- Миграционное право

Системы налогообложения: что это такое, какие они есть и как между ними выбрать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Системы налогообложения: что это такое, какие они есть и как между ними выбрать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В Российской Федерации наряду с общей системой налогообложения применяются специальные налоговые режимы, и именно от общего и специального режима налогообложения зависит, какие доходы налогоплательщика подлежат обложению налогом и какая налоговая ставка применяется в целях налогообложения.

Комментарий к ст. 18 НК РФ

Следовательно, в зависимости от применения налогоплательщиком определенного режима налогообложения он приобретает общий или специальный налоговый статус.

Из системного толкования положений статей 18, 21, 22, 23 НК следует, что статус налогоплательщика — это совокупность прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством (статус налогоплательщика в широком смысле). Однако права и обязанности плательщиков различных налогов (статус налогоплательщика в узком смысле) являются разными и предусмотрены соответствующими главами Особенной части НК РФ. Следовательно, изменение режима налогообложения влечет изменение статуса налогоплательщика.

Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2012 N 05АП-5345/2012.

Например, в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 N А72-8962/2011 отмечено, что переход организации на общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, влечет у него возникновение иных прав и обязанностей по исчислению налогов, чем при применении упрощенной системы налогообложения, установленной главой 26.2 НК РФ. Признав организацию, которая считала себя налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения и пользовалась правами и исполняла обязанности, предусмотренные главой 26.2 НК РФ, плательщиком налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на имущество, права и обязанности которого предусмотрены главами 21, 25, 30 НК РФ и отличаются от прав и обязанностей налогоплательщика по упрощенной системе налогообложения, налоговый орган изменил статус организации как налогоплательщика.

Комментируемая статья регулирует виды специальных налоговых режимов.

НК РФ установлены общий и специальные режимы налогообложения, от которых зависит, какие доходы налогоплательщика подлежат обложению налогом и какая налоговая ставка применяется в целях налогообложения.

Следовательно, в зависимости от применения налогоплательщиком определенного режима налогообложения он приобретает общий или специальный налоговый статус.

Применение налогоплательщиком общего режима налогообложения, предусматривающего уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, влечет возникновение у него иных прав и обязанностей по исчислению налогов, установленных главами 21 и 25 НК РФ, чем при применении специального налогового режима.

Изменение статуса налогоплательщика влечет и изменение характера его деятельности, поскольку при общей системе налогообложения деятельность налогоплательщика становится облагаемой иными налогами, что предполагает иной характер деятельности, иные формы отражения такой деятельности.

По состоянию на 01.04.2016 в Российской Федерации действуют пять специальных налоговых режимов:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (регулируется главой 26.1 НК РФ);

2) упрощенная система налогообложения (регулируется главой 26.2 НК РФ);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (регулируется главой 26.3 НК РФ);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (регулируется главой 26.4 НК РФ);

5) патентная система налогообложения (регулируется главой 26.5 НК РФ).

Пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определено, что ЕНВД применяется до 2018 г.

В соответствии со статьей 346.28 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели с 01.01.2013 переходят на уплату ЕНВД добровольно.

Однако в марте 2016 года в ГД ФС РФ был внесен законопроект о продлении действия единого налога на вмененный доход до 2021 года.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, система ЕНВД успешно применяется налогоплательщиками на территории России уже более 13 лет, и практика ее применения показывает, что данный специальный налоговый режим является одним из самых востребованных льготных режимов налогообложения, направленных на снижение налогового бремени представителей малого бизнеса и обеспечение его стабильности, а также на упрощение порядка исчисления и уплаты налога.

Предоставление с 1 октября 2015 года права уменьшения налоговой ставки по единому налогу в два раза (с 15 до 7,5 процента) на муниципальном уровне позволило органам местного самоуправления определять налоговую нагрузку на налогоплательщиков единого налога в зависимости от социально-экономических условий осуществления предпринимательской деятельности на конкретных территориях, что еще более повысило привлекательность данного льготного режима налогообложения.

Отмена ЕНВД с 1 января 2018 года может привести к сокращению количества малых предприятий и предпринимателей, а также повлечь иные негативные последствия в экономической сфере.

Таким образом, сохранение ЕНВД позволит не только оказать реальную поддержку малому бизнесу и создать налоговые стимулы для его развития, но и сохранить стабильный источник налоговых доходов бюджетов муниципальных образований.

Необходимо отметить, решение о продлении ЕНВД после 2018 года также было включено в антикризисный план Правительства РФ.

Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН).

Вступил в силу с 1 июля 2022 года, пока доступен только в нескольких регионах России:

  • Москва;
  • Московская область;
  • Калужская область;
  • Республика Татарстан.

Будет действовать по 31 декабря 2023 года; возможно, будет введен и в других регионах РФ.

Главная особенность – налоговая инспекция самостоятельно производит расчеты налога за отчетный месяц, собирая информацию не из налоговой декларации (ее не будет), а из различных источников, в виде уполномоченных банков, онлайн-касс и прочих.

Условие / задача

Комментарии

Основание

Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима АУСН»

Необходимая отчетность

Нет налоговой декларации. Нет необходимости вести книги учета доходов и расходов. Можно не вести бухгалтерский учет. Нет страховых взносов (даже ИП не платят за себя)

Совместимость с другими специальными режимами

Невозможно.

Сотрудники

Возможно иметь штат сотрудников, до 5 человек.

Вид деятельности

Микропредприятия

Налоговая база

Налоговая ставка

Доходы: 8%

Доходы минус расходы: 20%

Уплата налога

Отчетный период – ежемесячный, уплата налога производиться до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Ограничения

Нельзя работать по агентским договорам поручения и комиссии, заключать договоры простого или инвестиционного товарищества, доверительного управления.

Патентная система налогообложения (ПСН).

Патент можно получить на период от 1 до 12 месяцев; в одном календарном году. Срок подачи заявления – 10 рабочих дней до начала применения. Оплата производится единовременно за весь период действия патента.

Условие / задача

Комментарии

Основание

Налоговый кодекс РФ глава 26.5

Необходимая отчетность

Без декларации

Сотрудники

Возможно иметь штат сотрудников до 15 человек.

Вид деятельности

Только индивидуальные предприниматели, подходит не для всех видов, изучаем «Основание».

Налоговая база

Потенциально возможный доход.

Расчет налога

Стоимость патента зависит от региона.

Формула расчета:

(Д*6%)*Т/12, где

Д – потенциально возможный доход;

Т – время, на которое покупается патент.

Иные расходы

Уплата страховых взносов за себя.

Упрощённая система налогообложения

Глава 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения» была введена в действие с 01.01.2003. Суть данного специального налогового режима заключается в замене наиболее значимых налогов уплатой единого налога.

Субъекты, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате тех же налогов, что и плательщики ЕСХН, а также от уплаты НДС (за исключением уплачиваемого: при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; в качестве налогового агента в соответствии со ст. 161 НК РФ; при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества, договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением).

Прочие налоги и сборы уплачиваются ими в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Однако для субъектов данного специального налогового режима установлены особенности уплаты налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц. Они не освобождаются от уплаты названных налогов в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно.

Желающие перейти на УСН должны отвечать следующим условиям.

Патентная система налогообложения

Глава 26.5 НК «Патентная система налогообложения» вступила в силу 01.12.2012. Ранее она являлась разновидностью упрощенной системы налогообложения и называлась упрощенной системой налогообложения на основе патента.

Патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.43 НК РФ. К ним относятся: парикмахерские и косметические услуги; ремонт мебели; услуги по присмотру и уходу за детьми и больными; сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности; проведение занятий по физической культуре и спорту; осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию и многие другие. С 01.01.2016 перечень видов деятельности был пополнен 16 видами предпринимательской деятельности (производство молочной продукции, производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий, деятельность по письменному и устному переводу, ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования и др.). В общей сложности патентная система налогообложения может применяться в отношении более чем 60 видов предпринимательской деятельности.

В настоящее время патентная система налогообложения устанавливается НК РФ, а вводится в действие законами субъектов РФ и применяется на территориях этих субъектов.

Зарегистрировавшись в ФНС в качестве ООО или ИП, налогоплательщик по умолчанию применяет общую систему налогообложения (ОСНО). Данная система имеет самую высокую налоговую нагрузку и большой список отчетности. Небольшим бизнесам с определенными видами деятельности разрешено применять специальные режимы, которые снижают налоговую нагрузку на малый бизнес и предусматривают меньший объем отчетности.

Возможность установления спецрежимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ. В нем же определены основные подходы к правилам их применения:

  • Переход на специальные налоговые режимы основан на добровольном решении налогоплательщика.
  • Основополагающие моменты каждого их них регламентируются НК РФ.
  • Каждому спецрежиму могут соответствовать свои налоги, не предусмотренные в основном перечне федеральных налогов, действующих в РФ.
  • В отношении каждого режима велика роль субъекта РФ, в котором спецрежим введен. Субъект может влиять на условия и пределы применения режима, особенности определения базы и величину ставок по спецналогу, устанавливать дополнительную систему льгот. При этом те платежи, с которыми спецрежим не связан, надо продолжать уплачивать по установленным НК РФ правилам.

СНР среди субъектов малого предпринимательства

Особые возможности предоставляет для представителей малого бизнеса Налоговый кодекс. В данном случае, отмечается один важнейший налоговый режим – упрощенная система налогообложения либо “упрощенка”. Использовать её смогут как организации, также и индивидуальные предприятия. Преимущества такой системы заключаются в следующем:

  • Для организаций. Налогообложение на прибыль организации становится единым и уже не исчисляется соответственно главе 25 Налогового кодекса РФ. В случае с НДС, налог не будет рассчитываться по главе 30 Налогового кодекса РФ. Эти налоги заменяются единственным, то есть бухгалтеру придется производить расчеты только по единому налогу, регулируемому “упрощенкой”.
  • Для индивидуальных предпринимателей. В таком случае налог на доходы физического лица не будет рассчитываться согласно главе 23 Налогового кодекса, также не будет исчисляться и налог на имущества. Оба они заменяются единым налоговым сбором, вводимым упрощенным налогообложением.

Отметим, что единый налог, вводимый упрощенной системой, – это еще не все сборы, которые потребуется делать в пользу государства. Также нужно будет выплачивать страховые взносы в ПФ; водные налоги; государственные пошлины; налоги на доходы физических лиц; транспортные и земельные налоги; налоги на полезные ископаемые.

Обратите внимание, что воспользоваться упрощенным налоговым режимом могут не все предприятия и ИП – для этого необходимо соответствовать определенным критериям. Данные критерии закреплены в главе 26.2 Налогового кодекса РФ.

Комментарий к статье 18 НК РФ

В Российской Федерации наряду с общей системой налогообложения применяются специальные налоговые режимы, и именно от общего и специального режима налогообложения зависит, какие доходы налогоплательщика подлежат обложению налогом и какая налоговая ставка применяется в целях налогообложения.

Следовательно, в зависимости от применения налогоплательщиком определенного режима налогообложения он приобретает общий или специальный налоговый статус.

Из системного толкования положений статей 18, 21, 22, 23 НК следует, что статус налогоплательщика — это совокупность прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством (статус налогоплательщика в широком смысле). Однако, права и обязанности плательщиков различных налогов (статус налогоплательщика в узком смысле) являются разными и предусмотрены соответствующими главами Особенной части НК РФ. Следовательно, изменение режима налогообложения влечет изменение статуса налогоплательщика.

Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2012 N 05АП-5345/2012.

Например, в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 N А72-8962/2011 отмечено, что переход организации на общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, влечет у него возникновение иных прав и обязанностей исчислению налогов, чем при применении упрощенной системы налогообложения, установленной главой 26.2 НК РФ. Признав организацию, которая считала себя налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения и пользовалась правами и исполняла обязанности, предусмотренные главой 26.2 НК РФ, плательщиком налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на имущество, права и обязанности которого предусмотрены главами 21, 25, 30 НК РФ и отличаются от прав и обязанностей налогоплательщика по упрощенной системе налогообложения, налоговый орган изменил статус организации как налогоплательщика.

Комментируемая статья регулирует виды специальных налоговых режимов.

НК РФ установлены общий и специальные режимы налогообложения, от которых зависит, какие доходы налогоплательщика подлежат обложению налогом и какая налоговая ставка применяется в целях налогообложения.

Следовательно, в зависимости от применения налогоплательщиком определенного режима налогообложения он приобретает общий или специальный налоговый статус.

Применение налогоплательщиком общего режима налогообложения, предусматривающего уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, влечет возникновение у него иных прав и обязанностей по исчислению налогов, установленных главами 21 и 25 НК РФ, чем при применении специального налогового режима.

Изменение статуса налогоплательщика влечет и изменение характера его деятельности, поскольку при общей системе налогообложения деятельность налогоплательщика становится облагаемой иными налогами, что предполагает иной характер деятельности, иные формы отражения такой деятельности.

По состоянию на 01.04.2016 в Российской Федерации действуют пять специальных налоговых режимов:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (регулируется главой 26.1 НК РФ);
2) упрощенная система налогообложения (регулируется главой 26.2 НК РФ);
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (регулируется главой 26.3 НК РФ);
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (регулируется главой 26.4 НК РФ);
5) патентная система налогообложения (регулируется главой 26.5 НК РФ).

Пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определено, что ЕНВД применяется до 2018 года.

В соответствии со статьей 346.28 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели с 01.01.2013 переходят на уплату ЕНВД добровольно.

Однако в марте 2016 года в ГД ФС РФ был внесен законопроект о продлении действия единого налога на вмененный доход до 2021 года.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, система ЕНВД успешно применяется налогоплательщиками на территории России уже более 13 лет, и практика ее применения показывает, что данный специальный налоговый режим является одним из самых востребованных льготных режимов налогообложения, направленных на снижение налогового бремени представителей малого бизнеса и обеспечение его стабильности, а также на упрощение порядка исчисления и уплаты налога.

Предоставление с 1 октября 2015 года права уменьшения налоговой ставки по единому налогу в два раза (с 15 до 7,5 процента) на муниципальном уровне позволило органам местного самоуправления определять налоговую нагрузку на налогоплательщиков единого налога в зависимости от социально-экономических условий осуществления предпринимательской деятельности на конкретных территориях, что еще более повысило привлекательность данного льготного режима налогообложения.

Отмена ЕНВД с 1 января 2018 года может привести к сокращению количества малых предприятий и предпринимателей, а также повлечь иные негативные последствия в экономической сфере.

Таким образом, сохранение ЕНВД позволит не только оказать реальную поддержку малому бизнесу и создать налоговые стимулы для его развития, но и сохранить стабильный источник налоговых доходов бюджетов муниципальных образований.

Необходим отметить, решение о продлении ЕНВД после 2018 года также было включено в антикризисный план Правительства РФ.

Патентная система налогообложения

Основные налоговые режимы, относящиеся к категории специальных — УСН, ЕСХН, а также ЕНВД, — относительно недавно, в 2012 году, были дополнены патентной системой исчисления сборов в бюджет. Плательщиками соответствующего налога могут быть ИП. Пользоваться преференциями данной системы налогообложения могут ИП, которые работают самостоятельно, либо формируют штат наемных сотрудников, не превышающий 15 человек.

Патентная система исчисления сборов в бюджет освобождает предпринимателя от уплаты:

  • НДФЛ;
  • налога на имущество физлиц (по тем объектам, которые задействуются в коммерческих активностях);
  • НДС.

Примечательно, что вместе с патентной системой предприниматель может применять любые другие виды налогов. Исчисление платежей в бюджет по тем или иным коммерческим активностям он может осуществлять, таким образом, исходя из наибольшей выгоды. Главное — вести корректный учет соответствующих хозяйственных операций. Работать в рамках патентной системы могут предприниматели, занятые в широком спектре отраслей. В числе таковых:

  • ремонт и пошив одежды, обуви;
  • парикмахерские услуги;
  • организация работы косметических салонов;
  • предоставление сервисов в химчистках, прачечных;
  • изготовление и ремонт галантереи;
  • выпуск номерных знаков, уличных указателей;
  • ремонт и техобслуживание бытовой техники;
  • ремонт мебели;
  • услуги фотоателье;
  • ремонт и техобслуживание автомобилей;
  • предоставление транспортных сервисов;
  • ремонт квартир;
  • монтажные, сварочные работы;
  • остекление балконов;
  • предоставление репетиторских услуг;
  • уход за детьми и нуждающимися в помощи гражданами;
  • организация приема вторичного сырья;
  • ветеринарные сервисы;
  • предоставление в аренду жилья;
  • земельных участков;
  • изготовление изделий, относящихся к образцам народного и художественного промысла;
  • переработка овощей и другой сельскохозяйственной продукции;
  • изготовление и ремонт инвентаря;
  • услуги в аграрной сфере;
  • типографские, переплетные услуги;
  • ремонт ювелирных изделий, общепит (с некоторыми ограничениями);
  • розничная торговля (с некоторыми ограничениями).

Единый сельскохозяйственный налог

Особые режимы налогообложения предусматривают для сельскохозяйственных товаропроизводителей ЕСХН.

К сельскохозяйственной продукции относится продукция, полученная в растениеводстве, лесном и сельском хозяйстве, животноводстве. Также сюда входит выращивание рыб и прочие водно-биологические ресурсы.

Налогоплательщиком выступает организация или частный бизнесмен – товаропроизводитель сельскохозяйственной или рыбной продукции. Не распространяется данный вид налогообложения на организации или ИП, которые осуществляют переработку данной продукции. Плательщики ЕСХН юридические лица освобождаются от уплаты:

  • налога на прибыль,
  • НДС,
  • налога на имущество компании.
Читайте также:  Можно ли курить на балконе многоквартирного дома?

Для того, чтобы стать плательщиком ЕСХН новообразованному предприятию необходимо подать в течение одного месяца со дня регистрации соответствующее уведомление в территориальный отдел налоговой инспекции. Смена режима налогообложения для существующих организаций происходит до 31 декабря. Чтобы стать плательщиком ЕСХН необходимо, чтобы доход от с/х деятельности составлял более 70%. Не могут работать по такой системе производители подакцизных товаров, занимающиеся игровым бизнесом, автономные или казенные учреждения.

Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Алгоритм выбора системы налогообложения

Итак, мы разобрались в основных элементах российских налоговых систем. Что со всем этим делать? Надо оценить — требованиям каких налоговых режимов удовлетворяет ваш бизнес.

  1. Начинать надо с выбранного вида деятельности, а именно – под требования каких систем налогообложения он вписывается. Например, розничная торговля и услуги подходят под УСН, ОСНО, ПСН. Торговать оптом можно только на УСН (в пределах лимитов) и ОСНО. Сельхозпроизводители могут работать на ОСНО, УСН и ЕСХН. Индивидуальные предприниматели могут приобрести патент на услуги производственного характера, такие как изготовление ковров и ковровых изделий, колбас, валяной обуви, гончарных изделий, бондарной посуды, изделий народного промысла, сельхозинвентаря, очковой оптики, визитных карточек и др. Самый широкий выбор видов деятельности из специальных налоговых режимов – у УСН.
  2. По организационно-правовой форме (ИП или ООО) ограничения распространяются на ПСН и НПД. Эти режимы разрешены только физлицам. Остальные налоговые режимы доступны и физическим, и юридическим лицам.
  3. По количеству работников самые жесткие требования у патентной системы налогообложения – не более 15 человек. Ограничения же по работникам для УСН (130 человек) можно назвать для начала деятельности приемлемыми.
  4. Лимит предполагаемого дохода для УСН: 219,2 млн. рублей в год. Пожалуй, его трудно будет выдержать торгово-посредническим фирмам и бизнесу с большой долей расходов. Лимит в 60 млн рублей для патентной системы налогообложения довольно трудно преодолеть с учетом ограниченного числа работников, поэтому можно назвать это требование не очень существенным. Самый жесткий лимит — на НПД, поэтому этот режим больше подходит для нерегулярного или совсем мелкого бизнеса.
  5. Если вам необходимо быть плательщиком НДС (например, ваши основные клиенты – плательщики НДС), то лучше выбрать ОСНО. Но здесь надо хорошо представлять себе, какой окажется сумма выплат по НДС, и сможете ли вы без проблем вернуть входящий НДС из бюджета. В ситуации с этим налогом практически невозможно обойтись без квалифицированных специалистов.
  6. Вариант УСН Доходы минус расходы может, в некоторых случаях, оказаться самым выгодным по суммам налога к уплате, но здесь есть серьезный бюрократический момент — подтверждение расходов. В этом случае надо знать, сможете ли вы предоставить подтверждающие документы.
  7. После того, как вы подобрали для себя несколько вариантов налогообложения (напоминаем, что ОСНО всегда может быть в этом списке), стоит сделать предварительный расчет налоговой нагрузки. Целесообразнее всего обратиться за этим к профессиональным консультантам, но самые простые примеры расчетов мы приведем здесь.

Понятие и разновидности специальных налоговых режимов

Специальный налоговый режим (СНР) – это вид налогообложения, имеющий отличительные характеристики от общеустановленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, в котором и прописаны нормы, регулирующие СНР.

Среди специальных налоговых режимов выделяют пять режимов:

  1. УСН. Упрощенная система уплаты налогов или так называемая “упрощенка”, которая, как правило, используется при ведении бизнеса. Она включает большое количество выплат, которые находятся в рамках медицинского и пенсионного страхования. Такая система не является принудительной, и предполагает две формы, введенные с 2014 года. По УСН, налоговые ставки на доходы составляют 6%. Однако если это доходы, выплачиваемые государству и уменьшенные на размер расходов, ставка составляет 15%.
  2. ЕНВД. Этот вид налогового режима также называют “вмененкой”. Единые налоги на вмененные доходы с 2016 года также стали непринудительными. Такая система, как правило, используется вместе с основной системой налогообложения. Она предназначена для специальных видов деятельности, включая ветеринарные услуги, бизнес по автотранспорту и недвижимостью, рекламу и проч.
  3. ЕСХН. Система налогообложения, регулирующая сельское хозяйство, которая помогает в работе товаропроизводителей сельскохозяйственного типа. Она применяется вместо налога на прибыль, имущество и НДС. С 2017 года ставка с 18% поднялась до 24%.
  4. ПСН. Это патентная система, введенная для регуляции патентной деятельности. Она может быть использована только теми индивидуальными предпринимателями, которые заняты в особых видах деятельности, указанных на сайтах налоговых служб субъектов РФ. Такая система заменяет НДС, налог на имущество физических лиц, НДФЛ. Ставка составляет 6%.
  5. СРП. Такая система применяется редко и актуальна только при уплате налогов во время выполнения соглашения о разделе товаров. Такие правовые отношения возможны, когда заграничные и национальные предприятия занимаются добычей минерального сырья. Ставка рассчитывается индивидуально.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *