Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности учета налоговых обязательств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учет расчетов по налогам и сборам регламентируют законодательные нормы и действующие НПА. В бухучете все налоги и установленные сборы фиксируются на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», где по каждому из них специально открывают субсчет, объединяющий аналитическую информацию. Счет 68 предназначен для подытоживания в целом сведений по налогам, уплачиваемым фирмой, а также персоналом компании. Заметим, что только в учете НДС кроме 68-го применяется еще счет 19. С его помощью отражают входной НДС по купленным ценностям.
Расчеты по налогам и сборам в балансе
Являясь активно-пассивным, счет 68 объединяет всю деятельность фирмы и отражает расчеты с бюджетом по налогам и сборам, как в активной части баланса, так и в пассиве. Связанные с налоговыми платежами, сведения могут отражаться в бухгалтерском балансе в следующих разделах и строках:
- в активе баланса:
- в 1-м разделе:
- стр. 1180 при учете с отложенными налоговыми активами,
- во 2-м разделе:
- стр. 1220 «НДС по приобретенным МЦ»:
- стр. 1230, если у фирмы имеется переплата по налоговым платежам;
- в 1-м разделе:
- в пассиве баланса:
- в 4-м разделе:
- стр. 1420 при наличии отложенных налоговых обязательств;
- стр. 1450, если имеются долгосрочные обязательства по предоставленной компании рассрочки/отсрочки по налогам, инвестиционные кредитные проекты и др.;
- в 5-м разделе:
- стр. 1520 при отражении кредиторской задолженности по краткосрочным недоимкам и начисленным налогам с не наступившим пока еще сроком оплаты.
- в 4-м разделе:
Если на предприятие правомерно наложены налоговые санкции, то предприятие должно отразить все суммы в бухгалтерском учете. Но фирма может оспорить правомерность санкций. Если она выиграет дело, в таком случае нужно отразить оценочное обязательство. Правда уменьшение или снятие санкций на практике происходит очень редко.
Если требование об уплате и конкретная сумма установлены налоговым органом, то их отражают в учете организации. Налоговый орган может списать сумму средств в безакцептном порядке с расчетного счета.
К сожалению, порядок учета штрафов, санкций и различных пеней не урегулирован. В положении о бухгалтерском учете 10/99 их относят к прочим расходом. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета указывает на то, что отражать санкции следует по налогу на прибыль. Их проводят по 99 счету “Прибыли и убытки”. В корреспонденции используют счет 68 “Расчеты по налогам и сборам”, субсчет “Расчеты по налогу на прибыль”. А при необходимости используют субсчета второго порядка: “Расчеты по штрафам”, “Расчеты по пеням”.
Подобным образом органы власти предлагают учитывать не только санкции по налогу на прибыль. Так же можно проводить санкции, которые возникают при применении ЕСХН или УСН. Это право описано в рекомендациях аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организации в 2016 году. Получается, что уплаты по санкциям формируют чистую прибыль или убыток и не участвуют в формировании прибыли до обложения налогами, которую отражают в отчете о финансовых результатах.
Пример, отражения налоговых санкций.
Допустим, что в ОАО “Левис” налоговая начислила пени за несоблюдение сроков в перечислении авансовых платежей по налогу на прибыль. Сумма пени составила 10 000.
Компания посчитала невозможным оспорить это решение и внесла его в свою документацию.
Тогда бухгалтер провел следующие проводки для уплаты пени по налогу на прибыль:
Дебет 99 Кредит 68
По другим налогам Министерство Финансов РФ предлагает определить вначале вид налога или другого взыскания. Затем стоит найти статью расходов, по которой он первоначально начислялся. Прибыль или убыток до налогообложения в отчете о финансовых результатах формируют пени и штрафы, которые платит налогоплательщик.
Санкции отражают в двух видах: в прочих расходах или в расходах по обычным видам деятельности. При чем в последнюю группу она попадает, если нарушение осуществлено в отчетном году и признание санкции произошло до даты подписание годового отчета. Санкцию вписывают в ту статью, куда относится соответствующий ей платеж в бюджет.
Пример отражения штрафа в расходах на продажу.
Допустим, что АО “Восток” просрочила расчет по страховым взносам за второй квартал текущего года. Она получила штраф 6000 рублей. Общество согласилось со штрафом, и бухгалтер стал отражать штраф в отчетности.
Учет расчетов по налогам
Для учета расчетов по налогам, которые учреждение начисляет в соответствии с законодательством РФ и уплачивает в качестве налогоплательщика (налогового агента) в бюджет, предназначены соответствующие счета аналитического учета счета 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (п. 103 Инструкции № 162н):
Счет аналитического учета |
Вид налогового платежа |
0 303 01 000 |
Налог на доходы физических лиц |
0 303 03 000 |
Налог на прибыль организаций |
0 303 04 000 |
Налог на добавленную стоимость |
0 303 05 000 |
Транспортный налог |
0 303 12 000 |
Налог на имущество организаций |
0 303 13 000 |
Земельный налог |
Как правильно прочитать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам
В справке о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам организаций и ИП содержатся итоговые суммы на дату запроса, по одному или по нескольким налогам, штрафу или пени, которые могут отражаться как с положительным сальдо, так и отрицательным сальдо.
Суммы, обозначенные в справке со знаком минус, означают недоимку, а положительные суммы означают переплату.
Форма данной справки и порядок ее заполнения налоговым органом утверждены в приложении № 1 приказа ФНС России от 05.06.2015 N ММВ-7-17/227@.
Бухгалтерские проводки по учету НДС (с примерами)
Организация в процессе своей деятельности сталкивается с налогом на добавленную стоимость в следующих случаях: продавая покупателям товары, продукцию (оказывая услуги, выполняя работы) и приобретая у поставщика товары (работы, услуги).
В первом случае, продавая товар, организация обязана начислить с его стоимости налог и уплатить в бюджет. Начисление НДС отражается следующей проводкой:
То есть начисленный НДС к уплате в бюджет собирается по кредиту счета 68.
Во втором случае, приобретая товар, организация вправе направить НДС к возмещению из бюджета (к вычету), в этом случае из общей суммы приобретения выделяется налог и учитывается отдельно на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» проводкой Д19 К60. После чего НДС направляется к вычету проводка имеет вид Д68.НДС К19.
Как видим, НДС для возмещения из бюджета собирается по дебету счета 68.
Итоговая сумма, которую необходимо уплатить в бюджет, определяется как разность между кредитом и дебетом сч. 68.
Если обороты по кредиту больше оборотов по дебету, то организация должна уплатить налог на добавленную стоимость в бюджет, если обороты по кредиту меньше оборотов по дебету, то государство осталось должным организации.
НДФЛ: общая информация
- НДФЛ бывает:
- исчисленный
- удержанный
- перечисленный
НДФЛ исчисленный рассчитывается в документах начисления зарплаты, отпусках, премиях, больничных.
НДФЛ удержанный фиксируется при фактической выплате данных начислений сотруднику. В большинстве случаев при полной выплате заработной платы сотруднику НДФЛ удержанный равен исчисленному.
- Однако на практике встречаются случаи, когда сотруднику нечего получать в зарплату, например:
- сотруднику выплачен увеличенный аванс, который превышает общую сумму начислений за месяц
- сотрудник ушел в отпуск или заболел сразу после 15 числа текущего месяца, соответственно, получил заработную плату за первую половину месяца и отпускные или больничный, в зарплату получать нечего
Правила зачета переплаты по налогам
Многие бухгалтеры неприятную процедуру сверки расчетов с налоговыми органами не проходят, и в бухгалтерском балансе в течение нескольких лет числятся переплаты по налогам. В условиях кризиса цена привлечения денег резко взрастает. Если у налогоплательщика по какому-то налогу есть переплата, то он имеет право написать заявление в инспекцию о зачете данной суммы в счет уплаты иного налога либо о возврате ее на расчетный счет. Зачет можно производить между налогами (сборами) одного вида: федеральные налоги засчитываются в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных. Налоги по видам бюджетов перечислены в статьях 13-15 НК РФ. По переплате зачет возможен:
- по федеральным налогам: НДС, акцизам, НДФЛ, ЕСН, налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых, водному налогу, сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами биоресурсов, а также по налогам, уплачиваемым в связи с применением специальных налоговых режимов, — УСН, ЕСХН, ЕНВД (ст. 13, п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ);
- по региональным налогам и сборам: налогу на имущество организаций, налогу на игорный бизнес, транспортному налогу (ст. 14 НК РФ).
Переплата НДФЛ и возврат его налоговыми агентами
Согласно положениям пункта 14 статьи 78 НК правила зачета и возврата излишне уплаченных сумм налога распространяются в том числе на налоговых агентов. Ими являются, к примеру, работодатели по отношению к работнику при перечислении в бюджет НДФЛ.
Самая распространенная ситуация, когда у работника в течение года может возникнуть переплата по НДФЛ, — это когда он подает работодателю вместе с выданным налоговой инспекцией уведомлением заявление о возврате удержанного НДФЛ в связи с предоставлением ему имущественного вычета. Может возникать переплата и при изменении налогового статуса физического лица в течение года — с нерезидента на резидента.
В пункте 1 статьи 231 НК РФ указано, что излишне удержанные из дохода налогоплательщика суммы НДФЛ подлежат возврату налоговым агентом по представлении физлицом соответствующего заявления. Излишне перечисленные налоговым агентом суммы НДФЛ, по сути, являются переплатой самого налогоплательщика, а значит, если сотрудник не подал своему работодателю заявления о возврате сумм переплаты по НДФЛ, то последний не имеет права получать данные средства в качестве возврата из бюджета.
Однако в НК РФ не установлено, за счет каких средств нужно возвращать работнику НДФЛ, если он подал работодателю заявление о возврате излишне удержанного налога. Поскольку согласно пункту 9 статьи 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налогового агента не допускается, налоговый агент не вправе за свой счет возвращать (засчитывать) излишне удержанный НДФЛ.
На практике бухгалтер возвращает долг работнику за счет сумм НДФЛ, удержанных в текущем месяце с доходов других работников организации. То есть НДФЛ за текущий месяц, подлежащий уплате в бюджет, он уменьшает на сумму переплаты работника. Таким образом, фактически налоговый агент засчитывает налог самостоятельно. Организации применяют этот вариант, обосновывая его тем, что уплата НДФЛ не носит персонифицированного характера, и налог перечисляется в бюджет одной платежкой за всех работников. Специалисты УФНС России по г. Москве не имеют ничего против такого возврата (см. письмо от 29.11.2007 № 28-11/113476).
Однако Минфин России против возврата работнику излишне удержанного налога за счет текущего НДФЛ, удержанного с других работников (см. письма от 19.01.2009 № 03-04-06-01/3, от 14.01.2009 № 03-04-05-01/5, от 23.12.2008 № 03-04-06-01/380, от 20.10.2008 № 03-04-06-01/308). То есть НДФЛ финансисты идентифицируют с конкретной личностью налогоплательщика. Финансисты считают, что поскольку статьей 231 НК РФ особый порядок зачета или возврата налоговым агентом сумм излишне удержанного налога не определен, то применяется общий порядок возврата или зачета, установленный статьей 78 НК РФ. Разъяснено, что возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы налога может быть произведен работнику налоговым агентом на основании заявления физического лица, поданного налоговому агенту, и разрешения налогового органа налоговому агенту. Для получения разрешения налоговый агент должен подать соответствующее заявление в налоговый орган.
Однако ФНС России письме от 19.08.2009 № 3-5-01/1289 подвергло критике такую позицию Минфина РФ. В нем главное налоговое ведомство указало, что нормы статьи 78 НК РФ при обращении работника к налоговому агенту с письменным заявлением о возврате излишне удержанных этим налоговым агентом сумм налога не применяются.
Эта статья регулирует отношения, возникающие непосредственно между налогоплательщиком и налоговым органом, и может применяться в случае обращения налогоплательщика — физического лица непосредственно в налоговый орган при подаче им налоговой декларации по НДФЛ с приложением заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога.
НК РФ предусматривает, что право налогоплательщика на возврат излишне удержанного НДФЛ может реализовываться путем подачи заявления или извещения налогового органа работодателю. В этой ситуации реализация этого права не должна ставиться в зависимость от налоговых взаимоотношений налогового агента и налогового органа. Поэтому в отношениях между работником и налоговым агентом следует применять нормы статьи 231 НК РФ, которая не содержит никаких ограничений по обоснованному возврату излишне удержанного налога работнику. Поэтому налоговый агент может осуществлять возврат излишне удержанных с работника и перечисленных в бюджет сумм НДФЛ за счет НДФЛ, удержанного с других работников организации.
Обоснованность возврата налога выявляется налоговыми органами в ходе проведения плановой выездной налоговой проверки налогового агента. На основании изменения данных бухгалтерского учета налоговый агент корректирует документы налогового учета и отчетности по налогу, в которых отражаются результаты перерасчета НДФЛ за отчетный год.
Сведения о доходах физических лиц, в отношении которых налоговым агентом были произведены перерасчеты налога за предшествующие годы в связи с корректировкой их налоговых обязательств, представляются налоговому органу в виде новой справки по форме № 2-НДФЛ взамен ранее представленной.
ФНС РФ отметило, что зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов способом, предложенным Минфином России в указанных письмах, возможен только по налогам, по которым налоговые агенты представляют налоговые декларации, например по налогу на прибыль. Таким образом, бухгалтеры в своей работе могут учитывать позицию ФНС России и возвращать работнику излишне удержанный НДФЛ за счет сумм, подлежащих перечислению с доходов других работников.
* * *
В данной статье автор предпринял попытку обзора спорных моментов учета долгов бюджета по налогам.
С учетом финансового положения предприятия бухгалтерам и финансовым менеджерам следует выработать соответствующие управленческие решения в отношении ликвидации переплат налогов.
Для каждого вида налога, который обязана перечислять организация, есть свой субсчет. По способам начисления принято подразделять налоги на следующие виды:
- имущественные — они оплачиваются за пользование объектами. К ним относятся земельные участки, транспорт, техника. Все то, что находится на балансе у организации. Сумма налога рассчитывается из учета стоимости облагаемой базы. На нее не влияют результаты деятельности фирмы;
- косвенные — они включаются в сумму за товар или предоставление услуги. Сюда входит НДС, таможенный сбор, акцизы.
68 счет субсчета используется по сборам и налогам, которые должна перечислять компания. Они зависят от сферы деятельности и выбранного налогового режима. Для каждого вида налога должен быть открыт свой субсчет:
- 68.13 — сбор с торговли;
- 68.12 — УСН;
- 68.11 — ЕНВД.
Классификация субсчетов производится на основании инструкции по применению плана. В общих случаях в состав входят:
- налог на прибыль;
- водный, транспортный, игорный;
- местные взносы в бюджет;
- единый вмененный;
- сельхозналог.
Также к субсчету счета 68 относят налог на имущество.
На вопрос, НДФЛ какой счет в плане счетов, ответ будет следующий. Для начисления и уплаты налога на доходы физических лиц открывается субсчет 68.1. Всю информацию о начислениях, вычетах, уплатах и любых операциях с добавленной стоимостью отражает счет 68 02.
Если компания платит акцизы, то для них открывается субсчет 68.3. Для организаций, работающих по общей системе налогообложения, необходим 68.4.
Как проверить отсутствие налоговых долгов?
Внимательность и щепетильность – верная защита бизнесмена от возможной налоговой задолженности.
Исключить проблемы с контролирующими органами поможет систематическая сверка данных по уплате причитающихся с предприятия налогов.
Проверить фактическое положение дел предприятия по отношению к налоговым платежам можно следующими способами:
- личный визит в ИФНС – бизнесмен отправляется к налоговым инспекторам, которые проверяют поступление налоговых платежей от предприятия и, в случае наличия непогашенной задолженности, объясняют, каким образом от нее можно избавиться;
- дистанционная сверка – на официальном сайте ФНС каждый предприниматель с помощью ИНН может создать личный кабинет, в котором отслеживать поступление средств и отсутствие долгов за предприятием;
- работа в интернет-бухгалтерии – бухгалтерские онлайн-сервисы держат бизнесменов в курсе всех событий, в том числе, напоминают о приближающихся сроках уплаты налогов, а также оповещают о наличии задолженности, связанной с просрочкой или иными причинами неуплаты налога;
- ожидание налоговых предписаний – если у предпринимателя нет желания обращаться к налоговикам либо проверять уплату налогов в онлайн-режиме, можно продолжать работать в неведении, дожидаясь письменного оповещения ИФНС с требованием уплатить задолженность по налогам, а с ней – и штрафные санкции за просрочки.
Каков порядок взыскания недоимки налоговыми органами
Рассмотрим порядок взыскания с налогоплательщика задолженности перед бюджетом по шагам.
Шаг 1. При обнаружении недоимки по налогам налоговый орган должен выставить должнику требование об уплате налога, пеней, штрафов, процентов в следующие сроки:
Шаг 2. Налогоплательщику необходимо исполнить требование в течение указанного в нем срока (п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ). Минимальный срок, в который ему необходимо уложиться с погашением недоимки по налогам, пеням и пр., составляет 8 рабочих дней с момента получения. Если требование должником не исполняется, то:
О том, с каких счетов налогоплательщика может быть взыскана задолженность по налогам и сборам, читайте в материале «С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?».
Шаг 3. Если взыскать задолженность за счет денежных средств должника не удается, то:
Инспекция не позднее 1 года после окончания срока исполнения требования об уплате задолженности выносит решение о ее взыскании за счет имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). При этом взыскание может быть обращено как на движимое так и на недвижимое имущество. После вынесеня такого решения, ФНС вправе наложить на него арест (ст. 77 НК РФ). Взыскание недоимки, пеней и пр. за счет имущества производится в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ. Исполняют данное решение судебные приставы. Для этого ФНС направляет им постановление о взыскании имиущества. Приставы вправе наложить арест на активы должника, провести их оценку, изъять и/или передать их на хранение и другие меры, предусмотренные законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ. Если в течение 2-х месяцев задолженность погасить не удается, приставы передают изъятое имущество должника специальной организации на реализацию.
Шаг 4. Если вышеперечисленные мероприятия не привели к полному погашению задолженности, приставы выносят постановление о возврате исполнительного документа, а ФНС на основании этого документа принимает решение о банкротстве фирмы или ИП (пп.4.1 п.1 ст. 59 НК РФ).
Подробнее о процедуре взыскания читайте здесь.
Если сумма недоимки превышает 5 млн. руб. или задолженность взыскивается с консолидированной группы налогоплательщиков, то ФНС вправе обратиться в суд:
Что бывает за неуплату налогов
Если не оплатить вовремя, налоговая служба начислит пени на задолженность за каждый день просрочки. Когда накопится крупная сумма, дело могут передать в суд и судебным приставам — придется платить и налоги, и пени, и судебные расходы, и исполнительский сбор при просрочке добровольной оплаты. Если на ваше имя открыт счет в банке, деньги могут списать без вашего подтверждения или заблокировать счет, если денег для оплаты задолженности недостаточно. А еще могут не пустить за границу — если сумма задолженности по исполнительным документам будет 30 тысяч рублей и больше. Или если при задолженности свыше 10 тысяч рублей вы на 2 месяца просрочите добровольное погашение долга.
На сайте службы судебных приставов можно проверить исполнительные производства в отношении себя или любого другого человека. Для поиска введите полное имя и дату рождения.
Также предусмотрена уголовная ответственность за неуплату налогов физическими лицами и ИП, по которой может грозить штраф 100 до 300 тысяч рублей либо в размере дохода, полученного за последние 1—2 года, арест на срок до шести месяцев или лишение свободы до года. За неуплату в особо крупном размере накажут строже — за такое преступление могут оштрафовать на сумму от 200 до 500 тысяч рублей либо в размере дохода, полученного за последние 1,5 — 3 года, назначить принудительные работы на срок до трех лет либо лишить свободы на тот же срок.
Списываются ли налоги при банкротстве физических лиц?
Да, но только те, которые человек успел накопить до момента подачи заявления в арбитражный суд или в МФЦ. Списание долгов по налогам физических лиц, которые успели образоваться у человека во время прохождения банкротства, не допустимо.
Как списать долги? Списание долгов по налогам при прохождении банкротства проходит по той же последовательности, что и списание прочих задолженностей – перед банками МФО, физ лицами.
Списание налоговой задолженности физических лиц произойдет в результате признании гражданина финансово несостоятельным. Надо отметить, что списание налогов в результате банкротства происходит полное, то есть до погашения долгов в лице ФНС и бюджета средств, вырученных от продажи имущества должника, уже не остается.
Списание налогов при банкротстве — это лишь часть процедуры списания долгов. Если вы — не предприниматель, то вряд ли у вас накопились такие долги именно по налогам, что необходимо обратиться за банкротством. Если вы — обычное физ лицо, то, скорее всего, налоговую недоимку судебный пристав просто спишет с вашей с банковской карты после того, как ИФНС получит судебное решение о признании вас должником.
Помните, что судебная задолженность со счета должника может быть погашена даже с кредитной карты приставами. Пристав не будет разбираться, какой у вас счет в банке — дебетовый или кредитный, он просто проведет автоматическое списание, так как банк обязан предоставить в ФССП всю информацию обо всех счетах и картах открытых по вашему ФИО и ИНН.
Закрыл ИП и не заплатил налоги
Другое дело, если вы — не просто физ лицо, а ИП. В этом случае вы за довольно короткий промежуток времени могли накопить большую задолженность. Можно ли списать налоги ИП, провести списание штрафов и пеней, долгов в Пенсионном фонде при закрытии ИП?
Можно, и налоговая даже не будет сильно возражать при закрытии ИП с долгами. Потому что в этом случае все долги ИП автоматически перейдут на физ лицо. И их придется возвращать. Поэтому правильный ответ на вопрос «как списать налоги по ИП прошлых лет» звучит так списание налогов происходит через банкротство физ лица.
В ходе этой процедуры можно обнулить все налоги, кроме тех, которые не подлежат списанию, например, страховые взносы за наемных работников, не внесенные в ПФР.
Если мысли о неоплаченных налогах не дают вам спать по ночам. Если вы уже сломали не один выключатель у прикроватной лампы.
То не занимайтесь юридическим «самолечением», а обратитесь за квалифицированной юридической помощью. Наши юристы помогут в разрешении ваших проблем с максимально положительным результатом для вас.
Презумпция — это приговор?
На эту тему высказался Верховный суд РФ (см. абзац 2 пункта 19 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2021 г. N 53). По его мнению, контролирующее лицо может доказать, что на самом деле банкротство вызвано не его действиями, а внешними факторами. Например, изменением условий ведения бизнеса, финансовым кризисом или стихийным бедствием.Обратимся к тексту нормы. Закон о банкротстве прямо указывает на возможность контролирующего лица защищаться. Так пункт 2 статьи 61.11 начинается со слов: «Пока не доказано иное …». При этом, на вопрос каким образом КДЛ может доказать иное, норма не отвечает.
Полагаем, что пожар, уничтоживший товар или оборудование, по последствиям несравним с налоговой проверкой. К сожалению, вероятность банкротства после таких событий очень велика сама по себе, и до оплаты налоговых доначислений может не дойти.
Что же касается экономических причин, то существует прецедент, в котором суд указал на мировой финансовый кризис 2008 года как причину банкротства предприятия (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 июля 2021 г. N 13АП-10331/18 по делу № А56-81135/2009).
Компания-банкрот привлекала кредиты в иностранной валюте для приобретения импортного оборудования, не имеющего аналогов в РФ. После увеличения курса доллара и евро предприятие было вынуждено направить оборотные средства на погашение задолженности. Кроме того, выросла цена на импортируемое сырьё и упала выручка. Итогом стало банкротство.
Обвинить руководителя коммерческой организации в мировом кризисе или в том, что он к нему не подготовился — затруднительно. По крайней мере, с этим согласились суды трёх инстанций, отказывая конкурсному управляющему в привлечении руководителя к ответственности.
Кроме мирового кризиса, нельзя исключать кризис локальный. В 2018 году арбитражные суды рассматривали заявление о привлечении собственников региональной аптечной сети к субсидиарной ответственности (дело № А29-767/2017). В ходе разбирательства суды трёх инстанций пришли к выводу о наличии внешнего фактора, вызвавшего банкротство. Убедила их следующая совокупность фактов:
- Реализуя планы по расширению сети, должник открывает новые аптечные точки и привлекает банковское финансирование для увеличения товарооборота;
- В тот же период в регионе должника повышается концентрация аптек, принадлежащих федеральным сетям. Минздрав и Антимонопольная служба подтвердили, что более 60% торговых точек принадлежит 2 сетям, что позволяет говорить о снижении общего уровня конкуренции;
- По прошествии года в аптеках должника начинают снижаться товарные остатки и выручка;
- Должник постепенно закрывает аптеки. При этом, договоры аренды помещений расторгаются арендодателями, и в последствии передаются федеральным сетям для размещения других аптек.
Итак, налицо выживание региональной сети более крупными игроками. Его же усмотрели арбитражные суды и не стали привлекать участников к субсидиарной ответственности.
В приведённых примерах налоговая задолженность отсутствовала. Однако, мы понимаем, что беда не приходит одна. То есть ситуация, когда на фоне конкурентной борьбы или финансового кризиса у бизнеса начинаются проблемы с налоговыми органами — вполне реальна. Соответственно, к банкротству компания может подойти с багажом долгов не только перед банком и поставщиками, но и перед бюджетом.
Полагаем, в таком случае эффективным способом защиты станет детальное изложение обстоятельств, так, как это было сделано в приведённом деле. Суд должен твёрдо убедиться в том, что отсутствие возможности рассчитаться с долгами — это следствие кризиса. Иными словами, если бы ситуация на рынке не менялась, должник мог бы расплатиться со всеми кредиторами, в том числе и с налоговым органом.
Доказать подобное возможно лишь при наличии соответствующей фактуры. То есть, если в реальности дела шли неплохо, то шансы убедить суд в обратном невелики.
Вина контролирующего лица в налоговых нарушениях
Применительно к задолженности по налоговым правонарушениям, очевидно, что ситуации бывают разные. Вполне может статься, что компания когда-то наткнулась на «проблемного» поставщика без умысла оптимизировать налоги. И что заплатить доначисленный НДС она сейчас просто не в состоянии. Как раз такой случай стал предметом рассмотрения в Верховном суде.Отдельно необходимо обратить внимание на вопрос вины КДЛ в совершении того самого правонарушения, которое явилось основанием для налоговых доначислений. Казалось бы, всё просто, есть долги — КДЛ однозначно виновен. Тем не менее, на практике данному вопросу уделяется важная роль.
В деле о банкротстве налоговый орган пытался привлечь директора должника к субсидиарной ответственности, поскольку более 50% требований составляла задолженность по налогам, пеня и штрафы. Суды трёх инстанций отказывали в удовлетворении требования. В результате ИФНС дошла до ВС РФ, который также не стал привлекать руководителя.
В своём определении от 29.09.2017 N 305-ЭС17-13426 по делу N А41-27743/2015 Верховный суд сделал вывод, что директор вёл себя добросовестно и наличие налоговой задолженности для него было не очевидно. Основанием для такого вывода послужил процесс обжалование решения налогового органа. Дело в том, что, когда в арбитраже рассматривался спор по обжалованию этого решения, суды первой и второй инстанции встали на сторону налогоплательщика. В последующем кассация отменила решения нижестоящих судов, однако факт остаётся фактом, налогоплательщик дважды убедил суд, в том, что налоговое законодательство он не нарушал.
В этой связи, Верховный суд совершенно справедливо указал, что раз нарушение закона было неочевидно для арбитражных судей, было бы странно считать его очевидным для руководителя должника. Иными словами, руководитель не предполагал, что его действия приведут к доначислению налогов и банкротству компании, а значит его вины в банкротстве нет.