- Миграционное право

Труд водителей в 2021 году: что нужно знать о новых правилах приёма на работу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Труд водителей в 2021 году: что нужно знать о новых правилах приёма на работу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В данном случае возникает интересный вопрос. Что делать организации, в которой нет водителя, соответствующего приведенным требованиям? Еще более интересная ситуация — организация, где берут на работу первого водителя.

Кто имеет право проводить испытание водителей?

Для проведения стажировки должен быть назначен наставник, отвечающий следующим требованиям:

10. Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:

  • не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Требования к наставнику:

  • За последний год он не был виновником ДТП;
  • Он имеет необходимый стаж работы (по трудовой книжке).

Детально о профессиональном отборе водителей

Новый порядок прохождения водителями испытания касается всех лиц, которые принимаются на работу для эксплуатации автомобильного транспорта и городских наземных электрических средств передвижения. При этом под профессиональным отбором понимается необходимость соответствия представляемых кандидатом на должность документов определенным квалификационным и профессиональным требованиям. Следующим условием является успешное прохождение испытания.

Иными словами, при приеме на работу водителя работодатель в первую очередь проверяет наличие у него водительского удостоверения и документа, подтверждающего необходимый уровень образования. Далее следует испытание.

Стоит отметить, что новый Порядок приема водителей утратил пункт о проведении собеседования с соответствующим должности кандидатом. Соответственно, никакие опросники и листы анкетирования больше не нужны.

Программа проведения стажировки на рабочем месте для водителя погрузчика

Стажировка проводится под непосредственным руководством опытных и квалифицированных

работников и специалистов предприятия,которые назначаются приказом по предприятию.

Работник в процессе стажировки должен выучить:

— основные знания о строении обслуженных погрузчиков и погрузочно-разгрузочных механизмов и их агрегатов;

— инструкцию по их эксплуатации, монтажа, пуска, регулирование и обкатывание;

— характеристику масел и смазочных материалов;

— причины неисправностей и методы их устранения.

Работник в процессе стажировки,под руководством квалифицированного работника должен усвоить:

Руководит тракторными погрузчикам и разгрузителями, вагонозагрузителями и всеми специальными грузовыми устройствами и устройствами во время погрузки; отгрузка, перемещение и заключение в штабеле разных грузов под руководством водителя высшей квалификации.

Принимает участие в планово-предупредительном ремонте погрузочно-разгрузочных и грузозахватных механизмов и устройств.

Комиссия создаётся на основании приказа руководителя организации, членами которой проводится проверка усвоенных знаний. В число её членов входят: должностное лицо, ответственное за грузоперевозки (если таковое имеется), начальник автобазы (колонны), инженер (инспектор) по охране труда или начальник отдела по безопасному вождению. Комиссионная группа заканчивает проверку, опираясь на результаты контрольной поездки по произвольно выбранному маршруту и последующему собеседованию.

В соответствии с приказом Минтранса РФ № 59 от 11 марта 2021 года:

3.1. Стажировка водителей включает инструктаж и практику.

3.2. Инструктаж проводится с целью предоставления водителю информации о специфике выполнения трудовых функций, связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Инструктаж совмещается с дополнительной проверкой знаний и умений водителей на соответствие квалификационным требованиям.

3.3. Практика проводится с целью подтверждения соответствия умений водителя квалификационным требованиям при самостоятельном управлении конкретным транспортным средством под контролем водителя-наставника и включает управление транспортным средством без выезда и с выездом на дороги общего пользования.

3.4. Для водителей маршрутных транспортных средств практическое управление транспортным средством с выездом на дороги общего пользования, включает движение по маршруту без пассажиров и с пассажирами.

3.5. Количество часов стажировки устанавливается работодателем

Стажировка водителей должна осуществляться на автомобилях той марки, на которой они затем будут работать. Перед началом проводится инструктаж. Водитель-стажер в течение всего срока занимается грузоперевозками (перевозкой пассажиров) под надзором наставника, исполняет все его требования и указания. Если работа на линии подразумевает знание пунктов и мест погрузки-разгрузки, заполнение маршрутных листов, оформление транспортных накладных, он учится ведению документации. Контролирует и следит за состоянием технического средства перед выездом из гаража во время движения и по завершению работы. Соблюдает необходимые правила перевозки людей и грузов, осваивая безопасные методы труда. Не допускает нарушения ПДД. Проходит обязательные предрейсовые медосмотры.

Стажировка водителей: приказ Минтранса, кто проводит

Нужное число водителей-наставников назначается руководителем предприятия и излагается в приказном порядке. Наставники подбираются из числа опытных работников организации, имеющих достаточный водительский стаж и обладающих навыками воспитательной работы. Закрепляются на весь период стажировки. Оплата их труда производится в установленном порядке, согласно % тарифной ставки. Другие требования, предъявляемые к водителям-наставникам:

  • опытное вождение 1-2 класса;
  • безопасное и безаварийное вождение, не повлёкшее нарушений ПДД по собственной вине в течение последнего года;
  • отсутствие дисциплинарных взысканий;
  • стаж работы водителем автобуса не менее 5-и лет;
  • опыт вождения грузового или автомобильного транспорта не менее 3-х лет.
Читайте также:  В России с 2023 года оформить прописку через портал госуслуг смогут все желающие

Обратить внимание! Если в штате предприятия нет водителя, соответствующего всем вышеизложенным требованиям, то стажировка может осуществляться лицом, привлечённым со стороны, чего не запрещает приказ Минтранса № 59. С образовательной организацией (физическим лицом или ИП), имеющей подтверждающие сертификаты и лицензию, дающую право на этот вид деятельности, заключается гражданско-правовой договор, на основании которого проводится обучение водителей нужной категории.

Наставник контролирует работу водителя-стажера и заносит все данные в карточку специальной формы, выданную инженером, отвечающим за БДД. В ней же делается заключение об уровне мастерства и его готовности к самостоятельной работе. Он пишет отчёт о проведённых занятиях. Дальнейшую оценку знаниям даёт квалификационная комиссия.

Испытание водителей транспортных средств при приеме на работу

БЫЛО:

9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.

Порядок прохождения профессионального отбора водителей, действующий до 31 декабря 2021 года, требует, чтобы при приеме водителя на работу работодатель провел собеседование. В новом порядке аналогичное требование отсутствует.

Также исключены и другие пункты, связанные с собеседованием. Например, с 2021 года не требуется оформлять лист собеседования.

Возьмите у кадровиков штатную расстановку и распределите, какие должности и профессии можно освободить от инструктажей на рабочем месте, а для кого инструктаж обязателен. При этом руководствуйтесь здравым смыслом и пунктом 13 новых Правил обучения.

Отсейте из списка работников, подлежащих инструктажам на рабочем месте всех, у кого низкий риск и чей труд связан с работой на офисной оргтехнике. Ключевое слово при этом – персональный компьютер. Если компьютер или ноутбук не завязан в технологический процесс, работающего на нем можно освободить без колебаний.

Пример

Есть юрист, бухгалтер, менеджер по продажам, кадровик, оператор ПК. Их можно освободить от инструктажей на рабочем месте. А вот если работник трудится на технологическом компьютере, который является управляющим звеном конвейерной линии, подстанции линии электропередач, с него управляются процессы запуска и остановки станков, делать этого нельзя категорически.

Перечень должностей и профессий работников, освобожденных от инструктажей на рабочем месте, утвердите у руководителя организации, и при наличии, согласуйте с вашим представительным органом работников. Ознакомьте работников, чьи интересы затронуты, с этим перечнем.

Некоторые инспекторы труда берут штатную численность на конкретную дату с указанием даты приема и проверяют, проводились ли с работником все виды инструктажей. Вклейте этот перечень в журнал регистрации инструктажей на рабочем месте для того, чтобы при проверке ГИТ инструктирующее лицо могло сослаться на № и дату приказа об освобождении.

До 1 января 2021 года порядок прохождения стажировки водителями отдельно оговаривался приказом Минтранса РФ от 11 марта 2016 года № 59.

Приказом Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 года № 264 утвержден Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в котором доселе применявшееся слово «стажировка» заменено словом «испытание» и прикреплено, таким образом, к статье 70 ТК РФ, которая и оговаривает испытание при приеме на работу.

Так, Порядком оговорена в числе прочего обязанность работодателя организовать прохождение испытания для всех принимаемых на работу водителей. Без прохождения испытания водители к самостоятельной работе не допускаются.

Однако несмотря на то, что понятие стажировки из вышеупомянутого документа исчезло, сама стажировка из законодательства никуда не делась. Так, в общем виде стажировка оговаривается ст.ст. 212 и 225 ТК РФ как часть обеспечения безопасности труда при работе с вредными и опасными условиями труда.

Кроме того, существует Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», которым оговаривается обязанность работодателя провести обучение и стажировку на рабочем месте не только вновь принимаемых работников и работников, имеющих перерыв в работе более 1 года, но и работников, переведенных с одного места работы на другое (в случае с водителями — с одного транспортного средства на другое).

Таким образом, обязанность проводить стажировку с водителями не отменена и не заменена испытанием, которое ввел Минтранс.

Унифицированной формы приказа о прохождении водителем стажировки не существует. На нашем сайте имеются бланк и образец приказа, с которыми можно ознакомиться и которые можно применять для собственных нужд. В приказе потребуется указать:

  1. ФИО, подразделение водителя-стажера.
  2. ФИО, подразделение водителя-наставника.
  3. Дату начала и дату окончания стажировки.

С приказом оба водителя должны быть ознакомлены под подпись до начала стажировки.

Новые правила стажировки водителей с 1 января 2021 года

С 1 марта может вступить в силу новый штраф за опасное вождение. Его размер составит 3 000 рублей. Систематическое грубое нарушение ПДД в течение года (три и более нарушений) будет караться штрафом в 10 000–30 000 рублей или лишением прав на срок до 1,5 лет. В число грубых нарушений войдут отказ уступить дорогу пешеходу, проезд на красный свет и многие другие прегрешения.

В соответствии с частью первой статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 27, ст. 3477) и подпунктом 5.2.10.(3) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

Читайте также:  Расчет авансовых платежей при УСН: ассорти вопросов

1. Утвердить прилагаемый Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Министр Е.И. Дитрих

Официальное обращение в Минтранс по стажировке и испытанию.

  • Например, стажировка водителя легкового авто проводится в течение 1 дня, а водителя грузового – 2 дня.
  • Новичкам срок может быть продлен до месяца.
  • Особое внимание уделено водителям автобусов, поскольку им доверены на маршруте человеческие жизни. Стажировка разбита на предмаршрутную и маршрутную части. Самое большое количество часов стажируются новички в вождении — более двухсот.
  • Лица, имеющие незначительный перерыв в работе, а также переведенные с одного автобуса на другой, стажируются в интервале от 30 до 50 часов общего времени.
  • Водителям на горных маршрутах может быть назначена стажировка и до трех месяцев.

Приветствую, уважаемые друзья! Первый весенний день на Блоге открою мощной, как «гелендваген» от Мерседес-Бенц, заметкой с бесплатным материалом — программами обучения по охране труда с экзаменационными билетами для водителей управляющих разными видами транспортных средств!

  1. Проверку теоретических знаний, которыми обладает водитель-стажер. Вопросы задаются как по правилам эксплуатации и устройству вида автотранспорта, на котором он будет работать, так и по общим правилам вождения, поведения на дороге и т. д. Всего задается не менее 20 вопросов.
  2. Вождение машины на специальной площадке. Здесь стажер должен продемонстрировать, что способен хотя бы по минимуму управлять новым для него транспортным средством. Если он не справится на этом этапе, он отстраняется, считается не прошедшим стажировку и к самостоятельной работе допущен быть не может.
  3. Поездку по будущему маршруту (для маршрутного транспорта) либо просто по городу вместе с водителем-наставником. За рулем должен сидеть стажер, однако наставник вправе отстранить его от вождения на сложных участках. Об отстранении делается отметка в карточке стажировки.
  4. Контрольный рейс по маршруту с грузом или пассажирами под руководством наставника. Это своего рода выпускной экзамен, в ходе которого водитель-наставник не вмешивается в вождение, а лишь отмечает поведение и навыки стажера.

Вторая норма имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый министерством автотранспорта РСФСР еще в 1986 году. Формально он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован, однако в этом документе подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться. Правда, для того чтобы РД мог применяться, либо его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.

Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.

Контрольная проверка необходима, чтобы оценить профессиональное мастерство водителя, она проводится с помощью тестовых вопросов из программы стажировки. Практическую часть стажировки оценивают путем контрольной проверки навыков управления транспортным средством. Работника тестируют в реальных условиях движения по маршруту и фиксируют малейшие нарушения, которые потом суммируют и делают выводы о пригодности работника. По окончании стажирования, водителю выдают заключение, допускающее его к работе, где указан тип транспортного средства, маршрут. Заключение должно храниться в личном деле работника.

Приказ Минтранса РФ от 29.07.2020 N 264

О том, что такое стажировка водителей, говорит Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2021 г. N 59. Он определяет, что стажировка должна:

  • закрепить и усовершенствовать знания и умения водителя для безопасной работы;
  • помочь ему адаптироваться к новым условиям (например, смене маршрута).

Поскольку речь идет о безопасности, то стажировку водителей контролируют сразу два органа: Транснадзор и Минтруд (Ведомство по охране труда).

Сразу скажем: лучше стажировать каждого водителя, которого вы принимаете на работу.

Есть мнение, что стажировка нужна не всем водителям. Давайте посмотрим. В упомянутом Приказе Минтранса N 59 перечислено несколько категорий водителей, которые должны проходить стажировку. Это люди, которые:

  • впервые принимаются на работу на должность водителя;
  • имеют перерыв в трудовой деятельности (именно водительской) больше года;
  • при приеме на работу переходят с одного типа транспортного средства на другой (например, с легкового автомобиля на автобус);
  • переводятся на новый маршрут (например, водители рейсовых автобусов).

Здесь вроде бы четко перечислены категории, но при этом есть законодательная «туманность», которую юристы трактуют по-разному.

Например, слова «впервые принимаются на работу на должность водителя» толкуют как «принимаются на работу впервые в этой компании». Тогда имеется в виду именно каждый водитель, которого вы берете на работу.

И судебная практика показывает, что такая юридическая трактовка — явление очень частое, со всеми вытекающими последствиями: штрафами и т.д.

Сколько должна длиться стажировка?

Продолжительность стажировки определяется характером работы, которую должен выполнять принимаемый на работу водитель. Например, по отношению к водителям автобусов действуют следующие правила:

  • для ранее не работавших в качестве водителя, получивших в ГИБДД водительские права категории D, — 61 час перед маршрутом + 163 часа на маршруте;
  • для прошедших переподготовку с категории B или C на D — 30 часов предмаршрутной практики + 72 часа на маршруте;
  • для водителей, которые ранее не работали на автобусе, — 18 часов перед маршрутом + 32 часа на маршруте;
  • для тех, кто уже работал на автобусе, но имеет перерыв в водительской практике длительностью более 6 месяцев — 8 часов предмаршрутной стажировки + 16 часов на маршруте;
  • при 3 месячном перерыве в работе — 8 часов перед маршрутом + 24 часа на маршруте;
  • при смене модели автобуса — 32 часа маршрутной стажировки (предмаршрутную можно не проводить);
  • при смене маршрута — 4 часа на маршруте (в сложной местности — 8 часов с наставником, который уже работал на этом маршруте).

Стажировка водителя при приеме на работу

Для проведения стажировки должен быть назначен наставник, отвечающий следующим требованиям:

10. Испытание водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых работодателем:

  • не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле);
  • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Требования к наставнику:

  • За последний год он не был виновником ДТП;
  • Он имеет необходимый стаж работы (по трудовой книжке).

Профессиональный отбор включает в себя:

  • подтверждение соответствия представленных работником документов Профессиональным и квалификационным требованиям;
  • испытание.

Профессиональный отбор водителя состоит из двух частей. На первом этапе, также как и раньше, работодатель проверяет водительское удостоверение и документы об образовании работника.

Что касается второго этапа, то его традиционное название «стажировка» заменили на новый термин «испытание».

9. В случае подтверждения соответствия представленных работниками документов установленным требованиям юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с такими работниками.

Нужно ли вписывать в путевой лист водителя-наставника?

13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки.

Существуют 3 причины направления водителя на стажировку:

  • человек впервые устраивается на работу водителем;
  • человек не работал водителем в течение последнего года или больше (по трудовой книжке);
  • человек устраивается на работу и при этом переводится на другой тип транспортного средства (например, ранее он работал на легковой машине, а устраивается на работу водителем автобуса).

Примечание. Требование о прохождении стажировки распространяется на все категории транспортных средств, а не только на автобусы и грузовики.

Организовывать стажировки обязаны отнюдь не все работодатели (организации и индивидуальные предприниматели). Данный тип обучения – удел работодателей, у которых сотрудники работают во вредных или опасных условиях (ст. 255 ТК РФ).

Помимо этого стажировки нужно проводить в иных случаях, прямо установленных действующим законодательством. К примеру, в энергетической отрасли предусмотрена обязательная стажировка работника после перерыва в работе (п. 1.4.8 приказа Минэнерго от 13.01.2003 № 6).

Обязанность проводить стажировки установлена законодательством и для транспортников (руководящий документ Минавтотранса РСФСР от 20.01.1986 № РД-200-РСФСР-12-0071-86-12). Так, водители, работающие на перевозках пассажиров или грузов, должны проходить стажировки в специально установленных случаях:

  • сотрудник устраивается на работу непосредственно после окончания учебы;
  • трудоустройство происходит после перерыва в работе продолжительностью более года;
  • сотрудник устраивается на работу на горный маршрут;
  • сотрудник будет работать на новом типе транспортного средства или новом пассажирском маршруте.

В связи с этим кадровикам нужен стажировочный лист водителя и образец заполнения этого документа.

Вредные условия труда – это производственные факторы (например, шум, вибрация и т.д.), которые могут вызвать у работника заболевание.

Опасные условия труда – это производственные факторы, которые могут привести к травме или увечью работника.

(приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163).

Стажировка без наставника невозможна. Руководителем стажировки является водитель-наставник. Он подбирается из водителей предприятия, удовлетворяющих следующим условиям:

  • наставник не совершил за последний год по своей вине дорожно-транспортных происшествий;
  • имеет подходящий стаж управления соответствующим транспортным средством (легковым такси или грузовиком – не менее 3 лет; автобусом, трамваем, троллейбусом – не менее лет).

Информация о нем вносится в стажировочный лист водителя (скачать бесплатно образец можно в конце статьи).

Несмотря на то, что лист стажировки заполняется в произвольной форме, обычно в нем указывают следующую информацию:

  • номер стажировочного листа;
  • фамилию, имя и отчество водителя-стажера;
  • сведения о транспортном средстве, на котором проходила практическая часть стажировки: тип, марка, модель транспортного средства;
  • фамилию, имя, отчество водителя-наставника;
  • дату, время прохождения и количество часов стажировки;
  • замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;
  • заключение о допуске стажера к самостоятельной работе от специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, который прошел аттестацию на право заниматься такой деятельностью.

Специально для читателей наши специалисты подготовили стажировочный лист водителя. Образец заполнения документа поможет кадровикам не тратить лишнее время.

Отметим, что лист стажировки должен быть заполнен по каждому водителю. Делать сводный документ недопустимо. После оформления листа он должен храниться на предприятии не менее 5 лет. Таковы правила, установленные п. 13-22 Порядка, утв. приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *