- Договорное право

Должностная инструкция по специальности «Главный бухгалтер»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция по специальности «Главный бухгалтер»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Качество ведения бюджетного учёта отражается на всей деятельности государственной компании. Чтобы ей выделили деньги, придется отчитаться по сметам доходов и затрат. После государство внимательно следит за расходованием средств. Каждая операция должна быть обоснована и зарегистрирована в бухучете.

Бухгалтерский учёт в бюджетных организациях: нюансы

Стандарты бюджетного учета во многом обусловлены формой и деятельностью государственных учреждений. При организации учета нужно соблюдать, как минимум:

  • действующее законодательство в отношении бухучета в целом;
  • порядок, установленный для конкретной отрасли (медицина, образование и т.д.).

В ведении бухучёта некоммерческих компаний отталкиваются от нескольких принципов:

  • организация учета в рамках КБК и КОСГУ;
  • особое внимание исполнению статей по доходам и расходам;
  • управление бюджетом по казначейской системе;
  • классификация реальных и кассовых издержек.

Бухгалтерский учёт и отчётность в бюджетной организации

У некоммерческих организаций строгий порядок подачи отчётности. Каждый период — месяц, квартал, полгода, год — они сдают на проверку несколько документов. Например:

  • балансы на бланке по форме 0502130;
  • баланс компании на бланке 0503730;
  • отчет о результатах экономической деятельности по форме 0503721;
  • информацию о задолженностях на бланке 0503769 и другие.

В целом, некоммерческие компании отражают средства на балансе так же, как и коммерческие. Но здесь в бухучёте такие особенности:

  • на балансе отражаются активы и пассивы;
  • все статьи расходов и доходов ведутся подробно и детализировано;
  • данные отражаются за один прошедший год, а не за два, как коммерческие фирмы;
  • активы делят на две группы: финансовые и нефинансовые;
  • средства также классифицируют по группам — денежные и материальные;
  • в пассивах перечисляют все формы обязательств.

Нормативные документы и акты для бюджетного учета

Бухгалтерский учет в муниципальных, государственных, федеральных организация регламентируется законами государственного значения. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте от 06.12.2011 №402-ФЗ считается одним из основных регулирующих нормативных актов. Общий регламент является не единственным источником законодательного регулирования, также есть специальные подзаконные акты, предназначенные для бюджетной и коммерческой сфер деятельности:

  • муниципальные государственные компании кроме базового закона также подчиняются приказам министерства финансов от 01.12.2010 года, которые утверждают единый план счетов бухучета для государственных органов управления на различных уровня, а также для внебюджетных фондов, государственных академий наук, муниципальных учреждений;
  • приказ министерства финансов от 29.12.2010 года под номером 191 об утверждении инструкции и порядка составления, предоставления годовой, квартальной и месячной видов отчетности, исполнении бюджетного регулирования РФ;
  • приказ министерства финансов от 25.03.2011 под номером 33 об утверждении инструкции, затрагивающей порядок составления и предоставления годовых, квартальных и ежемесячных отчетных документов.

Основные отличия и сходства бюджетного учета и налогового контроля в коммерческих компаниях

Общие правила бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и частных компаний не имеют весомых отличий. В учёте для частных предприятий и бюджетной бухгалтерии муниципального предприятий необходимо отражать все операции. Главным отличительным параметром в бюджетном учете является использование другого плана счетов, в котором операции отражаются несколько иначе.

Финансирование частных компаний может быть разным, например внесенные личные средства, оформленные кредиты в банках или взносы участников акционерного общества. Бюджетная сфера финансируется исключительно государством, местным или федеральным бюджетом. Также частью финансирования являются пожертвования частных компаний, лиц, фондов. Все поступаемые на общий счет в казначействе средства являются государственной собственностью, при этом форма субсидирования муниципальных организаций может быть разной:

  • средства, предоставляемые на выполнение государственного задания;
  • деньги для временного распоряжения на определенные цели;
  • средства для выплат в рамках медицинского страхования;
  • собственные средства, поступаемые в рамках доходов от выполняемых работ, услуг.

Специализированное решение для автоматизации бухгалтерского и налогового учета в государственных (муниципальных) учреждениях.

  • Единый план счетов бухгалтерского учета в соответствие с приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н;
  • Бюджетная классификация Российской Федерации;
  • Обособленный учет по источникам финансового обеспечения;
  • Учет санкционирования расходов;
  • Ведение централизованного учёта группы учреждений в одной информационной базе;
  • Учет расчетов по заработной плате, стипендиям и денежному довольствию;
  • Формирование регламентированной бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности;
  • Интеграция с государственной информационной системой о Государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Передача полномочий по ведению бухгалтерского учета сторонней организации (централизованной бухгалтерии)

Минфин России в своем Письме от 18.12.2013 N 02-06-010-54151 обращает внимание на то, что иногда может возникнуть ситуация, когда в функциях должностного лица одновременно объединяются функции внутреннего и внешнего финансового контроля и функции ведения учета, при этом возникает конфликт интересов. С одной стороны, работник обязан выполнять контрольные функции, с другой — вести бухгалтерский учет — в таком случае ведение контрольной функции невозможно. При возникновении подобной ситуации целесообразно ведение бухгалтерского учета передать сторонней организации.

Возможность ведения бухгалтерского учета сторонней организацией (централизованной бухгалтерией) установлена п. 3 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете, п. 5 Инструкции N 157н. При передаче руководителем учреждения при наличии у него таких полномочий, отраженных в уставе, ведения бухгалтерского учета по договору или соглашению другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии), в том числе на платной основе, заключается соответствующий договор. В нем следует предусмотреть ответственность организации (централизованной бухгалтерии), осуществляющей ведение учета, за невыполнение требований законодательства РФ по ведению бухгалтерского учета, а также неполную и (или) несвоевременную уплату налогов (обязательных сборов, платежей) в бюджеты бюджетной системы РФ, несвоевременный и (или) неправильный расчет вознаграждений работникам учреждения и иные нарушения порядка организации и ведения бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 01.04.2011 N 02-06-10/1205).

Обратите внимание! Согласно положениям законодательства РФ ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, своевременное предоставление учредителю, иным внешним пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе органам, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством РФ, судам и прокуратуре, полной, достоверной информации о наличии муниципального имущества и обязательств учреждения, а также о результатах его деятельности несет руководитель учреждения независимо от того, осуществляется ведение бухгалтерского учета самим учреждением или передано иному учреждению, организации (централизованной бухгалтерии) (Письмо Минфина России от 01.04.2011 N 02-06-10/1205).

Читайте также:  Алименты начисляются с чистой или грязной зарплаты?

В заключение отметим, что учреждение при ведении бухгалтерского учета обеспечивает формирование полной и достоверной информации:

  • о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании;
  • о принятых учреждением обязательствах;
  • о полученных учреждением финансовых результатах;
  • о формировании бухгалтерской отчетности, необходимой внутренним пользователям.

Следует заметить, что ст. 15.11 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Из норм данной статьи следует, что грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

  • занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Статьей 15.11 КоАП РФ установлены случаи, когда должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные данной статьей. Так, если учреждение представит уточненную налоговую декларацию (расчет) и уплатит на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченные суммы налогов и сборов, а также соответствующие пени с соблюдением условий, предусмотренных п. п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ, то административная ответственность за грубое нарушение ведения правил бухгалтерского учета к нему не применяется. При исправлении ошибок в формах бухгалтерской отчетности до их утверждения в установленном законодательством РФ порядке учреждение также не привлекается к административной ответственности.

Ответственность после увольнения

Особенности процедуры расторжения контрактов с гл. бухгалтерами в том, что по статье 81, пункту 4 ТК РФ имеется дополнительная причина для увольнения.

При смене владельца предприятия на основании статьи 75 Трудового кодекса РФ, новый хозяин не позже 3 месяцев с даты регистрации прав владения имеет право расторгнуть трудовые договоры с руководством, и в том числе с главбухом.

Кроме этого, по инициативе администрации контракт с главбухом можно расторгнуть в случае выявления необоснованных решений, приведших к ущербу или утрате имущества (по пункту 9 статьи 81 ТК РФ).

Причём, специфических требований к процедуре нет, так что при необходимости оформления инвентаризации, например, продлять срок присутствия на рабочем месте собственник не имеет права. Работника, сдающего ТМЦ, которому по окончании можно выставить материальные претензии, обязательно нужно включать в состав персонала, принимающего участие в инвентаризации.

Эта норма содержится в Положении о бухучёте (Приказ Минфина №34 от 29 июля 1998 года). А инвентаризацию, проведённую в отсутствие материально ответственного лица, сложно провести должным образом, чтобы невозможно было оспорить её в судебном порядке:

  • не должно быть сомнений в отсутствии предвзятости ни одного члена инвентаризационной комиссии;
  • в качестве доказательства могут быть затребованы рабочие записи, которые суд будет анализировать на предмет возможной фальсификации;
  • даже факт обнаруженного ущерба нуждается не только в документальном оформлении, но и в подтверждении всеми членами комиссии;
  • к проведению инвентаризации следует привлечь независимых экспертов-аудиторов;
  • при обнаружении судом факта искажения или неточного отражения результатов инвентаризации может быть подан встречный иск по обвинению в клевете (статья 129 УК РФ), то есть гражданский процесс может трансформироваться в уголовный.

Вопросы применения дисциплинарных взысканий (максимальное из них увольнение применяется после объявления замечания и выговора) на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ по результатам аудиторской проверки, ревизии финансово-хозяйственной деятельности допускаются в срок 2 года со дня совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

Основы организации бухгалтерского учета

Организация ведения бухгалтерского учета это совокупность мероприятий, направленных на установление эффективной системы бухгалтерского учета на предприятии и обеспечение ее непрерывного функционирования.

Организует ведение бухгалтерского учета и хранение учетных документов руководитель предприятия. Вести бухучет может как сам руководитель,так и внутреннее лицо/группа лиц или сторонняя организация по договору.

Значит организовать бухгалтерский учет – это значит назначить лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета. Однако, даже при переносе обязанностей ведения бухучета на сотрудников, организация бухучета на предприятии для руководителя не ограничивается лишь назначением главбуха. Отдельные аспекты бухгалтерской работы требуют участия в них руководителя, в основном это утверждение решений бухгалтерии.

Права и обязанности главного бухгалтера по закону № 402-ФЗ

Давайте сначала поговорим о правах главного бухгалтера, человека, который занимает достаточно высокий пост в любой компании.

Вообще, основные трудовые права любого работника любой организации контролируются ТК РФ, а права именно работника как специалиста прописываются в его должностной инструкции. Что же можно указать, формируя такую инструкцию для главного бухгалтера? Например, следующее:

  1. Главный бухгалтер имеет право:
  • представлять интересы бухгалтерии организации, выступая в других структурных подразделениях, перед компаниями-контрагентами;
  • запрашивать нужные документы и информацию от других специалистов компании;
  • вносить на рассмотрение директора различные финансовые планы, структуру бухгалтерии, предложения о поощрении работников или материальном взыскании;
  • взаимодействовать с другими структурными подразделениями в части, необходимой для выполнения своих обязанностей.
  1. По доверенности главному бухгалтеру могут быть переданы права на представление интересов компании в налоговых и других проверяющих структурах.

Можно еще добавить, что помимо основных профессиональных трудовых функций главный бухгалтер, как правило, сам выбирает работников своего отдела, может регулировать поиск аудиторской компании для проверки предприятия, в оговоренных рамках самостоятельно принимать решения, влияющие на финансовые показатели компании и т. п.

Для определения круга обязанностей главбуха нужно смотреть не только закон о бухучете, но и профстандарт. Действующий стандарт «Бухгалтер», утв. приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н. О нем мы писали здесь.

Конечно, по сравнению с правами, круг обязанностей руководителя бухгалтерии гораздо объемнее. Рассмотрим его подробно, можно даже разделить все обязанности главного бухгалтера на несколько групп.

  1. Финансовая группа
  • Главное, что делает главбух, — ведет бухучет финансовой и хозяйственной деятельности компании, осуществляет контроль над собственностью предприятия.
  • Формирует учетную политику компании в соответствии с действующим законодательством, включая разработку плана счетов, форм первички и т. п.
  • Организует учет имущества, поступающего в компанию, учет хозяйственных операций, совершаемых в компании.
  • Организует и контролирует учет издержек предприятия, реализацию продукции.
  • Формирует полную и достоверную бухгалтерскую отчетность, по запросу предоставляет данные об имущественном положении компании, доходах и расходах предприятия.
  • Контролирует соблюдение налогового законодательства и формирование налоговой отчетности по правилам, соответствующим НК РФ.
  • Контролирует правильное начисление и уплату налогов, социальных взносов, административных платежей в государственные бюджетные и внебюджетные фонды.
  • Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах/расходах средств, об использовании бюджета, другой статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
  1. Управляющие функции
  • Контролирует должностные инструкции своих подчиненных.
  • Оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.
  • Сообщает директору предприятия обо всех выявленных недостатках в работе бухгалтерии предприятия, структурных подразделений с обязательным объяснением причин их возникновения, а также предложением способов их устранения.
  • Руководит работниками бухгалтерии организации.
  1. Часть работы по контроллингу
  • Принимает меры по предупреждению недостач, бесконтрольного расходования денежных средств, нарушений действующего законодательства.
  • Отвечает за проведение инвентаризации основных средств, ТМЦ и денежных средств.
  1. Аналитическая часть работы
  • Принимает участие в экономическом анализе деятельности компании.
  • Может принимать участие в финансовом планировании деятельности организации.
Читайте также:  Софинансирование пенсии — программа в 2023 году

Ответственность главного бухгалтера

Конечно, говоря о правах и обязанностях главного бухгалтера, нельзя забывать про его основную ответственность — за надлежащее выполнение должностных обязанностей. Все возможные ее виды и санкции приведены ниже в таблице.

Ответственность

Виды нарушений

Формы

Дисциплинарная

Нарушение трудовой дисциплины, а иногда и непрофессионализм (п.9 ч. 1 ст. 81 ТК РФ)

Замечание, выговор, увольнение

Материальная (ст. 238 ТК РФ)

Причиненный работодателю прямой действенный ущерб (реальное уменьшение имущества работодателя или ухудшение его состояния)

В зависимости от суммы ущерба

Административная (регламентируется рядом статей главы 15 КоАП РФ)

  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов;
  • нарушение сроков предоставления или непредоставление налоговой отчетности;
  • нарушение кассовой дисциплины;
  • нарушение валютного законодательства

См. также: «За что могут оштрафовать бухгалтера в 2019 году».

  • 5000–10 000 руб.
  • 300–500 руб.
  • 4000–5000 руб.
  • В зависимости от суммы нарушения

Уголовная ответственность

Наступает, если в течение 3 лет компания уклоняется от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере

В зависимости от суммы ущерба (от штрафа до лишения свободы)

Нарушения требований к оформлению первичных учетных документов

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности первичные учетные документы проверяются всегда. Просматривая журналы операций, к которым в хронологическом порядке подшиты и подобраны первичные учетные документы, проверяющие обращают внимание:

1) на соответствие бухгалтерских записей, отраженных в журнале операций, требованиям инструкций № 157н и 162н;

2) на соблюдение рекомендаций Минфина, изложенных в письмах ведомства, по отражению на счетах бухгалтерского учета операций, показанных в первичных учетных документах, приложенных к проверяемому журналу операций;

3) на наличие первичных учетных документов, операции по отражению которых содержатся в журнале операций;

4) на соответствие первичных учетных документов, приложенных к журналу операций, требованиям, установленным законодательством РФ (либо первичный учетный документ должен быть оформлен по унифицированной форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, либо, если документ оформлен не по унифицированной форме, он должен содержать все обязательные для первичного документа реквизиты, перечень которых представлен в п. 7 Инструкции № 157н, ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

Нарушения относительно оформления первичных учетных документов являются типовыми и характерны для большинства государственных (муниципальных) учреждений. Практически в любом акте проверки (причем за любой период проведения контрольного мероприятия) встречается одно из следующих нарушений оформления первичного учетного документа:

1) отсутствуют первичные учетные документы о приеме поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Документами, отражающими прием работ, услуг, являются акты выполненных работ, оказанных услуг, которые составляются в произвольной форме, но должны сдержать перечень обязательных для первичного учетного документа реквизитов, установленных ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы». Поставка товаров оформляется накладной, которая составляется поставщиком и также должна содержать все необходимые для первичного учетного документа реквизиты. Здесь же отметим, что в соответствии с Приказом Минфина РФ № 52н приходный ордер (ф. 0504207) составляется учреждением при поступлении материальных ценностей (в частности, основных средств, материальных запасов), в том числе от сторонних организаций (учреждений), и служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения в случаях, предусмотренных Приказом Минфина РФ № 52н. По мнению финансистов, изложенному в Письме от 07.12.2016 № 02‑07‑10/72795, наличие при поступлении в учреждение материальных ценностей первичных учетных документов – предусмотренных условиями договора (контракта) отгрузочных документов, оформленных надлежащим образом, – является достаточным основанием для принятия к учету данных материальных ценностей. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде приходного ордера (ф. 0504207) не требуется;

2) приняты к бухгалтерскому учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни;

3) несвоевременно составлены первичные учетные документы о приеме поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Напомним, что первичные (сводные) учетные документы должны составляться в момент совершения фактов хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после их окончания (п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 21 ФСБУ «Концептуальные основы»). Более позднее составление первичного учетного документа является нарушением вышеназванных норм законодательства РФ;

4) недостоверно отражена в первичных учетных документах информация о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге. Такие действия учреждения квалифицируются как нарушение п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и являются недопустимыми. Кроме того, в нарушение требований, закрепленных в п. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, отдельные учреждения несвоевременно регистрируют и накапливают данные, содержащиеся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета. Напомним, п. 29 ФСБУ «Концептуальные основы», как и ранее (до вступления в силу названного стандарта) п. 11 Инструкции № 157н, установлено, что принятие первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету производится не позднее следующего дня после их получения (составления);

5) графы первичного учетного документа заполняются частично. Например, в соответствии с п. 32, 33 Инструкции № 174н перемещение продуктов питания со склада на пищеблок и списание продуктов питания происходят ежедневно по меню-требованию на выдачу продуктов питания (ф. 050402) согласно данным табеля учета посещения. В нарушение п. 8 Инструкции № 174н у учреждения за весь проверяемый период в меню-требовании на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) не заполняются графы «Плановая себестоимость», «Фактическая себестоимость дня».

Читайте также:  Налоговый вычет за недвижимость: что, кому и сколько положено

Дисциплинарная ответственность

В общем случае дисциплинарная ответственность налагается на руководителя и главного бухгалтера на общих основаниях с остальными работниками, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на них трудовым договором.

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;

  • выговор;

  • увольнение по соответствующим основаниям.

Уголовная ответственность

Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организации.

Согласно ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если то же деяние совершено группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, последует наказание в виде штрафа в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо в виде принудительных работ на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишения свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 млн руб. Особо крупным размером считается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 45 млн руб.

Порядок привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ разъяснен в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.12.2006 № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее — постановление № 64).

Согласно п. 7 постановления № 64 к субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер, в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов.

Уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, влекущим уголовную ответственность, являются деяния, направленные на неуплату налогов и (или) сборов, повлекшие вредные последствия — полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. При этом уголовная ответственность может наступить только в случае, если уклонение от уплаты налогов и (или) сборов осуществлялось способами, указанными в УК РФ, а именно:

  • путем бездействия, выражающегося в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным;

  • путем совершения действия — умышленного включения в налоговую декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений (п. 3 постановления № 64).

Суд разъяснил, что последний способ совершения налогового преступления предполагает указание в налоговой отчетности любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, о расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов и сборов (п. 9 постановления № 64).

Кроме того, руководитель или главный бухгалтер в зависимости от вины, степени участия в содеянном может быть привлечен к ответственности:

  • за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента в крупном или особо крупном размере (ст. 199.1 УК РФ);

  • за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).

1. Работник, занимающий рассматриваемую должность, возводится в ранг специалистов.

Требования к квалификации
Категория Требования
I Полное высшее образование по факультету экономики. Минимальный рабочий стаж в качестве работника бухгалтерии II категории 3 года
II Законченное ВУЗовское обучение по факультету экономики без рабочего стажа в рассматриваемой должности или среднее профильное образование по экономической специальности с минимальным рабочим стажем в 3 года
Бухгалтер Профильное среднее обучение по экономической специальности с отсутствием минимального рабочего стажа или подготовительные курсы и минимальный рабочий стаж в 3 года

2. Назначение и отстранение от должности производится посредством указа главного бухгалтера.

Должностная инструкция не имеет законодательно установленной формы. Она относится к внутренним документам предприятия и составляется по стандартам, разработанным там. Обязательно ее утверждение руководителем предприятия. Текст инструкции может завершаться подписью ее разработчика (с расшифровкой) и записями об ознакомлении работников.

При том, что участки работ в бухгалтерии (а значит, и инструкции, описывающие должностные обязанности), как правило, индивидуальны и предназначены для единственного работника, одну и ту же инструкцию можно использовать при смене кадров. Она послужит не только для информирования нового работника о его обязанностях, но и для подбора кандидатов на имеющуюся вакансию, ведь в ней будут установлены все необходимые требования к образованию, опыту, знаниям и навыкам.

Один из возможных образцов должностной инструкции, который можно использовать для разработки собственного варианта инструкции для бухгалтера бюджетного учреждения, есть на нашем сайте.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *