Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вступили в силу изменения в Единый план счетов и Инструкцию № 157н.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ведение забалансового учета обеспечивает контроль за использованием и сохранностью ценностей, находящихся у учреждения во временном распоряжении, а также своевременное и корректное оформление соответствующей бухгалтерской документации и организацию надлежащего бухучета по забалансу.
Порядок применения новых забалансовых счетов.
В соответствии с Приказом № 198н в Инструкцию № 157н введены новые забалансовые счета 33, 38, 39, 45 и изложен порядок их использования (представлены в таблице).
Забалансовый счет |
Порядок применения (пункт Инструкции № 157н) |
33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО» |
Используется для учета учреждением операций с ценными бумагами, полученными по договорам РЕПО. Аналитический учет по счету ведется в реестре учета ценных бумаг по характеристикам (видам) ценных бумаг, типам операций с ценными бумагами (приобретение, продажа, замена, зачет) (п. 390.5, 390.6) |
38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» |
Предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.1, 390.2) |
39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии» |
Используется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактической суммы произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.3, 390.4) |
45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда» |
Предназначен для учета результата долгосрочного договора строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Аналитический учет по счету ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (п. 395, 396) |
15.02.2017 16:54
🙁
Практически живу на работе, но зарплата все меньше … Видимо начали вычитать за проживание…
Подробнее…
15.02.2017 14:14
Пожар в налоговой
Звонок в пожарную часть:
— Мужики, вы сильно заняты?
— Да нет, сидим, в домино играем…
— Ну, доигрывайте, и собирайтесь потихоньку, тут налоговая горит…
Подробнее…
19.01.2012 15:24
Баллада о среднесписочной численности
Я отбросил легкомысленность,
Я сегодня рано встал –
Среднесписочную численность
Я в налоговой сдавал.
Почесав щетину жёсткую
На физическом лице
Открываю дверь неброскую,
Покуривши на кры…
Подробнее…
05.03.2011 12:01
«Почему с пустыми руками?»
Сейчас а главбух в маленьком бюджетном учреждении, а в 90-х работала в налоговой. Это случай из моей инспектоской жизни. На двери нашего кабинета висело объявление, что для постановки на учёт предп…
Подробнее…
28.12.2010 16:09
Красное сторно
Заходит к главному бухгалтеру начальник и видит ,что у того на столе бутылка водки почти пустая.Он говорит:»Как вы можете?Пьяный на работе!Да еще и беленькое пьете!» На что главбух ,доста…
Подробнее…
(, , , ) . (. 0504054).
, , , 3 201 02 000 ” , “, 3 304 01 000 ” , “.
2. – 100 000 . .
, . |
|||
: |
|||
1.1. |
3 201 04 510 |
3 304 01 730 |
100 000 |
1.2. |
10 |
100 000 |
|
: |
|||
2.1. |
3 304 01 830 |
3 201 04 610 |
100 000 |
2.2. |
10 |
100 000 |
Учет имущества учреждения
- Счет 01 «Имущество, полученное в пользование»
На счете учитывают имущество, которое учреждение получило в пользование, но это не объекты аренды:
- активы, которые по решению учредителя учреждение использует без закрепления права оперативного управления;
- ценности, что по законодательству не отражают на балансе учреждения: музейные предметы и коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, права ограниченного пользования чужими земельными участками.
Такое имущество ставят на учет по акту приема-передачи или другому документу, который подтверждает получение имущества и прав на него. Активы отражают по стоимости, указанной в документах.
Учет ведут в разрезе объектов имущества, собственников (балансодержателей), местонахождений объектов, ответственных лиц, правовых оснований, КОСГУ, а также по инвентарным, серийным и реестровым номерам.
- Счет 02 «Материальные ценности, принимаемые на хранение»
Кроме имущества, которое учреждение получило на хранение, на счете 02 теперь нужно учитывать:
- материальные ценности, не соответствующие критериям активов;
- имущество, в отношении которого принято решение о списании до момента его демонтажа, утилизации или уничтожения.
Материальные ценности на хранении или для переработки учитывают на основании первичного документа, который подтверждает их получение: акта приема-передачи, договора и др.
Объекты отражают по стоимости, указанной в первичном документе. Если учреждение оформило акт в одностороннем порядке — по оценке: один объект, один рубль.
Материальные ценности, не соответствующие критериям активов, на счете 02 также отражают в условной оценке: один объект, один рубль.
Выбытие МЦ с забалансового учета отражают на основании оправдательных документов по стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.
В карточке количественно-суммового учета объект, принятый на хранение или в переработку, отражают в разрезе владельцев (заказчиков), по видам, сортам и местам хранения.
Аналитический учет ведется в разрезе объектов имущества и их местонахождений, ответственных лиц, собственников, владельцев, иных лиц, правовых оснований.
- Счет 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению»
Учет на счете ведут учреждения-заказчики снабжения. Материальные ценности отражают по документам, которые подтверждают отгрузку грузополучателю в сумме выплат на их покупку. Учет ведется в книге учета материальных ценностей по каждому грузополучателю и виду имущества.
Курсы для бухгалтеров
Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе
Расписание курсов
- Счет 06 «Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности»
Задолженность принимают к учету в размере суммы расходов для восстановления или приобретения аналогичного имущества. Учет ведут в карточке учета средств и расчетов по видам поступлений, ценностей, учащимся.
- Счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»
Призы, знамена, кубки, учрежденные разными организациями и получаемые для награждения команд-победителей, учитывают на забалансовом счете в течение всего периода нахождения в учреждении.
Ценные подарки и сувениры отражают на забалансовом счете с момента выдачи со склада или приобретения, если их не принимают на склад, и до вручения.
На счет 07 имущество принимают:
- в условной оценке один предмет, один рубль — полученные награды, призы, кубки, знамена;
- по стоимости приобретения — ценные подарки, сувениры и материальные ценности для награждения.
Учет ведется в карточке количественно-суммового учета по материально ответственным лицам, местам хранения и каждому предмету. Если ответственные лица одновременно представляют документы о приобретении и вручении матценностей, то их на забалансовом счете не отражают. В этом случае признают расходы текущего финансового периода в сумме стоимости ценных подарков или сувениров.
- Скачайте 6 практических примеров учета на забалансовых счетах учреждения в конце статьи в разделе «Шпаргалка».
В конце статьи есть шпаргалка
- Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»
К забалансовому учету запчасти принимают в момент списания их с баланса для ремонта транспорта и учитывают в течение периода эксплуатации в составе ТС. Учет ведется в карточке количественно-суммового учета по лицам, которые получили запчасти, по транспортным средствам и по видам и количеству запчастей.
В учетной политике учреждения должен быть перечень запчастей, учитываемых на забалансовом счете.
При выбытии автотранспорта запасные части, установленные на нем и учитываемые на счете 09, списывают с забалансового учета.
- Счет 12 «Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками»
Оборудование учитывают по стоимости, которую заказчик указал в первичных документах на передачу. Учет ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе работ, ответственных лиц, мест хранения, по виду и количеству оборудования.
- Счет 13 «Экспериментальные устройства»
На учет объекты принимают по стоимости, которую отнесли на увеличение затрат по НИОКР. Учет ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе ответственных лиц, мест хранения по видам, количеству и стоимости ценностей.
- Счет 21 «Основные средства в эксплуатации»
На счете ведут учет ОС стоимостью до 10 000 руб. включительно. Исключение составляют объекты недвижимости и библиотечный фонд.
ОС ставят на учет по первичному документу при передаче объекта до 10 000 руб. в эксплуатацию.
Учет ведется по стоимости, которую установили в учетной политике:
- в условной оценке — 1 руб. за один объект или по балансовой стоимости.
Учет ведется в карточке количественно-суммового учета в разрезе объектов ОС, ответственных лиц, местонахождений, адресов.
Со счета объекты списывают только по решению комиссии на основании акта приема-передачи, акта о списании.
- Счет 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»
На учет ставят имущество, которое поступило по централизованному снабжению, до момента получения извещения (ф. 0504805) и копий документов поставщика.
- Счет 24 «Нефинансовые активы, переданные в доверительное управление»
Объекты принимают к учету на основании акта приема-передачи по стоимости, указанной в документе.
- Счет 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»
Счет нужен для учета неоперационной (финансовой) и операционной аренды, в части предоставленных прав пользования имуществом, переданным учреждением в возмездное пользование по договору аренды.
- Счет 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование»
Счет предназначен для учета данных об объектах аренды на льготных условиях, а также о переданном в безвозмездное пользование имуществе без закрепления права оперативного управления.
- Счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»
К забалансовому учету принимают форменное обмундирование, специальную одежду, основные средства и другое имущество, выданное учреждением в постоянное личное пользование работникам для их служебных обязанностей.
Учет ведется по балансовой стоимости на основании первичного документа, в карточке количественно-суммового учета, в разрезе пользователей имущества, мест нахождения, КОСГУ, по видам, количеству и стоимости имущества.
Забалансовый счет 04 в бюджетном учреждении
Бюджетные организации могут списывать задолженности, признанные нереальными ко взысканию, отражая их за балансом. Для учета такого рода долгов применяется забалансовый счет 04 списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов (п.339 Инструкции № 157н). Он необходим для наблюдения за возможностью возврата долгов. Если возобновится взыскание или в счет погашения долга поступят средства, задолженность списывается.
Рассмотрим практический пример.
Исковая давность по задолженности в размере 4 570 руб. истекает 25.11.2017 г. По приказу директора ее необходимо списать на основании документов, подтверждающих признание дебитора неплатежеспособным. В учете необходимо произвести следующие записи, используя забалансовый счет 04:
- списание долга, признанного нереальным к взысканию – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
- одновременно учет задолженности за балансом – Дт 04 (4 570 руб.);
- закрытие счета – Дт 2 401 30 000 Кт 2 401 20 273 (4 570 руб.).
Допустим, в декабре 2017 года дебитор произвел возврат денег, выданных ему авансом за поставку материалов. Восстановить задолженность следует так:
- восстановление долга на счетах – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
- одновременно списание задолженности – Кт 04 (4 570 руб.)
Отражение операций в первой группе
Если учреждению необходимо отразить расход текущего года по соответствующему коду вида расхода (КВР), то параллельно с отражением выбытия денежных средств с лицевого счета или же выбытия наличных денежных средств из кассы, необходимо формировать проводку по счету кредиту 18.01 или 18.34 по соответствующему аналитическому кода расхода.
За счет средств на выполнение государственного задания Учреждение А приобрело материальные запасы у поставщика. Оплату произвели перечислением на счет поставщика денежных средств.
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1, необходимо сформировать документ «Заявка на кассовый расход», «Расходный кассовый ордер» или же «Кассовое выбытие», при проведение которых будут отражены бухгалтерские записи:
Дебет 4.00000000000000244.302.34 – Кредит 4.00000000000000000.201.11.610
Кредит 4. 00000000000000244.18.01.340
На основании данных записей в ф. 0503737 в разделе 2 «Расходы учреждения» графе 5 «Через лицевые счета» по коду вида расхода 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» отразится данная сумма. Схема отражения расходов учреждения текущего года, исполненных через лицевой счет, универсальна для других кодов видов расхода, например, таких, как «111- Фонд оплаты труда», «119 — Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений», «112-Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и т.п.
Что учитывать на забалансовом счете 02 в 2021 году
В графе «Целевая функция актива» отражается информация о возможных способах вовлечения объектов инвентаризации в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности — о способах выбытия объекта. Например, для объектов основных средств: «введение в эксплуатацию», «ремонт», «консервация объекта», «дооснащение (дооборудование)», «списание», «утилизация».
Обратите внимание => Когда начнется продажа льготных авиабилетов для дальневосточников в 2021 году
В то же время, отдельные объекты имущества, которые находятся у субъекта учета не для целей их эксплуатации (не приносят полезного потенциала, не обеспечивают получения экономических выгод), но обеспечивают выполнение учреждением отдельных функций подлежат отражению в составе основных средств (п. 3 Методических рекомендаций по применению Стандарта «Основные средства», доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237, далее — Методические рекомендации).
Счет 04 «Сомнительная задолженность»
Скорректированы правила списания сомнительной задолженности со счета 04. Согласно новым правилам, списать сомнительную задолженность с забалансового учета можно, если такое решение примет комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию. Для этого обязательны документы, подтверждающие неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности.
С введением новых правил круг оснований для списания сомнительной задолженности расширен.
Кроме того, установлено, что аналитический учет по счету 04 ведется в разрезе видов поступлений (выплат) (источников финансового обеспечения), кодов классификации доходов бюджетов, контрагентов, уникальных идентификаторов начислений (УИН) и правовых оснований.
Счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)»
Скорректирован порядок применения счета 27. Согласно новой редакции п. 385 Инструкции 157н счет 27 применяется при учете форменного обмундирования, специальной одежды, материальных ценностей, относящихся к объектам основных средств и иного имущества, выданного учреждением в постоянное личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей, предусматривающих использование полученного имущества, в том числе за пределами территории учреждения, вне продолжительности действующего режима рабочего времени, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением.
Аналитический учет по счету ведется в разрезе сотрудников (пользователей имущества), объектов имущества (наименований форменной одежды), местонахождений объектов (адресов) и кодов КОСГУ.
Применение забалансового счета 01 в бюджетном учете
Организация бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и коммерческих организациях во многом разнится. Однако что касается учета объектов основных средств, получаемых в аренду, то здесь расхождений нет, за исключением номера счета.
Свидетельством тому может служить Инструкция по применению Единого плана счетов бюджетных организаций (утверждена приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н), в которой для этих целей предписано использовать счет 01 под названием «Имущество, полученное в пользование». Как и для коммерческих структур, приемка объектов ведется на основании акта приема-передачи, а стоимость, указанная в данном документе, отражается на 01-м счете.
Полученное имущество может перемещаться. В таком случае все его движения указываются в регистрах забалансового счета. Источником информации для соответствующих записей должен быть только первичный документ.
При обратной операции — возврате арендованного имущества с забалансового счета — данное имущество списывается.
Забалансовые Счета 17 И 18 В Бюджетных Учреждениях В 2022 Году
Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что ни Инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2022 N 157н (далее Инструкция N 157н), ни Инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ от 23.12.2022 N 183н (далее — Инструкция N 183н), не предусмотрено формирование по забалансовым счетам 26-значного кода счета, как это установлено для балансовых счетов. Однако введение дополнительных аналитических кодов, аналогичных разрядам номеров балансовых счетов, обусловлено требованиями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2022 N 33н (далее — Инструкция N 33н), в соответствии с положениями которой автономное учреждение составляет и представляет бухгалтерскую отчетность.
Согласно положениям п.п. 34-45 Инструкции N 33н аналитические данные по поступлениям и выбытиям, отражаемые на забалансовых счетах 17 и 18, являются основанием для формирования показателей «Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» (ф. 0503737) (далее — Отчет (ф. 0503737)).
Так, например, в Отчете (ф. 0503737) показатели на забалансовых счетах 17 и 18 отражаются в соответствии с аналитическими кодами поступлений и выбытий (кодов видов доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов). Исключение составляют операции со средствами во временном распоряжении, по которым аналитические коды поступлений и выбытий не указываются (смотрите приложение N 1 к письму Минфина России от 28.12.2022 N 02-06-10/79177).
Правила выставления аналитических данных по поступлениям и выбытиям на забалансовых счетах 17 и 18 напрямую зависят от требований к формированию отчетности, установленных Инструкцией N 33н, и требований к оформлению учета на счетах Инструкцией N 157н, которые кратко можно представить следующим образом:
— в разделе 1 «Доходы учреждения» учитываются хозяйственные операции, связанные с получением дохода в денежном эквиваленте, уплатой налогов с доходов (НДС и налог на прибыль), а также возврата таких доходов. Такие операции в своей аналитике содержат код вида дохода или аналитическую группу подвида доходов бюджетов (далее — АнКВД);
— в разделе 2 «Расходы учреждения» учитываются хозяйственные операции, связанные с оплатой расходов учреждения в текущем году, а также возвратов расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года. Эти операции в своей аналитике содержат код вида расходов (далее — КВР);
— в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» содержится информация о предоставленных и погашенных займах, ссудах, курсовых разницах, возврата дебиторской задолженности прошлых лет, а также движение денежных средств между лицевыми и (или) банковскими счетами, между счетами и кассой учреждения. В своей аналитике эти операции содержат код вида источников финансирования дефицитов бюджетов (далее — АнКВИ).
Соответственно, возвраты ранее полученных доходов отражаются по тем же кодам АнКВД, по которым ранее было учтено поступление дохода. В свою очередь, возврат расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года следует отражать по тем же кодам КВР, по которым изначально был учтен такой расход. То есть такие возвраты (как доходов, так и расходов) следует отражать по той же аналитике, что и первоначальный платеж, только со знаком «минус».
Кроме того, если возврат подотчетной суммы был осуществлен в кассу учреждения, то согласно п. 44 Инструкции N 33н операции по движению денежных средств учреждения между кассой и счетами подлежат отражению в Разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» Отчета (ф. 0503737) на основании аналитических данных по видам поступлений (выбытий) источников финансирования дефицита средств учреждения, отраженных на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» (коды 510 и 610 КОСГУ), открытых к балансовым счетам учреждений, предназначенным для учета операций с наличными и безналичными денежными средствами (счет 201 00 «Денежные средства учреждения»). Операции по движению денежных средств между лицевым (банковским) счетом и кассой бюджетного (автономного) учреждения не являются «доходными» или «расходными». Этим обусловлены определенные особенности отражения указанных операций в Отчете (ф. 0503737) (смотрите также п. 2.3 письма Минфина России от 26.06.2022 N 02-06-07/2335).
На основании Инструкций NN 157н, 183н и 33н рассматриваемые ситуации следующим образом будут включены в регистры бухгалтерского учета и в Отчет (ф. 0503737):
1. Возврат неиспользованных подотчетных сумм от сотрудников через кассу учреждения с последующим перечислением на лицевой счет на примере возврата суточных подотчетным лицом, вернувшимся из командировки:
1.1. Дебет 0 201 34 000 Кредит 0 208 000 — возврат неиспользованных подотчетных сумм текущего года. Одновременно следует уменьшить забалансовый счет 18, открытый к счету 0 201 34 000 (КВР 112 КОСГУ 212).
При формировании Отчета (ф. 0503737) «указанная сумма отражается: в разделе 2 «Расходы учреждения», по графе 7 со знаком «-» (п. 43 Инструкции N 33н) и в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения», в строке 710 по графе 7 со знаком «-» (п. 44 Инструкции N 33н);
1.2. Дебет 0 210 03 000 Кредит 0 201 34 000 — отражено выбытие денежных средств из кассы автономного учреждения и зачисление их на лицевой счет. Одновременно производится увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 0 210 03 000 (АнКВИ 510, КОСГУ 510) и уменьшение забалансового счета 18, открытого к счету 0 201 34 000 (АнКВИ 610, КОСГУ 610).
При формировании Отчета (ф. 0503737) указанная сумма отражается: в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в строке 720, графа 7 со знаком «+», в строке 732, графа 7 со знаком «-«, в строке 710, графа 6 со знаком «-» и в строке 731, графа 6 со знаком «+»;
1.3. Дебет 0 201 11 000 Кредит 0 210 03 000 — денежные средства зачислены на лицевой счет автономного учреждения. Одновременно производится увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 0 201 11 000 (АнКВИ 510 КОСГУ 510) и с уменьшение забалансового счета 18, открытого к счету 0 210 03 000 (АнКВИ 610, КОСГУ 610).
При формировании Отчета (ф. 0503737) указанная сумма отражается: в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в строке 710, графа 5 со знаком «-«, в строке 731, графа 5 со знаком «+», в строке 720 со знаком «-» и в строке 732, графа 6 со знаком «-«.
2. Восстановление кассовых расходов текущего года (возвраты от поставщиков) на лицевой счет на примере возврата излишне перечисленного аванса по коммунальным услугам:
Дебет 0 201 11 000 Кредит 0 206 23 000 — возврат от поставщиков излишне перечисленного аванса с одновременным уменьшением забалансового счета 18, открытого к счету 0 201 11 000 (КВР 244, КОСГУ 223).
При формировании Отчета (ф. 0503737) указанная сумма отражается в разделе 2 «Расходы учреждения» по графе 5 со знаком «-» (п. 43 Инструкции N 33н); в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в строке 710 по графе 5 со знаком «-» (п. 44 Инструкции N 33н).
3. Возврат покупателям услуг денежных средств за неоказанные услуги по предпринимательской деятельности на примере оказания платных услуг:
Дебет 2 201 11 000 Кредит 2 205 30 000 — возврат покупателям денежных средств за неоказанные услуги. Одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 (АнКВД 130, КОСГУ 131).
При формировании Отчета (ф. 0503737) указанная сумма отражается в разделе 1 «Доходы учреждения» по графе 5 со знаком «-» (п. 42 Инструкции N 33н); в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в строке 710 по графе 5 со знаком «-» (п. 44 Инструкции N 33н).
Забалансовые счета в государственных учреждениях
Единым планом счетов предусмотрено 30 забалансовых счетов (далее — з/с) под номерами от 1 до 27, а также 30, 31 и 40. Ко всем этим счетам применяется простая схема ведения учета, то есть приход отражается только по дебету, а расход — по кредиту, без корреспонденций.
- для организации контроля сохранности имущества, которое находится на территории организации, но по которому нет права оперативного управления или которое, согласно правилам учета, не отражается на балансовых счетах (единицы библиотечного фонда, основные средства до 3 000 руб., находящиеся в использовании, награды и т. д.), а также прочих материальных ценностей;
- для отслеживания расчетов и обязательств, ожидающих исполнения;
- для сбора аналитической информации о прочих объектах учета и т. д.
Кроме того, для организации управленческого учета учреждения могут сами создавать дополнительные з/с.
В Едином плане счетов содержится 31 забалансовый счет, включая номера с 1 по 27, а также 30, 31, 40 и 42. Ко всем этим счетам применяется упрощенный алгоритм учета без корреспонденции. То есть, приходная операция отражается по дебету, расходная – по кредиту.
Забалансовый счет 17 в бюджетном учете входит в раздел «Денежные средства, расчеты и расчетные документы». Согласно п. 365 Инструкции 157н этот счет отражает поступление денежных средств и может открываться к следующим счетам:
- 020100000 – здесь учитываются денежные средства организации.
- 021003000 – предназначен для отражения операций по расчетам с финорганом в части наличности.
- 030406000 – используется для учета наличных расчетов с прочими кредиторами.
Сч. 17 открывается в целях ведения аналитики по поступлениям средств, а также возвратов от излишних доходов (авансов). Исключение – доходы от возвратов текущих расходов, от остатка неиспользованного субсидирования за прошлые периоды. При этом учитываются как поступления на расчетные или лицевые счета, так и приходы в кассу учреждения или на счета наличных операций.
Обратите внимание!
В соответствии с нормами Инструкции на счете 17 отражаются записи по поступлению бюджетных средств, перечисленных учреждению ГРБС. Главный распорядитель выдает такие средства на осуществление различных выплат, включая оплату расходов, покрытие дефицита бюджета, возврат дебиторской задолженности за прошлые периоды.
Выбытие денег учреждение фиксирует со знаком «минус». Аналитический учет организуется по видам поступлений с обозначением классификационного кода. Для этих целей применяются специальные карточки (п. 366 Инструкции). По окончании текущего года (финансового) остаток не подлежит переносу на год следующий. Таким образом, на сч. 17 нужно отражать данные по поступлениям в разрезе кодов КОСГУ (120-140, 180, 410-440), а также по уменьшениям доходов вследствие:
- Возврата сумм, ранее полученных от контрагентов.
- Оплаты налоговых обязательств в части уменьшения доходов (НДС, прибыль).
- Уплаты в пользу бюджета дебиторских обязательств, образованных у получателя финансирования в процессе исполнения бюджетной сметы.
Состав бюджетного плана счетов
Бухгалтеры бюджетных учреждений должны руководствоваться Планом счетов и Инструкцией по его применению, которые утверждены Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. No174н (с изменениями и дополнениями от 31.12.2015).
В составе бюджетного плана счетов примерно 2000 счетов. Но, в сущности, большая их часть — это субсчета. Конечно же, бухгалтеры не пользуются всеми счетами, а, равно как и в коммерческих структурах, разрабатывают рабочий план счетов.
Собственно, те счета, которые наиболее активно используются в деятельности бюджетников, входят в следующие разделы, их всего пять:
1. Нефинансовые активы.
Сюда включаются основные средства и нематериальные активы, а также все связанные с ними операции, например амортизация. Также в этот раздел входят материальные запасы, готовая продукция и капвложения.
2. Финансовые активы.
Название говорит само за себя и охватывает денежные средства и финансовые вложения учреждения, такие как ценные бумаги, депозиты, акции. Помимо этого к финансовым активам относят также все виды дебиторской задолженности, включая расчеты с дебиторами по доходам, расчеты с подотчетными лицами и т.п.
3. Обязательства.
Раздел схож с понятием обязательств в коммерческой сфере и подразумевает любые формы кредиторской задолженности, такие как расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты по налогам и сборам, расчеты по долговым обязательствам…
4. Финансовый результат.
В разделе помещается информация о финансовых итогах не только за текущий год, но и за предшествующие годы деятельности учреждений. Также в нем указываются сведения о кассовом исполнении бюджета и о доходах будущих периодов.
5. Санкционирование расходов бюджетов.
Пожалуй, самый кардинально отличающийся от коммерции раздел. На входящих в него счетах идет учет бюджетных ассигнований и лимитов по бюджетным обязательствам.
Аналогично общему плану счетов, бюджетный содержит забалансовые счета, отражающие ценности, временно находящихся в учреждении и не принадлежащие ему.
Как использовать забалансовый счёт 27?
В соответствии с п. 385 приказа Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н забалансовый счет предназначен для учета:
- форменного обмундирования;
- специальной одежды;
- иного имущества, выданного учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей.
Счёт выполняет следующие функции:
- обеспечение контроля за сохранностью имущества;
- целевое использование;
- движение.
Движение по забалансовому счёту 27 производится на основании документов:
Принятие | Выбытие |
Первичный учетный документ по балансовой стоимости | Первичный учетный документ по стоимости, по которой объекты были ранее приняты к забалансовому учету |
Учёт по забалансовому счёту 27 ведётся в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе пользователей имущества, мест его нахождения, по видам имущества, его количеству и стоимости.
Выдача спецодежды сотрудникам
Мы уже упоминали, что количество и перечень спецодежды, передаваемой материально-ответственным лицам, зависит от результатов аттестации рабочих мест. Чтобы отразить выдачу в бухучете, используют счет 0 105X5 000 и забалансовый счет 27. Будет удобно, если по этим счетам в разрезе МОЛ будет вестись аналитика. Любые перемещения специальной одежды следует записывать в карточку учета материальных ценностей (ф. 0504043).
Вести бюджетный учет и формировать отчетность в программе «Контур‑Бухгалтерия Бюджет»
Выдавая спецодежду непосредственно сотрудникам, кладовщик заполняет два документа: требование-накладную (ф. 0315006) и ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Бухгалтерия на основании имеющихся документов списывает имущество со счета 0105X5 000 и перемещает на забаланс. Для забалансового учета создан счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)», который помогает следить за сохранностью имущества. Аналитика по этому счету ведется в карточке количественно-суммового учета (ф. 0504041).
Выдача одежды сотрудникам считается началом ее эксплуатации. Не забудьте провести дополнительную маркировку, указать месяц и год выдачи со склада. Эти данные пригодятся, когда придет время списывать средства защиты.
Счет 30297 В Бюджетном Учете В 2021 Году
Инструкция № 174н дополнена проводками для отражения в учете перемещения нефинансовых активов между группами и (или) видами имущества, а также движения нефинансовых активов (основных средств, материальных запасов) при разукомплектации и частичной ликвидации объектов учета. В этих случаях соответствующие счета учета нефинансовых активов корреспондируют со счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (см., например, пп. «л» п. 3.3, пп. «ж» п. 3.5, пп. «б» п. 3.15, п. 3.20, пп. «в» п. 3.21 Приказа № 227н). А вот основные средства, полученные по результатам НИОКР, и материальные запасы, остающиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, отражаются с применением счета 0 401 10 180 «Прочие доходы» (пп. «к» п. 3.3, пп. «ж» п. 3.19 Приказа № 227н).
• задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
• задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
• доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).
По окончании составляется приказ, содержащий наименование компании, счета, ответственных и так далее. Помните! Грамотный бухучет — это показатель, что бухгалтер настоящий профессионал, а также что компания ведет деятельность правильно.
Как правило, для эффективного отражения хозяйственных операций предложенные Минфином счета требуют дальнейшей детализации. Фирма может осуществить таковую посредством введения собственных аналитических счетов, дополняющих зафиксированные в приказе № 94н.
Новой редакцией п. 146 Инструкции № 174н урегулировано, что при приобретении (создании) нефинансовых активов за счет средств, полученных более чем по одному виду деятельности (финансового обеспечения), суммы вложений, сформированные на счете 0 106 00 000, переводятся с кодов вида деятельности «2», «5» и «6» на код вида деятельности «4». Отражение операций по переводу нефинансовых активов с одного кода вида деятельности на другой осуществляется с использованием счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 3.83 Приказа № 227н).
Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов» (п. 3.95 Приказа № 227н), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 «Отложенные обязательства».
Не знаете, что такое забалансовый счет в бухгалтерии? В рабочих планах счетов, применяемых при ведении бухучета как в бюджетных, так и в коммерческих и некоммерческих организациях, выделяют основные (балансовые) и забалансовые счета. На основных счетах бухгалтерам надлежит вести операции, связанные с движением денежных и иных материальных средств, поступлений и выбытий, прибыли и взаиморасчетов с контрагентами, учитывается информация о различных товарах и работах, а также реклама и иные услуги. Забалансовые счета используются для учета товарно-материальных ценностей, которые временно находятся в распоряжении организации и не принадлежат ей на правах собственности. Еще забалансовые счета нужны для отражения операций по тем обязательствам, которые ожидают исполнения, и движения ценностей, не предназначенных для учета на основных бухгалтерских счетах.
Организации государственного сектора ведут учет исходя из положений Единого плана счетов и инструкции к нему, утвержденных приказом Минфина РФ от 01.12.2021 № 157н. Согласно п. 21 инструкции № 157н также действуют частные планы счетов для конкретных видов организаций.
Инструкция № 162н содержит информацию о различных хозяйственных операциях и проводках, которыми эти операции можно оформить. Кроме того, законодатель разработал отдельную таблицу с возможными корреспонденциями счетов, содержащуюся в приложении № 1 к инструкции № 162н. Если необходимой операции в таблице нет, то возможно самостоятельное определение проводки согласно требованиям приказа № 162н. В 2021 году бюджетный план счетов применяется в редакции приказа Минфина от 31.03.2021 № 65н.
Таким образом, в код плана счетов интегрирован код бюджетной классификации. Это позволяет вести учет по определенным видам активов и создавать информационную базу для формирования необходимой отчетности в соответствии с действующим законодательством и требованиями МСФО.
Перечень счетов, используемый для хозяйственного чета организации, называется Планом счетов. План счетов бюджетных организаций обособлен от плана счетов, используемого в коммерческих организациях. В бюджетных организациях учет ведется по бюджетным и внебюджетным источникам финансирования.
Согласно Инструкции 157н, по счету 302 в бюджетном учете обязательства могут быть приняты в иностранной валюте. В этом случае параллельно ведется учет в рублевом эквиваленте. При переоценке задолженности по состоянию на отчетные даты возникающие положительные или отрицательные курсовые разницы относят на финансовый результат текущего периода от переоценки активов.
С вступлением в 2021 году в действие Инструкции 209н, утвержденной приказом Минфина от 29.11.2021 года будут применяться новые детализированные КОСГУ. В зависимости от того, кто является кредитором, для кого производятся начисления и выплаты, следует использовать следующие коды:
Расчет структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Российской Федерации Рассчитать структуру доходов и расходов консолидиро- паиного бюджета Российской Федерации в 2021-2021 гг. (и фактически действовавших ценах) на основе данных Госкомстата России, приведенных в табл.
Вторая важная задача первых недель 2021 года – формирование входящих остатков в межотчетный период на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833). Порядок их формирования и проводки даны Минфином России в Методических указаниях, доведенных письмами от 30 ноября 2021 г. № 02-07-07/79257 и от 13 декабря 2021 г.
- Учредитель участвует в управлении финансами.
- Счета открываются в казначействе.
- Финансирование осуществляется в пределах сметы.
- Доходы от работы направляются в бюджет.
- Учреждение не имеет прав собственности на имущество.
- Операции с ценными бумагами не проводятся.
- Структура не имеет прав на использование УСН.
- Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
- Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
- Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.
Согласно п. 17 Методических рекомендаций ошибка прошлых лет исправляется в зависимости от периода ее обнаружения (факторов, выявивших такую ошибку) по решению субъекта учета или уполномоченного лица с формированием уточненной бюджетной отчетности, содержащей ретроспективный пересчет.
К сведению: ретроспективный пересчет отчетности – это исправление ошибки предшествующего года (годов) путем корректировки сравнительных показателей бюджетной отчетности за предшествующий год (годы) таким образом, как если бы ошибка не была допущена.
Пересчет сравнительных показателей следует начинать с того года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда такая корректировка не представляется возможной. Напомним, что ретроспективный пересчет отчетности не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого пересчета (п. 19, 33 СГС «Учетная политика»):
-
невозможна в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;
-
требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления отчетности за предшествующий год.
При этом исправлять утвержденную отчетность за прошлые годы не нужно. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (годов) приводятся в отчетности отчетного года обособленно с отметкой «Пересчитано».
К сравнительным показателям, раскрываемым в бюджетной отчетности, относятся, в частности (п. 17 Методических рекомендаций):
-
показатели на начало отчетного периода (начало года, предшествующего отчетному периоду (году));
-
показатели на конец отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, 9 месяцев) года, предшествующего отчетному периоду (году);
-
обороты по показателям за отчетный период года, предшествующего отчетному периоду (году).
Информация об исправлении ошибок прошлых лет отражается в сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (п. 170 Инструкции № 191н):
-
в графе 6 по коду причины 03 – при исправлении ошибок прошлых лет в части ведения бюджетного учета;
-
в графе 10 по коду причины 07 – при исправлении ошибок прошлых лет в части ведения бюджетного учета, выявленных по результатам внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) финансового контроля.
Сведения заполняются на основании оборотов по исправлению ошибок прошлых лет, отраженных в журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет (ф. 0504071).
Показатели дебетовых (кредитовых) оборотов по исправлению ошибок прошлых лет по счетам, которые в соответствии с правилами ведения бюджетного (бухгалтерского) учета подлежат закрытию при завершении года на финансовый результат прошлых отчетных периодов (счет 0 401 30 000), отражаются в графах 6, 10 строки 570 «Финансовый результат экономического субъекта» указанных сведений.
Показатели бюджетной отчетности на начало отчетного периода (в любых форах отчетности) отражаются с учетом их корректировок по исправительным записям в части выявленных ошибок прошлых лет. Входящие остатки корректируются по строке «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», а также по строкам, отражающим значения скорректированных в результате исправления ошибок прошлых лет статей отчетности.
На основании данных сведений (ф. 0503173) отражаются скорректированные входящие остатки (на начало отчетного года) баланса (ф. 0503130). Его показатели на начало года после изменений должны отличаться от показателей на начало отчетного года, отраженных в главной книге (ф. 0504072) за отчетный год, на суммы корректировок (исправлений) ошибок прошлых лет. При этом показатели (остатки) на конец отчетного года главной книги (ф. 0504072) за отчетный год и баланса за отчетный год должны совпадать.
В случае, когда ошибка была допущена ранее предшествующего года, для которого в отчетности раскрываются сравнительные показатели, корректировке подлежат входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» баланса (ф. 0503130), а также значения связанных статей отчетности за самый ранний предшествующий год, для которого в отчетности раскрываются сравнительные показатели.
Если однозначно отнести суммы корректировок к конкретному предшествующему году не представляется возможным, пересматриваются входящие остатки по статье «Финансовый результат экономического субъекта» баланса (ф. 0503130), а также значения связанных статей отчетности за самый ранний предшествующий год, к которому такие корректировки возможно применить, либо на начало отчетного года (п. 33 СГС «Учетная политика»).
Отметим, что показатели изменений (оборотов по увеличению, уменьшению) активов, обязательств, доходов, расходов, повлиявших на изменения показателей вступительного баланса (графы 6, 10 сведений (ф. 0503173)) в результате исправления ошибок прошлых лет), не включаются в показатели увеличений, уменьшений (оборотов) активов, обязательств, доходов, расходов, отражаемых в бюджетных формах за отчетный период (п. 170 Инструкции № 191н).
Дополнительно в отношении ошибок предшествующих годов в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) в разд. 5 или в сопроводительном документе, содержащ��м пояснения к бюджетной отчетности, при представлении отчетности отражается следующая информация (п. 34 СГС «Учетная политика», п. 21 Методических рекомендаций):
-
описание ошибки;
Новый бюджетный план счетов содержит около двух тысяч синтетических счетов учета. Для потребностей собственного учета государственное (муниципальное) предприятие разрабатывает на основе утвержденного собственный ПС, в который входят только счета, необходимые данной организации.
Все эти организации входят в систему так называемой государственной учетной политики, которая представляет собой строго определенный порядок бюджетного учета в органах государственной, территориальной, муниципальной власти, внебюджетных фондов и др.
суммы средств, поступивших в доход бюджета от плательщиков платежей, отражаются администраторами доходов бюджета, осуществляющих отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, на основании Извещения (ф. 0504805) по дебету счета 030305830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» с корреспонденцией по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 020500000 «Расчеты по доходам» (020511660, 020521660, 020531660, 020541660, 020551660, 020552660, 020561660, 020571660 — 020575660, 020581660);
суммы начисленных выплат обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отражаются по дебету счета 030302830 «Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и кредиту счета 030213730 «Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»;
В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий (п. п. 3.22 Приказа № 227н).
Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.
- 302 61 – по пенсиям и пособиям, а также выплаты по ОПС, ОМС и социальному страхованию населения;
- 302 62 – по пособиям, выплачиваемым в качестве социальной помощи;
- 302 63 – по пенсиям, которые выплачивают организации сектора госуправления.
- 302 93 – начисление и оплата штрафов за нарушение законодательства о госзакупках (44-ФЗ, 223-ФЗ и др.), а также за несоблюдение условий госконтрактов, заключенных с поставщиками или покупателями товаров, работ и услуг;
- 302 95 – расчеты по прочим экономическим санкциям;
- 302 96 –расчеты по иным расходам.
Похожие записи: