Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка и, как следствие, выездная проверка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В рамках собственной деятельности банк обязан контролировать операции клиентов на предмет их соответствия законодательным требованиям. В определенных случаях банк вправе затребовать у владельца счета пояснения относительно экономической сути той или иной операции. Банк запрашивает пояснения в случае, если операции по счету относят к категории сомнительных (согласно внутрибанковской классификации).
Образец пояснения о низкой налоговой нагрузке
Составить универсальный образец текста пояснений невозможно. Все же мы постарались добавить в стандартный шаблон рекомендацию по формированию убедительного текста.
Скачать текст пояснения причин низкой налоговой нагрузки для ИФНС
Необходимо понимать, что, какие бы ни были уважительные причины, налоговики будут гнуть свою линию и требовать повысить налоговую нагрузку. Именно поэтому наши специалисты зачастую по вновь принятым на обслуживание клиентам берут огонь на себя и ходят на комиссии в налоговую по доверенности.
В дальнейшем мы переводим наших клиентов на режим «невидимки» – то есть работы с такими показателями по налоговой нагрузке, которые не заинтересуют налогового инспектора и не станут причиной «болезненного» интереса ИФНС к бизнесу клиента. Это единственный способ избежать и комиссий, и проверок, в том числе выездных.
Для того, чтобы компания не выбилась из нормативов по налоговой нагрузке, наши специалисты используют все самые актуальные наработки по созданию «режима невидимки». В процессе оказания бухгалтерских услуг мы не только обеспечиваем нашим клиентам такой режим, но и внимательно отслеживаем состояние показателя налоговой нагрузки.
В случае объективного снижения – готовим убедительные пояснения для ИФНС. Благодаря нашей заботе о клиентах, они могут спокойно развивать бизнес, без постоянного страха перед проверяющими с их обязательными многомиллионными доначислениями.
Основание для предъявления требований
Строго контролируются показатели налоговой нагрузки федеральной службой с 2007 года. И контроль этот является достаточно жестким. За точку отсчета налоговиками принимаются среднеотраслевые уровни налогового бремени. Они рассчитываются по определенной методике, которая, как и в принципе любая, имеет слабые стороны, недочеты.
Среднеотраслевые показатели в итоге получаются, мягко говоря, далекими от действительности. Практика показывает, что они очень часто сильно укрупнены. Кроме того, при расчете среднеотраслевых показателей не учитываются важные для получения объективных значений факторы. И именно этот факт налогоплательщики с низким уровнем налогового бремени могут использовать в своих интересах при коммуникации с контролирующей структурой.
Чем опасна низкая налоговая нагрузка и как снизить риск проверок
Низкая налоговая нагрузка предприятия — это один из наиболее важных критериев риска, определенных Федеральной налоговой инспекцией. Если ИФНС сочтет, что предприятие перечислило в бюджет меньше, чем в среднем по отрасли, то придет к такому налогоплательщику с проверкой. О правилах расчета и действиях, направленных на снижение риска проверок, расскажем в статье. КонсультантПлюс БЕСПЛАТНО на 3 дня Получить доступ
В российской практике термин «налоговая нагрузка» (НН) начал применяться с 2007 года, когда вступил в силу Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Упомянутым Приказом определены 12 критериев для самостоятельной оценки налогоплательщиками риска проверки со стороны ИФНС. И первым из них является оценка НН — отношение суммы налогов и сборов по данным ФНС к выручке организации по данным Госкомстата, выраженное в процентах. Расчет производится за календарный год.
Ежегодно ФНС публикует показатели НН по видам деятельности, и если этот показатель в организации ниже отраслевого, то риск проверки со стороны инспекции ФНС повышается.
Низкая налоговая нагрузка – объяснение, пример
Унифицированной формы для подачи пояснений по факту низкой НН не существует. Налогоплательщик может составить документ письменно в произвольном виде. Главное – это описать причины недостаточной рентабельности предприятия или убыточной деятельности, соответственно, низкого объема фискальных платежей.
К примеру, причину высокой доли вычетов по НДС для предприятий оптовой торговли следует искать в увеличении складских товаров или снижении сбыта; а для организаций-производителей можно обоснованно привести рост закупочных цен на МПЗ. Актуальная причина указывается в пояснительной записке с учетом специфики деятельности компании. Если представить информацию грамотно, можно избежать включения организации в план проверок, но неоднократное умышленное занижение НН рано или поздно привлечет повышенное внимание налоговиков.
После подачи налоговой декларации она проверяется специалистами. Информация, изложенная в документе, может вызвать вопросы. В частности, подозрение вызывает низкая налоговая нагрузка. Если у налоговиков возникли вопросы, придется давать пояснения.
Получение запроса от налоговой о предоставлении пояснений по причинам отклонения от средней налоговой нагрузки означает, что направленные ранее данные вызвали сомнения в своей коррекции. Право на истребование пояснений оговорено в подпункте 6 пункте 1 статьи 23 НК РФ. Инспекторы имеют право требовать предъявить документацию, касающуюся расчета и уплаты налогов. Однако в законе есть важная оговорка: документы могут быть истребованы только в рамках камеральных или выездных проверок.
То есть требование о пояснениях по низкой нагрузке не оговорено в НК РФ. Есть только косвенное разрешение. Поэтому налоговая может потребовать пояснительную записку, но не может требовать подтверждающих документов. Любые подобные требования будут незаконными. Однако предприниматель может предоставить подтверждающие бумаги по собственной воле. Сделать это рекомендуется, так как позволит избежать выездной проверки и ревизии.
Штатный бухгалтер после вызова на комиссию по причине низкой налоговой нагрузки посоветует руководству пойти на уступки ИФНС и исполнить требования инспекторов. В результате даже начинающий бизнес рискует получить большую налоговую нагрузку. При этом реальные требования по налоговой нагрузке так никто и не изучит. А ведь знание этих требований позволяет дать грамотное объяснение низкой налоговой нагрузки, что в большинстве случаев способно решить проблему.
Требование налоговиков предоставить пояснение о причинах низкой налоговой нагрузки. Что это?
В рамках работы по легализации налогооблагаемой базы налоговые органы выставляют налогоплательщику требование предоставить пояснение о причинах низкой налоговой нагрузки.
Налоговая нагрузка показывает уровень налогового бремени налогоплательщика. С 2007г. уровень налоговой нагрузки стал одним из показателей, который контролируют налоговые органы.
Оценить налоговую нагрузку можно самостоятельно. Федеральная налоговая служба России издала приказ от 30 мая 2007г. №ММ-3-06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных проверок».
В приложении №3 к этому приказу утверждены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Одним из таких критериев и выступает налоговая нагрузка, которую каждый год налоговые органы рассчитывают для каждого вида деятельности.
Единой методики оценки налоговой нагрузки нет. Существуют различные способы расчета налоговой нагрузки. Наиболее значимым является ниже приведенный расчёт.
Это когда показатель налоговой нагрузки рассчитывается как отношение сумм уплаченных налогов (без учета сумм налогов, по которым организация выступает налоговым агентом, например, НДФЛ) по данным налоговых деклараций к величине полученных доходов налогоплательщика по данным бухгалтерской отчетности. При расчете налоговой нагрузки учитываются также налоги, уплаченные по налоговым декларациям (расчетам) по филиалам, представительствам и иным обособленным подразделениям организации.
Для сравнения расчетного значения налоговой нагрузки со среднеотраслевыми показателями в соответствии с приказом ФНС России от 30 мая 2007г. N ММ-3-06/333@, необходимо производить расчет с учетом суммы уплаченного налога на доходы физических лиц.
Налоговая нагрузка должна быть не ниже, чем среднеотраслевая. А что же делать, если все-таки налоговая нагрузка оказалась ниже?
Необходимо проверить свой основной код ОКВЭД. Налоговые органы определяют принадлежность организации к тому или иному виду деятельности по основному коду ОКВЭД. Быть может, что организация осуществляет иной вид деятельности, чем тот, что указан как основной, и соответственно размер налоговой нагрузки другой.
На требование необходимо предоставить пояснительную записку. Следует обосновать затраты организации и объяснить причины низкой налоговой нагрузки.
Чем же можно объяснить низкую налоговую нагрузку:
- Повышение закупочных цен на сырьё, материалы;
- Снижение объёмов реализации (уменьшение числа покупателей);
- Минимальная торговая наценка (удержание старых и привлечение новых клиентов);
- Иные расходы (инвестиции на развитие деятельности, значительные арендные платежи, непредвиденные расходы на ремонт производственного оборудования и т.д.);
- Повышение заработной платы сотрудникам;
- Повышение административных расходов.
Как реагировать на требование из налоговой
На требование, поступившее из ИФНС, нужно ответить в течение пяти рабочих дней после получения. Если оно пришло в электронной форме по ТКС, у вас будет дополнительно шесть рабочих дней на отправку квитанции о приеме — итого 11 дней на обдумывание ответа, если увидеть требование сразу.
Пояснение можно составить в свободной форме. В первую очередь, важно показать, что вы не нарушаете требования трудового законодательства и не платите зарплату ниже МРОТ без причины. В пояснении укажите объективные факторы снижения заработка сотрудника, например:
- перевод в простой или на режим неполного рабочего времени;
- прием или увольнение в середине месяца;
- декретный отпуск;
- отпуск за свой счет и пр.
Образец пояснения о низкой налоговой нагрузке
Составить универсальный образец текста пояснений невозможно. Все же мы постарались добавить в стандартный шаблон рекомендацию по формированию убедительного текста.
Скачать текст пояснения причин низкой налоговой нагрузки для ИФНС можно здесь>>>
Необходимо понимать, что, какие бы ни были уважительные причины, налоговики будут гнуть свою линию и требовать повысить налоговую нагрузку. Именно поэтому наши специалисты зачастую по вновь принятым на обслуживание клиентам берут огонь на себя и ходят на комиссии в налоговую по доверенности.
В дальнейшем мы переводим наших клиентов на режим «невидимки» – то есть работы с такими показателями по налоговой нагрузке, которые не заинтересуют налогового инспектора и не станут причиной «болезненного» интереса ИФНС к бизнесу клиента. Это единственный способ избежать и комиссий, и проверок, в том числе выездных.
Для того, чтобы компания не выбилась из нормативов по налоговой нагрузке, наши специалисты используют все самые актуальные наработки по созданию «режима невидимки». В процессе бухгалтерского обслуживания мы не только обеспечиваем нашим клиентам такой режим, но и внимательно отслеживаем состояние показателя налоговой нагрузки.
В случае объективного снижения – готовим убедительные пояснения для ИФНС. Благодаря нашей заботе о клиентах, они могут спокойно развивать бизнес, без постоянного страха перед проверяющими с их обязательными многомиллионными доначислениями.
O K:
Прошло то время, когда налоговые органы отслеживали только прямое нарушение норм налогового законодательства. Теперь в действиях компании они ищут признаки недобросовестности, среди ее контрагентов — фирмы-однодневки, к операциям налогоплательщика примеряют схемы уклонения от уплаты налогов.
Первый критерий – занижение уровня налоговой нагрузки
Если уровень налоговой нагрузки компании ниже среднего по отрасли или виду экономической деятельности, то одному из критериев оценки налоговых рисков она уже соответствует. А значит, компания рискует попасть в план проверок.
Налогоплательщик может самостоятельно рассчитать уровень налоговой нагрузки. Этот показатель определяется просто: нужно разделить общую сумму налогов, уплаченных за год, на сумму полученной выручки. После того как налогоплательщик сравнит уровень налоговой нагрузки со среднеотраслевым, он сможет оценить степень налогового риска и принять меры по его снижению.
При расчете используется сумма выручки без НДС и акцизов по данным бухгалтерского учета, а именно по данным строки 010 Отчета о прибылях и убытках (форма № 2). Для определения уровня налоговой нагрузки используются налоги, по которым организация признана налогоплательщиком. Налоги, которые компания удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент, например НДС и НДФЛ, а также страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не участвуют в расчете.
Таким образом, необходимо взять величину следующих налогов, уплаченных за налоговый период (если организация является плательщиком этих налогов) :
— налог на прибыль;
— НДС;
— страховые вхносы, за минусом взносов в Пенсионный фонд РФ;
— налог на имущество;
— акцизы;
— транспортный и земельный налог.
Полученное значение нужно сравнить со среднеотраслевым. Данные для сравнения можно найти в приложении к приказу ФНС России, которым утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.
Следует учитывать, что проверяющие могут определить динамику налоговой нагрузки компании за несколько лет. На основании данных Отчета о прибылях и убытках (форма № 2) инспекторы без труда определят значение показателя не только за текущий, но и за предыдущий период деятельности. Соответственно снижение уровня уплаченных налогов может косвенно свидетельствовать о нарушениях в налоговом учете, а увеличение, наоборот, станет аргументом в пользу налогоплательщика.
Как написать пояснение в налоговую о низкой налоговой нагрузке
Оба указанных документа рассматривают вопросы проверки и анализа отчетности, сдаваемой налогоплательщиками за отчетный период. Целями проверки являются – выявление ошибок, или же преднамеренное искажение. На основании таких проверок, определяются предприятия для проведения дополнительных мероприятий по проверке.
Необходимо проверить свой основной код ОКВЭД. Налоговые органы определяют принадлежность организации к тому или иному виду деятельности по основному коду ОКВЭД. Быть может, что организация осуществляет иной вид деятельности, чем тот, что указан как основной, и соответственно размер налоговой нагрузки другой.
Налоговая нагрузка показывает уровень налогового бремени налогоплательщика. С 2007г. уровень налоговой нагрузки стал одним из показателей, который контролируют налоговые органы.
Необходимо проверить свой основной код ОКВЭД. Налоговые органы определяют принадлежность организации к тому или иному виду деятельности по основному коду ОКВЭД. Быть может, что организация осуществляет иной вид деятельности, чем тот, что указан как основной, и соответственно размер налоговой нагрузки другой.
Оценить налоговую нагрузку можно самостоятельно. Федеральная налоговая служба России издала приказ от 30 мая 2007г. №ММ-3-06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных проверок».
Компании, у которых налоговая нагрузка и рентабельность меньше среднеотраслевых, рискуют попасть под особый контроль налоговиков. Эти показатели ФНС учитывает, когда отбирает претендентов на выездную проверку.
Как контролировать налоговую нагрузку
Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:
- работающие с отрицательными показателями доходности;
- с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
- с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
- с долгами по оплате налогов;
- с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
- применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.
С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.
Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:
- проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
- спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
- определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
- контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
- Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.
Налог на прибыль: пояснения в ИФНС по низкой налоговой нагрузке
Запрос разъяснения ситуации от ФНС может прийти в виде требования. Компании не следует игнорировать запрос о предоставлении пояснений по налоговой нагрузке по прибыли во избежание назначения налоговой проверки. Несмотря на тот факт, что обязанность разъяснять информацию о причине снижения налоговых платежей не закреплена в законодательстве, на практике инспекторы ФНС запрашивают пояснение не только в период проведения камеральных проверок предоставленных отчетов. Ответ на полученное требование о низкой налоговой нагрузке по прибыли следует предоставить в течение 5 дней (рабочих) со дня получения.
Пояснительную записку требуется подготовить в письменном формате.
Рассмотрим, какие обязательные сведения в отношении налоговой нагрузки по прибыли ответ налоговой должен содержать.
Для пояснительных в ФНС не предусматривается никаких обязательных форм, в связи с чем составить ответ можно в произвольной форме. Структура ответа может быть представлена следующим образом:
- «Шапка» ответа. В соответствии с обычаями делового оборота, следует в правой верхней части листа указать наименование налоговой инспекции, наименование и основные реквизиты компании-налогоплательщика.
- Указывается исходящий номер документа и дата.
- По центру листа указывается наименование составляемого документа – в нашем случае «Пояснение».
- Далее располагается непосредственно текст пояснительной записки, где описываются причины низких показателей налоговой нагрузки.
- В нижней части необходимо указать должность, ФИО, подпись руководителя компании.
Виды налоговой нагрузки
- Налоговая нагрузка бывает:
- Абсолютная. Это точная цифра – обременение на уплату налогов. Отражает сумму налоговых обязательств компании, но не учитывает тяжесть налогового бремени. Ее можно рассчитать по формуле:
- Относительная. Демонстрирует процент средств, которые компания должна выделить из своей выручки на погашение налогов. Ее рассчитывают по формуле:
- Среднеотраслевая. Коэффициент налоговой нагрузки по разным видам деятельности, среднее значение для каждой отрасли. Рассчитывается налоговиками ежегодно по специальной методике. Данные находятся в свободном доступе на сайте ФНС и обновляются не позднее 5 мая последующего года.
Низкая налоговая нагрузка
Объяснение (пример) рассмотрим, взяв за основу образовательную организацию, предоставляющую услуги по дополнительному образованию (ОКВЭД 85.11).
Сумма начисленных налогов за 2018 год составляет 2 169 066 рублей.
Выручка за 2018 год по отчету о прибылях и убытках — 20 557 770 рублей.
НН составит 10,6 % (2 169 066 / 20 557 770 × 100 %).
Полученное значение НН сравниваем с соответствующим показателем в документе ФНС «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в процентах» за 2018 год. В документе ФНС показатели приведены укрупненно, надо найти свой раздел по классификатору ОКВЭД, а если его нет, то использовать значение НН по строке «Всего».
Раздел «Образование» ФНС не выделяла, сравниваем НН организации с общим показателем в строке «Всего», который за 2018 год составляет 10,8 %.
НН организации ниже среднего показателя на 0,2 % (10,8–10,6 %). При более высоких отклонениях НН организации от среднеотраслевых ИФНС обычно присылает письмо с рекомендацией пересмотреть налогооблагаемую базу и доплатить налоги.
В таком случае придется подготовить уточненную декларацию с объяснением, каким образом возникла низкая налоговая нагрузка; объяснение (образец см. ниже) прикладывается к уточненной декларации. Форма пояснительной записки приводится в Приложении № 5 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Низкая налоговая нагрузка
Объяснение (пример) рассмотрим, взяв за основу образовательную организацию, предоставляющую услуги по дополнительному образованию (ОКВЭД 85.11).
Сумма начисленных налогов за 2022 год составляет 2 169 066 рублей.
Выручка за 2022 год по отчету о прибылях и убытках — 20 557 770 рублей.
НН составит 10,6 % (2 169 066 / 20 557 770 × 100 %).
Полученное значение НН сравниваем с соответствующим показателем в документе ФНС «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в процентах» за 2022 год. В документе ФНС показатели приведены укрупненно, надо найти свой раздел по классификатору ОКВЭД, а если его нет, то использовать значение НН по строке «Всего».
Раздел «Образование» ФНС не выделяла, сравниваем НН организации с общим показателем в строке «Всего», который за 2022 год составляет 10,8 %.
НН организации ниже среднего показателя на 0,2 % (10,8–10,6 %). При более высоких отклонениях НН организации от среднеотраслевых ИФНС обычно присылает письмо с рекомендацией пересмотреть налогооблагаемую базу и доплатить налоги.