- Пособия

Госзакупки: Пять актуальных вопросов по приказу №126н

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госзакупки: Пять актуальных вопросов по приказу №126н». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Цель заключается в поддержке экономических и производственных интересов страны, укреплении и мотивации внутреннего рынка, обозначении преимущественного положения российского производителя. Реализация осуществляется через применение национального режима при осуществлении закупок 44-ФЗ (ст. 14 закона о контрактной системе № 44-ФЗ). Часто используется равнозначный термин импортозамещение. Суть метода в том, чтобы предпринять меры по введению запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров, создать благоприятные условия допуска российских аналогов. Основанием для включения продукции в перечень российских товаров является заключение Минпромторга (ПП РФ № 719 от 17.07.2015).

В каких случаях применяется нацрежим

В тендерах нацрежим реализуют через:

  • запрет на допуск ТРУ, которые произвели в зарубежных странах, кроме стран ЕАЭС;
  • ограничения закупки иностранных ТРУ;
  • специальные условия допуска.

Правительство РФ в нормативных актах определяет правила работы запрета, ограничений и условий допуска и устанавливает список товаров, на которые действует нацрежим. Если объект закупки есть в одном из таких списков, то заказчик пишет в документации закупки:

  • какой нормативный документ действует в соответствии с нацрежимом;
  • какими документами участник подтверждает происхождение продукции в странах ЕАЭС;
  • сведения о том, что поставщик несет ответственность, если неверно укажет страну производства товара.

Как изменятся запреты в 2020 году

Минпромторг разработал новый проект постановления о запретах на допуск в рамках национального режима. Выйдет нормативный акт в форме поправок к ПП РФ № 239 от 07.03.2019. В обновленное постановление по нац режиму по 44 ФЗ включили ряд положений (в основном действующие списки товаров) из ПП РФ № 656, 791, 1072 и 9. Четыре указанных норматива перестанут действовать с 01.01.2019.

Законодатели планируют устанавливать запреты на допуск только в закупках для нужд обороны и безопасности. Такое положение прописано в ПП РФ № 9 от 14.01.2017 и № 239 от 07.03.2019. Что касается остальных категорий, таких как мебель, легкая и деревообрабатывающая промышленность, машиностроение, то запреты с них снимаются, и устанавливаются ограничения на допуск зарубежной продукции.

Как сами постановления по изменениям национального режима, так и перечни к ним еще окончательно не утверждены. Списки товаров, в отношении которых планируют ввести запреты, еще дорабатываются и дополняются. К примеру, в реестр запрещенной иностранной продукции войдут морская техника и судостроительная продукция (паромы, речные и морские суда, буксиры). А вот что исключат из списка (позиции по ОКПД2):

  • 08.11.1 — камень строительный и для памятников;
  • 08.12 — гравий, песок, различные виды глины и каолин;
  • 23.11 — листовое стекло;
  • 28.92.50.000 — гусеничные тракторы;
  • 29.10.59.210 — транспорт для перевозки денег и ценных грузов.

Законодатели предложили единый регламент национального режима для всей продукции, включенной в обновленный перечень. Новые правила применения запрета на допуск в рамках национального режима:

  1. К закупкам не допускаются товары, которые происходят не из стран Евразийского экономического союза.
  2. Нельзя объединять в одном заказе товары, включенные в перечень, и продукцию, отсутствующую в нем.
  3. Отечественное происхождение продукта подтверждается выпиской из реестра российской промышленной продукции. Этот документ готовится через сервис ГИСП.
  4. Происхождение товара из ЕАЭС подтверждается наличием позиции в перечне евразийской промышленной продукции. Законодатели не установили, в какой форме поставщику доказывать такое происхождение.
  5. Закупка конкретных товаров обязывает заказчика устанавливать дополнительные требования к участникам. К примеру, для изготовления текстильных изделий поставщику обязан использовать вспомогательные материалы из стран ЕАЭС.
  6. Замена товара иностранной продукцией в ходе исполнения контракта запрещена.
  7. Заказчики размещают в ГИСП сведения об итогах закупки с установленными запретами на допуск. Сделать это необходимо в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта с поставщиком.
Читайте также:  Работа в Болгарии: востребованные вакансии

Как сейчас работают запреты

Закупка не допускается, за исключением случаев, если производство таких товаров в РФ и ЕАЭС отсутствует. Если подана заявка на участие о поставке иностранных товаров, заказчик отклоняет заявку при наличии аналогов.

Постановлениями правительства установлены запреты на допуск в отношении товаров, работ или услуг. Вот в каких из перечисленных ниже случаях заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима:

  • закупка продуктов легкой промышленности;
  • заказ машиностроительной продукции;
  • приобретение программного обеспечения;
  • госзаказ продукции для нужд обороны и безопасности;
  • тендеры на мебель.

Как работают условия допуска национального режима

Условия допуска иностранной продукции — это специальные правила реализации зарубежных товаров. По сути, предоставление преференций для российской продукции. Заказчик рассматривает все поступившие заявки. Ценовое преимущество отдается той, в которой предложено наибольшее количество составляющих отечественного производства.

Заказчику особенно важно подчеркивать в своей документации необходимость для участника декларировать страну происхождения и нести ответственность за достоверность указанных сведений.

При поставке товаров из стран ЕАЭС преференции определяет приказ Минфина России № 126н от 04.06.2018. Вот на продукцию из какой страны не распространяется национальный режим:

  • из Белоруссии;
  • Казахстана;
  • Армении;
  • Киргизии.

Участникам с товарами ЕАЭС предоставлено преимущество по цене контракта в размере 15 процентов в случае подтверждения документом страны происхождения. При наличии нескольких участников в закупке с одинаковыми условиями заказчик заключит контракт с тем из них, который вправе получить преференцию. Контракт с победителем, который не предложил поставку из ЕАЭС, заключается при возможности снижения цены на 15% от заявленной.

Если победитель в своей заявке не указал соотношение долей товаров, которые произведены как в иностранном государстве, так и в странах ЕАЭС, такая доля товара исчисляется заказчиком по цене за единицу из обоснования НМЦК. Приказ действует в совокупности с ПП РФ № 925 от 16.09.2016. Постановление определяет приоритет товаров, работ и услуг российского происхождения к иностранной продукции.

С 12.11.2019 перечень товаров, на которые распространяются условия допуска национального режима, обновился. Вышел приказ Минфина РФ № 165н от 14.10.2019, который дополнил действующий норматив 126н. В перечень включены новые коды продукции по видам экономической деятельности ОКПД2. Среди них:

  • 08.1 — камень, песок, глина;
  • 17.12.14.160 — бумага для аппаратов и приборов;
  • 19.20.29.119 — моторные масла, которые не включили в другие группировки;
  • 20.41.32.119 — моющие средства (прочие);
  • 26.40.20.110 — цветные телевизоры с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения;
  • 31.0 — мебель (есть исключения).

Преференции организациям инвалидов

Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.

Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы. К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера. Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества. Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.

Читайте также:  Платежное поручение по ЕНП в 2023 году — порядок заполнения и инструкция

ПРИ ПОМОЩИ КАКИХ ДОКУМЕНТОВ УЧАСТНИК ЗАКУПКИ ПОДТВЕРЖДАЕТ, ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРА В ЕАЭС.

То при помощи какого документа участник подтверждает страну происхождения товара, завит от вида продукции:

— это может быть декларация, оформленная в свободной форме, в которой участник просто декларирует страну происхождения товара.

— акт экспертизы ТПП, срок действия которого составляет 1 год.

— сертификат СТ-1, который выдаётся по заявлению поставщика или на основании акта экспертизы ТПП.

Сертификат СТ-1, может быть годовой, трехмесячный или разовый.

— копия специального инвестиционного контракта (СПИК).

Обычно в закупках заказчик указывает, какими из документов участник закупки должен подтвердить страну происхождения товара.

КАК БЫТЬ В СИТУАЦИИ, КОГДА В ЗАЯВКЕ ЧАСТЬ ТОВАРА ИНОСТРАННАЯ, А ЧАСТЬ РОССИЙСКАЯ

В случае установки в документации о аукционе, запрета на закупку иностранного товара заявку заказчик отклонит.

В случае установки в документации на аукцион ценовых преференций, то действия заказчика будут зависеть от процентного соотношения товаров российских и иностранных в составе заявки.

В случае, когда стоимость товаров из ЕАЭС, больше 50%, участник закупки имеет право на преференции, если меньше 50%, то цена контракта в полном объёме будет снижена на 15%.

В конкурсах, котировках, запросе предложений, участник предлагающие в заявке продукцию из ЕАЭС более 50%, получает преференции и понижающий коэффициент. При этом значение имеет не объём, а цена товаров.

В связи с этим заказчики просят в заявках с нацрежимом просят указывать стоимость каждой товарной позиции.

Что такое «преференция» в контрактном законодательстве?

Государство оказывает поддержку определенным участникам торгов, которая изложена в виде, так называемых, преференций в тексте 44-ФЗ. Причем, отдельной статьи в Федеральном законе, в которой были бы собраны все виды преимуществ для всех групп участников, не существует.

Льготные условия положены 3 группам участников, требования к которым указаны в разных положениях 44-ФЗ:

1-я группа (ст.30 44-ФЗ) — субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНКО);

2-я группа (ст.28 44-ФЗ) — структуры уголовно-исполнительной системы (УИС);

3-я группа (ст.29 44-ФЗ) — союзы инвалидов.

Разберем глубже, какими преференциями могут пользоваться участники из названных групп.

Цель Федерального закона № 44-ФЗ заключается не только в создании открытой и конкурентной среды при проведении госзакупок, но и в поддержке определенных категорий поставщиков, которые в этих закупках участвуют.

Согласно требований 44-ФЗ льготные условия предусмотрены для 3-х категорий участников:

1 категория — субъекты малого предпринимательства (сокращенно — СМП) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) (ст.30 44-ФЗ);

2 категория — учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (УИС) (ст.28 44-ФЗ);

3 категория — организации инвалидов (ст.29 44-ФЗ).

Давайте теперь более подробно рассмотрим, какие преференции предусмотрены для каждой категории участников.

Когда и как применяется нацрежим

Нацрежим в закупках может быть реализован одним из следующих способов: запрет, ограничение зарубежных поставок или создание специальных условий допуска продукции к торгам. Рассмотрим каждую методику использования нацрежима более развернуто.

Первый способ подразумевает полный отказ от приобретения товаров зарубежного производства, кроме продукции, производство которой не осуществляется в ЕАЭС. К примеру:

  • промтовары, используемые для нужд государства, оборонной отрасли, госбезопасности;
  • компьютерный софт, аналоги которого разрабатывается в РФ;
  • продукция машиностроительной отрасли — вагоны, локомотивы, тракторы, автомобили спецназначения, автоприцепы;
  • радиоэлектронника (отдельные виды).

Второй метод подразумевает индивидуальные условия допуска товаров из-за рубежа или лимиты на закупки:

  • пищевой и мебельной продукции, иных видов товаров;
  • ортопедических приспособлений, оборудования для хирургических вмешательств и иных предметов медназначения;
  • лекарственных препаратов, относящихся к важнейшим или находящихся в официальном списке необходимых по жизненным показателям.
Читайте также:  Психолог — кто это такой и чем занимается?

Особенности применения приказа

В 2015 году в приказ были внесены изменения, согласно которым значительно расширился перечень товаров, подпадающих под его действие. В нем появилась детская мебель, книжные шкафы и другая продукция. В перечне стран появилась Армения. Именно в 2015 году использование преференций было разрешено при покупке товаров путем запроса котировок.

Изначально предполагалось, что документ будет действовать до конца 2015 года, однако приказом МЭР РФ №228 было определено, что приказ будет действовать бессрочно.

Еще несколько изменений в документ было внесено приказом МЭР России №847. Коды ОКПД были заменены на ОКПД 2. Согласно приказу, участников закупок обязали предоставлять декларации, свидетельствующие о том, что товар изготовлен в странах Евразийского экономического союза.

Преференции организациям инвалидов

Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.

Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы. К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера. Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества. Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.

Ограничения в закупках

Ограничение заключается в том, что при закупке определенных групп товаров, заявки участников, предлагающих продукцию иностранного производства, допускаются только в определенных случаях.

Список товаров, которые попадают под ограничения:

    некоторые лекарственные препараты (ПП от 30.11.2015 № 1289) ;

    отдельные виды радиоэлектронной продукции (ПП от 26.09.2016 N 968) ;

    отдельные виды пищевых продуктов (ПП от 22.08.2016 № 832) .

Заявки, в которых предлагается данная продукция иностранного производства, могут быть допущены к участию, если, например, в РФ или государствах-членах ЕАЭС нет аналогов данного продукта (или такой производитель всего один) или, если на участие в закупке поданы заявки только с товарами иностранного производства.

Подробно об ограничениях участников закупки и условиях допуска для каждой из групп товаров, необходимо читать в соответствующих Постановлениях Правительства.

Как предоставляются преимущества

Наконец, обратимся к вопросу о том, каким образом проводятся закупочные процедуры и как предоставляются преференции.

Прежде всего напомним, что заказчик должен указать в извещении, а также в документации о закупочной процедуре условия о применении тех или иных преференций.

Некоторые из них нужно прописать в документах планирования. К примеру, чтобы осуществить заказ у субъектов малого предпринимательства (СМП), нужно заранее планируются это в плане-графике. Таким образом осуществляются, так называемые, специальные закупки, участниками которых выступают лишь лица, которые принадлежат к СМП и СОНКО. При этом сумма тендера не должна быть более 20 млн. руб.

Ст. 30 Закона закрепляет обязанность заказчика проводить торги с участием только СМП и СОНКО с объемом, равным 15% от общего годового объема закупок.

На аукцион вышел один участник, у которого стоит галочка,что претендует на преференции по Приказу №155. Заказчику убирать галочку в данном случае, т.к. один участник или оставлять?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *