Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на водный транспорт: кто и сколько платит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Транспортный налог относится к числу региональных, поэтому основные нюансы его сбора устанавливаются местными властными органами. Постановлением московского правительства, некоторым категориям москвичей. Однако, в их число не входят лица пенсионного возраста. Пенсионерам, проживающим в столице и Подмосковье, придётся оплачивать налоговый сбор в полной мере, как и прочим собственникам транспортных средств.
Льготы для физических лиц
Граждане, зарегистрированные в Москве, также имеют право на получение льготных условий оплаты транспортного налога, при условии принадлежности к следующим группам:
- Героям СССР, РФ, полным кавалерам ордена Славы;
- ветеранам;
- инвалидам I, II групп инвалидности;
- бывшим несовершеннолетним узникам фашистского режима;
- опекунам в многодетных семьях или семьях с ребенком инвалидом (льготой может воспользоваться один родитель);
- граждане, чье здоровье пострадало в результате воздействия радиации при аварии в Чернобыле, на ПО «Маяк», а также во время испытаний ядерного оружия в Семипалатинске.
Транспортный налог для многодетных семей в Москве
К многодетным, согласно действующим в столице нормам, относятся семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми. Здесь не играет роли их биологическое родство: каждый ребёнок или некоторые из них могут быть усыновлёнными.
Такие семьи, согласно постановлению московского правительства, полностью освобождаются от оплаты транспортного сбора. Льгота аннулируется, при достижении одним младший из детей возраста 16 лет.
Не подпадают под действие льгот:
- Опекуны, имеющие на воспитании более трёх малолетних детей.
- Родители, дети которых изъяты из семьи и переданы на воспитание в детдома.
- Лица, лишённые родительских прав.
До начала 2023 года транспортный налог считали по-старому
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.
1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);
2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;
3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.
Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.
Льготные категории объектов налогообложения и плательщиков
Согласно НК РФ, освобождаются от уплаты транспортного налога владельцы ТС, находящихся в угоне. Это правило распространяется как на те суда, в отношении которых ведутся розыскные мероприятия, так и на транспорт, розыск которого остановлен.
Поскольку налог на транспорт является региональным, перечень льгот определяется законами, принимаемыми на уровне каждого субъекта. Получить подробную информацию о том, кому положены льготы можно на горячей линии ФНС, либо на сайте Службы в разделе со справочной информацией.
На государственном уровне освобождены от необходимости оплачивать сбор собственники ТС, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, а также буровые суда и установки.
Как подтвердить право на льготу по транспортному налогу?
Чтобы воспользоваться законным правом не платить транспортный налог или уплачивать его в сокращенном объеме, необходимо подать соответствующее заявление ИФНС. При заполнении заявления нужно указать, предоставите ли вы документы, подтверждающие вашу льготную категорию, лично или просто укажете их реквизиты для проверки соответствующими службами.
Если документов на руках нет, то по реквизитам налоговая инспекция самостоятельно направит запрос. Это может занять чуть больше времени.
Подать заявление можно онлайн через сайт налоговой службы. Также можно обратиться в многофункциональный центр. Через Госуслуги подтвердить льготу невозможно, такая функция сервисом не предусмотрена.
Кому положены льготы?
Льготы на транспортный налог предоставлены далеко не всем владельцам авто. Кроме того, каждый регион самостоятельно устанавливает категорию льготников.
Так, в некоторых регионах России льготы положены пенсионерам или ветеранам войны.
Но существуют льготы, которые предоставляются на федеральном уровне. Так, от транспортного налога освобождаются инвалиды, которые владеют специально оборудованным транспортом для передвижения.
Если авто было получено по социальной программе, и его мощность менее 100 лошадиных сил, то налог также платить не придется. К таким категориям чаще всего относятся многодетные семьи. Но их единицы.
А вот скидку многодетные отцы и мамы получают практически во всех регионах страны.
Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей
Для автомобилей, стоимость которых выше 3 млн. рублей предусмотрены повышающие коэффициенты:
Средняя стоимость автомобиля | Возраст автомобиля | Коэффициент |
От 3 000 000 до 5 000 000 руб. | до 3 лет | 1,1 |
От 5 000 000 до 10 000 000 руб. | до 5 лет | 2 |
От 10 000 000 до 15 000 000 руб. | до 10 лет | 3 |
Более 15 000 000 руб. | до 15 лет | 3 |
В какой налоговой платить за лодку?
До 2014 года налог на маломерное судно оплачивался по месту его базирования согласно 58-ФЗ от 29.06.2004 г. Для надувных лодок это, как правило, адрес судовладельца. Для жестких корпусов — местонахождение лодочной станции или яхт-клуба.
Но 306-ФЗ от 02.11.2013 изменил ситуацию — с 2014 г. налог оплачивается по месту регистрации владельца плавсредства согласно п.2 статьи 83 Налогового кодекса.
В связи с этим стала актуальной ситуация с двойным налогообложением — в случае разных адресов требования нередко выставляли УФНС как по месту регистрации судна, так и владельца.
- Если вы обнаружили задвоение до момента оплаты — отправьте заявление в электронной форме налоговикам о перерасчете.
- В случае, когда по ошибке оплатили обе квитанции, необходимо направить заявление через сайт налог.ру (в этом случае вам потребуется электронная цифровая подпись), по почте заказным письмом, или привезти лично (важно наличие на документе вашего автографа).
Налог на вёсельные лодки и лодки с мотором менее 5л/с
Ранее (пока на сегодня ещё действует) в НК РФ в статье 358 (Объект налогообложения) пункт 2 подпункт 1 (дословно):
Не являются объектом налогообложения:
1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил.
Депутаты утвердили, что в такой статье на сегодня нет необходимости и решили установить на законном основании, что она утратила свою силу.
Дело в том, что еще в далёком 2012 году все лодки с мотором нужно было регистрировать в ГИМС.
С того времени много воды утекло: некоторые зарегистрированные маломерные суда уже проданы, или только моторы, некоторые и вовсе «канули в лету» — потеряли свой ресурс и были выброшены, другие были украдены.
Но они до сих пор «висят» в ГИМС. А без собственника снять с регистрации ГИМС не имеет право. Вот поэтому вскоре те самые собственники будут получать «письма счастья» — транспортный налог на лодку, которой может быть и нет уже.
И вот пока они не снимут с регистрации свою некогда лодку — налог будет начисляться.
А на сегодня получается, что все зарегистрированные в ГИМС лодки с мотором будут облагаться транспортным налогом вне зависимости от мощности двигателя.
Про вёсельные лодки — если она более 200 кг, то её необходимо регистрировать и в следствии чего она также облагается налогом.
Базовая ставка транспортного налога на лодку — 200 рублей. Но по сути, налог начисляется на мощность мотора на каждую лошадиную силу. И в разных регионах этот коэффициент разный (до и от 100 л.с.).
В Москве, к примеру, считают 2 коэф: до 100 лошадок = 100 рублей за каждую и от 100 л.с. = 200 рублей.
А в других, к примеру, как в Нижегородской области: до 40 л.с включительно — 30 руб., свыше 40 до 100 л.с. включительно — 50 руб. и свыше 100 л.с. — 100 руб.
Полезно и интересно: Все штрафы ГИМС за лодку.
Ставки транспортного налога на лодки и катера за 2021 г. по субъектам РФ
Код | Субъект Российской Федерации | Налоговая ставка, с каждой лошадиной силы, руб. | |
до 100 л.с | свыше 100 л.с. | ||
01 | Республика Адыгея | 3010(50%) | 5010 (25%) |
02 | Республика Башкортостан | 50 | 100 |
03 | Республика Бурятия | 7,4 | 55,5 |
04 | Республика Алтай | 40 | 60 |
05 | Республика Дагестан | 20 | 46 |
06 | Республика Ингушетия | 10 | 20 |
07 | Кабардино-Балкарская республика | 15 | 30 |
08 | Республика Калмыкия | 53 | 108 |
09 | Карачаево-Черкесская республика | 10 | особ. ставки |
10 | Республика Карелия | 16 | 200 |
11 | Республика Коми | 10 | 60 |
12 | Республика Марий Эл | 30 | 90 |
13 | Республика Мордовия | 70 | 200 |
14 | Республика Саха (Якутия) | 10 | 15 |
15 | Республика Северная Осетия — Алания | 20 | 40 |
16 | Республика Татарстан | 50 | 100 |
17 | Республика Тыва | 20,9 | 55 |
18 | Удмуртская республика | 5010(25%) | 90 |
19 | Республика Хакасия | 20 | 60 |
20 | Чеченская республика | 3015(100%) | 7038(119%) |
21 | Чувашская республика | 36 | 80 |
22 | Алтайский край | 30 | 100 |
23 | Краснодарский край | 30 | 200100(100%) |
24 | Красноярский край | 12,5 | 100 |
25 | Приморский край | особ. ставки | 150 |
26 | Ставропольский край | 30 | 70 |
27 | Хабаровский край | 11 | 56 |
28 | Амурская область | особ. ставки | 100 |
29 | Архангельская область | 26 | 52 |
30 | Астраханская область | особ. ставки | 100 |
31 | Белгородская область | 100 | 200 |
32 | Брянская область | 10060(150%) | 200120(150%) |
33 | Владимирская область | 100 | 200 |
34 | Волгоградская область | 24 | 115 |
35 | Вологодская область | 15 | 100 |
36 | Воронежская область | особ. ставки | 100 |
37 | Ивановская область | 30 | 80 |
38 | Иркутская область | 6,5 | 39,5 |
39 | Калининградская область | 69 | 138 |
40 | Калужская область | особ. ставки | 80 |
41 | Камчатский край | 50 | 150 |
42 | Кемеровская область | особ. ставки | 16 |
43 | Кировская область | 50 | 100 |
44 | Костромская область | особ. ставки | 200 |
45 | Курганская область | 50 | 100 |
46 | Курская область | 100 | 200 |
47 | Ленинградская область | особ. ставки | 20050 (33%) |
48 | Липецкая область | 50 | 200 |
49 | Магаданская область | 30 | 60 |
50 | Московская область | 100 | 200 |
51 | Мурманская область | 5 | 10 |
52 | Нижегородская область | особ. ставки | 100 |
53 | Новгородская область | 50 | 200 |
54 | Новосибирская область | 10 | 50 |
55 | Омская область | 40 | 90 |
56 | Оренбургская область | 555(10%) | 105 |
57 | Орловская область | 25 | 50 |
58 | Пензенская область | 53 | 106 |
59 | Пермский край | 3014(88%) | 5019(61%) |
60 | Псковская область | 30 | 75 |
61 | Ростовская область | 30 | 100 |
62 | Рязанская область | 70 | 200 |
63 | Самарская область | особ. ставки | 100 |
64 | Саратовская область | особ. ставки | 200 |
65 | Сахалинская область | 50 | 100 |
66 | Свердловская область | 32,9 | 65,6 |
67 | Смоленская область | 100 | 200 |
68 | Тамбовская область | 100 | 200 |
69 | Тверская область | 10 | 100 |
70 | Томская область | особ. ставки | 65 |
71 | Тульская область | 57,82,8(5%) | 115,55,5 (5%) |
72 | Тюменская область | 30 | 60 |
73 | Ульяновская область | 30 | 85 |
74 | Челябинская область | особ. ставки | 100 |
75 | Забайкальский край | 13 | 39 |
76 | Ярославская область | особ. ставки | 15030 (25%) |
77 | Москва | 100 | 200 |
78 | Санкт-Петербург | 50 | 200 |
79 | Еврейская авт.обл. | особ. ставки | 60 |
83 | Ненецкий автономный округ | 2 | 20 |
86 | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | особ. ставки | 140 |
87 | Чукотский а.о. | 20 | 40 |
89 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 30 | 60 |
91 | Республика Крым | 20 | 50 |
92 | Севастополь | 20 | 70 |
Кто обязан платить транспортный налог
Перечень налогоплательщиков и объектов налогообложения определен ст. 357 — 358 НК РФ. В число физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, на которых возложена обязанность по оплате, относятся и владельцы плавательных аппаратов.
Однако разнообразие морских и речных судов настолько велико, что нужно погрузиться в изучение перечня техники, которая требует от собственника совершения платежей в казну, более детально.
Не являются объектами налогообложения весельные лодки и те, на которые установлены моторы мощностью не более 5 л.с.
Несмотря на это исключение, парусные суда, в том числе и яхты, налогом облагаются.
Не нужно платить налог и на транспорт, предназначенный для промысловой деятельности. Кроме того, не взимается сбор и с собственников плавательной техники, если основное ее предназначение — пассажирские перевозки или доставка грузов. При этом транспортные услуги должны быть основным видом деятельности владельца ТС. Это исключение распространяется только на юридических лиц и предпринимателей.
Объектом налогообложения является только тот транспорт, который поставлен на учет в соответствии с действующими в РФ нормами и правилами.
Согласно ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, не подлежат регистрации суда, масса которых не превышает 200 килограмм. Даже в том случае, если на них установлены двигатели мощностью до 8 кВт. Также не ставят на учет спортивные парусные суда (без двигателей и длиной менее 9 м), и несамоходные беспалубные ТС длиной менее 12 м.
Под массой ТС подразумевается оснащенная масса в соответствии с требованиями «Норм оснащения маломерных судов»
До начала 2023 года транспортный налог будут считать по-старому
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.
1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);
2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;
3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.
Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.
Когда нужно платить налог на лодочный мотор
Начнем с разбора базовых понятий и первым делом выясним, что собой представляет транспортный налог на маломерные суда.
Итак, за что же надо платить? По аналогии с автомобильным транспортом и автомагистралями, любители водных прогулок оплачивают предоставленную им возможность пользования водными объектами. А поскольку ответственность за состояние водоемов лежит на региональных властях, именно в казну областного правительства и уплачивается данный налог. На вопрос, кто должен платить налог на лодку, катер или яхту в России, ответ следует искать в Налоговом Кодексе. И гласит законодательный акт следующее:
Налогоплательщиками признаются те лица, на которых в соответствии с законодательством РФ была произведена регистрация транспортных средств, признанных объектом налогообложения.
В свою очередь, под понятие «объект налогообложения» попадают почти все разновидности транспорта, в том числе лодки, гидроциклы, яхты, катера и т.д. Это кстати, к разряду вопросов о том, надо ли платить транспортный налог на катер, яхту или гидроцикл. Надо платить за пользование любым транспортом, указанным в данном регламенте. Более того, если раньше в нормативных актах фигурировало только понятие «моторные лодки», то с начала 2020 года приняты правки, согласно которым налогом облагаются все занесённые в государственный реестр суда.
Таким образом, надо платить не только налог на гидроцикл, катер или другое моторное судно, но и даже на обычную весельную лодку, если она зарегистрирована в ГИМС. В то же время, ряд плавательных средств по закону освобождается от регистрации, и если ваш транспорт включен в данную категорию, то можно снять его с учета и тем самым обойти уплату налога. Но об этом еще поговорим чуть позже. Сейчас же предлагаем узнать, из чего состоит налог на лодку с мотором 2020 года.
Регистрация лодок в ГИМС: какие судна подлежат регистрации
Все остальные МС, весящие более 200 кг, или оснащенные мотором свыше 8 кВт, необходимо регистрировать в службе ГИМС. Владелец плавательного средства должен регулярно проводить его технический осмотр и платить соответствующие налоги. Нарушение правил приводит к штрафу.
- обязательно – 1 раз в 5 лет. Причем дата ТО считается от даты регистрации, которая указанной в вашем судовом билете;
- перед регистрацией плавательных средств, построенных самостоятельно, или тех, которые не прошли сертификацию на заводе;
- техосмотр перед перегоном судна в другой регион;
- осмотр после устранения неисправностей, выявленных во время предыдущего осмотра, или после ремонта.
Теперь платить будут все!
(Ссылка на официальное сообщение об этом — в конце статьи)Водномоторники помнят, что в марте — апреле этого (2019) года, живо обсуждался вопрос о налоге на лодки с моторами в 5 л.с.
И на лодки, которые вообще не имеют мотора (как часто бывает, депутаты по дилетантски назвали их «вёсельные»). Но мы то с вами, не депутаты — мы знаем что эти лодки называются «гребные». А вёсла есть у любой лодки, даже если на ней установлен мощный мотор.
По правилам, любая мотолодка должна быть оборудована вёслами — иначе вы просто, не пройдёте техосмотр. После волны гневных комментариев и обсуждений в интернете — в Госдуме было заявлено, что на них наговаривают.
Что не могут наши законотворцы — снять последнюю рубашку с налогоплательщика. Что их просто — не так поняли. Что всё это — сплетни коварных журналистов.