- Договорное право

какие категории водительских прав нужны для водителя скорой помощи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «какие категории водительских прав нужны для водителя скорой помощи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 1 января 2021 года применяются новые профессиональные и квалификационные требования к водителям организаций и ИП, занимающихся коммерческими перевозками и перевозками для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями. За неисполнение данных требований организацию могут оштрафовать на 100 тыс. руб.

Эти требования содержаться в следующих нормативных актах:

  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утв. Приказом № 541н от 23.07.2010 года;
  • Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 года;
  • Приказ Минздрава РФ № 100 от 26.03.1999 г. «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации» (Приложение № 12);
  • Приказ Минздрава РФ № 388н от 20 июня 2013 года (ред. 05.05.2016 г.) «Об утверждении порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи».

Требования к квалификации.

Среднее (полное) общее образование. Специальная подготовка по программам оказания первой помощи. Право на управление автомобилем категории «B», стаж работы водителем автомобиля не менее 3 лет.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 года в части наименования должностей дублирует Единый квалификационный справочник: в ней также закреплены такие должности как: «фельдшер-водитель скорой медицинской помощи» и «санитар – водитель».

Требования о наличии специальной подготовки не случайны.

В обязанности водителя автомобиля скорой медицинской помощи входит выполнение функций, требующих специальных познаний. Например, в своей работе он обеспечивает, вместе с фельдшером (фельдшерами), переноску, погрузку и разгрузку больных и пострадавших при их транспортировке, оказывает помощь врачу и фельдшеру при иммобилизации конечностей пострадавших и наложении жгутов и повязок, переносит и подключает медицинскую аппаратуру. Оказывает помощь медицинскому персоналу в сопровождении психически больных. Это следует из п.2.5. Приложения № 12 Приказа.

Под специальной подготовкой по программе оказания первой медицинской помощи пострадавшим следует понимать обучение в соответствии с Положением о подготовке и допуске водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, утв. Постановлением Правительства РФ № 876 от 15 декабря 2007 г. (п.2 Положения).

Подготовку производят только учебные организации, получившие соответствующую лицензию.

По результатам подготовки выдается документ установленного образца: «Свидетельство о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов». Форма документа утверждена Приказом № 1028 от 15 октября 2010 г. «Об утверждении формы свидетельства о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов».

Относительно новый Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утв. Приказом Минздрава РФ № 388н от 20 июня 2013 года в редакции, действующей с 1 июля 2016 года, утвердил новый состав выездной бригады скорой медицинской помощи, исключил из перечня работников, входящих в состав бригады, должности:

«фельдшер-водитель скорой медицинской помощи»;

«санитар – водитель».

В ранее действовавшей редакции Порядка (до 1 июля 2016 года) должности «фельдшер-водитель скорой медицинской помощи» и «санитар – водитель» формировали выездные бригады скорой медицинской помощи в зависимости от профиля и состава:

общепрофильные/специализированные: анестезиологии-реанимации, в том числе педиатрические; педиатрические; психиатрические; экстренные консультативные; авиамедицинские;

врачебные/фельдшерские.

Действующая редакция Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи предусматривает формирование выездных бригад скорой медицинской помощи с учетом одной должности – «водитель».

Читайте также:  Порядок удержания алиментов на детей в России

Квалификационные требования к этой должности порядок не содержит.

Таким образом, помимо общих документов, установленных ТК РФ, водитель, претендующий на должность водителя автомобиля скорой медицинской помощи, обязан иметь при себе:

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление автомобилем категории «B»;

Медицинское заключение о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами по форме № 003-В/у;

Свидетельство о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Документы о медицинском образовании потребуются в случае, если медицинская организация все же посчитает необходимым принять водителя на должность «фельдшер – водитель скорой медицинской помощи». К числу таких документов относится диплом о среднем профессиональном образовании по специальности «Лечебное дело» и действующий Сертификат по специальности «Скорая и неотложная медицинская помощь».

Описание категорий водительских прав

Двухколёсный транспорт делится на три категории:

Категория М предназначена для управления мопедами и легкими квадрициклами. Она открывается автоматически при сдаче экзамена на любую из других категорий. По сути, мопед может водить любой школьник. Обязанность получить права была введена в связи с большим количеством смертей на дорогах в результате ДТП с участием мопеда. То есть, авторы ПДД считают, что, пройдя курс теории и научившись вождению на любом серьезном транспорте, вы будете более осведомлены и аккуратны в вождении этих несложных мото-средства. Доплачивать за категорию не нужно.

Категория А1 для «слабых» мотоциклов до 125 «кубов» может быть открыта с 16-летнего возраста – в этом кроется её основная особенность. Однако обладатель прав с пометкой А1 не сможет водить крутой байк с мотором больше 125 «кубов».

Категория А – самая обширная, она позволяет управлять всеми видами мототранспорта, в том числе с коляской. Также она открывает доступ к управлению квадроциклами до 400 килограммов. То есть, выучившись на категорию А, у вас автоматически откроются категории А1 и М.

Профотбор водителей: три изменения 2021 года

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

  • подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
  • испытание.
  1. «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
  2. Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
  • номер листа испытаний;
  • ФИО водителя;
  • дата и время прохождения, испытательный период;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • ФИО водителя-наставника;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
  • Больше не требуется оформлять лист собеседования. Также в новом порядке отсутствует требование о проведении собеседования.
  • Иные льготы и меры социальной поддержки

    Помимо указанных выше мер социальной поддержки и льгот медицинским работникам полагаются, в частности, следующие.

    Медработникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, при определенных условиях предоставляется единовременная компенсационная выплата в размере от 0,5 до 2 млн руб. (в зависимости от региона и должности работника) (пп. «а» п. 5, п. 6 Приложения N 5 к Программе, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640).

    Доходы медицинских работников в виде указанной единовременной компенсационной выплаты не облагаются НДФЛ (п. 37.2 ст. 217 НК РФ).

    Кроме того, медицинским работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, производятся ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 200 руб. (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.12.2014 N 1607).

    Отдельная выплата полагается за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний.

    Читайте также:  Компенсация вкладов, открытых до 1991г. на 2022 - 2024 годы

    Так, врачу-терапевту, направившему пациента на осмотр (консультацию) врача-онколога, выплата производится в размере 500 руб. (ч. 28 ст. 51 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; пп. «а» п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2019 N 1940).

    Отметим также, что на период работы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения субъектов РФ медицинские работники сохраняют право пользования служебными жилыми помещениями, предоставленными им в период работы в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения (ч. 14 ст. 100 Закона N 323-ФЗ).

    Информирование граждан о мерах соцзащиты осуществляется, в частности, через Единый портал госуслуг и единый контакт-центр (ст. 5.2 Закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ; ч. 1 ст. 2 Закона от 28.05.2022 N 140-ФЗ; п. п. 1, 2, 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 N 1994; Приказы Минтруда России от 28.05.2019 N N 360 и 362).

    Ситуация с оплатой труда водителей СМП в РФ

    Создание станций СМП может производиться силами следующих структур:

    • органы государственной власти Российской Федерации;
    • органы власти отдельных субъектов РФ;
    • структуры местного самоуправления.

    Все это прописано в нормах Бюджетного кодекса РФ, в частности, в ст. 161. В связи с этим оплата трудовой деятельности водителей зависит от того, в чьем ведении пребывает то или иное отделение (п. 6, 16 Единых рекомендаций №10 от 4 декабря 2009 г.). Структура зарплаты этих специалистов выглядит следующим образом:

    • тарифная ставка (оклад);
    • доплаты премиального характера;
    • надбавки за особые условия труда;
    • стимулирующие меры поддержки.

    Конкретная система оплаты устанавливается в рамках коллективных договоров и ЛНА. В качестве регламента по данному вопросу выступает Постановление Правительства РФ №583 от 5 августа 2008 года.

    Еще один регулирующий акт – Постановление Минтруда РФ от 10 ноября 1992 года №31. В любом случае размеры выплат не могут быть ниже величин, установленных в действующих нормах законодательства.

    О коронавирусных выплатах

    Когда началась пандемия, то в пресс-службе Минздрава сказали, что аутсорсинговые водители машин скорой помощи не получат коронавирусные выплаты (прибавки к зарплате медработникам, которые работают с больными ковидом — Прим. ред.). Нас сравнили с простыми таксистами, хотя мы напрямую контактируем с коронавирусом. Тогда я обратился в прокуратуру, и справедливость восторжествовала.

    Но даже когда мы добились выплат, было непонятно, как и когда они поступят. Никто не знал конкретные ответы — приходилось гадать и ждать. Будь у нас НКО, все получилось бы намного проще — мы могли бы направить губернатору запрос для разъяснений.

    Каждый месяц подают списки водителей, фельдшеров и врачей, которые участвовали в транспортировке ковидных пациентов. Месячная коронавирусная выплата — 25 000 рублей. Эти деньги плюсуют к обычной ставке. Сейчас водители действительно получают эти деньги.

    Минусы работы водителем «скорой помощи»

    В настоящее время отечественные условия труда на данной должности значительно улучшились, но они по-прежнему далеки от идеала. Во-первых, премии платят довольно редко, поскольку фонд в основном уходит на компенсационные доплаты. Во-вторых, в условиях большого города это все-таки крайне стрессовая работа. Ведь даже самый квалифицированный водитель, который хорошо знает топографию местности, не застрахован от транспортных пробок и ДТП на дорогах. Да, у него есть при этом определенные преимущества, но часто даже несколько лишних минут, которые приходится потратить на решение таких проблем, могут стоить пациенту жизни.

    Что касается ДТП, то раньше водителям, допустившим аварию, еще и приходилось ремонтировать автомобиль за свой счет. Теперь, конечно, всем этим занимаются страховые компании, но водитель может быть уверен, что премии его за это точно лишат.

    Водителю скорой помощи необходимо выполнять ряд должностных обязанностей. Их список довольно обширный и включает в себя следующие моменты:

    • следить за тем, чтобы автомобиль был в исправном состоянии;
    • контролировать сохранность авто, что подразумевает постоянный присмотр, наличие сигнализации и её использование, блокировку дверей во время поездок;
    • управление с соблюдением ПДД и максимальной осторожностью, чтобы и не было угрозы жизни и здоровью бригады и пациентов, и сама машина оставалась исправной;
    • следить за её техническим состоянием, и если возможно, самостоятельно устранять неисправности;
    • проводить ТО в нужный срок в сервисном салоне;
    • содержать салон в чистоте и ухаживать за запчастями машины;
    • ставить автомобиль на охраняемую парковку или в гараж каждый день после работы;
    • до поездок составлять подробный маршрут. Должностная инструкция водителя скорой медицинской помощи также предполагает, что маршрут нужно согласовывать с руководством;
    • после помечать маршрут в путевых листах, не забывая различные технические подробности: километраж, расход топлива;
    • исключить употребление алкоголя, наркотиков и психотропных веществ на рабочем месте;
    • исполнять отдельные поручения руководства при необходимости.
    Читайте также:  Закон о тишине в Красноярском крае: до какого времени можно шуметь

    Назначение и освобождение водителя от должности.

    Назначение и освобождение от должности водителя автомобиля скорой медицинской помощи производится:

    • руководителем станции скорой медицинской помощи или главным врачом больницы, в структуру которой входит подразделение службы скорой медицинской помощи;

    • при использовании автомобилей на договорной основе — руководителем автохозяйства.

    В силу прямого указания в законодательстве для водителя обязательно оформляется должностная инструкция.

    Водитель бригады скорой медицинской помощи несет ответственность за:

    • Своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей согласно должностной инструкции;

    • Сохранность медицинской аппаратуры, приборов и санитарного имущества, находящихся в санитарном автомобиле.

    Статья актуальна на 09.11.2016

    1. A) Обязанности персонала по обеспечению пожарной безопасности
    2. I. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТНИКОВ ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА
    3. II. ЧТО НАМ ИЗВЕСТНО О ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ УМСТВЕННОГО ТРУДА
    4. III. Функциональные обязанности
    5. III. Функциональные обязанности
    6. Nemiroff Lex Страна производитель:Украина
    7. Nemiroff Медовая с перцем Страна производитель:Украина
    8. Nemiroff «Клюква на коньяке» Страна производитель:Украина
    9. Анализ средней заработной платы и соотношения темпов ее роста с темпами роста производительности труда
    10. Арбитражный процессуальный кодекс РФ , Статья 254. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц

    Водительское удостоверение категории D

    категория «D» – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

    Водительское удостоверение категории Д позволяет управлять автобусами различных размеров, независимо от их разрешенной максимальной массы, а также автобусами с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг.

    Имея водительское удостоверение категории D водитель может управлять как небольшими автобусами, используемыми в качестве маршрутных такси, так и огромными туристическими автобусами.

    Единственная разновидность автобусов, для которой не подходит категории D, – это сочлененные автобусы или «автобусы с гармошкой».

    Для буксировки прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 750 кг, а также управления сочлененными автобусами требуется водительское удостоверение категории DE.

    категория «DЕ» – автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

    подкатегория «D1» – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

    Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.

    К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.

    Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:

    подкатегория «D1Е» – автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

    Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.

    Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *