Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Источники правового регулирования транспортных отношений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. №116 «Об утверждении Положения об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта». Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования».
ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.
С иском может обратиться само общество, например, когда сменится директор. Либо участники — если сделку одобряли.
Судовой журнал хранится на судне в течение двух лет со дня внесения в него последней записи. По истечении указанного срока судовой журнал сдается на хранение в орган, осуществляющий государственную регистрацию судов.
- Алексеев С.С. Общая теория социалистического права: Учеб. пособие. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1966. Вып. 3: Правовые акты.
- Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций: В 2 т. Свердловск, 1973. Т. 2.
- Алексеев С.С. Советское право как система: методолог. принципы исслед. // Советское государство и право. 1974. N 7.
- Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975.
- Блинкова Е.В. Кодификация энергетического законодательства в России // Цивилистические записки / Под науч. ред. В.А. Рыбакова, А.Я. Гришко. М.: Юрист, 2004. Вып. 5: Проблемы кодификации гражданского законодательства в Российской Федерации.
- Вайпан В.А. Правовое регулирование транспортной деятельности // Право и экономика. 2012. N 6.
- Венедиктов А.В. О системе Гражданского кодекса СССР // Советское государство и право. 1954. N 2.
- Галесник Л.С. Теоретические вопросы кодификации советского законодательства // Вопросы кодификации советского законодательства: Сб. ст. Свердловск, 1957.
- Генкин Д.М. К вопросу о системе советского социалистического права // Советское государство и право. 1956. N 9.
- Иоффе О.С. Общая часть и систематизация хозяйственного законодательства // Советское государство и право. 1974. N 10.
- Калмыков Ю.Х. О Гражданском кодексе Российской Федерации // Цивилистические записки / Под науч. ред. В.А. Рыбакова, А.Я. Гришко. М.: Юрист, 2004. Вып. 5: Проблемы кодификации гражданского законодательства в Российской Федерации.
- Красавчиков О.А. Вопросы системы особенной части ГК РСФСР // Вопросы кодификации советского законодательства: Сб. ст. Свердловск, 1957.
Виды общих нормативных актов
В горизонтальном звене законодательства о транспортной безопасности говорится во всех общих нормах. В их числе:
- Постановление ВС РСФСР от 1990 г. В нем закреплены неотложные меры по улучшению обеспечения населения общественным транспортом.
- Указ президента от 1992 г. Он устанавливает основы обязательного страхования пассажиров.
- Указ президента от 1996 г. В нем закреплены положения, касающиеся совершенствования системы госуправления транспортным комплексом.
- Постановление правительства от 1992 г. Оно закрепляет положения, связанные с обеспечением господдержки функционирования транспортной отрасли.
- Постановление № 184 от 1993 г. В нем закреплены меры, направленные на обеспечение сохранности грузов и усиление борьбы с хищениями.
- Постановление № 876 от 1993 г. В нем предусмотрены меры по обеспечению стабильной работы морского, авиационного, автомобильного и речного транспорта. Сегодня этот нормативный акт действует в новой редакции от 1996 г.
- Постановление правительства от 1998 г. Согласно этому документу функции надзора за безопасностью гидротехнических судоходных сооружений возложены на Минтраспорта РФ.
Это далеко не полный перечень общих нормативных актов, включенных в транспортное законодательство. Новых правовых документов в структуре достаточно много. Это вполне объяснимо. В современных условиях транспортная отрасль не может функционировать на основании старых правил.
Общие правила выдачи и получения лицензии для ведения перевозок, в т. ч. международных
Общие правила оформления разрешения установлены ст. 13, 14 закона № 99-ФЗ.
1. Заявитель отправляет в лицензирующий орган заявление с документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований. Они могут быть оформлены на бумажном носителе или в электронном виде.
2. Список необходимых документов указан в положении о лицензировании автомобильных перевозок и подобных ему нормативных актах по каждому виду транспорта.
3. Лицензирующий орган не вправе требовать документы вне утвержденного списка.
4. Документы сдаются по описи, копия которой возвращается заявителю с предварительной отметкой о дате получения заявления.
5. В течение 3 дней лицензирующий орган решает, рассматривать полученное заявление или нет.
6. Решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии выносится в течение 45 дней со дня получения заявления (п. 1 ст. 14 закона № 99-ФЗ).
