Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый и предсменный контроль технического состояния транспортных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде чем выпустить ТС на линию, которые задействованы для перемещения грузов, доставки пассажиров должны пройти предрейсовый технический осмотр. Проводится лицом, соответствующей квалификации. В случае обнаружения перечисленных поломок выпускать в рейс автомобиль нельзя.
Договор предрейсовый технический осмотр
Если возможность принятия в штат механика-контролера соответствующей требованиям российского законодательства квалификации, не рассматривается, остается — заключение договора с компетентными специалистами. Где их искать, какие варианты есть: 1. Обратиться в транспортную компанию, где такой специалист есть. Если у него будет время подъехать к месту парковки вашего авто, он сможет провести предрейсовый ТО. К сожалению такие сотрудники загружены работой на своем предприятии. 2. Узнать в ближайшем от стоянки ТС автосервисе, смогут ли они ежедневно проводить ПТО и нести ответственность за выпуск исправного авто на линию. 3. Лучший вариант — обратиться в компанию, которая специализируется на оказании услуг по ПТО. У нас хватит специалистов, чтобы в любое, удобное для вас время, провести осмотр ТС на месте парковки. Кроме этого, в случае аварии доставят авто в ремонтную мастерскую. Они несут материальную ответственность за качество своей работы и мн. др.
При каких неисправностях запрещена эксплуатация транспортных средств
Примечание: Предрейсовый техконтроль проводится в соответствии с нормами ГОСТа Р51709-2001 для автотранспорта. Включая Правила техбезопасности (метод и условия проверки).
Некоторые неработающие узлы и системы водитель легко устранит сам до проведения осмотра. Список проверяемых при предрейсовом осмотре элементов конструкции присутствует в ряде правовых документов. Например, в Постановлении Правительства №1090 отредактированного в марте 2020 г. приводится перечень основных неисправностей:
Ежедневный технический осмотр автомобиля представляет собой внутреннее мероприятие по обеспечению БДД. Во время проверки контролер производит диагностику всех систем, узлов, комплектующих транспортного средства. Это позволяет снизить количество дорожно-транспортных происшествий, их тяжесть и последствия. Контролирующие органы внимательно следят за соблюдением установленных требований, поэтому регулярно проверяют юридические лица и ИП.
Выполняется техосмотр непосредственно до начала рейса или выезда автомобиля со служебной парковки. Данное требование регламентировано Приказом Минтранса РФ № 296 (ОТ 8/08-18 Г.).
На заметку! Сферу безопасного дорожного движения находится под юрисдикцией нескольких подразделений: ГУОБДД МВД, Росавтотранс, Минтранс, Росстандарт, Минздрав и Минобрнауки.
Главная задача ежедневного технического обслуживания транспортных средств – не допустить возникновения каких-либо поломок или неисправностей, которые могут спровоцировать возникновение ДТП. Данное мероприятие включает как обязательные процедуры (замена масла), так операции, выявленные в ходе диагностики. По результатам проверки выносится решение о допуске автомобиля на линию или проведении дополнительных ремонтных работ. Обязанность по организации техосмотра распространяется на все категории ТС. Например, легковые машины, грузовые, такси, др.
Кто может осуществлять
Организация, заведующая перевозками, может взять в штат контролера, который будет регулярно выполнять программу ПТОТС. Также организация по приказу вправе реализовывать контроль в стороннем сервисном центре.
При любом из вариантов услуги по осмотру автомобиля разрешили оказывать только профессиональным квалифицированным контролерам. Он должен соответ-ствовать ряду требований, о которых можно читать далее.
Пройти обучение, чтобы получить квалификацию контролера, может любой работник организации, имеющий среднее профобразование. Для этого нужна профпереподготов-ка в специальном центре.
Важно. Когда обязательства за выпуск на рейс возлагаются на стороннюю организацию, между клиентом и исполнителем следует заключить договор, подтверждающий соглашение о сотрудничестве.
Как выполняется процесс?
Первоначально водитель должен пройти медицинский осмотр и получить доступ к управлению автомобилем. Порядок проведения предрейсового технического осмотра транспортных средств является стандартным для всех автомобилей. Процедура делится на этапы:
- водитель, прошедший медицинский осмотр, подготавливает документы на автомобиль, который используется им во время работы, причем к этим документам относится водительское удостоверение, путевой лист, а также ПТС;
- если отсутствует даже один документ, то к рейсу водитель не допускается;
- проверка выполняется механиком в присутствии водителя;
- изучается состояние основных узлов и систем;
- специалист должен убедиться в оптимальной комплектности автомобиля;
- проводится внешний осмотр ТС;
- изучается работоспособность основных замков;
- производится диагностика тормозной системы;
- проверяется, работает ли ручник;
- изучается рулевое управление, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо проблем или неисправностей;
- стеклоочистители должны быть в рабочем состоянии, так как двигаться в дождь или снег с неработающими очистителями не разрешается;
- мастер должен убедиться, что все световые приборы и звуковой сигнал работают, так как от них зависит безопасность передвижения на дороге;
- определяется заряд аккумулятора;
- изучается содержимое автомобиля, так как в нем должна иметься аптечка, огнетушитель, а также трос, домкрат и знак аварийной остановки;
- проверяются следы утечки разных жидкостей;
- определяется давление в шинах, причем не только в тех, которые стоят на автомобиле, но и являются запасными, а при необходимости выполняется их подкачка;
- не допускается наличие в шинах разных прорезей или грыж.
В конце процесса сведения о результатах вносятся в специальный журнал предрейсового технического осмотра транспортного средства, который должен вестись каждой организацией. Если выявляются какие-либо неисправности или серьезные проблемы, то механик не допускает машину к выезду.
Выпуск ТС на линию производится после оценки состояния отдельных систем, агрегатов, узлов самого автомобиля и прицепного состава. Показатели должны соответствовать требованиям нормативных актов. Для проверки рабочей тормозной системы на въезде в пункт осмотра водитель резко останавливает ТС. Состояние стояночного узла оценивается на выезде. В смотровой яме выполняется осмотр и проверка герметичности гидравлического тормоза и прослушивание пневматической системы (при нажатой педали). Суммарный люфт рулевого управления замеряют на неподвижном ТС специальным устройством, фиксирующем угол и начало поворота. Выпуск автомобиля допускается, если он признан исправным. Допуск необходимо подтвердить подписью сотрудника, выполнявшего проверку. Автограф проставляется в путевом листе. Исправное ТС принимается водителем, подтверждающим надлежащее состояние машины подписью.
Особенности профессии
Контролер работает в транспортных компаниях, на балансе у которых более 100 единиц коммерческого транспорта. Этот специалист должен иметь хорошую квалификацию, опыт работы и безупречные профессиональные знания, ведь несвоевременно выявленная поломка может привести как к аварийной ситуации на дороге, так и к материальным убыткам компании.
Специалист ежедневно должен выполнять следующий перечень работ:
- проверка тех. состояния автотранспорта перед каждым выездом на работу и после возвращения в гараж;
- заполнение путевых/ремонтных листов;
- при необходимости проверка тех. состояния во время эксплуатации автотранспорта;
- проверка документов водителя (страховка, права и другие);
- ведение документации (оформление заявок на ремонт и т. д.);
- проверка состояния автомобиля до и после ремонтных работ;
- контроль расхода тех. жидкостей, горючего;
- контроль соблюдение БДД;
- инструктаж для водителей;
- проверка показаний спидометра и замеры топлива, занесение данных в специальный журнал;
- специалист обязан доставить машину на базу в случае ДТП или поломки ТС.
Обязанностей много, работа сложная и нервная, а вот заработная плата этого специалиста невысокая!
Каковы важные условия соглашения
Если компания хочет заключить договор с аутсорсером для проведения техосмотра, важно учесть пункты, которые обязательно должны быть в документе:
- Сведения о сторонах сделки: наименования организаций, Ф.И.О. сторон (руководителей или иных уполномоченных лиц), паспортные данные, адреса.
- Предмет договора – проведение технического освидетельствования машин на предмет соответствия требованиям безопасности.
- Адрес выполнения осмотра, количество автомобилей, сроки.
- Права и обязанности сторон. Заказчик обязан предоставлять исполнителю транспорт в оговоренные соглашением сроки, а также документацию на него. Обязательна своевременная оплата услуг, график внесения платежей и суммы оговариваются индивидуально.
- Стоимость услуг: цена, порядок оплаты.
- Ответственность сторон. Если исполнитель нарушает сроки, заказчик вправе требовать неустойку. Она исчисляется от суммы в процентах за каждый день просрочки. При несвоевременной оплате работ заказчиком исполнитель также может истребовать неустойку.
- Особенности расторжения договора, срок действия.
- Юридические адреса и банковские реквизиты сторон.
- Подписи обеих сторон.
Еще совсем недавно технический контроль исправности автомобиля после выполнения рейса был не обязательным. Теперь осмотр ТС должен проводиться дважды – перед выездом на смену или в рейс и после возвращения на базу. Таким образом, в путевке ставятся два штампа.
В том случае, если разные люди работают на одном автомобиле или автобусе по сменам, то технический осмотр производится в начале и окончании каждой смены. При этом каждому из водителей путевой лист оформляется индивидуально.
Если автомобиль, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, не будет иметь отметки о предрейсовом контроле, то ответственность за данный факт будут нести как владелец автомобиля, так и его водитель, а также контролер транспортного средства. Согласно части 3 статьи 12.31.1 КОАП РФ, на каждого из них будет наложен штраф:
Особенности оформления бланка
Что касается оформления журнала, то здесь также нет никаких особенностей, то есть, если журнал формируется самостоятельно, то его можно сделать в электронном виде или же, что называется, «нарисовать» вручную. В первом случае подготовленный бланк следует распечатать, чтобы ответственные лица могли оставить в нем свои автографы.
Обычно журнал содержит в себе не один десяток страниц. Все они должны быть по порядку пронумерованы и прошиты специальной толстой нитью.
На последнем листе ставится печать организации и пометка о количестве страниц в документе, а также дата и подпись ответственного работника.
Журнал делается в одном оригинальном экземпляре, дополнительных его копий не формируется. Заполненный журнал подлежит хранению на протяжении периода, установленного в законодательстве или же указанного в нормативно-правовой документации транспортной фирмы. Только после истечения этого срока документ можно уничтожить.
Ответственное лицо за контрольный осмотр авто
Организация ежедневного техосмотра транспорта прописывается и утверждается внутренним приказом по предприятию. Решением руководителя назначается лицо, ответственное за выпуск транспортных средств на линию. Квалификационные характеристики механика-контролера установлены Приказом Минтранса РФ №287 от 28.09.2015 и Приказом №76 от 02.03.2017 «О внесении изменений…». Так, согласно нормативным актам обязательными условиями являются наличие среднего профобразования — специалист по обслуживанию и ремонту автотранспорта, а также прохождение программы профподготовки — квалификация контролера технического состояния ТС. Кроме того, механик-контролер должен:
- Оценивать техническое состояние автотранспорта;
- Контролировать периодичность выполнения ТО и ремонтов ТС;
- Оформлять и регистрировать ремонтные заявки;
- Соблюдать нормы расхода материалов;
- Организовывать доставку транспорта к боксам, в случае наступления ДТП.
Крупным организациям целесообразно иметь в штате должность контролера ТС. Фирмы, использующие несколько единиц транспорта, могут возложить обязанности контролера по совмещению на штатного сотрудника, либо привлекать к предрейсовому осмотру сторонние компании. В первом случае, работника направляют на курсы профессиональной переподготовки контролеров технического состояния ТС. В учебных центрах преподаются теоретические основы, необходимые для получения актуальной информации о техническом состоянии автотранспорта. После прослушивания лекций, ученики сдают выпускной экзамен, после чего им выдается документ о присвоении квалификации. Если компания решает воспользоваться услугами сервисных центров, весь транспорт осматривает приходящий механик. Процедура проводится в любое время дня, непосредственно до выезда на линию: перед началом смены, при замене водительского состава.
Предрейсовый осмотр автомобиля – что это такое?
Предрейсовый осмотр авто – это процедура, направленная на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения. Частые причины дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой гибель людей – неисправность ТС или проблемы со здоровьем у водителя.
Согласно законодательным актам РФ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие извоз пассажиров или транспортировку грузов, обязаны организовать профессиональное наблюдение за работоспособностью всех узлов и систем ТС.
Почему на законодательном уровне приняли решение об обязательном проведении предрейсового осмотра? Автомобили, которые используют в коммерческих целях (перевозка грузов и пассажиров), подвержены быстрому износу из-за повышенной нагрузки.
Чтобы предотвратить случаи поломки шаровой в поездке, следят за техсостоянием автобусов, такси, грузовиков и т.д. Отказываясь от осмотра, предприниматели ссылаются на недействующие и изжившие себя нормы законодательства РФ, предпочитая забыть, что незнание законов не освобождает от ответственности.
Порядок проведения предрейсового технического осмотра
Процедура будет считаться выполненной и действительно обеспечивающей контроль исправности ТС, если ее провести по установленному плану. В соответствии с Приказом Минтранса предрейсовый технический осмотр транспортных средств порядок имеет следующий:
- в первую очередь проверяют исправность тормозов, рулевого управления, колес и шин, стеклоомывателей, а также наличие и работоспособность тахографа, устройства спутниковой навигации, звукового сигнала;
- дальше контролируют состояние замков, дверей авто, запоров цистерн, крышки топливной емкости, водительского кресла, стекол и их обогрева (обдува), зеркал, ремней безопасности;
- следом проверяют работу стеклоочистителей, наружных световых приспособлений машины;
- затем контролируют герметичность составляющих ТС;
- ответственное лицо должно убедиться в наличии и правильности наполнения аптечки, огнетушителя, противооткатных приспособлений, если речь об автобусе или грузовике;
- у трамваев и троллейбусов проверяют состояние токоприемников, силу тока, контролирующих приборов, двигателей;
Договор на предрейсовый технический осмотра автомобиля
В случае если выпуском автомобилей на рейс будет заниматься специализированная организация, между сторонами (заказчиком и исполнителем) обязательно должен быть заключен соответствующий договор оказания услуг по проведению предрейсового технического контроля транспортного средства. Образец договора обязательно должен включать в себя следующие поля:
- данные сторон (названия фирм, ФИО руководителей);
- сроки оказания услуг;
- место осмотра (важно учесть, то перед проведением контроля технического состояния автомобиль не может выезжать со стоянки, где он был оставлен после окончания смены или возвращения из рейса);
- стоимость услуг и порядок оплаты;
- права и обязанности, а также ответственность каждой из сторон;
- возможность возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
- порядок рассмотрения споров.
В заключение договора указываются реквизиты заказчика и исполнителя, ставятся подписи руководителей и печати организаций.
К договору составляется приложение. В нем указываются сведения о транспортном средстве, предрейсовый осмотр которого будет производиться, а также о водителе данного ТС.
Еще совсем недавно технический контроль исправности автомобиля после выполнения рейса был не обязательным. Теперь осмотр ТС должен проводиться дважды – перед выездом на смену или в рейс и после возвращения на базу. Таким образом, в путевке ставятся два штампа.
В том случае, если разные люди работают на одном автомобиле или автобусе по сменам, то технический осмотр производится в начале и окончании каждой смены. При этом каждому из водителей путевой лист оформляется индивидуально.
Если автомобиль, принадлежащий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, не будет иметь отметки о предрейсовом контроле, то ответственность за данный факт будут нести как владелец автомобиля, так и его водитель, а также контролер транспортного средства. Согласно части 3 статьи 12.31.1 КОАП РФ, на каждого из них будет наложен штраф:
- водителю – 3 000 рублей;
- контролеру – 5 000 рублей;
- организации, которой принадлежит автомобиль, — 30 000 рублей.