Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Некоммерческие партнерства: устав, состав, виды, регистрация». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На протяжении трех месяцев с принятия решения о формировании партнерства, нужно подать бумаги на регистрацию в Минюст. С сентября 2014 года данная структура ставит на учет НП в форме ассоциации или союза. Проверенные бумаги регистрирующий орган передает налоговой. Здесь они также просматриваются. Если все оформлено правильно, то делается запись в ЕГРЮЛ.
Что нужно знать о регистрации некоммерческого партнерства?
-
Цель создания
Некоммерческое партнерство — наиболее распространённый вид партнёрских отношений, направленный на достижение общих целей.
Юридическими лицами формируются специализированные профессиональные объединения, такие как группы архитекторов, строителей, финансистов, фондовые биржи и другие.
Физическими лицами — организации, объединённые общими интересами, такими как спортивно-развлекательные клубы, профессиональные союзы и промышленные лиги. А также организации, целью которых является благоустройство территории, обслуживание коммуникаций и забота о дачных и садоводческих интересах.
-
Учредители
Для регистрации партнёрства необходимо не менее двух учредителей, независимо от их организационно-правовой формы или правового статуса. Количество учредителей не ограничивается.
-
Местонахождение
Местонахождение определяется адресом, указанным при регистрации НП. В качестве размещения единоличного исполнительного органа может быть использован адрес жилого помещения одного из учредителей (домашний адрес).
-
Регистрирующий орган
Министерство Юстиции РФ (Минюст)
Прим. Министерство выдвигает строгие требования к форме оформления документов, представляемых для регистрации. В случае выявления несоответствия, при самостоятельной подготовке, велик шанс получить отказ (вероятность более 90%). Срок повторной подачи документации может составить до полугода.
-
Срок регистрации
Официальные сроки составляют 28 дней (14 дней в Минюсте, и 14 дней в УФНС). На практике общий срок может составлять до 6 недель.
-
Название
Наименование организации — важнейший фактор, при регистрации НП. От грамотного названия зависит большая часть успеха. Однако придумать проработанное, и соответствующее требованиям законодательства название не так просто. Название должно отображать характер основной деятельности НП, и его организационно-правовую форму.
Прим. Запрещено использование в названии некоммерческих организаций аббревиатур государственных и силовых структур.
-
Имущество НП
НП является имущественно обособленной организацией, имущество которой составляют добровольные членские и целевые взносы при регистрации учреждения, а также выручка, получаемая в результате оказания услуг, реализации товаров, и, выполнения работ, а также доходы от собственности НП.
НП обладает правом собственности на всё своё материальное имущество, в том числе и переданное в качестве вклада. При этом во время передачи имущества, учредители утрачивают на него права и перекладывают на организацию все обязательства, связанные с ним.
НП имеет право на осуществление предпринимательской деятельности, с условием, что она направлена на достижение целей, поставленных перед организацией.
-
Хозяйственная деятельность НП. Основные аспекты
НП — некоммерческая организация, поэтому извлечение прибыли не является основной целью создания организации.
Все целевые взносы от членских поступлений должны быть использованы по их прямому назначению и не облагаются налогом. При этом целевые взносы НП, направленные на уставную деятельность организации, не классифицируются как торговые операции, поэтому не требуют оформления кассовых чеков. Организация должна оформлять приходный кассовый ордер.
Если НП осуществляет предпринимательскую деятельность, к ней может быть применена упрощённая система налогообложения. При этом налогообложению подвергается весь доход за вычетом расходов на данный вид деятельности.
Если НП осуществляет коммерческую деятельность, доходы от неё невозможно уменьшить на сумму расходов связанных с осуществлением уставной деятельности.
НДС по всем активам, приобретаемым НП для осуществления основной (не предпринимательской) деятельности, не учитывается при расчётах с бюджетом. Для разделения облагаемых и необлагаемых НДС доходов нужно вести отдельный учёт доходов и расходов.
Причины отказа в регистрации
Отказать в регистрации НП уполномоченный орган вправе по основаниям, указанным в ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях. К ним относятся:
- несоответствие представленных документов законодательству РФ;
- существует организация с аналогичным наименованием;
- наименование унизительно по отношению к нравственности, религии, национальным чувствам граждан;
- представление неполного комплекта документов;
- учредитель НП не может им являться по законодательству;
- решения о закрытии, реорганизации, изменениях в учредительных бумагах принято неуполномоченным лицом;
- недостоверность поданных сведений;
- не исправлены ошибки, из-за которых процедура регистрации была ранее приостановлена.
Отказать в постановке на учет Минюст вправе в течение двух недель со дня подачи бумаг заявителем. Его оповещают об этом письменно в трехдневный интервал с момента принятия решения. При несогласии отказ можно обжаловать в суде. В противном случае нужно исправить неточности и вновь подать документы в Минюст.
Рассматривая некоммерческие партнерства, стоит понимать, что данное понятие подразумевает организацию, которая была создана с целью ведения общеполезной деятельности и оказания грамотного содействия своим членам.
Есть смысл привести еще одну трактовку данной терминологии: это объединение юридических лиц и граждан, в которое иногда входят коммерческие организации. При этом одной из главных особенностей такого партнерства является тот факт, что его члены имеют право на получение части имущества организации или его финансового эквивалента. Пользоваться таким правом можно только в случае выхода из партнерства. Единственное, что нельзя забрать — это членские взносы.
В качестве главного органа, посредством которого управляются некоммерческие партнерства, можно определить собрание его членов. А вот основанием для начала деятельности подобной организации является решение такого собрания.
НП СРО – саморегулируемая организация и некоммерческое партнерство
Распространенным типом является некоммерческое партнерство СРО, или НП саморегулируемая организация. Она представляет собой объединение компаний, ведущих строительную, изыскательскую или проектировочную деятельность, на принципах саморегулирования.
Необходимость создания подобных объединений возникла в 2010 году, когда Федеральное законодательство упразднило действовавшую ранее систему лицензирования. Функции контроля за деятельностью строителей, инженеров-изыскателей и проектировщиков были отданы СРО – НП, созданным специально для этой цели. Сегодня, чтобы получить разрешение за ведение деятельности в сфере проектирования, строительства или изысканий, надо в обязательном порядке стать членом такого объединения и получить свидетельство о допуске к соответствующим работам.
Недостатки, достойные внимания
Прежде всего, сразу, как только были определены уставные цели, деятельность организации должна им строго соответствовать. Что касается прибыли, которая в итоге получается, то ее распределение между участниками не представляется возможным.
К негативным моментам можно отнести и необходимость решать вопросы, имеющие отношение к ведению учета. Подобные нюансы, как правило, требуют определенных умственных и временных затрат. Нельзя забывать и о необходимости подробной разработки всей требуемой документации.
Если попытаться взглянуть на деятельность некоммерческого партнерства объективно, то нетрудно прийти к нескольким очевидным выводам.
Прежде всего подобные недостатки значительно усложняют процесс реализации большинства коммерческих схем. При этом если грамотно организовать работу партнерства, его можно использовать в сфере оказания услуг. Таким образом, подобные структуры подходят далеко не всем предпринимателям, но для некоторых представителей отечественного бизнеса они могут быть актуальны.
Как формируется такое ДНТ?
Чтобы создать подобную организацию, нужно действовать последовательно. В частности, необходимо:
- Определить, где именно будет расположено ДНП. При этом желательно убедиться, что его интересы не конфликтуют с интересами других подобных организаций.
- Выбрать для партнёрства название. Помните, что оно должно быть уникальным.
- Разобраться с целью создания ДНП и зафиксировать её в письменном виде. Лучше всего на этом этапе привлечь специалистов.
- Собрать паспортные данные с будущих членов партнёрства.
- Решить вопрос с Уставом. Чтобы в дальнейшем с ним не возникало проблем, стоит проконсультироваться с юристами. Не забудьте сделать копию Устава.
- Оплатить государственную пошлину за регистрацию.
- Собрать и подать на оформление все необходимые документы.
Учтите, что для регистрации партнёрства нужно минимум 3 человека. Не забывайте, что коммуникационные системы, газоны, места для выгула собак, приборы уличного освещения, дорожки, беседки и прочее становятся имуществом, которое находится в общей собственности.
А что происходит с земельными участками? Режим общей собственности распространяется и на них. Однако в дальнейшем при выполнении конкретных требований эти объекты можно будет выделить. В качестве платы за пользование землёй будут браться членские взносы.
Органы управления в некоммерческом партнерстве
В учредительных документах любое некоммерческое партнерство обязано определить названия организации, которое в свою очередь содержит прямое указание на характер и особенности ее деятельности, равно как и на организационно-правовую форму. Кроме прочего, в них отображено место расположения некоммерческой организации, к тому же и порядок осуществления управления любой деятельностью. Также следует отметить, что в них отображен и предмет и основные цели деятельности, данные о филиалах, а также представительствах, находящиеся в распоряжении права и обязательные обязанности всех ее членов. В добавок стоит упомянуть, что в них должны быть зафиксированы условия и система приема в члены формирования, а также выхода из него, источники для формирования и образования имущества данной организации, система занесения любых происходящих перемен в учредительные документы. Среди прочего, в документации должен быть прописан порядок применения и распределения имущества в результате ликвидации партнерства.
Самым главным и ответственным органом управления некоммерческого партнерства является всеобщее собрание всех членов. В согласии с законом о некоммерческих организациях главная функция высшего органа власти некоммерческой организацией — это гарантия обеспечения и соблюдения некоммерческой организацией тех целей, именно в интересах которых она изначально и была создана.
Стоимость и сроки регистрация ассоциации
Регистрация ассоциации – от 20 000 рублей.
Услуга | Стоимость |
---|---|
Оплата государственной пошлины | 4 000 рублей |
Услуги нотариуса | Стоимость |
---|---|
Заверение заявления о государственной регистрации юридического лица при создании за каждого учредителя — физического лица | 1 200 рублей |
Заверение заявления о государственной регистрации юридического лица при создании за каждого учредителя — юридического лица | 1 700 рублей |
Доверенность на подачу — получение документов в налоговом органе от одного учредителя — физического лица | 1 400 рублей |
Доверенность на подачу — получение документов в налоговом органе от одного учредителя — юридического лица | 2 200 рублей |
Нотариальная копия с доверенности | 120 рублей |
Печать | 1 500 рублей |
Ликвидация некоммерческих партнерств
Ликвидация некоммерческой организации, как правило, занимает шесть месяцев и более. Кроме того, принятие решения о ликвидации организации является основанием для проведения проверок государственными органами (в частности, налоговым органом).
Ликвидация некоммерческого партнерства — сложный, многоэтапный процесс. Примерный перечень основных этапов этого процесса представлен в таблице.
№ |
Действие |
Сроки (нормативные) |
Примечания |
Нормативные ссылки |
1 |
Принятие решения о ликвидации НП и решения о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации |
— |
С момента утверждения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами НП |
Статья 62 ГК РФ. Статья 18 Закона о НКО |
2 |
Проведение инвентаризации |
— |
По результатам инвентаризации будет составлена инвентаризационная опись |
Пункт 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Пункт 22 приказа Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н |
3 |
Уведомление регистрирующего органа (ГУ Минюста России по г. Москве) о принятом решении о ликвидации НП |
3 дня (императивный) |
Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя). После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации: – налоговый орган может инициировать налоговую проверку; – не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НП, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает НП, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которых является НП |
Пункт 1 ст. 62 ГК РФ. Пункт 7 ст. 32 Закона о НКО. Пункт «и1» ч. 1 ст. 5, ст. 20 Закона о государственной регистрации. Письмо ФНС России от 31 января 2014 г. № СА-4-14/1645@. Приказ ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ |
4 |
Уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) |
— |
Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя). Данный этап может быть совершен одновременно с уведомлением о принятом решении о ликвидации (этап № 3) |
Статья 20 Закона о государственной регистрации |
5 |
Представление в банки, в которых открыты счета НП, документов на ликвидатора (замена банковских карточек) |
— |
После внесения в ЕГРЮЛ записи о формировании ликвидационной комиссии и назначении ее руководителя (или о назначении ликвидатора) |
— |
6 |
Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации НП |
— |
Указанный в сообщении срок для заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня публикации о ликвидации |
Пункт 1 ст. 63 ГК РФ |
7 |
Письменное уведомление кредиторов НП о ликвидации |
— |
Уведомление может быть осуществлено путем рассылки заказных писем с уведомлением о вручении или передачи под роспись. Необходимо сохранить доказательства отправки и вручения уведомлений кредиторам |
Пункт 1 ст. 63 ГК РФ. Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО |
8 |
Выявление кредиторов НП и получение дебиторской задолженности |
Не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (императивный) |
— |
Пункт 1 ст. 63 ГК РФ. Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО |
9 |
Подготовка промежуточного ликвидационного баланса |
— |
Составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами. Содержит сведения о составе имущества НП, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации |
Пункт 2 ст. 63 ГК РФ. Пункт 3 ст. 19 Закона о НКО |
10 |
Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса |
— |
Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя) |
Пункт 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации |
11 |
Осуществление расчетов с кредиторами НП |
— |
Выплата денежных сумм кредиторам НП производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса |
Пункт 5 ст. 63 ГК РФ. Пункт 5 ст. 19 Закона о НКО |
12 |
Закрытие счетов НП |
— |
— |
— |
13 |
Получение справки из Пенсионного фонда РФ, подтверждающей отсутствие задолженности по обязательным платежам |
— |
— |
Пункт «г» ч. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации |
14 |
Составление ликвидационного баланса |
— |
Составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами (в том числе должны быть проведены все расчеты с налоговым органом и внебюджетными фондами). Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации НП. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами НП в соответствии с их имущественным взносом, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами НП. Имущество НП, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляется в соответствии с учредительными документами НП на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества НП в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства |
Пункты 5, 6 ст. 63 ГК РФ Пункты 1, 2 ст. 20 Закона о НКО |
15 |
Подача в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) документов (в том числе ликвидационного баланса) для государственной регистрации НП в связи с его ликвидацией |
— |
Форма № Р16001 (требует нотариального заверения подписи заявителя). На практике лучше подавать в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) экземпляр ликвидационного баланса с отметкой территориального налогового органа |
Статья 21 Закона о государственной регистрации |
16 |
Снятие НП с учета во внебюджетных фондах и органах статистики |
— |
Перечень требуемых документов и информации рекомендуется уточнять в территориальных отделениях внебюджетных фондов |
— |
17 |
Уничтожение печати НП |
— |
— |
— |
18 |
Передача документов НП в государственный архив |
— |
— |
— |
Права и обязанности учредителей и членов некоммерческих партнерств
Учредители некоммерческого партнерства (ассоциации) имеют права и несут обязанности при создании некоммерческого партнерства до момента его государственной регистрации. После создания НП статус учредителя утрачивает свое правовое значение, не наделяет его обладателя какими-либо правами и обязанностями. Сведения об учредителях сохраняются в ЕГРЮЛ и не могут быть изменены.
Это следует из того, что действующим законодательством установлены права и обязанности учредителей некоммерческого партнерства (ассоциации), касающиеся только порядка совместной деятельности учредителей по созданию НП, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности на этапе создания.