7. Если лицензирующий орган решил выдать лицензию, то сразу же издается приказ о его выдаче, который вместе с лицензией регистрируется в реестре.
8. Лицензия отправляется заявителю в течение 3 рабочих дней после регистрации.
9. Выданная лицензия действует бессрочно.
10. В период действия лицензии лицензирующий орган проводит документарные, плановые и внеплановые проверки.
11. Если в результате проверки обнаруживаются нарушения, перевозчик привлекается к административной ответственности, а действие лицензии приостанавливается.
Ответственность за перевозки без лицензии или с нарушением ее требований
Законодательство о лицензировании собственно мер ответственности не содержит, а только указывает на такие неприятные последствия нарушения лицензионных требований, как:
· приостановление лицензии (совершается лицензирующим органом при наличии в отношении субъекта вступившего в законную силу постановления о нарушении требований лицензии);
· аннулирование (совершается судом по заявлению лицензирующего органа, если лицензиат повторно грубо нарушил требования лицензии) и последующее прекращение (по решению суда об аннулировании производится лицензирующим органом).
Таким образом, общий порядок лицензирования пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов авто- установлен законом № 99-ФЗ и подробно регламентируется положениями, утвержденными Правительством РФ, ведомственными актами.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Составьте перечень видов деятельности в области железнодорожного транспорта, подлежащих лицензированию.
2. Составьте перечень видов деятельности в области автомобильного транспорта, подлежащих лицензированию.
3. Решите тест.
1.К лицензируемым видам деятельности относятся такие виды, осуществление которых …
а) может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан;
б) происходит только на территории другого государства;
в) может повлечь за собой нанесение ущерба безопасности государства и культурному наследию народов;
г) выполняется организациями с собственным автопарком.
2. На какой срок выдается лицензия?
а) 1 год;
б) 3 года;
в) 5 лет;
г) 10 лет.
3. В каком размере взимается лицензионный сбор за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии?
а) 100 руб.;
б) 200 руб.;
в) 300 руб.;
г) 1000 руб..
4. Какие органы уполномочены выдавать лицензии на перевозки автомобильным транспортом пассажиров в Кемеровской области?
Законы и правила в логистике
Подборка законов, нормативных актов и правил об автомобильном транспорте, позволяют регулировать деятельность в сфере транспорта и логистики. Перевозка грузов и экспедиция, перевозка опасных и тяжеловесных грузов, международные перевозки регулируются на основе законодательных актов об эксплуатации транспорта и законов о перевозках. На основании данных законов и правил, формируются образцы и бланки документов, так называемые унифицированные формы, установленные госстандартом.
Законы
Правила
При перевозке грузов автомобильным транспортом грузоперевозчики и грузовладельцы обязаны соблюдать статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации:
1. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 40. Перевозка (ГК РФ)
- Гл.40 ГК РФ содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах — 17 статей, ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст.784 осуществляется транспортными уставами, кодексами и правилами.
Примечание: ниже представлен файл «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Глава 40» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015).
2. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 41. Транспортная экспедиция (ГК РФ)
- Гл.41 ГК содержит систему правовых норм об основных условиях договора транспортной экспедиции всего 6 статей и предусматривается принятие специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности п.3 ст.801 ГК РФ. В Договоре экспедиции есть ряд особенностей, которые требуют правового регулирования.
Примечание: ниже представлен файл «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Глава 41 ГК РФ» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015).
3. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности
- Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).
Примечание: ниже представлен файл Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О транспортно-экспедиционной деятельности»
4. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта
- Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Примечание: ниже представлен файл Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности
- Настоящие Правила устанавливают перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг. Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции.
Примечание: ниже представлен файл Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 Правила транспортно-экспедиционной деятельности
2. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом
- Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки. Данные правила регулируют международные перевозки, перевозки скоропортящихся грузов и перевозку опасных грузов с установленными требованиями и приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.
Примечание: ниже представлен файл Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 03.12.2015) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
3. Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом
- Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки скоропортящихся грузов, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения температурного режима.
Понятие транспортного права и система предпринимательских транспортных договоров
Под транспортом обычно понимают отрасль экономики, связанную с перемещением людей и грузов из одного места в другое, либо тот или иной вид перевозочных средств. Как отрасль экономики транспорт представляет собой единый и сложный комплекс путей сообщения и иных сооружений транспортной инфраструктуры, систем управления, транспортных средств и транспортных организаций. От ритмичной работы перевозчиков зависит эффективное функционирование промышленности, торговли, иных отраслей экономики, а также комфортная жизнедеятельность граждан. Поэтому транспортная деятельность является необходимой связующей основой в экономике любого государства.
Виды транспорта и управление транспортом
Различают пять основных видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный, внутренний водный (речной), морской. Каждый вид транспорта имеет свои особенности, которые отражаются в правовом регулировании.
В целом транспортная система подразделяется на транспорт общего пользования и транспорт необщего пользования. При этом на различных видах транспорта по-разному определяются виды сообщений. Например, на железнодорожном транспорте выделяют: перевозки в прямом железнодорожном сообщении, перевозки в прямом смешанном сообщении и перевозки в непрямом смешанном сообщении.
На автомобильном транспорте перевозки по видам сообщения классифицируются на перевозки в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении. Кроме того, на автомобильном транспорте вьщеляются отдельные виды перевозок пассажиров и багажа: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
На морском и внутреннем водном транспорте различают формы судоходства: линейное — регулярное, по заранее установленным направлениям и объявленному расписанию, с оплатой по действующему тарифу; трамповое — нерегулярное судоходство, осуществляемое преимущественно по случайным направлениям, без определенного расписания движения, на условиях, определенных при фрахтовании судна.
Каждый вид транспорта характеризуется наличием субъектов правоотношений, свойственных только этому виду транспорта. На морском транспорте к таким субъектам отнесены судовладелец, выступающий в качестве перевозчика, и различные виды морских портов. На речном транспорте выделяются судовладелец, перевозчик, причал и речной порт. На железнодорожном транспорте в качестве возможных участников транспортных правоотношений определены перевозчик, владелец инфраструктуры и железнодорожная станция. На воздушном транспорте к числу специфических субъектов относятся экс-плуатант и авиационное предприятие.
Органы государственного управления транспортной деятельностью. Государственное управление транспортной деятельностью осуществляется прежде всего на уровне федеральных органов исполнительной власти. В структуре этих органов создано Министерство транспорта РФ — федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в различных сферах транспорта.
Министерству транспорта РФ подведомственны федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственные функции по контролю (надзору), оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере транспорта: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор); Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация); Федеральное дорожное агентство (Росавтодор); Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор); Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).
Особо следует отметить управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, которое координируется ОАО «Российские железные дороги». ОАО «РЖД» появилось в 2003 г в результате структурной реформы федерального железнодорожного транспорта, проводимой на основании постановления Правительства РФ от 18 мая 2001 г № 384. В результате структурной реформы железнодорожного транспорта сформирован конкурентный рынок оперирования грузовыми вагонами путем создания дочерних общесетевых («Первая грузовая компания», «Вторая грузовая компания») и специализированных («Трансконтейнер», «Русская Тройка», «РейлТрансАвто») операторских компаний и полного вывода из ОАО «РЖД» парка грузовых вагонов посредством его передачи в капитал дочерних операторов и продажи иным собственникам подвижного состава. Создана Федеральная пассажирская компания, осуществляющая дальние пассажирские перевозки в России и в сообщении с зарубежными странами.
Основные направления государственного регулирования транспортной деятельности. Непосредственные отношения между транспортными организациями и их контрагентами, как правило, регулируются на основе договора, что исключает вмешательство третьих лиц. Вместе с тем транспортная деятельность затрагивает интересы большинства граждан и юридических лиц. В целях обеспечения публичной защиты этих интересов, недопущения злоупотреблений со стороны перевозчиков, контроля над транспортной безопасностью, создания конкурентной среды в транспортной отрасли государство должно осуществлять публично-правовое регулирование транспортной деятельности, в том числе путем применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.
Одним из направлений государственного регулирования в сфере транспорта является лицензирование деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и багажа. Количество лицензируемых видов деятельности постоянно уменьшается и в настоящее время распространяется на деятельность, при осуществлении которой необходима максимальная защита интересов пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. Так, в соответствии с Законом о лицензировании лицензированию подлежат: перевозки пассажиров внутренним водным, морским, воздушным и железнодорожным транспортом; перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном, железнодорожном транспорте и в морских портах; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом. Лицензирование перевозок грузов применяется в полном объеме только на воздушном транспорте, а на внутреннем водным, морском и железнодорожном транспорте касается исключительно перевозки опасных грузов.
Государственное регулирование транспортной деятельности проявляется в осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта контрольных и надзорных функций. С целью реализации своих полномочий Ространснадзор имеет право проверять деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность, организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных происшествий), запрашивать и получать необходимые сведения, давать разъяснения, применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере транспорта.
Важнейшим инструментом обеспечения безопасности и качества транспортной деятельности, внедрения инноваций в сферу транспорта является техническое регулирование отношений, возникающих при установлении, применении и исполнении обязательных требований к продукции и связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, при установлении и применении на добровольной основе требований к продукции, указанным процессам, выполнению работ или оказанию услуг, а также отношений в области оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям.
тестовые задания по транспортному праву / Транспортное право-тест
3. Юридическое лицо , это юридическое образование , которое имеет :
выступать от своего имени в правоотношениях , быть истцом и ответчиком в
возможность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права
самостоятельный баланс или смету
4. « Российские железные дороги » как юридическое образование .
государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения
государственное унитарное предприятие на праве оперативного управления
открытое акционерное общество
филиал открытого акционерного общества
5. Начальник железной дороги назначается — … .
президентом ОАО « РЖД »
правлением ОАО « РЖД »
Министром транспорта РФ
по представлению Минтранса России Правительством РФ
по представлению Минтранса России Президентом РФ
6. Виды событий на железнодорожном транспорте , являющиеся юридическим фактом :
авария на железной дороге
обстоятельство , при котором запрещено выполнять операции по погрузке ( выгрузке )
отказ в согласовании заявки на перевозку груза
утрата груза , багажа , грузобагажа
массовая забастовка , повлекшая перерыв в движении
неисполнение перевозчиком утверждённой заявки по причине занятости грузового фронта грузовладельцем
7. « Свердловская железная дорога » как юридическое образование .
филиал открытого акционерного общества
филиал закрытого акционерного общества
государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения
государственное унитарное предприятие на праве оперативного управления
8. Учредительные документы общества с ограниченной ответственностью :
договор об ответственности
9. Виды коммерческих лиц :
10. Устав железнодорожного транспорта РФ принят … Российской Федерации
Министерством путей сообщения
11. Нормы Устава железнодорожного транспорта применяются к перевозкам внутри подъездного пути … .
при наличии у перевозчика договора с владельцем подъездного пути
если подъездной путь обслуживается собственным локомотивом
если подъездной путь примыкает к другому подъездному пути
во всех случаях , не зависимо от условий
12. Основной нормативный правовой акт , регулирующий деятельность железнодорожного транспорта — Федеральный закон … .
« О федеральном железнодорожном транспорте РФ »
« О железнодорожном транспорте в РФ »
« Транспортный устав железных дорог РФ »
« Устав железнодорожного транспорта РФ »
13. Перевозка железнодорожным транспортом грузов , для которых не предусмотрены схемы размещения и крепления Техническими условиями , осуществляется по … Техническим условиям .
14. Установите последовательность присвоения правового статуса правилам перевозок грузов :
утверждение министром транспорта
согласование руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта
опубликование в официальном издании
регистрация в Минюсте РФ
15. Обнаружение противоречия между нормативными правовыми актами равной силы разрешается путем применения … .
разъяснения вышестоящего руководителя
более приемлемого акта в конкретной ситуации
последнего по дате принятия акта
16. Основной документ , регламентирующий деятельность железнодорожной
технологический процесс работы
технико — распорядительный акт
17. Груз , условия перевозок которого железнодорожным транспортом не предусмотрены Правилами перевозок грузов , перевозится на . условиях .
18. Способ , которым внутренняя воля участника сделки выражается вовне .
19. Побудительная причина , ради достижения которой , лицо вступает в сделку
20. Недействительность сделки вызывается пороками :
учредительных документов юридического лица
срока исполнения обязательств
воли и правоспособности
21. Гражданин , подписывающий документ по просьбе другого лица
22. Вид договора , по которому сторона должна получить встречное предоставление
за исполнение своих обязательств
23. Полная дееспособность гражданина наступает в … лет .
24. Типовой юридический результат , который должен быть достигнут исполнением
25. Права и обязанности сторон договора экспедиции образуют его … .
26. Основная обязанность клиента — получателя по договору транспортной
передача груза экспедитору
получение груза у экспедитора
выбор маршрута следования груза
дача указаний экспедитору
27. Субъекты договора транспортной экспедиции :
28. Вид деятельности по обслуживанию клиентов транспортными организациями
29. Договор транспортной экспедиции по гражданскому праву — … .
30. Документ , выдаваемый клиентом экспедитору , для выполнения от его имени обязанностей .
31. Основное право клиента по договору экспедиции
передать груз экспедитору
выбрать вид грузового поезда
выбрать вид транспорта
уплатить экспедитору вознаграждения
32. Предмет договора транспортной экспедиции , связанного с перевозкой груза
33. Виды услуг оказываемых по договору экспедиции :
34. Вознаграждение экспедитора составляет … договора .
35. Существенные условия заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом :
полное наименование грузоотправителя
полное наименование грузополучателя
железные дороги ( или станции , если перевозка в пределах одной дороги )
наименование груза и его объём погрузки
наименования грузов с распределением по родам
36. Срок подачи заявки на перевозку груза в непрямом международном железнодорожном сообщении — не менее чем за … дней до начала срока погрузки .
37. Срок подачи заявки на перевозку груза в прямом смешанном железнодорожном сообщении — не менее чем за … дней до начала срока погрузки
38. Заявка на перевозку грузов железнодорожным транспортом рассматривается …
службой перевозок управления железной дороги
грузовой службой управления железной дороги
территориальным центром транспортного фирменного обслуживания
39. Заявка на перевозку грузов железнодорожным транспортом через морские порты представляется не менее , чем за … дней до начала погрузки .
40. Максимальный срок действия заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом — … дней .
41. Форма бланка заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом
42. Заявку на перевозку грузов в прямом железнодорожном сообщении составляет —
43. Количество экземпляров заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом в бумажном виде
44. Ответственный за достоверность сведений , внесенных в заявку на перевозку грузов в прямом железнодорожном сообщении .
45. Перевозки грузов , предусмотренных договором об организации перевозок , осуществляются на основании принятых … на перевозку грузов железнодорожным транспортом .
46. Вид отправки груза , для которой требуется предоставление отдельного вагона
47. Вид отправки груза , для которой требуется предоставление более одного вагона ,
но менее отдельного состава установленной длины и массы
48. Срок подачи заявки на перевозку груза в прямом железнодорожном сообщении — не менее чем за … дней до начала срока погрузки .
49. Срок рассмотрения перевозчиком заявки на перевозку грузов в прямом железнодорожном сообщении не более … дней .
3.1. Понятие источников транспортного права
Под источником транспортного права понимают обычно ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Основные источники права: законы, указы Президента РФ, подзаконные нормативные акты. К источникам транспортного права также относятся санкционированные обычаи, постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.
Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция РФ как основной закон государства. Конституция является источником транспортного права, выступая в качестве юридической базы его развития. Конституция содержит нормы, имеющие непосредственное отношение к транспорту, относя (ст. 71) управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта.
Важным источником транспортного права является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и др.
Источниками транспортного права являются федеральные законы о транспорте. Они детально регулируют отношения, возникающие на транспорте. Это федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ» 2003 г.; Устав железнодорожного транспорта РФ (УЖТ) 2003 г., Воздушный кодекс РФ (ВК)1997 г., Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ) 1999 г., Кодекс внутреннего водного транспорта (КВВТ) 2001 г. На автомобильном транспорте действует Устав автомобильного транспорта РСФСР (УАТ)1969 г., который примерно на 80 % уже не соответствует законодательству РФ. Особенностью данных нормативных актов является то, что основные их положения регулируются нормами, установленными ГК РФ.
К числу источников транспортного права относятся указы Президента РФ, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений. Например, Указы Президента РФ от 26.02.96 г. № 276 “О Федеральной службе РФ по регулированию естественных монополий на транспорте”, от 11.12.96 г. № 1675 “О государственной транспортной компании “Россия”, от 16.05.96 г. № 732 “О дальнейшем развитии железнодорожного транспорта РФ”.
Источниками транспортного права являются также подзаконные акты, которые можно разделить на две группы: 1) постановления и распоряжения Правительства РФ и 2) инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и ведомств, Например, постановление Правительства РФ от 20.06.92 г. № 411 “О государственной поддержке функционирования транспорта в Российской Федерации в 1992 году”, постановление Совета Министров — Правительства РФ от 1.03.93 г. № 184 “О мерах по обеспечению сохранности перевозимых грузов и усилению борьбы с хищениями на транспорте”.
Министерству транспорта РФ, Министерству путей сообщения РФ предоставлено право в пределах их компетенции согласовывать, утверждать в установленном порядке и издавать обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, действующими в транспортном комплексе, правила, руководства, положения, стандарты, нормы, инструкции и другие нормативные акты, в том числе межведомственного характера, и давать по ним разъяснения.
К источникам транспортного права следует отнести также обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (опубликовано в печати, изложено во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства и т.п.). Например, согласно ст. ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания при отсутствии соответствующего соглашения сторон вопрос о сроке погрузки, о размере платы за простои разрешается на основе обычаев, действующих в данном порту.
Источниками транспортного права следует считать также постановления Пленумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ, которые обеспечивают единообразие судебной практики и которым предоставлено право давать руководящие разъяснения судебным органам по вопросам применения действующего транспортного законодательства при рассмотрении судебных споров.
Примером может послужить постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.11.98 г. № 18 “О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог РФ”, в котором разъясняется, как следует применять судам на практике отдельные положения ТУЖД РФ.
Источником транспортного права являются также законодательные акты Союза ССР, регулирующие отношения, связанные с транспортом. Указанные законодательные акты применяются на территории РФ постольку, поскольку они не противоречат действующему транспортному законодательству РФ.
В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 3.03.93 г. “О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории РФ” впредь до принятия соответствующих законодательных актов РФ к перевозке грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта на территории РФ применяются Устав внутреннего водного транспорта СССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15.10.55 г. и Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8.01.69 г. А Высший Арбитражный Суд РФ в своем постановлении от 12.11.98 г. № 18 (п. 2) разъяснил судам, что при разрешении споров необходимо учитывать, что утвержденные на основании Устава железных дорог СССР Правила перевозок грузов, Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении и другие правила перевозок применяются в части, не противоречащей ГК РФ, ТУЖД, Федеральному закону “О федеральном железнодорожном транспорте”.
В процессе регулирования отношений по перевозкам, особенно когда в связи с ними возникают арбитражные или судебные споры, важно учитывать инструктивные указания Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража Российской Федерации по поводу отношений транспортных предприятий с клиентурой. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 15.04.92 г. № 7 разъяснил, что эти инструктивные указания по применению законодательства при разрешении споров и их доарбитражном урегулировании сохраняют свое действие на территории РФ в той части, в которой они не противоречат законодательству РФ. Эти нормативные акты также являются источником транспортного права.
Устав, кодексы и законы транспортного права
Систему федерального законодательства в области транспортного права возглавил Гражданский кодекс РФ, 40 глава которого посвящается грузовой и пассажирской перевозке. В нормах ГК РФ урегулированы положения, которые являются общими для всех разновидностей транспорта.
Транспортное законодательство федерального уровня подразумевает единую взаимно связанную подсистему законодательства гражданского характера. Ее составные части представляются важнейшими актами, которые регулируют транспортные отношения на всех разновидностях транспорта. Данные акты должны приниматься:
- Президентом РФ;
- Федеральным Собранием РФ;
- Правительством РФ.
Нормативные акты в сфере транспорта и логистики
Устав железнодорожного транспорта РФ представляется важным актом в законодательной системе на железнодорожном транспорте, регулирующий отношения, которые связаны с перевозкой пассажиров и грузов, ответственностью клиентуры и перевозчиков при нарушении законодательства на транспорте. В Уставе регулируется не весь круг вопросов, его дополняют множество нормативных актов. Особенное место в законодательстве о железнодорожном транспорте заняли Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также багажа, грузобагажа и грузов для семейных, личных, домашних и других нужд, которые не связаны с реализацией деятельности предпринимательского характера.
Воздушный кодекс РФ — этой основной законодательный акт, который регулирует перевозки пассажиров воздушным транспортом. Кроме урегулирования перевозок пассажиров внутри государства Воздушный кодекс РФ урегулировал также вопросы, которые связаны с международными воздушными перевозками багажа, пассажиров, грузов и почты Приказ Минтранса РФ «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».
В Воздушном кодексе пассажирской перевозке посвящается 15 глава. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила представлены нормативными актами, регулирующими отношения в сфере применения воздушного пространства и в сфере авиации и принимаемые в порядке, который определен Правительством РФ.