Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регионы кормят Москву или столица кормит регионы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Россияне стали чаще оправдывать уклонение от налогов, на что влияет не только падение доходов и рост неуверенности в будущем, но и нежелание государства отчитываться перед налогоплательщиками за расходование их денег.
Налоговые вычеты не относятся к льготам. По словам юриста Владислава Кима, нет единого мнения относительно правовой природы такой категории, это иной инструмент снижения налогового бремени, предусмотренный исключительно по налогу на доходы физических лиц. Регулирование вопроса о вычетах по НДФЛ сосредоточено в ст. ст. 218 – 222 НК РФ. Согласно этим статьям, можно выделить семь типов вычетов:
-
стандартный (на детей и самого налогоплательщика);
-
социальный (на лечение, обучение);
-
имущественный (на приобретение жилья);
-
инвестиционный;
-
вычет при переносе на будущее убытков от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;
-
вычет при переносе на будущее убытков от участия в инвестиционном товариществе;
-
профессиональный вычет.
Главный экономист ЕБРР: «Россия более коррумпирована, чем можно ожидать»
Государство в лице ФНС старалось улучшить налоговую культуру – в последние годы налоговики стали более сервисно-ориентированными, удобными в онлайне. Но налоговая культура – это не вопрос доступности и удобства сайта, замечает Суслина. Россияне часто не знают основ рыночной экономики, не понимают, для чего платить налоги, почему их нельзя не платить, как их контролировать, чтобы расходовать эффективно.
Понять, что такое налоги, мешает само государство, которое не отчитывается перед гражданами за расходы, а его высшие руководители и чиновники регулярно заявляют, что деньги в бюджете – государственные (а не налогоплательщиков) т. е. не надо к ним даже подходить. Высокопоставленные лица в России самого высокого ранга тоже впитали советскую парадигму, у них нет понимания, что они ответственны перед налогоплательщиками, говорит Суслина.
Сейчас эта проблема обострилась: политики демонстрируют непонимание, что оказание помощи обычным налогоплательщикам – это не проедание денег, а то, что будет способствовать выходу из кризиса. Обывателям с федерального экрана повторяют: государственные деньги, бюджет поможет – это создает впечатление, что бюджет к ним не имеет никакого отношения, они тут ни при чем. Зачем тогда платить налоги в бюджет?
Сильный рост готовности россиян не платить налоги показывает среди прочего и роль денег в сегодняшней России. Когда резко падают доходы, возникает высокая неопределенность, а поддержки особо ждать не от кого, то деньги компенсируют слабую институциональную среду в стране и низкое доверие к государственным институтам. Человек мало на что может опереться, кроме как на деньги, – если они у него останутся, у него есть шанс, например, откупиться. Такое представление также работает на усиление стимулов не платить налоги в кризис.
Ухудшение отношения к институту налогообложения еще не означает автоматически переход к неуплате налогов, тем более что мониторинг ФНС значительно улучшила, а репрессивные функции автоматизировала. Но время играет, похоже, против налоговой культуры. Возвращение к прежним показателям отношения к уплате налогов прямо зависит от динамики безработицы и уровня доходов, прогнозирует Айрапетян. Когда они вернутся на прежние, докризисные, показатели, полагает он, тогда можно попытаться обнаружить возврат налоговой дисциплины к прежнему уровню. К концу 2020 г. ЦСР на основе экономических ожиданий прогнозирует рост количества безработных до 10–12 млн человек, что в 2,7 раза выше, чем в 2014–2015 гг.
Увеличение пенсионного возраста, санкции и ковидные льготы: что влияет на экономику
Россия как правопреемник СССР существует всего 30 лет. И всё это время система налогообложения постоянно эволюционирует. Организацией сбора налогов занимается исполнительная власть: правительство, министерство по налогам и сборам. Наш нынешний премьер-министр Михаил Мишустин до того, как занять этот пост, возглавлял налоговую.
— В нашей стране эта структура правительства — одна из самых успешных и эффективных. Они, действительно, за последние годы на порядок подняли качество сборов налогов, — говорит Давид Мамагулашвили. – Но с 2014 года мы находимся в состоянии экономической блокады, когда мы столкнулись с санкциями, и наши связи с некоторыми зарубежными партнёрами оборвались. Вдобавок к этому мы столкнулись с пандемией, которая потребовала серьезных и резких решений. На этом этапе почти год тому назад вся страна и весь мир ушли на самоизоляцию. Это привело к тому, что экономика сильно упала. Экономика России, в сравнении с другими странами, пострадала не так сильно. Да и экономика Тверской области на фоне других регионов пострадала меньше. Но все равно пострадала, рост сменился рецессией. Что отразилось и на собираемости налогов. Мы не дополучили за 2020 год в бюджет несколько десятков триллионов рублей.
Если популяционный иммунитет в российском обществе установится к середине года и заболеваемость спадёт, то экономика будет восстанавливаться. К этому есть предпосылки, продолжает эксперт. Но чтобы экономика восстанавливалась быстрее, нужно сохранить ковидные налоговые льготы и, может быть, добавить к ним новые.
— Если к концу года снизят те налоги, которые за последний год повышали, а те льготы на отчисления, которые ввели в связи с коронавирусом, останутся, это станет очень хорошим инструментом поддержки бизнеса и его оживления. Пока налоговая система имеет ярко выраженный фискальный характер, оказывает излишнее давление, производитель и гражданин неохотно отдаёт свои налоги. У нас вообще отсутствует менталитет налогоплательщика, когда человек задаёт вопросы: куда налоги уходят, на что их тратят? У нас это во многом закрытая тема.
Какой был бы доход, если не платить налогов
Мало кто из наемных работников задумывается над тем, сколько налогов платит россиянин на самом деле, но многих интересует вопрос о том, каков был бы общий доход, если бы отчисления не нужно было производить. Так при зарплате в 100 тысяч рублей до момента оплаты 13% каждый месяц, работодатель должен отчислить 1,5 млн рублей за каждого сотрудника в год. Отсюда получается, что 1 млн рублей уходит на работника и 500 тысяч – в бюджет государства. После вычетов с зарплаты остается «белая сумма», которая будет составлять для сотрудника всего 87000 рублей каждый месяц. Если не оплачивать взносы в ПФ, страховые социальные и медицинские, то общая зарплата возрастет до привлекательной суммы в 125000 рублей. В этом случае человеку придется самостоятельно оплачивать образование и услуги врача, откладывать на пенсию.
Важно учитывать, что психология большинства людей такова, что в случае отмены налогов и сборов, включая подоходный налог, получаемые деньги будут расходоваться на сиюминутные нужды. Подобный подход приведет к тому, что произойдет увеличение спроса на продукцию и услуги, что станет поводом для роста цен
Сколько платят налогов в развитых странах
Когда удалось вычислить, сколько платят налогов в России, интересно узнать суммы, вносимые гражданами других стран. Здесь следует учитывать, что система взимания налоговых сборов отличается от действующей в РФ. В развитых странах имеется минимальное значение (сумма), не подпадающая под обложение налогами. Например, во Франции можно получать до 7000 долларов в год, в Англии – 15000 долларов, по 9000 долларов не подпадают под налог в Америке и Германии. Платить взносы потребуется с тех сумм, которые превысят эти значения. В этом случае ставка возрастает пропорционально заработной плате (это прогрессивный налог). При низких зарплатах налоги невысокие: в США — 10% (при доходе от 406 751 доллара США налог берут по ставке 39,6%), в Германии минимальная ставка налога — 2,5%, во Франции — 5,5% (от 5,5 до 75% по прогрессивной шкале), в Англии — необлагаемый минимум за год составляет 2 790 фунтов стерлингов. Налоговые ставки в Англии как в Великобритании — 20, 40 и 45%. Максимальной ставкой облагают доход выше 150 000 фунтов стерлингов.
Также существуют особенности: во Франции подоходный налог в некоторых случаях взимается с домовладения, а не с определенной личности. На размер ставки в этих странах влияют число работающих в семье, наличие детей, декрет, состояние здоровья.
Нас постоянно пугают налогами в западных странах, где бюджет забирает более половины дохода гражданина. В пример ставятся некоторые известные личности (Жерар Депардье, Рой Джонс, Стивен Сигал), которые с радостью приняли российское гражданство и перебрались жить в нашу страну в виду низких налогов.
Но будем смотреть правде в глаза. Драконовские налоги берутся именно с богатых, с просто неприличным уровнем дохода в виду прогрессивной системой налогообложения (больше доход — большая доля налогов). И поэтому им гораздо выгоднее приняв российское гражданство, платить в 2-3 раза меньше, чем у себя на родине.
В России действует плоская шкала налогообложения, по которой все платят одинаково, независимо от уровня своих доходов. И конечно богатые от этого выигрывают. В худшем положении оказываются рядовые сотрудники, работающие по найму и самые бедные слои населения.
Отсутствие уровня необлагаемого дохода, урезает и без того небольшую зарплату. Плюс масса различных дополнительных явных и скрытых налогов поднимает их уровень до почти 80% от доходов населения. Ну а оставшиеся 20% можно смело тратить на жизнь. Печальная статистика.
Аудсайдеры налоговой легкости
Начнем с аутсайдеров – кто выступил хуже всего по мнению экспертов компании PwC? Последнее место в рейтинге по легкости налогообложения занимает Боливия. Суммарная налоговая ставка в этой стране равна 83,7% (что, кстати, еще не худший показатель, а третий с конца). Чтобы справится с налоговыми вопросами приходится потратить 1025 часов в год и произвести аж 42 платежа.
Далее по списку снизу идут Венесуэла, Мавритания, Чад и Центральная Африканская республика. Налоговая ставка в этих странах от 65% до 73%.
Рекордсменом по величине налоговой ставке (налог на рабочую силу, прибыль и иные налоги) стали Коморы – для местных компаний налоги равны 216,5%. Второй и третьей с конца стали Аргентина с 137,4% и Эритрея с 83,7%. Последняя, между прочим, является второй страной в мире, которая облагает налогами не по принципу резидентства, а по принципу гражданства. Как в США.
В Бразилии, чтобы выполнить все требования по оформлению и уплате налогов необходимо потратить 2600 часов в год. Боливия со своими 1025 часами лишь на втором месте.
Зато Венесуэла требует 70 налоговых платежей в год, в то время как Россия – всего 7. Хоть что-то лучше.
Какой был бы доход, если не платить налогов
Мало кто из наемных работников задумывается над тем, сколько налогов платит россиянин на самом деле, но многих интересует вопрос о том, каков был бы общий доход, если бы отчисления не нужно было производить. Так при зарплате в 100 тысяч рублей до момента оплаты 13% каждый месяц, работодатель должен отчислить 1,5 млн рублей за каждого сотрудника в год. Отсюда получается, что 1 млн рублей уходит на работника и 500 тысяч – в бюджет государства. После вычетов с зарплаты остается «белая сумма», которая будет составлять для сотрудника всего 87000 рублей каждый месяц. Если не оплачивать взносы в ПФ, страховые социальные и медицинские, то общая зарплата возрастет до привлекательной суммы в 125000 рублей. В этом случае человеку придется самостоятельно оплачивать образование и услуги врача, откладывать на пенсию.
Важно учитывать, что психология большинства людей такова, что в случае отмены налогов и сборов, включая подоходный налог, получаемые деньги будут расходоваться на сиюминутные нужды. Подобный подход приведет к тому, что произойдет увеличение спроса на продукцию и услуги, что станет поводом для роста цен
Налоги, которые платят индивидуальные предприниматели
Индивидуальный предприниматель работает по упрощенной системе налогообложения и платит 6% в год с дохода. Если ИП работает в минус, то он обязан также заплатить налог, поскольку он идет с дохода, а не прибыли.
Этот процент может быть уменьшен на сумму обязательных взносов. Обязательные взносы для ИП за 2019 год — 29 354 рублей в пенсионный фонд и 6 884 рублей в фонд медицинского страхования. Если доход за год выше 300 000 рублей, то 29 354 рублей и еще 1% на сумму, которая идет после 300 000 рублей дохода.
Если индивидуальный предприниматель работает по упрощенной системе доходы минус расходы, то налоговая ставка составит от 5 до 15%. Налоговая ставка зависит от региональных властей. Обязательные взносы при такой системе также уплачиваются.
Куда идут налоги с физических лиц – Куда и на что идут наши налоги: раскрываем структуру трат государства
Хотя все налоговые сборы перечисляются физическими и юридическими лицами на счета государственного органа – Федерального Казначейства, этот орган осуществляет их регулирование и перераспределение по бюджетам трех уровней – федеральному, областному (республиканскому или краевому) и местному. Какая часть налога поступает в тот или иной бюджет, определяется ежегодно, когда Государственная Дума принимает очередной закон о бюджете на предстоящий год или период длиною в несколько лет.
Так, например, налог на прибыль и НДС могут регулироваться по бюджетам всех трех уровней, налог на транспорт и имущество организаций может поступать в областной или краевой бюджет в размере 100%, а земельный налог и налог на доходы физических лиц — полностью перечисляться в местные бюджеты муниципальных образований. Как только из банка поступают сведения о перечислении налогов, а это происходит ежедневно, Федеральное Казначейство обрабатывает их и формирует платежные поручения по бюджетам всех трех уровней, поэтому средства поступают в каждый из этих бюджетов ежедневно.
Государственные бюджетные расходы подробно регламентирует статья 69 Бюджетного Кодекса РФ.
Текущие бюджеты любого из трех этих уровней «сверстываются» заранее, на основании анализа текущих и прогнозирования будущих налоговых отчислений. Поэтому укрывательство налогов является не только финансовым, но и уголовным преступлением, поскольку уменьшает запланированные бюджетами траты на статьи расходов, которые обязаны нести органы власти всех уровней.
Сколько налогов на самом деле платят россияне, и куда их тратит государство?
«Это построено на деньги налогоплательщиков!», «Чиновники жируют за наш счет!», «Куда идут наши налоги?» — такие фразы можно нередко услышать в политических спорах, когда речь заходит об ответственности государства перед гражданами. Но, пишет «Слон ру», в России такое – большая редкость.
Система налогообложения не знакома большей части страны, за исключением налогов на недвижимость и транспорт, которые люди оформляют самостоятельно.
Чтобы оценить бремя налогов в России, нужно, во-первых, разобраться, насколько государство действительно зависит от платежей граждан.
Во-вторых, нужно представить, что было бы, если бы россияне не платили налоги (получая взамен посредственное медицинское обслуживание и мизерную пенсию), а распоряжались бы этими деньгами на собственное усмотрение.
Татарстан и хорошо отдает, и хорошо забирает, а национальные автономные округа кормят Россию
Интересно посмотреть на выплаченные федеральные налоги в контексте того, в бюджет какого уровня они идут. Среднероссийский показатель по этому параметру составляет 47%, то есть почти половина налогов, отчисленных в виде федеральных налогов, пошли в консолидированный бюджет региона.
Однако в зависимости от региона этот показатель очень сильно варьируется — от 12% до 119%. Любопытно, что меньше всего денег возвращается в консолидированный бюджет региона в случае одного из крупнейших регионов-налогоплательщиков России — Ханты-Мансийского автономного округа. Перечисляя в виде федеральных налогов сумму в 1,6 трлн рублей в консолидированный бюджет региона, он получает лишь 189 млрд рублей. Это лишь на 22 млрд рублей больше, чем получает в бюджет региона Татарстан, который платит федеральных налогов на сумму в четыре раза меньше, чем ХМАО. Есть, впрочем, и еще более яркие примеры — в Свердловской области собирают федеральных налогов почти в восемь раз меньше, чем в ХМАО, а в бюджет региона получают почти столько же — 147 млрд рублей.
Больше всего в региональный бюджет получает Москва — 1,35 трлн рублей, или 56% от уплаченных федеральных налогов. Это больше, чем получает любой из федеральных округов, кроме Центрального, в который, собственно, и входит Москва. На втором месте по отчислениям в консолидированный бюджет — Московская область с 374 млрд рублей, или 55% от уплаченных федеральных налогов. Замыкает тройку Санкт-Петербург с 337 млрд рублей, или 41% от уплаченных налогов. В пятерке, кроме того, Ханты-Мансийский округ и Татарстан (167 млрд рублей в консолидированный бюджет, 42% от уплаченных федеральных налогов).
Меньше всего из перечисленного в виде федеральных налогов получают обратно три сырьевых региона — ХМАО, Ямало-Ненецкий автономный округ (13%) и Ненецкий автономный округ (14%). Также большая часть денег достается федеральному центру из налогов Оренбургской и Калининградской области (26% и 28%, соответственно), Томской области и республики Удмуртия (31% и 34%).
Так сколько мы платим с каждой тысячи?
Давайте очень приблизительно посчитаем, сколько каждый россиянин платит налогов с 1000 рублей.
1. Социальные вычеты. Работодатель знает, что за работника нужно перечислить в бюджет 30%, и учитывает эту сумму при установлении зарплаты. Она могла бы составить 1000 рублей, но будет меньше на 30% и составит 770 рублей. В бюджет в качестве взносов будет уплачено 230 рублей.
2. НДФЛ. 770 рублей работнику начислили, 13% НДФЛ удержали. На руки гражданин получил 670 рублей.
3. НДС. Если предположить, что работник потратил все 670 рублей на покупки товаров и услуг, он одновременно заплатил из этой суммы 102 рубля НДС. То есть, с каждой 1000 рублей каждый россиянин платит 432 рубля в качестве налогов и сборов. Это составляет 43,2%.
Нас постоянно пугают налогами в западных странах, где бюджет забирает более половины дохода гражданина. В пример ставятся некоторые известные личности (Жерар Депардье, Рой Джонс, Стивен Сигал), которые с радостью приняли российское гражданство и перебрались жить в нашу страну в виду низких налогов.
Но будем смотреть правде в глаза. Драконовские налоги берутся именно с богатых, с просто неприличным уровнем дохода в виду прогрессивной системой налогообложения (больше доход — большая доля налогов). И поэтому им гораздо выгоднее приняв российское гражданство, платить в 2-3 раза меньше, чем у себя на родине.
В России действует плоская шкала налогообложения, по которой все платят одинаково, независимо от уровня своих доходов. И конечно богатые от этого выигрывают. В худшем положении оказываются рядовые сотрудники, работающие по найму и самые бедные слои населения.
Отсутствие уровня необлагаемого дохода, урезает и без того небольшую зарплату. Плюс масса различных дополнительных явных и скрытых налогов поднимает их уровень до почти 80% от доходов населения. Ну а оставшиеся 20% можно смело тратить на жизнь. Печальная статистика.