Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФНС: маркировка табака приведет к отмене акцизных марок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российская Федерация по числу курильщиков занимает одно из лидирующих мест в мире. Каждый год от болезней, связанных с курением, в нашей стране умирают сотни тысяч людей. Это сказывается не только на судьбе отдельного гражданина, но и на жизни всей страны: страдает экономика, демографическая ситуация. В последние годы началось повальное увлечение курением кальяна. Считается, что это менее вредно, чем курение сигает, хотя медики с этим не согласны.
Коротко о маркировке табака
- Обязательной маркировке подлежат сигареты, папиросы, сигары, сигариллы, кретек, биди, а также курительный, жевательный, нюхательный табак и табак для кальянов.
- С 1 июля 2020 года запрещено продавать немаркированные сигареты и папиросы. С 1 июля 2021 года — остальную табачную продукцию без маркировки. С 15 марта 2022 года производители и импортёры должны маркировать табачные стики и смеси для кальяна, не содержащие табак, а продавцы — передавать данные о продажах таких товаров в «Честный знак».
- Чтобы принимать и продавать маркированный табак, предпринимателям нужно:
- получить электронную подпись;
- заключить договор с ОФД;
- зарегистрироваться в системе маркировки «Честный знак»;
- подключиться к ЭДО;
- купить 2D-сканер;
- настроить кассу для работы с маркировкой.
- Принимать маркированный товар от поставщиков нужно вместе с электронными накладными — УПД. При продаже коды маркировки необходимо сканировать 2D-сканером.
- Никотиносодержащую продукцию, которую произвели или ввезли в РФ до 15 марта 2022 года, можно продавать без маркировки до 1 октября 2023 года.
- За нарушение правил маркировки при производстве, хранении и продаже табака грозят штрафы, конфискация товара, а в некоторых случаях — лишение свободы.
Как продавать табак без акциза
В настоящее время небольшие табачные киоски, палатки и Интернет—магазины ведут торговлю безакцизной табачной продукцией. Оборот незаконной табачной продукции превышает долю легальных продаж. В Российской Федерации отсутствует широкая практика применения административных и уголовных наказаний за отсутствие маркировки. Поэтому кальянные по всей России продолжают работать с контрабандным табаком. Хотя прибыль кальянных настолько велика, что использование акцизной продукции особо не снижает их доходы.
Гораздо меньшую прибыль получают магазины, торгующие легальным табаком. У них нет таких широких возможностей, как у кальянных. В итоге труднее всех приходится наиболее добросовестным продавцам, которые реализуют только маркированную продукцию. Подавляющая часть табака для кальяна завозится из-за рубежа и должна быть маркирована при ввозе на таможне. Отсутствие марок свидетельствует о том, что:
- табак был ввезён контрабандным путём,
- таможенные платежи не производились;
- товар незадекларирован;
- продукция не имеет сертификата качества.
Значит, табак скорее всего некачественный, мог быть изготовлен в несоответствующих условиях, с нарушением технологии, либо это может быть полностью забракованный товар. Такой табак экономически невыгодно ввозить официальным путём, с уплатой всех пошлин и налогов.
Кроме того, часто такой табак производится на территории нашей страны. Он может быть опасен для здоровья из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм и нарушения компонентного состава табака. Но продавать такой табак очень выгодно для недобросовестных продавцов. Низкая себестоимость позволяет получать огромные прибыли.
Как мне получить акциз на кальянный табак?
VIII. Порядок приобретения, маркировки и возврата
марок акцизного сбора установленного образца на табачные изделия отечественного
производства
(раздел введен изменениями и дополнениями Госналогслужбы
РФ N 1 от 09.11.95) примечание.
Порядок уплаты акцизов с
применением марок акцизного сбора по табаку и табачным изделиям отечественного
производства и сигарет иностранных марок, изготовляемых на территории РФ,
установлен Постановлением Правительства РФ от 14.04.94 N 319.
Маркировке марками акцизного сбора подлежат подакцизные табачные изделия,
выпускаемые в пачках в соответствии с действующей нормативно-технической
документацией.
Маркировка табачных изделий производится в соответствии с
Правилами маркировки табачных изделий, изготовляемых на территории Российской
Федерации, утвержденными Минфином России по согласованию с Госналогслужбой
России 15.09.95 N 4-03-06.
Марки акцизного сбора приобретаются только предприятиями и организациями, непосредственно производящими подакцизные табачные изделия (включая табачные изделия из давальческого сырья) и зарегистрированными в установленном порядке в качестве плательщиков акцизов.
27. Заявку с указанием потребности в марках акцизного сбора налогоплательщики подают в соответствующие государственные налоговые инспекции не позднее чем за четыре месяца до начала квартала.
Марки акцизного сбора на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации, выдают государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации (или по их поручению налоговые инспекции по городам и районам) непосредственно налогоплательщикам после внесения ими авансового платежа по акцизам.
Для приобретения марок акцизного сбора предприятия и организации — изготовители
табачных изделий — представляют в соответствующие налоговые инспекции следующие документы:
заявление на получение марок, подаваемое на имя начальника соответствующей
государственной налоговой инспекции с указанием их количества;
копии платежных поручений на оплату марок акцизного сбора, что является
подтверждением уплаты авансового платежа по акцизам, а также выписку банка из
расчетного счета, подтверждающую снятие указанных средств со счета
налогоплательщика.
При этом в платежном поручении в графе
«Назначение платежа» обязательно указание: «Уплата авансового платежа по акцизам
за марки акцизного сбора».
На указанных документах делается отметка
инспектора по учету территориальной налоговой инспекции по месту постановки на
учет налогоплательщика о фактическом поступлении денежных средств на раздел 22
параграфа 8 классификации доходов и расходов бюджетов в Российской
Федерации;
доверенность на получение марок акцизного сбора, выданная предприятием —
изготовителем табачных изделий лицу, получающему указанные марки.
При получении марок акцизного сбора предприятиям и организациям —
изготовителям табачных изделий выдается первый экземпляр накладной, выписываемой налоговым органом.
Марки акцизного сбора выдаются строго в соответствии с заказанным количеством.
Единоразовая выдача марок акцизного сбора не
может превышать заявленной квартальной потребности.
28. Налогоплательщики
при обнаружении марок акцизного сбора, имеющих типографский брак, должны
возвратить их в государственную налоговую инспекцию по месту их выдачи с
заявлением о замене таких марок.
29. Марки акцизного сбора, поврежденные
в процессе маркировки табачных изделий, подлежат уничтожению.
Для этого поврежденные марки акцизного сбора должны быть наклеены на отдельных листах по 10 штук с соблюдением следующих правил:
при наклеивании марок акцизного сбора не допускаются складки и неровности;
марки наклеивают таким образом, чтобы четко просматривалась центральная
часть марки и цифровые реквизиты;
при разрыве марки отдельные ее части должны быть соединены;
общая часть каждой поврежденной марки должна составлять не менее 2/3 ее
первоначального размера. В случае, если общая часть поврежденной марки
составляет менее 2/3 ее первоначального р
азмера, марка акцизного
сбора считается утраченной и замене не подлежит.
Уничтожение поврежденных
марок акцизного сбора производится комиссией в составе представителей
государственной налоговой инспекции по городу или району, налоговой полиции и
предприятия (организации) — изготовителя табачных изделий (бухгалтера,
материально ответственного лица).
Акт об уничтожении поврежденных марок
акцизного сбора составляется на месте уничтожения в 3-х экземплярах и
подписывается всеми членами комиссии после уничтожения марок.
Один
экземпляр остается у налогоплательщика, другой — в территориальной налоговой
инспекции, третий — в государственной налоговой инспекции, ранее выдавшей эти
марки.
Выдача марок акцизного сбора взамен уничтоженных производится на
основании заявления налогоплательщика в государственную налоговую инспекцию по
месту их приобретения с приложением акта об их уничтожении.
По маркам, не подлежащим замене, марки акцизного сбора считаются утраченными и замене не подлежат.
Сумма авансового платежа по акцизам (цена марки акцизного
сбора) списывается за счет прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.
Порядок уничтожения специальных марок для маркировки табачной продукции
Специальные марки, которые:
— получены, но не использованы производителем табачной продукции;
— оказались поврежденными:
-
во время транспортировки от территориального налогового органа до производителя табачной продукции;
-
во время хранения у производителя табачной продукции;
-
или при нанесении на табачную продукцию
подлежат уничтожению производителем табачной продукции в присутствии должностного лица территориального налогового органа.
Уничтожение производителем табачной продукции специальных марок проводится на основании акта об уничтожении специальных марок. К акту об уничтожении специальных марок должны быть приложены листы бумаги, подлежащие уничтожению, со специальными марками, которые наклеены на эти листы следующим образом:
-
специальные марки наклеиваются так, чтобы четко просматривалась центральная часть марки;
-
специальные марки наклеиваются без складок и неровностей;
-
при разрыве специальной марки отдельные ее части должны быть соединены.
Акт об уничтожении специальных марок составляется в двух экземплярах и подписывается материально ответственным лицом со стороны производителя табачной продукции и должностным лицом территориального налогового органа.
Первый экземпляр акта об уничтожении специальных марок остается у производителя табачной продукции, второй экземпляр акта об уничтожении специальных марок вручается должностному лицу территориального налогового органа.
Акцизы на сигареты: сколько будет стоить табачная продукция в 2021 году
Дистрибьютор, импортер и производитель будут высчитывать налоговую нагрузку от количества операций с акцизным товаром за месяц. Для табака, электронных сигарет и жидкостей отчисление в бюджет считается по формуле:
Налог = Количество товара * Твердая ставка
Для папирос и сигарет используют расширенную формулу с двумя ставками:
Отчисление в бюджет = (Объем продукции * Твердая ставка) + (Стоимость изделий * Адвалорная ставка)
Допустим, импортер за январь 2019 года ввез на территорию РФ 7 кг. жевательного табака, 2 тысячи электронных сигарет и 300 мл. курительной жидкости. Каждый товар рассчитывается отдельно, ставки на них отличаются.
- 7 кг. * 3 050 рублей = 21 350 рублей.
- 2 000 шт. * 48 рублей = 96 000 рублей.
- 300 мл. * 12 рублей = 3 600 рублей.
Суммируем налог по каждому изделию и получаем 120 950 рублей. Импортер оплатит высчитанный акциз до 25 февраля 2019.
Насколько сложнее рассчитывается налог на сигареты? Предположим, производитель в феврале 2019 года передал 2 500 тысячи сигарет отделу продаж. Стоимость пачки с 20 сигаретами 120 рублей. Это значит, что 125 пачек сигарет будут стоить 15 тысяч рублей.
Госдума приняла закон о новых ставках акцизов на подакцизные товары до 2023 года
На изделие (меховую, лекарственную, алкогольную) наносится специальный штрихкод, где предмету торговли присваивается свой идентификационный номер. Это необходимо для отслеживания движения его от начала производства до конечного пункта потребления. Это делается для того, чтобы население не пользовалось недоброкачественным товаром, который либо подделывается, либо ввозится неправомерно из других республик. Изготовители контрафакта нигде официально не зарегистрированы и не покупают лицензии. Поэтому проверяющие органы не в состоянии контролировать процесс производства и определять качество сырья.
Успешный эксперимент по обороту спиртосодержащей продукции подтолкнул думу внести поправки в закон и записать новые правила продажи и обязательной маркировки сигарет в 2021 году. Это делается для того, чтобы государство могло контролировать процесс производства, перемещение каждой пачки от оптовика до магазина, а потом и до потребителя. В конечном итоге правительство заинтересовано, чтобы продукт дошел надлежащего качества и оригинального содержимого. Контрафакт без нанесения штрихкода не попадет на прилавки магазинов.
С 2018 года маркирование было необязательным. В это время проводился эксперимент, в ходе которого давался срок для перестройки бизнеса, где можно было без спешки разобраться в технологическом процессе, подготовить персонал к работе по новым правилам. Также оценивались механизмы, по которым определялась задача, нужно ли чипировать сигареты акцизными марками или вводить новые форматы. Немаловажным вопросом задавались бизнесмены: сколько инвестиций придется вкладывать в проект?
Этот год показал, что дополнительных капиталовложений не понадобилось, вреда компаниям нормативы не принесли. Поэтому с 1 марта обязали всех производителей и продавцов подключится к системе и зарегистрироваться в налоговой инспекции. Маркирование станет необходимым условием. Остатки необозначенной продукции можно распродавать до 1 июля девятнадцатого года. С этого момента реализация будет караться штрафными санкциями.
С марта месяца правительство выпустило и утвердило три основополагающих норматива, по которым производителей обязали установить оборудование, а розничные сети — адресовать в ИС МОТП сведения о передвижении каждой пачки:
-
федеральные за № 272 и № 487;
-
распоряжение за номером 792.
Внедрение структуры чипирования обеспечит обеление коммерческой деятельности, подстегнет конкурентную борьбу и значительно снизит уровень контрабандной продукции на территории РФ. Опыт показал, что после этой процедуры и перехода на онлайн-кассы увеличился оборот на 50 процентов меховых и на 30% — спиртосодержащих товаров.
Для частных предпринимателей оборудование по считыванию кода помогает в больших супермаркетах уменьшить количество сотрудников, оптимизировать рабочее время.
Для маленьких магазинов, торгующих продуктами, водкой и табаком не очень выгодно иметь три системы:
-
ЕГАИС для реализации спиртосодержащих товаров.
-
ФГИС «Меркурий» для продовольствия с животно содержащим составом.
-
ИС МОТП для сигарет.
Они между собой не контактируют. Приходится закупать разное оборудование и устанавливать три программы. Кроме этого, необходимо обзавестись онлайн-кассой для передачи информации в ФМС (налоговая инспекция) обо всех операциях купли-продажи. Для объединения всех нормативов в одну платформу законодательные власти решили с 2024 года ввести единый механизм нанесения меток для всех видов.
Акцизы на сигареты и табачную продукцию 2019-2020 года
С начала года все участники процесса производства и сбыта могли принять участие в отладке технологий, обеспечивающих оборот с индивидуальными шифрами.
Заводы установили новое оборудование, розничные сети приобрели сканеры и устройства для передачи информации. С осени к этому процессу подключились импортеры.
Для того чтобы быть готовым к тотальному чипированию, необходимо:
-
Иметь двумерный сканер, способный считывать DataMatrix.
-
Убедиться, что ваша касса допускает перепрошивку под новое требование.
-
Проверить готовность вашего учетного аппарата работать с ЭДО.
С 1 марта по 1 июля следует установить оборудование, настроить программное обеспечение и обучить персонал новым операциям. С 1. 07. всем розничным точкам надлежит подключиться к ИС. К этому времени реализовываются все немаркированные изделия. Полностью прекращается их производство.
С 2021 года идентификационные знаки наносятся не только на пачку, но и на весь ассортимент сигарет. Бухгалтерия должна отказаться от бумажных носителей и перейти на работу с УПД при помощи операторов электронного документооборота. С 1 июля 2020 года табак без нанесения радиочастотной метки категорически нельзя продавать.
Чтобы рассчитать акциз на сигареты (Ас), необходимо применить следующую формулу (ст. 194 НК РФ):
Ас = АТНС + ААНС,
где:
АТНС — акциз, рассчитанный по твердой ставке;
ААНС — акциз, рассчитанный по адвалорной (процентной) налоговой ставке.
АТНС определяется перемножением объема реализованных сигарет (Орс) с твердой налоговой ставкой (ТНС):
АТНС = Орс × ТНС.
ААНС представляет собой соответствующую адвалорной ставке (АНС) долю максимальной розничной цены сигарет (МЦр), помноженной на количество табачных изделий (Кп):
ААНС = МЦр × Кп × АНС.
Кто устанавливает МЦр и можно ли ее изменять — узнайте из представленной ниже схемы.
ООО «Табак» в январе 2017 года реализовало сигареты с фильтром в количестве 50 000 000 шт. (количество пачек сигарет составляет 2,5 млн по 20 сигарет в каждой).
Для расчета акциза за указанный период использованы следующие исходные данные:
- максимальная розничная цена 1 пачки сигарет (МЦр) — 74 руб.;
- налоговая ставка — 1 562 руб. за 1 000 шт. + 14,5% расчетной стоимости, определяемой из МЦр (но не менее 2 123 руб. за 1 000 шт.).
Расчеты приведены в таблице:
Показатель |
Формула (расчет) |
Сумма акциза по твердой налоговой ставке (АТНС) |
АТНС = Орс × ТНС 1 562 руб. × 50 000 000 шт./1 000 шт. = 78 100 000 руб. |
Сумма акциза по адвалорной налоговой ставке (ААНС) |
ААНС = МЦр × Кп × АНС 74 руб. × 2 500 000 пач. × 14,5% = 26 825 000 руб. |
Сумма акциза (Ас) |
Ас = АТНС + ААНС 78 100 000 руб. + 26 825 000 руб. = 104 925 000 руб. |
Расчет суммы акциза по минимальной ставке |
2 123 руб./1 000 шт. × 50 000 000 = 106 150 000 руб. |
Сравнение Ас с суммой акциза, рассчитанного по минимальной ставке |
106 150 000 руб. > 104 925 000 руб. |
Сумма акциза к уплате (наибольшее из сравниваемых значений) |
106 150 000 руб. |
В начале февраля Общественная палата предлагала установить минимальную цену сигарет по аналогии с бутылкой водки, зафиксировав ее на уровне 62–65 рублей. По подсчетам Всемирной организации здравоохранения, акциз должен составлять порядка 70 процентов в структуре розничной цены табачной продукции, в 2015 году в РФ эта доля составляла всего 38%. Ни в одной другой высокоразвитой стране мира нет столь низких акцизов на табак. По подсчетам ВОЗ, повышение налоговой ставки для достижения 10%-го повышения цен на табачные изделия приводит к сокращению потребления табачных изделий на 4-6 процентов. ВОЗ подсчитала: в мире в среднем каждые восемь секунд умирает один человек от заболеваний, связанных с курением табака, а ежегодно по этой причине погибают пять миллионов человек.
Как продавать табак без акциза
В настоящее время небольшие табачные киоски, палатки и Интернет—магазины ведут торговлю безакцизной табачной продукцией. Оборот незаконной табачной продукции превышает долю легальных продаж. В Российской Федерации отсутствует широкая практика применения административных и уголовных наказаний за отсутствие маркировки. Поэтому кальянные по всей России продолжают работать с контрабандным табаком. Хотя прибыль кальянных настолько велика, что использование акцизной продукции особо не снижает их доходы.
Гораздо меньшую прибыль получают магазины, торгующие легальным табаком. У них нет таких широких возможностей, как у кальянных. В итоге труднее всех приходится наиболее добросовестным продавцам, которые реализуют только маркированную продукцию. Подавляющая часть табака для кальяна завозится из-за рубежа и должна быть маркирована при ввозе на таможне. Отсутствие марок свидетельствует о том, что:
- табак был ввезён контрабандным путём,
- таможенные платежи не производились;
- товар незадекларирован;
- продукция не имеет сертификата качества.
Значит, табак скорее всего некачественный, мог быть изготовлен в несоответствующих условиях, с нарушением технологии, либо это может быть полностью забракованный товар. Такой табак экономически невыгодно ввозить официальным путём, с уплатой всех пошлин и налогов.
Кроме того, часто такой табак производится на территории нашей страны. Он может быть опасен для здоровья из-за несоблюдения санитарно-гигиенических норм и нарушения компонентного состава табака. Но продавать такой табак очень выгодно для недобросовестных продавцов. Низкая себестоимость позволяет получать огромные прибыли.
Производитель табачной продукции (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо) должен обратиться в местные налоговые органы для получения акцизных марок.
- заявление по установленной форме;
- отчёт о применении акцизных марок.
Оба документа следует заверить печатью и подписью заявителя. Документы регистрируются работниками налоговой и рассматриваются не больше 3-х рабочих дней: контролируется их достоверность и соответствие административным нормам.
- Положительный ответ возможен только при условии предварительной оплаты и расположения предприятия по месту выдачи марок. Денежные средства должны быть перечислены на счет Федерального казначейства. В платёжном документе необходимо в пункт «назначение платежа» вписать «оплата за специальные марки». При принятии положительного решения, налоговая служба в течение 4-х дней со дня подачи заявления обязана письменно уведомить (по почте или лично) заявителя о том, что марки находятся на стадии изготовления.
- В случае отрицательного решения, заявителя требуется уведомить об этом в течение 4-х дней. При этом предварительно переведённые средства должны быть полностью возвращены в течение 3-х рабочих дней.
При положительном решении работник налоговой направляет заявку на выпуск марок в течение 4-х дней. Срок изготовления марок не должен превышать 18 дней с даты написания заявления.
Выдать заявителю готовые марки должны не позднее 25 дней со дня подачи заявления. Вначале марки вместе с сопроводительными документами поступают в налоговую инспекцию. Затем в трёхдневный срок марки выдаются заявителю при наличии:
- паспорта получателя;
- доверенности заявителя, если получателем является уполномоченное лицо;
- приказа руководителя о назначении уполномоченного лица (копия).
Заявитель может получить специальные марки в любой день, даже позже установленного 25-дневного срока. Ему обязаны выдать марки в день обращения.
При импорте табака акцизные марки получают в уполномоченных таможенных органах.
Какая предусмотрена ответственность за это
Административная ответственность согласно КоАП наступает при операциях с небольшими количествами табачных изделий (статья 15.12):
- Выпуск продукции или товаров без соответствующей маркировки, предписанной законами РФ для осуществления налогового учёта, ведёт к введению штрафов. Должностные лица выплачивают от 3 до 5 тысяч руб., юридические лица – от 30 до 50 тыс. Законом предписано конфисковать предметы административного правонарушения.
- Реализация продукции без акцизных марок, их перевозка, хранение и покупка в коммерческих целях ведёт к штрафу и конфискации продукции. Штраф для граждан составляет 2000-2500 рублей, для должностных лиц – от 4 до 5 тысяч руб., для юрлиц – от 40 до 50 тысяч.
- Уголовная ответственность наступает при операциях с табаком и табачной продукцией в крупных размерах (статья 171.1 УК РФ).
Чтать также: 2 2 3 Триметил 3 изопропилоктан
Изготовление, приобретение, хранение, сбыт или перевозка табака гражданином в крупном размере без специальной маркировки предусматривают следующие санкции:
- штраф до 200 тысяч рублей или в сумме оплаты труда за 18 месяцев;
- принудительные работы (до 3-х лет);
- лишение свободы до 3-х лет и штраф 80 000 рублей или сумма другого дохода за полгода.
Это же правонарушение, совершенной группой лиц в крупном или особо крупном размере предусматривает следующие санкции:
- штраф от 100 до 300тысяч руб.;
- заработная плата за 24 месяца;
- принудительные работы (до 5 лет);
- лишение свободы на срок до 6 лет и штраф 1 млн рублей или доход за 5 лет.
Крупный ущерб – это операции с товаром или продукцией на сумму более 1,5 миллиона руб. Особо крупный размер предусматривает стоимость товара более 6 миллиона рублей.
Акцизную марку необходимо наклеить на банку или пачку табака Кроме этого должна быть надпись о вреде табака. Запрещено ввозить табак в упаковках больше 0,5 кг. То есть все упаковки больше 500 грамм – это безакциз.
Конечно, для любителя кальяна нет особой разницы, что курить, акцизный табак или безакцизный. Обычно предпочтение отдаётся второму, так как он гораздо дешевле. Таможенная ставка и акцизная марка делают табак дороже более чем на 60%.
Главная » Налоги » Акциз на сигареты в 2019 году |
Объектами налогообложения акцизами признаются следующие операции
Объектам «акцизного» налогообложения посвящена ст. 182 НК РФ, в которой перечислены подлежащие обложению акцизами операции. Отличительная черта большинства «подакцизных» операций — они осуществляются на территории РФ.
Полный перечень операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами:
- продажа подакцизных товаров (ПТ) их производителями (при этом не имеет значения возмездность или безвозмездность сделки);
- продажа конфискованных и (или) бесхозяйных ПТ (если есть соответствующее решение суда);
- передача производителями ПТ собственнику, включая получение ПТ в собственность в счет оплаты услуг производства ПТ из давальческого сырья;
- внутрифирменная передача произведенных ПТ для последующего изготовления неподакцизных товаров, за исключением:
- передачи произведенного прямогонного бензина (ПБ) для дальнейшего изготовления нефтехимической продукции в структуре фирмы, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с ПБ;
- и (или) передачи произведенного денатурированного этилового спирта (ДЭС) для изготовления неспиртосодержащей продукции в структуре фирмы, имеющей свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с ДЭС;
- передача производителями ПТ этих товаров для собственных нужд;
- передача производителями ПТ этих товаров в уставный капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);
- передача производителем ПТ — хозяйственным обществом или товариществом указанных ПТ своему участнику (его наследнику или правопреемнику) при его выходе (выбытии) из общества;
- передача произведенных ПТ на переработку на давальческой основе;
- ввоз ПТ на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
- получение (оприходование) ДЭС компанией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;
- получение ПБ компанией, имеющей свидетельство на переработку ПБ;
- внутрифирменная передача (между подразделениями, не являющимися самостоятельными налогоплательщиками) произведенного этилового спирта для последующего изготовления алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей (АССП) продукции, включая передачу изготовленного спирта-сырца для производства ректификованного этилового спирта, который планируется использовать в этой же фирме для производства АССП (кроме спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и/или продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке), если иное не определено подп. 16 п. 1 ст. 183 НК РФ;
- оприходование ПБ лицом, имеющим свидетельство на его переработку, в ситуации получения ПБ, изготовленного переработчиком из давальческого сырья;
- оприходование ПБ лицом, имеющим свидетельство на переработку ПБ, произведенного в его структуре из собственного сырья;
- получение бензола, параксилола или ортоксилола (БПО) лицом, обладающим свидетельством на работу с БПО;
- оприходование имеющим свидетельство лицом БПО, произведенных в результате оказания данному лицу услуг по переработке принадлежащего ему сырья;
- оприходование БПО лицом (имеющим свидетельство на операции с БПО) в своей структуре, произведенных там же из собственного сырья;
- получение авиационного керосина лицом, имеющим сертификат эксплуатанта и включенным в РЭГА РФ (реестр эксплуатантов гражданской авиации);
- получение средних дистиллятов (СД) фирмой, имеющей предусмотренное ст. 179.5 НК РФ свидетельство;
- реализация отечественными фирмами иностранным покупателям собственных СД, вывезенных за рубеж в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом ЕЭС. При этом продавец СД должен удовлетворять следующим требованиям:
- быть российской фирмой, включенной в РПБТ (реестр поставщиков бункерного топлива);
- и (или) иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность (применительно к опасным грузам на ж/д транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах);
- и (или) быть отечественной компанией, заключившей договор с включенными в РПБТ фирмами, на основании которого используются специальные объекты (используемые для заправки водных судов).
После определения момента начисления акциза определите ставку акциза по реализованному (переданному) товару. Это связано с тем, что порядок определения налоговой базы зависит от вида налоговых ставок, установленных для различных подакцизных товаров.
Налоговым законодательством предусмотрены три вида ставок акциза:
- твердые или специфические – в рублях на единицу измерения объема реализованного (переданного) подакцизного товара;
- адвалорные – в процентах от цены (стоимости) реализованных (переданных) подакцизных товаров;
- комбинированные – одновременно включающие в себя как твердые, так и адвалорные налоговые ставки.
В настоящее время применяются только два вида налоговых ставок:
- комбинированные – установлены в отношении сигарет и папирос;
- твердые или специфические – установлены в отношении остальных подакцизных товаров.
Такой вывод следует из положений пункта 2 статьи 187 и статьи 193 Налогового кодекса РФ.
Ставку акциза определяйте на основании положений статьи 193 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: по какой ставке начислять акциз при реализации газированной винной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 8,5 процента?
Акцизный сбор: законодательная база
Перечень подакцизных товаров, условия и порядок оплаты акциза утвержден главой 22 НК РФ:
№ п/п | Нормативный документ, регулирующий порядок уплаты акциза | Описание |
1 | Ст. 179 НК РФ | Статья НК определяет круг плательщиков акцизного сбора, которыми признаются юрлица и предприниматели, совершающие подакцизные операции. |
2 | Ст. 181 НК РФ | Данное положение НК содержит полный перечень подакцизных товаров:
|
3 | Ст. 182 НК РФ | Статья НК утверждает перечень подакцизных операций, среди которых:
|
Отчетным периодом для расчета и уплаты акциза является календарный месяц. Акцизный сбор подлежит оплате не позже 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем), в течение которого была осуществлена отгрузка подакцизного товара для реализации (на основании акта приема-передачи).
Если компания с целью производства подакцизного табачного изделия произвела закупку табака по себестоимости без акциза, но при этом использовала его не по назначению (к примеру, совершила перепродажу другой фирме), в таком случае возлагается обязанность возместить в бюджет страны денежные средства в объеме стоимости акциза. Данное правило предусматривается пунктом 1 статьи 193 Налогового кодекса РФ.
Изготовление сигарет с фильтром либо без него осуществляется согласно установленным стандартам ГОСТа 3935-2000 «Сигареты. Общие ТУ», предусматривающие возможность производства продукции различных марок.
Согласно Постановлению Правительства РФ №27 «О специальных марках для маркированного табачного изделия», табак и его продукция, которая изготавливается на территории РФ (исключением является экспортный товар согласно подписанным контрактам), подлежит обязательной маркировке, способной подтвердить законное производство на территории РФ.
На компании, занимающиеся производством табачной продукции, возлагается ответственность за нанесение маркировки специальными марками. Оплата за них осуществляется на основании затрат на покупку сырья. Кроме того, Налоговым кодексом предусматривается возможность получения возврата финансовых затрат.
Все денежные средства, затраченные на покупку специальных марок, перечисляются в объединение «Гоззнак» для покрытия затрат на производство. Исходя из этого, обязательный платеж, производимый за специальные марки, относится ко всем изготовителям табака и сопутствующей продукции и не имеет отношения к федеральным сборам.
Законодательная база и последние новости на 2021 год
Акцизы являются составными элементами стоимости товаров, пользующихся повышенным спросом среди граждан, но не относящихся к категории продуктов первой необходимости.
В целях повышения поступлений в бюджет государство использует систему акцизных платежей. Это позволяет контролировать объем продаж некоторых продуктов, например, алкоголя, табака, топлива. Ставки акцизов ежегодно пересматриваются и пересчитываются.
Актуальные тарифы установлены в Налоговом кодексе РФ, в частности – в ст. 193. В нее регулярно вносятся изменения, что происходит посредством принятия очередного федерального закона. На 2019 год размеры ставок установлены в рамках ФЗ №301 от 3 августа 2018 года. С 1 января в нормы Налогового кодекса РФ были внесены определенные изменения, в соответствии с которыми произошло повышение ставок акцизов.
Процент, на который случилось увеличение, равен 10,01%, а это 1890 руб. за 1000 штук. Стоит отметить 14,5% расчетной стоимости, определяемой в соответствии с максимальной розничной. Начиная с 1 января 2019 г., произошло увеличение ставки акциза на следующие разновидности табака:
За 1 кг средняя стоимость достигла отметки в 3050 руб. Есть также разновидности табачной продукции, на которые рост составит еще большую величину:
Кроме того, вместе с повышением ставок может произойти увеличение стоимости самих табачных изделий в розничном сегменте. При этом повышение акцизов – далеко не единственная причина данного явления.