Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда ставить зимнюю резину по закону в 2022 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При замене летних шин на зимние нужно учитывать и технический регламент Таможенного союза. Он освещает вопросы безопасности эксплуатации колёсного транспорта. Регламент указывает, при какой температуре менять шины и категорически запрещает ездить в зимние месяцы на летних колёсах.
Когда менять шины на зимние по закону?
В нормативных требованиях, также есть пунктик на счет когда менять резину по правилам. Об этом мы можем прочитать в “Техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств”. В частности в пункте 5.5 написано следующее:
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.
По закону, летние шины необходимо сменить на зимние до 1 декабря 2022 года.
Когда пора ставить зимнюю резину
Определить, когда менять летнюю резину на зимнюю, непросто. Ждать до декабря порой рискованно, особенно если выдалась холодная осень. Традиционно крайним сроком считается 15 ноября, но в нынешних климатических условиях трудно понять, пришла зима окончательно или только «прощупывает почву». Эксперты рекомендуют исходить из дневной температуры. Если в течение 5–7 дней она не поднимается выше 7 °C, шины лучше поменять. В таких условиях они теряют свои свойства, и проблемы могут возникать даже на сухом асфальте.
Зимняя резина имеет маркировку в виде горы с 3 пиками, внутри которой располагается снежинка, и знаками М+S, M S или M&S. От летней она отличается углубленным протектором с мощными грунтозацепами и обилием ламелей. Ответ на вопрос, когда менять резину в 2022, зависит и от того, какой тип шин используется.
Некоторых водителей волнует не только когда, но и зачем менять резину. Понятно, что по закону в 2022 году необходимо установить вместо летних покрышек зимние при наступлении холодов. Но с какой целью проводится обратная замена?
Зимние шины изобретены специально для поездок по дорогам, покрытым льдом. Шипы улучшают сцепление автомобиля с поверхностью трассы, поэтому риски скольжения сводятся к минимуму. Использование зимних покрышек в теплое время года может дать обратный эффект.
Использовать их не следует по 3 основным причинам:
- лишний шум при движении;
- неблагоприятное влияние на дорожное покрытие, вплоть до разрушения;
- плохое сцепление с дорогой.
Когда нужно менять шины на зимние для въезда в другие страны
Если вы собираетесь въезжать на машине в другие страны, то нужно знать сроки смены шин в конкретной стране. Иначе можете получить штраф за неправильную резину.
Перечисляем сроки, когда в разных странах Европы нужно иметь зимние шины на авто:
- Австрия – с 01 ноября до 15 апреля;
- Чехия – с 01 ноября до 30 апреля;
- Словения – с 15 октября до 15 апреля;
- Румыния – с 01 ноября до 31 марта;
- Германия – замена обязательна после начала заморозков;
- Латвия – с 01 декабря до 01 марта;
- Эстония – с 01 декабря до 01 апреля;
- Финляндия – с 01 декабря до 01 марта;
- Швеция — с 1 декабря до 31 марта.
Так уж получилось, что большинство новинок двух последних лет — это нешипуемые фрикционные шины. Ничего удивительного в этом нет: во многих странах шипы вообще запрещены, и Россия да несколько северных соседей единственные, кто их использует.
Тем не менее ассортимент шипованной шины на отечественном рынке отличный, не мешают даже санкции. В ходу модели прошлых лет, да и братья-китайцы насытили наши магазины под завязку. И хотя неизвестные марки зимней резины непонятного качества настораживают, низкая цена остаётся привлекательной.
Следите за нашими публикациями, в которых будут представлены обзоры проводимых зимой соревнований. В больших тестах бывает много участников: с моделями именитых производителей на равных соревнуются бюджетные китайские модели, но как показывает практика, по ходовым качествам они практически неконкурентоспособны, и отсеиваются уже на отборочном этапе.
Так или иначе, всё внимание автолюбителей и специалистов приковано к известным и проверенным производителям — ведь для большинства людей безопасность дороже денег.
Автовладельцам предоставлена свобода самостоятельно определять, когда покупать и ставить зимнюю резину, в пределах своих климатических зон.
Законодательно разрешено использование всех типов зимней и межсезонной резины в зимнее время, с ограничениями на использование шипованных шин в летний сезон, для сохранения эксплуатационных качеств дорожных покрытий.
Заблаговременная смена сезонной резины повышает безопасность водителей и пассажиров на зимних дорогах, улучшает экономические показатели автотранспортных перевозок в зимний сезон. Продлевает выгоды покупки зимних шин правильное хранение резины, вдали от прямых солнечных лучей и высоких температур, поддерживая влажность воздуха и хорошую вентиляцию. Так можно сохранить рабочие свойства резины на 1-2 дополнительных сезона, при аккуратном вождении. Нестандартным советом по экономичности покупки резины удивили эксперты – приобретая высококачественную резину, владелец транспорта получает 2-3 сезона «экономии» на высоком качестве. В копилке интересных идей появилось несколько способов продолжить жизнь своего комплекта. Желаем удачных поездок!
Сколько лет можно использовать комплект зимней резины
Средний срок службы зимней резины составляет шесть сезонов, по истечении которых рисунок протектора покрывается различными трещинами, в которые начинают попадать химикаты и разрушать внутренние слои и каркас покрышки. Если в резине были проколы, то ее нельзя использовать более двух сезонов.
Период эффективности покрышек зависит от производителя: европейские будут пригодны для эксплуатации ориентировочно 50 тысяч или 60 тысяч километров пробега, а отечественные — 20-40 тысяч километров. Китайские могут прослужить вам от 50 до 80 тысяч километров, что является очень хорошим результатом.
Оптимальный период для покупки зимних покрышек — август-сентябрь. Именно в эти месяцы спадает ажиотаж по покупке летних шин, а склады заполняются ассортиментом «липучек» и шипованной резины.
Как правильно сменить шины
Если вы купили новый комплект шин, то можно сразу приступать к его установке. А вот старые шины, полгода ждавшие своего часа, требуют определённых проверок.
Прежде всего, убедитесь, что покрышки всё ещё можно эксплуатировать. Согласно Правилам дорожного движения, минимально допустимая глубина протектора шин легковых автомобилей составляет 1,6 мм (летние шины) и 4 мм (зимние шины). При меньшем остатке ездить на шинах уже нельзя.
Измерить остаток протектора можно особым инструментом — штангенциркулем. Существуют и специальные измерители глубины протектора колёс, в том числе цифровые.
Другое важное требование ПДД к шинам: они должны быть одинаковыми (по крайней мере на каждой из осей). Современные автомобили, оснащённые множеством умной электроники — ABS, системами курсовой устойчивости и увеличения тормозного усилия — чувствительны даже к неравномерному износу шин, что уж говорить о разном размере или рисунке протектора. Но опасные эксперименты водителей с так называемой разнопаркой (комплектами, собранными из разных моделей шин) уже уходят в прошлое.
Также перед установкой нужно визуально оценить состояние шин. При долгом хранении, особенно в неподходящих условиях (например, при большой влажности, что не редкость в частных гаражах), резина может деформироваться, потрескаться или рассохнуться. Устанавливать шины с такими дефектами нельзя: на большой скорости любая трещина в резине становится крайне опасной и грозит взрывом покрышки.
К слову, для сезонного хранения шин можно использовать «шинный отель Гиперавто», где постоянно поддерживаются правильная температура и влажность. Специалисты Гиперавто несут полную материальную ответственность за шины, а в назначенный вами день сами привозят колёса на шиномонтаж, что очень удобно.
Кроме глубины протектора и отсутствия внешних дефектов, перед установкой шин нужно проверить равномерность их износа (шина не должна быть «съедена» с одной из сторон), а также возраст. Натуральный каучук, из которого сделана резина, сохраняет свои свойства в течение 5 лет с момента производства шины. Старение резины сильно сказывается на эффективности сцепления с дорогой, поэтому ездить на старых, пусть и не изношенных шинах, не стоит.
Действующее законодательство
Последние правки в законодательство и технический регламент Таможенного союза вносились в 2020 году, если говорить о вопросе эксплуатации сезонных покрышек. Потому в 2020 и в 2020 году никаких нововведений не было.
Если изучить этот документ, можно сделать несколько основных выводов.
- Лето. Подразумеваются летние месяцы с июня по август. По правилам на автомобиле в это время не должна присутствовать зимняя шипованная резина. Это запрещено. Тут будет логично вспомнить о материале, где я обсуждал шипы и липучки;
- Зима. Это период с декабря по февраль. Водители обязаны использовать только зимние покрышки, имеющие маркировку M S, а также значок, на котором изображена снежинка;
- Местные власти. Нельзя всех водителей в России подводить под одним правила. Ведь в Крыму и в Краснодарском крае, к примеру, погодные условия отличаются от тех, которые наблюдаются в Спб, в Ростовской области, в Оренбургской области или в Волгограде, к примеру. На местном уровне принимаются свои решения касательно продления срока эксплуатации разных видов шин. Это обусловлено различием в климате. При этом областное руководство может только продлевать период. Но уменьшать общепринятые нормы они не могут.
Рекомендуем: Как правильно проверять маслосъемные кольца и что для этого нужно?
Зимняя липучка или шипованная резина должна применяться в тот период, когда летние покрышки не способны справиться с возможным обледенением дорожного покрытия. Не менее важно качество выбираемого комплекта. Тут хочу напомнить вам про материал о китайских шинах.
Какая погода будет в Алтайском крае в выходные 19 и 20 октября?
Менять летнюю резину на зимнюю нужно, когда среднесуточная температура воздуха будет ниже 5 градусов тепла.
Дело в том, что при такой температуре летняя резина «дубеет», и ее сцепление с дорогой становится ненадежным. Соответственно, сегодняшние погодные условия: дождь, слякоть, снег, даже если он тает на асфальте, только ухудшают сцепление с дорогой, если автомобиль на летних шинах.
Зимняя резина мягче по своему составу, следовательно, ее сцепление с дорогой будет лучше, отмечает Евгений Герцог.
Также добавим, в России пятый год действует Технический регламент Таможенного союза, согласно которому с 1 декабря автомобиль должен быть «переобут» в зимние шины.
2 Но если вдруг наступит потепление, а я буду на зимней резине, все же шипы растеряю
Не растеряете. Если будете правильно эксплуатировать автомобиль. Во-первых, такой жары, как летом, в конце октября в Сибири ждать не стоит. А тот температурный режим, который установится даже при потеплении, будет вполне комфортным для шин вашего авто.
Ну а чтобы не растерять шипы, совет простой: надо соблюдать спокойный режим вождения и не форсировать. То есть не трогаться с места слишком резво и резко не тормозить.
3 Говорят, что после установки зимней резины ее нужно обкатать. Что это такое?
Обкатывать требуется только новые, недавно приобретенные шины. Дело в том, что шипы должны правильно и надежно закрепиться в посадочных гнездах. Если вы не провели обкатку и трогаетесь с места с пробуксовкой, есть опасность, что ряд шипов вы потеряете.
Чтобы обкатать резину, нужно всего лишь в обычном спокойном режиме проехать порядка 100-200 км, не нагружая автомобиль. Так шип займет свое посадочное место и будет долго служить.
4 Сколько стоит «переобуть машину» в Барнауле в октябре 2019 года?
В среднем на шиномонтажках Барнаула осенью 2019 года замена резины обойдется от 1000 до 1700 рублей. Стоимость включает в себя базовый пакет услуг: снять колесо, поставить, монтаж шины, демонтаж, балансировка.
Окончательная стоимость зависит от диаметра колес: чем больше, тем дороже.
Действующее законодательство
Последние правки в законодательство и технический регламент Таможенного союза вносились в 2020 году, если говорить о вопросе эксплуатации сезонных покрышек. Потому в 2020 и в 2020 году никаких нововведений не было.
Если изучить этот документ, можно сделать несколько основных выводов.
- Лето. Подразумеваются летние месяцы с июня по август. По правилам на автомобиле в это время не должна присутствовать зимняя шипованная резина. Это запрещено. Тут будет логично вспомнить о материале, где я обсуждал шипы и липучки;
- Зима. Это период с декабря по февраль. Водители обязаны использовать только зимние покрышки, имеющие маркировку M S, а также значок, на котором изображена снежинка;
- Местные власти. Нельзя всех водителей в России подводить под одним правила. Ведь в Крыму и в Краснодарском крае, к примеру, погодные условия отличаются от тех, которые наблюдаются в Спб, в Ростовской области, в Оренбургской области или в Волгограде, к примеру. На местном уровне принимаются свои решения касательно продления срока эксплуатации разных видов шин. Это обусловлено различием в климате. При этом областное руководство может только продлевать период. Но уменьшать общепринятые нормы они не могут.
Рекомендуем: Как правильно проверять маслосъемные кольца и что для этого нужно?
Зимняя липучка или шипованная резина должна применяться в тот период, когда летние покрышки не способны справиться с возможным обледенением дорожного покрытия. Не менее важно качество выбираемого комплекта. Тут хочу напомнить вам про материал о китайских шинах.
Маркировка зимних шин
Законом о зимней резине регулируются допуски по эксплуатации транспортных средств. Основное нововведение коснулось глубины протекторов шин, если отсутствует индикатор износа на поверхности указанного изделия. При наличии заводского индикатора износа степень пригодности изделий устанавливается согласно индикатору. Постановлением указывается маркировка зимней резины, вводится пиктограмма, имеющая снежинку по центру. Из указанных документов можно сделать следующие обобщенные выводы:
- Летом недопустимо ездить на шипованных покрышках. Зимние ошипованные изделия, имеющие маркировку «М+S», допускается применять с наступлением осени и до окончания весны. Т.е. в июне, июле и августе можно ездить только на летней, всесезонной или липучке без шипов.
- Зимой разрешено ездить только на зимней резине. Допускается ставить шипованные, нешипованные шины, имеющие соответствующую пиктограмму, маркированные «М+S», «M&S» или «M S». Оговорено: нешипованные изделия допустимо использовать круглый год. Остаточная глубина протектора должна быть не менее 4мм.
- Всесезонные покрышки, как правило, используются круглый год, если есть в наличии на их поверхности маркировки: «М+S», «M&S» или «M S». Без указанных обозначений изделия нельзя применять зимой.
- Указывается возможность местными органами управления продлевать сроки эксплуатации определенного типа шин. При этом уменьшать установленный законом срок власти регионов не могут.
Рекомендуем: Замена антифриза на ВАЗ 2107: инструкции и фото
Период, когда нужно производить смену резины смотрите в таблице 1.
Таблица 1. Сезонность различных типов шин
Сроки использования (месяцы) | Летняя резина | Зимняя резина (если присутствует соответствующая маркировка) | |
ошипованная | неошипованная | ||
декабрь-февраль | — | + | + |
март-май | + | + | + |
июнь-август | + | — | + |
сентябрь-ноябрь | + | + | + |
Из данных таблицы видно, когда нужно переходить на новый тип покрышек, в зависимости от сезонности изделия.
Последствия и ответственность
Покрышки с неравномерным износом могут ввести в заблуждение ABS, ESP и прочих электронных помощников, лишив уверенности в автомобиле при торможении и на поворотах. А при езде на летней резине вместо зимней тормозной путь автомобиля увеличивается более, чем в два раза, машина вряд ли сможет избежать заносов и скольжений на дороге. Войти в поворот также будет проблематично.
За несоблюдение требований ПДД водителю грозит предупреждение или штраф, размер которого зависит от количества подобных нарушений в год. Также сотрудники ГАИ могут вынести предупреждение или выписать штраф за эксплуатацию «лысой» зимней резины, которая считается таковой, если минимальный износ превышает 4 мм.
Если же водитель авто с «летом» вместо «зимы» спровоцирует аварию, то он будет наказан и за ДТП, и за неиспользование зимних покрышек.
Количество зимних покрышек, которые можно поменять вместо летних
Многие автовладельцы часто пытаются сэкономить и хотят понять, можно ли использовать всего одну пару колес при регулярной замене зимней резины. Но, во-первых, это запрещено вышеуказанным регламентом. Во-вторых, подобная экономия может обернуться дополнительными расходами.
Клиенты часто думают, что роль зимних шин сводится к тягово-тормозным качествам в прямолинейном направлении. Конечно, если бы автомобиль ездил по невидимым рельсам, так бы и было и можно было бы обойтись одной парой зимней резины. Однако протектор зимних покрышек рассчитан на максимальное сцепление не только в продольно-поперечном направлении, но и при любом положении ведущих и управляемых колес. А вот летние покрышки, при попадании на скользкую дорогу не имеют сцепления с поверхностью ни в одном направлении.
Представьте на минутку, что автомобиль — это физическая система, одно сторона которой устойчиво расположена на поверхности, а вторая — вращается вокруг первой словно маятник. В худшем случае — это заднеприводный автомобиль на ведущей оси, на которой зимняя резина (хуже всего, если это передняя ось, но так почти никто не делает). При самом слабом сцеплении передних колес на летней резине задняя ось будет уходить вперед по произвольной траектории, а передняя провернется вокруг задней. Иными словами, при надавливании педали газа, машину будет постоянно заносить.
Вот почему даже самые рачительные автовладельцы не ставят зимние колеса на заднеприводную машину. Но когда речь о переднем приводе, ведущие и управляемые колеса расположены на одной оси. Она тянет машину, а не толкает, что снижает риски заносов при разгоне. В таких ситуациях задние колеса можно сравнить с прицепом.
Высота протектора — еще один миф для повышения продаж?
Существует определенная каста водителей, которые вообще ездят на резине один сезон, а затем избавляются от покрышек и покупают новые. Это становится причиной недоразумений. На деле скатывать протектор зимней резины вполне безопасно можно до 5 мм. Затем эту покрышку можно еще катать в холодные сезоны, но без снега и льда — до 2 мм остатка протектора. Исключение составляют китайские покрышки низкого ценового сегмента, которые действительно лучше выбросить после одного сезона.
Вот еще несколько фактов о высоте протектора:
- многие производители наносят специальные метки на свою резину — это перегородки или шкала с цифрами, которые показывают, когда именно нужно менять зимнюю резину или выбрасывать ее;
- высота для разных моделей покрышек может отличаться, у многих видов спортивной резины изначально высота протектора не превышает 6 мм, для нее действуют специальные рекомендации;
- можно продолжать нормально эксплуатировать покрышки только в том случае, если протектор равномерно изношен, неравномерное стирание сразу говорит о том, что покрышку нужно выбросить;
- шипованная резина имеет другие показатели износа, нужно смотреть на наличие шипов, так как при полной потере металлических деталей резина теряет свои свойства и не может качественно служить;
- многие водители совершают ошибку, покупая бюджетные покрышки и докатывая их до 2 мм, это подходит для летней резины, но зимой вам нужна хорошая защита и оптимальное качество торможения.