Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 2023 года в Казахстане хотят утвердить туристический налог «Bed Tax» в 5%». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году в России проведут государственную кадастровую оценку сооружений, объектов незавершенного строительства, зданий и помещений. С этого момента переоценка будет проводиться во всех регионах раз в четыре года, а в городах федерального значения — раз в два года. Данные изменения направлены на то, чтобы сделать практику переоценки единой для всей России, а сведения о кадастровой стоимости актуальными среди всех регионов страны.
Камеральный контроль и блокировка ЭСФ
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ. |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений; по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом. Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;
по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска; по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»; |
Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска. По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение). По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было). |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В пояснении должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения); идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля; номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение. В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению. Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»; «3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»; «2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем
личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);
идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об
устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;
номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,
с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.
В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»; |
В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ. Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска). |
Статья 96. Результаты камерального контроля |
Статья 96. Результаты камерального контроля 6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса. |
При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ. |
Отсутствует |
Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур 1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. 2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства». 4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие. |
Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления. |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска; … 2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»; … 2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.
Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.
Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года. |
С 01.01.2023 года Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска. Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая. |
Статья 158. Завершение налоговой проверки
|
Статья 158. Завершение налоговой проверки «При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.
При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта). |
В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола. |
Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:
- 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
- 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
- 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
- 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Индивидуальные предприниматели могут сдавать жильё по патенту или на основе упрощённой декларации. Оба режима позволяют нанимать работников и участвовать в накопительной пенсионной и медстраховой системах.
Для арендодателей, зарегистрированных в качестве ИП, платёж условно состоит из двух сумм:
- налога (1 или 3% от дохода в зависимости от режима), эта часть отменена до 1 января 2023 года;
- обязательных отчислений: пенсионных (10%), социальных (3,5%), медстраховых (5% от 1,4 МЗП).
Отчисления рассчитываются от минимальной заработной платы в 2022 году – 60 000 тенге.
Если доход от аренды не превышает 10 млн тенге в год, рекомендуется выбрать режим на основе патента. Он подходит большинству арендодателей.
Патент
Налог 1% от дохода (не уплачивается до 1 января 2023 года) + обязательные отчисления.
Основные условия:
- личное предпринимательство без привлечения наёмных работников;
- доход не более 3 528 МРП (10,8 млн тенге) за календарный год.
Разрешение на предпринимательскую деятельность выкупается авансом на определённый период (от месяца до года).
Представление деклараций не требуется. Для уплаты заполняется форма 911.00.
Пример: годовой патент для сдачи квартиры по 100 000 тенге в месяц обойдётся в 147 600 тенге.
Из них:
- соцотчисления — 25 200 тенге (3,5% от 60 000 за 12 месяцев);
- пенсионные взносы — 72 000 тенге (10% от 60 000 за 12 месяцев);
- медстрахование — 50 400 тенге (5% от 1,4×60 000 за 12 месяцев).
С учётом ИПН (1% от 100 000 за 12 месяцев = 12 000) сумма составила бы 159 600 тенге.
Чтобы получить патент:
- Зарегистрируйтесь как ИП. Это можно сделать за один день через портал eGov.kz, elicense.kz или с помощью мобильных приложений банков.
- Выберите режим на основе патента.
- В течение трёх рабочих дней подайте в налоговую расчёт по форме 911.00.
Упрощённая декларация
Для арендодателей, зарегистрированных в качестве ИП, платёж условно состоит из двух сумм:
- налога – 3% от дохода, эта часть отменена до 1 января 2023 года;
- обязательных отчислений: пенсионных (10%), социальных (3,5%), медстраховых (5% от 1,4 МЗП).
Отчисления рассчитываются от минимальной заработной платы (60 000 тенге в 2022 году) и составляют 12 300 тенге в месяц.
Основные условия для оформления «упрощёнки»:
- численность работников за налоговый период до 30 человек;
- доход не более 24 038 МРП (73,6 млн тенге);
- наличие кассового аппарата.
Декларирование зарубежной недвижимости для граждан Казахстана по новым правилам
Как сказано ранее, начиная с 2021 года, отчитываться за зарубежные активы, включая недвижимое имущество, придется всем резидентам Казахстана, без исключения. Это связано с всемирной деофшоризацией и борьбой с теневым бизнесом/налогами.
Реформа рассчитана на 4 этапа и затрагивает следующие категории лиц:
- С 2021 год подать Декларацию по форме 250.00 должны чиновники, госслужащие и члены их семей.
- С 1 января 2023 года подавать декларацию должны работники государственных учреждений и их супруги, а также служащие квазигосударственного сектора и их супруги.
- С 2024 года – руководители, учредители юридических лиц и их супруги, индивидуальные предприниматели и их супруги.
- В 2025 году обязательства по декларированию затрагивают все остальные категории граждан РК.
Как рассчитать налог на недвижимость
Расчет по кадастровой стоимости
До 2015 года имущественный налог в России считался от инвентаризационной стоимости объекта — этот показатель учитывает только стоимость стройматериалов и амортизацию и никак не привязан к его рыночной ценности. Кадастровая стоимость ближе к рыночной, поскольку учитывает и другие факторы:
— особенности участка
— инфраструктуру по соседству и на территории
— характеристики дома
— рыночную стоимость похожих объектов
Поскольку в подавляющем большинстве случаев кадастровая стоимость выше инвентаризационной, размер налога для владельцев с переходом на новую схему вырос. Чтобы сделать этот процесс не таким резким для собственников, перевод на новые правила расчета налога на недвижимость проводился постепенно, с применением понижающих коэффициентов. Но сейчас переход полностью завершен во всех регионах.
Действующая схема расчета призвана приблизить размер налога к рыночной стоимости объекта недвижимости. Но рыночная стоимость очень подвижна и сильно зависит от экономической конъюнктуры, это хорошо видно на примере 2021 и 2022 годов.
Поэтому в качестве базы для расчета НИФЛ используется кадастровая стоимость. Ее регулярно пересчитывают: в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе этот перерасчет проводится не реже чем раз в три года, в других регионах — раз в пять лет. Регионы могут по собственной инициативе производить эту переоценку и чаще.
Последняя переоценка кадастровой стоимости в Москве, например, произошла c 1 января 2022 года — в зависимости от округа показатели выросли на 14,7-23,6%. Соответственно, вырос и размер имущественного налога, но москвичи пока ощутили это только в теории.
«Физические лица уплачивают транспортный, земельный налог, налог на имущество физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом)», — поясняет юрист юридической фирмы «Арбитраж.ру» Екатерина Кузьмина.
То есть до 01.12.2022 надо выплатить НИФЛ за 2021 год — в Москве тогда еще действовали старые нормы оценки. А вот в конце 2023-го суммы в платежках столичных собственников заметно вырастут.
Вычеты по налогу на недвижимость
На расчет влияют несколько ключевых параметров: кадастровая стоимость объекта, налоговый вычет (если есть), ставка налога и налоговый период. Рассмотрим подробнее каждый из них.
«Для расчета налога берется кадастровая стоимость объекта, но если речь о жилье, то показатель уменьшается за счет налоговых вычетов. Из общей площади жилого дома при расчете налога исключаются 50 кв. м, квартиры — 20 кв. м, комнаты — 10 кв. м. То есть налог для владельца квартиры площадью 33 кв. м будет исчисляться от кадастровой стоимости 13 кв. м в этой квартире», — поясняет руководитель аналитического центра Домклик Мария Ромчанова.
Следующий фактор — налоговая ставка, которая различается для разных типов недвижимости. Кроме того, на нее влияют стоимость объекта и его местоположение (регионы могут устанавливать свои ставки — до трех раз выше или ниже общегосударственных).
Единые базовые ставки для разных типов недвижимости в России такие:
— 0,1% — для квартир, комнат, долей в них; домов; гаражей и машино-мест; недостроенных объектов; хозпостроек на участках ИЖС или ЛПХ
— 0,5% — нежилые помещения, технические здания
— 2% — жилье стоимостью дороже 300 млн руб.
Ставки в конкретном регионе и городе можно узнать на сайте налоговой в разделе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».
В Москве и Санкт-Петербурге используется прогрессивная шкала расчета ставки.
«Столичные объекты стоимостью до 10 млн руб. облагаются налогом по ставке 0,1%, 10-20 млн руб. — 0,15%, 20-50 млн руб. — 0,2%. Для недвижимости стоимостью от 50 млн до 300 млн руб. действует ставка 0,3%, дороже 300 млн руб. — общероссийская ставка в 2%», — уточняет Мария Ромчанова.
В Санкт-Петербурге сетка следующая:
— до 5 млн руб. — 0,1%
— 5-10 млн руб. — 0,15%
— 10-20 млн руб. — 0,2%
— 20-300 млн руб. — 0,25%
— выше 300 млн руб. — 2%
Наконец, на расчеты влияет налоговый период. Если объект находится в собственности менее года, налог начисляется не за весь год, а за период владения. Для покупателей новостроек налог рассчитывается только за остаток года после оформления квартиры в собственность (то есть после даты регистрации в Росреестре).
Если квартира в собственности менее года, то стоимость пересчитывается по числу месяцев владения. С какого месяца начисляется налог, зависит от даты вступления в собственность (фиксируется в ЕГРН). Если это с 1-е по 15-е число текущего месяца включительно, налог за текущий месяц начисляется. Если это 16-е число и позже — налог будет начисляться только с месяца, следующего за вступлением в собственность. С учетом этого для объектов, которые в собственности меньше года, применяется коэффициент: число полных месяцев владения / 12.
Примеры расчета
Haлoг считается так:
кaдacтpoвaя cтoимocть имyщecтвa — нaлoгoвый вычeт* кoэффициeнт пepиoдa влaдeния* дoля влaдeния* стaвкa
Для квартиры в Москве площадью 33 кв. м и кадастровой стоимостью 8 млн руб. с единственным собственником, который владеет ею больше года, расчеты будут такими:
налогооблагаемая площадь: 33 кв. м — 20 кв. м (налоговый вычет для квартир) = 13 кв. м
кадастровая стоимость 1 кв. м: 8 млн руб. / 33 кв. м = 242,4 тыс. руб.
кадастровая стоимость налогооблагаемой площади: 242,4 тыс. руб. * 13 кв. м = 3,15 млн руб.
При владении больше года и единственном собственнике сумма налога: 3,15 млн руб. *0,1% (ставка для квартир в Москве с кадастровой стоимостью до 10 млн руб.) = 3150 руб. в год.
Если квартира в собственности у одного человека три месяца, дополнительно применяется коэффициент 0,25, итого на этот год сумма составит 787,5 руб.
Если собственник владеет ½ доли в этой квартире в течение года или более, налог составит 1575 руб. в год. Если эта половина доли принадлежит ему три месяца, на первый год владения сумма уменьшается с коэффициентом 0,25 — и налог составит 394 руб.
Документы на вычет за покупку жилья
Лучше подготовить максимально полный пакет документов для налоговой, чтобы подстраховаться от возможных проволочек или отказа. Заверьте все копии документов — нотариально заверенные копии не нужны, достаточно на каждой странице написать: «Копия верна», добавить подпись, расшифровку и дату. Отправляясь в налоговую, возьмите копии документов и все оригиналы — возможно, сотрудники налоговой захотят с ними ознакомиться и сверить с копиями:
- декларацию 3-НДФЛ;
- справку о доходах 2-НДФЛ (из бухгалтерии с места работы);
- заявление на возврат налога с реквизитами счета;
- паспорт;
- договор купли-продажи квартиры или договор долевого участия;
- платежные документы, подтверждающие факт оплаты жилья (платежные поручения, расписки или квитанции об оплате);
- свидетельство о государственной регистрации права собственности;
- акт приема-передачи жилья.
Налогообложение при продаже нерезидентом жилья в Казахстане
- В последнее время увеличилось количество казахстанцев, переезжающих в Россию на постоянное место жительства и меняющих гражданство Казахстана на гражданство Российской Федерации.
- При этом, у многих встает вопрос о том, каким образом будет осуществляться налогообложение при продаже переехавшими или переезжающими лицами своей квартиры или прочей недвижимости, находящейся в Казахстане, какова ставка налога, как правильно исчислять налог и как можно его уменьшить.
- Для ответа на этот вопрос прежде всего лицу необходимо определить свой налоговый статус: является ли он резидентом Казахстана или нет.
- Является ли лицо резидентом Казахстана или нерезидентом Казахстана
- В соответствии со статьей 189 Налогового Кодекса Республики Казахстан резидентами Республики Казахстан признаются физические лица:
а) постоянно пребывающие в Республике Казахстан.
При этом, физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.
- б) непостоянно пребывающие в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов которых находится в Республике Казахстан. При этом, центр жизненных интересов физического лица рассматривается как находящийся в Республике Казахстан при одновременном выполнении (то есть одновременно должны иметь место сразу три нижеперечисленных условия) следующих условий:
- 1) физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство);
- 2) семья и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан;
- 3) наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) членам его семьи, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания членов его семьи.
В этой связи хотел бы разъяснить порядок налогообложения при продаже выезжающим из Казахстана на ПМЖ в Россию лицом своего жилья (квартиры, дома, дачи и т.д.) в зависимости от того, является ли оно резидентом Казахстана или не является таковым.
Налогообложение при продаже жилища в Казахстане в зависимости от налогового статуса и ситуации
1. Лицо еще не отказалось от гражданства Казахстана и не выехало на ПМЖ в Россию, но намерено сделать это в ближайшее время.
- В этом случае порядок обложения и уплаты индивидуальным подоходным налогом будет применяться как для резидентов Казахстана.
- А) Срок владения жильем на праве собственности один год и более
- Согласно подпункту 20) пункта 3 статьи 155 Налогового Кодекса Республики Казахстан не рассматривается в качестве дохода физического лица-резидента прирост стоимости при реализации (передаче в качестве вклада в уставный капитал юридического лица) жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на территории Республики Казахстан на праве собственности один год и более с даты регистрации права собственности.
- Таким образом, если срок владения жилья (дома, дачи, гаража) на праве собственности более одного года с момента его возникновения, то налогообложение при продаже жилья не возникает.
(С 1 января 2020 года срок владения жильем для исчисления и уплаты индивидуального подоходного налога в Казахстане уже не будет иметь значение, налогообложение при продаже жилья будет возникать вне зависимости от срока владения жилищем на праве собственности в силу принятого в Казахстане Закона Республики Казахстан от 18.11.2015 года № 412-V).
Следует отметить, что также не рассматривается в качестве дохода физического лица-резидента прирост стоимости:
1) при реализации земельных участков, находящихся на территории Республики Казахстан, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, под гараж и при условии, что на таком земельном участке расположены жилище, дача или гараж, которые находятся на праве собственности один год и более с даты регистрации права собственности. (например, земельный участок с находящимся на нем индивидуальным жилым домом принадлежит лицу на праве собственности более года).
- 2) при реализации земельных участков, находящихся на территории Республики Казахстан, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, садоводства, под гараж, на которых не расположены жилище, дача или гараж, в случае, если период между датами составления правоустанавливающих документов на приобретение и на отчуждение земельного участка составляет один год и более (например, ничем не занятый земельный участок принадлежит лицу более года и его целевое назначение – строительство ИЖС).
- Б) Срок владения жильем на праве собственности менее одного года
- Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 180-1 Налогового Кодекса Республики Казахстан доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом возникает при реализации следующего имущества, находящегося на территории Республики Казахстан: жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на праве собственности менее года с даты регистрации права собственности.
- Если срок владения жильем менее одного года, то в этом случае реализация жилища подлежит обложению индивидуальным подоходным налогом по ставке 10% от полученного лицом дохода от прироста стоимости такого жилиша.
- При этом в соответствии с пункт 3 статьи 180-1 Налогового Кодекса Республики Казахстан доходом от прироста стоимости при реализации жилья, является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации имущества и ценой (стоимостью) его приобретения (общее правило, распространяющееся на лиц, которые ранее приобрели жилье по договору купли-продажи, за исключением частных случаев, перечисленных ниже).
- Таким образом, при реализации жилища, принадлежащего лицу на праве собственности менее одного года с момента его возникновения (регистрации) налог составит 10% от положительной разницы между ценой (стоимостью) реализации имущества и ценой (стоимостью) его приобретения.
- Существуют некоторые частные случаи определения дохода от прироста стоимости недвижимости:
- Так, в случае реализации недвижимого имущества, приобретенного в результате уступки права требования доли в жилом здании по договору о долевом участии в жилищном строительстве доходом от прироста стоимости является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации имущества и стоимостью, по которой налогоплательщик приобрел право требования доли в жилом здании по договору о долевом участии в жилищном строительстве (пункт 4 статьи 180-1 Налогового Кодекса Республики Казахстан).
- В случае реализации физическим лицом недвижимого имущества, по которому ранее был определен доход в виде безвозмездно полученного имущества в соответствии со статьей 96 настоящего Кодекса, доходом от прироста стоимости является положительная разница между ценой (стоимостью) реализации имущества и стоимостью безвозмездно полученного имущества, включенной ранее в доход (пункт 5 статьи 180-1 Налогового Кодекса Республики Казахстан).
Права и ограничения для иностранцев
Резидентами в РК, с точки зрения Налогового кодекса, признаются физические лица, постоянно пребывающие в республике или центр жизненных интересов которых находится здесь. Остальные налогоплательщики признаются нерезидентами.
Согласно Закону РК «О правовом положении иностранцев», «иностранцы могут иметь в РК на праве собственности жилище, за исключением временно пребывающих иностранцев». На практике данное положение трактуется следующим образом. Иностранец, имеющий вид на жительство, вправе приобрести любое жильё (квартиру, дом).
Но иностранцам, не имеющим вид на жительство, в оформлении и регистрации сделки по приобретению жилья будет отказано.
Что касается земельных участков, то по статье 23 Земельного кодекса РК в частной собственности иностранных граждан могут находиться земельные участки только для следующих целей: под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами; земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением.
Земли, предназначенные для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения, не могут находиться в собственности иностранцев и иностранных юридических лиц (пункт 4 статьи 23 ЗК РК).
В соответствии со статьёй 37 ЗК РК земельные участки для товарного сельскохозяйственного производства могут предоставляться иностранцам и лицам без гражданства в аренду на срок до 10 лет.
Право постоянного землепользования не может принадлежать иностранным землепользователям (статья 34 ЗК РК).
Нaлoг cчитaют пo фopмyлe нaлoгoвoй или в oнлaйн-cepвиcax
Нaлoгoвaя paccчитывaeт cyммy пo фopмyлe:
Нaлoг нa нeдвижимoe имyщecтвo = (Кaдacтpoвaя cтoимocть имyщecтвa — Нaлoгoвый вычeт) * Кoэффициeнт пepиoдa влaдeния * Дoля влaдeния * Cтaвкa
Нaлoг paccчитывaют тaк:
-
Cчитaют нaлoгoвый вычeт oт oбщeй плoщaди oбъeктa нeдвижимocти.
-
Paccчитывaют cтoимocть 1м2 пo кaдacтpy.
-
Узнaют кaдacтpoвyю cтoимocть имyщecтвa c нaлoгoвым вычeтoм.
-
Пpимeняют кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.
-
Paccчитывaют дoлю влaдeния в oбъeктe нeдвижимocти.
-
Пpимeняют нaлoгoвyю cтaвкy гopoдa, гдe нaxoдитcя имyщecтвo.
Пpимep:
нyжнo paccчитaть cyммy нaлoгa зa квapтиpy в Caнкт-Пeтepбypгe зa 2020 гoд.
У квapтиpы тaкиe дaнныe:
-
кaдacтpoвaя cтoимocть — 8 336 387 pyблeй;
-
плoщaдь — 82.2 м2;
-
кoличecтвo дoлeй в квapтиpe — 1;
-
пepиoд влaдeния — 14 мecяцeв
-
нaлoгoвaя cтaвкa — 0.15%. B Caнкт-Пeтepбypгe мecтныe влacти yвeличили бaзoвyю cтaвкy нa квapтиpы c кaдacтpoвoй cтoимocтью oт 7 дo 20 млн.
Учитывая, что с 2022 года будет облагаться одна квартира, принадлежащая физическому лицу на праве собственности, с целью минимизации налоговой нагрузки Налоговым кодексом предусмотрено, что устанавливаемые местными Советами депутатов повышающие коэффициенты к ставке налога на недвижимость (до 2 раз) не применяются при исчислении налога на недвижимость в отношении квартир (п. 3 ст. 230 НК).
В результате чего средний размер налога на недвижимость за одну квартиру в Минске составит около 50—60 руб., в областных городах — около 45—50 руб., в крупный районных центрах — около 40 руб., в иных населенных пунктах — около 30 руб.
С 1 января 2023 года исчисление земельного налога физическим лицам за земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания жилого дома, дачного строительства, на которых в течение трех лет с даты предоставления (приобретения) таких участков физическими лицами не произведена государственная регистрация создания жилого дома, дачи, производится по ставкам земельного налога, увеличенным на коэффициент 3 (п. 20 ст. 243 НК и абз. 6 ст. 9 Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения»).
После того, как специалисты определят стоимость квартиры, к ней в зависимости от цены будет применена та или иная ставка.
Например, если цена объекта получилась менее 2 млн тенге, то гражданину нужно заплатить налог на имущество в размере 0,05% от стоимости актива. Если объект попал в диапазон 2-4 млн тенге, то нужно будет приготовить 1 тыс. тенге, а также 0,08% с суммы, которая превышает 2 млн тенге. Для объектов стоимостью 4-6 млн тенге уже требуется фиксированная сумма в 2600 тенге плюс 0,1% с суммы, которая превышает 4 млн тенге.
Стоимость актива |
Размер ставки |
|
1. |
до 2 млн тенге |
0,05 процента от стоимости актива |
2. |
от 2 млн тенге до 4 млн тенге |
1 000 тенге + 0,08 процента с суммы, превышающей 2 млн тенге |
3. |
от 4 млн тенге до 6 млн тенге |
2 600 тенге + 0,1 процента с суммы, превышающей 4 млн тенге |
4. |
от 6 млн тенге до 8 млн тенге |
4 600 тенге + 0,15 процента с суммы, превышающей 6 млн тенге |
5. |
от 8 млн тенге до 10 млн тенге |
7 600 тенге + 0,2 процента с суммы, превышающей 8 млн тенге |
6. |
от 10 млн тенге до 12 млн тенге |
11 600 тенге + 0,25 процента с суммы, превышающей 10 млн тенге |
7. |
от 12 млн тенге до 14 млн тенге |
16 600 тенге + 0,3 процента с суммы, превышающей 12 млн тенге |
8. |
от 14 млн тенге до 16 млн тенге |
22 600 тенге + 0,35 процента с суммы, превышающей 14 млн тенге |
9. |
от 16 млн тенге до 18 млн тенге |
29 600 тенге + 0,4 процента с суммы, превышающей 16 млн тенге |
10. |
от 18 млн тенге до 20 млн тенге |
37 600 тенге + 0,45 процента с суммы, превышающей 18 млн тенге |
11. |
от 20 млн тенге до 75 млн тенге |
46 600 тенге + 0,5 процента с суммы, превышающей 20 млн тенге |
12. |
от 75 млн тенге до 100 млн тенге |
321 600 тенге + 0,6 процента с суммы, превышающей 75 млн тенге |
13. |
от 100 млн тенге до 150 млн тенге |
471 600 тенге + 0,65 процента с суммы, превышающей 100 млн тенге |
14. |
от 150 млн тенге до 350 млн тенге |
796 600 тенге + 0,7 процента с суммы, превышающей 150 млн тенге |
15. |
от 350 млн тенге до 450 млн тенге |
2 196 600 тенге + 0,75 процента с суммы, превышающей 350 млн тенге |
16. |
от 450 млн тенге |
2 946 600 тенге + 2 процента с суммы, превышающей 450 млн тенге |
Чтобы лучше понимать, как будет выглядеть итоговый расчет по налогу, предлагаем взглянуть на ряд примеров.
Пример 1. Гражданин имеет в собственности квартиру, стоимость которой составила 11 млн тенге. По нашей таблице ставок гражданину нужно будет заплатить 11 600 тенге, а также налог с суммы, которая превышает 10 млн тенге. То есть ему нужно подсчитать 0,25% от 1 млн тенге, что составляет 2500 тенге. Если к этому добавить 11 600 тенге, то получим на выходе цифру в 14 100 тенге.
Пример 2. Гражданин имеет в собственности квартиру, стоимость которой составила 11 млн тенге. Но при этом гражданин относится к категории льготников и может претендовать на вычет в размере 1500 МРП. Для начала давайте заглянем в закон. Из него мы узнаем, что 1 МРП на 2019 год установлен на уровне 2 525 тенге. Таким образом, размер вычета составляет 3 787 500 тенге. Эту сумму вычитаем из стоимости в 11 млн тенге и получаем 7 212 500. Теперь смотрим в таблицу и понимаем, что в нашем случае действует ставка 0,15% от суммы более 6 млн тенге + фиксированная сумма в 4 600 тенге. После нехитрых вычислений получаем, что нужно заплатить налог в размере 6 418,7 тенге. Как видим, наличие льгот позволило снизить сумму налога более чем в 2 раза, что является достаточно хорошей поддержкой граждан.
Пример 3. Гражданин имеет в собственности квартиру, стоимость которой составила 11 млн тенге. Однако на момент уплаты налога гражданин был собственником данной квартиры менее года, а именно 7 месяцев. Здесь, как в первом примере, мы высчитываем стоимость налога и получаем цифру в 14 100 тенге. Но эта сумма высчитывается из расчета за полный год, а нам же нужно узнать размер налога за 7 месяцев. Поэтому мы полученную цифру делим на 12 месяцев и получаем 1175 тенге. Теперь умножаем на 7 месяцев, что дает нам 8 225 тенге. Эту сумму и нужно заплатить налоговым органам.
За коммерческую недвижимость нужно платить по-прежнему
Все эти изменения не касаются коммерческой недвижимости. Ее собственники при продаже коммерческого объекта, офисных и любых нежилых помещений или земельного участка коммерческого назначения обязаны в 2020 году оплатить 10% от прироста стоимости объекта в результате сделки. Это необходимо учитывать владельцам апартаментов, которые в последнее время нередко приобретаются как квартира для проживания. Они будут вынуждены уплатить этот налог, даже если не вели бизнес с помощью этого актива. Поскольку по своему статусу апартаменты относятся к объектам коммерческой недвижимости, они будут облагаться соответствующими налогами.
Каких-либо других изменений в налоговом законодательстве для владельцев недвижимости в 2020 году больше не предвидится.
В соответствии с Налоговым кодексом Казахстана, контролируемой иностранной компанией (КИК) признается организация, удовлетворяющая одновременно двум следующим условиям:
- 25% или более акций компании-нерезидента принадлежат прямо, косвенно или структурно казахстанскому юридическому лицу или же такая компания-нерезидент связана с резидентом Казахстана посредством контроля (т. е. резидент осуществляет контроль над иностранной организацией); и
- эффективная ставка налога на прибыль компании-нерезидента составляет менее 10% или компания-нерезидент зарегистрирована в юрисдикции из «черного списка».
Однако иностранные компании не будут признаваться КИК для целей казахстанского налогообложения, если:
- иностранное лицо зарегистрировано в стране с действующим Соглашением об избежании двойного налогообложения (СоИДН) с Казахстаном, и при этом номинальная ставка корпоративного налога на прибыль в такой стране превышает 15%;
- иностранное лицо не зарегистрировано в государстве с льготным налогообложением, и совокупная сумма доходов такого лица, согласно отдельной неконсолидированной финансовой отчетности, составляет менее 150,495-кратного размера МРП (т. е. примерно 1 000 000 USD);
- по итогам периода в отдельной неконсолидированной финансовой отчетности у такого лица имеется финансовый убыток.
Формулировка пунктов 1 и 2 ст.180-1 Налогового кодекса РК, которая являются правовыми нормами для возникновения обязательства по уплате индивидуального подоходного налога (ИПН), такая:
«Доход от прироста стоимости при реализации имущества физическим лицом… возникает при реализации … жилищ, дачных строений, гаражей, объектов личного подсобного хозяйства, находящихся на праве собственности менее 1 года с даты регистрации права собственности… а также земельных участков и (или) земельных долей, целевым назначением которых с даты возникновения права собственности до даты реализации являются индивидуальное жилищное строительство, дачное строительство, ведение личного подсобного хозяйства, под гараж, на которых расположены указанные выше объекты (жилищ, дачные строения и т.д.)».
Обращаем внимание на фразу «с даты регистрации права собственности». Часто продавцы недвижимого имущества (а иногда и налоговый орган) ошибаются, считая датой регистрации дату нотариального заверения договора купли-продажи квартиры/дома. Это неверно!
На недвижимое имущество права возникают и прекращаются с момента их государственной регистрации (п.1 ст.7 Закона РК «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество»).
Следовательно, даты отсчёта возникновения и прекращения права на недвижимое имущество у продавца этого имущества считаются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по датам регистрации возникновения и прекращения этих прав в Департаменте юстиции соответствующего города или района, а не по датам договоров купли-продажи, мены, дарения и любых других гражданско-правовых сделок.