- КОАП

Аренда земель сельскохозяйственного назначения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аренда земель сельскохозяйственного назначения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В этом году в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» добавилась новая статья, которая установила право фермеров получать в аренду без проведения торгов участки из земель сельскохозяйственного назначения в государственной или муниципальной собственности.

Порядок изъятия земельного участка и продажи его с торгов был и ранее, но только он не работал, обращает внимание Юлия Оглоблина.

«Основной причиной неэффективности закона была необходимость выявления факта неиспользования земельного участка по целевому назначению в течение трех лет подряд. За это время менялся правообладатель и приходилось заново проводить подтверждение неиспользования, — поясняет она. — Согласно новым правилам, государственный инспектор может за одну проверку подтвердить факт трехлетнего периода неиспользования участка».

В ходе такой проверки инспектор выдает предписание об устранении выявленного нарушения, и, если предписание не выполнено, проверяющий орган направляет материалы в субъект РФ на организацию принудительного изъятия. При этом подается заявление в Росреестр — о невозможности перехода и прекращения права собственности на земельный участок.

Также новыми правилами сокращены все сроки организации торгов. В фермерском сообществе к нововведениям пока присматриваются. Аграрии надеются, что закон не станет инструментом для преследования чьих-то земельных интересов.

«К механизму изъятия сельхозземель у нерадивых собственников отношусь неоднозначно. С одной стороны, безусловно, данная процедура упрощает введение неиспользуемых земель в сельхозоборот. С другой стороны, у фермеров есть серьезная озабоченность по поводу того, что данный закон может быть инструментом для передела земель, и лица, имеющие административный ресурс, с помощью этого механизма могут на основании каких-то решений изъять земли у одних собственников и передать другим», — говорит фермер из Воронежской области Никита Токмаков.

В комитете Госдумы по аграрным вопросам же напомнили, что лишить права собственности может только суд, а все вырученные средства с продажи земельного участка получает собственник, у которого изъяли участок, — за исключением средств, потраченных на организацию торгов.

Разделы договора аренды земельного участка

Для удобства договор аренды земель сельскохозяйственного назначения (образец) обычно делят на структурные части – разделы. В каждом освещаются определенные вопросы, связанные с арендой участка.

Например, договор может состоять из следующих разделов:

1) предмет договора,

2) арендная плата и порядок расчетов,

3) права и обязанности сторон,

4) ответственность сторон,

5) разрешение споров,

6) порядок изменения, прекращения и досрочного расторжения договора,

7) заключительные положения.

Давайте подробнее поговорим о каждом разделе.

Нюансы по срокам аренды земли

В договоре аренды участка земли сельскохозяйственного назначения обязательно должен содержаться пункт о том, на какой срок земельный участок передается во владение арендатору. Также в договоре должны содержаться пункты, определяющие порядок передачи участка в пользование арендатору и изъятия из пользования.

Исходя из норм, закрепленных в Гражданском кодексе РФ, стороны сделки вправе самостоятельно определять основные условия заключаемого договора. Таким образом, стороны вправе самостоятельно определить, на какой срок земельный участок передается в аренду.

Однако когда речь идет об аренде земли сельскохозяйственного назначения, право сторон сделки определить срок аренды ограничивается нормами, закрепленными в федеральном законе от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Вышеупомянутый федеральный закон предоставляет право субъектам Федерации самостоятельно определять минимальный срок, на который на территории этого субъекта Федерации возможно заключение договора аренды участка земли сельскохозяйственного назначения.

Что может быть объектом аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Объектом аренды может стать участок земли, ограниченный в натуре. Он должен иметь четкие границы, отраженные на плане и состоять на кадастровом учете.

Арендатору стоит помнить, что он не вправе самовольно менять целевое назначение земли и обязан соблюдать установленный здесь режим землепользования.

Некоторые категории земель не подлежат передаче в аренду. В частности, с расположенными на их территории парками и заповедниками или объектами государственной важности (военными объектами и участками ЗАТО).

Правом на аренду земли у государства наделены физические и юридические лица. В каком именно статусе пользователь планирует арендовать земельный участок неважно. Если он предполагает продавать произведенную на участке сельхоз продукцию, то потребуется регистрация бизнеса. Если же он будет выращивать ее для собственных целей, то в этом нет необходимости.

Правительство считает, что основными целями закона являются

  • Значительно увеличить производство сельскохозяйственных фермерских и личных подсобных хозяйств
  • оборот сельскохозяйственных земель, заброшенных в годы перестройки и реформ, и дальнейшее развитие агропромышленных комплексов (АПК)
  • Развитие местной агроэкономики
  • Отказ от практики «традиционных» торгов на сельскохозяйственные земли, когда подходящие люди выигрывают и строят квартиры, которые затем продаются на ферме, а не на заброшенной земле
  • Предотвращение «серых» сделок и систем, когда фермерские хозяйства могут покупать землю у фермеров через третьих лиц.

Принятия этого закона фермеры добивались и ожидали в течение нескольких лет. Они стремились получить возможность приобретать дополнительные земли для расширения фермерского хозяйства без аукционов/торгов. Их усилия в значительной степени объясняются размером «развернувшегося льда».

  • С 1 марта 2024 года сельскохозяйственные земли станут более доступными по цене
  • Чтобы получить ее без конкурса, горожанам и сельским хозяйствам больше не придется преодолевать бюрократические проблемы, чтобы доказать, что у них нет земли в других районах.

Закон позволяет мелким фермерам приобретать землю по упрощенной процедуре.

  • Без конкуренции со стороны более крупных сельскохозяйственных производителей, чьи фермы часто терпят убытки
  • Без риска потерять арендованную землю после сделанных инвестиций — фермер может сохранить землю навсегда.
  1. С заявлением о выделении данного участка обратились лица, не имеющие права на приобретение земли без проведения аукциона в соответствии с Законом о земле
  2. Участки уже предоставлены на праве
    • Постоянного (бессрочного) пользования
    • Бесплатное пользование
    • Пожизненное генетическое занятие (ип)
    • Занятие
  3. Участки, полученные в результате раздела другого участка, предоставленного СНТ или ОНТ
  4. На участках имеются объекты, принадлежащие гражданам, юридическим лицам или муниципалитетам.
    • Здания
    • Здание
    • Действующие.
  5. Участок изъят из оборота или ограничен в обороте и его положения не разрешены правом аренды, указанным в заявлении
  6. Участок предназначен для нужд местного органа власти
  7. Участок находится в границах территории, где другие лица подписали соглашение о развитии структурированной территории
  8. Участок должен быть
    • Находится в границах территории, на которой расторгнут договор с другим лицом о ее комплексном освоении
    • Он сформирован конспирацией, где с другими лицами заключены соглашения о комплексном освоении территории, включая земельные участки
    • Участки были выставлены на аукцион, и извещение уже опубликовано
  9. Подана заявка на испрашиваемые участки:.
    • На проведение аукциона по продаже участка
    • На право аренды участка
  10. В отношении участков, указанных в заявлении, было опубликовано и сделано общедоступным заявление
    • Для жилой застройки
    • Участки для индивидуальной сельскохозяйственной эксплуатации
    • Для ведения гражданами личного садоводства для своих нужд
    • Для осуществления сельскохозяйственной (сельской) хозяйственной деятельности
  11. Запрашиваемый участок ОАЭ не соответствует целям, указанным в заявлении
  12. Участок находится в зоне особых условий землепользования, но ограничения, наложенные на участок, не позволяют использовать его в соответствии с заявленными целями
  13. Участок не включен в перечень участков, предназначенных для нужд обороны и безопасности, и временно не используется для конкретной нужды, но заявитель просит предоставить участок из этого перечня (статья 39. 10. 2 подрегиона 10, Закон о земле).
  14. Согласно документу территориального планирования и документу территориального планирования, участок предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения.
  15. Участок предназначен для размещения зданий или сооружений в соответствии с государственной программой — федеральной или региональной
  16. Участки не допускаются с заявленной формулой аренды
  17. Не указан вид разрешенного использования испрашиваемого участка (ЗУ)
  18. Участки не отнесены к определенной категории земель
  19. Предоставление участка было ранее согласовано, но срок действия решения не истек и заявление о предоставлении данного участка подано не тем лицом, на которое указано в решении о предыдущем согласовании
  20. участок был получен для нужд органа местного самоуправления, но цель предоставления участка, указанная в заявлении, не соответствует цели, для которой он был получен
  21. Границы участков должны быть четко определены
  22. площадь участка превышает установленную более чем на 10
    • На плане расположения земельного участка
    • На плане планировки
    • В документах на лесные участки, на основании которых был сформирован участок
  23. Участок включен в перечень объектов недвижимости органов местного самоуправления, предлагаемых для развития МСП
  24. Основание, предусмотренное законом 316-ФЗ:.
    • Площадь участка, указанная в заявлении, или площадь участка не соответствует максимальному размеру участка, который положен индивидуальному предпринимателю, определенному в законе о компонентах российских федеральных учреждений.
    • Участки уже были предоставлены на основании предыдущего заявления
Читайте также:  Размер социальной выплаты по жилищному сертификату Чернобыльцам в 2024 годух

Порядок аренды земель сельскохозяйственного назначения. Условия и стоимость

С 01.01.2023 ст. 9 дополняется п. 9 (ФЗ от 14.07.2022 N 316-ФЗ). См. будущую редакцию.

Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2 — 3. Утратили силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 336-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы третий — четвертый утратили силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

Абзац утратил силу с 1 марта 2015 года. — Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

5.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата — в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем пять лет.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 87-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не требуется переоформление видов разрешенного использования в правоустанавливающих документах на земельные участки КФХ, полученных до 01.01.2014 (ФЗ от 28.12.2013 N 446-ФЗ).

7. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

(п. 7 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 87-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.12.2010 N 435-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2023 в абз. 1 п. 8 ст. 10 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 316-ФЗ).

Читайте также:  Регистрация по месту жительства в 2022 году: как оформить, какие документы нужны

См. будущую редакцию.

8. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

На каких условиях и на какой срок можно арендовать землю

Арендовать землю у государства могут физические и юридические лица — на разный срок и под разные цели. «Например, участок, выделяемый для постройки дома и проживания или ИЖС, предоставляется на предельный срок в 20 лет, причем регион также может включать в договор условия пролонгации данного договора. Если речь идет об аренде с целью реконструкции зданий, сооружений, то срок варьируется от трех до десяти лет», — рассказывает юрист Никита Тарновский. Всего, по словам юриста, законом предусмотрено более 20 целей использования арендованной у государства земли.

Максимальный срок аренды участка земли, принадлежащего муниципалитету или государству, — 49 лет. В остальных случаях срок зависит от целевого использования земли:

  • для строительства или реконструкции многоэтажного здания — десять лет;
  • для использования надела под ИЖС — 20 лет;
  • для юридического лица, занимающегося сельхозработами, максимальный период составляет пять лет;
  • земля под фермерское хозяйство — три года.

Что требуется предпринять после выбора понравившегося участка земли

После выбора наиболее подходящего в Вашей ситуации варианта нужно составить обращение в местный административный орган (чтобы все согласовать). Данное требование считается обязательным, если человек желает арендовать земельный участок, минуя торги. Для такого заявления, как правило, используется свободная письменная форма (хотя некоторые власти муниципалитета могут разрабатывать и свою собственную, рекомендованную форму – чтобы было удобнее). Заявление должно содержать указание кадастрового номера участка, а также саму просьбу о выделении ее в аренду.

Подавая такое заявление, человек должен предоставить один единственный документ – удостоверение своей личности (паспорт). Если земля не поставлена на кадастровый учет, заявитель будет вынужден сперва составить его схему. Далее она должна быть утверждена администрацией. В такой ситуации лучше всего обратиться за помощью к специалисту – профессионалу (кадастровому инженеру). Он поможет Вам сделать все быстро и грамотно, без каких-либо ошибок (а это сэкономит Ваше время и ускорит весь процесс).

После получения административным органом заявления на предварительное согласование, он обязан опубликовать информацию о проведении аукциона на обозначенный участок земли. После в течение одного месяца органы начнут ожидать подачи иных заявлений. Если никаких конкурентов так и не будет, возможно заключение арендного соглашения, минуя торги.

Если будет получен положительный ответ, заявитель может приступить к постановке земли на государственный учет.

Каким образом арендовать участок земли сельскохозяйственного назначения с правом выкупа

Арендное соглашение может включать в себя возможный выкуп земли арендатором после того, как истечет временной период действия правовых отношений. Процесс, исходя из которого, земля получает нового собственника, детально описан в российском законодательстве – а именно, в 36-й статье Земельного кодекса РФ.

В статье отражено, что право на выкуп выше обозначенной земли появляется лишь спустя три года ее добросовестного возделывания и использования. Так что здесь арендный срок и земельные габариты значения иметь не могут. Если землепользователь покажет себя с лучшей стороны за эти три года, он получит право приобрести землю по кадастровой цене либо на определенных льготах (если местный муниципалитет предлагает определенные программы, цель которых – развитие сельскохозяйственной сферы).

Если есть желание купить определенную землю, подавайте соответствующее заявление в муниципалитет и просите отдать ее за определенную денежную сумму. Еще необходимо приложить следующие документы:

  1. Копию удостоверения личности.
  2. Копию арендного соглашения.
  3. Кадастровый план.
  4. Выписку из ЕГРН.
  5. Документы, устанавливающие права на построения (при их наличии).

Подавать заявление нужно заранее, до того, пока не перестанет действовать арендное соглашение.

Законодательство предусматривает ситуацию, когда арендатор передаёт землю сельскохозяйственного назначения третьему лицу, подписав с ним соответствующий договор. Право заключения такого соглашения у него имеется при условии, что это было указано явно в соглашении. Владелец участка имеет право внести в текст договора условие о том, что субаренда запрещена.

При этом необходимо, чтобы был предоставлен план той части участка, которая будет передана в субаренду. При подписании соглашения о субаренде необходимо, чтобы её срок не превышал время, в течение которого действует основной договор. Условия должны быть такими же, как те, которые были выдвинуты в основном договоре. Арендная плата за землю определяется по соглашению сторон.

Как взять участок в аренду

Арендовать земли сельхозназначения выгодно у муниципалитета или государства. У них цена максимально приближена к рыночной. К тому же, сделка такого рода надежна, так как исключает случаи аренды и продажи надела «двойного» характера.

Для оформления процедуры заявителю нужно подать в исполнительный орган муниципального образования заявление о предоставлении ЗУ в целях ведения аграрной деятельности.

Аренда государственного земельного надела выглядит так:

  1. В администрации запрашивается план местности и выбирается нужный участок, который проверяется на наличие построек и прав собственности сторонних лиц.
  2. Если участок свободен, то он выставляется на открытые торги. Для этого организатор публикует извещение о начале этапа торгов, указывая в нем данные надела. Мероприятие проводится в том случае, если присутствует более одного претендента на аренду.
  3. Если выявляется единственный желающий арендовать землю, то он автоматически признается арендатором. Ему выдаются необходимые документы, хранящиеся в кадастровой палате. Остается только оплатить госпошлину. При этом не важно, на длительный срок оформляется договор или нет.
  4. Аренда земли оформляется письменно и регистрируется в органе Росреестра по месту прописки.

Можно ли оформить землю в собственность

Покупка земель сельскохозяйственного назначения может происходить в счет выделения земельных долей без участия в торгах для организаций и фермерских хозяйств сельскохозяйственной направленности. Для оформления в таких случаях достаточно подать заявление в орган местного самоуправления, в котором будет оговорена просьба о заключении договора купли – продажи в течение 6 месяцев с момента регистрации прав собственности на выделенный пай. Продать можно практически любой надел, вне зависимости от периода пользования им.

При этом разрешается повторно сдавать территорию третьим лицам.

Стоимость участка, вне зависимости от того, в гектарах или сотках осуществляется покупка, не может превышать 15% кадастровой стоимости. А заявление нужно предоставить не позднее срока действия ранее оформленного договора. При этом ряд преимуществ купить участок по упрощенной процедуре имеют следующие лица:

  • Фермерские хозяйства и организации сельскохозяйственного направления, которые ранее использовали участок на постоянных условиях, либо же по праву пожизненно наследуемого владения.
  • Муниципальные образования и другие субъекты России, которые могут взять надел бесплатно. Государство в таком случае выкупает земли по цене, которая устанавливается продавцом. Не имеет значение при этом спрос на надел. Продает участок тот, кто имеет на него законные права.

У оформления в аренду участков у частных лиц есть ряд особенностей. Сначала производится поиск его на специализированных сайтах и печатных изданиях, а также на досках объявлений. При необходимости обращаются с запросом в риэлтерские агентства. При соответствии разрешенного использования участка с его целевым назначением начинают оформление договора.

Читайте также:  Правила выдачи товарных чеков после 1 июля в 2024 году

Участок быстро продается при наличии следующих правоустанавливающих документов: выписка из ЕГРН, кадастровый паспорт и справка об отсутствии обременения.

Следствием установленных запретов становится расширение круга обязанностей арендаторов ЗУ, находящихся в собственности муниципалитетов и государства.

Реализацию новых задач необходимо осуществить до 1 марта 2024 года:

  1. расторгнуть договоры субаренды
  2. вывести с/х земли из уставных капиталов
  3. вернуть сельхозземлю из производственных кооперативов

Органам земельного контроля предстоит:

  • внести изменения в муниципальные правовые акты (МПА) о предоставлении участков из земель сельхозназначения
    • с 01.03. 2024 МПА должны соответствовать новым правилам оборота с/х земель

    Земельный участок из земель с/х назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется:

    • гражданину
    • крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности

    в порядке, установленном земельным законодательством:

    1. ЗК РФ (статья 39.18), с учётом особенностей, предусмотренных законом № 316-ФЗ
    2. законы, определяющие предельные размеры ЗУ с/х назначения:
      • ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002) – статья 4
      • ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве №74 от 11.06.2003 – статья 12 (пункт 6.1 и пункт 7)
    3. законы субъектов РФ – примеры:
      • Закон Ленинградской области № 118-оз от 13.11.2015
      • Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15.12.2010 № 888-З № 673-IV:
        • статья 16. Предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства
        • статья 24. Предоставление земельных участков для отгонного или кочевого животноводства
        • статья 29. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий
        • статья 31.2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности
      • Закон Московской области № 252/2017-ОЗ от 27.12.2017
      • закон Челябинской области «О земельных отношениях» № 154-ЗО от 31.03 2015:
        • статья 5. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

    Предоставлением ЗУ, в зависимости от принадлежности земельных с/х участков государству или муниципалитету, занимается соответствующий уполномоченный орган:

    • или исполнительный орган государственной власти
    • или орган местного самоуправления (ОМС)

    Для получения земли в аренду претенденту необходимо обратиться с соответствующим заявлением (пункт 1 статьи 39.18 ЗК РФ):

    • заявление гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления ЗУ
    • заявление о предоставлении ЗУ для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

    Поступившие обращения о получении земли рассматриваются в порядке их поступления. В срок, не более 30 дней с даты регистрации заявления, уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:

    1. о предоставлении ЗУ с/х назначения в аренду на срок до 5 лет
      • с дальнейшим заключением договора аренды
    2. об отказе в предоставлении ЗУ – с указанием оснований

    Законом № 316-ФЗ уточняется, что в получении с/х земли, которую просит гражданин или КФХ, может быть отказано – по основаниям, изложенным в статье 39.16 ЗК РФ, а также при наличии хотя бы одной из двух причин, которые дополнительно определил закон:

    1. несоответствие предельным размерам земельных участков, предоставляемых для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, установленным законом субъекта РФ,
      • площади ЗУ, указанного в заявлении
      • площади земельных участков, предоставленных гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, с учётом ЗУ, указанного в заявлении
    2. испрашиваемый ЗУ был предоставлен ранее другому лицу (гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству по аналогичному заявлению

    Законы о найме наделов под сельское хозяйство у государства

    Для аренды у государства земли сельхозназначения на оптимальных условиях необходимо знание всех нормативных актов, регулирующих этот процесс.

    1. «Земельный кодекс РФ» №136-ФЗ был утвержден 25.10.2001 г. Поправки и дополнения к этому закону вступили в силу с января 2017 г. Согласно этому правовому акту:
      • Величина платы за землю определяется договором об аренде (ст. 22).
      • Арендная плата за земли для социально значимой деятельности не должна превышать земельного налога (ст.39.7).
      • Ценность земли определяется по кадастровой стоимости (КС), которую рассчитывают государственные органы; арендовать можно только кадастровые земельные участки, занесенные в государственный реестр недвижимости (ст. 65).
      • В особую категорию выделяются земли сельскохозяйственного назначения: пашни, защитные насаждения, места для подсобных помещений для нужд с/х производства (ст.77).
      • Дается строгое целевое назначение земель: земледелие, скотоводство, рыбоводство; опытническая работа.
      • Местные и региональные государственные органы имеют специальный фонд распределения земель с/х назначения для аренды их населению. (ст. 80).
    2. Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ от 24.07.2002 г. был дополнен и изменен в 2015 году. Документ регулирует процесс заключения арендных договоров.
      определен от 3 до 49 лет, не исключено приобретение участка в собственность.
  • Успешное хозяйствование на земле дает право на льготные условия аренды.
  • Региональными органами власти определяются категории лиц с правом льготной аренды земель.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. С 2016 г. процедура аукционных торгов для перезаключения и продления арендного договора на новый срок стала необязательной.

При этом учитываются:

    – основной параметр цены;
  • категория и целевое назначение земельного участка;
  • итоги торгов на аукционе;
  • величина государственного налога;
  • распределение платы по временным периодам в зависимости от срока аренды; .

Процедура оценки проходит три этапа:

  • создается перечень анализируемых участков Росреестром;
  • вычисляются удельные показатели для них на региональном уровне;
  • конкретная оценка каждого участка завершается на уровне муниципальных органов власти.

По этому закону:

  • производить кадастровую оценку земель будут не посторонние фирмы, а государственные бюджетные учреждения по единой методике (ст. 6; ст. 14);
  • не допускается заменять кадастровую стоимость земли рыночной (ст. 19);
  • изменение КС допускается только в сторону понижения (ст.19.7);
  • переоценка земли происходит 1 раз в 3-5 лет.

Статья 388 НК РФ. Налогоплательщики

    Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Узнайте подробнее о расчете арендной платы за ЗУ и облагается ли наем надела НДС и земельным налогом!

Аренда сельхоз земель

Наиболее надежный и распространенный способ воспользоваться землей, не оформляя ее в собственность – взять участок в аренду, то есть во временное пользование за определенную плату.

В России земли принадлежат на праве собственности государству, муниципальному образованию или частному лицу, в том числе и организациям. Поговорим о возможности арендовать государственную (муниципальную) сельхозземлю. Подробнее о том, как арендовать землю у государства.

Найти подходящий участок можно самостоятельно, воспользовавшись сведениями с кадастровой карты, или обратиться непосредственно в Администрацию. Последнее предполагает обращение в Департамент земельных отношений или лично к главе Администрации, как, например, в селах.

Далее будущий арендатор может получить участок по результатам проведенного аукциона или без торгов.

В первом случае участок выставляется на аукцион, который проводит глава муниципального образования. А во втором арендатор получает землю, подав лишь соответствующее заявление.

Арендовать можно любой участок, зарегистрированный в Росреестре и не входящий в число земель, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *