чертой участия прокурора при возбуждении дела считается ещё и контроль всех процедурных вопросов от приёма сообщения до возбуждения дела. Есть возможность быстрого реагирования на нарушения закона, обнаруженные на этих этапах.

Прокурор как основной арбитр в досудебной стадии

Положение прокуратуры в последнее время стало объектом пристального внимания со стороны представителей юридического сообщества, которые неоднократно указывали на проблему недостаточности полномочий прокурора для осуществления эффективного надзора за законностью.

Так, в № 12 «Новой адвокатской газеты» адвокат АП Московской области, управляющий партнер АБ «АВЕКС ЮСТ» Игорь Бушманов опубликовал статью «Основной арбитр в досудебной стадии», в которой поделился своими рассуждениями о необходимости усиления роли прокуратуры в досудебной стадии производства по уголовным делам.

По мнению Игоря Бушманова, «Закон о прокуратуре безнадежно устарел, а действующий УПК РФ не открывает для прокуратуры эффективных надзорных возможностей». При этом он о, так как прокуратура играет важную роль в сохранении «баланса сдержек и противовесов» в функционировании судебно-юридической машины. «Отсутствие механизма обеспечения именно этого баланса приводит к неустойчивости судебно-правоохранительной системы и стимулирует дальнейшее развитие в ней необратимых деградационных процессов», – уверен он.

Прокурор в уголовно-процессуальном кодексе (УПК)

Основным нормативным актом, регулирующим положение и правовой статус прокурора, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Он определяет круг его полномочий. Так, в соответствии с дефиницией, приведенной в пункте 1 ст. 37, прокурор — это должностное лицо, которое выступает от лица государства и осуществляет преследование в рамках уголовного законодательства, а также выполняет контрольно-надзорные задачи по отношению к следственным органам и органам дознания. Кроме того, регулятором полномочий являются отдельные статьи закона «О прокуратуре».

Важно! Прокурор в уголовном процессе является таким должностным лицом, которое выражает не только публичные общественные интересы, но и частные.

Участие прокурора в судебном процессе на стороне обвинения является обязательным, поскольку оно является основой справедливого и всестороннего рассмотрения дела.

Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела

Может ли прокуратура возбуждать уголовные дела? Начальным этапом судебного производства является возбуждение дела по уголовно наказуемому деянию.

Считается основной стадией процессуальных действий. Эффективность расследования зависит от первых шагов. Возбуждение дела должно быть обоснованным – это главное условие соблюдения конституционных прав граждан.

На рассматриваемом этапе судебного производства прокурор обеспечивает контрольные функции с задачей соблюдения органами следствия правовых гарантий граждан.

[bold]Согласно статье 146 уголовно-процессуального Кодекса полномочия по возбуждению дел по преступным деяниям даны:[/bold]

  • подразделениям дознания;
  • непосредственно представителю органов дознания;
  • лицу, возглавляющему следственный орган;
  • сотруднику следствия.

Может ли прокурор возбуждать уголовные дела? Анализ статьи показывает, что это должностное лицо не является уполномоченным на такое процессуальное действие. Установленные законом правила не требуют непосредственного участия прокурора в возбуждении дела по преступлению, его согласия не нужно. Таким образом, возбуждение уголовного дела прокурором не производится.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *