Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые риски при заключении договора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В приложении № 1 к письму ЦБ РФ № 92-Т сформулированы рекомендации для банков по изучению своих клиентов и партнеров. Согласно им, оценка риска неисполнения условий соглашений со стороны контрагента осуществляется путем сбора всей доступной о нем информации и последующего ее анализа.
Распределение расходов между покупателем и продавцом в соответствии с условиями договора
В договоре поставки необходимо распределить между сторонами сделки расходы по договору. В противном случае налоговые органы могут признать расходы необоснованными.
Так, например, на практике часто встречается ситуация, когда условиями договора не предусмотрено, кто будет осуществлять доставку товара. Поставщик во исполнение своих обязательств осуществляет доставку товара за свой счет, а в дальнейшем учитывает понесенные на доставку расходы в целях налогообложения. В описанной ситуации налоговый орган может исключить такие расходы у поставщика, так как условие о доставке в разделе обязанности поставщика отсутствует. Такая же ситуация наблюдается и с разгрузкой/погрузкой товара и с его страхованием. Поэтому, прежде чем взять на себя какие-то расходы в надежде учесть их потом в целях налогообложениях, необходимо убедиться, предусмотрена ли соответствующая обязанность вашим договором. Важно заранее понимать, где заканчиваются расходы продавца и начинаются расходы покупателя.
Подводя итог, помните, что ваши налоговые последствия зависят исключительно от положений договора, который вы заключаете. Внимательно относитесь к каждой формулировке договора, контролируйте указание всех существенных и необходимых условий и указывайте те обязанности, которая будут исполнены по факту. Не забывайте, что ваш договор может пристально изучить налоговый инспектор. Отсутствие в договоре некоторых условий может повлечь за собой дополнительные налоговые риски.
Осторожность при работе с самозанятыми
Типичные способы получения необоснованной налоговой выгоды, в т.ч. при маскировке трудовых отношений гражданско-правовыми с налогоплательщиками на НПД учтены в проекте изменений к Приказу ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@. На данный момент проект проходит согласование в структурных подразделениях ФНС.
Здесь речь идет о характерных признаках использования схем, в основе которых лежит указанная подмена трудовых отношений гражданско-правовыми. Маскировка направлена на незаконную оптимизацию страхвзносов и НДФЛ.
Некоторые признаки указанных схем:
- организационная зависимость налогоплательщика на НПД от заказчика, т.е.:
- регистрация физлица как самозанятого является обязательным условием заказчика;
- заказчик распределяет указанных физлиц по объектам или маршрутам на основании производственной необходимости;
- заказчик устанавливает режим работы налогоплательщика на НПД, в т.ч. продолжительность рабочего дня или смены, а также время отдыха;
- работник заказчика непосредственно руководит налогоплательщиком на НПД и контролирует его трудовую деятельность;
- инфраструктурная зависимость исполнителя (использует материалы, инструменты и оборудование заказчика);
- порядок оплаты работу налогоплательщика на НПД и ее учет аналогичен тому, который установлен ТК РФ.
Указанные признаки свидетельствуют о том, что налогоплательщика на НПД по факту лишили предпринимательской самостоятельности.
Налоговики напомнили о том, что самозанятые должны передавать информацию о расчетах в ИФНС, формировать чеки и передавать их покупателям (заказчикам) Они могут делать это через:
- мобильное приложение «Мой налог»;
- уполномоченного оператора электронной площадки;
- «поверенную» кредитную организацию.
Критерии оценки налоговых рисков
Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).
Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:
- Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
- Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
- Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
- Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
- Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
- Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
- Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
- Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
- Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
- Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
- Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.
Общие мероприятия по оценке и минимизации правовых рисков
Пункт 2.2 письма № 92-Т обозначает, что основа управления рисками — это комплекс правовых и организационных мероприятий, направленных на максимально возможное их снижение.
К основным организационным мерам, которые могут быть приняты компанией, можно отнести:
- определение основных и второстепенных факторов риска при заключении сделок с учетом специфики деятельности компании;
- определение критериев допустимости риска при заключении сделки, а также условий, при которых она не может быть заключена, несмотря на всю привлекательность предложенных условий;
- назначение ответственного лица (либо нескольких лиц с разграничением компетенции между ними), на которое будет возложена обязанность проведения мероприятий по оценке и минимизации рисков;
- создание системы взаимного информирования о возможных рисках между руководством компании и юридической службой, а также между заинтересованными подразделениями (системы визирования и согласования решений и управленческих действий);
- определение порядка отграничения правовых рисков при подписании соглашений от рисков иного характера (кредитных, финансовых, производственных и т. д.);
- создание системы мониторинга и оценки уровня рисков в отношении как самой компании, так и ее потенциальных клиентов (контрагентов);
- создание системы контроля за действиями юридической службы и иных специалистов, принимающих участие в заключении договоров.
Прописываем в договорных отношениях подтверждение деловой репутации контрагента
«Для осуществления финансово-хозяйственных отношений при заключении настоящего договора Поставщик обязуется предоставить Покупателю заверенные копий учредительных документов Поставщика (Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, устав, решение учредителя (протокол собрания учредителей), копия паспорта единоличного исполнительного органа, штатное расписание, выписку из ЕГРЮЛ, лицензии (при наличии), договор аренды помещения (при наличии)).
С целью подтверждения своей деловой репутации при заключении настоящего договора Поставщик обязуется предоставить Покупателю гарантийное письмо о производственных мощностях Поставщика, а также (при наличии): благодарственные письма от иных контрагентов Поставщика, бухгалтерский баланс, справку об отсутствии задолженности по налоговым платежам.
Для осуществления финансово-хозяйственных отношений при заключении настоящего договора Покупатель обязуется предоставить Поставщику копий учредительных документов Покупателя (Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, устав, решение учредителя (протокол собрания учредителей), копию паспорта единоличного исполнительного органа)»
В преддверие подтверждения выполнения договорных отношений Вы должны сформировать расширенный пакет сведений о своих партнерах. (Изучение деятельности будущего контрагента).
В данный пакет документов входит:
- Документы, не связанные с мониторингом различных онлайн-ресурсов. Заверенные копии документов, подтверждающие полномочия руководителя и лиц, выступающих от имени контрагента; заверенные копии учредительных документов; карточка контрагента с реквизитами, фактическим и юридическим адресом, банковскими реквизитами; выписка из ЕГРЮЛ; копии документов, удостоверяющих личность лица, выступающего от имени контрагента.
- Документы, связанные с мониторингом различных онлайн-ресурсов. Сведения о наличии лицензий, участии в СРО; бухгалтерский баланс; справка об отсутствии задолженности по налоговым платежам; отчет о финансовом результате; сведения о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей; мониторинг рынка аналогичных услуг — запрос предложения, сбор информации о конкурентных предположениях и др.
- Дополнительные документы, связанные с проверкой добросовестности контрагентов. Формирование скрин-шотов страниц сайта контрагента; анализ рекламных материалов; рекомендации партнеров; сбор информации о текучести персонала; номера мобильных и стационарных телефонов контрагента;
Согласно ст. 432 ГК РФ договор может быть признан незаключенным в случае недостижения существенных условий по сделке. Также договор может быть признан незаключенным в случае отсутствия предусмотренного законодательно одобрения сделки. В соответствии со ст. 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.
Пример:
В Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.01.2017 N Ф03-6168/2016 по делу N А04-12293/2015 продавец обратился с иском о взыскании 1 317 593,38 руб., из которых основной долг — 623 251,08 руб. и пени — 694 342,3 руб. по договору поставки.
Суд отказал в удовлетворении требований, поскольку договор поставки признан незаключенным. Однако товарными накладными подтверждены отдельные разовые поставки товара на часть предъявленной ко взысканию суммы. Но сумма подтвержденных поставок оказалась намного меньше, чем просил истец.
При поставке товаров, покупатель должен принять товар по качеству или написать в установленные договором или правилами делового оборота сроки претензию. Приемка товара по количеству и качеству может производиться покупателем в соответствии с предусмотренными Инструкциями П-6 и П-7, утвержденными Постановлениями Госарбитража 15.06.1965 и 25.04.1966 (соответственно) с изменениями от 1974 года, если стороны предусмотрели соответствующее условие в договоре.
В соответствии с п. 2 ст. 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Пример:
В Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.05.2017 N Ф02-976/2017 по делу N А78-1095/2016 покупатель не доказал факт поставки некачественного товара.
При поставке в пределах города вызов представителя изготовителя (отправителя) и его явка для участия в проверке качества и комплектности продукции и составления акта являются обязательными. Акт должен быть составлен в день окончания приемки продукции по качеству и комплектности. Спорный насос по товарной накладной N 1108 передан покупателю 04.09.2015 и впоследствии отправлен для его эксплуатации в Амурскую область.
14.09.2015 истцом составлен в одностороннем порядке без участия в приемке другой стороны акт N 91 о выявленных дефектах в названном оборудовании.
Суд пришел к верному выводу о недоказанности факта несоответствия полученного товара по качеству (претензии поставщиком приняты не были, а товар считается полученным покупателем по качественным характеристикам), в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Продавец может столкнуться с различными проблемами, например, покупатель не принял товар или принял и использовал его в деятельности, но при этом не оплачивает его и не оформляет документально приемку-передачу.
Пример:
ООО «ПромРесурс» обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к ООО «Завод элементов выхлопных систем автомобилей» и просило взыскать с ответчика 6 413 355 руб. основного долга и 3 938 999 руб. 44 коп. процентов за пользование коммерческим кредитом по договору поставки материалов от 11.08.2014 N 1/08.
Факт поставки товара покупателем не оспаривается, товар принят покупателем и использован им в его деятельности; выплата процентов за пользование коммерческим кредитом предусмотрена договором (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.06.2017 N Ф07-4860/2017 по делу N А52-2345/2016).
Налоговые риски трансфертного ценообразования
Трансферные цены, устанавливающиеся при сделках между взаимосвязанными (аффилированными) компаниями, формируются под влиянием нерыночных факторов и могут решать не только прямые коммерческие задачи, но и уменьшить затраты на налоги. Это объясняется возможностью перераспределять прибыль между разными подразделениями компании, уводя ее в сторону более мягких налоговых режимов.
Российское налоговое законодательство направлено на противодействие схемам налоговой оптимизации в части ТЦО, что характерно для развитых стран.
Контроль за данным механизмом ценообразования осуществляется налоговой службой согласно положениям статей Налогового Кодекса, в частности, ст. 40. В данной статье, в частности, устанавливается предельное расхождение трансфертной цены с рыночной — не более чем на 20%. Но зачастую такое ограничение необходимо обойти в целях достижения запланированных показателей прибыльности сделки. В таком случае налоговые риски организации можно значительно минимизировать, следуя ряду правил.
Действующие законодательные нововведения
В текущем году относительно заключения договоров между контрагентами стали действовать следующие изменения и нововведения:
- В договоре запрещено отражать факты, которые искажают достоверные сведения или представляют неточные и неполные факты, в том случае, если такое действие может привести к уменьшению облагаемой налогом суммы дохода или прибыли контрагентов;
- В отдельных случаях допускается уменьшение имеющейся налоговой базы. К таким случаям могут относить сделки, оформляемые с целью неуплаты или возврата имеющейся суммы налога. Также к ним относят обязательства, которые исполняются лицом, являющегося контрагентом договора, заключенного с официальным налогоплательщиком, или тем, кому обязательство по исполнению сделки было передано на основании договора, доверенности или законодательного акта;
- Для уменьшения налоговой базы запрещается подписание сторонами каких-либо документов, которые будут противоречить действующему законодательству или идти в разрез с основными условиями соглашения;
- В соответствии с выпущенными методическими рекомендациями Следственного комитета России работники контролирующих органов имеют право получать следующую информацию: о лицах, на которых лежит ответственность за поставку товаров, услуг и прочих материальных ценностей, должностных лицах, принимающих от компаний ТМЦ, поставляющих товары и услуги, первичную документацию, должностях и сотрудниках, которые принимают все поступающие ТМЦ, а также о месте, в котором осуществляется подобное действие.
Проверка контрагентов
В первую очередь, риски связаны с контрагентами налогоплательщика. Последнее время налоговые органы довольно широко используют информацию по несуществующим налогоплательщикам и фирмам-«однодневкам». Практически ни один налогоплательщик не застрахован от того, что его могут причислить к категории недобросовестных по одной причине — он работает не с теми контрагентами. Заранее предугадать на момент заключения договора или осуществления сделки, что ваш контрагент подпадет в эту категорию, невозможно. А учитывая, что проверяемый период включает 3 года, предшествующие году проверки, то вероятность возникновения рисков возрастает.
Налоговые риски у налогоплательщиков при выявлении «проблемных» контрагентов возникают в виде непризнания расходов по налогу на прибыль, вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС). В качестве обоснования выдвигается довод, что сделка не была осуществлена, поэтому расходы учтены для целей налогообложения необоснованно, вычет НДС неправомерен. И если несколько лет назад такие факты выявлялись при выездных проверках не очень часто, возникали проблемы в части построения доказательной базы, то теперь дело поставлено «на поток».
В связи с повышенным вниманием налоговых органов к несуществующим поставщикам, фирмам-«однодневкам» некоторые налогоплательщики ведут «досье» контрагентов в целях снижения неблагоприятных налоговых последствий. Не допустимо заключение договоров с несуществующими фирмами, ведь шансы защитить свои интересы в суде при работе с незарегистрированными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отсутствуют полностью. Об этом свидетельствует и обширная арбитражная практика.
Риски предприятия по налогу на прибыль
Если налоговые риски, возникающие при заключении договора или при работе с НДС, касаются как юрлиц, так и ИП, то исключительно к налоговым рискам организации относятся налоговые риски по налогу на прибыль (при условии что организация работает на ОСНО).
В связи с налогом на прибыль риски возникают прежде всего в отношении обоснованности расходов, учитываемых в уменьшение базы по этому налогу. Роль здесь будут играть:
- наличие/отсутствие поставщиков, относимых к числу проблемных контрагентов, и сомнительных сделок;
- обоснованность цен, применяемых при сделках с поставщиками;
- соответствие затрат критериям возможности принятия их в состав расходов, в т. ч. в части ориентира на лимиты, установленные для этого;
- соотношение доходов и расходов, отражающееся в т. ч. на уровне рентабельности осуществляемой деятельности;
- обоснованность убытков предшествующих лет.
На аналогичные показатели придется ориентироваться и упрощенцам (как юрлицам, так и ИП), работающим с объектом «доходы минус расходы».
О том, какие расходы при УСН учитываются по правилам главы 25, читайте в статье «Перечень расходов при УСН “доходы минус расходы”».
Дополнительные ресурсы по проверке контрагентов: налоговых тайн будет меньше
В условиях действующего налогового законодательства для проверки контрагентов созданы вполне благоприятные условия. Например, сняты многие ограничения по раскрытию сведений, которыми располагают налоговые органы. Это важно, так как именно у налоговых органов сосредоточен большой массив существенной информации.
Теперь согласно новой редакции ст. 102 НК РФ не являются налоговой тайной многие сведения, которые ранее считались закрытыми. В частности, не являются тайными:
1) сведения о размерах недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Следует отметить, что ранее не считалась секретной только информация о совершении компанией налоговых правонарушений и о том, какие меры ответственности были к ней применены, без раскрытия конкретных сумм;
2) сведения о среднесписочной численности работников предприятия за прошедший календарный год;
3) сведения об уплаченных за прошлый год страховых взносах и налогах (по каждому налогу и сбору), кроме уплаченных в качестве налогового агента и при ввозе товаров из ЕАЭС;
4) информация о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Кроме того, все вышеуказанные сведения налогоплательщику не надо будет искать самостоятельно по разрозненным ресурсам, так как в соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ нетайная информация, которой владеют налоговые органы, размещается в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России.
Открытие специального сервиса для проверки контрагентов «Прозрачный бизнес» запланировано на 1 августа 2018 г. (приказ ФНС России от 30.05.2018 № ММВ-7-14/361@).
Раскрываемые сведения будут размещаться на сайте в течение 2018 г. поэтапно:
-
1 августа — данные о среднесписочной численности работников, спецрежимах, участии в консолидированной группе налогоплательщиков;
-
1 октября — сведения о доходах и расходах по данным бухгалтерской отчетности, о суммах уплаченных налогов, сборов, страховых взносов;
-
1 декабря — информация о нарушениях, недоимках, задолженностях по пеням и штрафам.
Какие риски могут возникнуть?
Никто не говорит, что предприниматель обязан работать без ошибок. Вести бизнес в современных условиях это уже риск и каждый предприниматель имеет право ошибаться, но при этом его должен защищать закон, а предприниматель должен действовать разумно и осмотрительно.
Существует большое количество видов рисков производственный, коммерческий, финансовый (кредитный), инвестиционный, рыночный и т.д.. Я не буду описывать все эти глобальные риски, а остановлюсь только на маленькой части рисков, которые могут возникнуть, если не уделить должного внимания к заключаемому договору.
- Риск не своевременного исполнения обязательств (не своевременной поставки, выполнения работ и т.д.)
К примеру, когда в договоре не прописан срок исполнения обязательств или прописан короткий срок «без запаса» времени на непредвиденные ситуации (поломка машины доставляющей товар и т.д.)
- Риск увеличения дебиторской задолженности.
Например: Вы в договоре предоставили большую отсрочку платежа, что в последствии может привести к увеличению дебиторской задолженности и не своевременному исполнению Ваших обязательств перед другими кредиторами (платеж по кредиту) и т.д.
- Риск возникновения убытков, неустоек, пеней, штрафов и т.д.
Скажем в договоре на Вашу сторону возложено много санкций «на все случаи жизни и за любую провинность».
Указана подсудность в другом городе, что может привести к увеличению судебных расходов на представителя, так как юристу нужно будет оплачивать дорогу и командировочные.
Возложены обязанности произвести такие действия, которые могут привести к большим финансовым затратам например: обязанность застраховать свою ответственность перед заказчиком. Получить разрешение на работы, которое в принципе должен получать заказчик, а не исполнитель.
Может быть возложена обязанность за соблюдение норм пожарной безопасности в помещении, что в последствии приведет к возложении административного штрафа на Вас как на арендатора этого помещения и т.д.
- Налоговые риски.
Например: Вы являетесь плательщиком НДС и подаете декларацию на возмещение НДС. Налоговая инспекция в ходе камеральной проверки декларации с НДС, может потребовать любые документы, подтверждающие заявленные вычеты. Это счета-фактуры; договора; первичные бухгалтерские документы и т.д. и налогоплательщик обязан выполнять законные требования налогового органа, в том числе в части представления документов, необходимых для контроля за исчислением и уплатой налога.
Иначе налоговый орган может отказать в возмещении НДС.
А теперь представьте, что в Вашем договоре не возложена ответственность на контрагента за предоставление тех или иных документов, которые Вы будете обязаны предоставить в налоговую? Что сделает налоговая в этом случае? Правильно, откажет Вам в возмещении НДС и доначислит налог на прибль! Деньги потеряны.
Еще, это может побудить налоговый орган для дальнейшей проверки, например: получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. То есть, использование в хозяйственной деятельности “фирм-однодневок”. Но об этом, мы поговорим подробней в другой статье.
И многое, многое другое….
Как можно минимизировать риски при заключении договора?
- Привлекать к разработке, проверке договоров, контрактов специалиста, юриста, адвоката;
- Проявление осмотрительности, анализ существующей проблемы, для достижения эффективного результата. Проверка своих контрагентов и т.д.;
- Прогнозирование направления развития рыночных условий (спроса и предложения и т.д.)
- Страхование рисков своей деятельности
- Резервирование денежных средств на возмещение непредвиденных расходов (резервный фонд)
Убедитесь, что Ваш контрагент не фирма-однодневка. Составьте внутренний регламент проверки контрагентов. Обратите внимание на поведение директора контрагента при личной встрече и во время подписания договора.
Например, может ли директор ответить на общие вопросы о своей компании (сколько лет существует фирма, какую деятельность ведет, где находится ее офис, с какими ключевыми контрагентами работает). Если директор не способен ответить на эти вопросы, то, возможно, он является «номинальным», а сама компания — однодневкой.
Пример
Организация представила в налоговую инспекцию документы для обоснования налогового вычета (договоры, счета-фактуры, накладные). Налоговики посчитали такой вычет незаконным, поскольку поставщики оказались фирмами-однодневками.
Суд подтвердил выводы проверяющих. Налогоплательщик и его сотрудники не проявили должной осмотрительности при выборе контрагентов (не собрали о компаниях информацию в ЕГРЮЛ и других источниках, не провели личных встреч с их руководством).
Риски, связанные с заключением посреднических договоров
Как было отмечено выше, действующим законодательством достаточно четко прописаны правовые основы посреднических договоров. Однако практика показывает, что заключение таких договоров может привести к серьезным налоговым последствиям — в тех случаях, когда их положениями не предусмотрены некоторые очень важные моменты.
В их числе мы можем выделить несколько основных «контрольных точек», которые должны быть под пристальным вниманием как лиц, ответственных за договорную деятельность в компаниях, так и сотрудников бухгалтерских служб.
Для начала отметим, что в текст посреднического договора не должны быть включены положения, которые противоречат природе посреднических взаимоотношений.
По этому поводу в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС отмечено, что «к условиям договора, противоречащим природе посреднических сделок, могут относиться условия об оплате переданного товара не позднее определенного срока, условия договора, свидетельствующие об исполнении договора за счет комиссионера, и другие аналогичные положения».
В данном случае риск споров с налоговыми органами возникает прежде всего у поставщика. Ведь в случае переквалификации агентского соглашения в договор купли-продажи представители фискальных органов могут предъявить компании претензии, связанные с занижением налоговой базы по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость в налоговом периоде основываясь на несвоевременном отражении выручки.
В качестве примера судебной практики по рассмотрению судами дел, связанных с переквалификацией посреднических договоров, можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2014 № Ф07-4526/2014 по делу № А21-7267/2013. Суть претензий налоговых органов сводилась к тому, что предприятие включило в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость, только стоимость реализации услуг по передаче тепловой энергии, а не всю стоимость поставленной потребителям энергии, ссылаясь на заключение с теплоснабжающей организацией агентских договоров на подачу энергии через присоединенную сеть. Суд поддержал в споре фискальные органы, отметив правомерность доначислений сумм налога на добавленную стоимость компании, посредством переквалификации агентских договоров на договоры купли-продажи (поставки) тепловой энергии.
С другой стороны, по причине несвоевременного представления отчетов, у заказчика возникают риски несвоевременного отражения суммы выручки, что может привести к доначислениям сумм налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
Здесь нельзя обойти вниманием тот факт, что в случае заключения посреднических договоров, заказчик отражает выручку на основании полученного от посредника отчета. Обязанность представления таких отчетов прямо предусмотрена нормами ст. 999 и 1008 ГК РФ.
Вместе с тем, ст. 316 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) закреплено, что если реализация производится через комиссионера, то налогоплательщик-комитент определяет сумму выручки от реализации на дату реализации на основании извещения комиссионера о реализации принадлежащего комитенту имущества. При этом комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежавшего ему имущества. Таким образом, момент передачи отчета заказчику лучше всего четко прописать в договоре учитывая нормы НК РФ.
Кроме того, при всех очевидных достоинствах заключения посреднических договоров в процессе осуществления реальной хозяйственной деятельности, с позиции налоговых органов они нередко представляют собой инструмент налоговой оптимизации, налогового планирования.
Прежде всего это вызвано сложившейся практикой, при которой разделение функций принципала и агента (если речь идет об агентском договоре) носит притворный характер с целью уменьшить обязательства компаний перед бюджетом по налогам и сборам.
Очень часто, в ходе осуществления мероприятий налогового контроля, представители фискальных органов пытаются доказать необоснованность включения в состав затрат, формирующих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль сумм вознаграждений, выплаченных посреднику на основании заключенного договора опираясь на такие обстоятельства как применение посредником специального налогового режима либо наличие у посредника признаков «фирмы-однодневки».
Согласно опубликованному ФНС России Приказу, одним из признаков ведения финансово-хозяйственной деятельности, характеризующейся высоким налоговым риском, является именно наличие договорных отношений с «фирмами-однодневками». По мнению налоговых органов, сделки с таким контрагентом могут быть признаны сомнительными, что неминуемо приведет к доначислениям. В этой связи за налогоплательщиком закрепляется обязанность по проявлению должной осмотрительности при выборе контрагента с тем, чтобы сделки, заключенные с ним, не вызвали сомнений в их деловой цели и отсутствии намерений в получении необоснованной налоговой выгоды.
Судебная практика по данному вопросу формируется далеко не всегда в пользу налогоплательщика.
Например, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2017 № 10АП-1533/2017 по делу № А41-69826/16 говорится о безуспешной попытке налогоплательщика оспорить решение налоговых органов, по которому компания должна была доплатить у бюджет недоимку по налогу на прибыль, размер которого, по мнению специалистов ФНС, был неправомерно занижен путем включения в состав затрат расходов на выплату вознаграждения посреднику.
В ходе выездной проверки ими было установлено, что указанное вознаграждение было выплачено, некой компании, с которой был заключен агентский договор, предметом которого являлся поиск покупателей земельного участка.
Для подтверждения права налогоплательщика на уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму произведенных затрат, понесенных в связи с оплатой услуг агента, проверяющими в рамках выездной налоговой проверки был проведен комплекс контрольных мероприятий, в ходе которых было установлено, что агентом выступала компания, фактически не оказавшая агентских услуг налогоплательщику.
Также она не вела финансово-хозяйственную деятельность, а полученные от налогоплательщика денежные средства перечислялись на счета фирм, также не ведущих финансово- хозяйственной деятельности, не имеющих персонала, не выплачивающих вознаграждение физическим лицам, не имеющих каких-либо активов для ведения хозяйственной деятельности.
Как указано в решении апелляционной инстанции, представителем налогоплательщика не были представлены доказательства проявления должной осмотрительности в отношении компании-агента, полученные до даты заключения анализируемого агентского договора. По итогам рассмотрения данного дела, суд поддержал налоговую инспекцию.
Рассматривая данный вопрос, нельзя ставить без внимания информацию, доведенную до сведения налогоплательщиков в одном из Писем ФНС России, в котором помимо прочего уделено пристальное внимание схемам финансово-хозяйственной деятельности с использованием «цепочки контрагентов» без наличия деловой цели.
По мнению налоговых органов, ведение бизнеса с использованием большого числа посредников может свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды.
Причем в самом Письме налоговые органы достаточно подробно описывают то, каким образом выглядит данная схема. Принципал в рамках осуществления своей основной деятельности номинально привлекает Агента для выполнения определенных задач, в частности, для поиска клиентов. Агентское вознаграждение связано с доходом, полученным в связи с выполнением контрактов с найденными Агентом заказчиками. При этом фактический поиск заказчиков, подготовка контрактов, ведение переговоров с заказчиком осуществляют должностные лица Принципала.
Функция Агента фактически сводится к созданию документооборота, подтверждающего фиктивные затраты по выплате агентского вознаграждения. Представленная схема приводит к получению Принципалом необоснованной налоговой выгоды в виде включения в расходы затрат по фиктивным агентским договорам и занижению налога на прибыль организаций.