- Договорное право

Транспортный налог: кому и сколько платить, а кто от него освобожден?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог: кому и сколько платить, а кто от него освобожден?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Госпошлины больше не будет. Её упразднят, а вместо неё введут транспортный налог. Суть в названии. Если сейчас надо заплатить за допуск к участию в дорожном движении, то в будущем — непосредственно за сам факт владения транспортным средством. Или средствами. Чем их больше, тем выше расходы. Сродни налогу на роскошь. В то же время новый налог коснется и владельцев так называемого автохлама. Машина зарегистрирована в Государственной автомобильной инспекции МВД? Значит, является объектом налогообложения. Не имеет значения, что она, например, давно не эксплуатируется или используется только несколько месяцев в году.

Порядок исчисления налога

Годовая сумма транспортного налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (ст. 307-7 НК).

При возникновении (наличии) в течение налогового периода объекта налогообложения транспортный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:

  • произведена государственная регистрация транспортного средства;

  • истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.

Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство было снято с учета.

Плательщики-организации за I–III кварталы текущего налогового периода исчисляют и уплачивают авансовые платежи в размере 1/4 суммы транспортного налога, исчисленной исходя из ставки транспортного налога и наличия транспортных средств:

  • на 1 января текущего года – за I квартал;
  • на 1 апреля текущего года – за II квартал;
  • на 1 июля текущего года – за III квартал.

Освобождение от налогообложения

Освобождаются от транспортного налога транспортные средства:

  • в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;

  • снятые с учета до 1 июля 2021 г.;

  • выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК;

  • организаций, законсервированные в порядке, установленном Совмином.

Главная новация — уплату налога отвяжут от прохождения техосмотра.

«Таким образом, будет решен вопрос привлечения к финансированию расходов государства на создание и развитие дорожной инфраструктуры тех владельцев транспортных средств, которые в настоящее время уклоняются от уплаты государственной пошлины и, соответственно, от прохождения технического осмотра», — пояснил первый заместитель министра финансов Дмитрий КИЙКО.

Сумма налога зависит от разрешенной максимальной массы автомобиля. Что касается мотоциклов, караванов, то налог будут взимать за единицу транспорта – 41 рубль.

– Для легкового автомобиля весом не более полутора тонн ставка налога составит 61 рубль. В диапазоне от 1,5 до 1,75 тонн ставка подрастет на 20 рублей. А вот за автобус с числом посадочных мест свыше 40 придется отдать 447 рублей, – привели пример в ведомстве.

В этом году оплачивать транспортный налог в полном объеме не придется, так как действует своеобразный переходный период. Впрочем, некоторым автомобилистам произвести частичную оплату все же нужно будет. В частности, тем, кто по состоянию на 1 января 2021 года не получил разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого нужно было уплатить пошлину. Авансовый платеж в этом случае составит 29 рублей за легковушку, 20 рублей за мотоцикл или прицеп. Доплату потребуется произвести не позднее 15 ноября 2022-го. Налоговые органы пришлют извещение.

Если автовладелец ранее уже оплатил дорожный сбор, в таком случае авансовый платеж не обязателен. От него освобождаетесь в случае, если оплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении до 1 января 2021 года.

– Транспортный налог таким лицам будет исчислен налоговым органом пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения, – уточнили в министерстве.

Проще говоря, если вы уплатили пошлину на допуск к участию в дорожном движении в декабре 2020-го сразу на два года вперед, то транспортный налог вам начнут начислять только по окончании его действия – с января 2023-го.

Читайте также:  Могут ли приставы забрать машину за долги

Кто должен платить транспортный налог

Когда обсуждались различные варианты оплаты за дороги, чиновниками различного уровня много говорилось о справедливости размера дорожного сбора и взимании платы пропорционально времени пользования дорогами, с возможностью помесячной оплаты. По факту получилось, что новый транспортный налог с 2021 года в Беларуси будут платить все собственники транспортных средств, зарегистрированных в базе ГАИ МВД РБ. Так как в проекте закона «Об изменении Налогового кодекса», указано, что плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Госавтоинспекции. Рассчитывать налог будут местные налоговые инспекции по месту регистрации собственника транспорта.

Чтобы было понятно расшифруем, что написано «сухим» канцелярским языком: платеж придется вносить физлицам и организациям, причем независимо от того, участвует авто в дорожном движении или нет. Получается если у вас есть автомобиль придется платить. Есть две машины — платишь за две. Владеете автопарком — будете платить налог за каждое транспортное средство, даже если ездите только на одном.

Наряду с этим, как рассказал первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко на расширенном заседании Палаты представителей по бюджету и финансам, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Ставка налога на транспорт в сравнении с действовавшим размером госпошлины снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Предусмотрена более глубокая градация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 т, путем применения шага 250 кг вместо 500 кг. Это более равномерно увеличивает ставки налога с ростом массы автомобиля, то есть для отдельных категорий произойдет дополнительное снижение платежа.

При передаче транспортного средства в финансовую аренду с правом выкупа (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть физическое лицо или организация, купившие машину в лизинг.

Срок и порядок уплаты налога на транспорт

Платить транспортный налог частным владельцам придется один раз в год. Извещения с размером платежа будет рассылать налоговая инспекция по месту регистрации собственника транспорта.

Извещения будут приходить ежегодно не позднее 1 сентября года следующего за истекшим налоговым периодом. Оплачивать налог необходимо ежегодно не позднее 15 ноября.

После отмены дорожного сбора и введения транспортного налога, 2021 год будет переходным. Поэтому сумма налога, которую нужно внести в 2021 году для всех собственников транспорта — физических лиц составит одну базовую величину. Размер базовой величины в Беларуси на сегодняшний день, смотрите по ссылке.

Все владельцы транспортных средств получат до 1 ноября уведомления из налоговой инспекции, оплачивать налог нужно не позднее 15 декабря.

Это будет авансовый платеж. Его зачтут в 2022 году при уплате налога за 2021 год с учетом фактического времени владения физлицами транспортными средствами. Сколько нужно доплатить вы узнаете из извещения из налоговой инспекции, которое придет до 1 сентября 2022 года. Внести доплату необходимо до 15 ноября 2022 года.

Извещение об уплате транспортного налога за 2022 год пришлют до 1 сентября 2023 года, срок его оплаты – до 15 ноября 2023 года.

Как и кто будет контролировать уплату налогового платежа

Ранее, когда планировалось отвязать дорожный сбор от техосмотра и рассматривались различные варианты взимания налога за дороги, самой большой проблемой была система контроля за уплатой.

Предполагалось выявлять неплательщиков с помощью камер фото и видео фиксации. Нарушителям, участвующим в дорожном движении без уплаты налога за дороги, планировали присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за превышение скоростного режима.

Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, а не госпошлине, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, вы плательщик налога. При неуплате начисляется пеня.

Не исключено и привлечение к административной ответственности за неуплату или неполную уплату суммы налога. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.

Каких изменений стоит ждать в 2020 году

Ежегодно количество автомобилей, проходящих техосмотр, сокращается на 15-20 %, в то время как количество участников дорожно-транспортного движения растет. Объяснить это легко: владельцы автомобилей избегают прохождения техосмотра из-за привязки к нему уплаты транспортного налога.

Не каждый автолюбитель способен внести одновременно всю сумму госпошлины и плату за техосмотр. Поэтому, в ущерб безопасности на дороге, часть водителей не проводят технический осмотр своих автомобилей. Они считают более предпочтительным получить штраф, который обычно в разы меньше самого дорожного сбора.

Госпошлина на транспорт имеет место во многих странах мира. В России она рассчитывается по мощности движка, Казахстане – по объему двигателя, Латвии – по объему выброса газов в атмосферу, Германии – по объему выброса газов, расходу бензина или весу (для электрокаров). А вот, например, в США дорожный сбор вложен в цены на бензин.

Представители власти уже давно поняли, что необходимы капитальные изменения в системе налогообложения собственников автотранспорта за пользование дорожными сетями. Еще в октябре 2018 года премьер-министр Беларуси Сергей Румас сообщил, что уплату транспортного налога в 2019 году отвяжут от техосмотра и разрешат автовладельцам оплачивать взнос по месяцам, по заявительному принципу.

Размер (ставка) транспортного налога для физических лиц в 2022 году

Категория транспортных средств

Ставка налога, рублей

Легковой автомобиль с разрешенной максимальной массой (в тоннах):
до 1,5 т. (включительно) 61,0
от 1,5 т. до 1,75 т. 81,0
от 1,75 т. до 2,0 т. 102,0
от 2,0 т. до 2,25 т. 122,0
от 2,25 т. до 2,5 т. 142,0
от 2,25 т. до 3,0 т. 162,0
свыше 3,0 т. 223,0
Прицеп с разрешенной максимальной массой (в тоннах):
до 0,75 т. 41,0
свыше 0,75 т. 223,0
прицеп-дача (караван) 41,0
Грузовой автомобиль (автомобиль-тягач) седельный тягач, грузопассажирский автомобиль с разрешенной максимальной массой:
до 2,5 т. 162,0
от 2,5 т. до 3,5 т. 345,0
от 3,5 т. до 12 т. 447,0
более 12 т. 508,0
седельный тягач 406,0
Автобусы с числом посадочных мест:
до 20 мест (включительно) 244,0
от 21 до 40 мест (включительно) 345,0
свыше 40 мест 447,0
Мотоцикл (всех видов) 41,0

Как рассчитывается сумма налога?

По словам депутата, ставки транспортного налога установлены исходя из разрешенной максимальной массы, вместимости или на одну единицу транспортного средства. Введенный транспортный налог для физических лиц по сравнению с действующей величиной госпошлины снижен на 25 процентов. Кроме того, для легковых автомобилей, имеющих разрешенную массу от 1,5 тонны до 2,5 тонны, произведена дополнительная дифференциация ставок с шагом 250 кг, а не 500 кг, как это было ранее. «При отсутствии сведений о разрешенной максимальной массе транспортного средства ставки транспортного налога устанавливаются в размере минимальной ставки такого налога для соответствующего типа транспортного средства», — уточняет депутат Сергей Стельмашок. По его словам, оплачивать транспортный налог нужно будет ежегодно за фактический период владения автотранспортом в календарном году.

Людмила Нижевич приводит пример. Машина снята с учета и продана в июле. Соответственно, предыдущий ее собственник перестает уплачивать налог с первого числа месяца, следующего за месяцем (в данном случае с 1 августа), в котором транспортное средство снято с учета. Следовательно, новому владельцу налог начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем регистрации.

Вариант 1 – ежемесячная уплата дорожного налога

Первый из вариантов давно обсуждаемый – это ежемесячная уплата сбора за допуск к участию в дорожном движении, позволяющая автовладельцу осуществлять платеж только в тот период, в котором он использует дорожную инфраструктуру страны, т.е. фактически пользуется автомобилем. Инициаторы даже предлагали снижение размера уплаты на 20% при оплате за календарный год.

Данная концепция давно обсуждалась в кругах автовладельцев. О вводе такой системы сбора дорожного налога с 1 апреля 2019 года даже сообщали должностные лица разного уровня. Но в последствии стало понятно, что техническая база контроля за уплатой данного сбора не готова заработать в указанные сроки. Кроме того, многочисленные автовладельцы, прежде всего пенсионеры, которые пользуются автомобилем лишь несколько раз в году были возмущены, тем, что за одно-двух разовый проезд по автодорогам должен оплачиваться наравне с теми кто пользуется транспортным средством ежедневно.

Транспортный налог (дорожный сбор) в 2019 году – государственная пошлина, взимаемая за право допуска автомобиля к участию в дорожном движении, обязательная к уплате физическими и юридическими лицами, владеющими транспортными средствами. Основная его цель – финансирование ремонта и строительства дорог в РБ. Уплата данного налога – обязательное условие прохождение государственного техосмотра транспортных средств. (Закон Республики Беларусь № 96-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» от 31 декабря 2013)

Каким будет размер налога

Для тех, кто работает с физлицами, налог составит 10%. Такая же ставка для работающих с юрлицами, но до определенного размера выручки (60 тысяч рублей), а после обозначенного порога налоговый сбор будет в два раза выше — 20%. Повышенный налог будут взимать с суммы превышения, то есть с того, что больше 60 тысяч рублей.

Как ранее поясняли в МНС, новый налог — это альтернатива уплате подоходного налога и страховых взносов в ФСЗН. «Эти ставки будут включать не только налоги, но и отчисления в фонд социальной защиты. То есть любой самозанятый гражданин, который будет пользоваться этим режимом, не только оплатит налоги государству, но и будет накапливать на свою будущую пенсию, на свой страховой стаж», — уточняли в МНС.

Читайте также:  Индексация пенсий в 2023 году: на сколько повысят, последние новости

В Минтруда ранее поясняли, что 60% этого налога будет направляться в бюджет ФСЗН на пенсионное страхование.

Сейчас размер единого налога для физлиц, которые работают без ИП, зависит от города и вида деятельности.

Размер ставок транспортного налога

Физлицам:

Вес ТС Сумма (BYN)
До 1,5 т 61
1,5 т — 1,75 т 81
1,75 т — 2 т 102
2 т — 2,25 т 122
2,25 т — 2,5 т 142
2,5 т — 3 т 162
свыше 3 т 223
мотоцикл 40

Сумма транспортного налога определяется исходя из количества транспортных средств и зависит от:

  • вида транспортного средства: легковой, грузовой, мотоцикл и т.д.;
  • разрешенной максимальной массы;
  • вместимости транспортного средства;
  • принадлежности транспортного средства физическому или юридическому лицу.

Примечание:

При отсутствии сведений о разрешенной максимальной массе транспортного средства ставки транспортного налога устанавливаются в размере минимальной ставки такого налога для соответствующего типа транспортного средства.

Транспортный налог рассчитывается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:

  • произведена регистрация транспортного средства в ГАИ;
  • истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.

Какие ставки транспортного налога в год предусмотрены для физических и юридических лиц?

Ставки транспортного налога в 2021 установлены в приложении 27 Особенной части Налогового кодекса РБ.

Вид транспортного средства

Ставки транспортного налога, рублей

ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ за:

1. легковой автомобиль, имеющий разрешенную максимальную массу:

не более 1 тонны

162

более 1 тонны, но не более 2 тонн

209

более 2 тонн, но не более 3 тонн

255

более 3 тонн

325

2. прицеп, имеющий разрешенную максимальную массу:

не более 0,75 тонны

116

более 0,75 тонны

278

3. прицеп-дачу (караван)

116

4. грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль, имеющие разрешенную максимальную массу:

не более 2,5 тонны

278

более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

394

более 3,5 тонны, но не более 12 тонн

510

более 12 тонн

580

5. автобус с числом посадочных мест:

до 20 включительно

278

от 21 до 40 включительно

394

свыше 40

510

6. мотоцикл

70

7. седельный тягач

464

ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ за:

1. легковой автомобиль, имеющий разрешенную максимальную массу:

не более 1,5 тонны (а также за легковой автомобиль в отношении которого отсутствует информация о разрешенной максимальной массе)

61

более 1,5 тонны, но не более 1,75 тонны

81

более 1,75 тонны, но не более 2 тонн

102

более 2 тонн, но не более 2,25 тонны

122

более 2,25 тонны, но не более 2,5 тонны

142

более 2,5 тонны, но не более 3 тонн

162

более 3 тонн

223

2. прицеп, имеющий разрешенную максимальную массу:

не более 0,75 тонны

41

более 0,75 тонны

223

3. прицеп-дачу (караван)

41

4. грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль, имеющие разрешенную максимальную массу:

не более 2,5 тонны

162

более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

345

более 3,5 тонны, но не более 12 тонн

447

более 12 тонн

508

5. автобус с числом посадочных мест:

до 20 включительно

244

от 21 до 40 включительно

345

свыше 40

447

6. мотоцикл

41

7. седельный тягач

406

Что такое транспортный налог и зачем он нужен?

Еще в 2016-ом году на трое белорусов приходился как минимум 1 личный автомобиль. Примените эту нехитрую статистическую выкладку к общему количеству населения страны — и поймете, что ежедневно дорожные просторы Беларуси бороздят около 3 миллионов единиц автомобилей. И это принимаются в расчет только личные авто — к полученной цифре можно смело добавлять и те транспортные средства, которые числятся на балансе у различных предприятий.

Конечно, такой интенсивный трафик наносит непоправимый урон имеющимся дорогам, и правительство Беларуси как раз и попыталось решить этот вопрос введением вышеупомянутой государственной пошлины. Юридически она закреплена в Налоговом кодексе РБ в 249-ой статье – читайте пункт 1.64. Вырученные средства направляются в республиканский и местный бюджеты на строительство новых дорог и ремонт уже существующих.

Сам документ хранится на национальном интернет-портале: вы в любой момент можете с ним ознакомиться.

Да, с точки зрения законодательства, так называемый транспортный налог, или дорожный сбор — это упрощенное и распространенное обозначение «выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении».

Только после того, как вы уплатили пошлину, ваш автомобиль допускается к прохождению техосмотра. Именно эта привязка и вызвала возмущение у многих автовладельцев, для которых одновременная выплата нового налога и стоимости техосмотра стала ощутимым ударом по семейному бюджету.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *