- Жилищное право

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС — Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС — Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБЫ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ПО НЕЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Установленный в комментируемой статье порядок распространяется как на рассмотрение жалоб, предметом которых являются вступившие в силу ненормативные акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, так и на рассмотрение апелляционных жалоб, посредством которых обжалуются не вступившие в силу решения налогового органа, вынесенные по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок.

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров происходит путем подачи жалобы, которая составляется в письменной форме с подписью заявителя или в электронной форме.

Подать жалобу на сегодняшний день можно лично в отдел, посредством Почты России, электронной почты, личного кабинета налогоплательщика или портала ГосУслуги.

Жалоба подается в свободной форме, в ней стоит указать следующее:

  • Сведения о заявителе (ФИО/наименование, адрес);
  • Сведения о налоговом органе (наименование, адрес);
  • Указание на обжалуемый акт, действие или бездействие должностного лица;
  • Мотивированное обоснование факта неправомерности акта, действия или бездействия должностного лица налогового органа;
  • Требование заявителя;
  • Указание на способ получения ответа на жалобу.

Также заявителем должны быть приложены документы, доказывающие основания для обжалования.

Другой комментарий к Ст. 140 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Пункт 1 ст. 140 Кодекса устанавливает срок рассмотрения вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) жалобы налогоплательщика: один месяц со дня получения жалобы.

Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, определен ст. 6.1 Кодекса (см. комментарий к ст. 6.1 Кодекса).

Норма п. 1 ст. 140 Кодекса соответствует правилу ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», согласно которому вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок (следует заметить, что согласно ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в случае, если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Однако Кодекс предоставляет право налогоплательщику на обращение в суд в независимости от того, подал он или нет жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу).

Пунктом 6 Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке, которым руководствуются налоговые органы, установлен следующий порядок рассмотрения жалоб и подготовки решений.

В соответствии с п. 6.1 Регламента все поступающие в соответствующие налоговые органы жалобы направляются в юридические (правовые) подразделения, на которые возлагается обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений.

Согласно п. 6.2 Регламента жалоба подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение. В запросе может содержаться указание на необходимость представления копий документов, необходимых для рассмотрения жалобы.

Срок для представления заключения не может превышать пяти рабочих дней с даты получения жалобы на заключение. Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения.

К запросу могут быть приложены копии следующих документов:

жалоба;

акт ненормативного характера, на который подана жалоба;

акт налоговой проверки;

иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для подготовки заключения.

Пунктом 6.3 Регламента предусмотрено, что в процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам налогоплательщиков юридические (правовые) подразделения запрашивают мнение соответствующих методологических подразделений. Запросы направляются с приложением необходимых документов (при их наличии).

Заключения методологических подразделений представляются в юридические (правовые) подразделения в пятидневный срок.

Жалобы налогоплательщиков рассматривается с учетом судебно-арбитражной практики по рассматриваемым вопросам.

2. В пункте 2 ст. 140 Кодекса указаны виды решений, принимаемых вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа. Так, налоговый орган (должностное лицо) вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

МНС России в п. 4 письма от 5 апреля 2001 г. N ВП-6-18/274@ «О порядке рассмотрения жалоб налогоплательщиков» предписало налоговым органам в случае принятия решения по жалобе налогоплательщика в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 140 Кодекса иметь в виду следующее:

———————————
Экономика и жизнь. 2001. N 17.

дополнительная проверка назначается в рамках рассмотрения жалобы налогоплательщика (гл. 20 Кодекса), т.е. разрешения налогового спора, в отличие от налоговой проверки, проводимой в рамках налогового контроля (гл. 14 Кодекса). Вместе с тем дополнительная проверка проводится с учетом следующих особенностей.

В решении о назначении дополнительной проверки, в целях разрешения налогового спора, в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 140 Кодекса указывается: круг вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению при проведении указанной проверки; налоговый орган, осуществляющий проведение указанной проверки.

Вышестоящим налоговым органам в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» предоставляется право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам.

Читайте также:  Выплата ветеранам труда в Твери в 2022 году

Как разъясняло налоговым органам МНС России в п. 6 указанного письма от 5 апреля 2001 г. N ВП-6-18/274@, данное право вышестоящими налоговыми органами может быть реализовано при отсутствии жалоб налогоплательщиков (налоговых агентов) в рамках мероприятий по контролю за деятельностью нижестоящих налоговых органов.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) в соответствии с п. 2 ст. 140 Кодекса вправе вынести решение по существу.

МНС России в письме от 24 августа 2000 г. N ВП-6-18/691@ «Об обжаловании актов налоговых органов» предписало налоговым органам особо учитывать, что в случае повторной подачи жалобы налогоплательщика (налогового агента) в тот же налоговый орган, решение которого им обжалуется, должностным лицам указанного налогового органа не предоставлено право вынесения повторного решения, в том числе и вышестоящим должностным лицом.

В этом случае, указало МНС России, налогоплательщику (налоговому агенту) должно быть разъяснено о его праве подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган. В аналогичном порядке, также разъяснило МНС России, должны быть рассмотрены жалобы налогоплательщика (налогового агента) вышестоящим должностным лицом налогового органа на действия нижестоящего должностного лица этого же налогового органа, выразившиеся в вынесении им решения по налоговой проверке заявителя.

3. Пункт 3 ст. 140 Кодекса устанавливает срок принятия вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) решения по жалобе: один месяц. Этот срок совпадает с установленным п. 1 комментируемой статьи сроком рассмотрения вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) жалобы налогоплательщика. Представляется, что срок, установленный п. 3 ст. 140 Кодекса, исчисляется аналогично п. 1 комментируемой статьи, т.е. со дня поступления жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

Пункт 8 Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке, которым руководствуются налоговые органы, устанавливает следующее в отношении комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков:

юридическое (правовое) подразделение готовит рассмотрение жалобы на комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков (подп. 8.1 Регламента);

комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков возглавляется руководителем или заместителем руководителя налогового органа, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением.

Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков включает руководство юридического (правового) подразделения, специалистов, принимающих непосредственное участие в подготовке рассмотрения жалобы, и иных специалистов юридических (правовых) подразделений, обладающих знаниями по вопросу рассматриваемой жалобы (подп. 8.2 Регламента);

при достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, комиссия рассматривает жалобы налогоплательщиков в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.

О времени и месте рассмотрения указанные лица извещаются заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то жалоба рассматривается в его отсутствие.

В каких случаях жалобу оставят без рассмотрения

Вышестоящий налоговый орган может оставить без рассмотрения требования жалобы в полном объеме или частично. Перечень возможных причин для отказа в изучении проблемы приведен в ст. 139.3 НК РФ:

  • жалоба подана напрямую в УФНС, то есть из цепочки исключена налоговая инспекция, действия которой являются предметом спора;
  • документ не подписан или содержит не весь набор обязательных реквизитов, не обозначены оспариваемые акты ИФНС;
  • апелляционная жалоба в налоговую подана с нарушением сроков – для рассмотрения дела надо приложить к комплекту документов ходатайство о восстановлении срока;
  • этот вопрос уже оспаривался ранее или обращение было отозвано налогоплательщиком;
  • жалоба на бездействие налоговой не рассматривается, если ИФНС до принятия решения вышестоящим органом устранило нарушение и сообщило об этом в УФНС;
  • на дату получения УФНС документов спор разрешен по тем же основаниям в судебном порядке;
  • ИП или предприятие, оспаривающее действия налоговиков, ликвидированы или по иным причинам исключены из базы данных регистратора.

Куда жаловаться на налоговую

Налоговые инспекции не всегда работают безупречно и в некоторых случаях нарушают права физических лиц. Если налогоплательщик чем-то недоволен, то оставлять это нельзя. Можно пожаловаться на налоговую и восстановить справедливость.

Однако вопрос на тему того, куда же обращаться с заявлением остается открытым. Если сотрудники определенного налогового органа допустили ошибки и в результате физическому лицу был нанесен ущерб, то жаловаться необходимо в вышестоящую инстанцию.

Речь идет о региональном налоговом управлении. Бывает и так, что регионального управления налоговой инспекции, после посещения которой налогоплательщик остался недоволен, нет (есть только областное управление). В таких ситуациях понадобится лично ехать в столицу.

Также не стоит знать о том, что документ можно отправить по почте. Нужно не забыть внести в жалобу адрес нахождения местного отделения федеральной службы.

Внимание! Не забывайте о том, что порядок отправки жалоб со стороны налогоплательщиков, а также места для рассмотрения таких документов, прописаны в действующем Налоговом Кодексе.

Если негодующий налогоплательщик все же решил жаловаться по почте, то настоятельно рекомендуем делать это заказным письмом. Таким образом, документ точно дойдет в руки адресата. Помимо того, можно обращаться в специальные коммерческие службы, занимающиеся доставкой писем.

Также не забывайте о том, что направлять документ нужно именно в вышестоящую инстанцию. В некоторых ситуациях можно обращаться в суд. Зачастую такой метод применим юридическими лицами. Что касается физических лиц, то службой, в которой рассмотрят их документ, является прокуратура. Однако важно помнить о сроках.

Необходимо, чтобы прошло не более 90 дней, со дня нарушения прав.

Гражданин Российской Федерации имеет право подать жалобу на незаконные действия со стороны органов налоговой службы или действия конкретного ее сотрудника в течение одного года. В соответствии со 139 статьей Налогового Кодекса Российской Федерации упомянутый срок отсчитывается с момента нарушения. После того как заявление было принято, служба должна перенаправить его в главный управляющий орган.

Читайте также:  Адресная социальная помощь малоимущим гражданам

Написать заявление можно:

  • руководителю отделения Федеральной Налоговой Службы;
  • в вышестоящий орган Федеральной Налоговой Службы. Он уполномочен отменить все действия и распоряжения нижестоящих;
  • в суд. Если добиться положительного решения даже у вышестоящих органов ФНС не получилось, обращаться нужно в судебные инстанции – они помогут восстановить справедливость, хотя риск затягивания процесса достаточно высок;
  • в прокуратуру. Если дело имеет уголовный уклон, прокуратура будет наиболее эффективным вариантом.

При этом, срок подачи жалобы по общему правилу составляет один год.

Данный срок исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать про нарушение прав, либо со дня вынесения обжалуемого решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения). Иной срок установлен для обжалования решения вышестоящего налогового органа в ФНС России – три месяца со дня принятия такого решения. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом по ходатайству заявителя жалобы.

Срок подачи апелляционной жалобы на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) привязан к сроку вступления в силу обжалуемого решения. Это значит, что жалоба должна быть подана в течение одного месяца со дня вручения решения лицу, в отношении которого оно было вынесено, либо его представителю.

Жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме и должна быть мотивирована. В обязательном порядке в ней должно быть указано, какие именно права заявителя нарушеныненормативным актом, действием или бездействием должностных лиц налогового органа. Это связано с тем, что именно факт нарушения прав и является основанием для обжалования.

Жалоба (апелляционная жалоба) подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В случае подписания жалобы (апелляционной жалобы) представителем к ней прикладывается доверенность, подтверждающая его полномочия. Налоговый кодекс РФ не содержит требования об одновременном предоставлении документов, подтверждающих доводы жалобы (апелляционной жалобы). Однако, такие документы могут быть приложены по желанию заявителя.

Жалобу в вышестоящий налоговый орган можно подать в течение одного года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

На вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности срок подачи жалобы – один год со дня вынесения такого решения.

Апелляционная жалоба может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Если вы не согласны и с решением УФНС, в течение 3 месяцев со дня принятия решения по жалобе можно подать жалобу (апелляционную жалобу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Центральный аппарат ФНС).

Решение ФНС о привлечении к ответственности и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в апелляционном порядке обжаловать нельзя.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Обжалование вступивших в силу актов налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц называется жалобой.

Обжалование не вступившего в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения называется апелляционной жалобой.

Пока рассматривается жалоба, не надейтесь, что исполнение акта или совершение действия его должностным лицом будет приостановлено. Приостановить решение налоговой инспекции возможно только в случае обязательства уплаты по задолженности.

В этой ситуации нужно подать заявление о приостановлении исполнения решения налогового органа одновременно с жалобой. К заявлению о приостановлении исполнения обжалуемого решения прилагается банковская гарантия. В банковской гарантии банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа по обжалуемому решению.

Срок рассмотрения заявлений налоговой

Подаю исковое заявление в суд на администрацию города о признании права собственности на дом. Работодатель обязан письменно уведомить работника о предстоящем переезде работодателя в другую местность не позднее чем за один месяц, если трудовым, коллективным договорами не предусмотрен более длительный срок уведомления. На республиканском уровне заключается генеральное соглашение между правительством республики казахстан, республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями профессиональных союзов.

Сведения о доходах и расходах людей, претендующих на замещение свободной должности.Взыскание налога, сбора (пошлины), пеней за счет валютных средств на счетах.Госпошлина за подачу искового заявления. верно ли мы сообразили что сумма гос пошлины составит 5200 в нашем случае? Какая сумма госпошлины для оплаты иска на признание собствеенности ценой 10000р? При обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление налога налогоплательщик вправе подать в инспекцию заявление. Уплачивается ли госпошлина на иск к туроператору за непредоставленную услугу.

Законодательное Собрание Ростовской области просило признать названные законоположения противоречащими Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой они не распространяют на юридические лица право направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, не предусматривают гарантии прав граждан при их обращении к государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям и, соответственно, не определяют пределы полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению гарантий права граждан на обращение, дополняющих гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе в части обращения к государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям, а также в части распространения гарантий, установленных для обращения граждан, на обращения юридических лиц.

Читайте также:  Можно ли и как выписать бывшего мужа из квартиры через суд в 2022 году

СРОКИ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ОРГАНА

Апелляционная жалоба в отношении невступившего в силу решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения лица (группы налогоплательщиков) может быть подана в течение одного месяца со дня вручения соответствующего решения лицу (его представителю), в отношении которого оно было вынесено.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подаётся до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Возможность восстановления вышестоящим налоговым органом срока подачи апелляционной жалобы, пропущенного по тем или иным причинам лицом, в отношении которого вынесено решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена.

Жалоба на вступившее в силу решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на иные акты налогового органа, а также действия или бездействие его должностных лиц подаётся в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Принятое вышестоящим налоговым органом по жалобе (апелляционной жалобе) решение или иной акт ненормативного характера может быть, в свою очередь, обжаловано в Федеральную налоговую службу в течение 3 месяцев со дня принятия такого решения или иного акта ненормативного характера.

ВНИМАНИЕ
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом.

Какие действия представителей налоговой могут быть обжалованы

Деятельность налогового органа осуществляется в соответствии с нормами НК РФ, а также с учетом иных федеральных законодательных актов. Однако на практике зачастую это не всегда так. Такой вывод можно сделать исходя из числа претензий, направляемых налогоплательщиками для обжалования действий должностных лиц налоговых органов. Причем под «действием должностного лица» в данном случае понимают следующее: волеизъявление лица, имеющего определенную власть, но не выраженное в виде ненормативного акта, нарушающего права и свободы определенного лица, создавая тем самым препятствия для их реализации в полном объеме. В соответствии с указанным определением, перечень действий сотрудников ФНС, имеющих неправомерный характер и рассматриваемых в качестве основания для обжалования, довольно внушительный. Если обратиться к истории судебных разбирательств, то в качестве наиболее частных оснований для подачи жалобы можно выделить следующие:

Основания В чем заключается нарушение
По выдаче справок Несоблюдение сроков на:

· обращение взыскания средств;

· обращение взыскания на имущество, иную собственность

· направление требований для уплаты налогов

Начисление налогов Если сведения о снятии с учета ТС, продажи квартиры или др. несвоевременно поступает в ФНС, то это может явиться причиной ошибочного направления уведомления на оплату
Инкассовые поручения Поводом для подачи жалобы обычно становиться несоблюдение должностными лицами установленного двухмесячного срока для направления инкассового поручения
Контролирующие мероприятия Например действия по:

· выемке документов

· истребованию документов о ряда лиц

· осмотру помещений налогоплательщика

Бездействие (отказ выполнять какие-либо действия должностными лицами) Отказ от выполнения действий, возложенных на должностное лицо обязанностей (например, невозврат денежных средств)

Самостоятельная подача жалобы в налоговую инспекцию

Многие субъекты предпринимательской деятельности страдают от действий сотрудников налоговой инспекции, которые порой выходят за рамки, установленные Федеральным законодательством России. Бизнесмены в таких случаях могут поступить двумя способами: молча выполнять все требования налоговой или защитить свои интересы, подав жалобы на неправомерные действия должностных лиц.

Если субъект предпринимательской деятельности планирует подать апелляционную жалобу на решение налогового органа, которое еще не вступило в силу, то для этого ему дается лишь 10 дней, с момента получения акта для ознакомления и подписания. Эта норма прописана в статье 139 Налогового Кодекса России. В соответствии со ст. 140 НК РФ, проверка по жалобе может проводиться в течение месяца с момента получения документа.

Обжалование решения налогового органа

К заявлению о приостановлении исполнения обжалуемого решения прилагается банковская гарантия. К банковской гарантии, указанной в настоящем пункте, применяются требования, установленные пунктом 5 статьи 74.1 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей: срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня подачи лицом заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения; сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.

Вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, в течение пяти дней со дня получения заявления о приостановлении исполнения обжалуемого решения принимает одно из следующих решений: о приостановлении исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *