- Финансовые споры

Виды и правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды и правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налогоплательщиками являются все участники экономической деятельности, которые должны уплачивать налоги и другие обязательные платежи на основании НК РФ — как резиденты, так и нерезиденты. Это могут быть юридические, физические лица, и структуры без образования юридического лица — ИП.

Комментарий к статье 23 НК РФ

Комментируемая статья содержит положения, направленные на закрепление обязанностей налогоплательщиков.

Основные обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) прямо закреплены в статье 23 НК РФ. Данная статья предусматривает возможность установления иных обязанностей налогоплательщиков — они должны прямо следовать из других норм НК РФ.

Налогоплательщики, в частности, обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы, обязаны своевременно представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, а также вести в установленном порядке учет доходов, расходов и объектов налогообложения (см. Постановление ФАС Центрального округа от 11.12.2012 N А64-1340/2012).

Все предусмотренные НК РФ обязанности налогоплательщиков являются частью закрепленной статьей 57 Конституции РФ обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

В связи с этим следует учитывать, что если конкретная обязанность налогоплательщика прямо не указана в НК РФ, такая обязанность отсутствует.

Например, НК РФ не предусматривает обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Аналогичная позиция указана в Письме Минфина России от 22.08.2012 N 03-02-07/1-202.

В Письме Минфина России от 18.06.2010 N 03-01-10/2-48 указано, что НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика по предоставлению в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информации о наличии оснований и результатах применения налоговых льгот.

Следует отметить, что в статье 23 НК РФ не указана обязанности налогоплательщика проявлять должную осмотрительность к контрагентам.

Однако согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Аналогичная правовая позиция содержится, в частности, в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05, от 15.11.2005 N 5734/05, от 13.12.2005 N 10048/05, от 11.11.2008 N 9299/08, от 25.05.2010 N 15658/09.

Должная осмотрительность налогоплательщика должна проявляться в наличии у него документов, полученных от контрагента.

Данная позиция изложена в Определении ВАС РФ от 01.10.2007 N 11319/07, где поименованы следующие документы, необходимые для принятия мер осторожности и предусмотрительности: учредительных документов; свидетельств о постановке на налоговый учет и о государственной регистрации; уставов; паспортных данных руководителей и другие документы.

Налогоплательщик должен систематически проводить самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, что позволило бы ему своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Наличие таких признаков, как: отсутствие личных контактов руководства компании-поставщика услуг и руководства компании-покупателя при обсуждении условий аренды и подписании договоров; отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность; отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента; других признаков свидетельствуют о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделок, совершенных с таким контрагентом, сомнительными.

В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является ведущаяся на свой риск деятельность, налогоплательщик, не воспользовавшийся своим правом обеспечить документальное подтверждение достоверности сведений, изложенных в документах, на основании которых он в свою очередь претендует на право получения налоговых льгот, вычетов ли иного уменьшения налогооблагаемой базы, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия.

Таким образом, налогоплательщик, должным образом не воспользовавшийся правом на проверку контрагента по сделке, должен осознавать риски, вызванные своим бездействием.

Кроме того, вступая в правоотношения с контрагентами, приняв документы, содержащие недостоверную информацию и ненадлежащим образом оформленные, заявитель действовал без должной осмотрительности и осторожности и принял на себя риск возможных негативных последствий.

В этой связи, неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности в предпринимательской деятельности ложатся на лицо, заключившее такие сделки и, во всяком случае, не могут быть перенесены на федеральный бюджет посредством необоснованных выплат.

В случае недобросовестности контрагентов, налогоплательщик несет определенный риск не только по исполнению гражданско-правовых договоров, но и в рамках налоговых правоотношений, поскольку в силу требований налогового законодательства он лишается возможности произвести налоговые вычеты либо воспользоваться льготным порядком исчисления налогооблагаемой базы ввиду отсутствия надлежаще оформленных и достоверных первичных бухгалтерских документов.

Такие рассуждения приведены в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2014 по делу N А41-12533/13.

Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума от 25.05.2010 N 15658/09, налогоплательщик в обоснование доводов о проявлении им должной осмотрительности вправе приводить доводы в обоснование выбора контрагента, имея в виду, что по условиям делового оборота при осуществлении указанного выбора субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

В деле, рассмотренном Десятым арбитражным апелляционным судом, налогоплательщик в обоснование своей правовой позиции о проявлении должной осмотрительности и осторожности при выборе субподрядной организации указывал на то, что им была получена соответствующая информация о государственной регистрации контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц.

Между тем данные действия заявителя по получению учредительных документов, по мнению суда, носили формальных характер. Исходя из объемов, сложности и сроков ремонта такого объекта, как железнодорожное полотно, при выборе контрагента следовало изучить наличие у подрядчика реальной возможности исполнить свои обязательства, обеспечив квалифицированный персонал и материалы.

Кроме того, налогоплательщик не привел доводов в обоснование выбора именно спорного ООО в качестве подрядной организации для выполнения значительного объема специфических ремонтных работ железнодорожных путей, в том числе о существовании рекламы, свидетельствующей о возможностях и соответствующем опыте данной организации в проведении среднего ремонта железнодорожных путей, наличии у нее необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и т.д.

В системе налогообложения РФ, в зависимости от уровня бюджета, в который перечисляется налог, выделяют различные виды сборов:

  • федеральные (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, госпошлина);
  • региональные (налоги транспортный, на игорный бизнес, на имущество организаций);
  • местные (сборы за землю, имущество физлиц, торговый сбор).

Экономическая наука также определяет два типа фискальных платежей:

  • прямые — взимаются с доходов, прибыли, имущества плательщика. К ним относятся налог на прибыль, НДФЛ, имущественные фискальные сборы;
  • косвенные — включаются в цену товара, уплачивает их фактически покупатель. К ним относятся НДС и акцизы.
Читайте также:  Как оспорить завещание на наследство после смерти - составление иска

В п. 7 ст. 23 НК РФ указано, что уведомления, предусмотренные в рассматриваемой норме кодекса, могут направляться через представителя или лично, заказной корреспонденцией, в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи или из личного кабинета субъекта. Форматы и формы сообщений, вне зависимости от носителя, на которых они представлены, порядок их заполнения утверждаются исполнительной федеральной структурой, уполномоченной в сфере контроля и надзора по сборам и налогам. Если уведомления направлены с помощью каналов телекоммуникационной связи, они должны заверяться усиленной электронной квалифицированной подписью заявителя или его представителя. Порядок предоставления указанных сообщений определяется исполнительным (федеральным) органом уполномоченным осуществлять надзор и контроль в сфере обложения.

Они также рассматриваются в качестве участников соответствующих правоотношений. К налоговым агентам относят лиц, на которых, согласно НК, возлагаются обязанности по начислению, удержанию у плательщика и перенаправлению в бюджет (внебюджетный фонд) налогов. К примеру, в качестве таких субъектов выступают работодатели. Они осуществляют начисление и удержание, а также перечисление во внебюджтеный фон ли бюджет соответствующего уровня (федеральный/региональный/муниципальный) сборов, взимаемых с зарплаты и прочих доходов сотрудников предприятия. Налоговым агентам предоставляются те же права, которые предусмотрены для плательщиков, если другое не устанавливается Кодексом.

Какие обязанности для налогоплательщиков предусматривает п. 1 ст. 23 НК РФ?

Основной обязанностью для всех налогоплательщиков по ст. 23 НК РФ является уплата налогов и страховых взносов (подп. 1 п. 1 и подп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Все налогоплательщики учитываются в налоговых органах с присвоением каждому отдельного ИНН (идентификационного номера налогоплательщика) — он есть и у физлиц, и у компаний. Обязанность встать на учет в установленных законом случаях предписывает подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Налогоплательщики должны вести учет полученных доходов и объектов обложения налогами (транспорта, недвижимости, земли и т.д.) и страховыми взносами — эта обязанность возложена на них подп. 3 п. 1 и подп. 2 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Также необходимо отчитываться перед налоговиками, подавая налоговые декларации (подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ), а по страховым взносам – расчеты (подп. 3 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено представление в налоговый орган по месту жительства ИП, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Если инспекторы посчитают необходимым запросить у налогоплательщика документы, содержащие информацию о том, как он рассчитал и уплатил налог или взносы, предоставить эти бумаги придется, так как эта обязанность предусмотрена подп. 6 п. 1 и подп. 4 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Для плательщиков страховых взносов аналогичная обязанность предусмотрена также в части сведений по застрахованным лицам (подп. 5 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Кого затрагивают положения п. 2 и п. 2.1 ст. 23 НК РФ?

П. 2 ст. 23 НК РФ устанавливает дополнительные обязанности для ИП и организаций, а именно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения (для ИП — по месту жительства) информацию об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10%. Для этого установлен срок — не позднее 1 месяца со дня начала такого участия (подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщать не требуется, если налогоплательщик стал участником хозяйственного товарищества или ООО.

Если налогоплательщик создал на территории РФ обособленное подразделение, об этом тоже требуется сообщить контролерам в течение 1 месяца со дня его создания (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). О создании филиала или представительства извещать не нужно.

Этим же подпунктом предусмотрена обязанность для налогоплательщика сообщать обо всех изменениях, связанных с обособленными подразделениями в части ранее переданных налоговикам сведений. На это отводится всего 3 дня со дня изменения соответствующих сведений.

В случае закрытия обособленного подразделения срок на подачу таких сведений тоже составляет 3 дня (подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

П. 2.1 не обошел вниманием физлиц. Если они на основании налогового уведомления уплачивают имущественные налоги и такое уведомление не получено, они обязаны сообщить инспекторам о наличии у них недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Нужно не только сообщить об этих объектах до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, но и приложить копии правоустанавливающих документов. От указанных действий физлицо освобождается, если ему предоставлена соответствующая льгота, позволяющая не платить налог.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение обязанностей ст. 23 НК РФ?

Помимо перечисления обязанностей, возлагаемых на налогоплательщиков, плательщиков сборов и страховых взносов, ст. 23 НК РФ (п. 5) определяет, что невыполнение этих обязанностей повлечет законодательно установленную ответственность.

Неуплата или неполная уплата налогов — одно из самых распространенных нарушений, за которое предусмотрен штраф в размере 20% от суммы неуплаченных налогов (п. 1 ст. 122 НК РФ). С 2021 года этот штраф касается и страховых взносов.

Вторым по распространенности является штраф за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) — эта обязанность предусмотрена подп. 4 п. 1 и подп. 3 п. 3.4 ст. 23 НК РФ. Ответственность за это названа в п. 1 ст. 119 НК РФ. В этом случае штраф может составить 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления (но не более 30% от указанной суммы и не менее 1 000 руб.).

Нередки случаи применения санкций по п. 1 ст. 116 НК РФ — за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае штраф составит 10 000 руб. А по п. 2 ст. 116 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий деятельность без постановки на учет, будет обязан уплатить 10% от доходов за всё время такой деятельности (но не менее 40 000 руб.).

И это не исчерпывающий список штрафов при невыполнении обязанностей, предусмотренных ст. 23 НК РФ. Так, согласно п. 1 ст. 126 НК РФ, если налогоплательщик не представил контролерам предусмотренные законодательством о налогах, сборах и страховых взносах сведения (при отсутствии признаков других налоговых правонарушений), ему грозит штраф по 200 руб. за каждый непредставленный документ. А согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ за непредставление лицом сведений налоговому органу (кроме случаев, описанных в ст. 126) предусмотрен штраф 5 000 руб., при повторном нарушении в течение календарного года — 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Личное участие налогоплательщиков и сборщиков налогов и сборов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает их права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает указанных лиц права на личное участие в указанных правоотношениях.

Налоговый кодекс предусматривает два вида представительства:

– законное представительство;

– уполномоченное представительство.

Законное представительство осуществляется законным представителем. Полномочия законного представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК и иными федеральными законами.

Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Читайте также:  Анонимно пожаловаться в налоговую инспекцию онлайн

Законными представителями физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Уполномоченное представительство осуществляется уполномоченным представителем.

Уполномоченным представителем налогоплательщика (плательщика сборов) считается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками налоговых отношений.

Уполномоченными представителями не могут быть:

– должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и органов внутренних дел;

– судьи;

– следователи;

– прокуроры.

Уполномоченный представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Уполномоченный представитель физического лица может осуществлять свои полномочия на основании:

– нотариально удостоверенной доверенности;

– доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Обязанности налогоплательщиков

Обязанности налогоплательщиков можно условно разделить на две группы. В первую входят те из них, которые связаны с формированием налоговой базы, исчислением и уплатой нало­гов. Это основные обязанности налогоплательщиков. Ко второй группе отнесены предъявляемые налогоплательщикам требования по обеспечению условий контроля за выполнением основных обязанностей — факультативные обязанности налогоплательщи­ков (схема 16).

Обязанности налогоплательщиков

Основные

1 Платить налоги и сборы, правильно исчислять, уплачивать в полном объ­еме,

уплачивать своевременно, уплачивать в установлен­ном порядке

2 Вести в установленном по­рядке учет доходов, расхо­дов, объектов налогообло­жения

3 Представлять налоговые декларации и необходимые сведения

4 Устранять выявленные на­рушения

Факультативные

1 Встать на налоговый учет

2 Сообщать налоговым орга­нам о существенных изме­нениях своего положения

3 Хранить документацию, связанную с нало! ообложе-нием

4 Представлять налоговым or ранам документы и ин­формацию

5 Не препятствовать закон­ным действиям должност­ных лиц налоговых орга­нов

Обязанность платить налоги и сборы Конституционной обязан­ностью является обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов — это правовые ограничения имущественного характера, создающие условия для обеспечения фискальных интересов государства.

Применяемые налоговым правом способы обеспечения исполнения налоговой обязанности носят исключительно имущественный характер, поскольку направлены на восстановление нарушенных фискальных прав государства и призваны гарантировать государству реальное надлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных денежных обязанностей.

В соответствии со ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.

Права и обязанности налогоплательщика

Раздел ЕГЭ: 5.19. Права и обязанности налогоплательщика

Поскольку государство выступает гарантом соблюдения и сохранения прав и свобод граждан, граждане наделяются определёнными обязанностями, которые направлены на поддержание нормального функционирования государства. Одной из таких обязанностей является выплата налогов. Налоговое законодательство довольно обширно, оно регулирует все вопросы, касающиеся уплаты налогов: от определения категорий лиц, подлежащих обязательной уплате налогов, их прав и обязанностей, до последствий невыплаты налогов.

Налоги — обязательные безвозмездные платежи в пользу государства, которые служат основой для государственного бюджета, который распределяется на благо населения страны.

Физические и юридические лица — субъекты общественных налоговых отношений, на которых Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги за счёт собственных средств.

Права налогоплательщиков:

  • своевременное бесплатное информирование от налоговых органов по месту учёта о действующих налогах и сборах;
  • право на запрос информации о нормативных актах, регулирующих уплату налогов;
  • предоставление налоговым органам документов, подтверждающих права на льготы;
  • возврат излишне уплаченных сумм в бюджет (получение льгот) в случаях: о получения ими или их детьми платного обучения;
  • прохождения ими или их детьми платного лечения;
  • траты на лекарства и медикаменты для самих налогоплательщиков или их детей;
  • ознакомление с актами проверок, проведённых налоговыми органами, с возможностью их квалифицированного обжалования; предоставление налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведённых проверок с возможностью разрешения спорных вопросов на ранней стадии;
  • обжалование в законном порядке решений налоговых органов и действий их должностных лиц.

Обязанности налогоплательщиков:

  • своевременная и полная уплата законно установленных налогов;
  • постановка на учёт в налоговых органах; предоставление в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые налогоплательщик обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена государством;
  • ведение в установленном порядке бухгалтерского учёта своих доходов и расходов, объектов налогообложения и сохранение их в течение пяти лет;
  • выполнение законных требований налоговых органов касательно устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • внесение исправлений в бухгалтерскую отчётность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода, выявленного в ходе проверок налоговыми органами;
  • предоставление письменного пояснения мотивов отказа от подписания акта проверки в случае несогласия с его фактами;
  • сообщение налоговым органам в течение 10 дней о принятом решении ликвидации или реорганизации юридического лица.

Отказ выплаты налогов и сокрытие доходов считаются противоправными нарушениями. Для общества невыплата налогов ведёт к непоступлению денежных средств в бюджет государства, что затрудняет справедливое перераспределение материальных благ.

Обход налогов — избежание возникновения обязательств налогообложения как законными способами, так и незаконными.

Способы уклонения:

  • незаконное использование предприятием налоговых льгот;
  • умышленное включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений;
  • умышленное непредоставление налоговой декларации или иных документов.

Все способы уклонения от налогов ведут к юридическому наказанию нарушителей.

За что могут наказать

За нарушение действующих норм фискального законодательства предусмотрена не только налоговая ответственность, также законодателями определена административная и уголовная ответственность за налоговые проступки и преступления.

Неисполнение обязанностей налогового агента повлечет за собой наложение штрафных санкций:

  1. За неудержание или неполное удержание налога НА оштрафуют на 20 % от суммы, подлежащей уплате в бюджет. Однако выписать штраф могут только в том случае, если у агента была возможность удержать налог, но он этого не сделал.
  2. За несвоевременное предоставление отчетности предусмотрена ответственность налоговых агентов в виде 5 % штрафа от суммы, указанной в несданной декларации. Отметим, что начисляют штраф по 5 % за каждый месяц просрочки, но не более 30 %. Также штраф не может быть меньше 1000 рублей.
  3. Несвоевременная подача отчетности по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ, справки 2-НДФЛ) тоже накажет материально. Так, за каждый месяц просрочки по 6-НДФЛ предусмотрен штраф в 1000 рублей. Причем 1000 рублей начислят как за полный месяц просрочки, так и за не полный. За срыв срока сдачи справок 2-НДФЛ накажут по 200 рублей за каждую справку.
  4. За предоставление недостоверных сведений и(или) фиктивных документов налоговики накажут по 500 рублей за каждую такую недействительную бумагу.

Права, обязанности и ответственность налоговых органов

Согласно НК РФ налоговые органы вправе:

  • Требовать от субъектов документацию – для правильного исчисления налога;
  • Требовать пояснений – для определения правомочности действий при заполнении отчетности;
  • Проводить проверки – чтобы удостовериться в законности действий плательщиков;
  • Приостанавливать на основании законодательных актов финансовые операции субъектов в финансовых учреждениях;
  • Арестовывать имущество должника – для обеспечения уплаты долга;
  • Изымать документацию, подтверждающую факт преступления;
  • Проводить инвентаризацию имущества субъекта – для определения возможности получения благодаря ему прибыли;
  • Выполнять расчетные операции предполагаемой прибыли, если субъект не допускает органы на объект;
  • Правильно исчислять налоги и сборы;
  • Взыскивать недоимки по платежам любого рода;
  • Запрашивать у банков данные относительно платежных документов налогоплательщиков;
  • Привлекать к расследованию сторонних специалистов и свидетелей;
  • Обращаться в судебные инстанции;
  • Лишать предпринимателей лицензии.

Важно: среди обязанностей налоговым органам в первую очередь вменяется неукоснительно соблюдение предписаний законодательных актов, они должны следовать требованиям закона и блюсти права налогоплательщиков.

Читайте также:  Индексация ЕДВ в 2023 году ветеранам, инвалидам и другим федеральным льготникам

Также обязанностью налоговиков является:

  • Работа с гражданами по предоставлению разъяснений относительно заполнения отчетной документации, а также актуальной информации;
  • Они обязаны качество и безошибочно внести учет субъектов и соблюдать конфиденциальность.

Статья 20. Взаимозависимые лица

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) — 1.1) утратили силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ;

2) о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

4) утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

2.1. Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ.

3.1. Налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 настоящего Кодекса;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

3.2. Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в настоящем пункте, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.

3.3. Обязанности налогоплательщиков, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 3.1 настоящей статьи, распространяются на лиц, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми резидентами Российской Федерации и осуществляющих доверительное управление имуществом, в случае, если такие лица вносят имущество, являющееся объектом доверительного управления, в капитал иностранной организации либо передают это имущество учрежденным ими иностранным структурам без образования юридического лица.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *