Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые льготы на транспортный налог для физических лиц в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В то время как при начислении суммы налога для других категорий учитывается мощность и возраст транспортного средства, на многодетные семьи это распространяется частично. Ранее их освобождали от налога независимо от того, каким транспортным средством и в каком количестве владела многодетная семья. Не платили налог владельцы любых автомобилей, включая грузовые, автобусы и тракторы, не учитывалась при этом грузоподъемность, не было ограничений и по вместительности (для автобусов).
Ставки налога для физических лиц
Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.
Регион / Ставка руб. за 1 л.с. | 0-100 | 100-150 | 150-200 | 200-250 | 251+ |
Республика Адыгея | 10 | 20 | 40 | 70 | 130 |
Алтайский край | 10 | 20 | 25 | 60 | 120 |
Республика Алтай | 10 | 14 | 20 | 45 | 120 |
Амурская область | 15 | 21 | 30 | 75 | 150 |
Архангельская область | 14 | 24 | 50 | 75 | 150 |
Астраханская область | 14 | 27 | 48 | 71 | 102 |
Республика Башкирия | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Белгородская область | 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Брянская область | 10 | 18 | 40 | 75 | 130 |
Республика Бурятия | 9.5 | 17.9 | 25.5 | 38.3 | 76.5 |
Владимирская область | 20 | 30 | 40 | 75 | 150 |
Волгоградская область | 9 | 20 | 40 | 75 | 150 |
Вологодская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Воронежская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Дагестан | 8 | 10 | 35 | 50 | 105 |
Еврейская АО | 8 | 16 | 40 | 60 | 95 |
Забайкальский край | 7 | 10 | 20 | 33 | 65 |
Ивановская область | 10 | 20 | 35 | 60 | 120 |
Республика Ингушетия | 5 | 7 | 10 | 30 | 40 |
Иркутская область | 10.5 | 14.5 | 35 | 52.5 | 105 |
Республика Кабардино-Балкария | 7 | 15 | 35 | 65 | 130 |
Калининградская область | 2.5 | 15 | 35 | 66 | 147 |
Республика Калмыкия | 11 | 22 | 47 | 75 | 150 |
Калужская область | 10 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Камчатский край | 9 | 24 | 40 | 68 | 130 |
Республика Карачаево-Черкесия | 7 | 14 | 25 | 35 | 95 |
Республика Карелия | 6 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Кемеровская область | 8 | 14 | 45 | 68 | 135 |
Кировская область | 20 | 30 | 44 | 60 | 120 |
Республика Коми | 15 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Костромская область | 14 | 26.8 | 38 | 60 | 120 |
Краснодарский край | 12 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Красноярский край | 5 | 14.5 | 29 | 51 | 102 |
Республика Крым | 5 | 7 | 15 | 20 | 50 |
Курганская область | 10 | 27 | 50 | 75 | 150 |
Курская область | 15 | 22 | 40 | 70 | 150 |
Ленинградская область | 18 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Липецкая область | 15 | 28 | 50 | 75 | 150 |
Магаданская область | 6 | 8 | 12 | 18 | 36 |
Республика Марий Эл | 25 | 35 | 50 | 90 | |
Город Москва | 12 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Мордовия | 17.3 | 25.9 | 37.9 | 75 | 150 |
Московская область | 10 | 34 | 49 | 75 | 150 |
Мурманская область | 10 | 15 | 25 | 40 | 80 |
Ненецкий АО | 25 | 50 | |||
Нижегородская область | 22.5 | 31.5 | 45 | 75 | 150 |
Новосибирская область | 6 | 10 | 30 | 60 | 150 |
Омская область | 7 | 15 | 30 | 45 | 90 |
Оренбургская область | 15 | 50 | 75 | 150 | |
Орловская область | 15 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Пензенская область | 15 / 21 | 30 | 45 | 75 | 150 |
Пермский край | 25 | 30 | 50 | 58 | |
Приморский край | 18 | 26 | 43 | 75 | 150 |
Псковская область | 13 / 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Ростовская область | 12 | 15 | 45 | 75 | 150 |
Рязанская область | 10 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Самарская область | 16 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Санкт-Петербург, город | 24 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Саратовская область | 14 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Сахалинская область | 10 | 21 | 35 | 75 | 150 |
Свердловская область | 2.5 | 9.4 | 32.7 | 49.6 | 99.2 |
Республика Северная Осетия | 7 | 15 | 20 | 45 | 90 |
Город Севастополь | 5 | 7 | 25 | 75 | 100 |
Смоленская область | 10 | 20 | 40 | 60 | 100 |
Ставропольский край | 7 | 15 | 36 | 75 | 120 |
Тамбовская область | 20 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Республика Татарстан | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Тверская область | 10 | 21 | 30 | 45 | 90 |
Томская область | 5 | 8 | 20 | 30 | 75 |
Тульская область | 10 | 25.4 | 50 | 75 | 150 |
Республика Тыва | 7 | 11 | 20 | 30 | 70 |
Тюменская область | 10 | 30 | 34 | 40 | 66 |
Республика Удмуртия | 8 | 20 | 50 | 75 | 100 |
Ульяновская область | 12 | 30 | 45 | 65 | 115 |
Хабаровский край | 12 | 16 | 30 | 60 | 150 |
Ханты-Мансийский АО | 5 | 7 | 40 | 60 | 120 |
Республика Хакасия | 6 | 15 | 25 | 40 | 75 |
Челябинская область | 7.7 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Республика Чечня | 7 | 11 | 24 | 48 | 91 |
Республика Чувашия | 13 | 23 | 50 | 75 | 150 |
Чукотский АО | 5 | 7 | 10 | 15 | 30 |
Республика Якутия | 8 | 13 | 17 | 30 | 60 |
Ямало-Ненецкий АО | 15 | 24.5 | 25 | 37.5 | 75 |
Ярославская область | 15.8 | 28.1 | 45 | 68 | 145 |
Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.
Ставки транспортного налога в Москве в таблице
Правила взимания налогового сбора за транспорт в столичном регионе установлены законом №29 Правительства Москвы. Согласно этому нормативному документу, устанавливаются следующие ставки, взимаемые в рублях с каждой л.с. двигателя:
Размер ставки | Объект налогообложения |
7 | Мототранспорт мощностью до 20 л.с. |
12 | Легковые авто с двигателем до 100 л.с. |
15 | Мототранспорт мощностью от 20 до 35 л.с. |
15 | Автобусы с двигателем до 110 л.с. |
15 | Грузовики мощностью до 100 л.с. |
25 | Легковые машины с двигателем от 100 до 125 л.с. |
25 | Прочие ТС на колёсном или гусеничном ходу |
25 | Снегоходы и мотосани с двигателем до 50 л.с. |
26 | Автобусы мощностью свыше 110 л.с. |
26 | Грузовики мощностью 100-150 л.с. |
35 | Легковые авто мощностью от 125 до 150 л.с. |
38 | Грузовики мощностью 150-200 л.с. |
45 | Легковые машины мощностью 150-175 л.с. |
50 | Легковые машины мощностью 175-200 л.с. |
50 | Мототранспорт мощностью более 35 л.с. |
50 | Снегоходы и мотосани мощностью более 50 л.с. |
55 | Автобусы мощностью более 200 л.с. |
55 | Грузовики мощностью от 200 до 250 л.с. |
65 | Легковые авто мощностью от 200 до 225 л.с. |
70 | Грузовики мощностью свыше 250 л.с. |
75 | Легковые авто мощностью 225-250 л.с. |
150 | Легковые машины мощностью свыше 250 л.с. |
До начала 2023 года транспортный налог считали по-старому
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.
1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);
2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;
3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.
Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.
Какие есть льготы и скидки на оплату транспортного налога?
Разговоры об отмене транспортного налога для всех автовладельцев ведутся ежегодно, но так же ежегодно этот налог регулярно начисляют. В 2020 году автовладельцы лелеяли надежду, что в виду непростой экономической и эпидемиологической ситуации налог начислен не будет, но чуда не случилось. Не стал исключением и 2021 год, дополнительных “плюшек”, кроме уже имеющихся автовладельцам не предоставили.
Кто освобожден от уплаты налога:
- Герои Советского Союза и России и те, кто награжден орденами Славы
- Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды ВОВ
- Ветераны и инвалиды боевых действий
- Инвалиды I и II групп
- Владельцы автомобилей мощностью до 70 л.с.
- Призванные на военную службу в связи с мобилизацией
Дополнительные льготы и скидки на транспортный налог зависят от региона регистрации автомобиля. Налоговые послабления могут быть предоставлены как физическим лицам, так и организациям. В некоторых регионах полностью освобождены от уплаты налога пенсионеры, а льготами могут пользоваться матери-одиночки и родители в многодетной семье.
Кто освобожден от уплаты транспортного налога по НК РФ
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения ТН признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, а также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.
В п. 2 ст. 358 НК РФ приведен перечень ТС, которые не являются объектом налогообложения. Соответственно, их владельцы имеют право на освобождение от транспортного налога. В числе таких объектов:
- весельные лодки и моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил (исключены из льготируемых объектов с 01.01.2021);
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы соцзащиты;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, которыми владеют перевозчики;
- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины сельхозпроизводителей;
- транспортные средства, находящиеся в розыске, а также ТС, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска и до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ.
С 03.07.2016 по 31.12.2021 дополнительно действовала льгота, позволявшая уменьшать налог, начисленный по большегрузам, вплоть до нуля на величину уплаченной в бюджет платы за вред, причиняемый таким транспортом дорогам. Она распространялась как на физлиц (ст. 361.1 НК РФ), так и на юрлиц (п. 2 ст. 362 НК РФ).
Налоговая амнистия — разбираем понятие
В широком смысле такая амнистия обозначает любые послабления, позволяющие налогоплательщикам оплачивать налоги в меньшей сумме, чем ранее было установлено, аннулирует все имеющиеся штрафы и задолженности, а также временно либо постоянно вообще отменяет определенные налоговые сборы. Правда, далеко не все эти меры можно назвать амнистиями в полном смысле этого слова — так, «прощение» некоторых задолженностей с требованием все равно их уплатить, но уже без накопившегося штрафа за просрочку (как уже было несколько лет назад с некоторыми типами налогов) по своей сути является довольно незначительным послаблением, и распространяется на относительно небольшое количество граждан (в процентном соотношении).
Нынешняя же амнистия, которую объявил Путин на своей ежегодной конференции 14 декабря 2017 года — событие совсем другого рода.
Она фактически позволяет гражданам России, имеющим транспортные средства, вовсе не уплачивать транспортный налог, а также прощает все уже накопленные задолженности и штрафы по этому налогу (а также по ряду других обязательных налогов).
Амнистия и честные плательщики — за и против
Практически как и любое политическое событие, новость о том, что будет проведена подобная амнистия, сразу вызвала прямо противоположную реакцию у разных слоев населения.
Безусловно, те люди, кто имел автотранспортные долги и штрафы по ним, встретили его с явной радостью и одобрением — ведь сумма их была порой далеко не маленькой, а, кроме того, продолжала постоянно расти — погасить ее самостоятельно у многих граждан просто не было и нет возможности.
С другой стороны, очень многие законопослушные плательщики были возмущены подобной инициативой — ведь они, в свою очередь, также могли бы просто не платить налоги, если бы заранее знали о подобной инициативе (и получается, что деньги они платили «просто так»).
В результате же массового списания честный плательщик и злостный должник оказываются в одинаковом положении, что, безусловно, но может не вызвать противоречий.
Для того, чтобы разобраться в этой ситуации, следует сразу же четко обозначить те причины, по которым было решено начать эту самую амнистию.
- Во-первых, это все те же «безнадежные» долги, которые, по расчетам государства, оно уже не сможет получить с должников.
- Второе — это тот факт, что чуть ли не большая часть долгов, взимаемая с населения, уходит «впустую» — все получаемые при этом деньги уходят на оплату работников налоговой, приставов, а также на оформление бумаг.
- Ну, и наконец, третья причина — это тот факт, что многие неплатежеспособные должники, имея большие задолженности, и не гася их, продолжают их «копить» — сумма постоянно обрастает все новыми штрафами и пенями, в результате чего сумма становится просто неподъемной.
Для того, чтобы облегчить эту ситуацию, а также для того, чтобы навести хоть какой-то порядок внутри самой системы сбора налогов (а наличие многолетних долгов у большого числа лиц с кучей штрафов и пени отнюдь не делают ее понятной и упорядоченной) и было принято решение о проведении столь объемлющей и широкомасштабной акции.
Часто при внесении сборов гражданин не знает о том, что он вправе платить меньше. Связывается такая возможность с наличием прав на использование преференций, предоставляемых органами государства. Требуется знать, кто вправе получить послабления и как это сделать правильно. Перед тем, как начать разговор про разновидностипреференций, которыми вправе пользоваться граждане, вышедшие на заслуженный отдых, и прочие группы людей, нужно усвоить понятие сборов на средства передвижения. Кроме того, важна цель удержания рассматриваемого сбора.
В настоящее время увеличилось количество разнообразных средств передвижения. Они применяются для того, чтобы перемещать пассажиров и грузы. Часто собственники самых замысловатых из них несут обязанность по уплате налоговых платежей.
Разновидность средства передвижения влияет на то, сколько составит платеж по налогу. Нужно учитывать, что оплата осуществляется за то, сколько лошадей содержится в моторе авто. Поэтому больше всех затраты на налоги несут, кто владеет воздушным или водным транспортом.
Указанные категории граждан обладают правом использовать послабления от гос. Органов относительно уплаты налоговых платежей. Поэтому приступить к рассмотрению этого положения необходимо относительно тех, кто владеет наземными разновидностями средств передвижения. Сюда относятся автомобили из легковой и грузовой категории, прочее.
Если не получается избежать оплаты, логично возникает вопрос, как платить меньше. В ряде регионов ставки существенно ниже – если зарегистрировать ТС там, получается реальная экономия. Можно оптимизировать налоговое бремя уменьшением периода владения, пересмотром коэффициентов или за счет использования системы «Платон». Согласно п. 2 ст. N 362 НК РФ, при использовании данной системы предполагается осуществлять вычет потраченных на оплату штрафов из ТН, если их размер составляет более половины ТН.
Ну и в конце о том, как не платить налог на автомобиль с мощным двигателем. Можно рассмотреть такой вариант снижения мощности, (за счет перепрошивки ЭБУ, демонтажа турбины или дефорсирования системы впрыска), при котором тяга сильно не пострадает, но налог существенно понизится. Но это требует времени, понимания нюансов, а иногда и больших усилий.
Платят ли пенсионеры транспортный налог?
Федеральные нормы законодательства не определяют льгот по транспортному налогу в целом для лиц пенсионного возраста.
Нормативные акты регионов РФ могут устанавливать перечень льготных категорий. В настоящее время льгота по транспортному налогу пенсионерам предусматривается только в отдельных регионах.
Пенсионеры в целом (без учета отдельных категорий) должны платить транспортный налог в Москве и Московской области, Башкортостане, Бурятии, Волгоградской, Воронежской, Коми, Крыму, Калмыкии, Мордовии, Северная Осетия, Татарстан, Якутии, Ивановской, Калининградской, Кировской омской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Тверская, Смоленская областях и других субъектах.
В отдельных субъектах федерации для получения льготы, которая оформляется пенсионерам по транспортному налогу необходимо соответствии определенным категориям.
Некоторые субъекты вводят льготы для пенсионеров только в части налога 20 % или 50 %, или снижением суммы налога на определённую сумму рублей.
Поэтому рекомендуется подробно о наличии льгот в конкретном регионе узнать в ИФНС. Если они существуют, то пенсионеру нужно для их применения подать заявление в налоговую.
Льготу оформили, но квитанции продолжают приходить: что делать?
Может возникнуть ситуация, что пенсионер получил освобождение от автомобильного налога, но ему продолжают приходить квитанции на его оплату.
Такой случай ни в коем случае нельзя пускать на самотек и игнорировать требования налогового органа. Ведь в случае неуплату последует судебное решение, и деньги с карты либо счета пенсионера будут списаны автоматически!
При возникновении такой ситуации необходимо найти решение налогового органа о предоставлении льготы, и с ним обратиться в ФНС. Сделать это можно любым доступным способом — при личной явке в госорган либо через личный кабинет на сайте ФНС.
Работник должен разобраться, по какой причине продолжает начисляться налог, и если произошла ошибка — сделать перерасчет.
Помимо отмены взыскания за автомобиль, водители активно обсуждают и возможное повышение транспортного налога в 2019 году. И это вполне актуальная тема. Ведь даже если текущее обложение заменят на экологический сбор, владельцев старых ТС, не отвечающих стандартам ЕВРО4, будет ждать существенное увеличение ежегодного взноса.
Важно знать! Если же налог на машину все-таки останется, то повышать его правительство РФ не собирается.
На сегодня поступающих в казну денег вполне достаточно для своевременной замены дорожного покрытия, обновления разметки и монтаж знаков. А для повышения установленного тарифа должны наступить определенные обстоятельства.
Мы узнали, отменят ли транспортный налог и когда ждать роста его текущей стоимости. В заключение стоит добавить, что упомянутые затраты направлены исключительно на создание комфорта и безопасности передвижения самих водителей. Поэтому обязательный сбор игнорировать не нужно.