Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за налоговые правонарушения и преступления в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Ответственность за неуплату налогов
Существует три вида ответственности за нарушение налогового законодательства, к которой могут привлечь компанию или ее сотрудника: административная, налоговая и уголовная.
- Административная ответственность предполагает обязательство для налогоплательщика погасить образовавшуюся недоимку. Никаких дополнительных санкций (в виде наказания рублем или лишения свободы) этот вид ответственности не предусматривает.
- Налоговая ответственность предполагает финансовые расходы, то есть наказание рублем в виде штрафа. Инспектор вправе потребовать у налогоплательщика погасить недоимку, начислить пеню, штрафы. Эти суммы налоговики взыщут с без судебного разбирательства.
- Уголовная ответственность предусмотрена за преступления тяжелые и финансово емкие. Виновного определяет суд, который может его заключить под арест и лишить свободы на довольно длительный срок, в зависимости от тяжести и масштаба преступления.
Налоговые правонарушения
Налоговое правонарушение — совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей.
Обычно за это деяние НК РФ установлена ответственность. К лицам, подлежащим ответственности за совершение налоговых правонарушений, относятся:
- организации;
- физические лица, которые привлекаются к налоговой ответственности с 16 лет.
При совершении налогового правонарушения выделяют две формы вины:
- умышленная;
- неосторожность.
Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция.
Формы налоговых санкций. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями НК за совершение конкретного вида налогового правонарушения.
Особенности применения мер ответственности в зависимости от наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств совершения налогового правонарушения. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.
При наличии отягчающего вину обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 % по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК за совершение налогового правонарушения.
Порядок взыскания налоговой санкции. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции.
Исковое заявление о взыскании налоговой санкции подается:
– в арбитражный суд (при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя);
– суд общей юрисдикции (при взыскании налоговой санкции с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Формы вины при совершении административного правонарушения. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Состав лиц, подлежащих административной ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых НК или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Для целей КоАП должностное лицо – это:
– лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;
– лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Состав административных правонарушений в области налогов и сборов и ответственность за их совершение указаны в гл. 15 КоАП (ст. 15.3-15.7 и ст. 15.11). За совершение административных правонарушений в сфере налогообложения в настоящее время применяются меры административной ответственности в форме административного штрафа.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Уголовная ответственность за налоговые правонарушения
К уголовной ответственности за совершение налогового преступления может быть привлечено только физическое лицо. В том случае, если нарушение законодательства было допущено организацией, санкция будет наложена на ее директора или главного бухгалтера, хотя в некоторых случаях возможно и привлечение к ответственности учредителей или иных лиц, которые оказывали непосредственное влияние на осуществляемую ей деятельность.
Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.
Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).
При этом законодатель освобождает от уголовной ответственности лиц, совершивших налоговое преступление впервые и погасивших сформировавшуюся у них задолженность, а также уплативших все сопутствующие пени и штрафы (п. 3 ст. 198, п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 199.1 УК РФ). Для нарушителей, совершивших деяние, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, подобное послабление не предусмотрено.
Ответственность по ст. 199.2 УК РФ
В ст. 199.2 УК РФ устанавливается ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков (налоговых агентов).
В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.
Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное деяние лица в сфере налогов и сборов, повлекшее за собой общественно опасные последствия в виде неуплаты или неполной уплаты, неправильного исчисления сумм налогов и сборов, предусмотренных Налоговым законодательством РФ. Данный вид правонарушений – один из наиболее важных для государства видов правонарушений, т.к. благодаря налоговой системе формируется доходная часть бюджета, которая способствует нормальному функционированию как государства в целом, так и исполнению отдельных его функций и задач.
Разнообразные виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение определены главой 16 НК РФ (нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе; непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам); нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) и другие). Их можно систематизировать по-разному. Наиболее распространено разделение налоговых правонарушений согласно их направленности. Так, И.И. Кучеров акцентирует внимание на следующие обособленные группы: нарушения, связанные с неисполнением обязанностей в связи с налоговым учетом (ст. 116 НК РФ);
— нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. ст. 119-120 НК РФ);
— нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. ст. 122, 122.1, 123 НК РФ);
— нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых администраций (ст. ст. 125, 126, 126.1., 128, 129, 129.1 НК РФ). Особенность всех налоговых правонарушений в том, что они регулярно модифицируются и видоизменяются.
Разнообразие видов налоговых, административных правонарушений в области финансов, налогов и сборов обусловлено в основном увеличением числа «интеллектуальных» правонарушений, и преступлений в налоговой сфере, юридические конструкции которых требуют разработки основ налоговой деликтологии.
В настоящее время многие налогоплательщики используют различные схемы уклонения от налогообложения. В связи с этим одной их функций налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Законодатель совместно с ФНС создают специальные Федеральные законы, Положения, Инструкции, которые уточняют положения НК РФ и способствуют снижению количества налоговых правонарушений и повышению эффективности их выявления.
В соответствии с законодательством РФ налоговые органы осуществляют свои функции в целях выявления и предотвращения налоговых правонарушений, но подходы, к которые необходимо устранить при помощи мер налогового администрирования, под которым подразумевают деятельность государственных органов управления (но не законодательных органов власти) в налоговой сфере.
И именно обеспечение качества и эффективности налогового администрирования считается одним из основных условий полного и своевременного поступления в бюджетную систему налогов и других обязательных платежей. Однако, невзирая на постоянный контроль со стороны налоговых органов, зачастую допускаются нарушения законодательства в области налогов и сборов. Такие нарушения, содержащие признаки преступления (налоговые преступления), представляют собой наиболее опасную форму противоправного поведения налогообязанных лиц — одну из главных угроз экономической безопасности государства, определяемая как устойчивость к воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающий достигнутый уровень жизни населения, вызывающих социальную напряженность в обществе и угрозу существования государства. В связи с этим, подобные посягательства причиняют существенный вред системе налогообложения, разрушают существующие механизмы формирования
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, уклонение от налогов – неизбежная проблема любого государства. Однако существуют меры по уменьшению масштабов уклонения от уплаты. Для этого необходимо:
1.Систематическое совершенствование законодательства, как в отношении налогов, так и в плане общего ведения бизнеса;
2.Усиление контроля и средств мониторинга денежных потоков, с помощью которых можно скрыть средства, с которых должен быть уплачен налог;
3.Увеличение «прозрачности» системы сбора и распределения налоговых средств, так как это увеличит доверие налогоплательщиков государтву;
4. Информационная систематическая работа на всех уровнях со всеми слоями населения с целью донесения критически важной функции сбора и распределения налогов в государстве.
Также следует обратить внимание на опыт зарубежных стран. Эти государства применяют корпоративную социальную ответственность, которая является эффективной мерой воздействия для предотвращения налоговых правонарушений.
Понятие налогов и налоговой ответственности
Налоги являются признаком государства, а взимание перечня обязательных платежей – это элемент правового статуса его суверенитета. Нарушениями в налоговой сфере в первую очередь затрагиваются публичные интересы страны.
Принудительным изъятием части собственности (в денежном эквиваленте) у налогоплательщиков вызывается подсознательная готовность к тому, чтобы скрывать доходы или совершать иные неправомерные деяния, которые обеспечивают возможность использования и распоряжения полученными доходами в полном объеме, не учитывая суверенное право страны на какую-либо часть этого дохода. Тому, что нарушаются фискальные права страны, также может способствовать высокая налоговая ставка или пониженный уровень жизни населения. Данные факторы вместе могут создать предпосылки для того, чтобы совершалось еще больше налоговых правонарушений и вследствие этого, реагирование государства в рамках защиты имущественных интересов.
Правовое регулирование ответственности в случае нарушения порядка того, как реализуются налоговые отношения является объектом законодательства о налогах и сборах и составляет в совокупности институт налогового права. В Налоговом кодексе термины «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налогового преступления» могут использоваться в качестве равнозначных.
К примеру, пунктом 2 101 статьи Налогового кодекса устанавливается, что по результатам того, как были рассмотрены материалы проверки, руководителем (его заместителем) налоговых органов может быть вынесено решение относительно привлечения налогоплательщиков к положению налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений; статьей 107 предусматривается возможность того, что могут быть привлечены организации и физические лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Учитывая систему финансового права и то, что в нее входит налоговое право, стоит отметить, что налоговая ответственность является разновидностью финансово-правовой ответственности.
Понятие налоговой ответственности является одной из главных категорий в налоговом праве, ее конструкцией определяется место и роль правового регулирования налоговых отношений в праве.
Правовая природа ответственности за нарушение законов о налогах и сборах является неразрывно связанной с финансово-правовой ответственностью и ее местом в системе юридической ответственности.
Тому состоянию, в котором на сегодняшний день находится наука финансового права, свойственны определенные проблемы в том, как исследуется ответственность за нарушение финансово-правовых норм. На сегодняшний день начать изучать отраслевую правовую ответственность со стороны науки финансового права может быть затруднительным по той причине, что определение финансовой правовой ответственности (ответственности, которая наступает в случае нарушения финансового законодательства), которое должно быть закреплено в общей части отраслевого законодательного акта, не может существовать из-за отсутствия единого кодификационного акта, которые оформлял бы основы правового регулирования отношений в финансовой деятельности. Финансовая правовая ответсвенность может формироваться в соответствии с институциональным признаком – «снизу вверх», так как, к примеру, происходит более детальная разработка налоговая ответственность и существенные перспективы развития есть у ответственности, предусмотренной в случае нарушения бюджетного законодательства.
Налоговая ответственность в рамках своей природы, предмета и метода регулирования – это составная часть финансово-правовой ответственности и может быть реализована в государственных властных отношениях, которые складываются по отношению к установлению и взиманию обязательных платежей. То, что налоговая ответственность относится к разновидности финансово-правовой может быть подтверждено тем, что налоговое право входит в финансовое как подотрасль.
Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, срок исковой давности по налоговым правонарушениям, налоговое правонарушение: понятие, признаки, состав
Отдельно остановимся на санкциях, которые предусмотрены Налоговым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, с 1 января 2010 года внесены изменения и в Уголовный кодекс – основные изменения коснулись статей, регламентирующих ответственность за неуплату налогов в крупном и особо крупном размере.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ).
Кроме ответственности, установленной в НК РФ, за совершение определенных видов правонарушений в сфере налогов и сборов предусмотрена административная и уголовная ответственность. Налоговым законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16 лет.
Срок давности привлечения к налоговой ответственности
Пожалуй, самыми распространенными являются вопросы налогоплательщиков о том, как долго следует опасаться возможности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и существуют ли сроки, ограничивающие налоговые органы?
Действительно, Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ), установлен срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, который в соответствии со статьей 113 НК РФ составляет три года.
Однако, необходимо пояснить, что данное ограничение распространяется исключительно на налоговые санкции (штрафы), но не на суммы самих налогов и пени за их несвоевременную уплату.
Согласно действующему налоговому законодательству, обязанность налогоплательщика уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности и ограничена лишь установленными в НК РФ сроками для взыскания налогов в судебном порядке.
С какого же момента отсчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности? Ответ на этот вопрос, зависит от вида совершенного правонарушения.
Если совершено правонарушение, предусмотренное статьями 120 НК РФ (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения) или 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата суммы налога), то срок давности привлечения к ответственности отсчитывается со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение.
При этом, применительно к ст.122 НК РФ (неуплата или неполная уплата суммы налога) следует иметь ввиду, что поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный статьей 113 НК РФ, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 30. 07.
По всем иным налоговым правонарушения срок давности привлечения к ответственности отсчитывается со дня совершения правонарушения.
Такое различие объясняется тем, что составы налоговых правонарушений, указанные в ст. 120 и 122 НК РФ, предусматривают в качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения наличие недоимки.
В свою очередь, налоговая недоимка может быть выявлена только по окончании налогового периода. Следовательно, до истечения этого периода налоговым органам невозможно сделать вывод о наличии налогового правонарушения.
Проиллюстрируем сказанное на примере. Например, гражданин А. не представил налоговую декларацию за 2009 год и не уплатил НДФЛ за 2009 год. Данный факт был доказан налоговой инспекцией в феврале 2013 года. Срок давности привлечения к ответственности гражданина А. в данном примере будет определяться так: — по факту непредставления декларации — срок давности отсчитывается со дня, следующим за сроком, установленным для ее представления ( т. 01. 05. 2010, поскольку крайний срок подачи декларации 30.
04. 2010); — по факту неуплаты НДФЛ – срок давности начнет течь с 01. 05. 2010, т. В данном случае: гражданин А.должен был уплатить НДФЛ за 2009 год в срок до 30. 04. 2010 года.
Следовательно, в феврале 2013 года налоговики еще смогут оштрафовать гражданина А. за неуплату НДФЛ и непредставление декларации, поскольку сроки давности привлечения по данным правонарушениям еще не истекли. Кроме того, налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании самого неуплаченного НДФЛ и пени.
Совершение налогового правонарушения влечет для нарушителя негативные последствия в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным признаком налогового правонарушения, поскольку налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние фискально обязанных лиц, ответственность за которое предусмотрена Налоговым кодексом РФ. Установление ответственности за налоговые правонарушения только Кодексом является императивной нормой, и, таким образом, никакие иные нормативные правовые акты не могут содержать положений, относящихся к налоговой ответственности.
Сущность наказуемости как формального признака налогового правонарушения заключается в угрозе применения наказания к виновным лицам при нарушении ими запрета совершать какие-либо деяния либо не совершать действия, юридические признаки которых закреплены в главах 16 и 18 НК РФ.
Определение уполномоченными органами в поведении лица, привлекаемого к ответственности, всех юридических признаков налогового правонарушения дает основания для квалификации совершенного им деяния в качестве налогового правонарушения и применения соответствующих мер воздействия.
Налоговое правонарушение является фактическим правовым основанием юридической ответственности и в силу этого характеризуется совокупностью объективных и субъективных признаков, образующих состав налогового правонарушения, который представляет собой это установленные нормами налогового права признаки (элементы), совокупность которых позволяет считать противоправное деяние налоговым правонарушением.
Примеры нарушений и санкции
Нарушения норм налогового права могут быть обусловлены некорректным документальным оформлением фактов хозяйственной деятельности, недостатками при составлении декларационных форм. На характер наказания оказывает прямое влияние классификация налоговых правоотношений (материальный тип отношений или процессуальный). Применительно к недостаткам организации учета и документооборота с контролирующими органами можно выделить такие категории проступков:
- При постановке на налоговый учет в качестве субъекта предпринимательской деятельности не были соблюдены сроки представления в ФНС заявительного бланка по нормам, указанным в п. 1 ст. 116 НК РФ. За такие виды нарушений законодательства о налогах и сборах предусмотрено материальное взыскание в размере 10 тыс. рублей.
- Частное лицо или организация начали вести предпринимательскую деятельность до даты регистрации в ФНС. В такой ситуации субъекту хозяйствования выписывается штраф. Сумма взыскания равна 10% от величины доходов, которые были выручены компанией или ИП за период неофициальной работы. Минимальный объем санкции – 40 тыс. руб.
- В системе классификации налоговых правонарушений в отдельную группу вынесены проступки, связанные с просрочкой при подаче в фискальные органы декларационной или другой отчетной формы. Штраф составит 5% от суммы, которая подлежала уплате по задержанному отчету. Взыскания назначаются за каждый месячный интервал (неполные месяцы просрочки приравниваются к полным). Законодательно введены максимальные и минимальные ограничения по сумме санкции – верхний лимит находится на уровне 30% от суммы налоговых обязательств, нижний предел равен 1000 руб.
- Если налогоплательщиком была допущена ошибка в выборе формата сдачи отчетности, это наказывается штрафом в сумме 200 руб.
- Предусмотренная действующим законодательством классификация составов налоговых правонарушений предполагает широкую линейку наказаний за грубые проступки при ведении учета доходных поступлений, издержек, прочих объектов налогообложения. При однократном факте допущения недочета субъект предпринимательства наказывается взысканием 10 тыс. руб., при повторяющихся проступках на протяжении нескольких налоговых периодов величина штрафной санкции возрастает до 30 тыс. руб. При выявленном случае занижения налогооблагаемого значения урон возмещается в размере 20% от недоимки (минимум – 40 тыс. руб.).
Если имеет место неуплата налоговых обязательств по причине неправильного расчета налоговой базы, размер взыскания зависит от обстоятельств совершения правонарушений. При умышленной просрочке платежа штраф назначается в размере 40% от объема недоимки. В остальных случаях взыскание рассчитывается по ставке 20% от недостачи. Другие виды налоговых преступлений:
- ненадлежащее исполнение обязанностей в качестве налогового агента;
- непредставление сведений и отчетности по НДФЛ, рассчитанному и удержанному с доходов физических лиц;
- отказ от предоставления информации или пояснений по запросу контролирующего органа;
- передача в фискальный орган ложных сведений и поддельных документов.
Право, теория и понятие права
1. Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений регламентируются нормами в гл. 15 части первой НК РФ. Легальное определение налогового правонарушения содержится в ст. 106 НК РФ, согласно которой это виновно противоправное (то есть совершенное в нарушение законодательства РФ о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое НК РФ установлена ответственность. 2. Элементами налогового правонарушения являются: ^ Объект налогового правонарушения (публичный правопорядок в сфере налогообложения — урегулированные и защищенные действующим правом общественные ценности и блага, которым наносится вред соответствующим противоправным действием или бездействием). Объективная сторона налогового правонарушения (противоправное действие либо бездействие субъекта правонарушения, за которое нормами НК РФ установлена ответственность, его юридически нежелательные результаты для публичного правопорядка в сфере налогообложения и юридически значимая причинная связь между ними). Такое действие либо бездействие именуется также событием налогового правонарушения. Субъективная сторона налогового правонарушения (юридическая вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности).
%/ Субъект налогового правонарушения (деликто способное лицо, совершившее правонарушение, — налогоплательщик, налоговый агент, лица, содействующие осуществлению налогового контроля (эксперт, переводчик, специалист) и т. д.). В дальнейшем данное лицо, совершившее правонарушение, и становится субъектом ответственности. 3* Круг субъектов, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение налогового законодательства РФ, очерчен ст. 107 Н К РФ. Это: физические лица (вменяемый и достигший 16-летнего возраста); организации.
4. Важнейшие принципы установления и применения к участникам налоговых правоотношений ответственности за совершение налоговых правонарушений: принцип законности; принцип однократности наказания; принцип персональной ответственности руководителя организации за нарушение налогового законодательства РФ; принцип неотвратимости уплаты законно установленного налога; презумпция невиновности налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
5. В соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствует событие налогового правонарушения; отсутствует вина лица в совершении налогового правонарушения; совершено деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста; истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
6. Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения являются налоговые санкции в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных за конкретное правонарушение статьями глав 16 и 18 части первой НК РФ. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ за совершение налогового правонарушения. 7. Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (применяется только к ответственности налогоплательщика — физического лица); совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (угроза и принуждение могут рассматриваться в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность организации в случае, если под влиянием этих обстоятельств действовал, например, руководитель организации); иные обстоятельства, которые налоговым органом или судом
могут быть признаны смягчающими ответственность. Признавать обстоятельства смягчающими вправе как налоговый орган при применении налоговой санкции, так и суд при рассмотрении иска о ее взыскании. Но учет смягчающих обстоятельств не должен привести к полному освобождению правонарушителя от ответственности. 8. Срок исковой давности взыскания налоговой санкции по тре бованиям налоговых органов составляет 3 месяца. По общему правилу, этот срок исчисляется со дня составления акта о налоговом правонарушении (или дня, когда такой акт должен был быть составлен).