Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор безвозмездного пользования имуществом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На первый взгляд, договор безвозмездного пользования может показаться достаточно простым, основанным на доброй воле собственника передать свою вещь во временное бесплатное пользование. На деле же, кроме основной договорной обязанности передать имущество в пользование, ссудодатель несет и другие обязанности, например, возместить убытки ссудополучателя. Но обо всем по порядку.
Оформление по договору
Передачу имущества между юрлицами нужно регистрировать договорным путем. Закон предусматривает для этого две формы составления такого документа.
- Договор дарения. Заключается, если предоставление имущества не требует никаких ответных обязательств. Одариваемая компания, таким образом, получает доход в размере стоимости полученного ею безвозмездно имущества, если бы оно было реализовано. Даритель при этом осуществляет расход.
- Договор безвозмездного пользования (ссуды). Согласно такой форме передачи, активы передаются безоплатно, но с условием их возврата в том же виде, естественно, с учетом предусматриваемой амортизации. При этом оговаривать срок передачи в договоре не обязательно, он может считаться действующим вплоть до ликвидации организации либо пожизненно. Формально одариваемая сторона не вступает в собственность на переданное имущество, но фактически может использовать его, как свое собственное.
Касательно налогообложения, такой договор предусматривает получение дарителем прибыли, что подразумевает налог. Величина налоговой базы рассчитывается по рыночной цене, но не должна быть меньше, чем остаточная стоимость, значащейся в бухгалтерии дарителя.
Завершается сделка оформлением акта приема-передачи.
На решение вопросов, связанных с распоряжением имуществом автономного учреждения, прежде всего влияют два условия: согласно федеральному законодательству собственником любого имущества АУ является его учредитель (Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество АУ закрепляется за ним собственником имущества на праве оперативного управления[1].
В связи с этим следует помнить: никакого разделения имущества автономного учреждения на государственное (муниципальное) и некое «собственное», «негосударственное (немуниципальное)» (пусть и купленное за счет внебюджетных средств) не может быть в принципе. Не может быть у автономного учреждения и какого-либо имущества, которое не закреплено за ним на праве оперативного управления.
Главное – соответствовать уставной деятельности.
Какое же имущество в этих и других нормативных правовых актах считается излишним, неиспользуемым или используемым не по назначению? Определение такого имущества можно встретить нечасто (в основном данные понятия остаются без уточнений). В частности, в Новосибирской области введены следующие определения[8]:
1) излишним признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, сверх того имущества, без которого учреждение не может осуществлять уставную деятельность;
2) неиспользуемым признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, и не задействованное в уставной деятельности учреждения;
3) используемым не по назначению признается имущество, закрепленное на праве оперативного управления либо приобретенное за счет средств, выделенных собственником на эту цель, и используемое не в соответствии с уставной деятельностью учреждения.
Имущество, приобретенное автономным учреждением за счет средств от платной деятельности, учредитель тоже может изъять, если сочтет, что данное имущество излишнее, не используется АУ или используется не по назначению.
В данном примере все соотносится с «уставной деятельностью» учреждения. Вместе с тем на практике не так уж редко встречаются случаи, когда в уставах АУ в нарушение федерального законодательства прописывается деятельность, не отвечающая целям создания этих учреждений (установленным полномочиям учредителей). И если ориентироваться только на устав, может сложиться следующая ситуация: АУ использует имущество не в соответствии с указанными целями, но используемым не по назначению данное имущество не считается, поскольку «несоответствующий» вид деятельности «по недосмотру» попал в устав АУ. Нормы законодательства здесь не соблюдены, а значит, в данном вопросе учреждениям вряд ли стоит надеяться на «близорукость» контрольных органов.
Пределы самостоятельности АУ в распоряжении имуществом.
В силу федерального законодательства автономное учреждение не может самостоятельно распоряжаться имуществом, которое относится к недвижимому и особо ценному движимому, закрепленному за учреждением учредителем (собственником имущества) или приобретенному за счет средств, выделенных учредителем на эту цель (ч. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ[11], п. 2 ст. 298 ГК РФ). Всем остальным имуществом (в том числе недвижимым – в отличие от бюджетных учреждений) АУ вправе распоряжаться самостоятельно. Исключением здесь будут случаи, когда учреждение вносит имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передает имущество другим юрлицам в качестве их учредителя или участника. Учреждение вправе делать это только в отношении недвижимого имущества, закрепленного за АУ или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем на данную цель, а также в отношении находящегося у учреждения особо ценного движимого имущества и лишь с согласия учредителя (собственника имущества) (ч. 2, 5 и 6 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Иными словами, автономное учреждение не может, например, внести в уставный капитал создаваемого им ООО имущество, приобретенное на средства от оказания платных услуг, – такой вклад возможен только с использованием имущества, «доставшегося» от учредителя.
Однако и самостоятельность автономного учреждения в распоряжении «заработанным» имуществом оказывается весьма сомнительной. Дело в том, что на основании того же федерального законодательства об автономных учреждениях любое имущество АУ закрепляется за ним на праве оперативного управления (ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). И никакого имущества (как недвижимого, так и движимого), которое бы не было закреплено за учреждением на этом праве, быть не может. Если, допустим, автономное учреждение на заработанные на платных услугах деньги приобрело недвижимость (например, квартиру в качестве служебного жилья) или движимое имущество (например, автомобиль), все это должно быть закреплено за учреждением учредителем (становится собственником этого имущества) на праве оперативного управления. Следовательно, данные объекты автоматически начинают относиться к имуществу, которым АУ не вправе распоряжаться без согласия учредителя (собственника имущества). Таким образом, несмотря на имеющуюся в законодательстве декларацию самостоятельности автономного учреждения в распоряжении какой-то частью своего имущества, на практике можно говорить только об однозначном праве АУ самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, не относящимся к категории особо ценного. Распоряжаться другим имуществом автономное учреждение может только с согласия учредителя (собственника имущества).
Отметим, что в федеральном законодательстве нет определения понятия «распоряжение имуществом». Но по общему правилу под ним понимается продажа имущества, сдача его в аренду или передача в безвозмездное пользование, использование в качестве залога (например, при получении банковского кредита).
Договор безвозмездного пользования имуществом
При безвозмездном пользовании чужим имуществом, обязательно требуется заключать договор. Такие документы необходимы для защиты интересов сторон, обеспечения сохранности переданного имущества. При этом соглашения следует заключать в письменном виде с подробным описанием всех особенностей пользования имуществом.
Договор безвозмездного пользования имуществом заключается при оказании спонсорской или иной помощи. Такой договор безвозмездного пользования имуществом предусмотрен и подробно регламентирован гражданским законодательством – ГК РФ статья 689. В документе стороны определяют порядок использования имущества, границы правомочий и взаимную ответственность.
При заключении договора безвозмездного пользования имуществом следует очень точно и полно формулировать условия соглашения, чтобы избежать споров в последующем. Для того, чтобы составить договор безвозмездного пользования имуществом в Москве, обращайтесь к специалистам нашего портала. По доступной цене они оперативно помогут подготовить документ.
Отражение в учете передачи НФА
Таким образом, с 1 января 2011 года (с даты вступления в действие Единого плана счетов бухгалтерского учета) счет 030404000 не применяется для отражения расчетов по передачам финансовых и нефинансовых активов между учреждениями разных типов, а также между учреждениями — получателями субсидий, бюджетными и автономными.
Таким образом, любая передача финансовых и нефинансовых активов между учреждениями разных типов, а также между учреждениями — получателями субсидий, бюджетными и автономными, отражается с применением счетов 0 401 20 241 (при выбытии) и 0 401 10 180 (при поступлении).
При этом независимо от того, что амортизация по нефинансовому активу начислена полностью, передается балансовая стоимость объекта и сумма накопленной по нему амортизации.
Отражение передачи имущества в Справках ф. 0503725, ф. 0503125
Нормативными документами не предусмотрено составление единой консолидированной отчетности учреждений всех типов — казенных, бюджетных и автономных. Отдельно консолидируется бюджетная отчетность участников бюджетного процесса, отдельно бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений.
Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) формируется только головным учреждением и его обособленными подразделениями для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании головным учреждением консолидированной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н).
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) , далее — Справка (ф. 0503125), формируется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета, финансовым органом, консолидированных форм бюджетной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления и представления… отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н).
Соответственно, указанные Справки по консолидируемым расчетам не составляются по передачам финансовых активов и НФА между учреждениями разных типов, а также между учреждениями — получателями субсидий, бюджетными и автономными.
Способов поступления имущества в государственные (муниципальные) учреждения существует несколько: приобретение в рамках госзадания, за счет целевых субсидий, за счет собственных доходов учреждения, поступление в рамках централизованного снабжения от учредителя или в качестве спонсорской помощи. В каждом из этих случаев есть свои особенности учета. В этой статье мы рассмотрим особенности документального оформления и отражения в бухгалтерском учете имущества, поступившего безвозмездно.
Безвозмездное поступление имущества в учреждение может происходить несколькими способами:
- от учредителя по централизованному снабжению, из бюджета, от вышестоящей организации;
- по договорам дарения или пожертвования от юридических и физических лиц.
БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Безвозмездное пользование (ссуда) – передача ссудодателем вещи в безвозмездное временное пользование ссудополучателю, который обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком он ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В безвозмездное пользование может быть передано движимое и недвижимое государственное (муниципальное) имущество (далее имущество):
— составляющее государственную (муниципальную) казну;
— закрепленное за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
— закрепленное за казенными учреждениями и бюджетными учреждениями на праве оперативного управления;
— закрепленное за автономными учреждениями на праве оперативного управления.
Предоставление имущества в безвозмездное пользование осуществляется по результатам торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договоров безвозмездного пользования.
Торги (конкурс или аукцион) на право заключения договоров безвозмездного пользования проводятся в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67.
Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров безвозмездного пользования может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, утвержден приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67.
Ссудодателями государственного (муниципального) имущества являются:
— органы по управлению государственным и муниципальным имуществом;
— унитарные предприятия — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
— казенные, бюджетные и автономные учреждения — в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.
При этом передача в безвозмездное пользование унитарными предприятиями, а также казенными, бюджетными и автономными учреждениями недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения собственником или приобретенного ими за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, осуществляется с предварительного согласия в письменной форме собственника.
Ссудополучателями имущества могут выступать:
— государственные (федеральные и региональные) органы власти и управления;
— органы местного самоуправления;
— государственные (муниципальные) предприятия и учреждения;
— лица, с которыми заключен государственный (муниципальный) контракт по результатам конкурса или аукциона, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения контракта;
— иные лица в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну:
Решение о передаче в безвозмездное пользование имущества принимается главой исполнительной власти. Заинтересованное лицо направляет соответствующее заявление о предоставлении имущества в безвозмездное пользование в произвольной форме в виде письма в адрес органа по управлению имуществом.
Глава исполнительной власти в течение тридцати дней со дня получения заявления и пакета документов принимает решение:
— о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов;
— о заключении договора безвозмездного пользования без проведения торгов;
— об отказе в передаче в безвозмездное пользование имущества.
В случае принятия решения о заключении договора безвозмездного пользования путем проведения торгов аукцион (конкурс) на право заключения договора безвозмездного пользования проводится в порядке, установленном действующим антимонопольным законодательством.
Случаи неприменения стандарта «Аренда»
В соответствии с положениями, предусмотренными пунктом 8 Стандарта «Аренда»:
Выдержка из документа
«Объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование, классифицируются для целей настоящего Стандарта в качестве объектов учета аренды.»
Таким образом, при получении государственного (муниципального) имущества в безвозмездное пользование ссудополучатель — государственное (муниципальное) учреждение — должен отражать объекты учета в соответствии с положениями Стандарта «Аренда».
При этом следует отметить, что не каждый договор безвозмездного пользования подлежит отражению в соответствии со стандартом «Аренда».
Согласно пункту 3 стандарта «Аренда», его положения применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Согласно пункту 41 Стандарта «Концептуальные основы»:
Выдержка из документа
Имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя).
Важно отметить, что в соответствии с пунктом 43 стандарта «Концептуальные основы» для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).
При этом, как подчеркивают методологи Минфина России, стандарт «Аренда» применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов (письма Минфина России от 22.11.2018 № 02-07-10/84404, 27.09.2018 № 02-07-10/69410, от 19.09.2018 № 02-07-10/67168, от 14.09.2018 № 02-07-10/66285 и др.).
Таким образом, безвозмездное получение государственным (муниципальным) учреждением движимого и недвижимого имущества от собственника (учредителя) не является доходом ссудополучателя, объектов учета аренды не возникает (положения СГС «Аренда» не применяются). Но если имущество получено от бюджета другого уровня, объекты учета должны квалифицироваться согласно стандарту «Аренда». Стандарт «Аренда» не применяется и в случаях, когда имущество передается учреждению в безвозмездное пользование на основании соответствующего закона, нормативного акта. Так, Минфин России в письме от 22.11.2018 № 02-07-10/84404 разъяснил:
Выдержка из документа
«Согласно пункту 6 статьи 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ „О полиции» субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи.
. экономическая сущность хозяйственных операций, возникающих при предоставлении субъектами транспортной инфраструктуры имущества (услуг) территориальным органам и подразделениям полиции согласно Федеральному закону № 3-ФЗ, не связана с целями извлечения выгод (доходов), в связи с чем в рамках указанных отношений, по мнению Департамента, объектов учета аренды на льготных условиях не возникает (положения СГС „Аренда» не применяются)».
Аналогичная позиция высказана в письмах Минфина России:
- от 27.09.2018 № 02-07-10/69410 — предоставление помещений для размещения органов федеральной фельдъегерской связи, а также их материально-технического обеспечения государственными органами — потребителями услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»;
- от 31.08.2018 № 02-07-10/62448 — предоставление образовательной организацией на безвозмездной основе в пользование медицинской организации помещения, соответствующего условиям и требованиям для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в соответствии с Федеральным законом от 30.11.2010 № 327 «Об образовании в Российской Федерации» и др.
В подобных случаях информацию об имуществе, полученном в пользование в целях обеспечения выполнения функций без закрепления за пользователем имущества права оперативного управления, следует отражать в прежнем порядке — на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
Бухгалтерский учет имущества, переданного в безвозмездное пользование
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕДАННОГО В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ, У ССУДОДАТЕЛЯ
[2]
При передаче организацией — собственником по договору безвозмездного пользования (ссуды) объектов основных средств или иного имущества, данные объекты или иное имущество будет продолжаться числиться на его бухгалтерском балансе.
В соответствии с действующим Планом счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», принадлежащие организации основные средства (в том числе находящиеся в аренде или безвозмездном пользовании) учитываются на счете 01 «Основные средства».
Безвозмездно переданное в пользование имущество подлежит обособленному учету у передающей стороны. Таким образом, имущество, безвозмездно переданное в пользование другой стороне, подлежит учету у ссудодателя на счете 01 «Основные средства» субсчет «Основное средство, переданное в безвозмездное пользование» и 02 «Амортизация основных средств» субсчет «Амортизация основных средств, переданных в безвозмездное пользование».
Передающая сторона в целях бухгалтерского учета должна будет сделать следующие проводки:
Корреспонденция счетов |
Договор о передаче имущества в бессрочное пользование
Бессрочное пользование имуществом возможно с согласия обеих сторон. Если ссудодатель решил отдать объект в пользование ссудополучателя на неопределенный срок, тогда этот момент прописывается в договоре, который в дальнейшем скрепляется подписями обеих сторон.
Расторгнуть бессрочный договор может любой из участников сделки. Для этого необходимо сообщить о своем намерении как минимум за 1 месяц до прекращения действия договора. Поводом для прекращения сделки также является смерть ссудополучателя, а в случае кончины ссудодателя договор продолжает действовать.
В одностороннем порядке разорвать бессрочное соглашение можно в следующих случаях:
- получатель передал свои права на имущество иному гражданину;
- получатель вещи не использует ее по прямому назначению;
- получать не поддерживает вещь в должном состоянии;
- ссудодатель скрыл наличие дефектов или повреждений у передаваемой вещи;
- ссудодатель скрыл факт наличия прав на вещь у других лиц.
Что такое безвозмездное пользование помещением
Действующее законодательство, а именно Гражданский кодекс нашей страны, не содержит такого правового понятия, как безвозмездная передача жилого или нежилого имущества. Под такими действиями подразумевается получение ссуды.
Ссуда, это передача любого объекта недвижимости, несмотря на его принадлежность к жилому, или коммерческому фонду, без получения какой-либо материальной выгоды. Сторонами по такой сделке выступают ссудодатель, то есть гражданин, или юридическое лицо, у которого есть объект недвижимости, а также ссудополучатель, человек, либо предприятие, организация, которые берут данное помещение в аренду или найм.
Главным условием такой передачи, является возвращения объекта ссуды в том состоянии, которое было до начала подписания договора, либо в улучшенном, а также оплата всех обязательных платежей (коммунальные и другие услуги) за период, на протяжении которого недвижимостью будут пользоваться.
Безвозмездная аренда нежилого помещения и налогообложение таких сделок регулируется Налоговым кодексом нашего государства, но об этом будет рассказано ниже.
Налогообложение безвозмездной ссуды
Рассмотрим, какие обязательные бюджетные платежи должны отдавать в казну физические лица. По общим правилам, любой гражданин выплачивает 13% от своего дохода. В случае правоотношений, когда он отдает свое имущество в безвозмездную ссуду, он ничего не обязан платить, так как никакой прибыли от этого не получает.
Индивидуальные предприниматели, имеют двоякое положение. С одной стороны они субъекты хозяйственной деятельности, с другой простые физические лица, поэтому свою недвижимость могут проводить по разным позициям. Если они получили безвозмездную ссуду как ИП, то база налогообложения формируется исходя из принципов, которые были указаны выше. Если дали в бесплатную аренду или найм – ничего не платят (только сборы за наличие недвижимости, например за землю).
Все юридические лица подпадают под налоги, и делятся на две категории.
БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Безвозмездное пользование (ссуда) – передача ссудодателем вещи в безвозмездное временное пользование ссудополучателю, который обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком он ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
В безвозмездное пользование может быть передано движимое и недвижимое государственное (муниципальное) имущество (далее имущество):
– составляющее государственную (муниципальную) казну;
– закрепленное за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
– закрепленное за казенными учреждениями и бюджетными учреждениями на праве оперативного управления;
– закрепленное за автономными учреждениями на праве оперативного управления.
Предоставление имущества в безвозмездное пользование осуществляется по результатам торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договоров безвозмездного пользования.
Торги (конкурс или аукцион) на право заключения договоров безвозмездного пользования проводятся в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67.