Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютное законодательство и таможенное право». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Зачастую все вопросы в ходе проверки на таможне решаются предоставлением дополнительных документов. Если же нарушены сроки перечисления выручки, то ситуация становится сложнее — по опыту, это самая частая проблема. Несмотря на то, что виноват обычно иностранный контрагент, который вовремя не перечислил деньги, ответственность несет российская компания.
Периодизация валютной политики ссср
|
|
|
|
Валютное законодательство и таможенное право
- налогоплательщики;
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога;
- льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Это обусловлено спецификой элемента «порядок и сроки уплаты», связанной с особенностями таможенного налогообложения в России в части сроков уплаты таможенных платежей.
Другим аргументом в пользу того, что таможенные пошлины и сборы за таможенное оформление имеют «налогово-сборовую» природу, являются нормы ст. 57 Конституции РФ, в соответствии с которой «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Как следует из этих норм, в сфере публично-правовых отношений, призванных обеспечивать финансовую основу осуществления государством своих функций, к числу которых, бесспорно, относятся и отношения, связанные с уплатой таможенных платежей, могут существовать только два вида обязательных платежей — налоги и сборы. То есть любые платежи, как бы они ни назывались, в том числе и таможенные платежи, если они должны уплачиваться государству либо как обязательные и индивидуально безвозмездные, либо обязательная уплата которых является одним из условий совершения государственными органами в отношении плательщиков юридически значимых действий, являются или налогами, или сборами. Уплата других обязательных платежей Конституцией РФ не предусмотрена. Все остальные платежи государству должны носить гражданско-правовой или какой-либо иной характер (например, средства, полученные в результате применения мер ответственности — административной, уголовной).
Следовательно, для того чтобы у участников внешнеэкономической деятельности были правовые основания для уплаты таможенных пошлин и сборов как неналоговых платежей, необходимо изменить законодательство таким образом, чтобы данные платежи приобрели гражданско-правовой характер, т.е. уплачивались бы за определенные услуги, оказанные таможенными органами.
Однако, на взгляд автора, для развития законодательства в таком направлении, кроме огромного количества технических сложностей, имеется несколько фундаментальных препятствий и серьезных ограничений.
Поскольку речь идет о гражданско-правовых отношениях, важно, чтобы механизм этих отношений не противоречил основным началам гражданского законодательства, которые сформулированы в ст. 1 Гражданского кодекса РФ. Там, как известно, зафиксированы принципы равенства участников отношений, свободы договора, добровольности приобретения и осуществления гражданских прав. Подобные принципы едва ли применимы к отношениям между участниками ВЭД и таможенными органами, которые носят государственно-властный характер. Более того, в п. 3 ст. 2 ГК РФ указано, что к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В принципе, сборы за таможенное оформление можно обосновать как оплату услуги таможенных органов, естественно, изменив большое количество норм Таможенного и Гражданского кодексов РФ. Гораздо сложнее ситуация с таможенными пошлинами. Единственный «возможный» аргумент в пользу того, что пошлина является платой за услуги, оказываемые участникам ВЭД, сформулирован классиком мировой экономической мысли В. Петти в «Трактате о налогах и сборах»:
«Я не могу хорошо уяснить себе, каковы те естественные основания, в силу которых эти пошлины должны уплачиваться государю как при ввозе, так и при вывозе; имеются, по-видимому, все же некоторые основания уплаты ему за разрешение вывозить определенные продукты, в которых другие страны действительно нуждаются. Я поэтому полагаю, что пошлины являлись вознаграждением, уплачиваемым государю за защиту провоза товаров как в страну, так и из страны от пиратов, и я считал бы это действительно правильным, если бы государь был обязан тратить большие средства с этой целью».
Однако сегодня объяснить необходимость изменения Закона «О таможенном тарифе» таким образом, чтобы таможенная пошлина представляла собой платеж государству за обеспечиваемую им «защиту от пиратов», будет непросто.
Проведенный анализ точек зрения специалистов по налогообложению на данную проблему также подтверждает имеющиеся сомнения в правильности принятого решения об исключении таможенных пошлин и сборов из системы налогов и сборов.
Вопросы правового статуса таможенных пошлин и сборов неоднократно рассматривались и Конституционным Судом РФ. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 15.12.2000 № 294-О отмечается, что «таможенная пошлина является одним из федеральных сборов, доходы от которого используются в публичных целях». Таким образом, таможенная пошлина и таможенные сборы по своей конституционно-правовой природе относятся к налогам и сборам.
По мнению одного из лучших специалистов в области законодательства о налогах и сборах профессора С.Г.Пепеляева, «уплата иных, помимо налогов и сборов, обязательных платежей (за исключением штрафных санкций) Конституцией РФ не предусмотрена. Поэтому в случае исключения таможенной пошлины и таможенных сборов из системы налогов и сборов возникает неопределенность в вопросе о том, имеются ли конституционно-правовые основания для взимания данных платежей».
Таможенная пошлина и таможенные сборы полностью соответствуют понятиям «налог» и «сбор», определение которых содержится в статье 8 НК РФ.
В соответствии с частью 3 пунк��а 5 статьи 3 НК РФ «ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом».
- несмотря на видимую самообеспеченность, степень зависимости России от мирохозяйственных связей в целом высока;
- перед Россией стоят общие фундаментальные за задачи более эффективного включения в современные мирохозяйственные связи (с тем, чтобы не оказаться «сырьевым придатком» по отношению к группе ведущих стран);
- решение проблем реализации эффективной внешнеторговой политики России тесно связано с решением задач позитивных изменений в ее общем экономическом положении;
- внешнеторговая политика страны объективно является составной частью общей внешней политики страны вообще.
Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано в первую очередь с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере, которая господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Начало было положено расширением прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.
Однако увеличение степени открытости экономики страны не может быть непродуманным и спонтанным. При либерализации внешней торговли страны необходимо учитывать тот факт, что современная международная торговля представляет собой такую систему отношений, в которой «правила игры» определяют крупнейшие ТНК.
Формирование внешнеэкономической политики, законодательной и нормативной базы осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосредственное влияние на этот процесс оказали: переход к свободному рыночному ценообразованию; приватизация; налоговая и кредитно-денежная политика; формирование валютного рынка.
В механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности можно выделить два типа координации и взаимодействия — горизонтальный и вертикальный.
Банковская организация проверит параметры выполненной транзакции (дата, сумма, реквизиты) и их соответствие условиям договора. При этом в положениях договора, связанных с валютным контролем, не должно быть ошибок, он должен соответствовать общим требованиям:
- указана дата заключения договора;
- объект указан и описан четко, подробно (понятно, что именно является предметом сделки);
- указана валюта и сумма сделки;
- указаны сроки оплаты, поставки, выполнения заказа;
- реквизиты сторон заполнены правильно и полностью.
«СТТ Логистика» оказывает услуги по аутсорсингу ВЭД и обеспечивает полное решение связанных с нею задач, включая выполнение валютных операций и прохождение соответствующего контроля.
Федеральный закон о таможенном регулировании 289 ФЗ появился в связи с принятием нового Таможенного Кодекса ЕАЭС и вступил в силу в 2018 году. Этот закон направлен на реализацию международных договоров между Россией и ЕАЭС и на обеспечение экономической безопасности России. Он призван на национальном уровне регулировать отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров, а также вопросы таможенного регулирования в России. Этот закон состоит из 8 разделов и насчитывает более чем 500 страниц, он полностью охватывает правовые основы таможенного регулирования.
Предметом таможенного регулирования являются отношения, связанные с ввозом и вывозом товаров. При этом применяются меры таможенного тарифного регулирования, а также меры нетарифного регулирования: запреты и ограничения, связанные с защитой рынка от: недобросовестной конкуренции, некачественных товаров не соответствующих требованиям безопасности. Виды таможенного регулирования делят на две группы: тарифное таможенного регулирования и нетарифного таможенное регулирование.
Профессия известна издревле. Пусть тысячи лет назад она и не была представлена современной сегодня специальностью, но стражи границ стран, империй и оккупированных территорий всегда занимали особое место с обществе. Профессия появилась синхронно с образованием первых централизованных государств. Нельзя назвать точную дату, но это определенно случилось на стадии начала развития мирового социума. Толчок к развитию прообразов современной таможни дало начало торговли между странами.
Сотни лет назад проходящие через границы стран караваны с товарами облагали налогом. Это было необходимо для обеспечения пополнения казны. На Руси таможенное дело зародилось примерно в IX веке, когда в княжествах ввели пошлины и торговый сбор – «мыто». Сборщиков мыта называли «мытниками». Интересно, что и в современном украинском языке таможенник – это митник.
История профессии таможенника насчитывает более 10 веков. Представители специальности отвечают за контроль процесса перемещения грузов между странами, должное оформление продукции на границе. Сотрудник, работающий на территории комплекса по организации международных перевозок пассажиров, следит за соблюдением граждан разных государств правил их регистрации по прибытию и отъезду.
Как видно из данного материала, оформление товара на ввоз или вывоз из страны – довольно сложная и часто длительная процедура. Организациям или предпринимателям, которые не занимаются перемещением грузов через границу на регулярной основе и не имеют в своём штате специалистов в данной сфере, лучше всего обратиться за помощью к компаниям, в штате которых имеются таможенные брокеры. Это поможет избежать потерь во времени, что особенно важно при перевозке скоропортящихся товаров. Кроме того, уменьшит возможность неправильного декларирования и негативных последствий от ошибок. Заранее сказать, какая стоимость таможенного оформления груза, чаще всего невозможно. Это происходит вследствие того, что слишком много факторов влияет на данный аспект. К таким факторам можно отнести:
- стоимость заполнения самой декларации – она зависит от количества вносимых в список декларируемых товаров;
- сумма всех платежей и сборов;
- тарифы хранения на таможенных складах или терминалах могут быть совершенно разными;
- стоимость услуг по оформлению всей сопутствующей документации.
Выбирая компанию и брокера, который поможет оформить груз, важно заранее ознакомиться с репутацией фирмы и со средними расценками на данную услугу. Здесь тоже нужно быть внимательным и не попасть на серого или просто неопытного брокера.
Профессия сотрудника таможни в основном рутинная, не предусматривающая реализации творческих наклонностей личности. В некоторых случаях такая работа может быть опасной и даже скучной, но всегда остается очень ответственной. На таможенника государство возлагает охрану безопасности, в частности ее экономическую составляющую. «Заболеванием XXI века» на таможне является коррупция, игнорирование специалистами своих прямых обязанностей и нехватка компетентных сотрудников.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Тема 6. ОСНОВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ
На сегодняшний день одной из самых актуальных, трудно разрешимых проблем в области валютного регулирования является проблема обеспечения валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций в РФ. Возник вопрос, как сохранить валютные ресурсы государства, если в России до последнего времени наблюдается постоянное бегство капитала, в частности в иностранной валюте, за рубеж.
Также таможня будет проверять правильность банковских документов о совершении всех валютных операций, связанных с поставкой. После проверки в банк отправляется учетная карточка таможенно-банковского контроля. Туда заносятся сведения из грузовой таможенной декларации, чтобы банк мог отследить поступление валютной выручки.
Значимость валютного законодательства во-многом определена все нарастающими финансовыми и экономическими потребностями российского государства и преобладающими стратегическими целями, а также необходимостью минимизации рисков в условиях нестабильной геополитической ситуации.
Объектом исследования являются общественные отношения, урегулированные нормами валютного права как Российского государства, так и Евразийского Экономического союза.
ВЭД — Внешнеэкономическая деятельность
По Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами (п. 1 ст. 11). Органами валютного контроля являются Банк России и Правительство РФ (п. 2 ст. 11). Для реализации функций Правительства РФ по валютному контролю была образована Федеральная служба Российской Федерации по валютному и экспортному контролю (ВЭК).
Механизмом реализации валютной политики является валютное регулирование и контроль, представляющее комплекс мер, направленных на установление порядка проведения операций с валютными ценностями, регламентирование международных расчетов и включение государства в международные валютные отношения.
Для достижения поставленных целей ФТС наделена полномочиями, которые перечислены в п. 5 постановления Правительства РФ от 23.04.2021 № 636.
Контролю со стороны упомянутых органов подлежит выполнение российской стороной обязанностей, указанных в положениях ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Инструкции Банка России, а конкретно:
- в части предоставления в уполномоченный банк указанных в законодательстве документов, связанных с реализуемыми валютными операциями (положения Инструкции).
- в части обеспечения получения на собственные банковские счета в указанные контрактом сроки валютной выручки (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона), которая причитается за направленный иностранной стороне товар;
- в области обеспечения в контрактный срок возврата авансовых платежей, оплаченных за недоставленный контрагентом товар (п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона).
Валютный контроль на таможне – это процедура по отслеживанию движения денег на счетах, связанных с перемещением через границу товаров и транспорта. Задача таможни – не позволить вывести валюту и валютные ценности из страны.
Действующее таможенного законодательство валютного Российской Федерации органов устанавливает правила контроля осуществления валютных операций между резидентами, резидентами органов и органов нерезидентами, а контроля также таможенного между нерезидентами.
В рамках второго направления в первом пакете до 1 января 2011 г. должны были быть подписаны и до 1 июля 2011 г. введены в действие Соглашение об основах инвестиционной деятельности и Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала.
Роль таможенного регулирования в управлении внешнеторговой деятельностью
Совершенствование управленческо-методических аспектов осуществления таможенными органами Российской Федерации валютного контроля целесообразно развивать по направлению технологии формирования данных, содержащих признаки предполагаемых нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования (далее — Технология).
Целью такой Технологии должно стать выявление сведений, содержащих признаки невыполнения резидентами обязанности по зачислению на свои счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся за переданные нерезидентам товары, и по
возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации товары, с использованием штатных программных средств.
Штатные программные средства, используемые для формирования данных, содержащих признаки предполагаемых нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее — данные о нарушениях), представляют собой единый комплекс средств, обеспечивающих проведение операций по сбору, обработке, передаче и загрузке электронных учетных документов валютного контроля в региональные базы данных валютного контроля (РБД ВК) и в центральную базу данных валютного контроля (ЦБД ВК), а также осуществляющих форматно-логический контроль при проведении всех операций документального контроля, и включает в себя следующие штатные программные средства.
Для эффективной реализации Технологии целесообразно использовать информационные ресурсы:
1) электронные копии ведомостей банковского контроля (ВБК) и паспортов сделок (ПС), получаемые ФТС России от Банка России в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 28 ноября 2006 г.;
2) электронные копии учетных документов валютного контроля, содержащие результаты проверок соблюдения участниками внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее — валютное законодательство) и заполненные с использованием программных средств автоматизированной системы валютного контроля (далее — КТСК) в соответствии с Методикой учета и обработки данных реестра электронных учетных документов валютного контроля в целях выявления нарушения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, утвержденной 1 июня 2009 г. и доведенной до таможенных органов письмом ФТС России от 3 июня 2009 г. № 01-11/25323 (далее — Методика);
3) центральная база данных электронных копий деклараций на товары.
Из электронных копий деклараций на товары, содержащихся в центральной базе данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее — ЕАИС таможенных органов), используются сведения:
— регистрационный номер декларации на товары (графа А декларации на товары);
— направление перемещения товаров (первый подраздел графы 1 «Декларация» декларации на товары);
— двузначный цифровой код заявляемой таможенной процедуры (второй подраздел графы 1 декларации на товары);
— код особенности таможенного декларирования товаров (графа 7 «Справочный номер» декларации на товары);
— индивидуальный номер налогоплательщика, общероссийский государственный регистрационный номер, код причины постановки на учет и наименование лица, ответственного за финансовое урегулирование (графа 9 «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование» декларации на товары);
— код валюты цены договора, в которой определена стоимость заявленных в декларации на товары товаров (первый подраздел графы 22 «Валюта и общая сумма по счету» декларации на товары);
— общая стоимость товара, фактически уплаченная или подлежащая уплате либо компенсируемая иными встречными предоставлениями (в форме выполнения работ, оказания услуг, передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности) в соответствии с условиями возмездного внешнеэкономического договора, в валюте цены договора (второй подраздел графы 22 «Валюта и общая сумма по счету» декларации на товары);
— код характера сделки (графа 24 «Характер сделки» декларации на товары);
— номер документа, подтверждающего соблюдение требований в области валютного контроля (номер паспорта сделки) (графа 44 «Дополнительная информация/Предоставленные документы» декларации на товары);
— номер и дата документа, подтверждающего совершение внешнеэкономической сделки (договор, контракт и дополнения к ним), либо иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами не в рамках внешнеэкономической сделки (графа 44 декларации на товары), с кодами вида документов;
— сведения о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, которые заявлены в этой декларации на товары, в том числе, дата выпуска (условного выпуска) товаров (графа «С» декларации на товары).
Для эффективного выявления предполагаемых нарушений формирование данных о нарушениях целесообразно осуществлять поэтапно.
Итак, валютное регулирование и валютный контроль служат инструментами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Причем, если рассматривать перемещение денежных средств через границу как России, так и Таможенного союза, таким инструментом будет валютный контроль. Его реализацией в таком случае занимаются органы таможни при взаимодействии с уполномоченными банками и Росфиннадзором.
В числе главных органов, контролирующих операции с валютой, Центральный банк (ЦБ) и Правительство РФ. Непосредственный же надзор проводят так называемые агенты валютного контроля. К ним относятся коммерческие банковские организации, наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.
Направления таможенных органов в этой сфере
Таможенный орган ведет свою деятельность в следующих направлениях:
- проверка законности выполненных денежных операций, а также оформление необходимых разрешений и лицензий;
- контроль за тем, как выполняют перед государством собственные обязательства резиденты;
- соблюдение обязательств, которые связаны с продажей валюты других государств на валютном внутреннем рынке России;
- контроль за обоснованностью денежных платежей, проведенных в иностранных валютах;
- контроль за ведением отчетности по операциям нерезидентов, а также финансовым операциям, проведенным в государственной валюте.
Когда речь идет о пассажирских и грузовых перевозках, то в этом случае полномочия таможенных органов ограничиваются проверкой законности валютного законодательства.
Теоретико-правовые основы валютного контроля в области таможенного дела
Современная модель регулирования внешней торговли с помощью валютно-кредитных средств приобрела сложную структуру, которая объединяет совокупность элементов валютного рынка, отношений экспортеров и импортеров с банками, системы национального и межгосударственного валютного регулирования.
Становление валютных отношений происходит с учетом принципов и положений мировой валютной системы. Россия стремится быстрее войти во взаимодействие с мировым хозяйством, интегрироваться в макроэкономику. В 1992 г. наша страна вступила в Международный валютный фонд1. Как страна-участница МВФ Россия обязана признавать его устав, а валютная система должна отвечать требованиям данного акта. Государства — члены МВФ обязаны ориентироваться на стимулирование постоянного экономического роста в условиях стабильности цен; искать пути для достижения стабильности путем создания необходимых экономических и финансовых условий и валютной системы; предотвращать попытки манипулирования валютными курсами или международной валютной системой2.
Система валютного регулирования ориентируется на достижение общеэкономических целей, среди которых «стимулирование хозяйственной активности различных субъектов ВЭД, борьба с инфляцией и др.»1. Экономические преобразования, происходящие в стране, неразрывно связаны с осуществлением каждым государством валютной политики. Валютная политика является мощным экономическим рычагом, который регулируется с помощью права. Это явление многослойное, со сложной структурой, отличающееся разнообразием форм своего выражения, а также большим количеством средств, способов, методов регулирования.
Впервые сущность валютной политики в нашей стране была затронута в 1926 г. Впоследствии термин «валютная политика» практически перестал употребляться в связи с его заменой на понятие «валютные интересы»3. В прошлом валютная политика СССР, основанная на государственной валютной монополии, сводилась главным образом к перераспределению валютной выручки и привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок, управлению официальными золото-валютными резервами и надзору за жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (предприятия субъектами валютных операций не являлись)4. В СССР права на совершение операций в валюте принадлежали исключительно государству. Обращение иностранной валюты практически не допускалось и преследовалось в уголовном порядке. Основой валютной политики социалистического государства являлась его монополия, которая рассматривалась «и как исключительное право государства на управление валютным хозяйством страны и ее международными валютными отношениями, и как система государственных мероприятий по их регулированию» .
Понятие «валютная политика» законодательно не закреплено. В литературе можно встретить его различные трактовки. Одни ученые считают, что валютная политика выступает как политика государств, национальных и международных ведущих банков, финансово-экономических организаций в области валютных отношений2. Представляется, что данная позиция исходит из отношений глобализации внешней торговли, интеграции России в мировую экономику. Такая дефиниция была бы оправданна в рамах объединенного европейского сообщества с фактически открытыми границами. Однако, любое государство вырабатывает собственную политику, в том числе и валютную, при этом она «должна отличаться логичностью, стабильностью, взвешенностью»3.
Другие ученые определяют валютную политику как «совокупность определенных принципов, направлений и мероприятий, определяемых государством в сфере международных валютных отношений». Данная трактовка, на наш взгляд, неоправданно вносит в категорию валютной политики систему принципов, которые включаются в состав основного функционального понятийного ряда (аппарата) правовых категорий5. Разделяем мнение ученых, которые считают, что «валютная политика государства — это совокупность экономических, правовых и организационных мероприятий, осуществляемых государством в сфере валютных отношений». Некоторые авторы справедливо указывают, что такие мероприятия должны носить целенаправленный характер2. В системе государственного регулирования рыночной экономики валютная политика государства занимает двоякое положение — с одной стороны это часть государственной денежно-кредитной политики, а с другой, неотъемлемая часть внешнеэкономической политики государства.
При этом валютная политика всегда определяется валютно-экономическим положением внутри страны и ее местом в системе мирового хозяйства. Невозможно согласиться с позицией относительно которой «отказ от принципов государственной валютной монополии и соответствовавшего ей правового обеспечения не был компенсирован внедрением правового регулирования, адекватного расширяющейся сфере валютных отношений, что привело к потере контроля государства над ситуацией и дестабилизации валютно-финансового положения» . Экономические реформы в любой стране были сопряжены с рядом трудностей, в том числе и правового характера. Вопрос здесь стоит лишь в возможности и времени их преодоления. На наш взгляд, констатировать отсутствие контроля со стороны государства в валютных правоотношениях на сегодняшний день безосновательно. Органы исполнительной власти участвуют как в регуляции такой деятельности, так и в защите интересов государства при нарушениях валютного законодательства. Далее в работе мы даже изложим аргументы в пользу постепенной либерализации валютного контроля.
Виды внешнеэкономической деятельности — ВЭД
Несмотря на то, что внешнеэкономическая деятельность это в первую очередь торговля, существует несколько видов ВЭД, каждый из которых отвечает за определенную направленность взаимодействия объектов на внешних рынках.
Внешняя торговля — это экспорт (вывоз товара), и ВЭД импорт (ввоз товара). В данном виде внешнеэкономической деятельности поставки осуществляются исключительно путем перемещения грузов через таможенную границу.
Производственная кооперация – это организация товаропроизводителей, изготавливающих совместную продукцию. Основной принцип международной кооперации – увеличение прибыли за счет минимизации издержек путем рассредоточения производства в разных странах с учетом разницы стоимости используемого сырья, налоговых ставок и оплаты труда рабочих.
Финансово-кредитные и валютные операции – осуществляются путем кредитования или приобретения акций зарубежных предприятий. В данном случае кредиты предоставляются как в виде денежных средств, так и в виде поставки оборудования или покупки долговых обязательств. Возможно осуществление подобных операций путем создания совместных предприятий или при осуществлении проектного финансирования.
Международное инвестиционное сотрудничество – заключается в объединении усилий для роста конкурентоспособности и облегчения реализации продукции на внешнем рынке. В качестве примера международного инвестиционного сотрудничества можно привести деятельность различных международных неправительственных организаций, консорциумов, акционерных компаний и концессий.
Специфика импортных пошлин в РФ
Таможенные тарифы регулируют внешнеэкономическую деятельность, и призваны обеспечить экономическую стабильность государства, необходимую для полноценного и всестороннего развития. Российская Федерация является участником ЕАЭС — Евразийского Экономического союза — что обуславливает общность торговой зоны и принципов, на которых выстраивается система контроля.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля таможенный орган имеет право запрашивать и получать от субъекта проверки документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Важнейшим фактором для развития внешнеторговых отношений являются современные процессы унификации и глобализации мирового сообщества, которые играют значимую роль в формировании целостности национальной как финансовой, так и валютной системы.
Ю.В. Смирникова, рассматривающая правовое регулирование валютных отношений с позиции финансового права, считает, что финансово-правовое регулирование валютных отношений охватывает важнейшие моменты, а именно: осуществление валютного регулирования и валютного контроля, которые представляют собой один из институтов финансового права.
Взаимоотношения Европейского союза и Российской Федерации в экономической и таможенной областях. (Аспирантура, Бакалавриат).
СРОКИ РЕПАТРИАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ВНЕШНЕТОРГОВЫМ ДОГОВОРАМ ДЛЯ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ.
Сроки репатриации в законодательстве не установлены. Каждая компания может самостоятельно определить сроки репатриации на основе условий договора.
Нужно запомнить два основных правила:
- В каждом внешнеторговом договоре обязательно должны быть указаны сроки исполнения обязательств или срок действия договора.
Без этого банк не проведет платеж. Хотя бы один критерий должен быть в тексте любого договора: либо срок действия, либо сроки исполнения обязательств сторонами.
- Сроки репатриации могут рассчитываться самостоятельно клиентом, принимая в расчет условия договора.
Это значит, что клиент банка может сам рассчитывать срок, но этот расчет не должен противоречить условиям договора. Если клиент сам не рассчитывает срок, банк может сделать это самостоятельно на основании информации из договора, или банк может запросить расчет у клиента.
Например, экспортный договор, в котором прописано, что товар будет оплачен не позднее 180 дней с даты получения товара покупателем. В этом случае, клиент может установить срок репатриации 190 дней, так как закладывает срок для банковского перевода, если тот будет совершен в «последний момент». Самое главное, что это был разумный срок и не превышал срока действия договора. Если в дальнейшем деньги не придут в указанный срок, возникнет нарушение. Чтобы этого избежать, можно составить дополнительное соглашение с контрагентом о том, что сроки оплаты продлеваются, и указать новый срок. На основании этого дополнительного соглашения можно будет поменять сроки репатриации в банке.
Если информация о сроках исполнения обязательств в договоре отсутствует, то должен быть установлен срок действия договора. В этом случае для расчета срока репатриации можно установить срок в пределах срока действия самого договора.
Если срок действия договора не установлен, важно, чтобы сроки исполнения обязательств были четко зафиксированы.
Давайте разберем на примерах, что это значит.
Есть отличия при работе с экспортом и импортом. Разберем каждый вариант отдельно.
Экспорт
Сроки исполнения обязательств (при экспорте) – это сроки получения на свои счета денежных средств за поставленные товары.
Например, вот такая формулировка подойдет для экспортного договора
- Срок оплаты поставленного товара – 100 дней с момента отгрузки товара со склада поставщика.
- Срок поставки — 10 дней с момента получения 100 % предоплаты.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАРУШЕНЫ СРОКИ
За нарушение сроков репатриации штраф может составит 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки от суммы непоступивших денежных средств. Если контрагент вам вообще не заплатит (при экспорте) или не поставит товар и не вернет аванс (при импорте), то штраф может достигать до 100% от неполученной суммы.
Бывает ситуация, когда вы не можете получить товар или деньги за отправленный товар к установленному сроку репатриации, тогда необходимо сделать корректировку сроков репатриации.
Если в договоре вы четко прописали сроки возврата аванса (при импорте), или сроки оплаты поставленного товара (при экспорте), необходимо заключить дополнительное соглашение к внешнеторговому договору о том, что вы переносите данный срок. В нем укажите причину и новый срок.
Если в контракте сроки зафиксированы не четко, как было приведено в примерах выше, и изначально вы сами рассчитывали этот срок, предоставив эту информацию в банк, то можно снова написать в банк письмо о том, что сроки изначально были рассчитаны вами некорректно и предоставить новые, корректно рассчитанные сроки. Банк обязан принять данное письмо и внести изменения. Для удобства в этом случае вы можете в качестве срока репатриации указывать конец срока действия договора.
Например, если договор действует до 31.12.2022 и в нем не прописаны четко сроки репатриации, вы можете написать, что просите считать таким сроком 31.12.2022.
Важно понимать, что нарушения касаются только неполучения с нашей стороны. Если контрагент не получил оплату в полном объеме или не получил часть оплаченного товара, нарушений не предусмотрено.
Одним из основополагающих элементов валютного регулирования в Российской Федерации является валютный контроль. Валютная политика, осуществляемая посредством валютного регулирования, невозможна без последующего контроля за соблюдением установленного порядка совершения операций. Валютное регулирование включает в себя жесткую систему валютного контроля.
Валютный контроль является неотъемлемой частью и важнейшим элементом валютного регулирования.
Валютный контрoль — это контроль за проведением валютных операций в целях их проведения в соответствии с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.
Валютный контроль позволяет защитить экономику от возможных серьезных последствий значительного притока капитала, в частности криминализации экономики и ликвидации национальной промышленности путем скупки предприятий иностранцами.
Основными направлениями валютного контроля выступают:
1) определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
2) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
3) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
4) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации [4].
Валютный контроль осуществляется в целях реализации государственной политики, представляя собой вид государственного контроля. В таком качестве валютный контроль может быть рассмотрен в некоторых аспектах.
Во-первых, он является одной из функций государственного управления. Валютный контроль обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений для выявления случаев отклонения от выполнения управляющих предписаний государства.
Во-вторых, валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства. Так, установив, правило обязательного возврата в страну экспортной выручки резидентов, государство в лице органов и агентов валютно-экспортного контроля отслеживает движение выручки практически по каждому внешнеторговому контракту через систему паспортов сделок.
В-третьих, валютный контроль — это форма обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Действующая в Российской Федерации система валютного контроля предполагает получение его органами и агентами информации не только о противоправных, но и о правомерных действиях лиц, совершающих операции с валютой. Тем самым, становится возможным оценка результатов валютных мероприятий государства и их своевременная коррекция. Например, получая информацию о многочисленных фактах приобретения резидентами недвижимого имущества за рубежом без оформления лицензии на вывоз капитала, Центральный банк России принял решение о переходе к уведомительному порядку совершения таких операций, поскольку массовые нарушения нерационального требования подрывали уважение к любым правилам валютного регулирования как таковым.
В-четвертых, валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения правил валютных операций (валютных ограничений).
Тем самым валютный контроль есть способ поддержания правопорядка в валютной сфере [5].
Валютный контроль не может осуществляться, не имея соответствующих основ. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают действие его механизма. Данные основы выступают в нормативно-правовой и информационной форме.
Нормативно-правовая основа валютного контроля представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должностные лица при выполнении соответствующих функций.
В силу того, что валютный контроль является элементом механизма валютного регулирования, его нормативно-правовая основа не имеет самостоятельного значения, то есть она не существует в законченном виде как определенный, внутренне связанный набор особых нормативных актов. Данная основа является составляющей единой нормативной базы валютного регулирования, что нельзя не учитывать при ее характеристике.
Прежде всего, это касается иерархической организации этой базы, включающей в себя три уровня различных видов нормативных актов. Состав нормативной базы валютного регулирования и валютного контроля представлен на рисунке 2.
Таблица 3 — Законодательная база валютного контроля среднего уровня
Наименование законодательных актов |
1 Гражданский кодекс РФ |
2 Кодекс РФ об административных правонарушениях |
3 Федеральный закон РФ от 10. 12. 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» |
4 Федеральный закон РФ от 10. 07. 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» |
5 Федеральный закон РФ от 02. 12. 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» |
6 Федеральный закон РФ от 08. 12. 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» |
7 Федеральный закон РФ от 22. 04. 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» |
8 Федеральный закон РФ от 26. 03. 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» |
Основным законодательным актом, регламентирующим осуществление валютного контроля в России, является Федеральный закон Российской Федерации от 10. 12. 2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», которым определены принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства.
Целью закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.