После создания некоммерческого партнерства правовое значение имеет статус члена НП. Права и обязанности членов некоммерческого партнерства (ассоциации) устанавливаются ст. 12311 ГК РФ, ст. 8 Закона о НКО, а также уставом некоммерческого партнерства (ст. 1239 ГК РФ). В частности, член некоммерческого партнерства (ассоциации):
- осуществляет предусмотренные действующим законодательством корпоративные права и обязанности в порядке, установленном в соответствии с уставом НП;
- вправе на равных началах с другими членами НП безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми партнерством услугами;
- вправе выйти из некоммерческого партнерства по своему усмотрению в любое время;
- обязан уплачивать предусмотренные уставом НП членские взносы и по решению высшего органа НП вносить дополнительные имущественные взносы в имущество некоммерческого партнерства;
- если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами НП, получать при выходе из партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами НП;
- получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом НП в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства (ассоциации).
Общественные и религиозные организации (объединения)
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117 ГК).
Основу общественных и религиозных организаций (далее просто общественные объединения) составляет объединение граждан (физических лиц) на основе общности интересов. Целью объединения является удовлетворение нематериальных потребностей. Причем совершенно не обязательно, чтобы это были потребности какого-то узкого круга лиц (например, учредителей или членов). Напротив, чаще всего речь идет об удовлетворении потребностей неопределенного круга лиц. Эти два системных признака дают право именовать все эти организации общественными объединениями и предопределяют следующие отличительные особенности некоммерческих организаций данного вида.
Во-первых, они не требуют от учредителей и участников обязательной передачи имущества, необходимого для их деятельности и служащего обеспечением требованиям их кредиторов. Хотя участники во многих случаях принимают на себя обязанность уплаты вступительного и членских взносов (политические партии, общественные организации).
Во-вторых, общественные объединения обладают специальной правоспособностью. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Это означает, что право на занятие такой деятельностью должно быть предусмотрено их учредительными документами. Общественные объединения вправе создавать другие юридические лица — все равно — некоммерческие или коммерческие — или быть их участниками, если это не противоречит предмету и целям их деятельности, предусмотренным в уставе.
В-третьих, имущество организации полностью отделено от имущества ее участников (учредителей). Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Это означает, что участники не имеют никаких прав на имущество, остающееся при ликвидации организации после расчетов с ее кредиторами.
В-четвертых, полностью самостоятельной является и имущественная ответственность организации. Участники не отвечают по обязательствам организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а организации не отвечают по обязательствам своих членов (п. 2 ст. 117 ГК).
К общественным объединениям относятся творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам как относительно ограниченного, так и полностью неопределенного круга лиц.
Особенности правового положения отдельных видов организаций в гражданском обороте предусматриваются законами. К их числу сегодня относятся ФЗ о некоммерческих организациях, ФЗ о политических партиях, ФЗ о религиозных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о профессиональных союзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о благотворительных организациях, ФЗ об общественных объединениях, Закон о защите прав потребителей.
Пестрый характер общественных объединений не позволяет дать их полную характеристику в рамках данного учебника.
Так, ФЗ об общественных объединениях предусматривает следующие организационно-правовые формы общественных объединений: общественную организацию; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическую партию. Все они отличаются друг от друга, а особенности правового положения некоторых из них даже урегулированы специальными законами (ФЗ о политических партиях, ФЗ о профсоюзах, ФЗ об инвалидах, ФЗ о молодежных объединениях, ФЗ о национально-культурной автономии, ФЗ о науке и научно-технической политике, ФЗ о благотворительных организациях, Закон о защите прав потребителей).
Однако основные элементы их гражданско-правового статуса могут быть сведены к следующему.
1. Общественные объединения могут быть основаны на членстве и иметь неопределенный состав участников либо могут не иметь членства. В первом случае речь идет о политических партиях, профессиональных и творческих союзах, добровольных обществах, которые являются открытыми организациями, участие в которых оформляется приемом всякого, кто разделяет цели объединения и признает его учредительные документы. Во втором случае имеются в виду прежде всего религиозные организации (объединения), участие в которых никак не оформляется по соображениям свободы совести. К такого рода объединениям относятся также общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности.
2. Членство в общественных объединениях дает право участвовать в деятельности объединения, в том числе в работе его высшего органа, избирать и быть избранными в исполнительные органы объединения, право на получение информации о деятельности объединения. Обязанностями членов объединения являются уплата вступительного и членских взносов, относящихся по закону к основным источникам финансирования деятельности объединения. Выход из членов (исключение) не порождает никаких имущественных последствий ни для вышедшего, ни для объединения.
3. Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Религиозные организации, например, должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений (ст. 6 ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).
Организационное единство. Единственным учредительным документом общественного объединения является устав. Наряду с данными, подлежащими включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и другие сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений (ст. 20 ФЗ об общественных объединениях).
Органы общественного объединения делятся на волеобразующие и исполнительные.
Высшим волеобразующим органом объединения, основанного на членстве, является общее собрание членов или его разновидности — съезд, конференция. Законом и уставом определяется круг вопросов, относящихся к исключительной компетенции этого органа. Именно он формирует исполнительные органы объединения — коллегиальные и единоличные, носящие совершенно разные названия (центральный комитет, совет, правление, президиум, председатель, секретарь и т.д.). Исполнительный орган руководит текущей хозяйственной деятельностью объединения, а его единоличный исполнительный орган представляет интересы объединения без доверенности, совершает от его имени любые сделки, принимает и увольняет сотрудников, распоряжается денежными средствами на банковских счетах и т.д.
В компетенцию исполнительных органов общественного объединения входит решение всех вопросов, не относящихся к исключительной компетенцию его высшего органа (п. 2 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях). При наличии заинтересованности руководителя или иного должностного лица общественного объединения в совершении сделки от его имени такая сделка подлежит предварительному одобрению коллегиальным органом под страхом признания ее недействительной как оспоримой сделки (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).
Государственные корпорации и государственные компании
Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма госкорпорации появилась в России в 1999 г., когда было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) для помощи проблемным банкам. Возвращение к этой форме произошло в связи с тем, что существуют сферы, в которые частному бизнесу невыгодно вкладывать свои средства, или прибыль возможна, но только в долгосрочной перспективе. А также потому, что не было иной организационно-правовой формы юридических лиц, подходящей для эффективной деятельности в выполнении функций, осуществляемых госкорпорациями: открытые акционерные общества являются коммерческими организациями и, следовательно, преследуют цель извлечение прибыли, а для государственных унитарных предприятий характерна недостаточная оперативность и гибкость в принятии решений, что не способствует эффективной деятельности.
Государственные корпорации создаются на основании федерального закона. В настоящее время в России ведущими госкорпорациями являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российская корпорация нанотехнологий, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов.
Организационное единство. По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов. Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения. Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления, в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.
Имущественная обособленность. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В случаях, установленных законом (ст. 18 ФЗ о банке развития), за счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал, который определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.
Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Самостоятельная имущественная ответственность. Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.
Государственные компании введены в российскую систему юридических лиц сравнительно недавно, в июле 2009 г.
Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 ФЗ о некоммерческих организациях).
Как и государственные корпорации, государственные компании создаются на основании имущественного взноса Российской Федерации, а учреждаются на основании федерального закона. Они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), только если такая возможность предусмотрена федеральным законом об их учреждении.
Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.
Главное отличие государственной компании от государственной корпорации состоит в том, что государственная компания ориентирована на оказание государственных услуг. В настоящее время учреждена Государственная компания «Российские автомобильные дороги».
Реорганизация и ликвидация
Члены некоммерческого партнерства могут распустить организацию. Это же может сделать по ряду законных оснований суд. Назначается ликвидационная комиссия, устанавливаются сроки роспуска партнерства и порядок процедуры. Имущество, если учредителям не удастся договориться, распределяется пропорционально взносам. Правда, ни один из членов ликвидируемого партнерства не получит активов на сумму, большую, чем стоимость имущества, которое он вносил на общее дело.Некоммерческие партнерства можно реорганизовать посредством слияний, разделений или присоединений. Также есть вариант с преобразованием этой структуры — например, в фонд, автономное учреждение или в какой-либо вид хозяйственного общества. Важно, чтобы решение о том, что НКП будет преобразовано, поддержали абсолютно все учредители.
НКП — это не только разновидность СРО, но также и подвид такого явления, как Здесь речь идет о терминологии, применяемой в российских законах. В соответствии с ними НКО — это организации с общественным характером деятельности. То есть предполагается, что результат работы будет полезен всем. НКО регулируются Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об общественных объединениях».
Все, что закон предписывает в отношении НКО, в полной мере характерно для НКП, наряду с которыми существуют и иные типы объединений. В числе таковых общественные, религиозные, автономные организации, государственные корпорации, социальные и благотворительные фонды, а также ассоциации (союзы). В некоторых случаях некоммерческими организациями могут быть признаны потребительские кооперативы, ТСЖ, а также территориальные общественные самоуправления. К НКО относятся благотворительные организации и профсоюзы.
Любая некоммерческая организация должна владеть собственным балансом (сметой). Ни одна из НКО не имеет ограничений в сроке деятельности, если они не прописаны в учредительных документах. Некоммерческие организации могут открывать счета в российских и зарубежных банках, иметь собственные печати, штампы, бланки и эмблемы.
Создание некоммерческого партнерства (НП) предполагает его организационно-правовую форму (ОПФ) в виде ассоциаций или союзов (п. 3 ст. 50 ГК РФ ). Это изменение установлено с 01.09.2014 Законом № 99-ФЗ от 05.05.2014. документ упразднил регистрацию НП и внес поправки в главу 4 ГК РФ. Расскажем в статье, как проходит регистрация некоммерческого партнерства, какие документы для этого требуются.
Органы регистрации некоммерческого партнерства
На протяжении трех месяцев с принятия решения о формировании партнерства, нужно подать бумаги на регистрацию в Минюст. С сентября 2014 года данная структура ставит на учет НП в форме ассоциации или союза. Проверенные бумаги регистрирующий орган передает налоговой. Здесь они также просматриваются. Если все оформлено правильно, то делается запись в ЕГРЮЛ.
В связи с изменениями ГК РФ НП, созданные до сентября 2014 года нужно перерегистрировать в ассоциации или союзы. Устав следует привести в соответствие с нормами законодательства о смене организационной структуры. Сделать это следует при первой необходимости внести поправки в учредительную документацию.
Изменения в Устав НП вносятся при смене положений Устава, адреса, названия, данных об учредителях, их выходе из партнерства, смене ОКВЭД.
Корректировки приобретают законную силу после их регистрации в Минюсте. Процедура занимает от одного до трех месяцев. В уполномоченный орган подается 2 экземпляра заявления РН 0003, один из которых заверяет нотариус. Приложением к ним будут сведения об изменениях.
Также потребуется постановление о корректировках, действующие и измененные учредительные бумаги, выписка из ЕГРЮЛ, квитанция об уплате пошлины. По окончании процесса заявитель получает выписку из реестра и свидетельство о внесенных корректировках.
Заключительное положение
Некоммерческое партнерство является юрлицом, и, по действующему закону РФ, имеет полное право на работу своей деятельности в согласии с ГК РФ и вдобавок к нему, с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Такое пратнерство имеет в своем распоряжении право открывать свои личные счета в банках РФ и в других странах за границей. После того, как была пройдена регистрация в налоговых органах, организация получает статус юрлица некоммерческого партнерства.
Стоит уделить внимание тому, что только лишь с приобретением статуса юрлица данная организация может пользоваться любыми налоговыми, равно как и другими льготами. На момент вступления в организацию, все ее члены передают ей в распоряжение и владение часть личного имущества и уплачивают определенные членские взносы. С этого момента данное имущество участников переходит в частную собственность партнерства, в случае выхода из него они получают назад все свое имущество или же получают его в размере денежных средств того же размера.
Учредительным документом некоммерческого партнерства считается устав, в некоторых случаях составляется договор, создателями его могут выступать как физлица, так и юрлица. О системе в порядке приема новых участников, размере и оплате членских взносов, работе в осуществлении дел, партнерства и о регулировке деятельности членов ясно указано в документах организации.