Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Зачастую административному аресту лица предшествует его административное задержание, производимое в качестве обеспечительной меры производства дел по проступкам административного характера, а также направленное на исполнение судебного постановления в отношении административного правонарушения (ст27.3 ч.1 КоАП).
Порядок назначения ареста по «административке»
Максимальная продолжительность административного задержания правонарушителя, по которому осуществляется производство дела по «административке» – 48 часов (ст.27.5 ч.2 КоАП). Срок задержания учитывается в сроке назначаемого ареста (ст.3.9. ч.3 и ст.32.8 ч.3 КоАП).
Замечу, что отсчет периода административного задержания отсчитывается от времени доставления субъекта в служебное помещение силовиков. Если же доставлен пьяный гражданин – исчисление срока задержания для него происходит со времени отрезвления (ст.27.5 ч.4).
Протокол по правонарушению, наказуемому административным арестом, направляется для судебного рассмотрения незамедлительно, сразу после составления (ст.28.8 ч.2 КоАП). Рассмотрение судьей такого административного дела выполняется в день поступления протокола и материалов по правонарушению, а по административно задержанному согласно постановления прокурора – в 48 часовой срок от времени задержания (ст.29.6 ч.4 КоАП).
Организации, получившие судебное определение об истребовании данных по административному делу, наказанием по которому является арест, обязаны сообщить их незамедлительно, т.е. при возникновении технической возможности исполнить запрос (ст.26.10 КоАП). Следует отметить наличие ответственности за несвоевременность предоставления, либо не предоставление госоргану законно истребованных сведений (ст.19.7 КоАП).
По вынесении судьей постановления об аресте правонарушителя по «административке», его исполнение осуществляется сотрудниками ОВД немедленно (ст.32.8 ч.1 КоАП). Арестованное лицо препровождается в спецприемник МВД, где находится весь срок назначенного ареста (ст.32.8 ч.2 КоАП).
Особенности административного ареста
У этой меры наказания имеется несколько важных нюансов:
- Работающие граждане, попавшие под заключение, могут оставаться спокойны за своё рабочее место. Арест или задержание – уважительная причина пропуска работы, ведь оно обусловлено решением суда, а не самого работника. Да и стоит учитывать, что уклонение от отбывания наказания за проступок будет являться новым административным нарушением.
- Работодатель не имеет право применять в сторону подчинённого никаких мер наказания (выговор или увольнение), так как решение о наказании относится не к трудовому праву, а к административному. Единственной проблемой может стать лишь не менее законный отказ начальства выплачивать заработную плату по вышеописанной причине.
- При административном аресте у правонарушителя имеется возможность выйти раньше или прервать заключение по уважительной причине, требующей его участия: смерть или заболевание родственника, друга.
Для этого должно быть составлено письменное заявление в суд.
К уважительным обстоятельствам можно отнести некоторые чрезвычайные ситуации, принёсшие задержанному человеку материальный или моральный вред. В этом случае наказание тоже может сократиться или полностью быть остановлено.
К кому применяется арест
В ст. 3.9 КоАП РФ зафиксирован круг лиц, которым не может быть назначена указанная санкция. По судебному постановлению арест может применяться к любым правонарушителям, за исключением:
- беременных женщин, а также женщин с детьми до 14 лет;
- несовершеннолетним гражданам, т.е. не достигшим возраста 18 лет;
- лицам, имеющим инвалидность I или II групп;
- гражданам, проходящим военную службу в ВС РФ, либо призванным на военные сборы;
- сотрудникам государственных ведомств, имеющим спецзвания – Следственный комитет РФ, МВД, Нацгвардия, УИК и т.д.
На практике, возможны ситуации, когда уже при фактическом отбывании наказания выявляются указанные выше основания. Например, арестованная женщина может получить справку о беременности после помещения в спецприемник МВД. В этом случае следует незамедлительное освобождение от отбывания назначенного наказания.
Подтверждение указанного статуса происходит при составлении протокола о правонарушении, а также в судебном процессе. Для этого используются следующие документы:
- справка о беременности, выданная женской консультацией или иным медучреждением;
- свидетельство о рождении;
- справка об установлении инвалидности I или II групп – этот документ выдают учреждения МСЭК;
- военный билет или документ о привлечении граждан на военные сборы;
- документ, подтверждающий наличие звания в специальных государственных ведомствах.
Если судом будет назначен арест для перечисленных категорий граждан, постановление будет отменено по жалобе правонарушителя или на основании протеста прокурора.
Как проходит судебное разбирательство?
Подготовленный материал сотрудники полиции доставляют в здание суда. Если нарушитель был задержан, он также доставляется на рассмотрение материала принудительно. Если же он не был задержан, он самостоятельно обязан явиться с здание суда.
Его явка обязательна. Без него судья не сможет вынести административный арест потому, что сразу же нарушителя обязаны доставить сотрудники в спецприемник.
Если материалы дела оформлены неправильно, судья имеет право отправить его на доработку.
Рассматривается административное дело по месту его совершения, а по ходатайству нарушителя – по месту его проживания.
По общему правилу поступившие в суд административные материалы должны быть рассмотрены в тот же день. Исключение составляют лишь те дела, по которым нарушитель был задержан. Тогда на разбирательство отводится 48 часов.
По итогам рассмотрения дела выносится постановление об административном правонарушении, копия которого выдается арестованному, сотруднику полиции и для передачи в спецприемник. Оно может быть обжаловано, но уже из места исполнения наказания.
Порядок проведения задержания
Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.
Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.
По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.
Кого не имеют право задерживать?
Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.
Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.
Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.
Обжалование административного ареста
Если гражданин подвергается наказанию в виде административного ареста и не согласен с вынесенным в отношении него решением, то имеет право обжаловать его. Для этого необходимо в течение десяти суток с момента получения копии постановления подать жалобу.
Жалоба подается в суд, выносивший постановление, а тот в свою очередь направляет ее в вышестоящий суд. Далее вышестоящая инстанция рассматривает жалобу в течение суток.
В тексе жалобы на административный арест указываем:
- данные заявителя и информацию о суде, рассматривающем жалобу;
- подробное описание произошедшей ситуации, в связи с наступлением которой, применён административный арест, действий сотрудников и должностных лиц;
- аргументированное несогласие с принятым в отношении Вас решении об аресте, возможно указать обстоятельства, смягчающие вину.
- в просительной части – свое требование (отменить, прекратить или заменить другим видом наказания).
За что может применяться?
Назначение такого вида ареста может быть обусловлено совершением административного нарушения, статьи которого прописаны в КоАП РФ. Так, зачастую подобные санкции применяются в следующих случаях:
- Нарушение ПДД, создание ДТП.
- Хранение наркотиков в малом количестве. Но, сюда входит не любое наркотическое вещество, так же будет учитываться наличие приводов ранее и возраст преступника.
- Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
- Хулиганство.
- Неуплата алиментов.
- Проявление неуважения к суду и полиции.
- Употребление алкоголя в общественном месте.
- Неуплата штрафа.
Минимальный и максимальный срок административного ареста
Часть 1 статьи 3.9 КоАП определяет возможный срок ареста понятием «до 15 суток» (в исключительных случаях до 30-ти, но рассматриваемые нами примеры к ним не относятся). Таким образом установлен максимальный срок – 15 суток.
Случаи меньших периодов определены непосредственно статьями, связанными с нарушением ПДД:
За что могут посадить? | На какой срок садят? | Альтернативное наказание |
Управление ТС лицом, ранее лишенным водительского удостоверения (ч.2 ст.12.7 КоАП) | До 15 суток | Штраф: 30 000 руб. Исправительные работы: 100 – 200 часов. |
Пьяный за рулем без прав (ч.3 ст.12.8 КоАП) | 10 – 15 суток | Штраф – 30 000, но только для лиц, в отношение которых арест не применим. |
Отказ от медосвидетельствования при условии отсутствия прав на управление (ч.2 ст.12.26) | 10 – 15 суток | Аналогично предыдущему – штраф 30 000 руб., но только для исключений. |
Оставление места ДТП (ч.2 ст.12.27) | До 15 суток | Лишение прав на 1 – 1,5 года. |
Неоплаченные штрафы (ст.20.25) | До 15 суток | Двукратный штраф, обязательные работы до 50 часов. Подробнее в этой статье. |
Как видно, по ряду статей существуют альтернативные наказания, которые могут быть использованы вместо ареста. Более того, админ арест назначается на срок не более 15 суток, т.е. суд вправе назначить меньший период (на срок до 3, 5, 10 суток) отбывания наказания. По статистике, сейчас наиболее часто дают 5 суток ареста.
При этом ч.3 ст.12.8 и ч.2 ст.12.26 КоАП РФ предполагают альтернативу только для лиц, к которым арест неприменим. В остальных случаях будет назначен именно этот вид наказания, а его срок не может быть менее 10 (и более 15) суток.
Указаны только статьи КоАП, связанные с нарушением ПДД. Это не исключает дополнительных наказаний, если одновременно были нарушены и другие нормы законодательства. Например, нанесены побои или ущерб.
К кому не может применяться административный арест?
В соответствии с частью 2 статьи 3.9 КоАП административный арест нельзя применять к:
2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
Отмечу, что на указанных выше лиц может быть наложено другое альтернативное наказание (например, обязательные работы).
Правила назначения административных наказаний
Органы государства и должностные лица при назначении административных наказаний обязаны руководствоваться определенными правилами, которые предусмотрены гл. 4 КоАП РФ.
Наказания назначаются в соответствии с общими принципами административной ответственности, такими как законность, справедливость и индивидуализация.
Принцип законности обеспечивается тем, что наказание должно быть назначено в пределах санкций, установленных законодательством (КоАП РФ, законом субъекта РФ) за конкретное административное правонарушение. Не допускается применение наказания выше предусмотренной данной нормой санкции. При этом никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
Требование законности проявляется и в том, что при назначении наказания следует учитывать положения КоАП, которые конкретизируют общие правила назначения наказаний применительно к отдельным категориям правонарушителей, например, к несовершеннолетним, беременным женщинам и др.
Справедливость наказания заключается в том, что более строгое наказание из числа предусмотренных за совершенное правонарушение назначается только в тех случаях, когда менее строгий вид наказания не соответствует тяжести совершенного правонарушения. Необходимо также учитывать, что законодательством предусмотрена возможность замены строгого наказания более мягким. Например, допускается наложение штрафа в меньшем размере, чем это предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ, а также замена штрафа предупреждением.
Индивидуализация наказания выражается в определении меры наказания, необходимой и достаточной именно для данного лица, с учетом характера совершенного им правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, наличия на его иждивении детей и т. п. При привлечении к ответственности юридического лица необходимо учитывать его финансовое положение.
В индивидуализации наказания большую роль играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Отличия ареста, доставления и задержания
В административном процессе (КоАП РФ) предусмотрено несколько видов ограничений свободы, которые, так или иначе, лишают свободы передвижения. К ним относятся доставление, задержание и арест.
Доставление (ст. 27.2 КоАП) – задержание и незамедлительное принудительное препровождение гражданина для составления административного протокола.
Такая мера применяется, если составление протокола обязательно, а составить его на месте невозможно. По факту доставления либо составляется отдельный протокол, либо делается отметка в протоколе об административном правонарушении.
После осуществления процессуальных действий доставленный освобождается или задерживается в административном порядке.
Административное задержание (ст. 27.3 КоАП) – кратковременное ограничение свободы, которое может применяться только в целях обеспечения рассмотрения дела и (или) исполнения административного постановления.
По факту задержания составляется протокол. Максимальный срок задержания – 3 часа с момента доставления, которое было осуществлено по правилам ст.
27.2 КоАП. Для граждан, которые были задержаны в состоянии опьянения, 3-часовой срок считается с момента вытрезвления, но не может превышать 48 часов с момента доставления.
На срок до 48 часов также могут быть задержаны граждане, совершившие правонарушение, предусматривающее административный арест. На аналогичный срок могут быть задержаны нарушители госграницы и миграционного законодательства, если необходимо установление их личности и (или) выяснение всех обстоятельств совершения правонарушения.
В отличие от административного задержания арест – это наказание, связанное с лишением свободы, а не мера принуждения (доставление) и ограничения свободы (задержание). Доставление и задержание возможны и в тех случаях, когда арест санкцией соответствующий статьи не предусмотрен.
Это важно знать: Имеет ли право работодатель отказать в отпуске по графику
Применимы они и к тем лицам, к кому не может применяться административный арест.
Рассмотрение административных материалов в суде смело можно назвать правосудием на потоке. И дело здесь не в нарушении закона, а в неимоверно большой нагрузке на судей по количеству рассматриваемых дел. В силу этой причины судьи вынуждены рассматривать административные дела пакетами до 10 материалов.
Этот пакет приносят судье работники полиции. При этом в большинстве случаев, работники полиции приводят в суд и правонарушителей, во всяком случае, тех, кто до суда был задержан.
Правонарушители по одному заходят в кабинет судьи, тот изучает протоколы и другие документы, находящиеся в административном материале, заслушивает правонарушителей и принимает решение о наказании.
В случае назначения административного ареста работник полиции просто не выпускает правонарушителя из здания суда и по окончании рассмотрения всех материалов препровождает его в отдел полиции.
Примерно также протекает и рассмотрение представлений судебных приставов о замене штрафа на арест. Если по каким-то причинам арест не был осуществлен непосредственно после провозглашения постановления, то работник полиции берет копию постановления, регистрирует ее в отделе полиции и передает на исполнение участковому, который и производит задержание.
Об административном задержании гражданина также составляется протокол. В нем указываются:
- дата и место составления;
- должность, фамилия и инициалы составившего лица;
- сведения о задержанном;
- время, место и мотивы задержания.
Протокол об административном задержании подписывают составившее его должностное лицо и задержанный гражданин. Если задержанный отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному по его просьбе (ч. 2 ст. 27.4 КоАП РФ).
По просьбе задержанного о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляют родственников, администрацию по месту его работы (учебы), а также защитника.
Задержанному обязательно разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе об административном задержании.
Кроме описанных выше обеспечительных мер в зависимости от конкретного правонарушения могут также применяться:
- личный досмотр задержанного и досмотр находящихся при нем вещей;
- досмотр транспортного средства;
- изъятие вещей и документов;
- отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
- задержание транспортного средства.
Обратите внимание!
Административный арест не может применяться к некоторым категориям граждан, в частности беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп и военнослужащим (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).
Порядок назначения санкции в виде ареста
Согласно статье 3.9 КоАП РФ арест, как мера наказания, устанавливается только по отдельным составам административных правонарушений:
- оставление водителем места ДТП в нарушение Правил дорожного движения (наказание не последует, если водитель действовал в рамках закона – например, доставлял пострадавшего в больницу);
- отказ подчиниться законному требованию или распоряжению представителя власти (сотрудника МВД, УИК или ВС РФ);
- мелкое хулиганство;
- невыполнение обязанностей, предусмотренных законом для граждан, освобожденных от отбывания тюремного заключения;
- нарушение правил организации и проведения митингов или иных публичных мероприятий;
- нарушение режима ЧС, введенного государственными властями;
- самовольное оставление места отбывания административного ареста, либо неуплата ранее назначенного штрафа (арест за неуплату штрафа применяется только в случае, если правонарушитель уклонялся от внесения денежных средств без уважительных причин)..
Каждый из перечисленных составов КоАП РФ содержит предельный срок ареста. Конкретную продолжительность наказания определит суд при рассмотрении дела. Для этого учитывается характер выявленного нарушения, личные характеристики нарушителя, общественная опасность проступка и иные факторы.
Порядок назначения санкции выглядит следующим образом:
- по факту выявленного правонарушения составляется протокол – полномочия по составлению протокола принадлежат должностным лицам, указанным в КоАП РФ;
- если на период рассмотрения дела применяется задержание, этот факт также оформляется в виде протокола – срок задержания исчисляется с момента доставления в дежурную часть МВД или иное государственное учреждения;
Скачать образец протокола об административном задержании
- на период задержания гражданин помещается в специзолятор МВД, где за ним устанавливает надзор до момента рассмотрения дела по существу;
- административный материал направляется в суд, а рассмотрение дела происходит в течение суток с момента поступления протокола;
- рассмотрение дел, по которым может назначаться арест, происходит только с участием правонарушителя – в 2012 году Верховный суд РФ установил запрет на заочное назначение административного ареста;
- после вынесения судебного постановления правонарушитель незамедлительно направляется к месту отбывания наказания – срок ареста начинается немедленно после оглашения постановления, даже если оно не вступило в силу.
Обратите внимание! При рассмотрении дела обязательно присутствие лица, которого грозит наказание в виде ареста – это связано с немедленным исполнением данного вида санкций. Одновременное применение санкций в виде штрафа и ареста не допускается.
Обязанности должностного лица и права гражданина
Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны:
- обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад.
- сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий;
- разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем.
Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе:
- знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть;
- просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании;
- требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет);
- требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке;
- обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов.
Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д.
Также не регламентировано, каких именно родственников должен уведомлять сотрудник правоохранительных органов и сколько их вообще может быть. Предполагается, что всех, которые были названы гражданином – ведь проверить, насколько перечисленные люди являются близкими и являются ли они родственниками вообще, в кратчайшие сроки практически невозможно. Все эти особенности на практике решаются в зависимости от индивидуальной ситуации.