Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «утративший статус выдв кандидата что значит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов избирательным объединением. В соответствии со ст. 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы» выдвижение федерального списка кандидатов осуществляется политической партией.
Регистрация кандидатов в депутаты
Регистрация кандидатов (списков кандидатов) является важным этапом в избирательном процессе. Кроме того, именно процесс регистрации в значительной части вызывает споры, жалобы как на предвзятое отношение к кандидатам соответствующих избирательных комиссий, так и на несовершенство самого порядка регистрации. Поэтому законодатель старается наиболее тщательно и полно прописать порядок регистрации. В последнее время (2005—2007) законодатель расширил перечень предоставляемых сведений о кандидатах. Значительно возросли требования к их достоверности. В случае обнаружения неточности в представляемых биографических данных или их недостоверности кандидату или отказывают в регистрации, или снимают его уже с состоявшейся регистрации. Введены основания для отказа в регистрации в случае ненадлежащего оформления документов.
Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по письменному заявлению кандидата о самовыдвижении, а также по представлению отдельных избирателей, группы избирателей, избирательных объединений, выдвинувших кандидатов при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу, сведений о размере и об источниках доходов и имуществе, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо внесенного избирательного залога. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов). Количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 5 или 10 в зависимости от вида выборов процента (п. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав»), если иное не установлено федеральным законом.
Законом предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20% установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов, а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей. При этом учитывается, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном федеральным законом.
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. До принятия решения о регистрации кандидат вправе вносить уточнения в сведения о себе, представленные в соответствии с законом.
В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.
Правовой статус кандидатов в депутаты
С момента регистрации возникает правовой статус (от лат. status — положение, состояние) кандидата на выборную должность. Правовой статус кандидатов в депутаты представляет широкий спектр правовых средств, обеспечивающих трудовые права кандидата, недопущение его необоснованного привлечения к уголовной или административной ответственности, а также устанавливает сроки прекращения статуса зарегистрированного кандидата. Совокупность прав и обязанностей, а также полномочий кандидатов в депутаты довольно объемная, стабильная, гарантированная и защищенная. Не случайно избирательные споры по проблемам правового статуса кандидатов в депутаты практически отсутствуют.
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и представляют в зарегистрировавшую их избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов.
Время участия зарегистрированного кандидата в избирательной кампании включается в его общий трудовой стаж. Статья 20 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ раскрывает понятие трудового стажа, в который включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ.
Важнейшей гарантией для кандидата является возможность располагать временем, необходимым для проведения предвыборной агитации в СМИ, встреч с избирателями, других мероприятий. Для этого он имеет гарантированное право на освобождение от работы, службы, учебы. Основанием освобождения является подача заявления. Администрация обязана издать соответствующий приказ об освобождении лица от его обязанностей по работе, службе или учебе со дня, указанного в заявлении, и на любое время в пределах определенного срока избирательной кампании (до официального опубликования результатов выборов). Как следует из ст. 128 ТК РФ, работодатель обязан предоставить работнику — зарегистрированному кандидату в указанных в комментируемом пункте случаях отпуск без сохранения заработной платы. Однако по согласованию между работодателем и работником — зарегистрированным кандидатом в соответствующий период может быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. В случае отказа в предоставлении предусмотренного законом отпуска для участия в выборах виновное должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 5.7 КоАП РФ. Продолжительность и периоды отпуска определяются зарегистрированным кандидатом самостоятельно.
Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Чтобы обеспечить избирательные права военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции и работников органов прокуратуры, Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 г. предусмотрено предоставление им, если они зарегистрированы в установленном порядке кандидатами в депутаты Государственной Думы, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на должности глав исполнительной власти этих субъектов, кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления, на должности глав муниципальных образований и иные выборные должности местного самоуправления, отпуска без сохранения денежного довольствия со дня их регистрации в качестве кандидатов и до дня официального опубликования результатов выборов.
Для обеспечения эффективного участия кандидатов в избирательной кампании законом устанавливаются гарантии деятельности зарегистрированного кандидата.
Работодатель, руководитель государственного органа, командир воинской части, администрация учебного заведения, в которых работает, служит, учится кандидат, со дня регистрации кандидата соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих результатов выборов обязаны по заявлению (рапорту) зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.
Зарегистрированный кандидат в течение названного срока по инициативе администрации (работодателя) не может быть уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата на выборную должность.
Зарегистрированный кандидат без согласия прокурора (соответственно уровню выборов: так, кандидаты в депутаты Государственной Думы — без согласия Генерального прокурора РФ) не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию. При даче такого согласия прокурор немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.
От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов — также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.
Зарегистрированный кандидат, а также зарегистрировавшие список кандидатов избирательные объединения вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией (в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения) о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами).
Кандидат вправе в любое время, но не позднее срока, указанного в законе (так, кандидат на пост Президента РФ — не позднее чем за пять дней до дня голосования, а в случае вынуждающих к тому обстоятельств — не позднее чем за один день до дня голосования), снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в соответствующую избирательную комиссию. Такое заявление не подлежит отзыву. Если кандидат был зарегистрирован, то на основании полученного заявления избирком принимает решение об аннулировании регистрации этого кандидата. Отозвать его вправе также политическая партия по решению органа, выдвинувшего кандидата на выборную должность. Если ко дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, выборы по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть отложены на определенный законом срок. При назначении повторного голосования кандидаты, вышедшие во второй тур (повторное голосование), сохраняют свой статус, остальные утрачивают его со дня назначения повторного голосования.
Статья 24. Статус кандидатов
Статья 24. Статус кандидатов
Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, со дня регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов в обязательном порядке временно освобождаются от исполнения служебных обязанностей. Продолжение исполнения служебных обязанностей кандидатом, находящимся на государственной или муниципальной службе, а также работающим в средствах массовой информации во время участия в выборах, влечет за собой отмену решения о его регистрации избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, по инициативе избирательной комиссии, по протесту прокурора, по решению суда или по заявлению граждан, избирательных объединений.
По заявлению кандидата администрация (работодатель) обязана предоставить ему неоплачиваемый отпуск со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока средний месячный заработок, исчисляемый за предшествующие дате регистрации кандидата три месяца, но в размере, не превышающем в десять раз минимального размера оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов.
Кандидаты со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов включительно имеют право на территории муниципального образования бесплатно пользоваться общественным транспортом, за исключением такси и заказных рейсов. Соответствующие расходы подлежат возмещению за счет средств муниципального бюджета.
Зарегистрированный кандидат не может быть членом ни одной избирательной комиссии. Зарегистрированный кандидат не может быть на территории муниципального образования привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Меры пресечения или иные уголовно-процессуальные меры на территории муниципального образования могут быть применены к кандидату только по постановлению суда.
Кандидат вправе не позднее чем за пять рабочих дней до дня выборов снять свою кандидатуру.
Информация о выбытии кандидатов в течение двух дней публикуется избирательной комиссией муниципального образования и соответствующей окружной избирательной комиссией и сообщается средствам массовой информации.
В.В. Альхименко под правовым статусом кандидата понимает систему прав и обязанностей, закрепленных за ним законодательством и фиксирующим образцы и стандарты поведения участников избирательного процесса, которые государство считает обязательными или целесообразными в период выборов9.
Реализуя пассивное избирательное право, гражданин Российской Федерации становится субъектом избирательных правоотношений. Объем приобретаемых им прав и обязанностей напрямую зависит от его правового положения в избирательном процессе. На различных стадиях избирательной кампании субъект пассивного избирательного права может участвовать в избирательных отношениях в качестве выдвинутого кандидата, зарегистрированного кандидата или избранного кандидат (депутата представительного органа или выборного должностного лица).
Как отмечает С.В. Левушкина, «При определении правового положения кандидатов Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с одной стороны, разделил понятия кандидат и зарегистрированный кандидат, а с другой стороны поставил между ними знак равенства. Кандидатом одновременно является выдвинутый претендент на должность или на членство в органе (палате органа) публичной власти и лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата (п. 35 ст.2). Зарегистрированным кандидатом может быть только лицо, в отношении которого соответствующая избирательная комиссия вынесла решение о регистрации в качестве кандидата (п. 36 ст.2). Соответственно термин «кандидат» должен употребляться как в отношении выдвинутого, так и в отношении зарегистрированного кандидата»10.
Высказанное мнение справедливо лишь отчасти, так как в случае отсутствия регистрации кандидат не может достичь конечной цели реализации своего правового статуса – избираться в выборный орган или на выборную должность. Правовое положение зарегистрированного кандидата составляют права, обязанности, принципы, гарантии и ограничения его деятельности. Статус выдвинутого кандидата не включает гарантий его деятельности.
Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в соответствующую избирательную комиссию письменного уведомления о выдвижении и заявления кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
Права и обязанности выдвинутого кандидата не многочисленны. К ним относятся:
- право на сбор подписей в поддержку своей кандидатуры;
- право распоряжаться средствами своего избирательного фонда;
- право заключать с гражданами договоры о сборе подписей избирателей в поддержку его выдвижения;
- право внести избирательный залог как основание регистрации;
- право заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении;
- право присутствовать при проведении соответствующей избирательной комиссией проверки подписей, им представленных;
- право обжаловать в установленном законе порядке отказ в регистрации, иные нарушения его избирательных прав.11
В обязанности выдвинутого кандидата входит создание избирательного фонда для финансирования своей избирательной кампании. Кроме того, кандидат, выдвигаемый в порядке самовыдвижения, обязан лично представить в соответствующую избирательную комиссию письменное уведомление о своем выдвижении, заявление о согласии баллотироваться, сведения о размере, источниках доходов, имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Временные границы обладания гражданином статуса кандидата начинаются с момента уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата и заканчиваются принятием решения о его регистрации (либо отказе в регистрации).
Статус зарегистрированного кандидата приобретается субъектом пассивного избирательного права с момента принятия решения соответствующей избирательной комиссией о регистрации его в качестве кандидата и сохраняется до официального опубликования в средствах массовой информации общих данных о результатах выборов.
Зарегистрированные кандидаты обладают большим объемом прав. Среди них:
- право на ведение предвыборной агитации;
- право принимать участие в деятельности избирательных комиссий;
- право назначить в избирательную комиссию, регистрирующую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса;
- право присутствовать на всех заседаниях зарегистрировавшей его комиссии, а также при осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования;
- право присутствовать с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей;
- право назначать уполномоченных по финансовых вопросам, доверенных лиц, наблюдателей;
- право на обжалование действий и решений избирательных комиссий и т.д
Зарегистрированные кандидаты несут ряд обязанностей, установленных законодательством:
- соблюдать права и свободы человека и гражданина при совершении избирательных процедур;
- соблюдать Конституцию России, федеральные законы, законы субъектов РФ, муниципальные правовые акты;
- создать избирательный фонд;
- не злоупотреблять свободой массовой информации при проведении предвыборной агитации;
- при соответствующем требовании законодательства, создать группу избирателей и т.д.12
Избирательным законодательством закреплены условия реализации и защиты прав кандидатов, то есть гарантии их деятельности во время избирательной кампании.
Таким образом, деятельность зарегистрированного кандидата обеспечивается гарантиями. Это юридические гарантии, касающиеся личной неприкосновенности, трудовых прав, материальной компенсации за время нахождения в отпуске в связи с участием в избирательной кампании13.
Можно выделить следующие гарантии:
- кандидат по заявлению, рапорту зарегистрированный кандидат освобождается от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов;
- во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу;
- зарегистрированный кандидат обладает неприкосновенностью и не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию.
Как стать депутатом в своем городе
Прежде чем подавать документы в своем городе, внимательно изучите законодательство по данному вопросу. Кандидаты в депутаты ответственны за любые ошибки, совершённые при подаче заявления, и избирательная комиссия может отказать в приёме документов. Причин такого развития событий может быть множество. Даже небольшая ошибка в процессе подготовки и сдачи документов может стать фатальной. По закону об ошибке члены избирательной комиссии должны сообщить за три дня до того, как будет рассмотрен вопрос о регистрации. Если этого не произошло, вы вправе оспорить их действия.
Непредставление имеющихся подтверждающих документов о роде занятий влечет отказ в регистрации кандидата.
М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в его регистрации кандидатом в депутаты, ссылаясь на то, что все необходимые документы в соответствии с пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ он представил в установленный законом срок и основания для отказа ему в регистрации в качестве кандидата отсутствовали.
Согласно пункту 57 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ род занятий — это документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования учебного заведения), домохозяйка, временно не работающий.
Судом установлено, что избирательная комиссия во исполнение пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ своевременно уведомила М. об отсутствии в нарушение пункта 2 и подпункта «б» пункта 2.2 статьи 33 этого же федерального закона в представленных им для регистрации документах копии пенсионного удостоверения. Однако М. указанные сведения восполнены не были.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что М. не представил документы, подтверждающие изложенные в заявлении о согласии баллотироваться сведения о роде занятий, в связи с чем решением избирательной комиссии ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты.
Судебной коллегией по административным делам данное решение оставлено без изменения (определение от 29 сентября 2014 г. N 92-АПГ14-21).
Отсутствие в заявлении о согласии баллотироваться сведений о роде занятий является существенным нарушением кандидатом законодательства о выборах.
Р. обратился в суд с заявлением об отмене решения избирательной комиссии, которым ему отказано в регистрации кандидатом на должность губернатора в связи с тем, что он не представил сведения о месте работы либо роде занятий и документы, их подтверждающие.
Судом установлено, что Р., в нарушение требований пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом на должность губернатора в качестве рода занятий указал на выполнение им общественной работы на безвозмездной основе. Между тем данный вид деятельности в силу пункта 57 статьи 2 названного федерального закона не может быть отнесен к приносящему доход роду занятий, который должен быть указан в заявлении кандидата.
Доводы Р. о том, что им представлялось в избирательную комиссию его пенсионное удостоверение, судом признаны необоснованными, поскольку доказательства данному обстоятельству не были представлены и опровергались описью принятых комиссией документов, подписанной лично Р. и уполномоченным представителем выдвинувшего его избирательного объединения. Кроме того, заявителем в качестве его рода занятий в заявлении о согласии баллотироваться статус пенсионера указан не был. При этом, несмотря на уведомление избирательной комиссией кандидата о неполноте представленных сведений, отмеченные недостатки Р. устранены не были.
С учетом изложенного суд на основании подпункта «в.2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ отказал Р. в удовлетворении его требований.
Судебной коллегией по административным данное решение оставлено без изменения (определение от 8 сентября 2014 г. N 39-АПГ14-3).
Сведения об основном месте работы могут подтверждаться копией трудовой книжки либо иными документами, установленными действующим законодательством.
Судами первой и апелляционной инстанций удовлетворены требования Л. об отмене решения избирательной комиссии о регистрации С. кандидатом в депутаты. В обоснование своих требований Л. ссылался на то, что С. вместе с заявлением о согласии баллотироваться не представила документ, подтверждающий основное место работы кандидата.
Региональным законом определено, что документами, подтверждающими место работы, должность либо род занятий кандидата, являются: трудовая книжка, лицензия, билет члена творческого союза, пенсионное удостоверение, справка органа, уполномоченного в сфере занятости населения (для безработных), либо иные установленные действующим законодательством документы.
При рассмотрении кассационной жалобы Судебная коллегия исходила из того, что законодательство о выборах, в частности подпункт «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата, и не предусматривает представления в подтверждение данного обстоятельства копии трудовой книжки.
С учетом названных положений и норм регионального закона суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что справка с места работы может являться документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы (роде занятий) кандидата.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата С. и отменила состоявшиеся по делу судебные постановления (определение Судебной коллегии по административным делам от 13 сентября 2014 г. N 33-КГ14-4).
Указание кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться данных об осуществлении полномочий депутата без уточнения сведений о том, что эти полномочия осуществляются на непостоянной основе, не свидетельствует о неполноте обязательных сведений о кандидате либо ненадлежащем оформлении избирательных документов, если представленные документы не искажают информацию о нем.
М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и об отмене решения избирательной комиссии о регистрации Ф. В обоснование своих требований ссылался на то, что в нарушение пунктов 2 и 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ Ф. в заявлении о согласии баллотироваться указал, что является депутатом, но не уточнил, что данные полномочия он исполняет на непостоянной основе, и не представил соответствующий документ, подтверждающий данное обстоятельство.
Согласно пункту 2 и подпункту «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть приведены сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа, а также приложены копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Судом установлено, что в заявлении о согласии баллотироваться, поданном в избирательную комиссию, Ф. указал сведения об основном месте работы, о занимаемой должности, а также о том, что является депутатом представительного органа муниципального образования.
Отказывая в удовлетворении требований М., суд отметил, что неуказание Ф. в заявлении о согласии баллотироваться уточнения «на непостоянной основе» не свидетельствует о неполноте обязательных сведений о кандидате, не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, не искажает информацию о нем и не является нарушением принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
При этом суд исходил из того, что указание кандидатом Ф. места основной работы одновременно с тем, что он является депутатом, свидетельствует об исполнении им полномочий депутата именно на непостоянной основе. В случае исполнения им обязанностей депутата на постоянной основе сведения об этом указывались бы в разделе «основное место работы или службы, занимаемая должность».
Ценные советы для будущих депутатов
Советы, как стать депутатом местных или всероссийских органов власти помогут работать в заданном направлении. Думаю, что с первой попытки мало кто (без финансовой поддержки и протектора) может пройти на такую должность, поэтому, главный совет — начинать работу минимум за год до даты выборов, а как выборы закончились не с положительным в вашу сторону результатом, продолжать двигаться. Если вы глубоко изучаете технологию, как стать депутатом госдумы в округе в Москве, то из-за большого количества избирателей делайте ставку на сотрудничество с топовыми партиями. Важно понимать, на какой период вы избираетесь, потому что, наперед изучив и спланировав, как стать депутатом в парламент, выдвигаемым в своем городе, стоит предлагать соответствующую стратегию развития избирателям.
Срок полномочий депутатов в разных странах мира
Страна | Срок каденции депутата в общенациональном органе |
---|---|
Королевство Тайланд | Сенат — на 6 лет Нижняя палата — 4 года |
Республика Франция | Сенат — 6 лет Национальная ассамблея — 5 лет |
Республика Украина | Верховный Совет — 5 лет |
Российская Федерация | Государственная дума и Совет Федераций — 5 лет |
Интересно, в Мексике депутат не может занимать дважды свой пост. Аналогичное правило и для действующего Президента.
Статья 46. Удостоверение и нагрудный знак Президента, депутата Парламента, маслихатов и члена органа местного самоуправления
1. Председатель Центральной избирательной комиссии при вступлении Президента Республики в должность вручает президенту соответствующие удостоверение и нагрудный знак установленного Центральной избирательной комиссией образца.
2. Центральная избирательная комиссия после опубликования в средствах массовой информации итогов выборов депутатов Парламента Республики вручает каждому депутату удостоверение и нагрудный знак установленного образца.
3. Соответствующая территориальная избирательная комиссия после опубликования в средствах массовой информации списка:
1) депутатов маслихатов — выдает каждому из них удостоверение депутата маслихата и нагрудный знак установленного Центральной комиссией образца;
2) членов органов местного самоуправления — выдает каждому из них удостоверение члена иного органа местного самоуправления установленного Центральной избирательной комиссией образца.
Статья 126. Регистрация членов органов местного самоуправления
1. Соответствующая территориальная избирательная комиссия на основании протоколов участковых избирательных комиссий в трехдневный срок со дня проведения выборов регистрирует избранных членов органов местного самоуправления.
2. Соответствующая территориальная избирательная комиссия по представлению участковой избирательной комиссии или обращениям граждан может признать выборы членов органов местного самоуправления недействительными, если в ходе выборов или при подсчете голосов, либо определении результатов выборов имели место нарушения настоящего Конституционного закона, и отказать в регистрации членов органов местного самоуправления. При этом данное решение территориальной избирательной комиссии в течение пяти дней со дня его принятия может быть обжаловано кандидатами в суд, который в десятидневный срок принимает решение.
Приобретение и прекращение статуса депутата Государственной Думы РФ
В соответствии со ст. 1 ФЗ №20 от 22.02.2014 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутаты ГД РФ избираются на основе равного, всеобщего и прямого избирательного права при использовании норм тайного голосования. Право на участие в избрании имеет каждый гражданин РФ, достигший 18 лет и имеющий право принимать участие в выборах согласно действующему законодательству. Прекращение полномочий депутата может быть связано с началом работы Госдумы РФ нового созыва либо досрочно по следующим основаниям:
- добровольное сложение своих полномочий – оформляется письменным заявлением;
- утрата гражданства РФ/приобретение гражданства иного государства;
- ограничение дееспособности;
- избрание должностным лицом иного законодательного органа;
- наличие обвинительного приговора суда в отношении депутата, вступившего в законную силу;
- признание депутата безвестно отсутствующим либо умершим по решению суда, вступившего в законную силу.
Ответственность депутатов местного созыва
Выборное лицо несет ответственность перед населением конкретного города или района, в котором баллотировался на депутатскую должность. Однако в зависимости от депутатского мандата, выборное лицо не всегда может следовать предвыборной программе.
Различают свободный и обязательный мандат. Только при обязательном мандате депутат должен воплотить в жизнь все положения программы. К сожалению, в большинстве случаев депутатский мандат является свободным, когда выборное лицо действует по своему усмотрению.
Депутат отвечает перед государством за нарушение требований законодательства. Однако, обладая депутатской неприкосновенностью, предусмотрен особый порядок привлечения к ответственности.
Выборное лицо не может подвергаться уголовно-процессуальным и административным мерам по общему правилу вместе с гражданами. Это означает, что он не подвергается обыску, досмотру, осмотру документов, автомобилей, не досматривается переписка, не прослушиваются средства связи.
Исключением будет только непосредственное обнаружение депутата на месте совершения противоправного деяния. При этом ставятся в известность в обязательном порядке прокурор и председатель выборного органа.
В депутаты я пойду,
Пусть меня научат.
Депутатом быть хорошо. Это знает даже ребенок.
В течение срока выполнения своих полномочий депутат обладает неприкосновенностью и не может быть привлечен к административной или уголовной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия законодательного органа государственной власти субъекта РФ, кроме случаев оговоренных законодательством.
Депутат освобождается от призыва на военную службу и на военные сборы на весь срок его депутатских полномочий. Наконец, за выполнение своих полномочий на профессиональной постоянной основе депутат получает неплохие деньги, имеют ряд льгот, компенсаций и других социальных гарантий.
Кто же такой депутат? Закон “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” определяет депутата, как “лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании”.
Согласно Конституции РФ “граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления”.
Как же получить заветный статус?
Для начала необходимо стать кандидатом в депутаты, т. е. стать “лицом, выдвинутым в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированным соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата”.
Законодательство устанавливает ряд требований к кандидатам в депутаты.
Во-первых, необходимо быть гражданином России.
Во-вторых, необходимо достигнуть соответствующего возраста — 21 года.
В-третьих, постоянно проживать на территории России.
ЗнайКак напоминает, что депутатом не может быть гражданин, признанный судом недееспособным или находящийся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, законодательством могут быть установлены иные ограничения.
Если вы соответствуете всем вышеуказанным требованиям, то можете смело выдвигать свою кандидатуру на выборы. Выдвигать кандидатов в депутаты могут избирательные блоки, избирательные объединения, политические партии. Никто не желает вас выдвигать в кандидаты? Не беда, для таких случаев законом предусмотрено самовыдвижение кандидатов. Правда не стоит забывать, что в случае самовыдвижения после подачи заявления в избирательную комиссию придется собирать определенное количество голосов в свою поддержку либо внести избирательный залог.
Наконец вас зарегистрировали в качестве кандидата в депутаты. Тогда пора готовится к следующему шагу — предвыборной агитации, в ходе которой необходимо будет убедить избирателей, что лучшего депутата им просто не найти. ЗнайКак напоминает, что проводить предвыборную агитацию стоит только в допускаемых законом формах и законными методами. Агитация проводится со дня регистрации в качестве кандидата в депутаты и прекращается в 00 часов по местному времени за сутки до выборов.
После проведения выборов производится подсчет голосов избирателей. Как правило, избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что за него подано голосов больше, чем против всех.
1. Федеральный закон РФ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”
2. Федеральный закон РФ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”
3. Законы субъектов федерации о выборах депутатов.
Многие думают, хочу стать депутатом, а что для этого делать они еще не знают. Именно для вас мы приготовили данную тему. Депутатом стать вовсе не сложно, если, вы социально активный человек, довольно богатый и вас знает много народу. А если, вы уже задаётесь вопросом, как стать депутатом, тогда вы зашли на подходящую статью, которая наглядно покажет вам все нюансы и моменты депутатской жизни. Статья создана с максимум конкретики и минимум воды.
Многие люди задаются вопросом, как стать депутатом именно из-за наличия у них довольно большой зарплаты, которую депутаты сами себе и устанавливают. Еще один плюс депутатов это неприкосновенность, которая подразумевает, что депутат не может быть привлечен к уголовной и административной ответственности без разрешения главы следственного комитета субъекта Российской федерации, а депутата госдумы без разрешения Генерального прокурора страны.
Кто такие и чем занимаются депутаты?
Сегодня депутат — это человек, выбранный гражданами в органы власти. Он представляет интересы избирателей и защищает их права.
Главным представительным органом большинства стран является парламент. Он может быть однопалатным и двухпалатным. Своих представителей в нем имеют все жители страны, и каждый регион. Весь состав однопалатного парламента и нижняя палата двухпалатного избираются на всеобщих выборах.
В России для того, чтобы стать членом депутатского корпуса нужно пройти на выборах по партийным спискам, либо победить всех конкурентов из списка кандидатов по округам.
Статус избранного зависит от уровня, на который он избирался, то есть можно стать депутатом:
- Государственной Думы;
- регионального парламента;
- муниципальным.
Основной задачей депутата является защита интересов граждан и взаимодействие между различными группами интересов. Говоря проще, народный избранник должен стать посредником между людьми и властью, оказывать помощь в решении различных вопросов опираясь на юридические нормы.
В зависимости от статуса депутаты имеют различные полномочия.
Можно ли быть депутатом и работать на другой работе
Статья 12. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью
1. В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 4-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 4 статьи 4 настоящего Федерального закона. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.
(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 249-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 4.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.06.2010 N 118-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.3. Депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, указанной в пункте 4.1 статьи 4 настоящего Федерального закона, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.
(п. 1.3 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ, в ред. Федерального закона от 04.06.2010 N 118-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 1.4 введен Федеральным законом от 03.12.2008 N 249-ФЗ, в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 102-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.
(п. 3.1 в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 303-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. Комиссия создается в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации.
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3.3. Комиссия проводит в порядке, определяемом законом субъекта Российской Федерации, проверки:
а) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами;
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) соблюдения депутатами ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
(п. 3.3 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3.4. Основанием для проведения проверки является достаточная информация, представленная в письменной форме в установленном порядке:
а) правоохранительными и другими государственными органами;
б) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, а также региональных отделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений;
в) Общественной палатой Российской Федерации и общественной палатой субъекта Российской Федерации;
г) общероссийскими и региональными средствами массовой информации;
д) другими органами, организациями, их должностными лицами и гражданами, если это предусмотрено законами субъекта Российской Федерации.
(п. 3.4 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3.5. Информация анонимного характера не может служить основанием для проведения проверки.
(п. 3.5 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3.6. Результаты проверки рассматриваются на открытом заседании комиссии, на котором представители средств массовой информации могут присутствовать в установленном порядке.
(п. 3.6 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3.7. Информация о представлении депутатом заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выявленных комиссией, подлежит опубликованию в официальном печатном издании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и размещению на официальном сайте законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
(п. 3.7 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.8. Порядок размещения на официальном сайте законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации представляемых депутатами сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и порядок предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования в связи с их запросом определяются законами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 03.12.2012 N 231-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 28.11.2015 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.9. Установление в отношении депутата, избранного по одномандатному или многомандатному избирательному округу, или депутата, избранного в составе списка кандидатов политической партии, фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда он был зарегистрирован в качестве кандидата на соответствующих выборах, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.
(п. 3.9 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ)
3.10. По решению Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации либо специально уполномоченного ими должностного лица Администрации Президента Российской Федерации уполномоченное подразделение Администрации Президента Российской Федерации может осуществлять в установленном порядке проверки, указанные в пункте 3.3 настоящей статьи. Проверки, предусмотренные настоящим пунктом, могут осуществляться независимо от проверок, проводимых комиссией.
(п. 3.10 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ)
4. Прекращение гражданства Российской Федерации или наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий.
Какие вопросы можно задать депутату для интервью
— Да, в селе Ормашен в Грузии. В семье сельского учителя. Мой отец и трое его братьев – все работали в сельской школе. На селе учитель – самый уважаемый человек. А в нашем селе именно благодаря моему дяде построили нормальную школу – раньше была просто комната.
Еще один дядя стал академиком академии наук Азербайджана. Он занимается биологией.
— Конечно сами жители. Потому что, во-первых, не только я этого хочу, а мы все этого хотим. И я могу помочь сделать этот округ лучшим в городе. Практически ежедневно встречаюсь с избирателями и пока не встретил ни одного человека, который сказал бы мне: «Бахруз, помоги сделать так, чтобы было хуже». Думаю, что и не встречу. Мы все хотим, чтобы в округе было спокойно и безопасно, чтобы были красивые и удобные дворы, дети могли заниматься в кружках и спортивных секциях, пожилые люди получили возможность бесплатно заниматься своим здоровьем и досугом… Так почему бы нам не сказать об этом вслух и сделать своей целью?!
Во-вторых, никто за нас не решит, хорошо нам или нет, и не сделает для нас лучше. Все программы благоустройства в Ижевске и республике работают только при условии активного участия самих жителей. То есть, нам нужно сказать: «Чтобы наш округ стал лучшим в городе, нам нужно решить вот такие и такие задачи, – и начать их решать.
— Я уверен, что нет таких округов, где людям не хотелось бы жить лучше. Это не свойственно человеку. Другое дело, что часто людей просто некому организовать, а здесь многое зависит от депутата. По моему мнению, он должен поддерживать любую положительную активность в округе, быть лидером и организовывать людей. Для этого нужно работать в округе постоянно.