Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как Роспотребнадзор проверяет предпринимателей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы считаете, что инспектор указал в акте недостоверные сведения, или если он интересовался вопросами, которые не имеют отношения к объекту проверки, то можно говорить о нарушениях со стороны представителей Роспотребнадзора. Вы можете и должны оспаривать неправомерное решение, а также имеете право обратиться за поддержкой в Торгово-промышленную палату или профильные общественные организации.
Работодатели должны следить за соблюдением работниками требования социального дистанцирования. Для этого Роспотребнадзор рекомендует исходить из норм предельной численности сотрудников, которые одновременно могут находиться в одном производственном помещении/офисе (п. 4.5 Методических рекомендаций МР 3.½.2.0172/5-20).
Так, в офисе площадью до 50 кв. метров могут одновременно работать не более 5 сотрудников. В помещениях до 100 кв. метров могут работать не больше 10 человек, в помещениях до 200 кв. метров — не больше 25 сотрудников, в помещениях свыше 200 кв. метров — не более 50 человек. При этом в местах общего пользования рекомендуется осуществить сигнальную разметку, исходя из нормы — не менее полутора метров между рядом стоящими работниками.
Невыполнение рекомендаций Роспотребнадзора
За что штрафуют. В связи с коронавирусом Роспотребнадзор разработал для МСБ специальные рекомендации. Инспекторы по собственной инициативе или по жалобам людей могут проверить, как бизнесмены их выполняют.
На основании результатов проверок за май мы выяснили, какие нарушения чаще всего находят проверяющие:
-
Не проводится уборка с применением дезинфицирующих средств. Дезинфицирующая уборка должна проводиться каждые два часа. Подтверждением её проведения служит специальный журнал, в котором отмечено время каждой уборки. Логика Роспотребнадзора проста: нет журнала уборок — нет самой уборки.
-
Не проводится обеззараживание воздуха. Для этих целей необходимо использовать бактерицидные лампы или рециркуляторы воздуха. В рекомендации Роспотребнадзора отмечается, что обеззараживать воздух следует только в рабочих помещениях. Но на деле, очищающее действие прибора должно охватывать всю площадь помещения: и рабочие зоны, и места, где толпятся посетители.
-
Не хватает масок и перчаток или нет антисептиков. В организации должен быть запас масок и перчаток на пять дней, при условии, что сотрудники их меняют каждые три часа. Например, сотрудник начинает рабочий день в 8 утра — первая маска. 11 часов, 14 часов, 17 часов — вторая, третья, четвертая маска. В 20:00 рабочий день заканчивается, следовательно одному работнику на день необходимо выдать четыре маски. Из пятидневного расчёта: 20 масок и 20 пар перчаток на одного сотрудника. Антисептики, которые одобрят проверяющие Роспотребнадзора, должны содержать не менее 60% этилового спирта и иметь сертификат качества.
Нарушения со стороны инспекции
Если вам не удастся добиться справедливости на этом этапе, то вы можете обратиться в прокуратуру и к омбудсменам различных уровней. Если же и после этого спор с надзорным органом не будет решен, то вам стоит направить иск в судебные органы. Однако желательно, чтобы результаты проверки были аннулированы на предыдущих этапах, поскольку судебные разбирательства порой длятся на протяжении нескольких лет.
Законодательство по ХАССП в 2022 году
Законодательство Российской Федерации предусматривает в обязательном порядке, для предприятий выпускающих продукты питания, а также общепита, соблюдение требований по разработке, внедрению и поддержанию процедур основанных на принципах ХАССП. Данная норма напрямую прописана в ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» в статье 10 — “Обеспечение безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации”. И звучит следующим образом:
Изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП (в английской транскрипции НАССР — Hazard Analysis and Critical Control Points), изложенных в части 3 настоящей статьи.
При выявлении тех или иных нарушений, которые совершаются работниками — предприятие и должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.
За нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период ограничительных мероприятий (карантина) в соответствии с п. 2. Ст. 6.3. КоАП штрафы составляют:
- на должностных лиц — от 5 до 150 тысяч рублей;
- на ИП — от 50 до 150 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 200 до 500 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- на граждан — от 15 до 40 тысяч рублей;
При причинении вреда здоровью человека, в том числе повлекшего смерть человека, в соответствии с п. 3. Ст. 6.3. КоАП штрафы составляют:
- на должностных лиц — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
- на ИП — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
- на граждан — от 150 до 300 тысяч рублей;
Суд по итогам рассмотрения дела по ч.2 статьи 6.3 КоАП может приостановить деятельность организации или ИП. В этом случае штраф не назначают. Деятельность могут приостановить на срок до 90 суток. Это наказание назначают реже, чем штраф.
Штрафы Роспотребнадзора,таблица.
Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения | Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. |
Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований |
1.Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. 2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой. |
Статья 14.4.1. Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств |
1.Осуществление аккредитации операторов технического осмотра с нарушением требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. 2. Непредставление сведений, необходимых для ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 3. Выдача диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. 4. Передача в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений о проведении технического осмотра транспортного средства, в отношении которого технический осмотр не проводился, — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей. Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. |
Статья 14.4.2. Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств | 1. Нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. |
Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники |
1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. 2. Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. |
Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования |
1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. 2. Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — ста тысяч рублей. Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий. |
Статья 14.7. Обман потребителей |
1. Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 2. Введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. |
Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей |
1. Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. 2. Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. 3. Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей 4. Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. |
Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров | Нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. |
Статья 236. УК РФ Нарушение санитарно-эпидемиологических правил |
1. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей,
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года. . 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. |
Как снизить штраф за несоблюдение санитарных норм?
Для снижения размера штрафа от лица, привлекаемого к ответственности, необходимо соответствующее заявление, подкрепленное сильными аргументами. Сделать это можно как при рассмотрении дела, так и при обжаловании размера штрафа.
Пределы штрафа за несоблюдение санитарных норм установлены санкцией статьи, предусматривающей наказание. Для снижения размера штрафа рекомендуется обращать внимание суда или должностных лиц на смягчающие обстоятельства дела. К ним относятся: имущественное состояние, нарушение норм СанПиН впервые, личность виновного и иные обстоятельства.
Следует отметить, что при наличии исключительных обстоятельств касаемо совершенного правонарушения и его последствий, привлекаемое к административной ответственности лицо вправе заявить ходатайство о применении наказания ниже низшего размера.
Кроме того, при совершении правонарушения, которое не повлекло неблагоприятные последствия для охраняемых законом интересов, виновное лицо может быть освобождено от административного наказания по причине малозначительности проступка. В этом случае, привлекаемое к ответственности лицо освобождается от наказания, административное дело в отношении его прекращается.
Сроки проведения проверок Роспотребнадзора
Продлиться проверка по закону может максимум 20 дней, но бывают и исключения, когда по распоряжению Роспотребнадзора срок увеличивается. Предпринимателя обязательно оповестят о продлении проверки. Хотя и порядок этого оповещения в законе не прописан.
Однако, в ситуации, когда изначально проводилась документарная проверка, но затем она перешла в выездную, то общий срок будет составлять уже 40 суток.
Максимальная длительность выездной проверки на малом предприятии — 50 часов в год, а на микропредприятии — 15 часов.
Выездная плановая проверка продляется, если требуются сложные исследования. Максимальный срок продления — 20 рабочих дней.
Выдвинуть предложение о продлении вправе проводящий проверку эксперт, но утвердить его должно лицо, которое ранее подписано приказ о проведении проверки. Продлевать сроки проверок малых и микропредприятий могут только главные государственные санитарные врачи.
Плановые проверки Роспотребнадзора
Выполняются по графику, с периодичностью проверок Роспотребнадзора, раз в три года (кроме медицинских предприятий). Так же если в Роспотребнадзор пришло уведомление, о том, что организация начала заниматься новым видом деятельности, которое требует комиссии.
С планом инспекций можно ознакомиться на официальном сайте.
Представители надзора обязаны предупредить ИП или руководство организации о проверки, минимум за 3 суток. Это определено, тем, что при отсутствии на рабочем месте руководителя предприятия, начальника, или старшего сотрудника, комиссия проводиться, не может.
Плановые проверки обязательно проводятся для всех новых ИП и фирм.
Комиссии делятся на несколько видов: выездные и документальные (камеральные).
Для того чтобы узнать будут ли проводиться в вашей организации плановые проверки Роспотребнадзора в 2017 году, можно пройдя по ссылке — график проверок Роспотребнадзора на 2017 год.
Что не вправе делать Роспотребнадзор
Согласно регламенту, проводящим проверку не полагается:
- выходить при комиссии обязательных к исполнению требований, за пределы своей компетенции
- проводить выездную комиссию, если нет руководителя организации, его заместителя или уполномоченного лица на рабочем месте (кроме ситуаций, когда необходимость проверки обусловлена прямой опасностью жизни, здоровью населения, вредом окружающей среде и различными чрезвычайными ситуациями).
- требовать не относящуюся к делу информацию, какие-либо документы, а тем более изымать такие документы
- проводить исследование и брать пробы продукции, пробы из окружающей среды, не протоколируя свои действия, или превышать установленное количество необходимых проб
- информация по итогам проверки является государственной тайной и охраняется законом — распространять её запрещено
- выходить за рамки сроков при проведении комиссии
Каждое нарушение имеет свою норму ответственности и размер штрафа, который установлен Административным кодексом РФ. Нормы и правила Роспотребнадзора предполагают, что предприниматель в случае выявления несоблюдения СанПиНа несет полную ответственность за это. Наказание за нарушения в этой сфере определяется тяжестью последствий. Несоблюдение санитарных норм и правил может привести к таким штрафам:
- от 200 до 300 минимальных зарплат, установленных нормативными актами РФ;
- выявление ошибки повторно влечет за собой увеличение штрафа уже до 400 минимальных зарплат;
- если выявлено, что ведение бизнеса проводится халатно, что создает угрозу для жизни людей или животных, может привести к развитию инфекций, начала эпидемий, то оплата в казну будет составлять от 100 до 200 минимальных месячных окладов;
- очень масштабные негативные последствия деятельности ИП часто квалифицируются уже по параметрам уголовной ответственности и могут привести к наказанию в виде лишения свободы на 2-5 лет.
Санкции от Роспотребнадзора
Рассмотрим основные виды налагаемых санкций:
- дисциплинарные;
- административные;
- гражданско-правовые;
- уголовные (реализация спиртных напитков лицам, не достигшим совершеннолетия, незаконная предпринимательская деятельность, оборот контрафактных лекарственных средств).
Самыми распространенными являются административные штрафы, размер которых, чаще всего, находится в пределах 20 000 — 200 000 руб. Также возможно временное прекращение работы предпринимателя до устранения нарушений.
Какие бывают виды административных нарушений?
- несоответствие санитарно-гигиеническим нормам;
- продажа продукции (оказание услуг), идущих вразрез с требованиями законодательства;
- неправильная работа ККМ;
- отказ покупателю в выдаче чека, квитанции или другого подобного документа;
- введение клиента в заблуждение или предоставление заведомо ложной информации о продукте.
Чаще всего штрафы могут налагаться при обнаружении следующих обстоятельств:
Нарушение | Санкция |
Несоблюдение санитарных норм | 5 — 10 МРОТ или прекращение деятельности на 3 месяца |
Нарушение норм использования нежилых помещений | 10 — 20 минимальных окладов |
Несоответствие, которое послужило предпосылкой для распространения опасного инфекционного заболевания | 100 — 200 МРОТ, уголовная ответственность |
Отсутствие книги учета дезинфицирующих средств | 20 тыс. руб. |
Отказ от выполнения ранее полученных предписаний | 10 — 20 тыс. руб. |
Данные санкции можно обжаловать в течение десяти дней.
Особенности проведения проверок
В ходе проведения проверок по плану представители проверяющих и контролирующих структурных органов занимаются следующими процессами:
- Проверка документации организации, включая дипломы работников, медицинские книжки, соглашения и контракты, а также многие другие документы.
- Предъявление заключений о присутствии некоторых видов нарушений в работе.
- Определение особенностей и порядков наказаний.
- Анализ степени правильности оформления документации с точки зрения их законности.
- Отслеживание порядков и качества выполнения компаниями обязательств по оформлению сертификатов, акцизов и разрешений.
- Инспекция относительно ведения журналов учета.
- Проведение контрольной закупки с целью выявления работы сотрудников и уровня качества рабочих процессов.
Какие нарушения будут искать проверяющие
Роспотребнадзор проверит, как организация выполняет его рекомендации по профилактике коронавируса. В рекомендациях есть спорные формулировки, из-за которых возникают сомнения, насколько они обязательны – «рекомендуется осуществлять следующие меры», «целесообразно организовать и осуществлять» (п. 1, 2 рекомендаций РПН от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32). Тем не менее, стоит выполнить их, чтобы обезопасить компанию от штрафов и остановки деятельности, а сотрудников – от эпидемии.
На основе этих рекомендаций региональные органы Роспотребнадзора издали предписания, в которых прямо обязали компании выполнять профилактические мероприятия. Эти предписания обязательны для всех (абз. 4 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Из результатов проверок мы собрали топ-13 самых частых нарушений, которые будут искать у вас контролеры. В скобках указали, как часто встречается нарушение.
Что будет компании и директору, если найдут нарушения
Есть четыре меры, которые могут принять проверяющие по итогам проверки, если найдут нарушения. Если нарушений много – применят сразу все, если нет – только выдадут предписание и оштрафуют.
Временно запретят работать. Контролеры составят протокол о временном запрете деятельности компании или ИП и опечатают рабочие помещения (ч. 6 ст. 27.16 КоАП).
Закон разрешает чиновникам использовать эту меру в исключительных случаях, если это нужно, чтобы предотвратить угрозу жизни или здоровью людей, эпидемии.
Дополнительное условие – за правонарушение, которое обнаружили проверяющие, есть наказание в виде административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 27.16 КоАП).
Как правило, любое нарушение мер профилактики коронавируса подпадает под часть 2 статьи 6.3 КоАП. В этой норме есть наказание в виде административного приостановления деятельности, поэтому Роспотребнадзор вправе временно запретить работу организации.
Запрет будет действовать до рассмотрения дела судом (ч. 1 ст. 27.16 КоАП). В таких случаях суд обязан рассмотреть дело не позднее семи суток с момента, когда запретили деятельность (ч. 5 ст. 29.6 КоАП). То есть минимум неделю компания не сможет работать.
Выдадут предписание. По итогам проверки Роспотребнадзор выдаст предписание, в котором потребует устранить все нарушения. В предписании будет указан срок на устранение. Когда срок закончится, контролеры вправе еще раз прийти с внеплановой проверкой (ч. 21 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Оштрафуют организацию и директора. Проверяющие составят протокол об административном правонарушении по части 1 или части 2 статьи 6.3 КоАП. Как правило, протоколы составляют сразу в отношении организации и ее генерального директора.
Материалы передадут в суд, который может назначить штраф. По части 2 статьи 6.3 КоАП суд может оштрафовать:
• должностное лицо, индивидуального предпринимателя – от 50 до 150 тысяч рублей;
• организацию – от 200 до 500 тысяч рублей.
Формально нарушения санитарных правил в период режима повышенной готовности, угрозы эпидемии коронавируса подпадают под часть 2 статьи 6.3 КоАП. Но мы заметили, что в ряде случаев Роспотребнадзор составляет протоколы по части 1 статьи 6.3 КоАП, которая предусматривает более мягкую ответственность. Это происходило в том числе в ходе проверок, которые проводились уже после вступления в силу части 2 статьи 6.3 КоАП. Мы направили запрос в Роспотребнадзор, чтобы разобраться.
Приостановят деятельность. Суд по итогам рассмотрения дела по части 2 статьи 6.3 КоАП может приостановить деятельность организации или ИП. В этом случае штраф не назначают. Деятельность могут приостановить на срок до 90 суток. Это наказание назначают реже, чем штраф. Но нам попадались примеры, когда работу приостанавливали на десять и тридцать суток.
Ответственность за нарушение санитарного законодательства
В соответствии со ст. 55, 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Дисциплинарная ответственность представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником, т.е. несоблюдения им трудовой дисциплины. К дисциплинарной ответственности за нарушение санитарного законодательства уполномочен привлекать работодатель. За нарушение санитарного законодательства работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения.
Гражданско-правовая ответственность устанавливается за вред, причиненный личности, имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства. Вред подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.
Возмещение вреда здоровью граждан производится исходя из:
. затрат на лечение и восстановление здоровья граждан;
. расходов социального обеспечения и др.
Возможно возмещение и морального вреда. При определении размеров компенсации морального вреда учитывается степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства установлена Кодексом об административных правовых нарушениях РФ.
В главе 6 КоАП РФ сформулировано несколько составов административных правонарушений. К ним относятся:
. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ)
. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 6.5 КоАП РФ);
. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ).
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (ст. 6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 8.21, 8.31, 10.1, 10.8, 10.12, 10.14).
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривает вынесение предупреждения либо наложение административного штрафа в размере от 100 до 2000 рублей (для граждан), административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток или наложение штрафа в размере от 5000 до 100 тыс. рублей (для юридических лиц).
Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена ст. 236 Уголовного кодекса РФ.
Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, применяется один из следующих видов наказаний:
. штраф в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес;
. обязательные работы на срок 180 ч;
. исправительные работы на срок до 1 года;
. ограничение свободы на срок до 3 лет.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок от 6 мес до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Также уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена в следующих статьях Уголовного кодекса РФ:
. ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — в части сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей;
. ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» — в части нарушения санитарных правил при производстве строительных и других работ;
Ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» — в части нарушения правил обращения с бактериологическими (биологическими) веществами, токсичными промышленными и другими отходами;
. ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами» — в части нарушения правил по безопасности работе микроорганизмами и т.д.;
Ст. 254 «Порча земли» — в части нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами и др.
За данные виды преступлений, в зависимости от состава и отягчающих обстоятельств, предусмотрены следующие виды уголовной ответственности:
. штраф в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
. ограничение свободы на срок до 3 лет;
. лишение свободы до 10 лет (возможно со штрафом или с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на соответствующий срок);
. обязательные работы на срок от 120 до 240 ч;
. исправительные работы на срок до 2 лет.